Методическая разработка внеклассного мероприятия по теме "Суровой войны отголоски..." Дети блокадного Ленинграда. Дорога Жизни.
классный час
Дорога Жизни - это пример мужества и героизма, невероятной стойкости и несгибаемой воли к Победе советского народа, это самые трагические и героические страницы нашей истории.
«За свою трехсотлетнюю историю Санкт-Петербург - Ленинград никогда никому не сдавался: его не взяли ни Карл XII в 1704 году, ни шведский король Густав в 1788. Наполеон, победоносным тайфуном пронесшийся по Европе, в Петербурге не был. Английский адмирал Непир в 1854 году крейсировал в Финском заливе, но город ему не достался. И, наконец, беспрецендентный по силе и трагизму подвиг 1941-1944 годов».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
blokadnyy_leningrad.docx | 765.95 КБ |
Предварительный просмотр:
Блокадный Ленинград.
(21 ноября 1941г. – 24 января 1942г.)
Дорога Жизни - это пример мужества и героизма, невероятной стойкости и несгибаемой воли к Победе советского народа, это самые трагические и героические страницы нашей истории.
«За свою трехсотлетнюю историю Санкт-Петербург - Ленинград никогда никому не сдавался: его не взяли ни Карл XII в 1704 году, ни шведский король Густав в 1788. Наполеон, победоносным тайфуном пронесшийся по Европе, в Петербурге не был. Английский адмирал Непир в 1854 году крейсировал в Финском заливе, но город ему не достался. И, наконец, беспрецендентный по силе и трагизму подвиг 1941-1944 годов».
Сегодня большинство знает об этих событиях только по книгам, статьям и кинофильмам, но в нашей семье – не только история, а частичка личного, пережитого моим прадедушкой Волковым Александром Николаевичем. Он родился 24 марта 1934 года в Ленинграде, и на момент начала блокады ему было неполных 7 лет. Мама рассказывала мне, что дедушка не очень любил вспоминать это время, ведь во время блокады от голода умерла его младшая сестра, и сам он едва остался жив, если бы не Дорога Жизни.
«Героическая оборона Ленинграда была самой продолжительной и самой кровавой операцией Великой Отечественной войны. Она, действительно, не имеет равных себе в истории человечества по своим масштабам, по героизму, стойкости и самоотверженности защитников и жителей города. О Подвиге Ленинграда надо знать истинную правду, чтобы гордиться своей принадлежностью не только к этому Великому Городу-Герою, но и к стране, в которой есть такой Город». (Анатолий Владимирович Молчанов.)
На рассвете 22 июня 1941 г. войска фашистской Германии, вероломно нарушив договор о ненападении, перешли границу Советского Союза. Началась Великая Отечественная война. Уже на 18 день немцы вторглись на территорию Ленинградской области с юга. 9 июля взяли Псков и, несмотря на сопротивление наших войск и ополчения, начали продвижение к Питеру. 10 июля немецкие войска подошли к реке Луге. До Ленинграда оставалось чуть больше 100 км. Но врагу потребовалось два месяца, чтобы пройти их.
Утром 28 августа 1941 года через станцию Мга проскочили 2 последних эшелона с эвакуированными Ленинградцами. В тот же день станцию взяли немцы. Последнее железнодорожное сообщение 3-х миллионного города прервалось полностью. 8 сентября кольцо вокруг города сомкнулось, Ленинград оказался в тисках сухопутной блокады. В блокадном кольце оказалось более 2.5 миллионов гражданского населения, войска Ленинградского фронта и Балтийский флот.
Сорок первый, сентябрь, восьмое число
В этот день нас блокады огнем обожгло.
Мы не знали еще, что замкнулось кольцо
И что смерть нам уже заглянула в лицо…
Мы в тот день не могли даже предположить,
Как нам долго терпеть и как мало нам жить…
9 сентября начался яростный штурм города. Ожесточенные бои шли у Пулковских высот, у Колпина. 23 сентября, понеся большие потери, враг прекратил штурм. В дальнейшем противник еще четырежды пытался взять Ленинград. Несмотря на превосходство немецких сил в технике в 5-6 раз, ему это не удалось. Фашисты надеялись, что ленинградцы сами вымрут от голода и холода…
Фюрер решил стереть Ленинград с лица Земли, уничтожив всех его жителей. В секретной директиве немецкого военно-морского штаба «О будущности города Петербурга» говорилось: «После поражения Советской России нет никакого интереса для дальнейшего существования этого большого населенного пункта…предложено тесно блокировать город и путем обстрела из артиллерии всех калибров и беспрерывной бомбежки с воздуха сровнять его с землей. Если будут заявлены просьбы о сдаче, они будут отвергнуты…»
Еще 18 июля в Ленинграде были введены карточки на все продукты. Летом нормы были довольно высокие, но после того, как 30 августа немцы перерезали железнодорожную связь со страной, подвоз продовольствия, топлива и боеприпасов в Ленинград по суше стал невозможен. В сентябре 1941 фашисты сожгли Бадаевские продуктовые склады. Водные перевозки осенью 1941 года не могли обеспечить потребности в продовольствии жителей города и его защитников. 2 сентября было первое снижение норм выдачи хлеба и других продуктов. Зачастую, кроме хлеба, никаких продуктов не выдавали.
Хлебные нормы постоянно снижали, нужно было затратить немало сил и энергии, чтобы выкупить паек - отстоять очередь, которую иногда занимали с ночи. В 1941 году рано наступили сильные морозы, не работал водопровод и канализация, не было электричества, остановился городской транспорт. Практически у всех ленинградцев стало развиваться блокадное заболевание, вызванное длительным недоеданием - дистрофия. Многие сначала отекали, потом начинали усыхать.
Человек постепенно превращался в скелет, обтянутый кожей, с неподвижным лицом, с остановившимися глазами.
Первыми последствия голода ощутили ленинградские малыши. Уже в октябре детская больница на Васильевском острове была переполнена истощенными детьми. Спасти удавалось немногих. Малыши умирали, в основном от истощения. Морг был забит, а сандружинницы все носили и носили туда детские трупики. С 16 июля по 20 ноября норма хлеба для детей понизилась с 400 граммов до 125 граммов в сутки. Все с нетерпением ждали, когда появится необходимая толщина льда на Ладажском озере.
Ладожское озеро - самое большое озеро в Европе. Площадь его 18 тыс.кв. км., наибольшая глубина 230 м. Это практически пресноводное море с сильными штормами и неустойчивым подвижным ледовым покровом. Испокон веков было известно, что оно грозно и коварно, судоходство на нем затруднено. Для прохождения машины с тонной груза в кузове необходима была 200 мм толщина льда. Пешеходы - разведчики, перебираясь с западного берега озера на восточный берег, измеряли толщину льда и намечали вехи для будущей ледовой магистрали.
17 ноября лед достиг толщины 100 мм. Конный транспорт, машины, трактора, подготовленные для перевозки грузов, ждали морозов. Работники дорожной службы по нескольку раз в день измеряли лед, но были бессильны ускорить его нарастание. 18 ноября подул северный желанный ветер, температура понизилась до минус 12 градусов. 20 ноября толщина льда достигла 180 мм. Ждать больше не было сил. По магистрали направили конные обозы. Изнуренные лошади едва шли, падали и подняться уже не могли. Таких лошадей тут же на льду рубили на части и отправляли мясо в город. В самые тяжелые дни ноября, когда иссякли запасы хлеба,- 20 ноября служащие, иждивенцы и дети стали получать минимальную норму хлеба 125 г.
И вот пришел тот светлый день, когда началось движение машин по льду. В ночь с 22-го на 23 ноября, соблюдая интервалы, на небольшой скорости, по следу лошадей покатились одна за другой 60 автомашин за долгожданным грузом. Когда съезжали на лед, он прогибался и трещал, хотя расстояние между машинами было 300 м. Кабины не закрывали, чтобы легче было выбраться, фары не включали, чтобы не привлечь близко находящегося врага. Несколько машин ушло под лед и водители не смогли выбраться из них.
Мы ночью даже фары не включали,
Чтоб не привлечь внимания врага,
В мороз в кабинах дверь не закрывали,
Чтобы успеть нам выскочить когда,
Лед под машиной с треском разверзался
И грузовик, как якорь шел ко дну,
И Ладога безжалостно глотала
Груженую машину не одну….
23 ноября колонна вернулась, доставив 33 тонны продовольствия. На следующий день доставили только 19 тонн: неровный хрупкий тонкий лед, машины грузили по 2-3 мешка и при такой осторожности несколько машин затонуло. И все же на душе становилось веселее, движение транспорта нарастало. К машинам прикрепляли на буксире сани: 3- 4 мешка клали в машину и 2-3 мешка на сани. Первые 4 дня ездили только по ночам, потом перевозки шли круглосуточно. Впоследствии на «Дороге Жизни» работали 4500 шоферов, на льду несли службу зенитчики. Внесли свой труд летчики, регулировщики, дорожники, связисты, складские рабочие, медики. Всего участников обеспечения Дороги Жизни было около 20 000 человек.
В грозные дни блокады эта дрога явилась единственной транспортной магистралью, соединяющей через Ладожское озеро со всей страной обреченный на смерть город. Водители, смертельно усталые, голодные, под беспрерывным обстрелом с обмороженными руками, ногами, лицами ремонтировали изношенные грузовики прямо здесь, на льду.
О да - иначе не могли
ни те бойцы, ни те шоферы,
когда грузовики вели
по озеру в голодный город.
Холодный ровный свет луны,
снега сияют исступленно,
и со стеклянной вышины
врагу отчетливо видны
внизу идущие колонны.
И воет, воет небосвод,
и свищет воздух, и скрежещет,
под бомбами ломаясь, лед,
и озеро в воронки плещет.
Шоферы, ремонтники, регулировщики и связисты приобрели опыт и уверенность в работе. С 24 января хлебный паек был увеличен: рабочие стали получать по 400 г хлеба, служащие -300 г, иждивенцы и дети – 250 г, войска первой линии – 600 г, войска тыловых частей – 400 г. А с 11 февраля хлебный паек был вновь увеличен.
Последние рейсы в апреле 1942 года были очень тяжелыми. Сверху льда примерно на метр стояла вода. Под ней не было видно воронок и машины проваливались в них. Часто глохли моторы и приходилось выходить по пояс в ледяную воду, чтобы вручную завести машину. До берега доехать было нельзя – лед таял, приходилось переносить груз на себе, по пояс в воде примерно метров 500. Рейсы прекратились 26 апреля 1942 года. После войны здесь построили Триумфальную арку, на мраморной плите которой высечены слова:
Потомок, знай, в суровые года
Верны народу, дому и Отчизне
Через торосы Ладожского льда,
Отсюда мы вели Дорогу Жизни,
Чтоб жизнь не умирала никогда.
Одна из драматических страниц в истории блокады – эвакуация…22 января 1942 г Государственная Комиссия приняла специальное постановление об эвакуации из Ленинграда 500 тысяч человек. В первую очередь вывозили детей, женщин, престарелых и больных людей. С 22 января по 15 апреля 1942 года из Ленинграда через Ладогу было эвакуировано 554 тысячи 186 человек, в основном детей.
В небе кружили самолеты и бомбили транспорт с детьми, не обращая внимания на эмблему Красного Креста. Но оставаться в голодающем городе было еще опасней, и Ленинград спешил вывезти своих малышей в глубокий тыл. Зимой – на машинах по коварному ладожскому льду, летом - на баржах по воде.
От истощения, бомбежек они погибали в пути от Финляндского вокзала до Ладожского озера, в его водах и на Большой Земле - на ладожском берегу, по пешеходному пути до железной дороги. Много эшелонов с эмблемой Красного Креста на крышах вагонов немецкие самолеты разбомбили и сожгли дотла. Но все-таки большинство эвакуированных детей добирались до безопасных волжских, уральских и сибирских городов и селений, и многие из них дождались Победы.
За четыре неполных месяца было эвакуировано 514 069 человек: в январе было вывезено 11 296 человек, в феврале -117 434, в марте -221 947, в апреле -163 392 человека. Продолжили эвакуацию по воде: с мая по ноябрь было вывезено 448 010 человек. На этом эвакуация закончилась.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка внеклассного мероприятия "По дороге жизни" (5-6 кл.)
Мероприятие направлено на учащихся 5-6 классов. Цель его проведения - выработка навыков здорового образа жизни....
Внеклассное мероприятие «Урок мужества, посвященный памяти защитников блокадного Ленинграда"
Российское правительство 27 января объявило Днем воинской славы России - днем полного освобождения советскими войсками города Ленинграда от блокады его немецко-фашистскими войсками....
Методическая разработка внеклассного мероприятия «Дорогами войны. Подвиг советского народа в Великой Отечественной войне»
Один из важных путей проведения содержательной, творческой и интересной работы собучающимися – это внеклассная работа. Строгие рамки занятия и насыщенность программы не всегда позволяют ответить...
Методическая разработка внеурочного мероприятия по истории на тему "Дети блокадного Ленинграда"
Методическая разработка внеурочного мероприятия по истории «Дети блокадного Ленинграда» предназначена для проведения классного часа или урока мужества в 5 - 7 классах. Данное занятие позво...
Методическая разработка внеклассного мероприятия на тему: «Зарядка и Витаминка о здоровом образе жизни!»
Цель проведения мероприятия – повышение осведомленности и привитие ученикам необходимости ведения здорового образа жизни.Задачи:Образовательные:- актуализировать и углубить знания учеников о здо...
ЭОР к методической разработке внеклассного мероприятия «Песни, опаленные войной»
Настоящая методическая разработка посвящена проблеме дефицита изучения на уроках истории информации из раздела «Культура», а именно музыкального творчества, песен, связанных с войнами и во...
Методическая разработка внеклассного мероприятия «По дорогам войны» посвящённого 77-летию Победы в Великой Отечественной войне
Методическая разработка внеклассного мероприятия предназначена для студентов и преподавателей техникума. Мероприятие рекомендуется при проведении недели патриотического воспитания, внеклассных ме...