Разработка классного часа «Азбука общения»
методическая разработка (5 класс)
Разработка классного часа предполагает работу над формированием у детей коммуникативных навыков, навыков позитивного общения, умения понимать себя и других.
Она знакомит с основными правилами общения;
Помогает формировать положительные оценки таких качеств, как тактичность, доброжелательность, терпимость к мнению других;
Кроме того, способствует развитию умения слушать, понимать, сопереживать.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
azbuka.doc | 44.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа
Разработка классного часа
«Азбука общения»
Разработку выполнила
классный руководитель 5 «Б»кл
Панько С.В.
г. Приморско – Ахтарск
2016 г.
Цели:
- формирование у детей коммуникативных навыков, навыков позитивного общения, умения понимать себя и других;
-ознакомление с основными правилами общения;
-формирование положительной оценки таких качеств, как тактичность, доброжелательность, терпимость к мнению других;
-развитие умения слушать, понимать, сопереживать.
Оборудование:
- приготовить альбомные листочки с надписью: «Путевой лист» по количеству экипажей;
- приготовить квадраты из бумаги разного цвета, разрезать на число участников экипажей.
- на доске записать качества, которые украшают человека: умный, любознательный, эрудированный, разносторонний, мудрый, рассудительный, толковый, трудолюбивый, старательный, добрый, мягкий, деликатный, тактичный, вежливый, воспитанный, интеллигентный, душевный, сердечный, отзывчивый, честный, прямой, искренний, справедливый, надежный товарищ, бескорыстный, скромный, веселый, красивый, милый, симпатичный, аккуратный.
Ход классного часа
1. Беседа на тему: «Общение».
Классный руководитель: Ребята, наш сегодняшний классный час будет посвящен общению.
- Как вы считаете, можем ли мы прожить, не общаясь с другими людьми?
Примерные ответы:
- дома мы общаемся с членами своей семьи.
- мы ходим в школу.
- потом мы будем работать, общаться с другими людьми на работе.
- даже если мы окажемся в кабине космического корабля, мы будем общаться по радио с Центром управления полетом.
Классный руководитель: Да, вы правы, человек не может прожить без общения с другими людьми. Но общаться можно по-разному. Ссора, ругань, драка – это ведь тоже общение. Нравится ли вам такое общение?
Как вы понимаете слова «деликатность», «тактичность»? хотели бы вы, чтобы с вами обращались деликатно, тактично?
Дети дают ответы, они обсуждаются, комментируются; тактичность и деликатность – это душевная тонкость, нежность, вежливость.
Что значит, по – вашему, «возлюбить ближнего»?
Примерные ответы:
- принять его таким, какой он есть;
- найти в нем что-то хорошее;
- простить ему какие-то недостатки;
- пожалеть его;
- сочувствовать ему.
2. Лекция «Золотые правила общения».
Классный руководитель: Действительно, ребята, тысячами нитей связаны мы с другими людьми. От этих людей зависят наши успехи в учебе, работе, наше здоровье и даже сама жизнь. Поэтому человеку обязательно нужно научиться общению.
Несколько лет назад большую популярность получила книга американского психолога Дейла Карнеги «Как завоевать друзей и оказывать влияние на людей». В этой книге автор дает простые правила:
- как понравиться окружающим;
- как стать популярным;
- как заставить людей выполнять твои желания.
Но многие читатели обнаружили, что, выполняя эти правила, человек просто манипулирует другими людьми, то есть использует их в своих целях. Иногда люди поддаются на эти уловки, но крепкой дружбы, глубокого уважения, искренней привязанности с помощью этих правил добиться трудно. И человек чувствует себя одиноким и опустошенным.
Для полноценного общения нужны другие, более трудные и более серьезные правила.
Мы живем в России. Это страна тысячелетней христианской традиции. По каким правилам общались друг с другом наши предки? Этих правил всего 2. и вытекают они из Евангелия. Правило первое: «Возлюби ближнего как самого себя». Второе правило: «Всегда поступай с другими так, как ты хотел бы, чтобы поступали с тобой».
Легко ли выполнить эти правила? Это мы узнаем во время нашей игры «Тайна третьей планеты».
3. Игра «Тайна третьей планеты»
Цель: найти объединяющие признаки выявить положительные качества у сверстников; научиться ставить себя на место другого человека.
«Экипаж». Формирование групп.
Классный руководитель: Представьте себе, что вас включили в отряд космонавтов. Вы должны выбрать себе экипаж. Для этого нужно вытащить из коробки разноцветные детали из бумаги. Те, у кого оказались детали одного цвета, будут в одном экипаже.
А теперь вам дается минута, чтобы найти членов своего экипажа и занять место в космическом корабле.
Да, не всех с одинаковой охотой мы хотели бы видеть в своей команде, но ради дела придется находить общий язык со всеми. Первое задание. Чтобы запустить двигатель нашего корабля, нужно собрать квадрат из тех деталей, которые вы достали.
Планета «Содружество»
Классный руководитель: Ну, вот, теперь все двигатели запущены, и наши космические корабли несутся по просторам Вселенной. Внимание, вот и первая планета – Планета «Содружество». Она ставит перед экипажем вторую задачу – найти что-то общее для всех членов команды. На каждом столе лежит листок бумаги. Это путевой лист вашего экипажа. Напишите на нем не меньше 5 признаков, который вас объединяют (внешность , характер интересы, способности, вкусы, возраст…). Если экипаж не смог найти общих признаков, он не сможет продолжить полет. Ведь в космическом путешествии возможны встречи с разумной жизнью. И если мы не можем договориться друг с другом, мы не сможем установить контакт и с представителями других миров.
Дети записывают объединяющие их признаки: граждане России, жители одного города, ученики одной школы, одного класса, всем по 11 лет, у всех есть домашние животные, все любят Глюкозу и т.д.
Ну что ж, ребята, какой экипаж не смог найти 5 признаков, которые объединяют его членов? Нет таких? А кто нашел больше 5 признаков? (выясняют, зачитывают, обсуждают)
Чем больше общего нашли между собой члены экипажа, тем более успешной будет их работа. Им можно поручить сложные, ответственные задания.
Все экипажи нашего класса прошли испытание, и наше путешествие продолжается.
Планета открытий. Поиск положительных качеств.
Классный руководитель: а вот и вторая планета – Планета открытий. Чтобы ступить на эту планету, нужно открыть что-то хорошее в других людях. На доске записаны качества, которые украшают человека. Может быть, вы обнаружите какие-то из них в членах вашей команды? Или откроете что-то свое?
Итак, начинаем выполнять задание этой планеты.
Сделайте на своем путевом листе 5 столбиков. Вверху у каждого столбика напишите имя и фамилию членов вашего экипажа. Это будет его личная колонка. Ваша задача – найти у каждого члена своего экипажа его главное хорошее качество и записать это качество в столбик с именем. Чтобы найти хорошие качества, нужно провести обсуждение, добиться согласия всех членов экипажа.
Потом каждый экипаж допишет в каждую колонку по одному хорошему качеству.
А теперь мы передадим свои листочки по кругу всем экипажам. Каждый экипаж, посовещавшись, найдет у своих товарищей еще что-то хорошее и допишет в каждую колонку еще по 1 положительному качеству.
Когда путевой листок вернется к своему экипажу, каждый обнаружит в своей личной колонке столько прекрасных качеств, найденных вашими товарищами на Планете открытий, сколько экипажей.
Ну вот, все листочки вернулись к экипажам, и все с удивлением обнаружили, какие прекрасные люди учатся в нашем классе! А между тем мы неумолимо приближаемся к загадочной планете «Бумеранг».
Планета «Бумеранг». Поставить себя на место другого.
Классный руководитель: Что такое бумеранг? Это такое орудие, которое возвращается к тому, кто его бросил. Но при чем здесь планета? Почему она носит такое название? Эту загадку нам предстоит разгадать.
Тут, на этой планете, мы нашли дневник древнего ученика. Отдельные фразы в этом дневнике стерлись от времени. Нам нужно восстановить эти фразы, и тогда, может быть, мы разгадаем секрет этой планеты. Послушайте обрывки этих фраз и попробуйте угадать их окончания, которые поглотило время. На обсуждение и формулировку ответа вам дается 1 минута.
Фраза для первого экипажа: «Приехал на речку, а весь берег усыпан консервными банками и грязной бумагой. И вдруг я вспомнил…»
Примерный ответ: я вспомнил, что я тоже бросал мусор, не думая о других людях.
Третий экипаж, ваша фраза: «Забыл ручку, и никто не дал запасную. И вдруг я вспомнил…»
Примерный ответ: Я вспомнил, что я тоже жадничал и не хотел делиться с другими.
Фраза для четвертого экипажа: «Забыл выучить правило и получил двойку. Все надо мной смеялись. И вдруг я вспомнил…»
Примерный ответ: Я вспомнил, что тоже радовался чужим неудачам.
Пятый экипаж, послушайте сообщение: «В столовой кто-то вылил чай в мою тарелку с кашей, и я остался голодным. И вдруг я вспомнил…»
Примерный ответ: Я вспомнил, что тоже портил еду в столовой, не думая о том, что кто-то останется голодным.
Классный руководитель: Мне кажется, что вам удалось угадать смысл этих стертых фраз. Мы слишком задержались на этой планете, и нам пора возвращаться домой. Но для того, чтобы вернуться, нужно разгадать тайну этой планеты. Итак, последнее задание – дать ответ, почему эта планета называется «Бумеранг» и какое золотое правило нарушил этот древний ученик.
Примерные ответы детей
- на этой планете к человеку бумерангом возвращаются все его плохие поступки;
- все, что сделал человек плохого, потом возвращается к нему от других людей;
- этот ученик нарушил главное правило общения: нужно всегда поступать так, как ты хотел бы, чтобы поступали с тобой.
Классный руководитель: ну вот мы и разгадали тайну третьей планеты, и нам пора возвращаться на Землю. А чтобы мы никого здесь не оставили, нужно встать и всем взяться за руки.
4. Подведение итогов.
Ну вот мы и прибыли на Землю. Я надеюсь, что вам понравилось наше путешествие, понравилось находить хорошее в людях, что-то общее между вами, хотя вы все такие разные. Еще я надеюсь, что вы задумаетесь над своими плохими поступками, беде смотреть на людей другими глазами и станете немножко добрее друг к другу.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка классного часа на тему "Культура делового общения"
Пособие предназначено для классных руководителей общеобразовательных учреждений, средних специальных заведений. В нем представлен сценарий классного часа на тему «Культура делового общения...
Разработка классного часа по ПДД для учащихся специальной коррекционной школы 8 вида "Азбука пешехода от А до Я"
Материал для проведения мероприятий по соблюдению правил дорожного движения....
Методическая разработка классного часа на тему: "Семейная культура общения – зеркало общения ребенка со сверстниками и взрослыми"
Роль семьи в современной жизни....
Разработка классного часа для учащихся 7 класса "Бесконфликтное общение"
Разработка классного часа для учащихся 7 класса "Бесконфликтное общение"...
Разработка классного часа "Навыки общения"
Разработка классного часа "Навыки общения" для 7 класса...
Методическая разработка классного часа для студентов 1 курса «Общение и мы»
Цель проведения классного часа на тему "Общение и мы" показать, что умение общаться очень важная сторона жизни человека; помочь студентам проявить свои коммуникационные способности; разработ...
разработка классного часа "Виртуальное или реальное общение? Мой выбор... "
Разработка классного часа "Виртуальное или реальное общение? Мой выбор..."...