Доклад "Проектная деятельность в работе классного руководителя"
статья на тему
Предварительный просмотр:
МБОУ «ООШ с. Красноармейское Калининского района Саратовской области»
ШМО классных руководителей
Доклад: Проектная деятельность в работе классного руководителя.
Докладчик: Васина О.А.
"Единственный путь, ведущий к знаниям, - это деятельность". Бернард Шоу |
Вечным законом да будет: учить и учиться всему через примеры, наставления и применение на деле. Ян Амос Коменский |
Мы все родом из детства. Вспоминая детство, каждый взрослый человек часто воспроизводит события, связанные с его жизнью в школьные годы. Добрая память остается о том педагоге, с которым были радостные минуты общения, который помогал в решении проблем, в выборе жизненного пути, был интересной личностью. Чаще всего – это классный руководитель. Он действительно ближе всех стоит к ребенку в педагогическом коллективе школы. Проблемы здоровья, поведения, учебы, взаимоотношений с одноклассниками, учителями-предметниками, организация досуга школьников и многое другое являются сферами заботы классного руководителя. Поэтому можно сказать, что он – одна из ключевых фигур в процессе развития и саморазвития ребенка, становления его мировоззрения. Те, кто сегодня работает в школе, прекрасно понимают, что прежде всего самые большие затраты – психологические и физические – ложатся на классного руководителя. Мы все хорошо знаем предмет, и для нас не составляет труда провести урок, но эмоциональные составляющие классной жизни надо прочувствовать.
Цель деятельности классного руководителя - это создание условий для успешной самореализации и саморазвития личности, обучающихся в обществе.
Современное общество ставит перед школой задачу подготовки школьника не только знающего, а умеющего творчески мыслить, самостоятельно добывать и применять знания, способного принимать нестандартные решения.
Мария Мантессори сформулировала один из своих принципов так: “Помоги мне это сделать самому, ничего не делая за меня, направь в нужное русло, подтолкни к решению, а остальное я сделаю САМ!”
Чтобы осуществить этот принцип развития, требуются новые методы в деятельности учителя, классного руководителя. Необходим такой метод, который бы формировал активную, самостоятельную и инициативную позицию учащегося, развивал бы исследовательские, самооценочные и рефлексивные навыки, нацеливал бы на развитие познавательного интереса учащихся и реализовывал бы принцип связи обучения с жизнью.
В настоящее время в российском образовании существует ряд технологий продуктивного обучения. Это и проблемное обучение, и технология деятельностного метода, и информационные технологии и, несомненно, проектная деятельность, основанная на методе проектов.
Сущность метода проектов - стимулирование интереса детей к обучению через организацию их самостоятельной деятельности, постановки перед ними целей и проблем, решение которых ведет к появлению новых знаний и умений.
В продуктивном обучении метод проектов используется для развития творчества, познавательной активности, самостоятельности, построение индивидуальных образовательных маршрутов.
Проект – план, замысел, в результате которого автор должен получить что-то новое: продукт, программу, отношение, модель, книгу, фильм, сценарий и т.д.
Что такое проект для ученика? Это возможность творчески раскрыться, проявить себя индивидуально или в коллективе. Проект – это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной самим учащимся.
Что такое проект для учителя? Проект – это интегративное дидактическое средство развития, обучения и воспитания, которое позволяет вырабатывать и развивать специфические умения и навыки проектирования.
Проект даёт учащимся опыт поиска информации, практического применения самообучения, саморазвития, самореализации и самоанализа своей деятельности. Проектная деятельность школьников способствует развитию общеучебных навыков.
Первое – это социальные навыки. Умение работать в группе, сотрудничать, умение принимать и выполнять определённую роль: быть лидером или исполнителем, умение выстраивать свои отношения с людьми, которые тебя окружают.
Следующие навыки – коммуникативные: учиться не только говорить, но и важно научиться умению слушать, принимать другое мнение и спокойно отстаивать своё.
Навыки, которые формируются в ходе проектной деятельности – это и мыслительные навыки. Дети учатся анализировать, обобщать, сравнивать, классифицировать и т.д.
Навыки, тесно связанные с мыслительными – это исследовательские навыки: учиться проводить исследование, уметь наблюдать, выявлять, соотносить.
Учебный проект, как комплексный и многоцелевой метод, имеет большое количество видов и разновидностей. Рассмотрим самую основную, определяющую содержательную специфику каждого проекта.
По доминирующей деятельности учащихся различают проекты:
Исследовательский – по структуре напоминает подлинно научное исследование; он включает обоснование актуальности избранной темы, обозначение задач исследования, обязательное выдвижение гипотезы с последующей ее проверкой, обсуждение полученных результатов, при этом используются методы современной науки: лабораторный эксперимент, моделирование, социологический опрос и другие;
Творческий – предполагает максимально свободный и нетрадиционный подход к оформлению результатов. Это могут быть альманахи, театрализации, спортивные игры, произведения изобразительного или декоративно-прикладного искусства, видеофильмы и т.п.;
Игровой (ролевой) – Разработка и реализация такого проекта наиболее сложна. Участвуя в нем, проектанты берут на себя роли литературных или исторических персонажей, выдуманных героев и т.п. Результат проекта остается открытым до самого окончания;
Информационный – направлен на сбор информации о каком-то объекте, явлении с целью ее анализа, обобщения и представления для широкой аудитории; результатом такого проекта может быть и создание информационной среды класса или школы;
Социально-значимый (практико-ориентированный) – нацелен на социальные интересы самих участников проекта или внешнего заказчика, продукт заранее определен и может быть использован в жизни класса, школы, микрорайона, города, государства.
А теперь остановимся на этапах работы над проектом:
мотивационный, планирующе – подготовительный, информационно-операционный, рефлексивно-оценочный.
1 этап – мотивационный.
Здесь важно для учителя создать положительный мотивационный настрой. Проблема, которую должны решить учащиеся, должна быть актуальной и интересной. На данном этапе формулируется тема и определяется результат, продукт.
Роль учителя велика на первом и последнем этапах. И от того, как учитель построит первый этап – этап погружения в проект, - зависит судьба проекта в целом. Здесь есть угроза свести работу над проектом к формулированию и выполнению задания по самостоятельной работе учащихся.
Проведение демонстрационного занятия: мотивационный этап проекта.
2 этап – планирующе - подготовительный.
Идёт разработка замысла проекта, формулируются задачи, план действий, согласовываются способы совместной деятельности, делятся на группы.
3 этап - информационно- операционный.
Здесь идёт реализация проекта. Собирается материал, вся информация перерабатывается, сортируется. Роль учителя на этом этапе координировать, наблюдать, давать рекомендации, проводить консультации.
4 этап - рефлексивно-оценочный.
Защита проекта, коллективное обсуждение результата, самооценка деятельности. Этот этап очень важный, решает несколько задач: развитие научной речи, возможность продемонстрировать свои достижения, пополнение знаний.
Наша копилка проектов пополняется из года в год. Но так как школа наша маленькая чаще всего мы работаем над проектами (не считая предметные) все вместе. Это ряд творческих проектов: «Мое село», коллекция мини-плакатов по предупреждению правонарушения ПДД, «Если есть семья – значит, счастлив я», проектная работа «Герои былых времен» и т.д
В заключение хочется отметить, что нельзя не согласиться с мнением отечественных и зарубежных педагогов и психологов, согласно которому «проектное обучение не должно вытеснять классно-урочную систему и становиться некоторой панацеей, его следует использовать как дополнение к другим «видам прямого или косвенного обучения».
Тем не менее, на мой взгляд, проектный метод – это хорошая альтернатива традиционной системе воспитания, это способ выйти за пределы воспитательного мероприятия с вопросами, связанными с дальнейшей социализацией учащихся.
И, как показывает опыт работы, метод творческих проектов наряду с другими активными методами обучения позволяет эффективно развивать творческую, неординарную личность. Использование проектной деятельности в воспитании в современной школе становится все более актуальной. И не случайно, ведь при помощи проекта можно реализовать все воспитательные, развивающие задачи, стоящие перед классным руководителем. Метод проектов позволяет интегрировать различные виды деятельности, делая процесс обучения и воспитания более увлекательным, более интересным и поэтому более эффективным.
Проектный метод — один из компонентов системы методов, относящийся к педагогическим технологиям, которые могут успешно интегрироваться в воспитательный процесс.
Список литературы:
Литература:
1.Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. – М.: Народное образование, 2001.
2.Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / Под ред. Е.С.Полат.- М., 2000.
3.Сальникова Т.П. Педагогические технологии. - М.,2005.
11.Масленникова А.В. Материалы для проведения спецкурса «Основы исследовательской деятельности учащихся». //Практика административной работы в школе, 2004, №5.
12.Землянская Е. Учебные проекты в экономической подготовке школьников.// Народное образование, 2006,
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проектная деятельность в работе классного руководителя
Расссмотрены различные варианты использования проектной деятельности при работе с классом....
«Социально-проектная деятельность в работе классного руководителя»
Теоретические основы социально-проектной деятельности в работе классного руководителя. 1. Понятие о социально-проектной деятельности2. Цели, задачи...
Проектная деятельность в работе классного руководителя
Проектная деятельность в работе классного руководителя. Классификация проектов, основные требования, этапы выполнения....
Проектная деятельность в работе классного руководителя.
В современном информационном обществе требуется новый человек, который не только вооружен знаниями, но который по-новому относится к процессу познания, к добытым знаниям и умеет их применять для решен...
«Проектная деятельность в работе классного руководителя 5 класса в решении задач социализации и профориентации младших подростков»
Представлен опыт работы по организации проектной деятельности в работе по профориентации....
Проектная деятельность в работе классного руководителя
выступление на педсовете...
Использование проектной деятельности в работе классного руководителя
Проект "О вреде курения"10 Б класс...