Классный час, посвященный Отечественной войне 1812 года
классный час (5, 6 класс)

Игнатьева Татьяна Викторовна

Конспект классного часа, посвященного Бородинскому сражению

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_kl.chas_nedarom_pomnit_vsya_rossiya.doc50 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект классного часа по теме «Недаром помнит вся Россия»

Разработала учитель русского языка и литературы

Игнатьева Татьяна Викторовна

Цель: создание условий для патриотического воспитания обучающихся.

Задачи: 1. Познакомить с основными этапами Отечественной войны 1812 года, Бородинским сражением, как одной из ярких битв этой войны; с героями этой войны.

2. Развивать умение рассуждать, анализировать, сопоставлять.

3. Воспитывать чувство гордости за свой народ.

Оборудование: мультимедийная презентация «Отечественная война 1812 года».

                                                          Ход классного часа.

1. Орг. момент.

2. Вступительное слово учителя.

- Ребята, когда Вы слышите словосочетание «Отечественная война», что Вы себе представляете? (Великую Отечественную войну 1941-1945 г.)

- Но в истории нашей страны есть еще одна Отечественная война, которая тоже оставила след не только в истории России, но и истории всего мира. Это Отечественная война 1812 года. И сегодня мы поговорим с вами об Отечественной войне 1812 года.

- Император Франции Наполеон мечтал о мировом господстве. Он говорил: «Я буду господином мира!» К началу 19 века Наполеон I завоевал почти всю Европу.

- 12 июня 1812 года войска Наполеона без объявления войны вторглись в Россию. Громадная 640-тысячная армия перешла границу. Кроме французов, в армии Наполеона были итальянцы, поляки, немцы, испанцы. Первое крупное сражение произошло у города Смоленска.

- В сражении под Смоленском картечью в яростном бою был убит русский генерал А.А. Скалон, предки которого были выходцами из Франции. Он командовал тремя драгунскими полками, защищавшими Рачевское предместье Смоленска. Отдавая дань уважения мужеству русскому генералу, в пример своим генералам, 8 августа 1812 года генерала А.А. Скалона по приказу Наполеона похоронили у подножья «Королевского бастиона» со всеми воинскими почестями в присутствии самого императора и генералитета. Позже, к 100-летиму юбилею Смоленского сражения, в 1912 году внуки А.А. Скалона, также ставшие русскими офицерами, возвели над могилой обелиск

- Много русских воинов погибло под Смоленском, в память о них воздвигнут памятник обелиск.

- Силы  в сражении  под Смоленском были не равны, русским войскам пришлось отступить. Армия Наполеона быстро двигалась к Москве.

- Нужен был полководец, обладающий большим военным опытом, пользующийся доверием солдат. Император Александр I назначил главнокомандующим русскими войсками Михаила Илларионовича Кутузова.

- Полное его имя Голенищев - Кутузов, а с декабря 1812 года он еще и князь Смоленский. Этот титул ему пожаловал император Александр в благодарность за спасение Отечества. Родился Михаил Илларионович Кутузов 5 сентября 1745 года в Петербурге. В возрасте 14 лет он с отличием закончил  Дворянскую артиллерийскую школу. С 16 лет- прапорщик, командир роты Астраханского пехотного полка. Участвовал в многочисленных войнах, которые вела в то время Россия. Он служил под командованием А.В. Суворова. Не раз жизнь Кутузова была в опасности. Пулей был выбит глаз, прострелена шея. Наполеон называл Кутузова «старой лисой» за его умение перехитрить противника. Умер Михаил Илларионович в 1813 году заграницей, во время похода русской армии. Похоронен в Казанском соборе Санкт-Петербурга.

- Итак, Кутузова назначили главнокомандующим. Солдаты обрадовались: «Пришел Кутузов бить французов».

- Кутузов решил дать главное сражение недалеко от Москвы, у села Бородино. И оно произошло 26 августа 1812 года и длилось целый день!

- Великий русский поэт и писатель Михаил Юрьевич Лермонтов писал в своем стихотворении «Бородино»:

Изведал враг в тот день немало,

Что значит русский бой удалый,

Наш рукопашный бой!..  

Земля тряслась – как наши груди;

Смешались в кучу кони, люди,

И залпы тысячи орудий

Слились в протяжный вой…»    

- Ни одной такой долгой и трудной битвы не было у Наполеона, хотя к этому времени он завоевал со своим войском много стран. Русские воины стояли насмерть. Основной удар Наполеон направил на земляные укрепления – флеши. Их защищали солдаты под командованием генерала Петра Ивановича Багратиона.

- Около шести часов они сдерживали натиск врага. Багратион был смертельно ранен. Жестокие бои шли за Курганную высоту. На ней находилась наша русская батарея – 30 пушек. Здесь сражались солдаты под командованием Николая Николаевича Раевского.  

Поздно вечером бой был закончен. Огромные потери понесли обе стороны. Все готовились к новому сражению, но Кутузов приказал отступить к Москве.  

Для того чтобы принять окончательное решение о судьбе сражения и столицы, вечером 13 сентября Кутузов созвал военный совет в Филях. Проводился он секретно, в избе крестьянина Фролова.

Количество и имена присутствующих на нем офицеров известны нам только со слов очевидцев этих событий, поскольку ввиду секретности протокол не велся. Известно, что на нем присутствовало до 15 человек, кроме находящегося в арьергарде генерала Милорадовича. На совет в Филях не был приглашен прибывший накануне губернатор Москвы граф Ростопчин. Мнение участников совета Из писем и воспоминаний участников известно, что первым взял слово генерал Л. Л. Беннигсен, который задал вопрос: "Примет армия сражение или сдаст Москву?" Сам он был решительно настроен на новое сражение. Его поддержало большинство присутствующих офицеров, которые жаждали получить реванш за Бородино. Беннигсен делал упор на то, что новое сражение нужно для поддержания морального духа армии, сдача же столицы подорвет его. Следом взял слово бывший командующий армиями Барклай де Толли, который сказал, что позиция для битвы у русских войск самая непригодная, а потому предложил двинуться к Владимиру. Про Москву же он сказал, что сейчас для спасения страны важна не столица, а армия, и именно ее и нужно всеми силами сохранить.

Мнение Барклая де Толли поддержали только Остерман-Толстой, Толь и Раевский. Остальные офицеры или поддерживали Беннигсена, или предлагали самим двинуться навстречу армии Наполеона. Тяжелый выбор – удел командующего Совет в Филях не позволил прийти к общему мнению. Голосования тоже не было. Вся тяжесть ответственности за принятие решения ложилась на плечи М. Кутузова. И он сделал выбор, изумивший Беннигсена, который был уверен, что главнокомандующий станет на его сторону. Кутузов приказал оставить столицу и отступать к Тарутино. Как впоследствии вспоминали участники совета, от этого решения все были в ужасе. Сдача столицы врагу – такого еще не было в истории Российского государства. Чтобы пойти на это, нужно было немалое мужество. К тому же, Кутузов не мог знать заранее, как отнесется к его решению император.

Ночь Кутузов провел в избе, где состоялся совет в Филях. По словам очевидцев, он не спал, ходил по комнате. Слышно было, как командующий подходил к столу, где находилась карта. Говорят, что из комнаты доносилось также глухое рыдание. Никому не было так тяжело в эти часы, как главнокомандующему. Разведка донесла, что у Наполеона есть войска, не участвовавшие в Бородинском сражении. Кутузов решил отдать Москву без боя. «С потерей Москвы еще не потеряна Россия», - сказал Кутузов. И оказался прав. Военный совет в Филях – историческое значение Беспрецедентное по тем временам решение – сдача древней столицы врагу, - имело огромное значение для последующего течения войны. Наполеоновская армия застряла в Москве, русские же военные силы удалось сохранить. В Тарутинском лагере армия отдохнула и окрепла. А французы замерзали в горящей столице. Сдача Москвы – это начало конца Великой армии. Наполеон так и не дождется от Александра I слов о мире, и совсем скоро русские войска погонят захватчиков назад, к границе.

- Взяв Москву,  Наполеон понял, что это не победа. Всюду действовали партизаны. Они перехватывали обозы с продовольствием, нападали на французов. Особенно прославились отряды славного гусара Дениса Давыдова.  

- Отряды Давыдова наносили огромный урон противнику. Французы даже объявили награду за его поимку, но сделать ничего не могли. Как вихрь налетали отряды Давыдова на противника, перехватывали обозы, брали пленных. Но никогда не допускали бессмысленной жестокости по отношению к врагу.

- Многие французские солдаты болели, страдали от голода. Сильный пожар уничтожил многие здания в Москве, жить было негде. И войска Наполеона покинули город.  

Напрасно ждал Наполеон,

Последним счастьем упоенный,

Москвы коленопреклоненной

С ключами старого Кремля.

Нет, не пошла Москва моя

К нему с повинной головою.

Не праздник, не приемный дар,

Она готовила пожар

Нетерпеливому герою.

- На месте Бородинской битвы очень много могил, обелисков, памятников защитникам нашей земли.  По проекту архитектора  С.К. Родионова  в  1912 году поставили памятник «Благодарная Россия – своим защитникам». В  1920-е годы этот памятник был разрушен, воссоздан в 1995 году.

    Умолкшие холмы, дол некогда кровавый!

              Отдайте мне ваш день, день вековечной славы,

              И шум оружия, и сечи, и борьбу.

              О, ринь меня на бой – ты, опытный в боях,

              Ты, голосом своим рождающий  в полках

              Погибели врагов предчувственные клики,

              Вождь наш, Багратион великий!

              Простри мне длань свою, Раевский, мой герой!

              Но где вы? Слушаю: нет отзыва с полей

              Умчался брани дым, не слышен стук мечей…

3. Итог.

- Ребята, почему войну 1812 года называют Отечественной? (Потому что сражались все люди нашей страны, старались делать все, что могли.)

- Где и когда произошло главное сражение в ходе этой войны? (26 августа у села Бородино.)

- Что Вы запомнили о Кутузове?

- Каких героев Отечественной войны вы запомнили?

- В старших классах вы будете  более подробно изучать историю России, узнаете о ходе этой войны, ее героях. Надеюсь, что Вы запомните Бородинскую битву как образец самоотверженности русских людей, как образец любви к своей Родине.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Умники и умницы", игра, посвященная Отечественной войне 1812 года

Данная методическая разработка приурочена к 200-летию Отечественной войны. Игра проходит интенсивно , увлекательна и может быть использована как в 8-х, так и в 10-х классах во время обобщающих ...

методическая разработка внеклассного мероприятия для 5-7 классов,посвященного Отечественной войне 1812 года "Бородинский хлеб"

внеклассное мероприятие для 5-7 классов  " БОРОДИНСКИЙ ХЛЕБ"занятие в форме заседания исторического клуба " Вкусная история", с целью патриотического воспитания. Просто по форме и вкусно по содер...

Мероприятие, посвященное Отечественной войне 1812 года

Разработка внеклассного мероприятия, посвященного Отечественной войне 1812 года...

Сценарий проекта "Вои Великие", посвященный Отечественной войне 1812 года

Сценарий посвящен одной из ярких страниц в истории нашей страны - Отечественной войне 1812года. а именно конкретной судьбе братьев Тучковых.  В центре повествования - Александр Тучков, героически...

Урок, посвященный Отечественной войне 1812 года

«Гражданский подвиг россиян в Отечественной войне 1812 года»(ИНТЕГРИРОВАННЫЙ ДВУХЧАСОВОЙ УРОК С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИКТ)...

1812 ГОД ГЛАЗАМИ А.С. ПУШКИНА И ЕГО ДРУЗЕЙ-ЛИЦЕИСТОВ. Тематический вечер, посвященный Отечественной войне 1812 года

Гроза  двенадцатого года Настала – кто тут нам помог? Остервенение народа.  Барклай, зима иль русский Бог?   А.С.Пушкин.        ...