Конспект внеурочного занятия по марафону предприимчивости "Работа в группах. Принятие правил групповой работы"
план-конспект занятия (5 класс)

Вахрушева Алина Георгиевна

Цель занятия:  формировать социальные навыки общения подростков через тренинговые упражнения приветствия и принятия правил групповой работы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект внеурочного занятия по теме «Работа в группах. Принятие правил групповой работы».

Цель:  формировать социальные навыки общения подростков через тренинговые упражнения приветствия и принятия правил групповой работы.

Ход занятия:

I. Вводная часть.

Учитель: Ребята, мы живем в обществе, и поэтому очень важно уметь общаться с окружающими. На занятиях мы будем работать в группах, в коллективе, поэтому нам надо выработать общую стратегию взаимодействия, определить правила работы в группах.

II. Знакомство.

Учитель: Для начала нужно договориться, как мы будем обращаться друг к другу.  Для этого давайте на индивидуальных визитках напишем, как мы хотим, чтобы к нам обращались другие. Каждый вправе взять себе любое имя, которым он хочет, чтобы его называли в группе: свое настоящее, игровое, имя литературного героя, имя-образ. Напишите положительное качество, характеризующее вас как личность, которое начинается с любой буквы вашего имени.

Дети пишут на индивидуальных визитках свои тренинговые имена и качества-определения  и прикрепляют их, по очереди зачитывая результаты упражнения.

Примечание. Даже если тренинг проходит в уже действующем коллективе, необходимо провести этап знакомства, так как это способствует снятию напряжения во время работы.

III. Приветствие.

Учитель: Наши занятия будут начинаться с приветствия.  Давайте немного поупражняемся.

Упражнение «Клубок».

Участники садятся в круг. Учитель дает первому участнику клубок и говорит приветствие, тот обматывает нитку вокруг пальца, передает клубок следующему участнику и говорит ему приветствие. Клубок можно передавать сидящему рядом или тому, кто сидит на расстоянии вытянутой руки, вставать нельзя. В итоге у каждого участника будет обмотан палец ниткой и все связаны одной нитью. Затем клубок разматывают в обратном направлении и нитку наматывают на клубок. При этом каждый участник говорит пожелание на предстоящее занятие следующему участнику.

Упражнение «Настрой на занятие».

Все участники по очереди продолжают предложения:

  • Я вижу…
  • Я слышу…
  • Я чувствую…

IV. Принятие правил.

 Учитель: Работа группы не возможна без установления правил. Они необходимы для того, чтобы мы знали, что именно от нас ожидается, они настраивают нас на достижение групповых целей. С момента принятия правил рождается группа.

На доску учитель прикрепляет большой лист ватмана.

Упражнение «Мой адрес».

Все учащиеся, сидя в кругу, одновременно называют свои домашние адреса, при этом каждый должен стараться, чтобы именно его адрес услышали окружающие. Далее учитель предлагает любому участнику повторить адрес кого-либо, находившегося в отдалении. После краткого обсуждения причин, по которым не удалось понять информацию, предлагается сформулировать правило, которое записывается на доске «Нельзя перебивать друг друга».

Упражнение «Деление на подгруппы».

Все участники передвигаются по помещению под музыку в произвольном порядке. Когда музыка смолкает, по сигналу ведущего все объединяются в различные группы. Когда музыка начинает звучать, все расходятся и передвигаются в различных направлениях. Затем опять объединяются в группы.

  1. Объединитесь в пары.
  2. Объединитесь в тройки.
  3. Объединитесь в четверки.

Те участники, которые остались в меньшинстве, по одному присоединяются к любой группе. Необходимо, чтобы группа разделилась на 4-5 подгрупп. Затем каждой команде раздаются большие листы бумаги (формат А-3), маркеры разных цветов (каждой группе свой цвет маркера), где участникам необходимо написать в течение 3-4 минут те правила, по которым они хотели бы работать на занятиях. Потом используется прием «Водоворот». Команды по сигналу учителя меняются листами по часовой стрелке и уже в листах, которые они получили, маркером вносят свои поправки: знак «+» - согласны, «-» - не согласны, «?» -  просим уточнить. Когда к команде вернулся лист, в котором они начали работать, происходит обсуждение (необходимость и полезность каждого правила) и принимаются общие правила групповой работы.

Учитель фиксирует принятые правила на ватмане. В течение всех последующих занятий эти правила висят на стене. К ним можно постоянно обращаться и при необходимости вносить изменения или добавления.

V. Введение в проблему занятий, подписание контракта.

Учитель поясняет участникам занятий, чем они будут заниматься в течение определенного времени. Мотивирует их на работу в группе. Затем происходит подписание контракта с каждым из  участников группы (см. Приложение).

V. Прощание.

Учащиеся предлагают свой вариант прощания.

VI. Рефлексия. Дети отвечают на следующие вопросы.

  1. Было ли вам интересно занятие?
  2. Какое упражнение наиболее запомнилось?

Приложение.

КОНТРАКТ

г. _____________________                                        «____» ________________ 20____ г.»

Я, _____________________ _______________ учащийся ____________ класса,

дата рождения «_____ ________ ____г.» прошу зачислить меня на курс занятий «Искусство общения».

Я ознакомлен с Правилами обучения на занятиях и Правами участника.

Я хочу достичь при обучении на курсе занятий «Искусство общения» следующих целей:

  1. _______________________________________________________________
  2. _______________________________________________________________
  3. _______________________________________________________________

Я обязуюсь:

1). Активно участвовать во всех играх и упражнениях;

2). С уважением относиться к ведущему и участникам группы;

3). С благодарностью принимать помощь от них и оказывать поддержку тем участникам, кто в этом нуждается.

Подпись: _________________                                     Дата: _______________________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

планы воспитательной работы и краткие планы-конспекты внеурочных занятий и мастер-классов

План внеклассных мероприятий на 2013-2014 учебный год классного руководителя подготовительных групп №2 и №3 Яковлевой Е.О.График проведения родительских собраний в 2015-16 учебном году.Планы внеклассн...

Конспект внеурочной деятельности: «Зоологический марафон» спортивно-познавательная эстафета Тема: Дикие животные

Цель: 1. Развивать физические качества путем вовлечения в спортивные эстафеты.2. Заинтересовать  детей к бережному отношению  к природе.3. Содействовать воспитанию взаимовыручки и сопережива...

Конспект внеурочного занятия на тему: «Основы классического танца. Партерный экзерсис. Репетиционная работа»

Форма обучения: коллективная.Цель: Закрепить и отработать ранее изученный материал.Задачи:Образовательные(предметные):Закрепление общего понятия о классическом танце;Закрепление основных движений...

Конспект занятия по ПДД в старшей группе «Страна Правил Дорожного Движения»

Конспект занятия по ПДД в старшей группе «Страна Правил Дорожного Движения» Программные задачи:закрепить знания детей о светофоре, о его сигналах;систематизировать знания детей ...

Конспект занятия в подготовительной к школе группе "Наши права"

Занятие посвящено теме прав ребенка, и изучается эта тема на примере сказки "Три поросенка"...

Конспект внеурочного занятия по финансовой грамотности "Права потребителей. Федеральный закон по защите прав потребителей"

Конспект внеурочного мероприятия по финансовой грамотности в 8 классе "Права потребителей. Федеральный закон по защите прав потребителей"...