Воспитательная программа
рабочая программа (11 класс)
Предварительный просмотр:
УТВЕРЖДАЮ
Директор МБОУ БГО СОШ №10
_______________О.В.Митрофанова
Приказ № _____ от ____________ г.
ПРОГРАММА
ВОСПИТАНИЯ
11 «Б» класса
МБОУ БГО СОШ №10
НА 2021-2022 УЧЕБНЫЙ ГОД
1. ОСОБЕННОСТИ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА,
ОРГАНИЗУЕМОГО В ШКОЛЕ
К.Д.Ушинский считал, что воспитание, не проникнутое традицией, не может воспитать сильных характеров. Общешкольные традиции способствуют сплочению классных коллективов, исключают разобщенность учащихся разных классов, а также воспитывают чувство гордости за свой коллектив, веру в его силы, уважение к общественному мнению. В МБОУ БГО СОШ № 10 накоплено много полезных и добрых традиций, в том числе возникших очень давно и поддерживающихся до настоящего времени, – все они отражены в ключевых школьных делах, которые являются стержнем годового цикла воспитательной работы.
Важной чертой каждого ключевого дела является коллективная разработка, планирование, проведение и анализ его результатов. В школе создаются такие условия, при которых по мере взросления ребенка увеличивается и его роль в совместных делах - от пассивного наблюдателя до организатора. Также при проведении общешкольных дел отсутствует соревновательность между классами, поощряется конструктивное межклассное и межвозрастное взаимодействие школьников, а также их социальная активность.
Ключевой фигурой воспитания является классный руководитель, реализующий по отношению к детям защитную, личностно развивающую, организационную, посредническую (в разрешении конфликтов) функции. Все педагоги школы ориентированы на формирование коллективов в рамках школьных классов, кружков, студий, секций и иных детских объединений, на установление в них доброжелательных и товарищеских взаимоотношений.
Воспитательная работа в МБОУ БГО СОШ № 10 основывается на следующих принципах взаимодействия участников образовательного процесса:
- неукоснительное соблюдение законности и прав семьи и ребенка, соблюдение конфиденциальности информации о ребенке и семье, приоритет безопасности ребенка во время обучения в образовательной организации;
- ориентир на создание в образовательной организации психологически комфортной среды для каждого ребенка и взрослого, без которой невозможно конструктивное взаимодействие школьников и педагогов;
- реализация процесса воспитания, главным образом, через создание в школе детско-взрослых общностей, которые бы объединяли детей и педагогов яркими и содержательными событиями, общими позитивными эмоциями и доверительными отношениями друг к другу;
- системность, целесообразность и нешаблонность воспитания как условия его эффективности.
2. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ВОСПИТАНИЯ
В Законе об образовании воспитание определяется как деятельность, направленная на развитие личности ребенка, создание условий для его самоопределения и социализации «на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в обществе правил <…> в интересах человека, семьи, общества и государства». В настоящее время приняты дополнения о том, что воспитание должно быть направлено и на формирование у учащихся «чувства патриотизма и гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества и подвигам героев Отечества, к закону и правопорядку, человеку труда и старшему поколению, взаимного уважения, бережного отношения к культурному наследию и традициям», к природе и окружающей среде.
Исходя из вышесказанного, а также основываясь на базовых для нашего общества ценностях (таких, как семья, труд, отечество, природа, мир, знания, культура, здоровье, человек), цель воспитательной работы в 11 «Б» классе МБОУ БГО СОШ № 10 – личностное развитие школьников, проявляющееся:
1) в усвоении ими знаний основных норм, которые общество выработало на основе этих ценностей (то есть в усвоении ими социально значимых знаний);
2) в развитии их позитивных отношений к этим общественным ценностям (то есть в развитии их социально значимых отношений);
3) в приобретении ими соответствующего этим ценностям опыта поведения, опыта применения сформированных знаний и отношений на практике (то есть в приобретении ими опыта осуществления социально значимых дел).
Конкретизация общей цели воспитания применительно к возрастным особенностям школьников позволяет выделить в ней следующие целевые приоритеты, которым необходимо уделять чуть большее внимание на разных уровнях общего образования.
В воспитании детей юношеского возраста (уровень среднего общего образования) таким приоритетом является создание благоприятных условий для приобретения школьниками опыта осуществления социально значимых дел.
Выделение данного приоритета связано с особенностями школьников юношеского возраста: с их потребностью в жизненном самоопределении, в выборе дальнейшего жизненного пути, который открывается перед ними на пороге самостоятельной взрослой жизни. Сделать правильный выбор старшеклассникам поможет имеющийся у них реальный практический опыт, который они могут приобрести, в том числе, и в школе. Важно, чтобы опыт оказался социально значимым, так как именно он поможет гармоничному вхождению школьников во взрослую жизнь окружающего их общества. Это:
- опыт дел, направленных на заботу о своей семье, родных и близких;
- трудовой опыт, опыт участия в производственной практике;
- опыт дел, направленных на пользу своему родному городу или селу, стране в целом, опыт деятельного выражения гражданской позиции;
- опыт природоохранных дел;
- опыт разрешения возникающих конфликтных ситуаций в школе, дома или на улице;
- опыт самостоятельного приобретения новых знаний, проведения научных исследований, опыт проектной деятельности;
- опыт изучения, защиты и восстановления культурного наследия человечества, опыт создания собственных произведений культуры, опыт творческого самовыражения;
- опыт ведения здорового образа жизни и заботы о здоровье других людей;
- опыт оказания помощи окружающим, заботы о малышах или пожилых людях, волонтерский опыт;
- опыт самопознания и самоанализа, опыт социально приемлемого самовыражения и самореализации.
Выделение в общей цели воспитания целевых приоритетов, связанных с возрастными особенностями воспитанников, не означает игнорирования других составляющих общей цели воспитания. Приоритет — это то, чему педагогам, работающим со школьниками конкретной возрастной категории, предстоит уделять большее, но не единственное внимание.
Добросовестная работа, направленная на достижение поставленной цели, позволит ребенку получить необходимые социальные навыки, которые помогут ему лучше ориентироваться в сложном мире человеческих взаимоотношений, эффективнее налаживать коммуникацию с окружающими, увереннее себя чувствовать во взаимодействии с ними, продуктивнее сотрудничать с людьми разных возрастов и разного социального положения, смелее искать и находить выходы из трудных жизненных ситуаций, осмысленнее выбирать свой жизненный путь в сложных поисках счастья для себя и окружающих его людей.
Достижению поставленной цели воспитания школьников будет способствовать решение следующих основных задач:
- реализовывать воспитательные возможности общешкольных ключевых дел, поддерживать традиции их коллективного планирования, организации, проведения и анализа в школьном сообществе;
- реализовывать потенциал классного руководства в воспитании школьников, поддерживать активное участие классных сообществ в жизни школы;
- вовлекать школьников в кружки, секции, клубы, студии и иные объединения, работающие по школьным программам внеурочной деятельности, реализовывать их воспитательные возможности;
- использовать в воспитании детей возможности школьного урока, поддерживать использование на уроках интерактивных форм занятий с учащимися;
- поддерживать деятельность функционирующих на базе школы детских общественных объединений и организаций;
- организовывать профориентационную работу со школьниками;
- организовать работу школьных медиа, реализовывать их воспитательный потенциал;
- организовать работу с семьями школьников, их родителями или законными представителями, направленную на совместное решение проблем личностного развития детей.
Планомерная реализация поставленных задач позволит организовать в школе интересную и событийно насыщенную жизнь детей и педагогов, что станет эффективным способом профилактики антисоциального поведения школьников.
3. ВИДЫ, ФОРМЫ И СОДЕРЖАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Практическая реализация цели и задач воспитания осуществляется в рамках следующих направлений воспитательной работы школы. Каждое из них представлено в соответствующем модуле.
3.1. Модуль «Ключевые общешкольные дела»
Ключевые дела – это главные традиционные общешкольные дела, в которых принимает участие большая часть школьников и которые обязательно планируются, готовятся, проводятся и анализируются совместно педагогами и детьми. Это не набор календарных праздников, отмечаемых в школе, а комплекс коллективных творческих дел, интересных и значимых для школьников, объединяющих их вместе с педагогами в единый коллектив. Ключевые дела обеспечивают включенность в них большого числа детей и взрослых, способствуют интенсификации их общения, ставят их в ответственную позицию к происходящему в школе. Введение ключевых дел в жизнь школы помогает преодолеть мероприятийный характер воспитания, сводящийся к набору мероприятий, организуемых педагогами для детей.
Для этого в образовательной организации используются следующие формы работы.
На внешкольном уровне:
- социальные проекты – ежегодные совместно разрабатываемые и реализу-емые школьниками и педагогами комплексы дел (благотворительной – акции «Мы же люди» и «Белый цветок», экологической – ежегодный сбор макулатуры, про-екты патриотической и трудовой направленности, ориентированные на преобразо-вание окружающего школу социума);
- проводимые для жителей микрорайона и организуемые совместно с семья-ми учащихся спортивные состязания, праздники, фестивали, представления, кото- рые открывают возможности для творческой самореализации школьников и включают их в деятельную заботу об окружающих;
- участие во всероссийских акциях, посвященных значимым отечественным и международным событиям.
На школьном уровне:
- общешкольные праздники и акции – ежегодно проводимые творческие (театрализованные, музыкальные, литературные и т.п.) дела, которые связаны со значимыми для детей и педагогов знаменательными датами и акция, несущие образовательный и воспитательный характер (недели ПДД, антиэкстремистские, здоровья, безопасности в сети Интернет и т.д.) в которых участвуют все классы школы;
- торжественные ритуалы посвящения, связанные с переходом учащихся на следующую ступень образования, символизирующие приобретение ими новых социальных статусов в школе и развивающие школьную идентичность детей;
- церемонии награждения (по итогам года) школьников и педагогов за активное участие в жизни школы, защиту чести школы в конкурсах, соревнованиях, олимпиадах, значительный вклад в развитие школы. Это способствует поощрению социальной активности детей, развитию позитивных межличностных отношений между педагогами и воспитанниками, формированию чувства доверия и уважения друг к другу.
На уровне классов:
- выбор и делегирование представителей классов в общешкольные советы дел, ответственных за подготовку общешкольных ключевых дел;
- участие школьных классов в реализации общешкольных ключевых дел;
- проведение в рамках класса итогового анализа детьми общешкольных ключевых дел, участие представителей классов в итоговом анализе проведенных дел на уровне общешкольных советов дела.
На индивидуальном уровне:
- вовлечение по возможности каждого ребенка в ключевые дела школы в одной из возможных для них ролей: сценаристов, постановщиков, исполнителей, ведущих, декораторов, музыкальных редакторов, корреспондентов, ответственных за костюмы и оборудование, ответственных за приглашение и встречу гостей и т.п.);
- индивидуальная помощь ребенку (при необходимости) в освоении навыков подготовки, проведения и анализа ключевых дел;
- наблюдение за поведением ребенка в ситуациях подготовки, проведения и анализа ключевых дел, за его отношениями со сверстниками, старшими и младшими школьниками, с педагогами и другими взрослыми;
- при необходимости коррекция поведения ребенка через частные беседы с ним, через включение его в совместную работу с другими детьми, которые могли бы стать хорошим примером для ребенка, через предложение взять в следующем ключевом деле на себя роль ответственного за тот или иной фрагмент общей работы.
3.2. Модуль «Классное руководство»
Осуществляя работу с классом, педагог (классный руководитель, воспитатель, куратор, наставник, тьютор и т.п.) организует работу с коллективом класса, индивидуальную работу с учащимися вверенного ему класса, работу с учителями, преподающими в данном классе, и с родителями учащихся или их законными представителями.
Работа с классным коллективом:
- инициирование и поддержка участия класса в общешкольных ключевых делах, оказание необходимой помощи детям в их подготовке, проведении и анализе;
- организация интересных и полезных для личностного развития ребенка совместных дел с учащимися вверенного ему класса (познавательной, трудовой, спортивно-оздоровительной, духовно-нравственной, творческой, профориентационной направленности, различной тематики: ПДД, экстремизм, безопасность в сети Интернет, ЗОЖ, взаимоотношение, толерантность и другие), позволяющие, с одной стороны, вовлечь в них детей с самыми разными потребностями и тем самым дать им возможность самореализоваться в них, а с другой, установить и упрочить доверительные отношения с учащимися класса, стать для них значимым взрослым, задающим образцы поведения в обществе;
- проведение классных часов как часов плодотворного и доверительного общения педагога и школьников, основанных на принципах уважительного отношения к личности ребенка, поддержки активной позиции каждого ребенка в беседе, предоставления школьникам возможности обсуждения и принятия решений по обсуждаемой проблеме, создания благоприятной среды для общения и возможности положительного влияния на учащихся;
Планируемая дата проведения | Тема |
3.09.21 | «День знаний! Здравствуй, школа!». |
10.09.21 | «Мы в ответе за свои поступки» |
17.09.21 | «Правила профилактики коронавирусной инфекции» |
24.09.21 | «Секреты правильного питания» |
1.10.21 | «Подросток и правонарушение» |
8.10.21 | «Правонарушения – дорога в пропасть» |
15.10.21 | «Я сам несу ответственность за свои поступки». |
22.10.21 | «Соблюдая ПДД – не окажешься в беде!» «Безопасность во время осенних каникул» |
12.11.21 | «Экстремизм как социально-подростковая форма выражения протеста» |
19.11.21 | «Я рисую этот мир или проблема экстремизма!» |
26.11.21 | «Экстремизм в молодёжной среде» |
3.12.21 | «Толерантность-путь к миру» |
10.12.21 | «ЕГЭ- это не страшно!» |
17.12.21 | «Что такое суицид и как с ним бороться» |
24.12.21 | «Безопасность в Новогодние и Рождественские праздники» |
14.01.22 | «Основы конституционного права и свободы граждан России в области межэтнических и межконфессиональных отношений» |
21.01.22 | «Я реальный - я виртуальный» |
28.01.22 | «Медиабезопасность детей и подростков» |
4.02.22 | «Что значит быть патриотом сегодня?» |
11.02.22 | «Толерантность: гендерное неравенство» |
18.02.22 | «Мальчики и девочки – два мира» |
28.02.22 | «Патриотизм знак вопроса» |
4.03.22 | Профилактика школьного буллинга. «Суд над Белой Вороной» |
11.03.22 | «Культура поведения в школе и школьный этикет» |
18.03.22 | «Скажи телефону доверия «ДА!» |
21.03.22 | «Безопасность значит жизнь» |
25.03.22 | Классный час-путешествие «Безопасная весна» |
8.04.22 | «Путь к звездам: как это начиналось», посвященный Дню Космонавтики |
15.04.22 | «Добру откроются сердца» |
22.04.22 | «Пожарная безопасность» |
29.04.22 | «Моя сетевая безопасность» |
6.05.22 | «Поклонимся великим тем годам….» |
13.05.22 | «СМИ и Я» |
20.05.22 | « Безопасный отдых летом» |
- сплочение коллектива класса через игры и тренинги на сплочение и командообразование; празднования в классе дней рождения детей, включающие в себя подготовленные ученическими микрогруппами поздравления, сюрпризы, творческие подарки и розыгрыши; регулярные внутриклассные «огоньки» и вечера, дающие каждому школьнику возможность рефлексии собственного участия в жизни класса;
- выработка совместно со школьниками законов класса, помогающих детям освоить нормы и правила общения, которым они должны следовать в школе.
Индивидуальная работа с учащимися:
- изучение особенностей личностного развития учащихся класса через наблюдение за поведением школьников в их повседневной жизни, в специально создаваемых педагогических ситуациях, в играх, погружающих ребенка в мир человеческих отношений, в организуемых педагогом беседах по тем или иным нравственным проблемам; результаты наблюдения сверяются с результатами бесед классного руководителя с родителями школьников, с преподающими в его классе учителями, а также (при необходимости) – со школьным психологом;
- поддержка ребенка в решении важных для него жизненных проблем (налаживание взаимоотношений с одноклассниками или учителями, выбор профессии, вуза и дальнейшего трудоустройства, успеваемость и т.п.), когда каждая проблема трансформируется классным руководителем в задачу для школьника, которую они совместно стараются решить;
- индивидуальная работа со школьниками класса, направленная на заполнение ими личных портфолио, в которых дети не просто фиксируют свои учебные, творческие, спортивные, личностные достижения, но и в ходе индивидуальных неформальных бесед с классным руководителем в начале каждого года планируют их, а в конце года вместе анализируют свои успехи и неудачи;
- коррекция поведения ребенка через частные беседы с ним, его родителями или законными представителями, с другими учащимися класса; через включение в проводимые школьным психологом тренинги общения; через предложение взять на себя ответственность за то или иное поручение в классе.
Работа с учителями, преподающими в классе:
- регулярные консультации классного руководителя с учителями-предметниками, направленные на формирование единства мнений и требований педагогов по ключевым вопросам воспитания, на предупреждение и разрешение конфликтов между учителями и учащимися;
- проведение мини-педсоветов, направленных на решение конкретных проблем класса и интеграцию воспитательных влияний на школьников;
- привлечение учителей к участию во внутриклассных делах, дающих педагогам возможность лучше узнавать и понимать своих учеников, увидев их в иной, отличной от учебной, обстановке;
- привлечение учителей к участию в родительских собраниях класса для объединения усилий в деле обучения и воспитания детей.
Работа с родителями учащихся или их законными представителями:
- регулярное информирование родителей о школьных успехах и проблемах их детей, о жизни класса в целом;
- помощь родителям школьников или их законным представителям в регулировании отношений между ними, администрацией школы и учителями-предметниками;
- организация родительских собраний, происходящих в режиме обсуждения наиболее острых проблем обучения и воспитания школьников;
- создание и организация работы родительских комитетов классов, участвующих в управлении образовательной организацией и решении вопросов воспитания и обучения их детей;
- привлечение членов семей школьников к организации и проведению дел класса;
- организация на базе класса семейных праздников, конкурсов, соревнований, направленных на сплочение семьи и школы.
Модуль 3.3. «Курсы внеурочной деятельности»
Воспитание на занятиях школьных курсов внеурочной деятельности осуществляется преимущественно через:
- вовлечение школьников в интересную и полезную для них деятельность, которая предоставит им возможность самореализоваться в ней, приобрести социально значимые знания, развить в себе важные для своего личностного развития социально значимые отношения, получить опыт участия в социально значимых делах;
- формирование в кружках, секциях, клубах, студиях и т.п. детско-взрослых общностей, которые могли бы объединять детей и педагогов общими позитивными эмоциями и доверительными отношениями друг к другу;
- создание в детских объединениях традиций, задающих их членам определенные социально значимые формы поведения;
- поддержку в детских объединениях школьников с ярко выраженной лидерской позицией и установкой на сохранение и поддержание накопленных социально значимых традиций;
- поощрение педагогами детских инициатив и детского самоуправления.
Реализация воспитательного потенциала курсов внеурочной деятельности в 11Б классе происходит в рамках следующих выбранных школьниками ее видов.
Художественное творчество. Курсы внеурочной деятельности, создающие благоприятные условия для просоциальной самореализации школьников, направленные на раскрытие их творческих способностей, формирование чувства вкуса и умения ценить прекрасное, на воспитание ценностного отношения школьников к культуре и их общее духовно-нравственное развитие.
Название: «Театральный калейдоскоп». Актуальность программы обусловлена потребностью общества в развитии нравственных, эстетических и креативных качеств личности человека. Именно средствами театральной деятельности возможно формирование социально активной творческой личности, способной понимать общечеловеческие ценности, гордиться достижениями отечественной культуры и искусства, способной к творчеству, сочинительству, фантазированию. Педагогическая целесообразность данного курса для школьников обусловлена их возрастными особенностями: разносторонними интересами, любознательностью, увлеченностью, инициативностью. Данная программа призвана расширить творческий потенциал подростка, обогатить словарный запас, сформировать нравственно-эстетические чувства, эстетический художественный вкус, культуру общения, т.к. именно в школе закладывается фундамент творческой личности, закрепляются нравственные нормы поведения в обществе, формируется духовность.
Задачи:
- Знакомить детей с театральной терминологией; с видами театрального искусства; с устройством зрительного зала и сцены; развивать интерес к сценическому искусству; воспитывать культуру поведения в театре.
- Раскрывать творческие возможности детей, дать возможность реализации этих возможностей
- Развивать фантазию, воображение, образное мышление, зрительное и слуховое внимание, память, находчивость, наблюдательность средствами театрального искусства. Активизировать познавательный интерес.
- Формировать нравственно–эстетическую отзывчивость на прекрасное и безобразное в жизни и в искусстве.
- Воспитывать в детях добро, любовь к ближним, внимание к людям, родной земле, неравнодушное отношение к окружающему миру.
- Выработать практические навыки выразительного чтения произведений разного жанра. Развивать речевое дыхание и артикуляцию. Развивать дикцию на материале скороговорок и стихов.
- Развитие умения действовать словом, вызывать отклик зрителя, влиять на их эмоциональное состояние, научиться пользоваться словами выражающие основные чувства, пополнить словарный запас. Развивать способность искренне верить в любую воображаемую ситуацию, превращать и превращаться
- Развивать чувство ритма и координацию движения.
- Помочь учащимся преодолеть психологическую и речевую «зажатость».
- Развивать умение согласовывать свои действия с другими детьми; воспитывать доброжелательность и контактность в отношениях со сверстниками; учить строить диалог, самостоятельно выбирая партнера.
3.4. Модуль «Школьный урок»
Реализация школьными педагогами воспитательного потенциала урока предполагает следующее:
- использование воспитательных возможностей содержания учебного предмета через демонстрацию детям примеров ответственного, гражданского поведения, проявления человеколюбия и добросердечности, через подбор соответствующих текстов для чтения, задач для решения, проблемных ситуаций для обсуждения в классе; - на уроках истории смотрим отрывки из документальных фильмов, где ярко выражен героизм простого народа. Пример: Забытые герои ВОВ -фрагмент документального фильма. (учащиеся 10-11 классов)
- применение на уроке интерактивных форм работы учащихся: интеллектуальных игр, стимулирующих познавательную мотивацию школьников; дидактического театра, где полученные на уроке знания обыгрываются в театральных постановках; дискуссий, которые дают учащимся возможность приобрести опыт ведения конструктивного диалога; групповой работы или работы в парах, которые учат школьников командной работе и взаимодействию с другими детьми; - на уроках истории даю творческое задание по той или иной теме, где дети должны проявить себя: это придуманные сценки. Пример: упражнения «Шаг за шагом», «Фартук», «Аквариум» и т.д.(учащиеся 8-11 классов)
- включение в урок игровых процедур, которые помогают поддержать мотивацию детей к получению знаний, налаживанию позитивных межличностных отношений в классе, помогают установлению доброжелательной атмосферы во время урока. Пример: - на уроках истории использую приём «Словесный дуэль». (учащиеся 8-11 классов)
- инициирование и поддержка исследовательской деятельности школьников в рамках реализации ими индивидуальных и групповых исследовательских проектов, что даст школьникам возможность приобрести навык самостоятельного решения теоретической проблемы, навык генерирования и оформления собственных идей, навык уважительного отношения к чужим идеям, оформленным в работах других исследователей, навык публичного выступления перед аудиторией, аргументирования и отстаивания своей точки зрения.- на уроках истории активно занимаемся проектной деятельностью. Пример: «Династия Романовых: Михаил Фёдорович»; «Восстание декабристов»; «Борис Годунов»; «Герои ВОВ»; «Династия Рюриковичей». (учащиеся 8-11 классы) В конце учебного года происходит защита проектов.
3.5. Модуль «Самоуправление»
Поддержка детского самоуправления в школе помогает педагогам воспитывать в детях инициативность, самостоятельность, ответственность, трудолюбие, чувство собственного достоинства, а школьникам предоставляет широкие возможности для самовыражения и самореализации. Это то, что готовит их к взрослой жизни. Поскольку учащимся младших и подростковых классов не всегда удается самостоятельно организовать свою деятельность, детское самоуправление иногда и на время может трансформироваться (посредством введения функции педагога-куратора) в детско-взрослое самоуправление.
Детское самоуправление в школе осуществляется следующим образом.
На уровне школы:
- через деятельность Совета старост, объединяющего старост классов для облегчения распространения значимой для школьников информации и получения обратной связи от классных коллективов;
- через работу постоянно действующего школьного актива, инициирующего и организующего проведение личностно значимых для школьников событий (соревнований, конкурсов, фестивалей, капустников, флешмобов и т.п.);
- через деятельность созданной из наиболее авторитетных старшеклассников и курируемой школьным психологом группы по урегулированию конфликтных ситуаций в школе.
На уровне классов:
- через деятельность выборных по инициативе и предложениям учащихся класса лидеров (например, старост, дежурных командиров), представляющих интересы класса в общешкольных делах и призванных координировать его работу с работой общешкольных органов самоуправления и классных руководителей;
Староста класса: Мартовецкая Мария.
Заместитель: Полукарова Яна.
На индивидуальном уровне:
- через вовлечение школьников в планирование, организацию, проведение и анализ общешкольных и внутриклассных дел;
- через реализацию школьниками, взявшими на себя соответствующую роль, функций по контролю за порядком и чистотой в классе, уходом за классной комнатой, комнатными растениями и т.п.
3.6. Модуль «Детские общественные объединения»
Действующее на базе школы детское общественное объединение – это добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по инициативе детей и взрослых, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставе общественного объединения. Его правовой основой является ФЗ от 19.05.1995 N 82-ФЗ (ред. от 20.12.2017) "Об общественных объединениях" (ст. 5). Воспитание в детском общественном объединении осуществляется через:
- утверждение и последовательную реализацию в детском общественном объединении демократических процедур (выборы руководящих органов объединения, подотчетность выборных органов общему сбору объединения; ротация состава выборных органов и т.п.), дающих ребенку возможность получить социально значимый опыт гражданского поведения;
- организацию общественно полезных дел, дающих детям возможность получить важный для их личностного развития опыт деятельности, направленной на помощь другим людям, своей школе, обществу в целом; развить в себе такие качества, как забота, уважение, умение сопереживать, умение общаться, слушать и слышать других. Такими делами могут являться: посильная помощь, оказываемая школьниками пожилым людям; совместная работа с учреждениями социальной сферы (проведение культурно-просветительских и развлекательных мероприятий для посетителей этих учреждений, помощь в благоустройстве территории данных учреждений, проведение совместных мероприятий с различными ведомствами, такими как ОМВД, ГИБДД и другими); участие школьников в работе на прилегающей к школе территории (работа в школьном саду, уход за деревьями и кустарниками, благоустройство клумб) и другие;
- договор, заключаемый между ребенком и детским общественным объединением, традиционной формой которого является Торжественное обещание (клятва) при вступлении в объединение. Договор представляет собой механизм, регулирующий отношения, возникающие между ребенком и коллективом детского общественного объединения, его руководителем, школьниками, не являющимися членами данного объединения;
- клубные встречи – формальные и неформальные встречи членов детского общественного объединения для обсуждения вопросов управления объединением, планирования дел в школе и микрорайоне, совместного пения, празднования знаменательных для членов объединения событий;
- рекрутинговые мероприятия в начальной школе, реализующие идею популяризации деятельности детского общественного объединения, привлечения в него новых участников (проводятся в форме игр, квестов, театрализаций и т.п.);
- поддержку и развитие в детском объединении его традиций и ритуалов, формирующих у ребенка чувство общности с другими его членами, чувство причастности к тому, что происходит в объединении (реализуется посредством введения особой символики детского объединения, проведения ежегодной церемонии посвящения в члены детского объединения, создания и поддержки интернет-странички детского объединения в соцсетях, организации деятельности пресс-центра детского объединения, проведения традиционных огоньков – формы коллективного анализа проводимых детским объединением дел);
- участие членов детского общественного объединения в волонтерских акциях, деятельности на благо конкретных людей и социального окружения в целом. Это может быть как участием школьников в проведении разовых акций, которые часто носят масштабный характер, так и постоянной деятельностью школьников.
3.7. Модуль «Профориентация»
Совместная деятельность педагогов и школьников по направлению «профориентация» включает в себя профессиональное просвещение школьников, диагностику и консультирование по проблемам профориентации, организацию профессиональных проб школьников. Задача совместной деятельности педагога и ребенка – подготовить школьника к осознанному выбору своей будущей профессиональной деятельности. Создавая профориентационно значимые проблемные ситуации, формирующие готовность школьника к выбору, педагог актуализирует его профессиональное самоопределение, позитивный взгляд на труд в постиндустриальном мире, охватывающий не только профессиональную, но и внепрофессиональную составляющие такой деятельности. Эта работа осуществляется через:
- циклы профориентационных часов общения, направленных на подготовку школьника к осознанному планированию и реализации своего профессионального будущего; (тестирование по профориентации: «Профессия мечты»)
- профориентационные игры: симуляции, деловые игры, квесты, решение кейсов (ситуаций, в которых необходимо принять решение, занять определенную позицию), расширяющие знания школьников о типах профессий, о способах выбора профессий, о достоинствах и недостатках той или иной интересной школьникам профессиональной деятельности; (классный час : «Все профессии важны»)
- экскурсии на предприятия города, дающие школьникам начальные представления о существующих профессиях и условиях работы людей, представляющих эти профессии; (экскурсии по различным предприятиям города: ХИММАШ, БКМЗ и т.д.)
3.8. Модуль «Школьные медиа»
Цель школьных медиа (совместно создаваемых школьниками и педагогами средств распространения текстовой, аудио и видеоинформации) – развитие коммуникативной культуры школьников, формирование навыков общения и сотрудничества, поддержка творческой самореализации учащихся. Воспитательный потенциал школьных медиа реализуется в рамках следующих видов и форм деятельности:
- разновозрастной редакционный совет подростков, старшеклассников и консультирующих их взрослых, целью которого является освещение через школьную газету наиболее интересных моментов жизни школы, популяризация общешкольных ключевых дел, кружков, секций, деятельности органов ученического самоуправления; материалы о вузах, колледжах и востребованных рабочих вакансиях, которые могут быть интересны школьникам; (Ковалева Юлия)
- школьный медиацентр – созданная из заинтересованных добровольцев группа информационно-технической поддержки школьных мероприятий, осуществляющая видеосъемку и мультимедийное сопровождение школьных праздников, фестивалей, конкурсов, спектаклей; (Осягина Мария, Соколовский Михаил)
- школьная киностудия, в рамках которой создаются ролики, клипы, осуществляется монтаж познавательных, документальных, анимационных, художественных фильмов с акцентом на этическое, эстетическое, патриотическое просвещение аудитории;( Соколовский Михаил)
3.9. Модуль «Работа с родителями»
Работа с родителями или законными представителями школьников осуществляется для более эффективного достижения цели воспитания, которое обеспечивается согласованием позиций семьи и школы в данном вопросе. Работа с родителями или законными представителями школьников осуществляется в рамках следующих видов и форм деятельности.
На групповом уровне:
- общешкольный родительский комитет, участвующий в управлении образовательной организацией и решении вопросов воспитания и социализации их детей;(Калашникова Елена Николаевна, Еремина Наталия Николаевна, Грошикова Ирина Валентиновна)
- создание и взаимодействие с «Советом отцов»; (Щербаков Алексей Михайлович)
- общешкольные родительские собрания, происходящие в режиме обсуждения наиболее острых проблем обучения и воспитания школьников;
- родительские форумы при школьном интернет-сайте, на которых обсуждаются интересующие родителей вопросы, а также осуществляются виртуальные консультации психологов и педагогов.
Планируемая дата проведения | Тема |
15.09.21 | «Профилактика экстремизма в молодёжной среде» |
23.12.21 | «Роль семьи в профилактике правонарушений среди несовершеннолетних». «Профилактика суицида». |
1.03.22 | «Обеспечение безопасности жизнедеятельности детей» |
20.05.22 | «Разрешение конфликтных ситуаций» |
На индивидуальном уровне:
- работа специалистов по запросу родителей для решения острых конфликтных ситуаций;
- участие родителей в педагогических консилиумах, собираемых в случае возникновения острых проблем, связанных с обучением и воспитанием конкретного ребенка;
- помощь со стороны родителей в подготовке и проведении общешкольных и внутриклассных мероприятий воспитательной направленности;
- индивидуальное консультирование c целью координации воспитательных усилий педагогов и родителей.
4. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ САМОАНАЛИЗА ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
Самоанализ организуемой в школе воспитательной работы осуществляется с целью выявления основных проблем школьного воспитания и последующего их решения. Основными направлениями анализа организуемого в школе воспитательного процесса являются следующие критерии:
- Краткая характеристика образовательной организации:
- численность обучающихся;
- краткая характеристика контингента;
- численность педагогического коллектива;
- наличие локальных актов по регулированию воспитательной работы, дополнительного образования и внеурочной деятельности в образовательной организации.
- Характеристика воспитательной работы образовательной организации:
- наличие программы воспитательной работы, ее цели, задачи;
- основные направления деятельности;
- соответствие системы воспитательной работы программе развития образовательной организации;
- «классная работа» в системе воспитательной работы образовательной организации.
- Характеристика дополнительного образования образовательной организации:
- реализуемые направленности дополнительного образования;
- наличие объединений дополнительного образования (наименование, численность, возрастной состав, ФИО руководителя);
- доля обучающихся, задействованных в системе дополнительного образования на базе образовательной организации и в учреждениях дополнительного образования Борисоглебского городского округа;
- участие в реализации региональных проектов «Индустриальная школа», «Естественнонаучный детский университет», «Возращение к истокам» (в каких проектах образовательная организация принимает участие, результативность участия);
- реализация мероприятий, направленных на обеспечение доступности для детей дополнительных общеобразовательных программ естественнонаучной и технической направленностей;
- реализация мероприятий, направленных на увеличение охвата детей дополнительным образованием;
- работа зональных / ресурсных центров на базе образовательной организации по направленностям дополнительного образования (при наличии);
- кадровое оснащение дополнительного образования.
- Характеристика внеурочной деятельности образовательной организации:
- описание модели внеурочной деятельности;
- направления деятельности;
- распределение обучающихся по направлениям внеурочной деятельности в процентном соотношении (по ступеням образования: начальное, среднее и старшее звено);
- кадровое оснащение внеурочной деятельности.
- Деятельность детской (детско-юношеской) организации:
- степень вовлеченности детской организации в систему воспитательной работы образовательной организации;
- деятельность ученического самоуправления в системе воспитательной работы;
- перспективы развития детской организации на базе образовательной организации;
- кадровое оснащение работы детской организации.
- Профилактика правонарушений в подростковой и молодежной среде:
- работа с детьми, состоящими на различного вида учете (количественная характеристика, уменьшилось / увеличилось количество состоящих на учетах в сравнении с прошлым учебным годом, оценка эффективности методов работы с детьми данной категории).
- Безопасность жизнедеятельности:
- профилактика суицидального поведения несовершеннолетних (характеристика методов работы по данному направлению и оценка эффективности);
- профилактика детского дорожно-транспортного травматизма (оценка эффективности деятельности по данному направлению, наличие случаев ДТП с участием обучающихся образовательной организации, методы профилактической работы);
- работа по пропаганде безопасного использования сети Интернет (формы и методы работы, оценка их эффективности).
- Профилактика экстремизма:
- наличие локальных актов, регулирующих работу по профилактике экстремизма в образовательной организации;
- краткий анализ эффективности используемых методов и форм профилактической работы;
- результативность применяемых форм работы по данному направлению деятельности.
- Работа с одаренными детьми:
- краткая характеристика системы работы с одаренными детьми в образовательной организации;
- наличие психолого-педагогического сопровождения одаренных детей в образовательной организации;
- наличие индивидуальных образовательных маршрутов для одаренных детей.
- Развитие волонтерского движения:
- направления деятельности волонтерского отряда;
- мероприятия, направленные на популяризацию волонтерского движения;
- доля обучающихся образовательной организации, вовлеченных в волонтерское движение.
- Проектная деятельность:
- наличие проектов (наименование, направление, автор);
- участие образовательной организации в конкурсах социальных проектов с грантовой поддержкой, результативность;
- реализованные проекты за истекший учебный год.
- Методическое сопровождение воспитательной работы:
- наличие методической службы в образовательной организации;
- организация методического сопровождения воспитательной работы в образовательной организации;
- система обучения кадров внутри образовательной организации.
- Организация каникулярного отдыха и летней оздоровительной кампании:
- наличие системного подхода к организации каникулярного отдыха обучающихся;
- степень вовлеченности педагогов в организацию каникулярного отдыха обучающихся;
- организация летней оздоровительной кампании (программное обеспечение, разнообразие предлагаемых образовательной организацией форм отдыха).
- Взаимодействие с родителями в системе воспитательной работы:
- наличие воспитательных мероприятий с участием родителей в качестве участников / экспертов / зрителей / привлеченных специалистов;
- оценка эффективности взаимодействия с родителями в системе воспитательной работы, результативность.
- Социальное партнерство:
- наличие социальных партнеров в реализации воспитательной работы, дополнительного образования, внеурочной деятельности и т.д.;
- результативность совместной деятельности образовательной организации с социальными партнерами;
- перспективы дальнейшего взаимодействия на новый учебный год.
- Задачи на новый учебный год (выписываются исходя из каждого блока анализа с указанием конкретных качественных и количественных показателей).
ПЛАН ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ КЛАССА НА 2021-2022 УЧЕБНЫЙ ГОД | ||||
Ключевые общешкольные дела | ||||
Дела | Классы | Ориентировочное время проведения | Ответственные | |
Торжественная линейка, посвященная Дню Знаний | 1-11 | Сентябрь | Зам. директора по ВР | |
Месячник безопасности "Соблюдай ПДД" | 1-11 | Сентябрь | Зам. директора по ВР, классные руководители, вожатая | |
Волонтерское движение: благотворительная акция «Белый цветок», благотворительный марафон «Мы же люди», «Неделя добра» Акция «Декада сбора вторичных материальных ресурсов»,Акция «Покормите птиц зимой!», Уборка территории «Школьный дворик» | 1-11 | В течение года | Руководитель волонтерского отряда, классные руководители | |
Посвящения: в первоклассники, в пятиклассники, в старшеклассники | 1, 5, 10 | Октябрь | Зам. директора по ВР, классные руководители, вожатая | |
Дни театра | 1-11 | Ноябрь и апрель | Зам. директора по ВР | |
Организация встречи Нового года | 1-11 | Декабрь | Зам. директора по ВР, классные руководители, вожатая | |
Неделя безопасности в сети Интернет | 1-11 | Декабрь | Зам. директора по ВР, классные руководители, вожатая | |
Собрание Совета Старост | 1-11 | Январь | Зам. директора по ВР | |
Военно-патриотический месячник | 1-11 | Февраль | Классные руководители | |
Концертная программа, посвященная Дню 8 Марта | 1-11 | Март | Зам. директора по ВР, классные руководители, вожатая | |
Неделя безопасности "Против экстремизма" | 1-11 | Апрель | Зам. директора по ВР, классные руководители | |
Уроки мужества «Этих дней не смолкнет слава» | 1-11 | Май | Зам. директора по ВР, классные руководители | |
Праздник «Последний звонок» | 9, 11 | Май | Зам. директора по ВР, классные руководители | |
Курсы внеурочной деятельности на 2021-2022 уч.гг. | ||||
Загадки истории- 11А,Б Театральный калейдоскоп- 8-11 классы | ||||
Самоуправление | ||||
Дела, события, мероприятия | Классы | Ориентировочное время проведения | Ответственные | |
Выборы по инициативе и предложениям учащихся класса лидеров, представляющих интересы класса в Совете Старост, в школьном Редакционном совете, в школьном медиацентре, в школьной интернет-группе, волонтеров, волонтеров Победы, ЮИД, военно-патриотическом обществе, в ДЮОО «Новое поколение» | 1-11 | Сентябрь | Классные руководители | |
Выборы органов самоуправления, отвечающих за различные направления работы класса | 1-11 | Сентябрь | Классные руководители | |
Собрание Совета Старост | 1-11 | Октябрь | Зам. директора по ВР, вожатая | |
День Дублёра | 5-11 | Октябрь | Зам. директора по ВР, вожатая | |
Собрание Совета Старост | 1-11 | Январь | Зам. директора по ВР, вожатая | |
Собрание Совета Старост | 1-11 | Май | Зам. директора по ВР, вожатая | |
Профориентация | ||||
Дела, события, мероприятия | Классы | Ориентировочное время проведения | Ответственные | |
Изучение интересов и склонностей учащихся | 1-11 | Сентябрь | Классные руководители | |
Посещение предприятий и учебных заведений в Дни открытых дверей | 8-11 | Ноябрь, Апрель | Классные руководители | |
Профпробы. | 8-11 | Февраль | Классные руководители | |
Классные часы на профориентационные темы | 1-11 | 1 раз в четверть | Классные руководители | |
Школьные медиа | ||||
Дела, события, мероприятия | Классы | Ориентировочное время проведения | Ответственные | |
Выборы редакционного совета школы | 4-11 | Сентябрь | Классные руководители | |
Сборы редакционного совета школы | 4-11 | Ежемесячно | Вожатая | |
Сборы Совета школьной интернет-группы | 5-11 | Ежемесячно | Вожатая | |
Выпуск школьной газеты | 4-11 | Ежемесячно | Вожатая | |
Детские общественные объединения | ||||
Дела, события, мероприятия | Классы | Ориентировочное время проведения | Ответственные | |
Сбор и заседание совета. | 5-11 | Сентябрь | Вожатая | |
Игра-квест для вновь вступивших «Мы новое поколение» | 5-11 | Октябрь | Вожатая | |
Паспортизация детских и молодежных объединений | 5-11 | Октябрь | Вожатая | |
Проведение мероприятий, направленных на популяризацию ДЮОО «Новое поколение» | 1-11 | Октябрь | Вожатая | |
Всеобуч: основы школьного самоуправления. | 5-11 | Ноябрь | Вожатая | |
Сбор и заседание совета | 5-11 | Ноябрь | Вожатая | |
Мероприятие «День рождения ДЮО» | 5-11 | Ноябрь | Вожатая | |
Сбор и заседание совета. | 5-11 | Декабрь | Вожатая | |
Подготовка и проведение новогодних мероприятий | 5-11 | Декабрь | Вожатая | |
Зачеты по программе личностного роста | 5-11 | Январь | Вожатая | |
Обучающие семинары для вновь вступивших в ДЮОО «Новое поколение» | 5-11 | Февраль | Вожатая | |
Организация поздравлений с Днем защитника Отечества | 5-11 | Февраль | Вожатая | |
Подготовка к городской ША | 5-11 | Март | Вожатая | |
Организация поздравлений с Международным женским Днем | 5-11 | Март | Вожатая | |
Подготовка к праздничным мероприятиям: 9 мая, 15 мая, 19 мая. | 5-11 | Апрель | Вожатая | |
Слет СДО | 5-11 | Май | Вожатая | |
Сбор и заседание совета. | 5-11 | Май | Вожатая | |
Работа с родителями | ||||
Дела, события, мероприятия | Классы | Ориентировочное время проведения | Ответственные | |
Образовательный процесс в условиях распространения новой коронавирусной инфекции COVID-19. Ознакомление родителей с нормативно-правовой базой школы (Устав, локальные акты, образовательные программы школы). Выбор родительского комитета, совета отцов. | 1-11 | Сентябрь | Администрация школы | |
Общешкольное родительское собрание «Первоклассник в семье» | 1 | Сентябрь | Полевая Л.И. Свистунова Е.Е. Писаная З.Н. | |
Общешкольное родительское собрание «Особенности смешанного обучения с применением дистанционных форм» | 2-4 | Ноябрь | Суздальцева С.П Терентьева Н.Ю. Ермакова Ю.А. Жданова С.В.Мануковкая И.В. Никанорова С.В. Корнилова И.Н. Кириллова Н.Н. | |
«Что такое "экстремизм" и как с ним бороться?» | 5-7 | Март | Судакова И.В. Барова И.Ю. Селезнева В.В. Тараниченко Е.В Кудрявцева Л.В. Языкова Т.А. Беликова О.Н. Топчий М.Н. Ячевская Я.В. Новичкова Е.А. | |
«Работа с родителями обучающихся по профилактике наркомании в целях ее предупреждения и распространения» | 8-11 | Апрель | Уколова Н.И. Формальнова С.Б. Щеблыкина О.В. Красильникова Е.В | |
Собрание для родителей будущих первоклассников. Подготовка детей к школе. | - | Апрель, Август | Бусыгина Ю.С. Горбатова Т.В. Гостева Н.В. | |
Классные родительские собрания | 1-11 | По плану классного руководителя 1раз в четверть | Классные руководители | |
Работа общешкольного родительского комитета. | 1-11 | В течение года | Зам. директора по ВР, классные руководители | |
Работа классных родительских комитетов. | 1-11 | В течение года | Классные руководители | |
Работа «Совета отцов» | 1-11 | В течение года | Зам. директора по ВР, классные руководители | |
Консультации для родителей учителей-предметников 5-7 классы, 8 класс,9 -11класс | 1-11 | В течение | Учителя. | |
Мониторинговые анкетирования родителей. | 1-11 | В течение года | Классные руководители, социальный педагог, педагог-психолог | |
Организация коллективного посещения музеев, выставок, театров; экскурсии. | 1-11 | В течение | Классные родительские комитеты | |
Совместное участие в творческих конкурсах, проектах | 1-11 | В течение года | Зам. директора по ВР, классные руководители | |
Родительские собрания |
Планируемая дата проведения | Тема |
15.09.21 | «Профилактика экстремизма в молодёжной среде» |
23.12.21 | «Роль семьи в профилактике правонарушений среди несовершеннолетних». «Профилактика суицида». |
1.03.22 | «Обеспечение безопасности жизнедеятельности детей» |
20.05.22 | «Разрешение конфликтных ситуаций» |
Классное руководство (согласно индивидуальным по планам работы классных руководителей) | |
Планируемая дата проведения | Тема |
3.09.21 | «День знаний! Здравствуй, школа!». |
10.09.21 | «Мы в ответе за свои поступки» |
17.09.21 | «Правила профилактики коронавирусной инфекции» |
24.09.21 | «Секреты правильного питания» |
1.10.21 | «Подросток и правонарушение» |
8.10.21 | «Правонарушения – дорога в пропасть» |
15.10.21 | «Я сам несу ответственность за свои поступки». |
22.10.21 | «Соблюдая ПДД – не окажешься в беде!» «Безопасность во время осенних каникул» |
12.11.21 | «Экстремизм как социально-подростковая форма выражения протеста» |
19.11.21 | «Я рисую этот мир или проблема экстремизма!» |
26.11.21 | «Экстремизм в молодёжной среде» |
3.12.21 | «Толерантность-путь к миру» |
10.12.21 | «ЕГЭ- это не страшно!» |
17.12.21 | «Что такое суицид и как с ним бороться» |
24.12.21 | «Безопасность в Новогодние и Рождественские праздники» |
14.01.22 | «Основы конституционного права и свободы граждан России в области межэтнических и межконфессиональных отношений» |
21.01.22 | «Я реальный - я виртуальный» |
28.01.22 | «Медиабезопасность детей и подростков» |
4.02.22 | «Что значит быть патриотом сегодня?» |
11.02.22 | «Толерантность: гендерное неравенство» |
18.02.22 | «Мальчики и девочки – два мира» |
28.02.22 | «Патриотизм знак вопроса» |
4.03.22 | Профилактика школьного буллинга. «Суд над Белой Вороной» |
11.03.22 | «Культура поведения в школе и школьный этикет» |
18.03.22 | «Скажи телефону доверия «ДА!» |
21.03.22 | «Безопасность значит жизнь» |
25.03.22 | Классный час-путешествие «Безопасная весна» |
8.04.22 | «Путь к звездам: как это начиналось», посвященный Дню Космонавтики |
15.04.22 | «Добру откроются сердца» |
22.04.22 | «Пожарная безопасность» |
29.04.22 | «Моя сетевая безопасность» |
6.05.22 | «Поклонимся великим тем годам….» |
13.05.22 | «СМИ и Я» |
20.05.22 | « Безопасный отдых летом» |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Воспитательная программа в 6-м классе
В воспитательной программе класса представлены цели и задачи воспитательной работы в этом году, характеристика класса, работа по секторам, планируемые мероприятия....
Воспитательная программа для 5-6 кл
Программа расчитана на два года для учащихся 5-6 классов...
Воспитательная программа для учащихся старшего звена «НОВОЕ ПОКОЛЕНИЕ» Разработчик программы: Жилина Галина Нигметовна, учитель МБОУ «Карагачская СОШ»
Цель программы: оказание помощи старшеклассникам в личностном и профессиональном самоопределении, создание условий для разностороннего развития личности на основе усвоения общечеловеческих ценностейОс...
рабочая программа воспитательной программы "Милосердие"
Представленная рабочая программа составленая для работы школьного общества "Милосеррдие"...
Воспитательные программы, план воспитательной работы
Предлагаю материалы, которые Вам пригодятся в работе. ...
Воспитательная программа «Моделирование оптимальной воспитательной системы учреждения дополнительного образования»
Программа «Моделирование оптимальной воспитательной системы учреждения дополнительного образования» Советского районного Центра развития творчества детей и юношества «Созвездие» на 2014/2019 год...
Реализация модуля «Уроки семьи» воспитательной программы «Моя программа жизни» для 11 класса
В основе модуля «Уроки семьи» лежит системно-деятельностный подход, направленный на формирование у старшеклассников семейных духовно-нравственных ценностей. Это по...