Демократические ценности в жизни класса (рекомендации классному руководителю)
классный час

Степаненко Вера Петровна

Школа - источник социального опыта.

Школа - часть гражданского общества.

Особенности школьной жизни важны для ребенка, т. к. он учится строить свою жизнь, соизмеряя с будущим страны, с развитием в нашей стране гражданского обществаШкольное сообщество - сообщество детей и взрослых, в нем, взаимодействуют разные взрослые, разные дети. В стенах школы учащиеся получают опережающий опыт для жизни в гражданском обществе. Традиции жизни школы помогают закреплять в сознании каждого ученика нравственный опыт своего народа через праздники в памятные даты, традиции школы приучают к определённому характеру отношений к людям, к культуре повседневного поведения.

Школьный класс - это «Я», «ТЫ», «ОН», «ОНА» каждый отдельно и все вместе год за годом открывают мир, познают себя, строят отношения с окружающими. одноклассниками, межличностные отношения, отношения с друзьями.

Школьный класс - среда интеллектуально-нравственного развития каждого школьника, все классы не похожи друг на друга важно развивать коллектив, организовать интересную жизнь классного коллектива, способствовать формированию дружеских отношений в классе .Жизнь класса изменяется год за годом Во многом она зависит от профессионального мастерства классного руководителя. Самоуправление играет огромную роль в организации детского коллектива.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл demokraticheskie_tsennosti_v_zhizni_klassa_.docx116.8 КБ

Предварительный просмотр:

Демократические ценности в жизни класса

(рекомендации классному руководителю)

Школа - источник социального опыта.

Школа - часть гражданского общества.

Особенности школьной жизни важны для ребенка, т. к. он учится строить свою жизнь, соизмеряя с будущим страны, с развитием в нашей стране гражданского общества

Школьное сообщество - сообщество детей и взрослых, в нем, взаимодействуют разные взрослые, разные дети. В стенах школы учащиеся получают опережающий опыт для жизни в гражданском обществе. Традиции жизни школы помогают закреплять в сознании каждого ученика нравственный опыт своего народа через праздники в памятные даты, традиции школы приучают к определённому характеру отношений к людям, к культуре повседневного поведения.

Школьный класс - это «Я», «ТЫ», «ОН», «ОНА» каждый отдельно и все вместе год за годом открывают мир, познают себя, строят отношения с окружающими. одноклассниками, межличностные отношения, отношения с друзьями.

Школьный класс - среда интеллектуально-нравственного развития каждого школьника, все классы не похожи друг на друга важно развивать коллектив, организовать интересную жизнь классного коллектива, способствовать формированию дружеских отношений в классе .Жизнь класса изменяется год за годом Во многом она зависит от профессионального мастерства классного руководителя. Самоуправление играет огромную роль в организации детского коллектива.

Самоуправление - форма организации жизнедеятельности коллектива учащихся, обеспечивающая развитие их самостоятельности в принятии и реализации решений для достижения общественно значимых целей.

  • Н.К. Крупская трактовала самоуправление как привлечение детей к управлению делами своего класса, своей школы.
  • Н.И. Приходько понимает под самоуправлением целенаправленную, конкретную, систематическую, организованную и прогнозируемую по результатам деятельность учащихся, в процессе которой реализуются функции управления, направленные на решение задач, стоящих перед школой.
  • В.М. Коротов рассматривает самоуправление как метод организации воспитательного коллектива.

Школьное самоуправление - участие членов школьного коллектива в управлении школой, создаёт возможности для гражданской деятельности учащихся не только в учебном процессе, но и вне его.

Практика правового взаимодействия школьников и учителей, основанного на идее приоритета прав личности пронизывает всю школьную атмосферу.

Ученическое самоуправление один из этапов развития школьного сообщества.

Самоуправление - организация жизнедеятельности,

самоуправление - средство воспитания., реальность и надуманность полномочий и направлений работы.

Дело государственной, общественной значимости - источник самоуправления

Важно увлечь, убедить одноклассников в общественной и личной значимости дел. Приобщить большее количество ребят к коллективной организации жизнедеятельности.

Коллективная организаторская деятельность: законы, правила, секреты успеха; особенности организаторской деятельности, когда действует один, когда действует команда, когда действует коллектив.

Самоуправление - школа демократической культуры, в которой человек учиться анализировать процессы, происходящие в жизни школьного сообщества и окружающей жизни, выделять проблемы, давать им оценку с позиций моральных ценностей, находить способы решения проблем и нести за них ответственность.

Нравственная основа самоуправления – это принципы доверия, справедливости, ответственности, уважения прав человека. Права школьников, закреплены в Уставе школы., который гарантирует реализацию права в реальной повседневной жизни учащихся, а также .механизмы и процедуры самоуправления, контролирующие выполнение обязанностей школьника.

Самоуправление как форма организации жизни гражданского общества является проявлением демократической культуры, что предполагает освоение специфики управленческих процедур, которые, в свою очередь, строятся в соответствии с уровнем развития школьного сообщества. Чем выше уровень развития школьного сообщества как коллектива, тем разнообразнее и действеннее работа органов самоуправления.

Самоуправление в школьном сообществе:

делегирование полномочий директором и классным руководителем,

общие принципы,

декларации, законы.

зарождение и развитие ветвей ученического самоуправления.

Структура органов самоуправления:

школьная конференция,

общее собрание коллектива: полномочия, процедура подготовки и проведения; принятие решений и их исполнение.

комиссии временные и постоянные, условия возникновения, период деятельности, отчётность, перевыборы, довыборы,

отзыв представителей классных коллективов.

Парламентская модель демократии предполагает соответствующий опыт: «избирать и быть избранным в руководящие органы». Школьная модель выборов реальный социальный тренинг, возможность попробовать себя в разработке предполагаемой программы деятельности школы, организации и деятельности клубов, кружков, ассоциаций, и т.д.

Выборы в правовом поле, чем они отличаются от игры в гражданские права или специального обучения.

Нормативная база проведения выборов:

приказ директора о создании выборной комиссии с указанием её полномочий.

Разработка «Закона» или «Положения» о проведении выборов.

Работа комиссии по выбору

Огромную роль для организации деятельности коллектива играет информация , и согласованные взаимодействия. Информационные потоки в жизни школьного сообщества

Школьные СМИ: разнообразие, своевременность, актуальность, достоверность, этические границы ным процедурам, срокам и т.п.

Самоуправление в школе предусматривает самоуправление в классе:

организационное строение классного коллектива;

классное собрание: полномочия, процедура проведения;

совет коллектива,

полномочия выборных представителей,

взаимодействие классных и школьных органов самоуправления.

Например, ученики понимают его как:

управление жизнью класса;

организацию дел для своего класса, а значит и для себя;

решение задач, самостоятельно поставленных перед классным коллективом;

школу ответственности, доверия, взаимопомощи, взаимопонимания и взросления.

Таким образом, самоуправление в классном коллективе можно определить как действия детей, осуществляемые самостоятельно ими совместно со взрослыми членами классного сообщества, по планированию, организации и анализу жизнедеятельности в классе, направленной на создание благоприятных условий для общения и развития одноклассников и решение других социально ценных задач

Самоуправление развивается успешно, если учащиеся оказываются в ситуации выбора и сами определяют пути решения поставленной проблемы.

Именно принятие решения является ключевым для формирования мотива группового действия.

Ученическое самоуправление развивается, решая все большее количество задач и проблем, касающихся жизни и деятельности учащихся.

Основная цель классного самоуправления — формирование саморазвивающейся, активной, самостоятельной личности.

Самоуправление в классном коллективе направлено на решение следующих задач:

  • Создание условий для самовыражения, самоутверждения каждой личности через участие в различных видах деятельности.
  • Стимуляция социального творчества, инициативы, формирования активной гражданской позиции детей.
  • Воспитание у школьников демократической культуры, формирование умения действовать в интересах совершенствования не только своей личности, но и общества (класса, школы).
  • Воспитание достойных творческих лидеров.
  • Создание структуры самоуправления в классе:

высший орган в самоуправлении — классное собрание;

между собраниями работу организует и контролирует

совет класса, который собирается один раз в неделю; распределяет общественные поручений между всеми учащимися.

Главное звено самообразования - школьная демократия это способ научиться быть гражданином, выполнять гражданские обязанности и осознавать свою ответственность.

Для любознательных

Джон Дьюи о демократии в образовании. Демократическая община как среда, требующая от отдельного человека учитывать взгляды, желания и требования других в контексте общих забот. Приобщение человека рассматривать свои взгляды в соответствии с законом, интересами других людей, волей большинства и принципом справедливости. Демократия как процесс самоуправления, в котором реализуется воля и интересы большинства

Лоуренс Кольберг о демократической школе как середе воспитания моральной ответственности и готовности решать проблемы на основе принципа справедливости.

Жизнь школьного коллектива, это среда в которой все заботятся о благе каждого, а каждый заботится о благе всех. Самоуправление - это коллективная организация жизнедеятельности. Законы жизни в детском коллективе, - основа правового поля.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Творческая работа «Я и мой класс: роль успеха в жизни нашего класса» (опыт классного руководителя)

Успех – как много смысла и значений скрыто в этом маленьком слове. Сколько нужно приложить старания, трудолюбия, терпения, упорства, но при этом остаться добрым и отзывчивым человеком. Что я мо...

Рекомендации классному руководителю. Формирование благоприятного социально-психологического климата в классном коллективе

Создание благоприятного социально-психологического климата в классе зависит от психологической компетентности учителя и от активной позиции педагога по отношению к детям и классу. В методической разра...

Рекомендации классному руководителю по созданию оптимальных условий адаптации учащихся 5 класса

Рекомендации классному руководителю по созданию оптимальных условий адаптации учащихся 5 класса...

Рекомендации классному руководителю учащихся 5 класса

Рекомендации классному руководителю...

Рекомендации классному руководителю "Как сплотить классный коллектив"

Рекомендации для классного руководителя по сплочению классного коллектива...