Классный час «Детская мечта»
план-конспект
Классный час посвящён знаменательной дате - 75-летию Победы в Великой Отечественной войне. Мероприятие направлено на воспитание любви к Родине, чувства уважения к тем людям, которые завоевали для нас Победу и на сохранение бережного отношения к памяти прошлого.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Классный час «Детская мечта» | 28.32 КБ |
Предварительный просмотр:
ГКОУ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная
школа-интернат №2»
Республиканский конкурс методических разработок
по теме «Великая Отечественная война»
Классный час «Детская мечта»
Учитель русского языка и литературы:
Власова Ольга Васильевна
ГКОУ СКОШИ № 2
г. Улан-Удэ
2020 год
Аннотация:
Желающих переписать историю Второй мировой войны в свою пользу становится все больше. Целей у фальсификаторов истории несколько. Во-первых, многим в европейских элитах в какой-то момент захотелось выдрать из учебников истории самую позорную для себя страницу, им необходимо избавиться от имиджа пособников Гитлера и предстать в качестве его жертв. И вот уже из "жертв" фашизма они чудесным образом трансформировались в последовательных "борцов" с Гитлером. Нынешнему поколению западных политиков привиделось, что в середине прошлого века весь "цивилизованный" мир боролся уже не только с Гитлером, но и со Сталиным.
Дальше — больше: западным политикам захотелось "приватизировать" и Великую Победу. Дискредитация Великой Победы и превращение СССР из освободителя Европы в её оккупанта нужно мировому гегемону для того, чтобы захватить Совет Безопасности ООН и вновь вплотную подобраться к границам РФ. Конечная цель организаторов фальсификации истории Второй мировой войны ровно та же, что и у создателей Третьего рейха, — мировое господство.
Разумеется, каждый из этапов извращения истории сопровождается новой порцией мифов и откровенной лжи. И мы, педагоги, просто обязаны говорить правду детям. Наши дети должны гордиться Великой Победой, за которую их прадеды заплатили собственной кровью и ценою своих жизней; им необходимо знать, что война – это ужасное и кровопролитное событие, нужно бережно относиться к памяти прошлого, чтобы не допустить новые преступления против человечества.
Мое занятие направлено на воспитание любви к Родине, чувства уважения к тем людям, которые завоевали для нас Победу и на сохранение бережного отношения к памяти прошлого. Тема классного часа «Детская мечта» выбрана неслучайно. Психологами доказано, что дети, как равные существа, без слов находят интуитивное понимание друг друга. Поэтому я рассказала о девочке Аде Занегиной, живущей в то страшное время, о её мечте, и ее глазами показала, что война – это ужасное событие, а такие маленькие герои, как Ада Занегина, еще и приближали Победу.
Классный час я посвятила знаменательной дате - 75-летие Победы в Великой Отечественной войне.
Поставленная мною цель реализовывалась на всех этапах классного часа через доступные методы: словесный, практический и наглядный метод подачи информации; применялись групповая, коллективная формы работы; использовалось ИКТ, игровая, здоровьесберегающие технологии.
Словесный метод реализовывался через беседу, свободное высказывание детей, чтение стихотворений.
Практический метод: дидактическая игра в редакцию, коллективная работа – сборка модели танка.
Наглядный метод реализовывался через работу с картой, презентацию «Детская мечта», видеоролик «Ада Занегина».
На классном часе использовалась музыка, которая поддерживала эмоциональное восприятие.
Цель: расширить знания и представления обучающихся о жизни детей во время Великой Отечественной войны.
Задачи:
образовательная:
- сформировать знания о жизни в тылу во время войны;
воспитательная:
- воспитывать чувства патриотизма, любви к Родине, бережного отношения к памяти прошлого;
развивающая:
- уточнение и обогащение словаря на материале занятия.
Словарная работа: «фронт», «тыл», «эвакуация», «Иосиф Виссарионович Сталин».
Оснащение и оборудование занятия:
ТСО: мультимедийное оборудование;
ЦОР: презентация «Детская мечта», видеоролик «Ада Занегина»;
Георгиевские ленточки, карта Российской Федерации, письма, портрет Сталина, модель танка, спецодежда, цветок.
Структура занятия.
I.Организационный момент.
Настрой детей на работу.
II. Основная часть
Вступительное слово. Постановка темы и цели занятия.
Основное содержание:
Беседа о девочке Аде Занегиной – открытие нового.
Словарная работа.
Чтение письма Ады.
Работа в группах «Редакция».
Работа с картой.
Коллективная работа «Завод». Физминутка.
Просмотр видеоролика.
III. Заключение.
Подведение итогов. Рефлексия.
Ход занятия
I.Организационный момент
1 слайд:
Организация класса.
- Ребята, а вы знаете, какую знаменательную дату в мае будет отмечать вся наша страна?
И наше занятие посвятим этой знаменательной дате. В память о тех военных годах я хочу прикрепить вам на грудь георгиевскую ленточку. Надеюсь, что наша совместная работа пройдет дружно, интересно, и вы узнаете много нового о прошедшей войне.
II. Основная часть
Война – это страшное слово. Сколько ужаса и горя приносит война! Практически из каждой семьи уходили на войну отцы, деды, сыновья, братья, матери и сёстры. В моей семье воевало три деда.
Александр Николаевич, отец моего папы, в начале войны ушёл на фронт, в 43 году был тяжело ранен. Придя домой, в 1947г. скончался от ран в возрасте 38 лет. Его брат, Василий Николаевич, погиб на войне.
Семён Петрович Кушнарев, отец моей мамы, прошёл всю войну. Он воевал на Украине, в Белоруссии, Польше, Чехословакии, дошёл до Берлина. За доблесть и отвагу, проявленные в боях, получил награды: медаль за оборону Москвы, за боевые заслуги, за отвагу, за взятие Кёнинсберга. Вернувшись с ранениями, продолжил трудиться. Прожил до 95 лет. Это история моей семьи, и я думаю, в каждой семье есть свои истории.
- Ребята, а может кому-то из вас мамы или папы рассказывали о ваших родных, которые воевали на фронте?
2 слайд
А дети во время войны выносили то, что было не под силу и взрослым. Вместо того чтобы играть в куклы и машинки, дети брали в руки лопаты и грабли, садились за руль трактора, брали под уздцы лошадь и шли работать. Трудились они вместе со взрослыми на заводах и фабриках, на полях.
Сегодня я расскажу вам об одной девочке, о её мечте, и вы поймёте, как трудно было детям во время войны.
3 слайд:
Тема занятия: «Детская мечта».
4 слайд:
До войны девочка Ада Занегина с папой и мамой жила дружно и счастливо в городе Сычёвка Смоленской области. Когда началась война, всё изменилось. В первый день войны, папа Ады ушёл на фронт, он был танкистом. Ребята, а вы знаете, что такое фронт?
Словарная работа: «фронт» – территория, на которой ведутся боевые действия.
- Ребята, кто знает, как называется территория позади фронта, где нет боевых действий?
Словарная работа: «тыл» – территория позади фронта, где нет боевых действий. В тылу, в основном, женщины и дети оставались и трудились.
Линия фронта подходила к Смоленску. Сычевка тоже оказалась под угрозой. Родной город Ады обстреливали из миномётов и артиллерийских орудий. Взрывы, грохот, крики ужаса. Было страшно и опасно, и Ада с мамой эвакуировались из родного города в тыл.
Словарная работа: «эвакуация» - вывоз (или вывод) людей из опасных местностей.
5 слайд:
Эшелоны шли тогда к востоку,
молча шли, без света и воды,
полные внезапной и жестокой,
горькой человеческой беды.
Их отправляли в Сибирь. Суета, шум, гам, неразбериха, – и девочка потеряла свою единственную куклу Катю:
6 слайд:
Девочка кричала и просила
и рвалась из материнских рук,-
показалась ей такой красивой
и желанной эта кукла вдруг.
Но никто не подал ей игрушки,
и толпа, к посадке торопясь,
куклу затоптала у теплушки
в жидкую струящуюся грязь.
Маленькая смерти не поверит,
и разлуки не поймёт она… Так, хоть этой крохотной потерей,
дотянулась до нее война.
- Ребята, какие чувства у вас вызвали эти строки? Вам жалко девочку? Вглядитесь в лицо девочки, что вы можете сказать о её глазах?
- Я предлагаю вам прочитать стихотворение Агнии Барто «В дни войны», написанное в 1941 году:
Глаза девчонки семилетней,
Как два померкших огонька.
На детском личике заметней
Большая, тяжкая тоска.
Она молчит, о чём не спросишь,
Пошутишь с ней, молчит в ответ,
Как будто ей не семь, не восемь,
А много, много горьких лет.
- Это стихотворение созвучно нашим словам? Как вы понимаете последние строчки?
Девочка Ада складывала копеечки, что перепадали от мамы, копила на куклу, ждала своего папу и хотела вернуться домой.
Война лишила мальчиков и девочек детства – настоящего, солнечного, с куклами и книгами, смехом, играми и праздниками. Тысячи детей потеряли во время войны родителей, тысячи погибли.
7 слайд:
Была долгая дорога. Около двух месяцев добирались до сибирской станции. Вместе с мамой шестилетняя Ада испытала и страх, и холод, и голод. И, наконец, их привезли в деревню Усовка Омской области. Но и на новом месте было много трудностей. Им дали комнату в доме. Мама целыми днями работала, а девочка оставалась дома одна, плакала, вспоминала куклу Катю и мечтала, чтобы закончилась война. И тогда они смогут вернуться домой, придёт папа с войны – живой и здоровый, и они опять будут жить хорошо и счастливо, как это было до войны. Однажды Ада узнала, что у мамы на работе собирают деньги. Во время войны в тылу собирали деньги в помощь фронту.
И Ада решила тоже помочь фронту. Она копила деньги на новую куклу и отдала свои сбережения. Девочка хотела, чтобы на её деньги был построен танк, танк отправят отцу, а тот разобьёт фашистов, – и тогда закончится война.
- Ребята, как вам кажется, хватило бы денег девочки на танк? Тогда мама посоветовала Аде написать письмо в газету.
- Ребята, а вы хотели бы прочитать письмо Ады? Кто хочет прочитать?
8 слайд:
Чтение письма Ады.
- Как вы думаете, дети откликнулись на просьбу Ады? По стране прошла волна, поднятая девочкой Адой. В редакцию пришло огромное количество писем.
9 слайд:
Работа в группах «Редакция». Сейчас мы с вами перенесёмся в то военное время. Представьте, что вы работаете в редакции газеты того времени. В редакцию приходит огромное количество писем: пишут с фронта «треугольниками» (на фронте не хватает конвертов), пишут и те, кто находятся в тылу (письма отправляют в конвертах). В редакции два отдела (дети разбиваются на две группы, каждая – отдел редакции). Ваша задача – отсортировать письма (действующая армия и тыл) и прочитать письма детей, которые откликнулись на просьбу Ады Занегиной.
- Ребята, кто хочет прочитать письмо? Из какого города оно? Сейчас постараемся найти город на карте.
Работа с картой. Ребята, посмотрите, со всех уголков нашей страны приходили письма.
- Спасибо, вы хорошо справились с заданием.
- Ребята, как вы думаете, почему дети откликнулись на просьбу Ады? Что их объединило?
В отделении Госбанка был открыт счёт 350035. Со всех уголков нашей страны стали поступать на этот счёт деньги. И всем детским миром, была собрана далеко не детская сумма 160886 рублей. Эту сумму омские власти перечислили в Фонд обороны страны. И в администрацию города Омска пришла телеграмма, в которой говорилось: «Прошу передать дошкольникам города Омска, собравшим на строительство танка «Малютка» 160886 рублей, мой горячий привет и благодарность Красной Армии. Верховный Главнокомандующий Маршал Советского Союза И. Сталин».
Словарная работа: «Иосиф Виссарионович Сталин» – руководитель нашей страны с 1924 по 1953 г.
Во время войны Сталин являлся Верховным Главнокомандующим в звании маршала Советского Союза. Верховный Главнокомандующий – высшее должностное лицо вооружённых сил государства.
Деньги отправили на завод, где выпускали танки.
- А вам хотелось бы самим построить танк?
10 слайд:
Коллективная работа «Завод». Представим, что мы работаем на этом заводе, и к нам пришло распоряжение: на деньги, собранные детьми, выпустить танк. Мальчики у нас будут собирать танк, а девочки напишут название танку. Как назовём наш танк? Почему? Ребята, вам понятно, как мы будем работать? Тогда наденьте, пожалуйста, спецодежду и приступим к работе.
Сначала изучим схему строения танка, и по этой схеме мы будем собирать: сборка ходовой части, соединение корпуса с ходовой частью. Оформление корпуса (девочки). Соединение пушки к башне (пушка может подниматься и опускаться). Проверяем. Присоединение башни к корпусу. Башня может вращаться вокруг вертикальной оси корпуса. Зачем? Благодаря дружной, слаженной работе, мы с вами смогли построить танк.
В честь этого танка, собранного нами, и в честь всех танкистов мы исполним песню «Три танкиста».
Физминутка. (Исполнение песни «Три танкиста»).
Представьте, что вы экипаж танка. А экипаж – это дружная семья. Вместе переживали – и время отдыха, и бой, вместе кушали, спали, жили. Положите руки на плечи и споём песню.
На заводе был выпущен настоящий танк Т-60, которому дали ласковое название «Малютка».
Осенью 1943 года советские войска освободили родной город Ады. Девочка с мамой вернулись домой. Город был разрушен, а вместо дома стояли руины. Предстояла тяжёлая работа. И ещё… Ада никогда больше не увидела своего папу. Отец Ады, старший лейтенант Александр Занегин погиб в бою на Курской дуге. Ада забыла о кукле, которую хотела купить, о письмах, о воображаемом танке. А через много-много лет танк сам напомнил о себе. Я предлагаю вам посмотреть видеоролик.
Просмотр видеоролика.
- Вы узнали девочку? Сейчас Адель Александровна Занегина, по мужу Воронец, работает врачом, у неё взрослый сын. После войны её нашли и познакомили с механиком-водителем танка «Малютка». Ада рассказала, как собирала деньги на танк.
11 слайд:
И узнала, что на войне история танка не закончилась. Оказалось, что управляла им одна из 19 на всю Советскую армию женщина-танкистка, Катя Петлюк - 151 см ростом! И так прозванная за свои кукольные размеры малюткой, она ещё и воевала на танке с таким названием! Над ней шутили: «Точное попадание — малютка в «Малютке!». Катя Петлюк мужественно сражалась на танке:
12 слайд:
В бою был танк «Малютка» страшен,
Врагам досталось от него.
За боль людей, за гибель пашен
Звучали выстрелы его.
III. Заключение
- Наше занятие подошло к концу. Скажите, пожалуйста, какой знаменательной дате оно было посвящено? Что нового вы сегодня узнали? Какую помощь Ада и дети оказали нашим воинам и своей стране? Почему мы должны знать и помнить о них?
- О чём мечтали дети во время войны? Сбылась их мечта? Да, дети были по-настоящему счастливы в День Победы.
Рефлексия.
- Я думаю, что у каждого из вас есть своя мечта? И вы, наверное, хотите, чтобы ваша мечта сбылась?
Я привезла вам цветок исполнения желаний. Этот цветок изготовили ребята нашей школы своими руками. Загадайте своё сокровенное желание, подумайте, о чём вы мечтаете, оторвите лепесток, и ваша мечта обязательно сбудется.
Я хочу, чтоб все смеялись,
Чтоб мечты всегда сбывались,
Чтобы детям снились радостные сны,
Чтобы утро добрым было,
Чтобы мама не грустила,
Чтобы в мире больше не было войны!
- Благодарю вас, ребята, за вашу работу, мне было очень приятно с вами работать! Спасибо, уважаемое жюри, поздравляю всех с наступающим праздником 9 мая, с Днём Победы и 75 - летним юбилеем Дня Победы!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Классный час "Моя мечта о будущей профессии"
Цель: осознание своего профессионального будущего. ...
Сказка "Детская мечта"
Стихотворение для отряда ЮИД на творческий конкурс по безопасности дорожного движения...
КЛАССНЫЙ ЧАС - «ЭСТАФЕТА МЕЧТЫ» MY FUTURE
КЛАССНЫЙ ЧАС - «ЭСТАФЕТА МЕЧТЫ»MY FUTURE...
Классный час "Нарисуй мечту"
Классный час "Нарисуй мечту"....
Классный час "Моя мечта... профессия"
В этом материале рассказывается какие факторы надо учитывать при выборе профессии....
Классный час "Детский алкоголизм"
Классный час "Детский алкоголизм"...
Классный час: Моя мечта, мои цели, мои возможности при выборе профессии
Классный час: Моя мечта, мои цели, мои возможности при выборе профессии...