Классный час « Смута. Исторические аспекты государственности»
методическая разработка (6 класс)
Цель:
-заглянуть в историческое прошлое России, узнать о подвиге русского народа, проникнуться духом патриотизма наших предков
-воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлое и настоящее многонационального народа России;
- иметь представление об истории создания государственного праздника Дня народного единства, о возрождении традиций и роли православной веры для единения российского народа.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_razrabotka_k_prezentatsii_istoki_gosudarstvennosti_._smuta_.docx | 21.18 КБ |
Предварительный просмотр:
Классный час « Смута. Исторические аспекты государственности»
( 6 класс)
Подготовила учитель
русского языка и литературы
МОУ «СОШ им. М.В. Скворцова с. Березовая Лука»
Духовницкого района Саратовской области
Шкварина Нино Олеговна
План проведения классного часа
Цель:
-заглянуть в историческое прошлое России, узнать о подвиге русского народа, проникнуться духом патриотизма наших предков
-воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлое и настоящее многонационального народа России;
- иметь представление об истории создания государственного праздника Дня народного единства, о возрождении традиций и роли православной веры для единения российского народа.
Задачи:
Познавательная:
- формировать интерес к истории российского государства
Образовательная:
- знакомство учащихся с историческими событиями начала XVII века и подвигом русского народа
Воспитательная:
- воспитание уважительного отношения к историческим решениям и личностям
- воспитание чувства патриотизма на примерах народных героев, отдавших свои силы, знания и талант на благо Отечества
Форма проведения – классный час
Оборудование – наглядность (плакаты с изображениями памятника Минину и Пожарскому, настенные открытки к Дню народного единства) компьютер, проектор, экран, презентация.
Ход классного часа
Учитель: Добрый день, ребята. С 4 ноября 2005 года в России стали отмечать новый государственный праздник – День народного единства. История нашей страны богата примерами, когда именно единение всего многонационального народа во имя блага и процветания России открывало путь к укреплению независимости государства, способствовало развитию общества и сохранению культурно-исторического наследия.
Что я знаю о празднике 4 ноября?
С какими историческими событиями связан праздник?
Какие исторические личности относятся к празднику?
Учитель: Давайте вспомним как все начиналось.
Смута – время в истории России (1598-1613), которое характеризуется слабостью государственной власти и неподчинением окраин центру, гражданской войной и интервенцией
Среди основных причин Смуты историки называют следующие:
1. Кризис престолонаследия вследствие пресечения династии.
2. Экономические бедствия.
3. Военные поражения.
4. Социальный разрыв между знатными и бедными.
Конец династии Рюриковичей
Младший сын Ивана Грозного царевич Дмитрий, который погиб при странных обстоятельствах в 1591 г в Угличе
Сын Ивана Грозного царь Федор, который правил в 1584-1598 гг., был женат на сестре Бориса Годунова и не имел детей.
После смерти Федора династия Рюриковичей пресеклась.
Правление Бориса Годунова 1598 - 1605 гг.
Основные события -голод 1601 года,
- восстание под руководством Хлопка в 1603 году.
Голодные бунты 1600 – 1603 гг.
Три года подряд по стране шли проливные дожди. Их сменяли заморозки, хлеба погибали на корню. Разразился страшный голод. Только в Москве похоронили 127 тыс. человек, умерших от голода. Цена на хлеб выросла в 100 раз. Борис Годунов приказал открыть царские хлебные амбары. По стране начались «голодные бунты».
В 1602 г. в Польше объявился человек, который выдавал себя за чудом спасшегося царевича Дмитрия, младшего сына Ивана Грозного.
Польский король Сигизмунд Ш поддержал Лжедмитрия I и предоставил ему 4-тысячный военный отряд.
В мае 1606 г. умер Борис Годунов и самозванец вступил в Москву, где вспыхнуло восстание против Годуновых
В Польше Лжедмитрий обязался в случае воцарения жениться на дочери польского воеводы Марине Мнишек, передать ей Новгород, Псков и уплатить отцу Марины Мнишек 1 млн. злотых.
Царствование Лжедмитрия I 1605 - 1606 гг.
Возвратил из ссылки бояр, пострадавших при Годунове.
Начал борьбу со взятками.
Конфисковал средства у монастырей.
Сделал уступки крестьянам и холопам.
Южные районы, которые его поддержали, освободил от налогов на 10 лет.
По его приказу были жестоко убиты Федор Годунов (сын Бориса) и его мать, а сестру подстригли в монахини.
17 мая 1606 г. – восстание против самозванца
Причина восстания - Лжедмитрий I не выполнил своих обещаний:
не освободил своих сторонников от налогов,
-не восстановил Юрьев день и не отменил его окончательно,
-не ввел в России католичество,
не отдал Польше Новгород и Псков
Убийство самозванца Лжедмитрия I
На рассвете 16 мая 1606 года вооруженный отряд под руководством В. И. Шуйского вошел в Кремль. С криком «Измена!» Лжедмитрий I попытался убежать, но был жестоко убит. Его труп подвергли жестокой казни, посыпали песком, мазали дегтем.
Царствование Василия Шуйского 1606 – 1610 гг.
Избран Земским собором.
Дает крестоцеловальную грамоту, в которой обещает сохранить привилегии бояр, что еще больше обострило как борьбу внутри класса феодалов, так и всеобщее недовольство .
Участвовал в расследовании причин гибели царевича Дмитрия.
Был организатором заговора против Лжедмитрия I.
19 мая 1606 г. избран царем на Земском соборе.
Увеличил срок сыска беглых крестьян до 15 лет.
Боролся с восстанием под руководством Ивана Болотникова.
В феврале 1609 г. заключил договор со Швецией о военной помощи, за что уступал ей часть русской территории.
Гражданская война и интервенция. Народные ополчения.
1606-1607гг. - восстание под руководством Ивана Исаевича Болотникова.
1 этап - объединенное войско Болотникова подошло к Москве и осадило столицу.
2 этап - поражение восставших, отступление от Коломенского к Калуге, потом Туле.
3 этап - осада восставших царскими войсками в Туле, Болотников сослан в Каргополь, ослеплен и утоплен.
Лжедмитрий II 1607 – 1610 гг.
Лжедмитрий II или «Тушинский вор» – самозванец, выдававший себя за сына Ивана Грозного царевича Дмитрия. Настоящее имя и происхождение неизвестны. Несмотря на то, что контролировал большую часть русского государства, в отличии от Лжедмитрия I, царем не считался.
«Семибоярщина»
«Семибоярщина» – это правительство из семи бояр, которое было создано после свержения В.Шуйского. Его главное решение – не избирать царем представителя русских родов, а отдать престол сыну польского короля Владиславу. Оно также тайно пустило в Москву польские войска, не доверяя русским войскам и москвичам.
Иностранная интервенция(Швеция, Польша) 1611-1612 гг.
Интервенция – это вмешательство одного или нескольких государств в дела другой страны.
Первое ополчение 1611 г.
Центр - г. Рязань.
Руководители:
П.Ляпунов,
князь Д.Трубецкой,
казачий атаман И.Заруцкий
Второе ополчение осень 1611г.
Центр – Нижний Новгород
Руководители:
посадский староста
Кузьма Минин,
князь Дмитрий Пожарский.
Освобождение Москвы от поляков
Ополченцы, под предводительством Дмитрия Пожарского, взяли штурмом Китай-город и вынудили поляков отступить в Кремль. Те недолго продержались за крепкими стенами. Понимая безвыходность ситуации, польские паны капитулировали. Случилось это 4 ноября 1612 года.
Земский Собор 1613 г. И избрание царем Михаила Романова
Когда Москва присягала новому царю, избранник вместе с матерью инокиней Марфой пребывал в Ипатьевском монастыре в Костроме.
Из Москвы в Кострому было отправлено Великое Посольство для изъявления народной воли избранному монарху.
Подвиг Ивана Сусанина
Иван Сусанин – русский национальный герой, костромской крестьянин. Зимой 1613 г. завел польский военный отряд, который искал дорогу на Кострому, где жил Михаил Романов, в непроходимое лесное болото, где погиб вместе с поляками.
В пояснительной записке к проекту закона отмечалось: "4 ноября 1612 г. войны народного ополчения под предводительством Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского штурмом взяли Китай-город, освободив Москву от польских интервентов и продемонстрировав образец героизма и сплоченности всего народа вне зависимости от происхождения, вероисповедания и положения в обществе."
Сегодня именно единство и сплоченность делают нас сильнее
4 ноября – день Казанской иконы Божьей Матери – с 2005 года отмечается как «День народного единства». Именно этот день в 1612 году стал решающим в освобождении Москвы от польско-литовских интервентов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Исторический аспект в курсе физики
Методическая разработка....
Культурно-исторический аспект изучения русского языка и литературы в урочной деятельности
Разработка уроков по русскому языку в 9 классах.(Подготовка к ГИА) Пояснительная записка. Данная работа по русскому языку для 9 классов создана на основе федерального компонента ...
Исторические аспекты обучения детей вокалу
Почти во всех школах искусств есть вокальное отделение и специальность: “сольное пение”. Чаще всего работают на этих отделениях вокалисты – “академисты”. Но все чаще в школах появляется “эстрадн...
Исторический аспект трудового воспитания
Исторический аспект трудового воспитания...
Исторические аспекты развития аэробики
В данной статье рассказывается о истоках и путях развития , основоположниках и последователях аэробики....
ПРОБЛЕМА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ НОВЫХ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ В АСПЕКТЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ
Модернизация и инновационное развитие – единственный путь, который позволит России стать конкурентным обществом в мире XXI века.Премьер-министр РФ Д.А. МедведевПроцесс развития России связан с р...
«Исторические лица и события в стихотворении Л.-Д.Б. Галсанова «Здесь город был над Селенгою…» (Анализ стихотворения в литературно-историческом аспекте)
История нашего села Новоселенгинска очень интересная и захватывающая, трагическая и насыщенная, любимая и далекая. В разных источниках мы можем найти самые разные описание того или иного исторического...