Экологический час "День почвы"
методическая разработка (9 класс)

Думитраш Ирина Николаевна

Международный день почвы - 5 декабря

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Экочас День почвы19 КБ

Предварительный просмотр:

Час общения в 9 классе «ЗЕМЛЯНАМ – ЧИСТУЮ ПЛАНЕТУ!»

Подготовила: кл.руководиль: Думитраш И.Н.

05.12.2020

                                                                  https://vk.com/morskayaflotilia?w=wall-161876633_4115

Цели: формирование химической картины природы об источниках вредных веществ, их негативном влиянии на живые организмы и  бережного отношения к природе.

Задачи:

Образовательные:

-формировать знания о различных источниках загрязнения окружающей среды;

-расширить знания учащихся        о составе загрязняющих веществ;

-актуализировать знания учащихся о биологическом влиянии вредных веществ.

Развивающие:

-развить экологическую  культуру и компетентность учащихся в вопросах улучшения состояния окружающей среды.

Воспитательные:

-воспитывать  нравственные принципы в природопользования, чувства сопричастности с тем, что происходит и может произойти с окружающей миром.

Методы классного часа: рассказ-беседа, демонстрация опытов.

Оборудование: кубик Блума, материал для изготовление экоёлки, презентация,

 «Природа – это не то, что мы получили в наследство от предков,

а то, что мы взяли в долг у потомков» (древняя индейская сентенция)

ХОД

1.Ребята, кто знает, какие праздники отмечаются 5 декабря (ответы детей). Посмотрите в телефоне и скажите (День ниньзя, День начала контрнаступления советский войск под Москвой…) И еще -  это Всемирный День почв.

(Слайд 1)      Отмечается с целью напомнить мировому сообществу о важности почвенных ресурсов и той роли, которую они играют в сохранении экосистем и обеспечении роста благосостояния человека.

    История возникновения этого дня берёт своё начало в 2002 году, когда Международным союзом почвенных наук была принята соответствующая резолюция. Учёные тогда обратили внимание на необходимость осознания важности почвенных ресурсов планеты на международном уровне.

изменить и политику правящих структур любого государства в этой сфере.

(Слайд 2)  Своей задачей они ставили переоценку понимания, как рядовыми гражданами, так и властями всех стран мира той роли, которую играют почвенные ресурсы в жизни человека и государства, а также в экосистеме планеты. Только осознание важности сохранения почвенных ресурсов планеты способно кардинальным образом.

- Одной из первых вещей, созданных человеком, было оружие. А это означало, что он теперь не будет ничьей добычей. Он стал сильным и могучим царем Природы. Природа не могла управлять его действиями. Он начал порабощать животных, окружающее среду. Он убивал тысячи зверьков, вырубал леса, осушал реки. Превращал мир в бесплодную пустыню с помощью кислотных дождей, ядов, сложной техники и огнестрельного оружия. Все эти негативные действия пагубно влияют на Природу человеческими руками, хотя Человек – тоже являются частью природы. Согласны? (ответы детей) Мы не раз говорили об экологических проблемах.

 Здоровье почвы – это и наше с вами здоровье. Благополучие почвы земли каждого города, каждого поселка, каждой семьи и каждого человека – зависит и от нас с вами – ведь мы с вами часть этой Экосистемы. Поэтому мы должны знать причины, из-за которых наша планета находится в таком «нездоровом» состоянии  и научиться бороться с ними.

  - Ребята, как вы думаете, о чем мы будем говорить на данном мероприятии?

 На этом классном часе  мы рассмотрим некоторые источники вредных веществ, пагубно влияющих на нашу планету и их негативное действие на живые организмы.

  И тема нашего часа общения «Землянам – чистую планету!»

(Слайд 3) Предлагаю с помощью кубика Блума порассуждать о проблеме почвы и есть ли таковые.

- История возникновения Кубика Блума (приём технологии критического мышления). Игра.

(Слайд 4)

Нельзя рассматривать почву просто как устойчивую основу под ногами человека. Пустыня – тоже предоставляет устойчивость, однако лишает человека возможности выращивать продовольствие. То есть фактор плодородия земель играет в нашей жизни одну из ключевых ролей. С этой точки зрения экологи и представители ФАО обеспокоены тем, что около трети почвенных ресурсов мира деградируют, а часть подвержена опустыниванию.

Ещё один фактор – загрязнение почв, которое может быть незаметным, и кажется далеким, но в действительности затрагивает каждого человека, по всему миру. В условиях глобального роста населения, которое к 2050 году достигнет 9 миллиардов, загрязнение почв является всемирной проблемой, которая разрушает наши почвы, отравляет пищу, которую мы едим, воду, которую мы пьем, и воздух, которым мы дышим. Истинный масштаб проблемы до сих пор неизвестен, так как многие данные недоступны в глобальном масштабе.

    Поэтому, основные задачи мероприятий, проходящих в рамках этого Дня, носят просветительский характер. Также усилиями учёных, экологов вырабатываются и определённые программы, направленные на сохранение почвенных ресурсов, их рациональное и бережное использование. Эти программы адресованы как простым землепользователям, так и политикам, формирующим решения и имеющим возможность контролировать их исполнение.

    Ежегодно 5 декабря проходят лекции, семинары, выставки, посвящённые проблеме сохранения почвенных ресурсов без которых невозможна реализация никаких глобальных планов устойчивого развития.

(Слайд 5-6) Изучение почвы.

(Слайд 7-10) Источники загрязнения окружающей среды и их влияние на живые организмы

а) Смог. Ребята, что такое смог? Это частый гость крупных промышленных городов. Смог сравнивают с действующими вулканами. И днем и ночью выбрасывается в атмосферу тысячи тонн ядовитых газов, пыли, сажи, копоти и золы. Демонстрация опыта:    Горение вулкана.

б) Кислотные дожди – серьезная проблема, повышают кислотность озер, прудов, водохранилищ, в результате чего там постепенно вымирает их естественная флора и фауна. -Кислотные дожди наносят непоправимый ущерб памятникам архитектуры, здания, сооружениям. Действие таких осадков вызывает ускоренную коррозию металлов, выход из строя механизмов.

При текущей кислотности, которую имеют кислотные дожди, в некоторых случаях они могут наносить прямой вред человеку и животных. Прежде всего, люди в зонах повышенной опасности страдают от заболеваний верхних дыхательных путей.

в) Парниковый эффект

-Увеличение выделения углекислого газа, метана, а также закиси азота в результате промышленной деятельности человека.

-Быстрое таяние ледников, смена климатических зон, что приводит к уменьшению отражающей способности поверхности Земли, ледников и водоемов.

-Нарушение структуры экосистемы, сокращение площади тропических лесов, исчезновение популяций многих животных, расширение среды обитания тропических микроорганизмов

 III. Подведение итога классного часа.

Рефлексия.

Классный руководитель:  А теперь мы хотим взять у вас интервью. Для этого продолжите предложенные вам предложения.

 Сегодня я узнал  ----------

  Меня удивило  ---------------

  Я задумался  -----------------

  У меня возник вопрос -----

  Я хотел бы -------------------

  У меня возникло желание ------------------.

     Те, кому небезразлично судьба Земли, пытается помочь ей. Указом президента нашей страны Путиным В.В. 2013 год объявлен Годом охраны окружающей среды.  В каждой стране  создаются законодательные акты по охране окружающей среды, создаются организации по ее защите.  Ученые нашей страны разработали «Экологический кодекс России».

Какиепредложения вы бы внесли, если бы  каждый из вас принимал участие в создании «Экологического  кодекса». Поэтому дома вы составите по 3-4 предложения для этого кодекса.

Классный руководитель:Друзья, вот эта планета (показывает на глобус) – колыбель человечества, наш дом. И пусть он всегда будет чистым и уютным домом для людей, животных, птиц, растений!

                                              «Берегите эти земли, эти воды,

                                               Даже малую былиночку любя,

                                               Берегите всех зверей внутри природы,

                                               Убивайте лишь зверей внутри себя». .                                                                        Е. Евтушенко

 

Интернет – ресурсы:

1 http://teatcher.edu21.cap.ru/?t=hry&eduid=10522&hry=./180042/180054/180057

2. https://www.calend.ru/holidays/0/0/3419/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экологический проект по теме: «Изучение состава и свойств почвы приусадебного участка с целью создания экологически чистой территории»

Экологический проект создан ученицей 9 класса. Для изучения были взяты территории приусадебных участков. Цель: изучить почвы, познакомиться с методиками изучения и составить рекомендации....

Презентация «Исследование экологического состояния почв цветочно-декоративного отдела пришкольного участка».

Мы заинтересованны в том, чтобы вокруг нашей школы было чисто и красиво. Пришкольную территорию стараемся содержать в чистоте, выращиваем цветы на клумбах. В последнее время нами замеченно, что цветы ...

Мастерская « Экологическая оценка почв»

Почва – очень сложное природное тело, для характеристики свойств которого используются самые разнообразные виды анализа.Почва – одно из важнейших богатств, которым располагает человек.Почва – это и ры...

Экологический проект «Использование метода биоиндикации для оценки загрязнения почвы»

Актуальность проблемы загрязнения почвы обусловлена тем, что год от года увеличивается антропогенное воздействие на окружающую среду. Возле нашего села  есть мусорная свалка, на которую еженедель...

Открытое занятие Экспедиция «Экологический мониторинг почв села Веселое Красногвардейского района»

Цель: Познакомить учащихся с экологическим состоянием почв на территории с. Весёлое Красногвардейского района Белгородской области.Задачи: Знакомство с методикой исследования почв в полевых условиях;Р...