Урок, посвященный Отечественной войне 1812 года
план-конспект урока (история, 8 класс) на тему

Терещенкова Марина Владимировна

«Гражданский подвиг россиян в Отечественной войне 1812 года»

(ИНТЕГРИРОВАННЫЙ ДВУХЧАСОВОЙ УРОК С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИКТ)

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_otechestvennaya_voyna.doc77 КБ
Файл anketa.docx11.5 КБ

Предварительный просмотр:

              МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №3 г. СМОЛЕНСКА

           

  МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА 

«Гражданский подвиг россиян в Отечественной войне 1812 года» 

(ИНТЕГРИРОВАННЫЙ ДВУХЧАСОВОЙ УРОК С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИКТ) 

Составители: учителя истории и обществознания высшей категории: Терещенкова М.В,  Панькевич М.А.

                                   СМОЛЕНСК, 2012 -13 учебный  год.

ТЕМА УРОКА:  «Гражданский подвиг россиян в Отечественной войне 1812 года»  (2 часа)

ЦЕЛИ УРОКА: формирование знаний учащихся о причинах, основных событиях и итогах Отечественной войны 1812 года.

-формирование гражданской позиции школьников на примере  исторического прошлого своей страны;

ЗАДАЧИ УРОКА:  

 обучающие:

- сформировать знания школьников о причинах, основных событиях, итогах  Отечественной войны 1812 года, подвести учащихся к пониманию  народного характера войны.

- углубить и расширить знания учащихся об исторических личностях, событиях  войны на примере родного края в данный исторический период

-актуализировать сформированные знания обучающихся из курсов обществознания и всеобщей истории;

развивающие:

- развивать умение составлять опорный конспект, искать ответы на проблемные вопросы, работать с исторической картой, делать выводы и формулировать свою собственную позицию

- развивать умения и навыки самостоятельной работы учащихся с документами, схемой, при подготовке сообщений

- способствовать развитию информационной культуры учащихся, умений работы с электронными образовательными ресурсами и ПК

воспитательные:

- воспитание уважения к историческому прошлому России, патриотических чувств учащихся на примере борьбы русского народа в 1812 году

-формирование гражданской позиции школьников на основе полученных знаний об истории страны и родного края

- формирование доброжелательного отношения друг к другу, умения выслушать других при работе в классе

ТИП УРОКА: урок изучения нового материала

ФОРМЫ РАБОТЫ ОБУЧАЮЩХСЯ: фронтальная, индивидуальная, групповая.

НЕОБХОДИМОЕ ОБОРУДОВАНИЕ: компьютер, , мультимедийный проектор, учебник А. А.Данилов, Л. Г. Косулина «История России ХIХ в.» 8 кл. учебная  карта «Отечественная война 1812 года», раздаточный материал.

ЭТАПЫ УРОКА: 

Первый этап – подготовительный: постановка цели, озвучивание темы урока, постановка проблемы.

Второй этап – изучение нового материала. материала /рассказ учителя, беседа с классом,  сообщения учащихся,  составление опорного конспекта «Календарь событий войны 1812 г.», работа с исторической картой, работа с документами и видеоматериалами/

Третий этап – закрепление /анкетирование учащихся и презентация «Память о войне 1812 года на Смоленщине»/

Четвертый этап – домашнее задание.

ХОД УРОКА:

Первый этап

М.В.

На уроках обществознания мы с Вами часто употребляли слово «гражданин», говорили о гражданской позиции. Давайте вспомним, какой смысл мы вкладываем в эти понятия

 – Что такое гражданин?

( ответ учеников: гражданин это житель государства, имеющий права, обеспеченные законом, и несущий обязанности перед государством).

-А как Вы понимаете выражение гражданская позиция?

(ответ ученика: гражданская позиция это личное отношение гражданина к происходящему в своей стране, а также его поведение, обусловленное  этим отношением).

 Для гражданина не безразлична судьба своей страны и своего народа.

- А значит, с каким понятием тесно связано слово «гражданин»?

(ответ учеников: патриотизм – любовь к Родине)

М.В.

А любовь к Родине формируется при изучении её истории. Ведь так?  Недаром говорят,  история воспитывает гражданина.

На протяжении тысячелетней истории нашей страны большинство людей, проживающих в ней, гордились своей принадлежностью к России и её истокам, отдавали свои знания и талант на благо Отечества, а в годы суровых испытаний, не задумываясь, отдавали свои жизни за Родину, совершая тем самым ГРАЖДАНСКИЙ ПОДВИГ!

Этому и будет посвящен наш сегодняшний урок.

 Итак, его тема

(презентация, слайд 1.)

М.А.

Сегодня нам предстоит рассмотреть, как проходила война 1812 года, и на конкретных примерах выяснить, в чем проявился гражданский подвиг нашего народа в этой войне, почему она получила название Отечественной?

Знакомясь с ходом войны, мы обратимся сегодня и к героическим страницам нашего родного края, ибо Смоленщина в тот период находилась в эпицентре военных событий.

Итак начнем.

Второй этап.

  1. НАЧАЛО ВОЙНЫ,

- Из уроков всеобщей истории давайте вспомним какова была международная обстановка накануне войны?

( к 1811 году Наполеон завоевал  большинство стран Европы, непокоренными оставались лишь Англия и Россия)

- Каковы причины Отечественной войны 1812 года?

(    *стремление Наполеона к мировому господству,

     *Обострение противоречий между Францией и Россией, в результате

     нарушения Россией условий Тильзитского мира, в частности

     Континентальной блокады Англии)

 (презентация, слайд 2, 3)

Итак,  накануне вторжения в Россию, Наполеон завоевал всю западную Европу. Наполеоновская империя достигла наивысшего могущества.

«Через пять лет, я буду властелином всего мира,  - заявил Наполеон, - остается одна Россия, но я раздавлю её.»

Французский император строил обширные планы: он думал не только о военном разгроме России, но и о её расчленении, превращение российских территорий в сырьевые  колонии Франции.

При этом Наполеон тщательно готовился к предстоящей войне.

(презентация, слайд 4): сравните соотношение сил обеих сторон накануне войны?

- Чем на Ваш взгляд, можно объяснить значительное превосходство Наполеона в военных  силах?

Обратимся к военным планам Наполеона (презентация, слайд 5):

«В одном или двух сражениях я всё закончу.
 Император Александр на коленях
 будет просить мира…

 …Если я возьму Киев – я возьму Россию за ноги..                            

  Если я овладею Петербургом –
 я возьму её за голову,
 заняв Москву, я поражу её в самое сердце…»

- На какую войну рассчитывал Наполеон?

-На каком направлении он решил обрушить главный удар?

Не имея точных сведений о направлении главного удара Наполеона, русское командование разделило русские войска на три армии и рассредоточило по всей западной границе. (карта): 1 армия под командование военного министра Михаила Богдановича Барклая-де- Толли (презентация, слайд 6) расположилась в Литве по реке Неман. Вторая армия генерала Петра Ивановича Багратиона (презентация, слайд 7)– в Белоруссии, а третья армия генерала Александра Петровича Тормасова (презентация, слайд 8) расположилась на севере Украины.

-В чем уязвимость расположения войск? Как Вы думаете?

Именно на такое расположение и рассчитывал Наполеон, ставя цель окружить и разгромить русские армии по одиночке в одном двух приграничных сражениях.

Итак, мы обращаемся к событиям войны 1812 года. По ходу нашего урока составьте календарь событий  войны, о которых сегодня пойдет речь.

(Презентация, слайд 9): 12 июня 1812 года без объявления войны французские войска перешли через реку Неман и вторглись в пределы России, вклинившись между 1 и 2 русскими армиями. Так началась Отечественная война 1812 года. Русские армии стремительно стали отступать вглубь страны, уклоняюсь от крупных сражений с армией Наполеона.

- Какова была цель такого отступления?

 Но отступление русских армий не было повальным бегством. Оно сопровождалось упорными оборонительными боями, изматывающими силы противники. Уже в Витебске Наполеону пришлось задержаться на две неделе, чтобы подтянуть войска и привести в порядок потрепанные в боях воинские части.  А тем временем, русские армии опередив врага, 22 июля соединились  у Смоленска. (презентация слайд 10, 11) Так был сорван первоначальный план Наполеона.

М.В.

О том, как развивались дальнейшие события на Смоленской земле нам расскажут наши творческие группы. Итак, первая группа,  пожалуйста.

1 группа ( Осипова, Челышева, Богоявленская): Подвиг Неверовского.

(презентация, слайд 12, 13, 14)

- Почему отступление дивизии Неверовского под Красным назвали львиным?

(не просто отступал, а отбивал атаки французов, 40 атак было отбито)

- Какую роль в ходе войны сыграл подвиг дивизии Неверовского? (На сутки задержали французов. А какое значение имели эти выигранные сутки? Дали время русским армиям повернуть назад к Смоленску).

Именно в нашем городе 4-6 августа 1812 года и произошел первый решающий бой, о котором расскажет Вам вторая группа.

2 группа (Гришина, Исаханова, Гришин)

(их презентация)

-Какую цель ставил перед собой Наполеон в Смоленском сражении?

( захватить Смоленск, разгромить русские армии, и завершить войну)

-Удалось ли ему достичь цели?  

(Нет. Хотя Смоленск был оставлен русскими армиями, но не смог разгромить русские армии)  Поистине была покорена местность, но не люди.

Войдя в Смоленск, Наполеон впервые тайно предложил Александру 1 начать переговоры о мире.

- Как Вы думаете, почему? ( Он понял, что его план быстрой сорван)

М.А.

Из горящего Смоленска русская армия а с ней и большинство смолян были вынуждены уйти из горящего города. Взорвав за собой Днепровский мост, они продолжили отступление на Восток по старой Смоленской дороге. Но постоянное отступление, оставление огромной территории врагу, вызывали недовольство в армии и народе. Давайте вспомним как эти настроения передал  Михаил Юрьевич Лермонтов в поэме «Бородино».?

Мы долго, молча отступали.

Досадно было – боя ждали.

Ворчали старики:

Что ж мы, на зимние квартиры?

Не смеют что ли командиры

Чужие изорвать мундиры о русские штыки?

Общего плана военных действий не было. Барклай-де-Толли возглавивший командование русской армией, не пользовался доверием и авторитетом. Поползли слухи об измене. Чтобы привести армию к Победе, во главе её должен был стать полководец, которому бы верили бы войска и народ?

- Как Вы думаете, кто был таким полководцам? (Кутузов)

Чем же так прославился Кутузов  к началу войны? Об этом Вам расскажет

Логинов Никита.

(презентация, слайд 15): историческая справка о Кутузове.

 Александр 1 не любил Кутузова за его независимость и завидовал его популярности. Лишь угроза военного поражения вынудила царя уступить настояниям общества.

(презентация, слайд 16): Подписывая указ о назначении Кутузова главнокомандующим 8 августа 1812 года император заявил « Я должен был остановить выбор на том, кого наметил голос народа. Я умываю руки.)

(презентация, слайд 17) : 17 августа полководец принял командование в селе Царево Займище Вяземского уезда Смоленской губернии. Появление Кутузова воодушевило русские войска.  Сразу появилась поговорка «Приехал французов бить французов»

Став главнокомандующим, Кутузов понимал, что русская армия пока не готова к окончательному разгрому врага, силы французов ещё значительно превосходили русских, а подтягивание резервов требовало времени. И всё таки, он принимает решение дать генеральное сражение.  (решающее)

-Как Вы думаете, почему? (чтобы поднять моральный дух народа и приостановить наступление врага на Москву).

Место для генерального сражения он выбирает у деревни Бородино близ Можайска в 120 км к западу от Москвы. (показ по карте)

23 августа Кутузов писал Александру : « Позиция в которой я остановился при деревни Бородино в 12 верстах вперёд Можайска, одна из наилучших, которую только на плоских местах найти можно».

(презентация, слайд 18,  19)

- Посмотрите на план местности, которую выбрал Кутузов. Что собою представляло Бородинское поле? В чем заключились преимущества этой местности?

(холмистая местность, пересеченная реками и ручьями, впадавшая в реку Колочь. Левее – заболоченный утицкий лес. Естественные преграды служили защитой для русских войск с флангов и тыла, холмистая местность давала возможность выгодно расположить артиллерию для обстрела неприятеля. Утицкий лес – спрятать резервы. Через Бородинское поле – дороги на Москву, французская армия не имела возможность обойти русскую армию и пойти на Москву).

Календарь событий.

(презентация, слайд 20)

- Итак, 26 августа 1812 года состоялась Бородинское сражение – генеральное (решающееся) сражение в войне 1812 года.

Сейчас мы предлагаем Вам посмотреть небольшой фильм о Бородинском сражении. По ходу фильма обратите внимание на следующие моменты: какие цели преследовали в этом сражении Наполеон и Кутузов, и определите итоги сражения. В чем проявился героизм русских воинов?

(просмотр фильма «Бородинское сражение)

Словарная работа

При просмотре фильма Вам встретятся незнакомые слова.

Обратите внимание, что они означают.

(презентация, слайд 21)

Обсуждение фильма.

(презентация, слайд 22)

  1. Итак, какие цели ставили Наполеон и Кутузов в этой битве?

(Наполеон: разгромить русскую Армию и завершить войну.

Кутузов: ослабить силы противника, приостановить его наступление на Москву, поднять моральный дух русской армии)

2. Каковы итоги Бородинского сражения?

(презентация, слайд 23)

_А теперь проанализируйте оценки, данные Наполеоном и Кутузовым этому сражению?

  1. Почему Наполеон считал эту битву самой страшной из своих сражений?

     2. Как оценил Бородинскую битву Кутузов?

3. Благодаря чему русская армия сумела дать решительный отпор противнику?

« Отчего  при Бородине дрались так храбро, вспоминал один из участников сражений, рядовой русской армии – Оттого, сударь, что тогда никто не ссылался и не надеялся на других, а всякий сам себе говорил: «Хоть все беги, а я буду стоять! Хоть все сдавайся, а я умру, но не сдамся! Оттого все стояли и умирали!»

Какое значение имела Бородинское сражение для хода войны?

Таким образом…..

(презентация, слайд 24)

А значит победа на Бородинском поле создавала условия для коренного перелома в войне, для будущего разгрома французской армии.

Лев Николаевич Толстой : « Прямым следствием Бородинског сражения было бегство Наполеона из Москвы, возвращение по старой Смоленской дороге, погибель 500 000-го нашествия и Наполоновской Франции, на которую первый раз под Бородином была наложена рука сильнейшего духом противника.»

-Вскоре после Бородинского сражения 1 сентября 1812 года состоялся военный совет  русского командования в подмосковной деревне Фили.

(презентация, слайд 25)

-Прочитайте документ 4 и ответьте на следующие вопросы:

(презентация, слайд 26)

- Какой вопрос решался на военном Совете?

- Какое решение принимает Кутузов и почему?

 На следующий день, 2 сентября 1812 года, русская армия, а вместе с ней и большинство жителей столицы, покинули Москву.

И в этот же день 2 сентября Наполеон вступил в столицу России. Давайте вспомним, как об этом событии писал А.С.Пушкин.

(цитирует Демченкова Оля)

-Итак, триумфа победителя не получилось. Армия Наполеона вступила в опустевший и горящий город.

(показ фильма 4)

А гениальным решением Кутузова стало осуществление Тарутинского маневра.

-Посмотрите на слайд и прочитайте, что такое маневр?

 презентация, слайды 27)

А теперь используя карту и материал учебника *4, п. 4 объясните:

(презентация, слайд 28)

1. В чем заключался Тарутинский маневр?

2. И почему его считают гениальным решением Кутузова?

(ответ обучающегося с показом на карте)

М.В.

-А в это время в стране разрасталось партизанское движение. О ходе народной войны подготовила своё выступление ещё одна творческая группа. Пожалуйста

(презентация  обучающихся)

-А что с французской армией происходило в Москве?

 ( презентация обучающихся, слайд 29)

 

М.А. (по карте)

Пытаясь спасти армию Наполеон принимает решение оставить Москву и отступить на юг, по Калужской дороге. 6 октября 1812 года Наполеоновские войска покидают Москву. Но попытка отступающих французов и Туле окончилась неудачей. На их пути встала окрепшая русская армия. Нанеся крупное поражение врагу под Малоярославцем 12 октября 1812 года русская армия заставила Наполеона повернуть войска в сторону Смоленской губернии на разоренную старую Смоленскую дорогу.

 М,В,

Отступая по разоренной Смоленской дороге французские части страдая от голода и морозов, подвергались непрерывным ударам партизан и  русской армии, которая  шла параллельно французам. Так, крупное сражение произошло под Красным, в котором погиб весь АРЬЕРГАРД –войска, прикрывающие отход французской армии, а Маршал Даву едва избежал плена. Боеспособность французской армии таяла на глазах. Из 75 тысяч солдат в строю находилось лишь около 40 000 человек. Остальные голодные, изможденные просто брели за армией.

(презентация, слайды 30, 31, 32 )

 В последнем сражении  при переправе французов через реку Березину 14 – 16 ноября  французы потеряли 30 000 человек.

(презентация, слайд 33)

 «Великая» армия как боеспособная сила перестала существовать. Наполеон бросил её на произвол судьбы и уехал в Париж собирать новые силы. Лишь жалкие остатки этой Армии в декабре 1812 года  перешли через реку Неман. 25 декабря 1812 года вышел Манифест Александра 1 об окончании войны.

(презентация, слайд 34)

Третий этап

М, А.

ЗАКРЕПЛЕНИЕ,

Итак, вернемся к заданию, которое вы получили. Перечислите основные события Отечественной войны, о которых шла речь на уроке. (Календарь событий)

-Как мы видим, военные действия шли на территории лишь нескольких губерний России. Тогда почему же именно эта война в нашей  истории получила название Отечественной?

- Что сыграло главную роль в разгроме Наполеоновской армии?

М.В.

- В чем проявился Отечественный, всенародный характер этой войны?

 Гражданский подвиг россиян в этой войне остался в памяти благодарных потомков. Одной из высших наград за мужество и героизм в годы  Великой Отечественной войны был орден Кутузова. На местах былых боёв Отечественной войны 1812 года установлены памятники. В том числе и в нашем городе Смоленске.

-Назовите памятники, которые Вы знаете.

А сейчас Вашему вниманию предлагается творческая работа Виноградовой Кристины.

М.А.

-А сейчас нам бы хотелось убедиться повлиял ли наш урок сегодня на Вашу гражданскую позицию. Мы предлагаем Вам ответить на вопросы анкеты и пояснить своё мнение.

 (презентация, слайд   35 – 38)

1. Сегодня можно услышать различные точки зрения на то, что такое Родина и имеет ли вообще смысл это понятие в наше время. С какими из мнений согласны лично Вы?

а) Сегодня понятие Родины устарело.

б) Чувство Родины – это личное дело человека.

в) Родина – это главное, что есть у каждого народа и человека.

г) Такая проблема меня не интересует.

2. Считаете ли Вы, что сегодня защищать Родину, как и прежде – долг каждого гражданина?

а) Да.

б) Зависит от обстоятельств.

в) Нет.

г) Трудно сказать.

3. Сегодня высказываются разные оценки  Отечественной войны 1812 года. С какими из них Вы согласны?

а) Отечественная война 1812 года была великим подвигом народа, защищающего свою независимость.

б) Это была обычная война двух монархий: русского абсолютизма и буржуазной французской империи.

в) Французская армия внесла в отсталую Россию передовые достижения прогрессивной Европы, и в случае покорения Наполеоном в 1812 году, Россия  стала бы  цивилизованной европейской страной мира.

4. В канун 200-летнего юбилея победы над Наполеоном обсуждался вопрос о необходимости реставрации всех памятников героям войны 1812, восстановления утраченных и открытия новых. Вы поддерживаете подобные предложения?

а) Да, полностью.

б) Нет, сейчас не время этим заниматься, у страны много других проблем.

в) Лучше эти средства пустить на повышение жизненного уровня народа.

г) Надо бы и сохранившиеся памятники снести.

-Итак, мы убедились, в том, что у Вас своя гражданская позиция, что Вы люди неравнодушные к судьбе своей страны. И мы предлагаем Вам дома проявить свою гражданскую позицию на деле, внеся свой вклад в увековечивание памяти героям войны 1812 года.

Четвертый этап

Домашнее задание.

*4 (история России), *3 (история Смоленщины); создать свой проект памятника героям Отечественной войны 1812 года.

(презентация, слайд39)



Предварительный просмотр:

1. Сегодня можно услышать различные точки зрения на то, что такое Родина и имеет ли вообще смысл это понятие в наше время. С какими из мнений согласны лично Вы?

а) Сегодня понятие Родины устарело.

б) Чувство Родины – это личное дело человека.

в) Родина – это главное, что есть у каждого народа и человека.

г) Такая проблема меня не интересует.

2. Считаете ли Вы, что сегодня защищать Родину, как и прежде – долг каждого гражданина?

а) Да.

б) Зависит от обстоятельств.

в) Нет.

г) Трудно сказать.

3. Сегодня высказываются разные оценки  Отечественной войны 1812 года. С какими из них Вы согласны?

а) Отечественная война 1812 года была великим подвигом народа, защищающего свою независимость.

б) Это была обычная война двух монархий: русского абсолютизма и буржуазной французской империи.

в) Французская армия внесла в отсталую Россию передовые достижения прогрессивной Европы, и в случае покорения Наполеоном в 1812 году, Россия  стала бы  цивилизованной европейской страной мира.

4. В канун 200-летнего юбилея победы над Наполеоном обсуждался вопрос о необходимости реставрации всех памятников героям войны 1812, восстановления утраченных и открытия новых. Вы поддерживаете подобные предложения?

а) Да, полностью.

б) Нет, сейчас не время этим заниматься, у страны много других проблем.

в) Лучше эти средства пустить на повышение жизненного уровня народа.

г) Надо бы и сохранившиеся памятники снести.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Умники и умницы", игра, посвященная Отечественной войне 1812 года

Данная методическая разработка приурочена к 200-летию Отечественной войны. Игра проходит интенсивно , увлекательна и может быть использована как в 8-х, так и в 10-х классах во время обобщающих ...

методическая разработка внеклассного мероприятия для 5-7 классов,посвященного Отечественной войне 1812 года "Бородинский хлеб"

внеклассное мероприятие для 5-7 классов  " БОРОДИНСКИЙ ХЛЕБ"занятие в форме заседания исторического клуба " Вкусная история", с целью патриотического воспитания. Просто по форме и вкусно по содер...

Мероприятие, посвященное Отечественной войне 1812 года

Разработка внеклассного мероприятия, посвященного Отечественной войне 1812 года...

Сценарий проекта "Вои Великие", посвященный Отечественной войне 1812 года

Сценарий посвящен одной из ярких страниц в истории нашей страны - Отечественной войне 1812года. а именно конкретной судьбе братьев Тучковых.  В центре повествования - Александр Тучков, героически...

Памятные места в Москве,посвященные Отечественной войне 1812 года.

В данной презентации размещены информационные и фото материалы,связанные с Отечественной войной 1812года. Жители древней столицы вынуждены были покидать свои дома.,усадьбы,оставляя подчас самое ценное...

1812 ГОД ГЛАЗАМИ А.С. ПУШКИНА И ЕГО ДРУЗЕЙ-ЛИЦЕИСТОВ. Тематический вечер, посвященный Отечественной войне 1812 года

Гроза  двенадцатого года Настала – кто тут нам помог? Остервенение народа.  Барклай, зима иль русский Бог?   А.С.Пушкин.        ...