Коллективные игры на сплочение : «Мы команда!»
методическая разработка (5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класс)

Шурупова Елена Борисовна

Групповая сплоченность наиболее полно отражается понятием "коллектив". Сила коллектива состоит в том, что: в коллективе вырабатывается больше идей и возрастает инновационная способность группы; стимулируется повышенное трудовое усердие. Они обладают различными навыками (достаточной волей, чтобы принимать решения, организовывать команду на их реализацию и принимать на себя значительную долю ответственности за работу команды; члены коллектива должны уметь слушать, поддерживать и одобрять других, т.е осуществлять интенсивные внутригрупповые коммуникации, поддерживать командный дух, взаимодействие, ориентация на партнера, сотрудничество, умение взять на себя ответственность за товарища), и их деятельность направлена на коллективное решение определённых задач. И от того, насколько сплоченной будет команда, зависит и успех общего дела. Для этого в работе используются игры и тренинги на построение команды, т.е. на командообразование.  Которые помогают развить у наших учеников навыки коммуникации, взаимодействия в группе, в учебной команде.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл my_komanda.docx62.9 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Сангарская средняя общеобразовательная школа №1»

Доклад:

Коллективные игры на сплочение : «Мы команда!»

Подготовила:

Учитель физической культуры

МБОУ «Сангарская СОШ №1»

Шурупова Елена Борисовна

Сангар

Апрель 2019 год

Оглавление

Введение ………………………………………………………………………………………..3-5

Коллективные игры на сплочение………………………………….………………..…….6-13

Заключение………………………………………………………………………………………14

Использованная литература……………………………….………………………………….15

Введение

Собраться вместе есть начало.

Держаться вместе есть прогресс.

Работать вместе есть успех.

Играя,  дети многократно повторяют определенные движения, что содействует воспитанию двигательных качеств. Игры с разнообразными движениями помогают детям наиболее полно и активно проявлять двигательные качества (ловкость, быстроту, силу, выносливость) в их гармоничном единстве. Для воспитания ловкости используются игры, побуждающие учеников быстро переходить от одних действий к другим соответственно изменяющейся обстановке.                                                                                                                           Содействуют совершенствованию быстроты игры, требующие мгновенных ответов на звуковые, зрительные, тактильные сигналы. Для этого же подходят игры с упражнениями во внезапных остановках, задержках и возобновлении движения, игры с преодолением небольших расстояний в кратчайшее время.                                                                         Воспитанию выносливости соответствуют игры с неоднократными повторениями действий, связанной со значительной затратой сил и энергии.                                                 Для воспитания силы подходят игры, требующие проявления кратковременных  скоростно- силовых напряжений, умеренных по нагрузке.                                               Проводя игры на уроках физической культуры, учитель одновременно получает возможность благоприятно воздействовать на воспитание положительных черт поведения и характера учеников, на формирование у них организаторских навыков, на воспитание личности в целом, но получает возможность, которую надо реализовать. Для этого нужно уметь полноценно использовать воспитательный потенциал игры. Умение приходит не сразу. В первую очередь надо изучить детей, узнать их желания, интересы, способности. Проводя игру, следует наблюдать, как дети проявляют себя в игровых ситуациях, как воспринимают ее.                                                                                                                                                          В занятиях играми надо приучать детей правильно распознавать хорошие и плохие поступки: свои и товарищей. На наглядных примерах учитель всегда может показать ученикам, что играть дружно - хорошо, ссориться в игре, дразнить проигравших - плохо; соблюдать правила игр- хорошо, нарушать- плохо.                                                                                                  С первого класса необходимо воспитывать у детей уважение к товарищам по игре, привычку играть дружно; приучать мальчиков и девочек не сторониться друг друга в различных случаях. Стремление играющих к согласованным решениям при выполнении возникающих в игре заданий надо поощрять. Важно, чтобы ученики привыкали оказывать помощь товарищам в действиях против водящих, выручать их из опасных положений, если это требуется по ходу игры; не хвалится при выигрыше, не унывать при неудачах; сохранять дружеские отношения с победившими, выигравшем товарищем.  Дети должны спокойно относится к успехам и неудачам в играх. У них должно войти в привычку не толкать нарочно друг друга, но уступать дорогу при перебежках; не отнимать мяч у товарища, если он первым поймал или поднял мяч; не сердится на игрока, если он нечаянно задел или толкнул.  

Для педагога-практика, отработавшего в любом детском коллективе, будь то школа, детский сад, лагерь и т.д. становится очевидным тот факт, что одним из самых сложных моментов при создании временного детского коллектива является организационный период, то есть период образования команда. Это период интенсивного становления ценностных групповых отношений и формирования лидерского ядра.

Групповая сплоченность наиболее полно отражается понятием "коллектив". Сила коллектива состоит в том, что: в коллективе вырабатывается больше идей и возрастает инновационная способность группы; стимулируется повышенное трудовое усердие. Они обладают различными навыками (достаточной волей, чтобы принимать решения, организовывать команду на их реализацию и принимать на себя значительную долю ответственности за работу команды; члены коллектива должны уметь слушать, поддерживать и одобрять других, т.е осуществлять интенсивные внутригрупповые коммуникации, поддерживать командный дух, взаимодействие, ориентация на партнера, сотрудничество, умение взять на себя ответственность за товарища), и их деятельность направлена на коллективное решение определённых задач. И от того, насколько сплоченной будет команда, зависит и успех общего дела. Для этого в работе используются игры и тренинги на построение команды, т.е. на командообразование.  Которые помогают развить у наших учеников навыки коммуникации, взаимодействия в группе, в учебной команде.

Тимбилдинг (от англ. team building – построение, создание команды). Эти формы работы активно проводятся и в сфере бизнеса при формировании новой команды или при решении общих групповых задач. И хоть специалисты говорят о том, что эта технология была разработана в недрах западных компаний, это явление известно уже давно – из коммунарских сборов и первых детских коммун. Все что новое – это хорошо забытое старое. Для решения задач на групповую сплоченность, педагогам рекомендуются игровые упражнения и тренинговые занятия на командообразование.

Цель: Создать  условия  для  сплочения команды и настроится на групповую работу Получение слушателями знаний о методах командообразования в детском коллективе и овладение основными технологиями и инструментами игровой деятельности. 

Задачи:

  1. Знакомство с навыками эмоционального сплочения коллектива,
  2. Развитие сформировавшегося коллектива, через работу в группах.
  3. Улучшение эффективности связей, через осознание своей роли в данной команде.
  4. Управляющая: Высказывание разных предложений, как можно решить поставленную задачу в  группах.
  5. Организующая: апробирование предложений в практическом действии, обсуждение и анализ совместно предложенных способов.

Четыре совета  для проведения упражнений на командообразование.

Совет №1. Перед занятием проведите разминку — это поможет участникам расслабиться, снять напряжение после работы.

Совет №2. Перед каждой игрой коротко и доступно изложите ее правила

Совет №3. Ситуации в играх не должны повторяться, чтобы участники каждый раз учились находить новые решения.

Совет №4. По результатам игр проведите обсуждение и обмен мнениями.

 Коллективные игры на сплочение

 №1 «Путаница»

https://xn--j1ahfl.xn--p1ai/data/images/u119458/t1497537700ad.pngОписание упражнения

Вариант 1. Участники стоят в тесном кругу, и по команде ведущего каждый из них берется левой рукой за левую руку соседа справа, а правой рукой – за правую руку человека, стоящего напротив (см.рис.). После этого им дается задание распутаться, не отпуская руки; разрешается только проворачивать кисти относительно друг друга. Оптимальное число участников в кругу от 6 до 8; при большем их количестве целесообразно выполнять упражнение в нескольких кругах, организовав между ними соревнование на скорость. Вариант 2. Одину частник игры  выходит из помещения, остальные в это время запутываются по  первому варианту игры. Затем он заходит и распутывает игроков. Вариант 3.  Участники стоят в тесном кругу, и по команде ведущего по желанию встают по парам. Пара берется за руки. Свободной рукой берет человека стоящего напротив. После этого им дается задание распутаться, не отпуская руки; разрешается только проворачивать кисти относительно друг друга.

Смысл упражнения

Помимо моделирования в группе проблемной ситуации, требующей коллективного решения, упражнение способствует повышению уровня сплоченности участников,  оно позволяет пронаблюдать распределение ролей в команде (кто выдвигал идеи, кто их воплощал, кто организовывал взаимодействие других участников, кто самоустранился от работы).

Обсуждение

Какие эмоции возникали у участников на разных этапах работы (получение задания и начальный этап работы; момент, когда способ решения стал понятен, и осталось его только воплотить; завершение упражнения)? Кто выдвинул идеи, позволившие

приблизиться к решению проблемы? Сразу ли эти идеи были услышаны другими участниками и начали воплощаться? Если нет, то, благодаря каким действиям это, в конце концов, удалось?

№ 2 «Встаем в строй»

Описание упражнения

Участникам предлагается хаотично перемещаться по помещению, а потом, по команде ведущего, встать в строй поочередно по каждому и следующих признаков:

- Росту.

- Дню и месяцу рождения.

- Удаленности места жительства от места прохождения тренинга.

- по цвету одежды ( от светлого к темному).

Разговаривать или переписываться при этом нельзя, можно общаться только с помощью мимики или жестов. В вариантах 2 и 3 участники по окончании построения поочередно озвучивают свои дни рождения или места проживания, при этом происходит проверка верности выполнения упражнения.

Смысл упражнения

Тренировка умения находить взаимопонимание в затрудненных условиях, при ограниченности доступных средств общения. Демонстрация возможности адекватного обмена довольно сложной информацией даже без использования слов.

Обсуждение

Обмен впечатлениями, возникшими по ходу работы. Если у кого-то из участников возникли затруднения, то они могут также высказаться, с чем эти затруднения связаны, и как их можно преодолеть.

№ 3 «Поиск сходства»

Описание упражнения

Первый вариант.

Группа встает в круг. Ведущий берет в руки небольшой предмет, пригодный для перекидывания из рук в руки (мячик, небольшая мягкая игрушка и т. п.) и объясняет правила игры: «Тот,у кого в руках находится этот предмет, должен как можно быстрее

перебросить его другому участнику, назвав при этом черту своего сходства с тем, кому кидается предмет». На первом этапе признаки сходства могут быть чисто внешние (например, цвет волос), потом — общность интересов в какой-то области, совпадение интересов по какому-либо вопросу и т. п.

Второй вариант.

Участники сидят в кругу, каждый из них называет какой-либо признак, после чего все те, кто обладает названным признаком, встают и меняются местами. Как и в предыдущем варианте, сначала используются простые, внешние признаки, потом

они усложняются. Можно выдвигать в качестве признаков какие-либо эмоциональные состояния (например: «Поменяйтесь все те, кто сегодня утром проснулся в радостном настроении»), умения участников («Поменяйтесь те, кто умеет кататься на роликах

») и т. п. Желательно, чтобы это были позитивные характеристики, дающие возможность проявить себя с лучшей стороны; нежелательно называть в качестве признаков недостатки, проблемы участников.

 «Поиск сходства»

Смысл упражнения 

Упражнение эффективно работает на сплочение группы, так как участники начинают более внимательно присматриваться друг к другу и обнаруживают, что сходства между ними гораздо больше, чем они думали раньше. Обсуждение

Следует подвести участников к мысли, что, хотя они все такие разные, сходства между ними гораздо больше, чем может показаться на первый взгляд.

Обсуждение

Упражнение эффективно работает на сплочение группы, так как участники начинают более внимательно присматриваться друг к другу и обнаруживают, что сходства между ними гораздо больше, чем они думали раньше. Обсуждение

Следует подвести участников к мысли, что, хотя они все такие разные, сходства между ними гораздо больше, чем может показаться на первый взгляд. 

№ 5 «Мой вклад в команду»

Цели и возможности применений. Упражнения помогают каждому участнику осознать свою роль в данной команде, тот вклад, который он вносит в командную работу, помогают осознать различные варианты того, как вносится вклад в общий результат, развить в участниках уважение к другим и признание важности выполнения их функций.

Время: 15-20 минут.

Размер группы: 12-20 человек.

Описание. Все участники делятся на мини-группы по 3-4 человека.

- Приглашаю на сцену по 4 человека от 3 образовательных учреждений.

Я прошу каждого участника в командах, высказаться в рамках своей мини-группы на тему того, в чем он видит свой вклад в деятельность всей команды на этапе «Конкурс «Учитель года».

Если кто-то из участников затрудняется, остальные члены его мини-группы могут ему помочь сформулировать свой доклад.

Группам дается 10 минут на подготовку. Не забывайте о социальных ролях в группах. После этого один участник от каждой мини-группы выступает и рассказывает о каждом в своей группе.

Во время выполнения задания проходит показ игрового приема.

- Пока команды заняты работой, я познакомлю с игровой формой работы. Сейчас мы поиграем в «веселого человечка».

№ 6  «Веселый человечек»

- Для участия приглашаются 6 человек, перед вами игрушка человечек. К ногам, рукам и голове привязаны веревочки. Задача команды: распределить роли управления куклой между собой, пройти один метр куклой.

Выполнение задания.

- Задание усложняется: человечек должен пройти полосу препятствий. Если падает, задание возобновляется.

Выполнение задания.

- Данное упражнение можно усложнять: придумывая полосу препятствий, завязывая глаза членам команды (управляющим ногами, руками и т.д.) можно оставить зрячим только одного ведущего со стороны. Или выполнять упражнение молча.

Комментарий по ходу выполнения задания.

Играющих прошу занять свои места. А мы перейдем к выступлению команд.

Проходит выступление, задаются вопросы.

Вопросы:

1.        Кто обратил внимание на распределение ролей в команде? Использовали ли участники эту возможность?

2.        Насколько сплотилась ваша команда за время работы над заданием?

Выводы:

1.        Обратите внимание, насколько разные мнения о собственном вкладе прозвучали.

2.        Всегда надо помнить о том, что в хорошей команде максимально используются индивидуальные особенности и сильные стороны каждого.

3.        Вы наверное обратили внимание на то, что вносить свой вклад в команду можно по-разному — выполняя определенные профессиональные или организаторские функции либо, влияя на атмосферу в команде (вселяя энтузиазм и уверенность в своих силах либо сглаживая конфликты и т.д.).

№7 «Публичное выражение благодарности»

Этот метод можно использовать в любой момент урока. Дети могут поблагодарить друг друга за хорошо сделанную работу или за то, что они взялись за сложную задачу.

№ 8. «Дружеские Пятницы» В Дружескую Пятницу дети пишут друг другу анонимные дружеские записки.

№ 9 «Добрые дела» Первый заключается в том, что учитель дает задание сделать тайное доброе дело, например, написать анонимную вдохновляющую записку однокласснику, которому с трудом дается изучение определенного предмета в школе. Второй заключается в том, чтобы замечать, как одноклассники делают добрые дела. Оба способа приучают детей к тому, чтобы быть добрее друг к другу.

№ 10 «Совместные действия». Совместные физические или социальные действия двух и более учеников в начале или после окончания какой-либо деятельности.

Например, ученики могут «дать друг другу пять» или устно выразить благодарность одноклассникам. Существует любопытное подтверждение тому, что это действительно работает. Исследователи выяснили, что команды Национальной Баскетбольной Ассоциации, чьи игроки чаще коммуницируют физически в начале сезона – например, «дают пять» или ударяются кулаками с товарищами по команде – в течение сезона набирают больше очков.

№ 11 «Я благодарю тебя…».в конце учебного дня короткие встречи, на которых дети анализируют, как прошел их день. Ученики собираются в круг и благодарят кого-то из одноклассников за помощь, извиняются за свое поведение или делятся моментом озарения. Учитель начинает разговор и предлагает добровольцам высказаться.

№ 12. Пятиминутка «Розы и шипы» заключается в том, что учитель и все ученики делятся чем-то позитивным (роза) и негативным (шип). Многие жалуются на достаточно обычные вещи, например, на усталость, но некоторые делятся и весьма личными проблемами – например, рассказывают о болезни собаки.

№ 13  «Снежки» позволяет снять стресс: школьники анонимно записывают одну свою проблему на листе бумаги, комкают его, а затем дети кидаются ими, как будто играя в снежки. Это позволяет расслабиться и повеселиться. В конце каждый подбирает по «снежку» и зачитывает, что на нем написано.

№ 14 «Близнецы»

Ход игры: Две-три пары соревнующихся ребят становятся на сцене (в комнате, в зале, у трех столов, на каждом разложены: газета, свернутая в несколько раз пакетом; ботинок, у которого развязаны шнурки; банка с завинчивающейся крышкой, лежащей отдельно; коробка, рядом с которой находятся разные мелкие предметы; ленточка, свернутая в рулончик, и т.п.)

Пара «близнецов» обнимают друг друга крепко за талию, у каждого две свободные руки  левая и правая. По команде ведущего необходимо «близнецам» сделать быстро и ловко руками следующее: - развернуть газету полностью; зашнуровать ботинок; завинтить банку до упора; сложить вещички в коробку; развернуть ленточку; все предметы сложить на газету, газету аккуратно свернуть подарочным пакетом и перевязать лентой.

Можно у «близнецов» связать две руки (левую и правую у двух ребят, играющих в паре). Таким образом у стола будет стоять трехрукий. Теперь надо действовать вместе «тремя» руками. Это не так-то просто. Необходимы согласованность действий, некая общая

координация.

№ 15«Счет»

Ход игры: участники сидят в кругу. Ведущий называет число, и именно столько участников должно подняться с места. Договариваться участники не имеют права, но допускается невербальное взаимодействие. Пока группа не будет действовать достаточно слаженно, игра не может продолжаться. Замечания: необходимо довести игру до завершения; важно положительное закрепление. Эту игру можно проводить стоя в кругу, участники по команде ведущего должны сделать шаг вперёд

№16 «Чемодан»

Все садятся в круг. Участник, проходя по кругу, останавливается возле каждого представителя группы и называет положительные качества, которые он хотел бы взять у него для себя.

№ 17 Игра «Наши вопросы» Число участников: 8-20 человек Время проведения: 15-30 минут Правила: участникам раздают одинаковые листки бумаги. На них каждый пишет вопрос, который он не может озвучить, но который его волнует. Листки все бросают в одну коробку. Тренер достает их оттуда и зачитывает вслух. Ответ может дать любой желающий или тот участник, которого назначит тренер.

№ 18 Игра «Головоломка по бартеру» Число участников: 8-20 человек Время проведения: 30-45 минут Правила: участники делятся на 3-4 группы в равном количестве. Каждая группа может выбрать для своей команды название. По числу групп берут и перемешивают головоломки, например, пазлы с различным рисунком. Части головоломок раздают в равном количестве каждой группе. Задача участников, входящих в одну группу — как можно быстрее найти недостающие части своей головоломки и собрать ее. При этом чтобы получить свое, можно использовать обмен, а также мешать и запутывать соперников.  

№ 19 Игра «Творим вместе» Число участников: 8-20 человек Время проведения: 30-50 минут Правила: для проведения игры тренер должен подготовить большой лист бумаги и различные материалы, из которых участники должны сделать тематический коллаж. Потребуются газетные и журнальные вырезки, фотографии, фломастеры, цветная бумага, наклейки и пр. Темы для изготовления коллажа или картины можно выбрать связанные с рабочими буднями.  Психологические игры на сплочение коллектива взрослых В сложившихся коллективах можно проводить психологические игры на сплочение коллектива взрослых. Цель — снять напряженность, уменьшить количество конфликтов и улучшить взаимопонимание.

№ 20 «Сбор по голосам»

 Описание упражнения

Ведущий раздает участникам заранее подготовленные карточки, на которых написаны названия животных, способных издавать характерные звуки (собака, кошка, корова, петух и т. п.) —по 2–3 карточки на группу с названием каждого животного. Участники,

никому не показывая свои карточки, читают про себя,какое животное им досталось, после чего убирают карточки и закрывают глаза. Ведущий дает задание: «Не открывая глаз, собраться семьями. Разговаривать нельзя, можно пользоваться только

звуками, характерными для ваших животных».

Смысл упражнения 

Разминка, демонстрация имеющей место в любом общении избирательности восприятия информации: во всем потоке звуков удается выделить именно нужные, остальные как будто отходят на второй план.

Обсуждение

Как удалось выявить именно нужные звуки во всем этом шуме? Мы слышим именно то, что хотим услышать. В каких жизненных ситуациях проявляется такой же эффект?

 № 21 «»Узелок»

Описание упражнения

Группа делится на две команды, равные по числу участников. Каждая из команд выстраивается в колонну таким образом, чтобы направляющие стояли лицом друг к другу на расстоянии около 1,5 м. На роль направляющих, «капитанов» команд, лучше

пригласить самых активных и коммуникабельных подростков. Каждый участник держит в руке канат (подойдет и прочная бельевая веревка), протянутый вдоль обеих колонн. Дается задание— не отрывая рук от каната, завязать узел на его промежутке

между двумя направляющими колонн. Техника выполнения задания участникам не объясняется, они сами должны найти способ завязывания узла. В среднем, группе подростков на это требуется 5–7 минут.

Смысл упражнения

Это упражнение требует координации совместных действий, сближает группу и создает условия для проявления лидерских способностей. Кроме того, оно способствует активизации творческого мышления, поскольку способ его выполнения в инструкции не оговаривается, подростки должны найти его самостоятельно.

Обсуждение

Следует обратить внимание участников на то, что в выполнении данного упражнения удается добиться успеха лишь в том случае, если группа начинает действовать слаженно, предварительно придумав и обсудив способ решения задачи. Возможен выход на обсуждение проблем лидерства: «Мало придумать способ завязывания узла, нужно еще, чтобы другие приняли этот способ и стали выполнять инструкции того, кто его предложил.

А как этого добиться?».

После каждого упражнения проходит подведение итогов упражнения:

-Давайте подведем итоги нашего занятия:

и предлагаю вам продолжить фразу, или одну из фраз ….

 

Я понял (а)  ……

Я узнала ……

Мне было трудно …….

Я могу научить другого  

Мы с вами хорошо поработали, зарядились энергией, научились взаимодействовать, координировать свои действия, сплотились в команду.

Заключение:

Данная форма работы может помочь не только начинающим педагогам, но и педагогам со стажем. Ведь не секрет, что только в совместной работе команды получается дружный коллектив и достижение цели. Психологами-практиками разработано много интересных упражнений и тренингов, направленных на развитие коммуникативных навыков и социальное партнерство у детей разного возраста. Игровое взаимодействие, игровая деятельность как никакая другая с точки зрения психолого-педагогических механизмов помогает становлению ребенка. Эльконин Д.Б. писал, что "игра - важнейший источник развития сознания, произвольности поведения, особая форма моделирования отношений".

Конечно, далеко не во всех школах есть опытные психологи, а проведение диагностики (социометрии) и эффективных тренингов, требует определенных знаний и опыта. Но, не все так безнадежно. Используя в своей работе элементы упражнений и тренингов учитель только выиграет: классные часы из обязательно-принудительных могут стать увлекательными и полезными. Главное - определить для себя подход и стратегию в формировании команды, сформулировать идеологию взаимодействия с детьми.

Использованная литература:

  1. Яковлев В.Г. Подвижные игры в 1-4 классах /издательство «Народная Асвета», 1970.-3-9 стр.
  2. Грецов А.Г. Лучшие упражнения для сплочения команды. /Учебно- методическое пособие. –СПб., СПбНИИ физической культуры, 2006., — 44 с.
  3. Тренинг_на_командообразование_510%summercamp.ru/
  4. Игры_и_упражнения_на_командообразование9%summercamp.ru/
  5. Тренинг_на_сплочение_39%summercamp.ru/images/
  6. PsyGames_GA.pdf.pdf2%akvobr.ru/
  7. library/master__klass_po_fizicheskoj_kulture_164202.html9%docplayer.ru
  8. biznes.html8%briefmotorcycle.weebly.com/blog/trening-na-splochenie-5-klass6%psy.wikireading.ru/163256%studopedia.ru/12_133301_obshchenie-bez-slov.html6%trepsy.net/world/?stat=24956%я-школярик.рф/blog/obshhenie_bez_slov/2013-08-22-436%videouroki.net/razrabotki/material-dlya-uchiteley-...spitaniya-detey.html5%revolution.allbest.ru/pedagogics/00257132_1.html4%rusoc.top/tag-article/классноеруководство4%www.KazEdu.kz/referat/1281764%tiei.ru/wp-content/uploads/Igryi-na-komandoobrazovanie.pdf3%www.hr-director.ru/article/67013-igry-na-splochenie-kollektiva-18-m123%открытыйурок.рф/статьи/598483/pril.doc3%my-training.ru/?degap=492%books.google.ru/books?id=TLbJ50MgvRIC&pg=PA102&lpg...BmBrYQ6AEwAHoECAkQAQ2%sh19.tko-tobolsk.info/files/2014/02/
  9. Психологический тренинг.pdf2%scienceforum.ru/2017/article/20170352362%niro53.ru/sites/default/files/public/04_NEWS/prilo...detmi-migrantami.doc1%58kgo.uralschool.ru/file/download?id=10831%sarov-sport.ru/media/
  10. ДОКЛАД-Самойлов-В-псих-атмосфере-живёт.doc1%www.picbon.us/tag/
  11. инстаучитель1%elib.bspu.by/bitstream/doc/15756/1/
  12. Хитрюк - пособи...вождения_49_2013.pdf0%


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игры на сплочение коллектива

Очень важно в 5 классе проводить игры на сплочение коллектива, что бы раскрепостить, выявить их интересы, лидерские качества....

Игры на сплочение и доверие в детском коллективе.

Выявление, развитие и совершенствование возможностей каждого ребенка через игру способствуют организации дружеского коллектива, члены которого успешно овладевают нормами коллективных взаимоотнош...

Игры на сплочение коллектива.

Коллективные игры, объединённые общей идеей - сплочение детского коллектива....

Игры на сплочение коллектива.

Игры на сполочение коллектива....

Игры на сплочение классного кллектива

Данные игры  на классном часе помогут создать психологический комфорт, единство коллектива, снятие напряжения и барьров общения...

Игры на сплочение

Игры на сплочение...

Коллективный тренинг на сплочение класса

Классный час "Коллективный тренинг на сплочение"...