Пять принципов классного руководства
методическая разработка
В помощь классным руководителям
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pyat_printsipov_klassnogo_rukovodstva.docx | 14.2 КБ |
Предварительный просмотр:
Пять принципов классного руководства
В учительской среде ходит поговорка «трудно быть Богом и педагогом». Да, у нас хватает трудностей, но подчас мы сами же их и создаем. Классный руководитель, действительно, значимая в школе фигура. И дети хотят, чтобы рядом с ними были классные «классные». Вот тут и начинается самое главное. Сегодня в нашей профессии нетрудно разочароваться, испытать унижение личного достоинства, сломаться. Особенно молодым. Мне удалось все это преодолеть. И у меня утвердился свой взгляд на профессию «классного» и ее принципы. Ими я и хотела бы поделиться с читателями.
За семь лет работы в школе я выпустила в жизнь два одиннадцатых класса. Все выпускники учатся в вузах, у некоторых уже есть собственные семьи и дети. Но мы по-прежнему поддерживаем близкие отношения. Это чудо дружбы мне помогли сотворить принципы, которыми я руководствовалась в своей работе.
Принцип первый: добровольно и радостно отдавай ученикам свое духовное богатство. Твои увлечения, скажем наукой, музыкой, театром, - отличный образец для ребят, основа сотрудничества с ними.
Принцип второй: узнай своих учеников. «Если педагогика хочет воспитать человека во всех отношениях, то она должна прежде узнать его - тоже во всех отношениях». Эта мысль К. Д. Ушинского не потеряла ни грана своей актуальности. Что же конкретно является предметом познания в личности? В широком плане личность - это интегральная целостность биогенных, социогенных и психогенных характеристик. Она складывается из характера и воли, мышления и внимания, темперамента и склонностей, памяти и восприятия, интересов и убеждений. На развитие личности влияет наследственность, среда, деятельность. Вооружившись такими сведениями о каждом своем ученике, приобретаешь шанс избежать ошибок в воспитании.
Принцип третий: умей профессионально разрешать конфликтные ситуации. Конфликтов не избежать. Они возникают при взаимодействии классного руководителя и учащихся, учащихся между собой, клас-сного руководителя и родителей. Пути разрешения конфликта: налаживание взаимопонимания и устранение недоразумений - методом эмпатии, методом логического анализа. Существуют еще и игровые методы. В частности, при работе со старше-классниками можно применять деловые психологические игры. Но чтобы быть успешным в этом, классный руководитель должен открыть в себе игровое начало - способность и желание играть. Метод эмпатии - это универсальный способ разрешения конфликтов. Он подразумевает «вхождение» в личностный мир другого и пребывание в нем «как дома».
Принцип четвертый: дружба - понятие круглосуточное. «Имея доступ в сказочный дворец, имя которому - Детство, я всегда считал необходимым стать в какой-то мере ребенком. Только при этом условии дети не будут смотреть на вас как на человека, случайно проникшего за ворота их сказочного мира, как на сторожа, охраняющего этот мир, сторожа, которому безразлично, что делается внутри этого мира» - говорил наш замечательный педагог Василий Александрович Сухомлинский, и эти слова по-прежнему актуальны. Готов ли ты по первому зову своего ученика поспешить ему на помощь? Готов ли быть для каждого из них самым надежным другом?
Принцип пятый: старайся задействовать своих учеников так, чтобы у них не оставалось времени для безделья. Некоторые семьи вообще не уделяют внимания своим детям, полностью возложив эту обязанность на школу. Потому - общение и еще раз общение. Со своим классом, а в нем были и ученики, стоявшие на учете в милиции, мы почти каждый вечер собирались в школе. Планировали мероприятия, обсуждали проблемы, играли в спектаклях, участвовали в КВНах.
Ни для кого не секрет, что загруженность работой, низкая зарплата, домашние проблемы не располагают к общению с учениками. И классное руководство порой - просто нагрузка, за которую немного приплачивают. Меня потрясла как-то оправдательная фраза представителя школьной администрации: к нам дети не за любовью ходят! Но что же делается на этом свете без любви? Значит, притворяться? Но дети чувствуют малейшую фальшь, а на лжи, как известно, далеко не уедешь.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Классное руководство. Бланки для классных руководителей 9 и 11 классов для ГИА.
Бланки для проведения родительского собрания перед итоговой аттестацией. Согласно Положению о ГИА и ЕГЭ их необходимо заполнять и родителям, и выпускникам....
Классное руководство. Классный час "Есть ли герои у нашего времени?"
Разработка классного часа. Источники: журналы "ПЕдсовет", Интернет(презентация)....
Классное руководство. Семинар для классных руководителей по теме: "Воспитанием ли мы занимаемся?"
Ознакомление педагогов с характеристиками (признаками) ситуации воспитания с тем, чтобы обозначить границы «воспитательного поля» ....
Папка "Классное руководство" содержит документы по организации работы классного руководителя
Самоанализ воспитательной работы. Социальный паспорт класса. Социальный паспорт ученика. Тесты "Какой у нас коллектив?"...
РАЗВИВАЮЩЕЕ ОБУЧЕНИЕ. ОТРАЖЕНИЕ ПЯТИ ПРИНЦИПОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ТЕХНИКИ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ
Теория развивающего обучения, как известно, берет свое начало с древних времен и представляет собой систему диалектически взаимосвязанных сторон одного процесса – процесса становления лич...
Методическое руководство к практическим и лабораторным занятиям по МДК 03.01 Теоретические и методические основы деятельности классного руководителя ПМ. 03 Классное руководство для студентов 3 курса специальности 050146 Преподавание в начальных класса
Методическое руководство предназначено для организации учебного процесса междисциплинарного курса 03.01 «Теоретические и методические основы деятельности классного руководителя» ПМ. 03 Классное руково...
Цели, принципы, направления и задачи классного руководства как педагогической деятельности.
Материалы для классного руководства...