Из опыта работы.
статья (5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класс)

Баринова Елена Михайловна

В днной работе представлен материал как организовать работу по формированию ЗОЖ? Каким содержанием ее наполнить? На что обратить внимание при определении задач и видов деятельности при планировании воспитательной работы? 

Скачать:


Предварительный просмотр:

ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ

классного руководителя 9-10 классов Бариновой Елены Михайловны

«Путь к здоровью»

Пояснительная записка

     Здоровье учащихся – важный показатель качества жизни общества и государства, отражающий не только настоящую ситуацию, но и формирующий её развитие в будущем. Одной из важнейших задач школы является сохранение и укрепление здоровья учащихся. Эта работа является приоритетным направлением деятельности нашей школы и моей,  как классного руководителя.

   Как классный руководитель, я уделяю особое внимание воспитанию у своих воспитанников  сознательного и активного отношения к ценности здоровья и здоровому образу жизни.  

   Как организовать работу по формированию ЗОЖ? Каким содержанием ее наполнить? На что обратить внимание при определении задач и видов деятельности при планировании воспитательной работы?

   Перед новым набором учеников я провела пропедевтическую работу со своими будущими воспитанниками: неоднократно посещала уроки в начальной школе и воспитательные мероприятия,  где познакомилась с детьми,  с помощью их первого учителя постаралась узнать их возможности и проблемы. Эта работа дала мне время продумать планирование воспитательной работы с будущими пятиклассниками, определить приоритеты в воспитательной работе.

   Одним из главных направлений своей работы я посчитала формирование у обучающихся сознательного отношения к собственному здоровью и   образу жизни.

   Для того , чтобы у учащихся появилась мотивация к стремлению укрепить свое здоровье, стать красивым, я постоянно работаю над повышением интереса детей к этому вопросу.

   Одним из способов повышения заинтересованности учащихся в своем здоровье является комплексный подход к формированию здорового образа жизни. Он заключается в подключении к этой  деятельности, как классного коллектива, так и  родителей, учителей, других  работников школы.

   С точки зрения психолого-педагогического подхода  начало обучения в основной школе совпадает с предкризисным периодом в становлении личности  школьника, его познания самого себя и своего места в окружающем мире. Тяжело переходить от поры детства к отрочеству, к утверждению самого себя в среди сверстников, в классном коллективе и вне его. Отсюда идут многие проблемы, в том числе и касающиеся здоровья.

Цель моей деятельности: обеспечение целостного подхода к сохранению и укреплению здоровья обучающихся.

Задачи:

  • формировать ценностное отношение учащихся к здоровью и здоровому образу жизни;
  • формировать устойчивое негативное отношение учащихся к употреблению ПАВ;
  • оказать практическую помощь родителям при решении проблем, связанных с образом жизни их детей.

 Описываемый  педагогический опыт сформирован с  учетом   факторов,  оказывающих существенное влияние на  состояние  здоровья школьников:

-  социальных и  экологических условий окружающей действительности;

- факторов риска, которые приводят к  дальнейшему  ухудшению здоровья обучающихся;

- факторов значительного временного разрыва между воздействием и негативным популяционным сдвигом в здоровье обучающихся;

- системой знаний, установок, правил поведения, привычек, формируемых у обучающихся в процессе обучения;

- особенностей отношения обучающихся к своему  здоровью, что  связано с  отсутствием у детей опыта  «нездоровья» (за  исключением детей  с серьезными хроническими  заболеваниями), неспособностью  прогнозировать  последствия  своего   отношения к здоровью,  невосприятием деятельности, связанной  с  укреплением здоровья и профилактикой его нарушений, как актуальной и значимой.

При выборе стратегии воспитания культуры здоровья у учащихся  своего класса я учитывала психологические и психофизиологические характеристики возраста.

Формирование ценностей здоровья и здорового образа жизни осуществляется  мною через следующие формы деятельности: беседы, анкетирование, тестирование, классные часы, праздники, спортивные соревнования, КВН, клубы общения, круглые столы, дискуссии

Организация работы классного руководителя по формированию у обучающихся культуры здорового  и безопасного образа жизни

Этап

Задачи этапа

Направления деятельности

Первый этап 

Анализ состояния и планирование работы с учащимися

• организация физкультурно –оздоровительной работы, рационального питания и профилактика вредных привычек;

• организация просветительской работы с учащимися и родителями (законными представителями);

• выделение приоритетов в работе классного руководителя с учётом результатов проведённого анализа.

Второй этап

Организация просветительской работы в классе

• внедрение в воспитательную систему работы классного руководителя мероприятий, направленных на формирование ценности здоровья и здорового образа жизни, которые должны реализовываться в классе.

Третий этап

Организация деятельности

• проведение активных мероприятий, направленных на пропаганду здорового образа жизни

Четвертый этап

Отследить  результат

• мониторинг

   

МОНИТОРИНГ

5 класс

2013-2014 учебный год

В начале 2013-2014 учебного года был проведен мониторинг уровня здоровья пятиклассников, из которого было видно, что к  абсолютно здоровым учащимся можно отнести только одного человека; 10 человек имели ослабленное здоровье, часто болели.

 Три человека имели дефицит веса, двое – проблемы со зрением, шесть человек – заболевания органов ЖКТ; десять – лор-заболевания (ОРЗ, ОРВИ, бронхит, пневмония).

Кроме того, анкетирование и наблюдение показало, что шестеро учащихся 5 класса пробовали курить, один обучающийся курит периодически. Это потребовало немедленных действий.

5 класс

Просветительский блок

Профилактика ПАВ –зависимости

месяц

Классный руководитель

медсестра

библиотекарь

Сентябрь

«Мы и наше здоровье»(кл.час)

Бюллетень «Скажи сигарете – нет!»

выставка книг  по антиникотиновой тематике

Октябрь

«Вредные привычки» (кл.час)

Ноябрь

«Безвредного табака не бывает» (беседа)

Беседа о вреде курения

Декабрь

«Путешествие в страну здоровья» (игра)

выставка книг  по антиалкогольной тематике

Январь

«Дым вокруг от сигарет, мне в том дыме места нет» (кл. час)

Февраль

Спортивная игра «Молодецкие потехи»

«Наши друзья –витамины» (лекция)

Март

Выставка рисунков ««Мы – за здоровый образ жизни»

Выставка книг по антинаркотической тематике

Апрель

КВН «Наше здоровье»

май

«Мама, папа ,я – дружная семья» (спортивная игра)

Деятельностный блок

месяц

Класс

сентябрь

турслет

октябрь

Соревнования по футболу

ноябрь

Игра «Самый спортивный»

декабрь

Лыжные  прогулки

январь

Соревнования по волейболу

февраль

Спортивная игра «Молодецкие потехи»

март

Мини-футбол (команда родителей и детей)

апрель

День здоровья

май

«Мама, папа , я – спортивная  семья» (спортивная игра)

ежедневно

Общешкольная физзарядка, физминутки на уроках, прогулка.

Работа с родителями

месяц

мероприятия

сентябрь

Родит. собрание «Проблемы адаптации младших школьников к условиям основной школы. Режим дня»

октябрь

Родительский клуб «Мы и наши дети»

ноябрь

-

декабрь

Родит. собрание «Значение семейных традиций в формировании у ребенка здорового образа жизни»

январь

-

февраль

«О родных и близких с любовью». Час сердечного общения (родители и дети)

март

Мини-футбол (команда родителей и детей)

апрель

Уроки этики для детей и родителей (дискуссионный клуб)

май

«Мама, папа , я – спортивная  семья» (спортивная игра)

Результативность

 К концу 2013-2014 учебного года в классе не осталось  ни одного курящего ребенка.

Вырос объем двигательной активности у учащихся, улучшились физические показатели (по данным учителя физической культуры).

6-7 класс

2014-2016 учебный год

По сравнению с 2013-2014 учебным годом регулярно болеющих детей уменьшилось на два человека, но и абсолютно здоровых детей не стало.

Основными  заболеваниями  остались простудные и заболевания ЖКТ.

Основным направлением здоровьесберегающей деятельности в 2014-2016 учебном году стало здоровое питание.

  Наблюдение показало, что не все дети завтракают перед уходом в школу, появились случаи обмороков. Родители не всегда контролируют  питание детей.  Вопрос полноценного и сбалансированного питания встал очень остро.

  Просветительский блок

Профилактика заболеваний ЖКТ

Месяц

Мероприятия с учащимися

Мероприятия с родителями

Сентябрь

«Мой режим дня» (кл.час)

Лекторий «Правильное питание – основа здоровья»

Октябрь

«Что я знаю о своем здоровье» (анкета)

Проверка качества питания на школьном пищеблоке родительским комитетом

Ноябрь

«Культура питания» (беседа)

Род. собрание «О качестве питания в школьной столовой»

Декабрь

Просмотр фильма о ЗОЖ

«Чем питается мой ребенок в течение дня?» (родительский клуб)

Январь

Что такое здоровая еда? (дискуссия)

Что такое здоровая еда? (дискуссия совместно с учащимися)

Февраль

Выпуск листовок о правильном питании

Апрель

Анкетирование по качеству школьного питания

Анкетирование по качеству школьного питания

май

Как избежать инфекционных заболеваний в летний период? (беседа мед. работника)

Деятельностный блок

месяц

Класс

сентябрь

турслет

октябрь

праздник «Осенний бал»

ноябрь

КВН

декабрь

Лыжные  прогулки

январь

Соревнования по волейболу

февраль

Спортивная игра «Молодецкие потехи»

март

Мини-футбол (команда родителей и детей)

апрель

День здоровья

май

«Мама, папа , я – спортивная  семья» (спортивная игра)

ежедневно

Общешкольная физзарядка, физминутки на уроках, прогулка.

Результат: к концу 2014-2016 учебного года 100% учащихся 6 класса получает питание в школьной столовой, уменьшилось количество жалоб на дискомфорт ЖКТ.

8-9 класс

2016 – 2018 учебный год

По сравнению с предыдущим учебным годом абсолютно здоровых детей не прибавилось, со 2 группой здоровья – 18 человек, что на 3 человека больше. Радует то, часто болеющих детей  стало меньше на это же количество.

Проблема 2017  учебного года – повышение количества детей, имеющих проблемы с органами зрения.

 

 Просветительский блок

Профилактика заболеваний органов зрения

месяц

Мероприятия с учащимися

Мероприятия с родителями

Сентябрь

«Факторы вызывающие нарушение зрения» ( кл.час совместно с родителями)

«Факторы вызывающие нарушение зрения» ( кл.час совместно с учащимися)

Октябрь

«Если вы носите очки» (беседа мед. работника)

 Встреча с врачом- офтальмологом (лекторий)

Ноябрь

 беседа «Профилактика заболеваний органов зрения»

анкетирование  родителей  «Здоровье глаз моего ребенка»

Февраль

«Носить очки – это не стыдно» (кл. час)

Родительское собрание «Компьютер в жизни ребенка» лекторий

май

«Глаза - главные помощники человека» (кл. час)

Круглый стол «Почему ребенок отказывается носить очки? Как решить проблему?»

Деятельностный блок

месяц

Класс

сентябрь

Игра «Полезно - вредно»

октябрь

Выпуск листовок « Зрим в будущее»

ноябрь

Путешествие в страну здоровья

декабрь

Конкурс рисунков « Мир глазами невидящих»

январь

Викторина « Глаз смотрит, а мозг видит»

февраль

Сочинение «Жизнь видящих и невидящих людей»

март

Конкурс рекламы « Хорошее зрение – это…»

апрель

День здоровья

май

«Мама, папа , я – спортивная  семья» (спортивная игра)

ежедневно

Общешкольная физзарядка, физминутки с использованием офтальмотренажера

Результатом моей работы вижу дальнейшее понижение уровня заболеваемости учащихся моего класса; формирование у них ценностного отношения  к  собственному здоровью и здоровому образу жизни.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Учитель: Баринова Елена Михайловна МБОУ «Литвиновская СОШ Яшкинского муниципального района»

Слайд 3

МБОУ «Литвиновская СОШ Яшкинского муниципального района» Здоровье учащихся – важный показатель качества жизни общества и государства, отражающий не только настоящую ситуацию, но и формирующий её развитие в будущем Как организовать работу по формированию ЗОЖ? Каким содержанием ее наполнить? На что обратить внимание при определении задач и видов деятельности при планировании воспитательной работы?

Слайд 5

Одним из способов повышения заинтересованности учащихся в своем здоровье является комплексный подход к формированию здорового образа жизни. Он заключается в подключении к этой деятельности, как классного коллектива, так и родителей, учителей, других работников школы.

Слайд 6

Формирование ценностей здоровья и здорового образа жизни осуществляется мною через следующие формы деятельности: беседы, анкетирование, тестирование, классные часы, праздники, спортивные соревнования, КВН, клубы общения, круглые столы, дискуссии.

Слайд 7

МОНИТОРИНГ 5 класс 2013-2014 учебный год Основной вид здоровьесберегающей деятельности в 5 классе- профилактика ПАВ зависимости. Результативность: К концу 2013-2014 учебного года в классе не осталось ни одного курящего ребенка. Вырос объем двигательной активности у учащихся, улучшились физические показатели (по данным учителя физической культуры).

Слайд 8

6 -7класс 2014-2016 учебный год Основной вид здоровьесберегающей деятельности в 6-7 классах- профилактика ЖКТ. Результат: к концу 2014-2016 уч. Г. 100% учащихся 6-7 класса получает питание в школьной столовой, уменьшилось количество жалоб на дискомфорт ЖКТ.

Слайд 9

. 8-9 класс 2016-2018 учебный год Основной вид здоровье сберегающей деятельности в 8-9 классе- профилактика заболеваний органов зрения. Результатом моей работы вижу дальнейшее понижение уровня заболеваемости учащихся моего класса; формирование у них ценностного отношения к собственному здоровью и здоровому образу жизни.

Слайд 10

. Организуя образование в области здоровья необходимо помнить: · если ребёнка часто подбадривают – он учится уверенности в себе; · если ребёнок живёт с чувством безопасности – он учится верить; · если ребёнку удаётся достигать желаемого – он учится надежде; · если ребёнок живёт в атмосфере дружбы и чувствует себя нужным – он учится находить в этом мире любовь .



Предварительный просмотр:

Эссе « Я – классный руководитель»

           Я - классный руководитель. Я полна гордости за то, что являюсь классной мамой двух классов  (9  и 10). Так получилось, что в этом году  мне стал родным ещё 9 класс. Эти дети для меня новые, а я для них. Но уже вижу, что они  начинают «открываться» и доверять мне.

В классе, с которым мы прожили несколько лет, осталось пять старшеклассников. Обо всём по порядку Началось всё 5  лет  назад.  Меня переполняло чувство страха, что вот-вот сейчас в кабинет войдут незнакомые мне дети. И одновременно я была горда тем, что это самый большой в моей практике класс – 22 человека. До знакомства со своими детьми лично я долго беседовала с их первым учителем, выспрашивала обо всех их способностях, об отношении в коллективе, об учёбе. Моя коллега долго и с упоением рассказывала мне о достижениях своих воспитанников. И по окончании нашего разговора я уже чётко представляла общую картину класса.

И вот тот первый день настал. В класс  стали  робко заходить такие разные: смешные, неуклюжие, маленькие, но упрямо идущие  вперёд к одной цели- всё узнать и познать.

Я сразу поняла, как буду строить   работу со своими детьми. Первое, чему мне надо уделить внимание: поддержать  ту доброжелательную атмосферу в коллективе , что уже сложилась к моменту нашей встречи,   подкрепить и развить сложившиеся традиции,   сделать так, и чтобы  кредо школьной жизни   моих учеников было «Один за всех и все за одного».   Следующей немаловажной задачей было раскрыть потенциал талантов  теперь уже моих воспитанников, создать условия для развития личности каждого ученика, раскрытия их умственных, физических и моральных качеств.

Я всегда хотела быть для детей полезной, интересной и современной. Работа классного руководителя предполагает идти всегда со временем в ногу, поэтому надо находить все пути для реализации этой цели. Не бояться ошибаться, учиться, осознавать и исправлять свои ошибки.

В 5 классе нам  выпала почётная миссия: подготовить для детей из начальной школы  новогодний праздник. Когда я объявила об этом  своим воспитанникам, они с удовольствием согласились участвовать в программе. Чтобы поддержать их творческий порыв, мне тоже пришлось исполнить  роль очаровательной Снежной королевы.

В 2014 году мы вместе подготовили общешкольное мероприятие «Конкурс чтецов». Мои дети с упоением читали стихотворения поэтов Кузбасса, стихи собственного сочинения.  Так что я могу с уверенностью сказать, что  в моем классе  собрались творческие личности.

Две воспитанницы поступили после седьмого класса в Губернаторский лицей. Учатся на 4 и 5.

 В2016 году одной отличнице посчастливилось посетить Грецию. Другая по путёвке ездила в Анапу. Много впечатлений осталось у них от этой поездки.

 Наступил момент расставания, и в 2018 году мои дети закончили 9 класс и, надо сказать, успешно (всего двое получили аттестат с тройками, остальные - 4,5). И улетели мои «журавли» во взрослую жизнь. Осталось нас шесть человек.

Конечно, проблемы у нас есть. Случаются и слезы, и сложности первой влюбленности, и прогулы, и конфликты. И не одну ночь я провела без сна, задавая вопрос: что я делаю не так?  Бывает, я ругаю свой класс, но всегда стараюсь  с уважением  относиться к личности.

Быть классным руководителем -это значит отдавать себя работе  все 24 часа.  А наградой  должны  быть маленькие и большие  победы твоих детей. И вот тогда ты можешь с гордостью сказать, что  твоя жизнь удалась!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПОДЕЛИМСЯ ОПЫТОМ Л.М. КЛИПИНА, заслуженный учитель РФ, г. Москва, школа № 1410 ________________________________________ Комплексный анализ поэтического текста на уроках русского языка Из опыта работы по учебнику-практикуму А.Д. Дейкиной, Т.М. Пахновой д

ПОДЕЛИМСЯ ОПЫТОМЛ.М. КЛИПИНА, заслуженный учитель РФ, г. Москва, школа № 1410 Комплексный анализ поэтического текста на уроках русского языкаИз опыта работы по учебнику-практикуму А.Д. Дейкиной, Т....

Обобщение педагогического опыта работы воспитателя Бабенковой П.И. Тема опыта "Развитие эстетической культуры обучающихся с ограниченными возможностями здоровья через внеурочную деятельность".

Главная цель всей работы по развитию эстетической культуры  -  приобщение обучающихся к искусству, воспитание потребности у  детей  с  ограниченными  возможностями  ...

Индивидуальные целевые прогулки логопеда с детьми, как средство установления эмоционального контакта, накопления и закрепления сенсорного опыта (фрагмент опыта работы)

Данная статья является фрагментом опыта работы на тему : "Развитие восприятия и речи у детей с органическим поражением ЦНС в условиях дома ребенка". В ней идет речь о такой инновационной форме работы ...

ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ МБОУ ГИМНАЗИИ №24 ГОРОДА СТАВРОПОЛЯ КРАСАВИНОЙ ЕЛЕНЫ ПАВЛОВНЫ. ТЕМА ОПЫТА «МОНИТОРИНГ КОГНИТИВНОЙ СФЕРЫ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В УСЛОВИЯХЛИЧНОСТНО ОРИЕНТИРОВАННОГО ПОДХОДА».

В последние годы многие крупные эксперименты, проводимые в сфере образования, в области психологии и дидактики, направлены на перестройку и совершенствование существующей образовательной системы с цел...

Обобщение опыта работы. Тема опыта: «Применение логопедического массажа как одного из актуальных методов современной логопедии с целью повышения эффективности коррекции речевых нарушений у детей-логопатов».

 Свой опыт  я построила таким образом, что он представляет собой обобщённую систему работы по применению элементов, а так же  полных курсов логопедического массажа на индивидуаль...

Обобщение опыта работы. Изостудия МБОУ ДОД ДДК (из опыта работы по развитию творческой активности обучающихся)

Данные материалы адресованы тем, кто работает с детьми в образовательных организациях реализующих общеразвивающие программы в области развития декоративно-прикладного творчества, а также всем, кто инт...

Обобщение опыта работы по теме "Система работы учителя по подготовке к ГИА по информатике. Из опыта работы"

В статье обобщен опыт работы учителя по подготовке учеников к ЕГЭ по информатике. Рассматриваются особенности структуры КИМ, проблемы подготовки и пути их решения...