Классный час "Что такое толерантность?"
классный час
Классный час "Что такое толерантность?" может быть проведен к Международному дню, посвященному терпимости(16 ноября). В ходе мероприятия ребята познакомяться с такими понятиями, как "толерантность", "толерантная и интолерантная личности", определят, какими качествами характера обладают данные личности. Их ждут упражнения: "Узнай себя", "Своя точка зрения"; творческая работа "Дерево толерантности", в ходе кторой ребята смогуть самостоятельно придумать правила толерантного общения, оформить их в виде дерева(стенгазеты) в своём кабинете и в дальнейшем применять их в повседневной жизни.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razrabotka_meropriyatiya_chto_takoe_tolerantnost.doc | 53 КБ |
Предварительный просмотр:
Тренинг «Что такое толерантность?»
Цель занятия:
ознакомить учащихся с понятием "толерантность" и "толерантная личность"; показать актуальность проблемы в современном мире; воспитывать доброту, чуткость во взаимоотношениях.
Оборудование:
- доска; - листы формата А4;
- ватман; - фломастеры;
- ручки;
- стикеры;
Ход занятия
1.Приветствие.
Здравствуйте ребята, мы рады видеть вас. Сегодня у нас актуальная и интересная тема.
2. Основная часть.
Мини-лекция
Задача: познакомить группу с термином «Толерантность».
В последнее десятилетие, мы не можем не заметить, что в русский язык приходит много иностранных слов, например: хобби («увлечение»), шоу («показ»), традиция («обычай»), интервенция и т. д. Значение многих нам непонятно. В отдельных случаях можно обойтись родными словами. Но сейчас речь пойдет о слове, которому нет русского эквивалента. Это слово вам нужно угадать.
В переводе с английского это — «готовность быть терпимым, снисходительным», с французского это — «уважение свободы другого, его образа мысли, поведения, религиозных взглядов», с испанского это – «способность признавать отличные от своих собственных идей и мнения», в русском – «способность терпеть что-то или кого-то(быть выдержанным, стойким, уметь мириться с существованием чего-либо или кого-либо)». В китайском языке это означает «позволять, проявлять великодушие в отношении других», в арабском языке – «прощение, снисходительность, мягкость, милосердие, сострадание, терпение». Есть это слово и в других языках. Как вы думаете, что это за слово?
Правильно – это слово толерантность. И сегодня мы с вами поговорим об этом.
Эпиграфом нашего классного часа послужит высказывание Бернарда Шоу
«Теперь, когда мы научились
Летать по воздуху, как птицы,
Плавать под водой, как рыбы,
Нам не хватает только одного:
Научиться жить на земле, как люди».
-Ребята, как вы понимаете смысл этого высказывания? Что значит, жить на земле как люди?
-Вы сделали вывод? Жизнь человеку дается только один раз и, каждый сам выбирает, как его прожить.
Упражнение «Узнай себя»
Задача: провести тест на определение характера.
Инструкция:
Каждому раздается листочек бумаги.
— Важной сферой нашей жизни является область межчеловеческих взаимоотношений. Последние события в мире и в нашей стране (терроризм, военные действия, межэтнические конфликты) показывают, что наше неумение общаться, понять других, отсутствие терпимости и доброжелательности ведет к эскалации конфликтов, что, в свою очередь, влияет на качество и даже на безопасность жизни людей. Можно ли жить всем в мире и согласии? Я предлагаю всем нарисовать круг диаметром 10см, а в центре изобразить себя в виде какой-либо геометрической фигуры (квадрат, треугольник, круг, прямоугольник) или зигзага.
— Одинаковые ли фигуры получились? Попробуем извлечь некоторую информацию.
Если вы изобразили себя в виде квадрата, то вам, наверное, свойственна организованность, практичность, аккуратность, коллекционирование, занятия спортом, вместе с тем упрямство и конфликтность.
Если треугольник, то скорее всего вы — лидер, решительный, уверенный в себе, несколько категоричный, нетерпеливый и самоуверенный.
Круг—мифологический символ гармонии. Вероятно, вам дороги люди, общение с ними, вы скрепляете коллектив, чувствительны, легко общаетесь, порой стараетесь угодить, т. к. не любите конфликтовать.
Прямоугольник символизирует состояние перехода. Это временная форма личности. В настоящее время вы не удовлетворены своим образом жизни и заняты поиском лучшего положения.
Зигзаг может сказать нам, что вы — натура творческая, вам свойственна интуиция, эстетические чувства, имеете природное остроумие, не любите скуки и рутины.
В повседневной жизни каждый человек, включаясь в общение с другими, поступает в соответствии со своим характером и стилем поведения, влияет на окружающих, которые, в свою очередь, влияют на него. Можно ли мирно сосуществовать нам, ведь мы такие разные?
Ребята, все мы разные люди, у нас у всех разные вкусы, привычки, разные таланты. Кто-то любит животных, кому-то нравятся машины, кто-то любит читать, а кто-то отлично играет в футбол, кому-то нравится рисовать, а кому-то - танцевать и т. д. И это не значит, что кто-то из нас хуже или лучше, умнее или глупее. Каждый из нас уникален и неповторим, поэтому мы должны ценить и уважать друг друга, то есть быть толерантными.
Упражнение «Черты толерантности»
Задача: выяснить, какие черты толерантности бывают.
Инструкция:
Сейчас мы все вместе определим, какими качествами характера обладает толерантная личность и интолерантная личность. Каждому из вас мы предлагаем вытянуть карточки, на которых записаны качества характера человека. Выберите те, которые характеризуют толерантную личность и наоборот. И записать их в соответствующие столбцы.
Качества:
- Терпимость
- Бессердечность
- Конфликт
- Сострадание, сопереживание
- Доброжелательность
- Игнорирование
- Прощение
- Вспыльчивость
- Чувство юмора
- Желание что-либо делать вместе
- Милосердие
- Злорадство
- Ложь
- Понимание
- Гуманизм
- Доверие
- Эгоизм
- Умение слушать
- Сотрудничество
- Равнодушие
- Уважение мнения и прав других
- Выражение пренебрежения
- Раздражительность
- Принятие другого таким, какой он есть
- Зависть
- Чуткость
- Немотивированная агрессивность
Упражнение «Своя точка зрения»
Задача:
Инструкция:
Итак, мы выяснили, что толерантность – это великое искусство людей, которые пытаются понять друг друга. Толерантность – это поддержка и понимание различий.
У толерантности, терпимости есть своя обратная сторона.
– Какая это сторона?
– Какие её формы проявления вы знаете? Предрассудки, войны, конфликты.
Конфликты стары как мир. Люди всегда старались понять мир и друг друга. Иногда это трудно, потому что не все видят проблемы одинаково. Послушайте индийскую сказку и попытайтесь определить причину ошибки мудрецов.
Мудрецы и слон
Давным-давно в маленьком городе жили-были шесть слепых мудрецов. Однажды в город привели слона. Мудрецы захотели увидеть его. Но как? «Я знаю, — сказал один мудрец, — мы ощупаем его». – «Хорошая идея, — сказали другие, — тогда мы будем знать, какой он — слон». Итак, шесть человек пошли смотреть слона. Первый ощупал большое плоское ухо. Оно медленно двигалось вперед-назад. «Слон похож на веер!» — закричал первый мудрец. Второй мудрец потрогал ноги слона. «Он похож на дерево!» — воскликнул он. «Вы оба неправы, — сказал третий, — он похож на веревку». Этот человек нащупал слоновий хвост. «Слон похож на копье», — воскликнул четвертый. «Нет, нет, — закричал пятый, — слон как высокая стена!» Он говорил так, ощупывая бок слона. Шестой мудрец дергал слоновий хобот. «Вы все неправы, — сказал он, — слон похож на змею». – «Нет, на веревку!» – «Змея!» – «Стена!» – «Вы ошибаетесь!» – «Я прав!» Шестеро слепых кричали друг на друга целый час. И они никогда не узнали, как выглядит слон.
– О чём эта сказка?
– Почему они так и не узнали, как выглядит слон?
Вы правы. Каждый человек мог представить себе лишь то, что могли чувствовать его руки. В результате каждый думал, что он открыл истину и знает, на что похож слон. Никто не хотел слушать, что говорят другие.
– Были ли мудрецы действительно мудрыми?
У них возник конфликт, основанный на различиях в восприятии.
– Как мудрецы могли бы узнать, как на самом деле выглядит слон. У каждого человека своя точка зрения на тот или иной предмет, так как все одну и ту же вещь видят и слышат по-разному. Разнообразие людей украшает и обогащает жизнь. Конфликт - это нормальный процесс, который надо уметь решать конструктивно, уважать и принимать мнения других людей, а своё мнение отстаивать тактично.
. Творческая работа «Дерево толерантности».
- Ребята, давайте попробуем посадить дерево толерантности.
( Заготовки – дерево, листы).
- Перед вами на партах лежат листы, напишите на них, что для вас есть толерантность. Прикрепите ваш листок на дереве.
- Вы выбирали те качества, которые позволяют нам жить вместе. Когда-то до нас было прошлое со своими открытиями, с людьми, которые до нас жили, творили, общались, любили. А сейчас живём мы и обязательно будем жить в своём и нашем общем будущем. Мы не знаем, каким оно будет. Но мы волею судьбы встретились в настоящем. И нельзя допустить, чтобы на каждом из нас прекратилась связь времён, прекратилась передача мыслей, открытий, традиций, чувств. В этом наша ответственность перед самими собой, пред другими. Человек не может жить один.
Любое дерево не может вырасти полноценно самостоятельно. Мы предлагаем Вам создать правила толерантного общения в вашем классе.
Правила толерантного общения:
- Уважай собеседника.
- Старайся понять то, о чем говорят другие.
- Отстаивай свое мнение тактично.
- Ищи лучшие аргументы.
- Будь справедливым, готовым признать правоту другого.
- Стремись учитывать интересы других.
Мои пожелания:
- Ребята, поступайте с другими так же, как хотите, чтобы они поступали с вами.
- Будьте добрыми: любящими, внимательными, терпеливыми, заботливыми, милосердными, прощайте.
- Будьте надёжными: честными, правдивыми, имейте чистое сердце, выполняйте свои обещания.
- Будьте заботливыми: вежливыми, внимательными, любезными.
- Будьте щедрыми: не жадными, бескорыстными, великодушными, готовыми помочь.
4.Заключительная часть
- Благодарю всех за активное участие. Я надеюсь, что классный час оставил глубокий след в душе каждого, помог нам всем понять, что только уважение друг к другу, взаимопонимание, терпимость, соблюдение равноправия на деле спасут мир.
Ваш класс – это маленькая семья. И хотелось бы, чтобы в вашей семье всегда царили уважение, взаимопонимание и не было бы ссор.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Классный час "Такие разные профессии"
Цель и задачи данного мероприятия:дать учащимся представление о профессиях; развить коммуникативное общение;повысить интерес учащихся к профессиям и расширить их кругозо...
Классный час "Такая удивительная жидкость"
Цель данного классного часа: расширение знаний обучающихся о значимости воды в жизни человека. Образовательный аспект: расширить и обогатить кругозор учащихся о воде, раскрыть уникальность воды.В...
Классный час: "Кто такой "патриот"? Что такое "патриотизм"?
Классный час с викториной...
Познавательный классный час "Такие разные словари"
Познвательный классный час...
Классный час «Что такое хорошо и что такое плохо?» ( использование ненормативной лексики подростками)
Классный час по теме?: "Что такое хорошо?".( использование ненормативной лексики подростками)Цели:1) Помочь учащимся задуматься о проблеме сквернословия, обсудить и установить причины распространения ...
Классный час " Что такое хорошо и что такое плохо".
Разработка классного часа предназначена для учителей 1 - 2 классов коррекционной школы 8 вида....
классный час такие разные профессии
Найти свою дорогу, узнать своё место- в этом всё для человека...