Система работы классного руководителя
статья (9 класс)
Предварительный просмотр:
Система воспитательной работы классного руководителя 9 класса МОКУ «Лопчинская СОШ» Логиновой Людмилы Ивановны
Горжусь я и мучусь-
В руках у меня
Находится участь
Грядущего дня.
« Не так просто быть педагогом в 20 веке!» - справедливо заметил в одной из статей известный у нас в России киргизский писатель Чингиз Айтматов.
Но 20 век ушёл в прошлое. Открыта страница третьего тысячелетия. Педагогом, действительно, быть непросто.
Быть классным руководителем труднее вдвойне.
39 лет я работаю учителем. Из них 38 лет - классным руководителем. Получив класс, оказываюсь перед множеством вопросов: с чего начать, что должно стать главным в работе с данным классом, как сложатся с ними отношения. Но главным для меня остается один: как сделать так, чтобы мы поняли друг друга?
За 38 лет работы классным руководителем у меня ни один класс не повторился по своему характеру, по особенностям наших взаимоотношений. С каждым своё , неповторимое.
Но сложилась общая система, в которой главным для меня является опора на родителей, создание общего коллектива класса. Всю работу по формированию этого коллектива я рассматриваю в 4 аспектах:
1.Помощь детям со стороны школы и семьи;
2.Организация совместной трудовой деятельности.
3.Совместный отдых.
4.Стимулирование и становление нравственных черт личности ребёнка через союз родителей и учеников.
Принимая класс, я стараюсь уже в первые дни сентября провести родительское собрание, которое для меня бывает ответственным и важным. К этому собранию готовлюсь как к празднику. Начинаю собрание с рассказа о себе, о своей семье: кто я, где училась, где учились мои дети, кто мой муж, какие у нас в семье отношения. Думая над тем , каким должен стать класс в школе, на этом же родительском собрании предлагаю родителям в ходе беседы ответить на вопросы:
1.Какие воспоминания связаны у вас со школой и с бывшим классом?
2.Какие интересные мероприятия были у вас в вашей школьной жизни?
3.Какие обычаи и традиции были в вашем классе, которые были бы значимы для сегодняшних учеников?
Одним из самых трудных дел являются выборы родительского комитета. Он является моим помощником во всех классных и школьных мероприятиях.
К родительским собраниям мы с ребятами выписываем на отдельных листках оценки каждого ученика. Эти листочки я называю « приветиками от классного руководителя». «Министр образования» класса передаёт их родителям до собрания. Чтобы у родителей не было боязни ходить на родительское собрание, то в начале собрания всегда благодарю родителей, что пришли на него. Если мне нужно кого-либо из родителей вызвать в школу, то стараюсь очень корректно сделать запись в дневнике ученика.
Образец записи: « Уважаемая И.О., прошу Вас зайти в школу на беседу в свободное от работы время. Заранее Вас благодарю. Людмила Ивановна. 29.01.2021.»
В конце каждой четверти пишем благодарности родителям.
Образец: « Уважаемая И.О.! Благодарим Вас за успешное окончание учебной четверти Вашей дочерью Алиной.
Классный руководитель Л.И.Логинова
Президент класса Кирилл Марков»
Моя опора-это мои родители моих учеников. Без них я не смогла бы состояться как классный руководитель. Главная задача – создание в классе единого коллектива детей и родителей.
Большинство классных мероприятий стараюсь проводить с участием родителей. В этом году самым удачным был классный час + родительское собрание « Телеграмма». Чтобы проводить совместные праздники, наметила для себя следующие задачи:
1.Воспитывать чувство любви и гордости за свою семью, уважать родителей.
2.Развивать интерес к истории своей семьи, семейным традициям, родословной.
3.Сплотить классный коллектив, коллектив учащихся и родителей, а также семьи.
4.Изучить семьи учащихся.
Воспитывая в детях уважение к родителям, я стараюсь заложить в своих учениках основы будущего члена семьи, доброго, отзывчивого, понимающего.
Ради этого стоит жить и работать. Дети, как известно, наша радость, боль, забота и счастье. И воспитывать из них людей можно только вместе: учителям, родителям и им самим.
Р.S. Я закончила Читинский государственный педагогический институт, и 20 лет отработала в школах Читинской области. И вот уже 19 лет работаю в Лопчинской школе. Были и радости, и сложности, особенно в 90-ые годы. Я считаю, что мне с родителями везло и везёт. Сразу, как только знакомлюсь с родителями, то говорю им, что работать будем вместе: я, ученики и родители.
Хорошо, когда в школе есть традиции: День Знаний, Осенний бал, голубой огонёк ко Дню Учителя, Новый год, Последний звонок, Выпускной вечер и т.д.
Родители знают, когда и за что класс отвечает. Я имею ввиду классное или общешкольное мероприятие. Заранее готовятся сценарии ( даже за полгода).
Если напоминала родителям, то даже обижались, говорили, что знают, что помнят, что уже готовятся.
Когда на родительском собрании речь заходила об учёбе или дисциплине ученика, родители могли покритиковать « трудного» родителя.
Были случаи, когда ребята бросали школу в 10-11 классах. Я вместе с ответственными родителями ходила домой, разговаривали, порой даже уговаривали, убеждали. Результат чаще всего был положительный. Однажды у девочки не было зимней обуви ( до школы ходить далеко), то пришлось искать всем классным коллективом ей обувь.
Когда всё делается сообща, тогда и работается лучше, и нет никаких жалоб на классного руководителя со стороны родителей, нет жалоб в целом на школу, а если появятся какие-то небольшие конфликты, то их стараешься быстро устранить.
Походы провожу только с родителями. Однажды мне нужно было срочно выкопать картошку ( синоптики обещали дождь), то весь класс помогал мне её копать. Зато в воскресенье пошли в поход.
В конце августа ходила с родительским комитетом к ученикам класса. Выясняли, готовы ли к школе. Оказывали посильную помощь. Делились канцелярскими принадлежностями.
Мои ребята любят часы общения, которые я планирую проводить ежемесячно. После них они долго не расходятся. Появляется много вопросов.
Предлагаю в план воспитательной работы внеклассные дела. Ребята определяют из них важные, интересные для жизни класса. Затем ребята сами должны определить в какой форме их лучше провести ( классный час, беседа, диспут, праздник и т.д.). Даю возможность побыть в роли классного руководителя желающему ученику.
Как классный руководитель в работе со своим классом я выделяю пять взаимосвязанных воспитательных задач, направленных на становление и развитие сплоченности детского коллектива:
- укрепить классное содружество, главными ценностями которого являются дружба и взаимопомощь;
- создать условия для интеллектуального, нравственного и эмоционального самовыражения учащихся;
- привести в действие, “заставить звучать” внутренний мир ребенка, помочь раскрыться его индивидуальности;
- создать атмосферу доверия, помочь преодолеть страх неуверенности , собственной неспособности что- либо создать;
- способствовать раскрытию чувства прекрасного.
И очень надеюсь, что когда-нибудь (все-таки в недалеком будущем) в классном уголке появится своеобразный девиз “В нашем классе много знать – престижно, помогать товарищу – нормально, готовить дело по чужому сценарию – невозможно, жить без творчества и активности – скучно”.
Как классный руководитель, стремящийся к сплоченности детского коллектива, при определении содержания воспитательного процесса я ориентируюсь, с одной стороны, на общечеловеческие ценности, а с другой – на национальные, региональные, местные,семейные традиции и ценности.
Стремлюсь воспитать у детей чуткость как к глобальным проблемам человечества, радостям, горестям и достижениям жителям других стран, так и участливое отношение к делам и заботам родных, близких и просто живущим рядом людей, одноклассников.
Время. Как неуловимо быстро оно бежит! Другое поколение? Конечно, другое. И всё – таки, всё – таки…
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Система работы классного руководителя по формированию навыков межкультурного взаимодействия, формированию менталитета толерантности у обучающихся
Как классный руководитель 7 класса я третий год провожу работу по формированию навыков межкультурного взаимодействия, формированию менталитета толерантности. Я под...
Система работы классного руководителя по формированию сплочённости классного коллектива
Материал показывает систему работы классного руководителя по формированию сплочённого коллектива...
Система работы классного руководителя в развитии творческих способностей учащихся
Доклад на МО классных руководителей по теме " "Система работы классного руководителя в развитии творческих способностей учащихся"...
Новые формы взаимодействия классного руководителя и субъектов образовательного процесса. (Система работы классного руководителя с родителями обучающихся).
Программа развития воспитания в системе образования России на 1999–2001 гг. (приказ Министерства образования Российской Федерации от 18.10.99 № 574) выделяет воспитание как важнейшую стратегичес...
СИСТЕМА РАБОТЫ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ. (Из опыта работы Баюновой В.И.)
Классный руководитель – ключевая фигура в воспитательной деятельности образовательного учреждения, он является организатором воспитательного процесса....
Система работы классного руководителя с родителями /Из опыта работы классного руководителя 5-6 классов, Рыбаковой Веры Васильевны/
Опыт работы подсказывает, что только от взаимоотношений классного руководителя с родителями зависит успех работы учителя с детьми....
Система работы классного руководителя по формированию сплочённости классного коллектива
Материал статьи будет полезен не только для классных руководителей,но и для учителей предметников...