Классный час « Смута. Исторические аспекты государственности»
методическая разработка (6 класс)

Шкварина Нино Олеговна

Цель:

-заглянуть в историческое прошлое России, узнать о подвиге русского народа, проникнуться духом патриотизма наших предков

-воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлое и настоящее многонационального народа России;

- иметь представление об истории создания государственного праздника Дня народного единства, о возрождении традиций и роли православной веры для единения российского народа.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Классный час « Смута. Исторические аспекты государственности»

( 6 класс)

Подготовила учитель

русского языка и литературы

 МОУ «СОШ им. М.В. Скворцова с. Березовая Лука»

 Духовницкого района Саратовской области

Шкварина Нино Олеговна

План проведения классного часа

Цель: 

-заглянуть в историческое прошлое России, узнать о подвиге русского народа, проникнуться духом патриотизма наших предков

-воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлое и настоящее многонационального народа России;

- иметь представление об истории создания государственного праздника Дня народного единства, о возрождении традиций и роли православной веры для единения российского народа.

Задачи:

Познавательная:

  • формировать интерес к истории российского государства

Образовательная:

  • знакомство учащихся с историческими событиями начала XVII века и подвигом русского народа

Воспитательная:

- воспитание уважительного отношения к историческим решениям и личностям

- воспитание чувства патриотизма на примерах народных героев, отдавших свои силы, знания и талант на благо Отечества

Форма проведения – классный час

Оборудование – наглядность (плакаты с изображениями памятника Минину и Пожарскому, настенные открытки к Дню народного единства) компьютер, проектор, экран, презентация.

Ход классного часа

Учитель: Добрый день, ребята. С 4 ноября 2005 года в России стали отмечать новый государственный праздник – День народного единства. История нашей страны богата примерами, когда именно единение всего многонационального народа во имя блага и процветания России открывало путь к укреплению независимости государства, способствовало развитию общества и сохранению культурно-исторического наследия. 

Что я знаю о празднике 4 ноября?

С какими историческими событиями связан праздник?

Какие исторические личности относятся к празднику?

Учитель: Давайте вспомним как все начиналось.

Смута – время в истории России (1598-1613), которое характеризуется слабостью государственной  власти и неподчинением окраин центру, гражданской войной и интервенцией

Среди основных причин Смуты историки называют следующие:
1. Кризис престолонаследия вследствие пресечения династии.
2. Экономические бедствия.
3. Военные поражения.
4. Социальный разрыв между знатными и бедными.

Конец династии Рюриковичей

Младший сын Ивана Грозного царевич  Дмитрий, который погиб при странных обстоятельствах  в  1591 г в Угличе

Сын Ивана Грозного царь Федор, который правил в 1584-1598 гг., был женат на сестре Бориса Годунова и не имел детей.

После смерти Федора династия Рюриковичей пресеклась.

Правление Бориса Годунова 1598  -  1605 гг.

Основные события -голод 1601 года,      

 -  восстание под руководством Хлопка в 1603 году.

Голодные бунты 1600 – 1603 гг.

Три года подряд по стране шли проливные дожди. Их сменяли заморозки, хлеба погибали на корню. Разразился страшный голод. Только в Москве похоронили 127 тыс. человек, умерших от голода. Цена на хлеб выросла в  100 раз.                                                                         Борис Годунов приказал открыть царские хлебные амбары.  По стране начались «голодные бунты».

В 1602 г. в Польше объявился человек, который выдавал себя за чудом спасшегося царевича Дмитрия, младшего сына Ивана Грозного.

Польский король Сигизмунд Ш поддержал Лжедмитрия I и предоставил ему 4-тысячный военный отряд.

В мае 1606 г. умер Борис Годунов и самозванец вступил в  Москву, где вспыхнуло восстание против Годуновых

В Польше  Лжедмитрий обязался в случае воцарения жениться на дочери польского воеводы  Марине Мнишек, передать ей Новгород, Псков и уплатить отцу Марины Мнишек 1 млн. злотых.

Царствование Лжедмитрия I 1605  -  1606 гг.

Возвратил  из ссылки  бояр, пострадавших при Годунове.

Начал борьбу со взятками.

Конфисковал  средства  у монастырей.

Сделал  уступки  крестьянам и холопам.

Южные районы,  которые его поддержали, освободил от налогов на 10 лет.

По его приказу были жестоко убиты Федор Годунов (сын Бориса) и его мать, а сестру подстригли в монахини.

17 мая 1606 г. – восстание  против самозванца

Причина восстания - Лжедмитрий I  не выполнил своих обещаний:

 не освободил своих сторонников от налогов,

-не восстановил Юрьев день и не отменил его окончательно,

-не ввел в России католичество,

 не  отдал Польше Новгород и Псков

Убийство самозванца Лжедмитрия I

На рассвете 16 мая 1606 года вооруженный отряд под руководством В. И. Шуйского вошел в Кремль. С криком «Измена!» Лжедмитрий I попытался убежать, но был жестоко убит. Его труп подвергли жестокой  казни, посыпали песком, мазали дегтем.  

Царствование Василия Шуйского  1606 – 1610 гг.

Избран Земским собором.

Дает  крестоцеловальную грамоту, в которой обещает сохранить привилегии бояр, что еще больше обострило как борьбу внутри класса феодалов, так и всеобщее недовольство .

Участвовал в расследовании причин гибели царевича Дмитрия.

Был организатором заговора против Лжедмитрия I.

19 мая 1606 г. избран царем на Земском соборе.

Увеличил срок сыска беглых крестьян до 15 лет.

Боролся с восстанием под руководством Ивана Болотникова.

В феврале 1609 г. заключил договор со Швецией о военной помощи, за что уступал ей часть русской территории.

Гражданская война и интервенция. Народные ополчения.

1606-1607гг. - восстание под руководством Ивана Исаевича Болотникова.

1 этап - объединенное войско Болотникова подошло к Москве и осадило столицу.

2 этап - поражение восставших, отступление от Коломенского к Калуге, потом Туле.

3 этап - осада восставших царскими войсками в Туле, Болотников сослан в Каргополь, ослеплен и утоплен.

Лжедмитрий II  1607 – 1610 гг.

Лжедмитрий II  или  «Тушинский вор» – самозванец, выдававший себя за сына Ивана Грозного царевича Дмитрия.                                                                                            Настоящее имя  и происхождение неизвестны.        Несмотря на то, что контролировал большую часть русского государства, в отличии от Лжедмитрия I,  царем не считался.

«Семибоярщина»

«Семибоярщина» – это правительство из семи бояр, которое было создано после свержения В.Шуйского. Его главное решение – не избирать царем представителя русских родов, а отдать престол сыну польского короля Владиславу. Оно также тайно пустило в Москву польские войска, не доверяя русским войскам и москвичам.

Иностранная интервенция(Швеция, Польша) 1611-1612 гг.

Интервенция – это вмешательство одного или нескольких государств в дела другой страны.

Первое ополчение 1611 г.

Центр  - г. Рязань.

Руководители:

 П.Ляпунов,

князь Д.Трубецкой,

казачий атаман И.Заруцкий

Второе ополчение осень 1611г.

Центр – Нижний Новгород

Руководители:

посадский староста

 Кузьма Минин,

 князь Дмитрий Пожарский.

Освобождение  Москвы от поляков

Ополченцы, под предводительством Дмитрия Пожарского, взяли штурмом Китай-город и вынудили поляков отступить в Кремль. Те недолго продержались за крепкими стенами.                                                    Понимая безвыходность ситуации, польские паны капитулировали. Случилось это 4 ноября 1612 года.

Земский Собор 1613 г. И избрание царем Михаила Романова

Когда Москва присягала новому царю, избранник вместе с матерью инокиней Марфой пребывал в Ипатьевском монастыре в Костроме.

Из Москвы в Кострому было отправлено Великое Посольство для изъявления народной воли избранному монарху.

Подвиг Ивана Сусанина

Иван Сусанин – русский национальный герой, костромской крестьянин. Зимой 1613 г. завел польский военный отряд, который искал дорогу на Кострому, где жил Михаил Романов, в непроходимое лесное болото, где погиб вместе с поляками.

В пояснительной записке к проекту закона отмечалось: "4 ноября 1612 г. войны народного ополчения под предводительством Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского штурмом взяли Китай-город, освободив Москву от польских интервентов и продемонстрировав образец героизма и сплоченности всего народа вне зависимости от происхождения, вероисповедания и положения в обществе."

Сегодня именно единство и сплоченность делают нас сильнее

4 ноября – день Казанской иконы Божьей Матери – с 2005 года отмечается как «День народного единства». Именно этот день в 1612 году стал решающим в освобождении Москвы от польско-литовских интервентов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Исторический аспект в курсе физики

Методическая разработка....

Культурно-исторический аспект изучения русского языка и литературы в урочной деятельности

Разработка уроков по русскому языку в 9 классах.(Подготовка к ГИА) Пояснительная записка. Данная работа по русскому языку для 9 классов создана на основе федерального компонента ...

Исторические аспекты обучения детей вокалу

Почти во всех школах искусств есть вокальное отделение и специальность: “сольное пение”.  Чаще всего работают на этих отделениях вокалисты – “академисты”. Но все чаще в школах появляется “эстрадн...

Исторический аспект трудового воспитания

Исторический аспект трудового воспитания...

Исторические аспекты развития аэробики

В данной статье рассказывается о истоках и путях развития , основоположниках и последователях  аэробики....

ПРОБЛЕМА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ НОВЫХ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ В АСПЕКТЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ

Модернизация и инновационное развитие – единственный путь, который позволит России стать конкурентным обществом в мире XXI  века.Премьер-министр РФ Д.А. МедведевПроцесс развития России связан с р...

«Исторические лица и события в стихотворении Л.-Д.Б. Галсанова «Здесь город был над Селенгою…» (Анализ стихотворения в литературно-историческом аспекте)

История нашего села Новоселенгинска очень интересная и захватывающая, трагическая и насыщенная, любимая и далекая. В разных источниках мы можем найти самые разные описание того или иного исторического...