Демократические ценности в жизни класса (рекомендации классному руководителю)
классный час
Школа - источник социального опыта.
Школа - часть гражданского общества.
Особенности школьной жизни важны для ребенка, т. к. он учится строить свою жизнь, соизмеряя с будущим страны, с развитием в нашей стране гражданского обществаШкольное сообщество - сообщество детей и взрослых, в нем, взаимодействуют разные взрослые, разные дети. В стенах школы учащиеся получают опережающий опыт для жизни в гражданском обществе. Традиции жизни школы помогают закреплять в сознании каждого ученика нравственный опыт своего народа через праздники в памятные даты, традиции школы приучают к определённому характеру отношений к людям, к культуре повседневного поведения.
Школьный класс - это «Я», «ТЫ», «ОН», «ОНА» каждый отдельно и все вместе год за годом открывают мир, познают себя, строят отношения с окружающими. одноклассниками, межличностные отношения, отношения с друзьями.
Школьный класс - среда интеллектуально-нравственного развития каждого школьника, все классы не похожи друг на друга важно развивать коллектив, организовать интересную жизнь классного коллектива, способствовать формированию дружеских отношений в классе .Жизнь класса изменяется год за годом Во многом она зависит от профессионального мастерства классного руководителя. Самоуправление играет огромную роль в организации детского коллектива.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
demokraticheskie_tsennosti_v_zhizni_klassa_.docx | 116.8 КБ |
Предварительный просмотр:
Демократические ценности в жизни класса
(рекомендации классному руководителю)
Школа - источник социального опыта.
Школа - часть гражданского общества.
Особенности школьной жизни важны для ребенка, т. к. он учится строить свою жизнь, соизмеряя с будущим страны, с развитием в нашей стране гражданского общества
Школьное сообщество - сообщество детей и взрослых, в нем, взаимодействуют разные взрослые, разные дети. В стенах школы учащиеся получают опережающий опыт для жизни в гражданском обществе. Традиции жизни школы помогают закреплять в сознании каждого ученика нравственный опыт своего народа через праздники в памятные даты, традиции школы приучают к определённому характеру отношений к людям, к культуре повседневного поведения.
Школьный класс - это «Я», «ТЫ», «ОН», «ОНА» каждый отдельно и все вместе год за годом открывают мир, познают себя, строят отношения с окружающими. одноклассниками, межличностные отношения, отношения с друзьями.
Школьный класс - среда интеллектуально-нравственного развития каждого школьника, все классы не похожи друг на друга важно развивать коллектив, организовать интересную жизнь классного коллектива, способствовать формированию дружеских отношений в классе .Жизнь класса изменяется год за годом Во многом она зависит от профессионального мастерства классного руководителя. Самоуправление играет огромную роль в организации детского коллектива.
Самоуправление - форма организации жизнедеятельности коллектива учащихся, обеспечивающая развитие их самостоятельности в принятии и реализации решений для достижения общественно значимых целей.
- Н.К. Крупская трактовала самоуправление как привлечение детей к управлению делами своего класса, своей школы.
- Н.И. Приходько понимает под самоуправлением целенаправленную, конкретную, систематическую, организованную и прогнозируемую по результатам деятельность учащихся, в процессе которой реализуются функции управления, направленные на решение задач, стоящих перед школой.
- В.М. Коротов рассматривает самоуправление как метод организации воспитательного коллектива.
Школьное самоуправление - участие членов школьного коллектива в управлении школой, создаёт возможности для гражданской деятельности учащихся не только в учебном процессе, но и вне его.
Практика правового взаимодействия школьников и учителей, основанного на идее приоритета прав личности пронизывает всю школьную атмосферу.
Ученическое самоуправление один из этапов развития школьного сообщества.
Самоуправление - организация жизнедеятельности,
самоуправление - средство воспитания., реальность и надуманность полномочий и направлений работы.
Дело государственной, общественной значимости - источник самоуправления
Важно увлечь, убедить одноклассников в общественной и личной значимости дел. Приобщить большее количество ребят к коллективной организации жизнедеятельности.
Коллективная организаторская деятельность: законы, правила, секреты успеха; особенности организаторской деятельности, когда действует один, когда действует команда, когда действует коллектив.
Самоуправление - школа демократической культуры, в которой человек учиться анализировать процессы, происходящие в жизни школьного сообщества и окружающей жизни, выделять проблемы, давать им оценку с позиций моральных ценностей, находить способы решения проблем и нести за них ответственность.
Нравственная основа самоуправления – это принципы доверия, справедливости, ответственности, уважения прав человека. Права школьников, закреплены в Уставе школы., который гарантирует реализацию права в реальной повседневной жизни учащихся, а также .механизмы и процедуры самоуправления, контролирующие выполнение обязанностей школьника.
Самоуправление как форма организации жизни гражданского общества является проявлением демократической культуры, что предполагает освоение специфики управленческих процедур, которые, в свою очередь, строятся в соответствии с уровнем развития школьного сообщества. Чем выше уровень развития школьного сообщества как коллектива, тем разнообразнее и действеннее работа органов самоуправления.
Самоуправление в школьном сообществе:
делегирование полномочий директором и классным руководителем,
общие принципы,
декларации, законы.
зарождение и развитие ветвей ученического самоуправления.
Структура органов самоуправления:
школьная конференция,
общее собрание коллектива: полномочия, процедура подготовки и проведения; принятие решений и их исполнение.
комиссии временные и постоянные, условия возникновения, период деятельности, отчётность, перевыборы, довыборы,
отзыв представителей классных коллективов.
Парламентская модель демократии предполагает соответствующий опыт: «избирать и быть избранным в руководящие органы». Школьная модель выборов реальный социальный тренинг, возможность попробовать себя в разработке предполагаемой программы деятельности школы, организации и деятельности клубов, кружков, ассоциаций, и т.д.
Выборы в правовом поле, чем они отличаются от игры в гражданские права или специального обучения.
Нормативная база проведения выборов:
приказ директора о создании выборной комиссии с указанием её полномочий.
Разработка «Закона» или «Положения» о проведении выборов.
Работа комиссии по выбору
Огромную роль для организации деятельности коллектива играет информация , и согласованные взаимодействия. Информационные потоки в жизни школьного сообщества
Школьные СМИ: разнообразие, своевременность, актуальность, достоверность, этические границы ным процедурам, срокам и т.п.
Самоуправление в школе предусматривает самоуправление в классе:
организационное строение классного коллектива;
классное собрание: полномочия, процедура проведения;
совет коллектива,
полномочия выборных представителей,
взаимодействие классных и школьных органов самоуправления.
Например, ученики понимают его как:
управление жизнью класса;
организацию дел для своего класса, а значит и для себя;
решение задач, самостоятельно поставленных перед классным коллективом;
школу ответственности, доверия, взаимопомощи, взаимопонимания и взросления.
Таким образом, самоуправление в классном коллективе можно определить как действия детей, осуществляемые самостоятельно ими совместно со взрослыми членами классного сообщества, по планированию, организации и анализу жизнедеятельности в классе, направленной на создание благоприятных условий для общения и развития одноклассников и решение других социально ценных задач
Самоуправление развивается успешно, если учащиеся оказываются в ситуации выбора и сами определяют пути решения поставленной проблемы.
Именно принятие решения является ключевым для формирования мотива группового действия.
Ученическое самоуправление развивается, решая все большее количество задач и проблем, касающихся жизни и деятельности учащихся.
Основная цель классного самоуправления — формирование саморазвивающейся, активной, самостоятельной личности.
Самоуправление в классном коллективе направлено на решение следующих задач:
- Создание условий для самовыражения, самоутверждения каждой личности через участие в различных видах деятельности.
- Стимуляция социального творчества, инициативы, формирования активной гражданской позиции детей.
- Воспитание у школьников демократической культуры, формирование умения действовать в интересах совершенствования не только своей личности, но и общества (класса, школы).
- Воспитание достойных творческих лидеров.
- Создание структуры самоуправления в классе:
высший орган в самоуправлении — классное собрание;
между собраниями работу организует и контролирует
совет класса, который собирается один раз в неделю; распределяет общественные поручений между всеми учащимися.
Главное звено самообразования - школьная демократия это способ научиться быть гражданином, выполнять гражданские обязанности и осознавать свою ответственность.
Для любознательных
Джон Дьюи о демократии в образовании. Демократическая община как среда, требующая от отдельного человека учитывать взгляды, желания и требования других в контексте общих забот. Приобщение человека рассматривать свои взгляды в соответствии с законом, интересами других людей, волей большинства и принципом справедливости. Демократия как процесс самоуправления, в котором реализуется воля и интересы большинства
Лоуренс Кольберг о демократической школе как середе воспитания моральной ответственности и готовности решать проблемы на основе принципа справедливости.
Жизнь школьного коллектива, это среда в которой все заботятся о благе каждого, а каждый заботится о благе всех. Самоуправление - это коллективная организация жизнедеятельности. Законы жизни в детском коллективе, - основа правового поля.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Творческая работа «Я и мой класс: роль успеха в жизни нашего класса» (опыт классного руководителя)
Успех – как много смысла и значений скрыто в этом маленьком слове. Сколько нужно приложить старания, трудолюбия, терпения, упорства, но при этом остаться добрым и отзывчивым человеком. Что я мо...
Рекомендации классному руководителю. Формирование благоприятного социально-психологического климата в классном коллективе
Создание благоприятного социально-психологического климата в классе зависит от психологической компетентности учителя и от активной позиции педагога по отношению к детям и классу. В методической разра...
Рекомендации классным руководителям по вопросам комплектования 10 классов общеобразовательной школы.
статья журнал "Педагогический опыт"...
Рекомендации классному руководителю по созданию оптимальных условий адаптации учащихся 5 класса
Рекомендации классному руководителю по созданию оптимальных условий адаптации учащихся 5 класса...
Рекомендации классному руководителю учащихся 5 класса
Рекомендации классному руководителю...
Рекомендации классному руководителю "Как сплотить классный коллектив"
Рекомендации для классного руководителя по сплочению классного коллектива...
Рекомендации классному руководитель "Сплочение класса"
Рекомендации...