Цели, принципы, направления и задачи классного руководства как педагогической деятельности.
учебно-методический материал

Еремина Елена Геннадьевна

Материалы для классного руководства

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tseli.docx15.24 КБ

Предварительный просмотр:

Цели, принципы, направления и задачи классного руководства как педагогической деятельности.

Цели – то к чему стремятся, чего хотят достичь.

Принципы - основные идеи, следование которым помогает достичь поставленной цели.

Направления - линии движения чего-либо.

Задачи педагогической деятельности - осмысление сложившейся социально-педагогической ситуации и принятие на этой основе плана необходимых  действий.

Педагогическая деятельность – это деятельность, которая обеспечивает отношения, возникающие между людьми при передаче духовно- практического опыта от поколения к поколению.

Нам сегодня необходимо разобраться в сложившейся социально-общественной ситуации, которая определила для нас то, чего хочется обществу достичь в процессе воспитания, какими идеями для достижения результата необходимо руководствоваться, в каком направлении двигаться и каким должен быть план действий для эффективной передачи практического опыта подрастающему поколению.

Классное руководство в современном понимании – это деятельность педагогического работника, которому передан функционал по реализации воспитательного процесса в конкретном классе с конкретным ребенком.

Какого результата в своей педагогической деятельности нам необходимо достичь?

Для начала давайте обратимся к тем вызовам общества, которые и заставили нас сегодня говорить о процессе воспитания.

Видео

Вот они вызовы современного времени, вот оно общество, в котором мы с вами живем. И, действительно, время изменений наступило. И эти изменения происходят уже сейчас.

Сформулирована единая цель воспитательной деятельности для всей страны, выделены ключевые и актуальные направления воспитательного процесса, составлено описание необходимых действий для достижения этого результата.

Все сформулировано документально:

Одна страна одна и цель воспитания для всей страны – ФЗ от 29 дек 2012 №273 ФЗ «Об образов в РФ»

Указ президента РФ от 7 мая 2018 №204 «О национальных целях и стратегических задачах развития РФ на период до 2024»

Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025

В данных документах сформулирована одна цель воспитания для всей страны – развитие высоконравственной личности, разделяющей российские традиционные духовные ценности, обладающей актуальными знаниями и умениями, способной реализовать свой потенциал в условиях современного общества, готовой к мирному созиданию и защите Родины.

Слова и словосочетания этой цели – это и есть  направления нашей работы

В примерной программе воспитания сформулирована возможная цель воспитания в общеобразовательных организациях.

Она заключается в развитии обучающихся, проявляющаяся в усвоении ими знаний, основных норм, которые общество выработало на основе нравственных ценностей (т.е. усвоении ими социально значимых знаний).

В развитии их позитивных отношений к этим общественным ценностям (т.е. в развитии их социально значимых отношений).

В приобретении ими соответствующего этим ценностям опыта поведения, опыта применения сформированных знаний и отношений на практике (т.е. в приобретении ими опыта осуществления социально значимых дел).

Базовые ценности российского общества:

Семья, труд, отечество, природа, мир, культура, знания, здоровье, человек.

В примерной программе воспитания выделены целевые приоритеты – те действия, которым необходимо педагогу уделить наибольшее внимание. Например, на уровне начального общего образования это создание благоприятных условий для усвоения школьниками социально значимых знаний – знаний основных норм и традиций того общества, в котором они живут.

На уровне основного общего образования – создание благоприятных условий для развития социально значимых отношений школьников.

На уровне среднего общего образования - создание благоприятных условий для приобретения школьниками опята осуществления социально значимых дел.

Любая деятельность, особенно воспитательная, должна основываться на определенных принципах для достижения результата, но, к сожалению, точно так же как, накапливались вызовы нашего общества к системе образования, параллельно шло формирование бессодержательного классного руководства.

Классный руководитель превратился в администратора, который контролирует, фиксирует, сообщает, но не помогает, развивает, поощряет.

Давайте вспомним эту знакомую картинку, которая до сих пор наблюдается в каждой школе.

Видео

Педагогу, которому доверено осуществлять личностно-развивающую функцию, необходимо принятие существующих педагогических принципов:

Принцип коллегиальности – современные дети не воспринимают нормы и догмы, пришедшие извне, необходимо вырабатывать вместе со своими воспитанниками нормы жизни маленького коллектива под названием класс.

Принцип требовательности и уважения – высокая требовательность к воспитаннику органически сочетается с уважением его человеческого достоинства.

Принцип системности, принцип целесообразности и  природосообразности – выбор конкретных форм деятельности с учетом возрастных особенностей воспитанников.

Принцип открытости, коммуникативности, диалогичности выступает в качестве коммуникативного моста, соединяющего обучающихся с миром общечеловеческой культуры.

Принцип целостности и последовательности – классный руководитель осуществляет деятельность по определенной программе и имеет план деятельности.

Лучше всего, чтобы этот план был согласован с другими специалистами школы – логопедом, психологом, дефектологом, социальным педагогом.

Приоритетные задачи деятельности по классному руководству соответствующие государственным приоритетам в области воспитания и социализации обучающихся представлены в письме министерства РФ от  12 мая 2020 г. (№ ВБ-1011/08) «О методических рекомендациях»:

Создание благоприятных психолого-педагогических условий в классе

Формирование у обучающихся высокого уровня духовно-нравственного развития

Формирование внутренней позиции личности обучающегося

Формирование у обучающихся активной гражданской позиции

Формирование способности обучающихся реализовать свой потенциал в условиях современного общества

В рамках реализации образовательных задач в процессе педагогической деятельности классный руководитель самостоятельно выбирает формы, технологии работы с обучающимися и родителями.

Эти формы нам хорошо известны –

Индивидуальные (консультация, обмен мнениями, оказание индивидуальной помощи, совместный поиск решения проблемы и др.)

Групповые (ролевые игры, дебаты, проекты, творческие группы, органы самоуправления)

Коллективные (классные часы, конкурсы, квесты, родительские собрания, игры)

У каждого из нас в арсенале есть интересные формы достижения тех или иных воспитательных целей.

Вызовы, которые у нас с вами сейчас они не ложные, они самые настоящие, они требуют использовать более активные формы, позволяющие вместе с ребятами сформировать нормы и правила, найти выходы из сложившейся ситуации, вместе с ними создавать план воспитательной работы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение педагогического опыта "Патриотическое воспитание на уроках английского языка, во внеклассной деятельности и в классном руководстве"

Т Е З И С ЫПатриотическое воспитание на уроках английского языка,во внеклассной деятельности и классном руководстве.(обобщение  педагогического опыта) Воспитание гражданского самосозна...

Методическое руководство к практическим и лабораторным занятиям по МДК 03.01 Теоретические и методические основы деятельности классного руководителя ПМ. 03 Классное руководство для студентов 3 курса специальности 050146 Преподавание в начальных класса

Методическое руководство предназначено для организации учебного процесса междисциплинарного курса 03.01 «Теоретические и методические основы деятельности классного руководителя» ПМ. 03 Классное руково...

Профессиональные компетентности педагога в области постановки целей и задач педагогической деятельности

Каждый урок должен быть «закольцован»: определена цель – получен конкретный результат. На каждом уроке надо стремиться к созданию цепочки: цель – задачи – деятельность – диагностика достижения целей, ...

Удостоверение о повышении квалификации программе: «Организация деятельности педагогических работников по классному руководству», в объеме 17 часов

Удостоверение о повышении квалификации программе: «Организация деятельности педагогических работников по классному руководству», в объеме 17 часов...

Удостоверение КПК "Организация деятельности педагогических работников по классному руководству"

Курсы повышения квалификации "Организация деятельности педагогических работников по классному руководству" 17ч.,сентябрь 2020г. Единый урок...

Презентация "Классное руководство как особый вид педагогической деятельности"

Презентация к выступлению на педагогическом совете....

Единый урок.Повышение квалификации по программе "Организация деятельности педагогических работников по классному руководству" 13.08.2020

Единый урок.Повышение квалификации по программе "Организация деятельности педагогических работников по классному руководству" 13.08.2020...