Сценарий внеклассного мероприятия «Я выбираю профессию» для учащихся 8-9-х классов и их родителей
методическая разработка

Польченко Анастасия Александровна

Методическая разработка

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл stsenariy_proforientatsioonoy_igry.docx51.88 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 568

Красносельского района Санкт-Петербурга

Сценарий внеклассного мероприятия

«Я выбираю профессию» для учащихся 8-9-х классов и их родителей

Автор: Польченко Анастасия Александровна

заместитель директора по ВР

стаж работы: 2 года

Пояснительная записка

Актуальность:

Влияние родителей на профессиональный выбор ребенка очень велико. Оно может выражаться не только в качестве указания или какого-то совета. Это может быть и высказанное при случае мнение, и взаимоотношения с людьми как представителями определённых профессий, и личный профессиональный пример, и многое другое.

Важно понимание родителями, что необходимо обращать внимание не только на то, как учится их ребёнок, но и на его интересы, его способности и на моральные качества.

Согласно результатам проведенным опросам среди школьников 8-9-х классов, 70 % ребят выбирают профессию своих родителей или отталкиваются от их мнения, но важно, чтобы выбор был осознанным, а не просто выполнением их воли. Зачастую родители подавляют инициативу ребёнка, считая, что он в силу своей неопытности, незрелости просто не в состоянии еще решать столь сложный и ответственный вопрос  и выбор профессии это только их прерогатива. В большинстве случаев такие родители настроены только на получении высшего образования, не обращая внимание на способности и возможности своего ребёнка.

Так как роль родителей в выборе профессии очень велика, работу по профориентации в школе следует вести не только с детьми, но и с их родителями.

В связи с важностью и актуальностью данной темы мною был разработан сценарий внеклассного мероприятия для учащихся 8-9х классов совместно с их родителями.


Цель: Создание сценария внеклассного мероприятия по профориентации для учащихся 8-9 классов и их родителей.

Задачи:

  •  Проведение  психологического анкетирования с учащимися 8-9 классов с целью выявления профнаправленностей;
  • Получение данных о предпочтениях, склонностях и возможностях учащихся;
  • Подобрать игровые методики для проведения внеклассного мероприятия с учащимися.

Ожидаемые результаты:

  • Привлечение родителей к организации и проведению в школе мероприятий по профориентации;
  • Улучшение социальной ориентации учащихся 8-9 классов школы;
  • Выработка системы тесного сотрудничества учащихся и их родителей;
  • Педагогическое просвещение родителей, правильное изучение личности своих детей, познание положительных качеств ребенка, его успехов, достоинств и достижений.

Содержание

Этапы:

№ п/п

Этап

Вид деятельности

Подготовительный

Сбор информации по данной теме, проведение анкетирования, составление сценария внеклассного мероприятия

Основной

Проведение внеклассного мероприятия «Я выбираю профессию»

Заключительный

Рефлексия. Проведение опроса с учащимися и их родителями

Сценарий внеклассного мероприятия  «Я выбираю профессию»

В актовом зале расположены 5 столов, где у каждого по 8 стульев. За каждым столом сидит 4 учащихся и их 4 родителя.

Материалы к игре: 2 разноцветных круга (4 комплекта), плакаты А3 с таблицей «Классификация профессий», таблица «Типы профессий», для каждого участника: ручки, стенды, плакат АЗ с таблицей «Принципы выбора» 5 карточек — на каждой карточке написан один принцип, листы АЗ,

6 маркеров, таблица «Карта приоритетов семьи» — для каждой семьи, лист с опросником—для каждого участника, таблица «Рейтинг востребованности профессий» — для каждой семьи, таблица «Рейтинг выездных профессий» —для каждой семьи, плакат «Карта интересов» (на половине ватмана). Участники игры :  учащиеся 8-х или 9-х классов, их родители, классные руководители, по возможности администрация (директор, завучи).

Ведущий: Здравствуйте! Нам сегодня предстоит подумать о будущем, а точнее о будущей профессии наших детей. Мы постараемся выбрать про

филь их обучения,  который в дальнейшем приведет к выбору конкретной специальности и факультета в вузе. Я вижу, что здесь много родителей, которые хотят помочь своим детям в этом выборе. Давайте для начала задумаемся над тем, а кто же должен делать этот выбор (профиля обучения) сам ребенок или родители? У вас на столах лежат два круга: один из них ребенок, другой родитель. Сейчас, пожалуйста, подумайте и положите эти круги так, чтобы они показали ваше мнение по поводу того, кто же должен «ставить последнюю точку» в выборе профессиональной направленности ребенка? Степень наложения кругов друг на друга будет показывать влияние родителей на профессиональный выбор ребенка.

Обычно бывает три варианта наложения кругов: либо они соприкасаются по касательной; либо пересекаются в большей или в меньшей степени; либо накладываются один на другой.

Ведущий: Кто готов? Пожалуйста. (Первый доброволец накладывает круги друг на друга определенным образом). Есть ли у кого-то другое мнение? Пожалуйста. Кто еще хочет заявить свою позицию? Если желающих нет, то я предлагаю продолжить наше мероприятие, а в конце него мы вернемся к этому вопросу.

Ведущий: А сейчас мы хотели бы предложить вам механизм, который, на наш взгляд, поможет и родителям и ребенку сделать выбор профиля обучения более осознанным. В данный момент развития нашего общества нам предлагается очень много специальностей и профессий, среди которых мы можем просто потеряться. Чтобы этого не произошло, мы предлагаем воспользоваться классификацией профессий. Она разделяет все профессии на пять групп по предмету труда, с которым человеку приходится иметь дело на протяжении всей своей трудовой деятельности. Классификация выглядит так.

Ведущий выводит на экран таблицу «Классификация профессий» (Приложение 1) и дает пояснения относительно каждого типа профессий.

Ведущий: Сейчас вы (и взрослые, и дети) сделаете первоначальный выбор. Я раздам каждому из вас лист с таблицей «Типы профессий». Учащиеся поставят галочку около того типа профессий, который они хотели бы выбрать для себя. Пока вы руководствуетесь только своим желанием. Родители поставят галочку около того типа профессий, который считают желательным для своего ребенка. Ведущий раздает таблицу «Типы профессий» (Приложение 2) каждому участнику игры.

Ведущий: Это ваш первый выбор. Но для окончательного выбора вы должны учесть очень много условий. Мы предлагаем вам пользоваться пятью принципами. Ведущий выводит на экран таблицу «Принципы выбора» (приложение 3) и дает пояснения по каждому из них. Ведущий вызывает по одному представителю от каждого стола. Представитель вытягивает карточку (из 5 предложенных), где написан тот или иной принцип.

Ведущий: Представьте, что вы делаете выбор профиля, опираясь только на тот принцип, который написан у вас на карточке. Обсудите в группе, почему важно использовать именно этот принцип? У вас есть 5—7 минут, а также лист бумаги и фломастер. Выберите одного человека, который будет защищать этот принцип перед аудиторией. Группы проводят обсуждение и записывают свои аргументы на листах. Затем происходит защита этого принципа.

Ведущий: Спасибо. Мы выслушали аргументы всех групп. Теперь вам легче будет учесть эти принципы в вашем собственном окончательном выборе. Сейчас вы к этому и приступите. Каждая семья получает индивидуальную  «Карту приоритетов». Ведущий раздает подписанные карты (Приложение 4), а также вешает на стенд увеличенную копию такой карты, куда по ходу работы вместе с семьями заносит новую информацию.

Ведущий: Итак, для начала занесите в карту (в первую и вторую строки) свои первоначальные выборы, которые вы сделали в таблице «Типы профессий». Обсудите, совпали ли ваши выборы. Теперь приступим к обсуждению других факторов, которые также нужно учитывать при выборе профессии. Ребята, вы наверное помните, что предварительно вы прошли диагностический опросник, но за прошедшее время что-то могло измениться. Поэтому сейчас вы, а также ваши родители заполните его еще раз. Ведущий раздает бланки опросника. 

Ведущий: В опроснике есть инструкция по его заполнению. Родители, пожалуйста заполните опросник так, как вам бы хотелось, чтобы его заполнил ваш ребенок. Потом вместе обработаем и сравним результаты. Эти результаты заносятся в карту (в третью и четвертую строки). Пятая строка карты — это «Семейные традиции». Если у вас в семье есть такие традиции, то поставьте в соответствующей колонке знак «+». Если нет, то не ставьте ничего. Шестая строка карты — это «Учебная успешность». Вспомните, по каким учебным предметам вы объективно успеваете лучше, и поставьте в соответствующей колонке знак «+». В это время ведущий все фиксирует на стенде, показывая, как правильно заполнять карту. Следующая строка карты заполнена заранее. А называется она «Мнение учителей». Для ее выполнения требуется дополнительная подготовка. Заключается она в том, что психолог заранее раздает учителям, которые давно знают детей, карты с типами профессий и просит заполнить на всех детей эту таблицу. То есть написать, какому ребенку подходит тот или иной тип профессий. Затем психолог заносит эти данные в индивидуальные карты приоритетов. Таким образом, семья получает экспертные оценки учителей.

Ведущий: Теперь озаглавим строку с загадочными плюсами, уже поставленными в ваши карты в седьмой строке. Как вы думаете, откуда они взялись? Их поставили ваши учителя, которые знают детей достаточно давно. Можете записать — «Мнение учителей» и обсудить результаты.

Следующая строка (восьмая) «Востребованность профессии обществом». Я раздам вам таблицу «Рейтинг востребованности профессий» в 2020 году, взятую из журнала «Inform бюро» (Приложение 5). Она отражает современные тенденции в обществе. Это рейтинг самых востребованных профессий на рынке труда. Если выбранная вами профессия или профиль совпадает с какой-то профессией из рейтинга, то вы ставите в свою карту «+» в соответствующую колонку в восьмой строке. Если ваш интерес не отражен в рейтинге, то строка остается пустой. Следующая строка (девятая) - «Востребованность профессии за рубежом». Я сейчас раздам вам таблицу «Рейтинг выездных профессий» (Приложение 7). Если выбранная вами профессия или профиль совпадает с какой-то профессией из рейтинга, то вы ставите в свою карту «+» в соответствующую колонку в девятой строке. Если ваш интерес не отражен в рейтинге, то строка остается пустой.

Последняя строка (десятая) — «Наличие возможностей для поступления в вуз». Может быть, ваша семья уже ориентируется на какой-либо вуз (знает преподавателей, репетиторов, которые гарантируют поступление в этот вуз вашему ребенку). Может быть, есть и другие факторы, которые помогут вашему ребенку поступить в этот вуз. Та колонка, к которой относится профиль института, получает знак «+». На этом заполнение таблицы заканчивается. Ведущий тоже завершает заполнение тренировочной таблицы и показывает, что нужно дальше с ней делать.

Ведущий: На наш взгляд, в таблице «Карта приоритетов семьи» отражены наиболее важные факторы, которые необходимо учитывать ребенку при выборе профиля обучения. У вас сейчас будет время обсудить в семье, что же у вас получилось. Посчитайте все плюсы в вашей карте по вертикальным колонкам. То есть каждый тип профессий должен получить общую сумму плюсов. И если есть возможность, сделайте здесь и сейчас выбор профиля. Отметьте также, какой принцип явился для вас самым важным при выборе профиля. У вас есть 5—7минут. Семьи делают эту работу. Ведущий подходит и отвечает на возникающие вопросы.

Ведущий: Теперь хотелось бы, чтобы вы поделились с нами, что же вы выбрали, какой фактор учитывали в первую очередь? Была ли сегодняшняя встреча для вас полезной? Если да, то почему? Если нет, то почему? Ведущий обращает внимание на круги, которые были использованы в начале мероприятия и предлагает еще раз обратиться к ним и сделать свой выбор. Изменился ли он? Обсуждение не должно быть долгим, но подвести итоги игры нужно обязательно.

Ведущий: Всем большое спасибо. Кому это необходимо, тот может получить дополнительную консультацию психолога.

В заключении хочется сказать, что выбор будущей профессии должен быть осознанным и основываться на изучении своих интересов, способностей и на учете ситуации на рынке труда. Если Вы сильно сомневается в выборе профессии, то, скорее всего, это не Ваше. Когда находится своя стезя – сомнений не бывает, остаётся абсолютная уверенность и воодушевление. Не нужно зацикливаться на прибыльности. Конечно, необходимо оценивать перспективы, но если Вы будете заниматься «своим» делом, то без денег точно не останетесь.


Список литературы:


Приложение 1

Классификация профессий Е.А. Климова:

Человек – природа

представители этого типа имеют дело с растительными и животными организмами, микроорганизмами и условиями их существования. Например, мастер-плодоовощевод, агроном, зоотехник, ветеринар, микробиолог. 

Человек – техника

работники имеют дело с неживыми, техническими объектами труда. Например, слесарь-сборщик, техник-механик, инженер-механик, техник-технолог общественного питания, инженер-электрик. 

Человек – человек

предметом интереса, распознания, обслуживания, преобразования здесь являются социальные системы, сообщества, группы населения, люди разного возраста. Например, продавец, парикмахер, врач, учитель и т.д. 

Человек – знаковая система

интерес представляют естественные и искусственные языки, условные знаки, символы, цифры, формулы. Например, математик, редактор издательства, программист, языковед и т.д. 

Человек -художественный образ

в профессиях данного типа мир видится работником, прежде всего, как некая данность, в которой можно найти, выделить красивое, прекрасное. Такого человека мир волнует, как область, которую можно преобразовать и в которую можно привнести красоту, удобство, затрагивающую эмоции форму какого-то содержания. Например, художник-декоратор, художник-реставратор, настройщик музыкальных инструментов, артист балета, актер драматического театра и т.д.

Приложение 2

Типы профессий

Человек – природа

Человек – техника

Человек – человек

Человек – знаковая система

Человек -художественный образ

Микробиолог

Агроном

Зоотехник

Мастер-

плодоовощевод

Ветеринар

Контролер-

приемщик

фруктов

Мастер –

животновод

Аппаратчик

выращивания

дрожжей

Агроном по

защите растений

Зооинженер

Летчик –

наблюдатель

рыбного

хозяйства

Егерь

Биолог

исследователь

Флорист

Садовник

Геолог

Пчеловод

Почвовед

Слесарь-

сборщик

Техник –

механик

Техник-

технолог

общественно

го питания

Электрослеса

рь

Инженер-

механик

Инженер –

электрик

Пирометрист

Мастер-

диагност

техники

Слесарь-

ремонтник

Токарь

Оператор

прокатного

стана

Раскройщик

верха обуви

Раскладчик

лекал

Инженер –

конструктор

Водитель

Водолаз

Радиотехник

Швея

Связист

Парикмахер

Продавец

Инженер

организатор

производства

Врач

Учитель

Судебно-

медицинский

эксперт

Врачебно-

трудовой

эксперт

Социолог

Педагог

Тренер

Мастер

Производствен-го обучения

Экскурсовод

Воспитатель

Организатор

торговли

Следователь

Адвокат

Хирург

Инспектор

милиции

Психолог

Менеджер

Торговый

представитель

Няня

Официант

Администратор

Программист

Чертежник-

картограф

Математик

Редактор

издательства

Языковед

Финансист

Оператор

фотонаборного автомата

Корректор

Бухгалтер-

ревизор

Стенографистка

Бухгалтер

Телеграфист

Нотариус

Радиооператор

Фотограф

Почтовый

работник

Делопроизводитель

Логистик

Маркетолог

Специалист по налогообложению

Аудитор

Радист

Плановик

Художник –

декоратор

Художник-

реставратор

Настройщик

музыкальных

инструментов

Концертный

исполнитель

Артист  балета

Актер театра

Искусствовед

Музыковед

Театровед

Цветовед-

декоратор

Живописец по

фарфору

Лепщик

архитектурных деталей

Дизайнер

интерьера

Композитор

Имиджмейкер

Специалист по рекламе

Маляр

Гравер

Фотограф

Стеклодув

Шлифовальщик камней

Приложение 3

Принципы выбора

  1. Личные интересы ребенка
  2. Семейные традиции
  3. Учебная успешность
  4. Востребованность профессии обществом
  5. Наличие возможностей для поступления в ВУЗ.

Приложение 4

Карта приоритетов семьи_________________________

Параметры выбора

Профиль

Человек – природа

Человек – техника

Человек – человек

Человек – знаковая система

Человек -художественный образ

1.Выбор ребенка

2.Выбор

родителя

3.Личные интересы

(мнение ребенка)

4.Личные

интересы

(мнение

родителей)

5.Семейные традиции

6. Учебная успешность

7.Мнение

учителей

8.Востебованность

профессии

обществом

9.Востребованность

профессии за рубежом

10.Наличие возможностей для

поступления в ВУЗ

Итог

Приложение 5

Топ-10 самых востребованных профессий в России в 2020 году

  1. Профессии в сфере IT-технологий
  2. Врачи и медработники
  3. Специалисты в сфере инженерии и архитектуры
  4. Менеджеры по продажам
  5. Креативные дизайнеры
  6. Менеджеры по персоналу, тренеры и коучи
  7. Преподаватели
  8. Менеджеры высшего звена
  9. Аналитики
  10. Бухгалтеры и аудиторы

Приложение 6

Рейтинг выездных профессий

Место

Название профессии

Солист оперы, балета, артисты оркестра

Радиоинженер - разработчик спутниковой телефонной связи

Специалист по аэрокосмической технике

Математик, кибернетик

Программист

Физик-атомщик

Аграрий, ветеринар

Преподаватель (химии, металлообработки)

Эколог

Инженер лесного хозяйства

Биолог

Врач-рентгенолог

Инженер по биомедицинской технике

Инженер – кораблестроитель

Инженер – химик

Капитан каботажного плавания


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий внеклассного мероприятия "Мы выбираем"

В сценарии содержится представленный в оригинальной форме материал о пользе здорового питания для современных школьников...

Сценарий внеклассного мероприятия "Я выбираю здоровую пищу"

Материал может быть использован для популяризации здорового питания среди младших школьников....

Внеклассное мероприятие «Ярмарка ИТ-профессий» для учащихся 9-11 классов

Учитель информатики: Бочегурова Евгения АлександровнаПедагог-психолог: Тюкпиекова Лилия ИосифовнаЦели:·         познакомить  учащихся  на  практи...

Внеклассное мероприятие "Я - выбираю профессию"

Цель:- создание условий для формирования готовности учащихся  к профориентационному самоопределению. Задачи:- активизировать процесс самоопределения учащихся;- воспитывать уважение к труду;-...

Внеклассное мероприятие "Я-выбираю профессию"

Цель:·        создание условий для формирования готовности учащихся  к профориентационному самоопределению. Задачи:ü    активизироват...

Конспект внеклассного мероприятия по профориентации «Профессии» для учащихся 9 классов

Конспект внеклассного мероприятия по профориентации «Профессии» для учащихся 9 классов...