Представление личного опыта
материал
Главная цель воспитательной работы в данном направлении - сформировать у учащихся осознанное представление того, что для успешного будущего и личностного самоутверждения учащемуся необходимо развивать свой интеллект.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
predstavlenie_lichnogo_opyta.doc | 50.5 КБ |
prezentatsiya_samyy_klassnyy.ppt | 2.54 МБ |
Предварительный просмотр:
Представление личного опыта
Я хотела бы начать свое выступление со слов Сухомлинского, который писал
Без знания ребенка, его умственного развития,
мышления, интересов, увлечений, способностей,
задатков, наклонностей, нет воспитания.
(В.А. Сухомлинский)
На классного руководителя возложена одна из сложнейших задач связанная с изучением и формированием личности ребенка.
Развитие интеллектуальных знаний - одно из важных направлений воспитательной работы.
Главная цель воспитательной работы в данном направлении - сформировать у учащихся осознанное представление того, что для успешного будущего и личностного самоутверждения учащемуся необходимо развивать свой интеллект.
Как правило, под интеллектуальными возможностями понимают - высокоразвитые умственные способности общего характера, образующие основу для достижения наилучших результатов во всех областях науки и культуры. Однако при развитии интеллектуальных способностей учащихся не следует забывать об их творческих способностях, которые хотя напрямую и не сводятся к знаниям, умениям и навыкам, но обеспечивают их быстрое приобретение, закрепление и использование на практике.
При планировании внеклассной работы направленной на интеллектуальное развитие учащихся следует учитывать, то, что в этом возрасте интеллектуальная сфера детей развивается не столько вглубь, сколько вширь.
Учитывая то, что в классе общаются и учатся дети с различным уровнем умственного, психического, физического, эстетического развития, классный руководитель должен уметь организовать такую внеклассную работу, которая бы способствовала оптимальному развитию интеллектуальных и творческих способностей каждого ребёнка. Ребенок должен иметь возможность попробовать себя в максимально различных видах интеллектуального творчества.
Поэтому перед классным руководителем встает вопрос: Как же построить внеклассную работу, которая бы способствовала развитию интеллектуально-творческих способностей учащихся?
Прежде чем начать планировать внеклассную работу мною на первом этапе была поставлена задача: определить уровень развития интеллектуальных возможностей учащихся класса в целом и возможностей каждого учащегося в частности.
Вместе с психологом среди учащихся были проведены анкеты и ряд психолого-педагогических обследований учащихся, которые позволили определить уровень познавательных интересов, их глубину и направленность, а также характер учебной мотивации, уровень активности и самостоятельности детей как критериев развития интеллектуальных возможностей учащихся.
В результате проделанной работы на основе полученных данных был составлен интеллектуальный паспорт класса, состоящий из 6 разделов
Паспорт включает следующие разделы:
- Учебные интересы класса.
- Отношение учащихся к процессу учения и к отдельным учебным предметам.
- Степень работоспособности и организованности класса.
- Степень развитости общеучебных умений и навыков детей.
- Уровень интеллектуального развития учащихся класса.
- Степень осознания учащимися класса необходимости интеллектуально-творческого развития.
- Раздел– учебные интересы класса, были определены в ходе начального собеседования с учащимися и оформлены в виде таблицы, в которой были изложены как возможные, так и уже реализуемые интересы. Карта интересов помогает согласовать дальнейшие действия и помочь ребенку встроиться в систему дополнительного образования, учитывая его пожелания. Данная информация также необходима и для определения учебной поддержки в целях удовлетворения образовательных запросов каждого учащегося.
- Раздел – отношения учащихся к процессу учения и к отдельным предметам – не менее важен, так как отношение учащихся к процессу учения, напрямую связано с качеством образования и воспитания. В результате обследования психологом ведущих мотивов обучения учащихся данного класса, следует отметить то, что мотивация у большей части класса средняя, а наиболее низкая мотивация именно по таким параметрам как – мотивы долга и ответственности, , связанные с процессом обучения, а, следовательно, при планировании воспитательной работы следует это учитывать и по средствам воспитательной работы формировать положительное отношение к учению и процессу познания.
- Что касается третьего раздела – степени работоспособности и организованности класса, то степень работоспособности была определена в ходе неоднократных наблюдений за учащимися при посещении уроков и мероприятий. Нельзя отметить слишком высокую работоспособность класса – так как среди учащихся есть дети с быстрой утомляемостью. Но нельзя говорить и об очень низкой работоспособности класса, так как среди детей есть дети с высокой работоспособностью, хотя их не так много. В общем, по классу степень работоспособности – средняя, а поэтому во избежание быстрой утомляемости учащихся при планировании работы необходимо предусмотреть смену разных видов деятельности.
- В 4-ом Разделе – для определения степени развитости общеучебных умений и навыков среди детей была проведена анкета «Умеете ли Вы учиться? Результаты анкеты удобнее всего было представить в форме графика, чтобы нагляднее представить степень сформированности основных общеучебных умении. Для этого по каждому из умений был высчитан средний балл, по которому и можно судить о степени развитости общеучебных умений учащихся данного класса. Как видно из диаграммы основная часть умений сформирована на частичном уровне и очень мало умений, которые в данном классе были бы сформированы полностью, что также говорит о необходимости их развития не только на уроках, но и на внеклассных мероприятиях
- Определяя уровень интеллектуального развития учащихся класса, мною были использованы данные обследования познавательных способностей учащихся школьным психологом. Данные были оформлены в виде диаграммы. Из диаграммы видно, что почти у половины класса (47 %) уровень интеллектуального развития - ниже среднего, у этих детей присутствует - любопытство;
у трети класса (32 %) - средний уровень, у таких детей присутствует любознательность;
у шестой части класса (16 %) низкий уровень развития познавательных интересов;
и очень небольшому числу учеников (5 %) преемственен очень высокий уровень, такие школьники имеют творческий интерес.
Следовательно, уровень интеллектуального развития детей в целом по классу незначителен и требует повышения, причем не, только с помощью учителей-предметников, но и с привлечением классного руководителя.
- Что касается шестого раздела: степени осознания необходимости развития своих интеллектуально-творческих способностей, то следует отметить, что она довольно высокая.
Большинство учащихся в анкетах отметили, что от глубины их знаний и степени развития интеллекта, будет зависеть успешность их будущего профессионального роста, карьеры, а поэтому они понимают необходимость познания нового и расширения своего кругозора.
Данные интеллектуального паспорта класса позволили увидеть необходимые направления работы и спланировать такую воспитательную работу, которая способствовала бы развитию интеллектуальных умений учащихся через включение их в соответствующую деятельность. Организуя реальную деятельность по средствам вовлечения учащихся в кружки, факультативы, привлекая их к участию в олимпиадах по предметам, к участию в конкурсах, интеллектуальных марафонах, смотрах, экскурсиях и т.д. мы невольно их мотивируем на саморазвитие, самовоспитание и самосовершенствование
Также на этом втором этапе мною были организованы и проведены внеклассные мероприятия, которые, прежде всего, должны были позитивно повлиять на интеллектуальное развитие учащихся.
Составляя циклограмму мероприятий я старалась максимально учесть интересы и пожелания учащихся в определении форм работы. Внеклассная работа включала в себя беседы, конкурсы рисунков и стихов, интеллектуально-познавательные игры.
Таким образом, на II этапе мной проводился ряд мероприятий, направленных на формирование познавательного интереса учащихся, любознательности, расширение их кругозора. Это, прежде всего такие мероприятия как, например:
Шахматный турнир, а также игра Что? Где? Когда?, которые проводились с целью развития мышления, сообразительности и коммуникативно-творческих способностей учащихся.
Новогодний звездный час с целью повышения уровня знаний и расширения кругозора школьников о традициях празднования нового года в разных странах.
Также проводились командные соревнования– например такие мероприятия как Турнир знатоков и КВН с целью воспитания творческих способностей, умений и навыков коллективной деятельности и расширения кругозора учащихся.
Было также проведено интеллектуально-спортивное мероприятие: «Сильные, смелые, ловкие, умелые» с целью повышения уровня знаний и кругозора школьников; развития творческих способностей учащихся; воспитание положительных чувств к познанию.
Параллельно шла подготовка «нравственной почвы», т. е. создание у учащихся положительного отношения к учению и школе, в цикле этических бесед и мероприятий, с целью привития культуры поведения.
С целью расширения кругозора учащихся были организованы экскурсии: мы посетили этнографический музей, музей природы Бурятии, кинотеатр.
На завершающем работу III –ем этапе: анализе всех мероприятий, проведенных с учениками по развитию у них интеллектуально-творческих возможностей, проводилась анкета
Данная анкета проводилась с целью определения характера отношения учащихся к труду, знаниям, в итоге были получены следующие результаты:
у некоторых детей следует отметить устойчиво-позитивное отношение к труду, культуре и знаниям, то есть это - любознательные люди, у которых есть устойчивое стремление к познанию нового, они считают, что успешность профессионального роста, карьеры напрямую связана с глубиной знаний, и стремятся к их получению.
Однако у большинства детей по-прежнему остается ситуативно-позитивное отношение к труду, культуре и знаниям – эти ребята хотели бы выглядеть «культурными людьми», но не готовы прикладывать ежедневные усилия к этому; ребята могут неплохо учиться, но по своей инициативе вряд ли будут копаться в книгах.
Остается и категория ребят, для которых знания - носят чисто утилитарный характер (выучил, ответил - значит, не нажил неприятностей) - у таких учащихся ситуативно-негативный характер к труду, культуре и знаниям.
Радует то, что нет учеников с устойчиво-негативным отношением к знаниям и нравственным нормам.
Делая общие выводы, следует отметить, что проведенная мной работа не прошла бесследно, у детей повысился интерес к знаниям, повысились уровни познавательных интересов (устойчивость, глубина познавательного интереса, уровень активности и самостоятельности детей по добыванию знаний), расширился кругозор учащихся, что легко заметить при сравнении результатов анкет. Т.е. у детей появились новые интересы, изменилось отношение к самостоятельному труду, к знаниям, что в принципе является неплохим результатом. Конечно, он мог бы быть выше, если бы постоянно велась совместная работа учителей-предметников и классного руководителя, если бы в выявлении и формировании интеллектуальных умений участвовали родители детей.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
«Ученик и его интеллектуальные возможности» одно из направлений воспитательной работы классного руководителя Воспитание интеллекта – это создание условий для самореализации и самовоспитания, стремления к самосовершенствованию себя Главная цель данного направления работы: сформировать у учащихся осознанное представление, того что для успешного будущего и личностного самоутверждения им необходимо развивать свой интеллект Задачи: создавать условия для становления, развития и совершенствования интеллектуальных возможностей учащихся средствами воспитательной работы поощрять инициативу и стремление учащихся к интеллектуальному самосовершенствованию
1. Учебные интересы класса. 2. Отношение учащихся к процессу учения и к отдельным учебным предметам. 3. Степень работоспособности и организованности класса. 4. Степень развитости общеучебных умений и навыков детей. 5. Уровень интеллектуального развития учащихся класса. 6. Степень осознания учащимися класса необходимости интеллектуально-творческого развития. I этап: изучение особенностей учебной деятельности класса в целом и каждого учащегося в частности; составление интеллектуального паспорта класса:
«Интеллектуальный паспорт класса» 1. Учебные интересы класса. Составление карты возможных и уже реализуемых интересов Карта интересов учащихся
2. Отношение учащихся к процессу учения и к отдельным учебным предметам. РЕЗУЛЬТАТЫ ОБСЛЕДОВАНИЯ ВЕДУЩИХ МОТИВОВ ОБУЧЕНИЯ учащихся класса У 28,5 % учащихся мотивация высокая, у 5 % низкая (1 учащийся) Наиболее низкая мотивация по параметрам: - мотивы долга и ответственности, содержания и связанные с процессом обучения Мотивация учащихся класса
4. Степень развитости общеучебных умений и навыков детей. Результаты анкеты: « Умеете ли Вы учиться?»
5. Уровень интеллектуального развития учащихся класса.
6. Степень осознания учащимися класса необходимости интеллектуально-творческого развития.
Беседа «Зачем надо учиться в школе»,игра «Шашечный турнир» Конкурс «Всезнайка», конкурс рисунков«Моя школа», «Моя учительница» Интеллектуальный марафон Новогодний звездный час Игра «Умники и умницы» Игра-викторина «Что? Где? Когда?» В клубе знатоков КВН Сильные, смелые, ловкие, умелые Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь Январь Февраль Март Апрель Май II этап: составление циклограммы внеклассных мероприятий направленных на интеллектуальное развитие учащихся и их проведение
Цель: развивать мышление, сообразительность, коммуникативные и творческие способности учащихся. Что? Где? Когда? Шашечный турнир
Турнир знатоков Форма: игра-соревнование между командами Цель: воспитание творческих способностей, умений и навыков коллективной творческой деятельности, расширение кругозора учащихся
Экскурсии
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Из личного опыта: Организация просветительно - воспитательной работы на уроках истории и обществознания с целью формирования ценностей здоровья и ЗОЖ.
Программапо пропаганде здорового образа жизниЗдоровье – не все. Но все без здоровья – ничто. (Сократ.) Основания для разработки программы: ·...
Из личного опыта работы с одаренными в средней школе
Приступая к обучению английскому языку учащихся 2 класса в 2006, я ставила своей целью раскрытие возможностей и выявление талантов всех без исключения учащихся группы 2 "б" класса. В группе было...
Из личного опыта: Описание системы работы с одарёнными детьми (руководство проектной и учебно-исследовательской деятельностью обучающихся, подготовка к рейтинговым состязаниям различного уровня)
Результатом обучения в школе должно стать формирование личности, сочетающей в себе мировоззренческую культуру, высокие нравственные качества, деловитость и творческую индивидуальность, гуманистическое...
Из личного опыта: Использование здоровьесберегающих технологий на уроках истории и обществознания, позволяющих решить проблемы сохранения и укрепления здоровья учащихся при организации учебно- воспитательного процесса.
В своей педагогической практике всё больше убеждаюсь, что здоровье человека — тема достаточно актуальная для всех времен и народов, а в XXI веке она становится первостепенной....
Описание личного опыта педагогической деятельности
Являясь руководителем творческой группы "Информатизация обучения" я добиваюсь, чтобы учителя поняли, что процесс информатизации и компьютеризации охватывает все сферы современного общества....
Представление педагогического опыта "Формирование и обогащение опыта творческой деятельности учащихся в процессе обучения музыке".
Представление является обобщением собственного педагогического опыта с теоретическим обоснованием. Среди стратегических задач развития системы образования выдвигается и задача формирования конкур...
« КАК ПРОВЕСТИ УРОКИ РАЗВИТИЯ РЕЧИ ПО ТЕМЕ: «УСТНОЕ ИЗЛОЖЕНИЕ ТЕКСТА ХУДОЖЕСТВЕННОГО СТИЛЯ И СОЧИНЕНИЕ – ОПИСАНИЕ ВНЕШНОСТИ ЧЕЛОВЕКА ПО ЛИЧНЫМ НАБЛЮДЕНИЯМ (НА ОСНОВАНИИ ЛИЧНОГО ОПЫТА). СИСТЕМА РАБОТЫ ПО ПОДГОТОВКЕ СОЗДАНИЯ ТЕКСТА СОЧИНЕНИЯ»
На сегодняшний день так складывается ситуация с преподаванием русского языка и литературы, что мы понимаем, как особенно необходимо обращать внимание на письменную и устную речь обучающихся, особенно ...