"Создание социального проекта в классном коллективе"
презентация к уроку (6, 7, 8, 9, 10, 11 класс)
Социальное проектирование имеет особую воспитательную значимость в школе. Эта технология позволяет ребенку пробовать и устанавливать способы собственного взаимодействия с окружающим миром: сверстниками и взрослыми.
Социальный проект создает для ребенка условия, в которых он может делать такие социальные пробы. Ну и детский коллектив, безусловно, является как важнейшим условием такой деятельности, так и её положительным итогом. Грамотное использование социального проектирования в деятельности классного руководителя позволяет сплотить детский коллектив, а также обеспечивает каждому участнику проекта возможность личностного и социального роста.
Материал адресован классным руководителям и активам классов, начинающим работу в области социального проектирования.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Как создать социальный проект | 1.61 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
« Единственный способ помочь себе - это помогать другим». Халиль Джебран
Основные понятия ПРОЕКТ- д еятельность, ограниченная во времени, результатом которой является появление чего-то нового, не существовавшего ранее и имеющего значение для какой-то группы общества и самого ученика, добровольно выполняющего проект и получающего опыт.
Актуальность обучения проектной деятельности Способность управлять проектом - компетенция успешного специалиста в любых сферах современного мира
Основные условия проекта: ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДОБРОВОЛЬНОСТЬ ОГРАНИЧЕННОСТЬ ПО ВРЕМЕНИ СОЗДАНИЕ НОВОГО «ПРОДУКТА» В ПРОЦЕССЕ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА РЕЗУЛЬТАТ («ПРОДУКТ») ИМЕЕТ ЗНАЧЕНИЕ ДЛЯ КОГО-ТО
По основному виду деятельности проекты бывают
Отличия социального от других видов проектов Проект является практико-ориентированным, т.е. направлен на решение острозначимых социальных проблем. Над реализацией проекта более эффективно работает команда единомышленников. Выбираются и реализуются реальные пути решения проблемы. В ходе реализации проекта проводится социологическое исследование , включающее сбор, обработку и анализ информации по проблеме проекта .
Проект, как любой вид деятельности, включает: СУБЪЕКТ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ; ОБЪЕКТ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ; ЦЕЛЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ; ДЕЙСТВИЯ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА ДОСТИЖЕНИЕ ЦЕЛИ; РЕЗУЛЬТАТ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
Субъекты социального проектирования ( те, кто осуществляют проект ) отдельные личности, организации, трудовые и школьные коллективы, специально созданные проектные группы и т.п. Необходимая черта субъекта проектирования - его социальная активность.
Основные понятия КОМАНДА ПРОЕКТА- это группа людей, объединившаяся для его успешного выполнения, каждый из которых несёт ответственность за определенную часть совместной работы. РУКОВОДИТЕЛЬ ПРОЕКТА- человек, осуществляющий управление проектом . КУРАТОР ПРОЕКТА- должностное лицо, осуществляющее административную, ресурсную, финансовую или иную поддержку проекта.
Команда группа людей, которая создает этот проект и будет его реализовывать. ВАЖНО: не фамилии, а понимание того, сколько человек потребуется для участия в проекте понимание, какие специальные способности необходимы тем, кто этот проект реализовывает распределение ролей в команде; кто за что отвечает и сколько тех или иных позиций потребуется.
Партнеры проекта -Организации, учреждения, фонды, другие юридические и физические лица, которые могут оказать помощь в реализации проекта; -Учреждения доп. образования; -Социальные, правовые, информационные службы; -Органы власти и местного самоуправления; -Специалисты; -Жители микрорайона и т.д. Примеры: ДШИ №3; Депутаты; Специалисты: инженер коммуникаций, психолог; Родители.
Объектами , на преобразование которых направлен социальный проект, могут выступать: социальные явления (процессы, происходящие в обществе на основе взаимодействия людей. Например, труд, образование, культура, полезные или вредные привычки, доброта или агрессивность, патриотизм или гражданская пассивность и т.д.); социальные отношения (например, сотрудничество или противостояние между людьми , отношение к инвалидам, к старикам, детям; взаимоотношения между участниками образовательного процесса и т.д.); социальные институты, их деятельность (различные органы власти и управления; школа; магазин; больница и т.д.); социальная среда (места отдыха, уличная реклама, игровые площадки, остановки, школьный двор и т.д.)
Действия д ля получения результата социального проекта: Искать Изучать Думать Приниматься за дело Помогать Сотрудничать
Результат (продукт) проекта Это то, что останется после завершения проекта. Описывается не в общих фразах, а в конкретных измеряемых показателях. Как правило, также описываются условия при которых проект можно считать успешным. Например Результат: заложенный сквер Победы на 60 саженцев Успешность : в результате акции прижилось не менее 55 деревьев
Результат проекта Новый «продукт»- реальное улучшение социальной ситуации в окружающем сообществе
Этапы социального проектирования Работа по созданию инициативной группы, команды проекта. Оценка состояния внешнего окружения (через сбор информации), определение проблемы проекта. Выработка цели и задач проекта. Стратегическое планирование. Реализация плана действий. Представление социально значимого проекта. Презентация итогов проекта. Последействие проекта (что будет после его завершения)
Технология социального проектирования
I ЭТАП ФОРМИРОВАНИЕ ПРОЕКТНОЙ ГРУППЫ КТО БУДЕТ СОЗДАВАТЬ ПРОЕКТ?
II ЭТАП.ВЫБОР ПРОБЛЕМЫ II ЭТАП.ВЫБОР ПРОБЛЕМЫ 1. «МОЗГОВОЙ ШТУРМ» Рассмотреть различные СИТУАЦИИ в вашем окружении, которые волнуют («напрягают») всю группу и которые можно исправить силами самой группы или с помощью привлекаемых со стороны помощников 2. РАБОТА С ПРОБЛЕМОЙ 1.В чем проявляется «волнение», «напряжение», связанное с этой ситуацией? 2. Что можно сделать, чтобы частично или полностью решить проблему?
ПРИ ВЫБОРЕ ПРОБЛЕМЫ : НУЖНО РАССМОТРЕТЬ ВСЕ ВОЗМОЖНЫЕ ВАРИАНТЫ И ИСХОДИТЬ ИЗ ТРЕХ ОСНОВНЫХ КРИТЕРИЕВ: -ЖИЗНЕСПОСОБНОСТЬ ПРОЕКТА -ЭФФЕКТИВНОСТЬ ПРОЕКТА - АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОЕКТА
III ЭТАП. ОПРЕДЕЛЯЕМ ЦЕЛЕВУЮ АУДИТОРИЮ ПРОЕКТА ЦЕЛЕВАЯ ГРУППА ПРОЕКТА АДРЕСАТ ПРОЕКТА Кого «напрягает» , волнует проблемная ситуация? 2. Для кого мы будем выполнять проект? ЭТО
Примеры целевой аудитории Дети микрорайона Н в возрасте от 3 до 7 лет (Не менее70 человек) Учащиеся 1Б класса школы А (25 человек) Жители домов 80, 82,84 по улице Б (примерно 600-650 человек) Пенсионеры дома 86 (20 человек) Женщины с малолетними детьми, гуляющие в Парке отдыха (не менее 100 человек)
IV этап. СБОР ИНФОРМАЦИИ Как провести? Можно разделиться на несколько групп, которые должны собрать и проанализировать информацию по проблеме проекта. Возможные задания группам: Социологическое исследование среди различных категорий людей, чтобы выяснить их отношение к поднимаемой проблеме; Изучение материалов СМИ по данной проблеме; 3. Работа с нормативно-правовыми документами по проблеме; 4. Встреча с компетентными специалистами в данной области (возможно, при помощи педагогов или администрации школы) для получения необходимой информации и т.д. Итогом данного этапа должно стать получение максимально полной и доступной информации по проблеме, являющейся основой для последующей работы над проектом.
Методы сбора информации Анкетирование (в форме заранее определенного списка вопросов) Опрос (в форме беседы или интервью для выяснения мнения собеседника) Круглый стол ( как форма организации обмена мнениями нескольких участников) Фокус-группа ( группа из 8-10 человек, собирающихся вместе для обсуждения интересующей их определенной темы) Собрание определенного коллектива людей
V этап. Разработка собственного варианта решения проблемы Материал обрабатывается и систематизируется; Выясняются возможные способы решения проблемы; Выбирается один, для которого разрабатывается программа действий по реализации проекта (цель, задачи, сроки, география, мероприятия проекта)
Риски проекта Предположение, что может не получиться и почему. Как можно минимизировать риски? Пример. Сквер Победы. Риски: - Ресурсные: Не сможем приобрести необходимое количество саженцев. -Кадровые: Ненадежность партнеров: на акцию соберется меньшее количество людей и т.д. Как минимизировать риски? К примеру, обратиться к родительской общественности близлежащих школ и попросить помочь саженцами из собственных подсобных хозяйств, дачных участков и предложить заложить собственные аллеи классов.
V этап социального проектирования Разработка социального проекта
1. Определяется ЦЕЛЬ проекта Цель это то, чего мы хотим достичь в ходе реализации проекта. Всегда отвечает на вопрос ЧТО? Она всегда ОДНА Формулировка цели должна ВСЕГДА быть КОНКРЕТНОЙ и увязана с выявленной социальной проблемой. Цель должна быть ДОСТИЖИМА в рамках данного проекта. Цель должна формулироваться как безусловная (окончательная). Цель должна предусматривать итоговый результат.
Примеры целей Закладка сквера Победы в микрорайоне Б к празднику 9 Мая. Постройка снежного городка к Новому году. Проведение благотворительной акции среди учащихся школы в пользу приюта для бродячих животных.
2. Задачи проекта Должны отвечать на вопрос КАК будет выполняться процесс? Задач может быть от 3 до 5. (Максимум 6 при продолжительном и объемном проекте) Определение задачи лучше начинать с глагола. Это поможет вам сделать задачу определяющей конкретное действие. И такая задача станет звеном в процессе деятельности .
Например, при цели проекта: Проведение благотворительной акции среди учащихся школы в пользу детей детского дома Н. Выделяем следующие задачи: Привлечь внимание учащихся школы к проблемам детей из детского дома Н. Собрать канцтовары и игрушки для детей от 7 до 14 лет Подготовить игровую (конкурсную, музыкальную и т.д.) программу для детей Выступить с программой и вручить подарки к Дню защиты детей.
3. Сроки проекта - Сроками проекта считаются дата его начала и дата его окончания Пример сроков проекта: 1.03.2021 г-15.03.2021 г. Ноябрь 2020-октябрь 2021 гг. Май 2021 г. -Ошибкой считается здесь определять вместо сроков продолжительность проекта: 2 месяца, 1 неделя, год и т.д. Важно понимать, КОГДА ваш проект начинается и КОГДА он заканчивается .
4. География проекта География-это территория (район), на которую будет распространяться проект. Пример географии : Район посёлка М. Территория Парка отдыха Придомовая территория дома №1 по улице К.
5. Механизм реализации проекта и календарный план Именно этот раздел позволяет представить по перечню событий, сможете ли вы достичь поставленной цели. Уделяйте серьезное внимание этому разделу. Существует много вариантов представления календарного плана и механизма реализации
5. МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ И МЕРОПРИЯТИЯ ПРОЕКТА (диаграмма Ганта ) Мероприятия Месяц февраль март апрель май Примечание Мероприятие 1 (Разработка проекта) Мероприятие 2 (Очистка и осушение территории) Мероприятие 3 (Завоз материалов) Мероприятие 4 (Строительство Объекта) Мероприятие 5 (Озеленение территории) По окончании благоустройства-сдача объекта
VI этап. Реализация плана действий команды На этом этапе необходимо воплотить на практике намеченный вариант решения проблемы. Реализуются два направления действий: 1) собственное участие команды в реализации проекта путем проведения различных акций, мероприятий и т.д.; 2) обращение к предполагаемым партнерам по реализации проекта (людям, организациям, учреждениям; передача предложений в СМИ) и организация взаимодействия с ними.
VII этап. Презентация и защита проекта оформление проекта (может содержать фотографии, плакаты, схемы, диаграммы, презентации); 2) составление папки документов (портфолио), дающей более подробное представление о проекте; 3) устное выступление команды (обычно из 4-5 чел.), построенное на материалах реализованного социального проекта и отражающее отношение к рассматриваемой в нем проблеме .
ПОДГОТОВКА УЧАЩИХСЯ К РАБОТЕ НАД ПРОЕКТОМ ВЫБОР ПРОБЛЕМЫ СБОР ИНФОРМАЦИИ ИЗУЧЕНИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЙ И НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЙ БАЗЫ СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ ОПРОСЫ АНАЛИЗ МАТЕРИАЛОВ СМИ ВСТРЕЧИ, ИНТЕРВЬЮ СО СПЕЦИАЛИСТАМИ РАЗРАБОТКА СОБСТВЕННОГО ВАРИАНТА РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ РЕАЛИЗАЦИЯ ПЛАНА ДЕЙСТВИЯ СОСТАВЛЕНИЕ ПОРТФОЛИО ПРЕЗЕНТАЦИЯ СВОЕ ОТНОШЕНИЕ К ПРОЕКТУ ОБРАЩЕНИЯ, СОЦИАЛЬНАЯ ПЕРЕПИСКА СОБСТВЕННОЕ УЧАСТИЕ
VIII этап. Последействие проекта Это дальнейшее использование того, что получилось в проекте после его окончания. Здесь кратко надо дать представление, как будет функционировать, созданный объект, услуга. Кто будет использовать в будущем результаты проекта. Пример: Разбит сквер Победы. Как вы видите его дальнейшую судьбу: кто будет пользоваться этим сквером, кто будет ухаживать и т.д.
Ну а теперь-практика…
Составляем социальный проект 1. Формируем команду проекта. 2. Формулируем проблему. 3. Предполагаем целевую аудиторию проекта. 4. Собираем необходимую информацию. 5. Определяем географию и сроки проекта. 6. Придумываем яркое, «говорящее» и узнаваемое название проекта (креативим!!!). 7. Формулируем цель проекта, характеризуем предполагаемый результат. 8. Определяем задачи проекта. 9. Находим партнеров. 10. Характеризуем последействие проекта. 11. Выделяем риски. 12. Составляем план мероприятий проекта. 13. Реализовываем задуманное. 14. Составляем портфолио проекта и готовим защиту. 15. Защищаем проект.
«Всякий обладает достаточной силой, чтобы выполнить то, в чем убежден» И.В. Гёте
Желаем успешной работы !
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование благоприятного социально-психологического климата в классном коллективе через совместное участие в социально-значимых проектах и природоохранных акциях.
В статье представлен опыт работы классного руководителя по формированию благоприятного психологического климата в классном коллективе....
Алгоритм создания социального проекта
Презентация в помощь для создания социального проекта...
Роль классного руководителя в создании благоприятной атмосферы в классном коллективе.
Выступление на педсовете (2017) Классный руководитель в современной школе, должен постоянно самообразовываться, искать пути привлечения учащихся в школьные, классные дела. Важна личность педагога. Тол...
формирование социальной культуры в классном коллективе
формирование социальной культуры в классном коллективе...
Проект "Сплочение классного коллектива"
Данный проект нацелен на сплочение классного коллектива....
УЧАСТИЕ В ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. Создание анимационных проектов (мультипликационные фильмы, видео открытки, социальные ролики), с коллективами учащихся в урочное и внеурочное время. (период создания фильмов с 2014 по 2018 гг.)
УЧАСТИЕ В ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. Создание анимационных проектов (мультипликационные фильмы, видео открытки, социальные ролики), с коллективами учащихся в урочное и внеурочное время. (пери...
УЧАСТИЕ В ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. Создание анимационных проектов (мультипликационные фильмы, видео открытки, социальные ролики), с коллективами учащихся в урочное и внеурочное время. (период создания фильмов с 2019 по 2023 гг.)
УЧАСТИЕ В ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. Создание анимационных проектов (мультипликационные фильмы, видео открытки, социальные ролики), с коллективами учащихся в урочное и внеурочное время. (пери...