Классный час на тему "Подросток в обществе риска"
классный час (9 класс)
В сигарете содержится более 400 газов, большинство из них чрезвычайно вредны для организма. Удивительно, но факт — негативный эффект, который оказывает сигарета на самого курильщика, меньше, чем вред, причиняемый курильщиком окружающим. Дело в том, что вдыхаемый курильщиком дым фильтруется (большинство сигарет имеют специальные фильтры), выдыхаемый же дым представляет собой настоящий букет из вредных газов. Об этом стоит задуматься родителям, привыкшим дымить в присутствии детей или формально соблюдающим не очень действенные правила предосторожности (из отдельной комнаты или из кухни дым все равно расползается по всей квартире).
Сигаретный дым, попадая в организм (при активном или пассивном курении) воздействует на слизистые стенки дыхательных путей и приводит к сужению сосудов. Это, в свою очередь, вызывает защитную реакцию — кашель. Он может быть таким сильным, что ведет к расстройству дыхания, вплоть до его остановки. Сигаретный дым оказывает негативное воздействие и на органы очистки организма - печень и почки, способен нарушить работу сердца. Резкое учащение сердцебиения — типичная реакция начинающего курильщика. Даже одна сигарета способна вызвать у ребенка спазмы желудка и боли в области живота.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Классный час на тему "Подросток в обществе риска" | 64 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка классного часа для учащихся 9 класса на тему:
«Подросток в обществе риска»
«Почти все люди – рабы, и это объясняется той же причиной,
какой спартанцы объясняли приниженность персов:
они не в силах произнести слово «нет».
Н. Шамфор
Цель:
1. Воспитывать уважение к закону, законопослушность, положительное отношение к здоровому образу жизни;
2. Дать детям объективную информацию о действии ПАВ на организм; способствовать осознанию последствия воздействий на организм человека вредных привычек;
3. Способствовать формированию навыка самостоятельного принятия ответственного решения, выражать свои собственные взгляды, аргументировать, умение работать в группе; формировать у учащихся отрицательное отношение к употреблению ПАВ.
Вид занятия: практикум
Оборудование:
- листы бумаги формата А3, А4 (в количестве 7 штук);
- цветные карандаши, маркеры или фломастеры;
Ход занятия:
- Организационный момент
- Целевая установка
а) беседа с учащимися по вопросам:
- Перечислите, какие права и обязанности есть у подростков?
- Каковы основные гражданские права подростка?
- В 20 веке появилось много важных документов (в том числе и международных) о защите прав ребенка и подростка. С чем на ваш взгляд это связано?
- Что такое правоспособность и дееспособность?
б) работа с эпиграфом к классному часу (понимание его учащимися)
«Почти все люди – рабы, и это объясняется той же причиной, какой спартанцы объясняли приниженность персов: они не в силах произнести слово «нет».
Н. Шамфор
3. Работа с основным материалом
Беседа классного руководителя с учащимися:
- заполните схему на доске: «Причины рискованного поведения подростка»
- Что толкает подростка на совершение преступления? (обсуждение данного вопроса)
Рассказ классного руководителя:
Каждый подросток знает, что воровать, грабить, оскорблять, драться – это плохо. И, тем не менее, число малолетних преступников увеличивается. Почему? Подростки все чаще втягиваются в наркоманию, преступность. Растет число и тяжесть насильственных и корыстно-насильственных преступлений, преступлений, совершенных в группах, под руководством взрослых. Действия подростков принимают крайнюю жестокость и агрессивность.
По данным статистики за последние годы число умышленных убийств, совершенных подростками, увеличилось на 103%, разбойных нападений на 108%, тяжких повреждений на 80%, грабежей на 37%. Наблюдается тенденция феминизации преступности несовершеннолетних.
Ученые пришли к выводу о том, что в современном обществе подросток находится в большей опасности, чем его одногодки в предшествующие эпохи. Развитие современных технологий, ухудшение экологии, распространение наркомании и преступности подвергают жизнь молодого гражданина опасности.
Однако не только общество служит источником опасности, но и собственное поведение подростка, часто неуправляемое и импульсивное. В период взросления подростки чаще, чем взрослые, оказываются в ситуациях риска. Эти ситуации помогают им определить, способны ли они решать проблемы, с которыми соприкасаются. Подростки могут ошибочно считать свое поведение, особенно если оно напоминает поведение взрослых людей, как лишенное какого - либо риска. Иногда они полагают, что самым простым способом достижения статуса взрослых для них является раннее начало половой жизни, курение, потребление наркотиков и алкоголя.
Рассказ педагога-психолога:
- Чем опасны для здоровья алкоголь, наркотики и табак?
Данные вещества объединяют в группу психоактивных веществ.
Психоактивные вещества (ПАВ) - химические и фармакологические средства, влияющие на физическое и психическое состояние, вызывающие болезненное пристрастие.
В конце ХХ века злоупотребление алкоголем, наркотиками и другими психоактивными веществами приняло характер эпидемии.
Влияние алкоголя на организм ребенка
Маленький глоток алкогольного напитка, сделанный ребенком, способен оказать серьезное воздействие на его организм. Алкоголь быстро всасывается в кровь, поэтому опьяняющий эффект у детей возникает очень скоро. Вызвать угрозу здоровью, и даже жизни может незначительная, с точки зрения взрослого, порция напитка, в которой содержится 20—25 г чистого спирта.
В первую очередь атаке алкогольного напитка подвергаются стенки желудка, для него такое воздействие равноценно химическому ожогу. Особенно это опасно для детей, страдающих нарушениями пищеварения.
Процесс переработки алкоголя в организме связан с колоссальными энергетическими затратами, при этом расходуется значительное количество кислорода (у ребенка может возникнуть симптом “нехватки воздуха” — он начинает задыхаться), выделяется большое количество тепла (а это, в свою очередь, нарушает терморегуляцию, вызывает повышение температуры тела).
Основные усилия по обезвреживанию алкоголя берут на себя печень и почки, но происходит это за счет разрушения их клеток, что в дальнейшем может спровоцировать заболевание печени.
Мощный эффект оказывает алкоголь на структуры нервной системы. Он нарушает механизм восприятия и переработки импульсов нервными клетками, в связи с чем возникает специфическое ощущение “бесчувственности”, нарушается координация движений. У ребенка механизмы регуляции психического состояния еще только формируются, поэтому даже незначительные дозы алкоголя способны вызвать неадекватное поведение: истерический хохот, панический страх, плач и т. д.
Влияние курения на организм ребенка
В сигарете содержится более 400 газов, большинство из них чрезвычайно вредны для организма. Удивительно, но факт — негативный эффект, который оказывает сигарета на самого курильщика, меньше, чем вред, причиняемый курильщиком окружающим. Дело в том, что вдыхаемый курильщиком дым фильтруется (большинство сигарет имеют специальные фильтры), выдыхаемый же дым представляет собой настоящий букет из вредных газов. Об этом стоит задуматься родителям, привыкшим дымить в присутствии детей или формально соблюдающим не очень действенные правила предосторожности (из отдельной комнаты или из кухни дым все равно расползается по всей квартире).
Сигаретный дым, попадая в организм (при активном или пассивном курении) воздействует на слизистые стенки дыхательных путей и приводит к сужению сосудов. Это, в свою очередь, вызывает защитную реакцию — кашель. Он может быть таким сильным, что ведет к расстройству дыхания, вплоть до его остановки. Сигаретный дым оказывает негативное воздействие и на органы очистки организма - печень и почки, способен нарушить работу сердца. Резкое учащение сердцебиения — типичная реакция начинающего курильщика. Даже одна сигарета способна вызвать у ребенка спазмы желудка и боли в области живота.
Значительному разрушительному воздействию подвергаются структуры нервной системы. Сигарета делает малыша очень возбудимым, однако период повышенной активности быстро сменяется состоянием пассивности, апатии. Такие перепады настроения, не находящие внешнего объяснения, "должны заставить взрослых задуматься, поскольку они могут свидетельствовать о том, что дошкольник уже испытал влияние дурмана.
Кстати, повышенное беспокойство, раздражительность проявляются не только у ребенка, самого попробовавшего сигарету, но и у ребенка — пассивного курильщика. Порой родителям даже в голову не приходит, что причиной тревожного сна, возбужденного состояния сына или дочери является табачный дым, разносящийся по квартире. Нужно помнить и о том, что табачный дым — сильный аллерген. Постоянное его вдыхание делает иммунную систему ребенка весьма уязвимой и способствует возникновению различных аллергических заболеваний. По статистике, более чем у 70% детей - аллергиков родители курили.
Влияние наркотиков на организм ребенка
В результате употребления наркотических веществ у человека развивается тяжелое заболевание – наркомания. Эта болезнь ведет к грубому нарушению жизнедеятельности организма и социальной деградации. Это болезнь с хроническим течением, развивается постепенно. Причиной ее является способность наркотических веществ вызывать состояние опьянения, сопровождающееся ощущением полного физического и психического комфорта и благополучия. Наркотик - это яд, который медленно разрушает не только внутренние органы человека, но его мозг и психику. Бензин или клей "Момент", например, превращают людей в умственно неполноценных за 3-4 месяца, "безопасная конопля" - за 3-4 года.
Человек, употребляющий морфин, через два три месяца настолько утрачивает способность что-либо делать, что перестает за собой ухаживать и полностью теряет человеческий облик.
Те же, кто употребляет кокаин, живут не больше 3-4 лет. В один прекрасный момент они погибают от разрыва сердца или оттого, что их носовая перегородка утончается и начинает напоминать пергаментный листок, который трескается, лопается, и, в конце концов, все заканчивается смертельным кровотечением.
Из всех наркотических веществ самое опасное – это производная эндорфина – героин. В 99% случаев передозировка приводит к стойкой зависимости. Поэтому распространители героина предлагают попробовать дозу, которая обеспечивает потребность в следующей после первою укола. Одно из самых страшных воздействий эндорфинов, введённых с превышением концентрации нормальною баланса, является воздействие на нейтральную нервную систему. Отмечено многими учёными (в т.ч. и учёными нашего Санкт-Петербургского института изучения мозга), что влияние введённых эндорфинов вызывает отсроченные патологические функции центральной нервной системы в виде галлюцинаций (слуховых, зрительных, вкусовых, физиологических, координационных).
В качестве последствий употребления наркотиков можно еще назвать следующие:
- возросшая смертность населения из-за увеличения числа суицидальных попыток наркоманов и сопутствующих наркомании болезней (СПИДа, гепатита, венерических болезней, туберкулеза и других заболеваний);
- большое число младенцев с врожденными ВИЧинфекциямии и поражением ЦНС от матерей, больных наркоманией;
- высокая криминогенность среди лиц, злоупотребляющих ПАВ;
Исходя из возрастных особенностей большинства наркозависимых (13-24 года), под угрозой фактически оказалось будущее страны!
Практическая работа
Ребята делятся на группы по 4-5 человек, каждая группа получает задание.
Портрет алкоголика»
"Нарисуйте "портрет алкоголика". Это не обязательно должно быть изображение человека, просто постарайтесь выразить в рисунке те чувства, которые возникают у вас, когда вы вспоминаете о тех, кто распивает спиртные напитки".
«Портрет курильщика»
"Нарисуйте "портрет курильщика". Это не обязательно должно быть изображение человека, просто постарайтесь выразить в рисунке те чувства, которые возникают у вас, когда вы вспоминаете о тех, кто курит".
«Портрет наркомана»
"Нарисуйте "портрет наркомана". Это не обязательно должно быть изображение человека, просто постарайтесь выразить в рисунке те чувства, которые возникают у вас, когда вы вспоминаете о наркоманах".
«Агитационный плакат»
Разработайте плакат, который пропагандирует отказ от курения.
«Агитационный плакат»
Разработайте плакат, который пропагандирует отказ от алкоголя.
«Агитационный плакат»
Разработайте плакат антинаркотического содержания.
«Агитационный плакат»
Разработайте плакат, который пропагандирует здоровый образ жизни.
Представление учащимися своих работ.
Подведение итогов
Заслушивается мнение ребят о том, что понравилось им сегодня, что не понравилось.
заключительное слово классного руководителя. Употребление психоактивных веществ наносит большой вред организму человека, а особенно растущему организму подростка, когда происходит окончательное формирование всех его систем. Человек сам ответственен за то, что с ним происходит и поэтому Ваше будущее в ваших руках. Делая свой выбор, вспомните стихотворение Сергея Викулова.
ДЕНЬ СЕГОДНЯШНИЙ…
Цвет лица землист. А он не старый…
В доме холод, грязь… И тишина.
Дети в школе умственно отсталых
И в психиатрической жена…
Слаб и вял он, словно из мочала
Сотворен… А он, при всем при том,
Человеком тоже был сначала,
Тенью человека стал потом.
Можно организовать выставку работ учащихся в классном уголке.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Заседание круглого стола "Подросток в обществе риска"
Ученые пришли к выводу о том, что в современном обществе подросток находится в большей опасности, чем его одногодки в предшествующие эпохи. Развитие современных технологий, сверхскоростных магистралей...
«Подросток в обществе риска»
Разработка открытого урока по обществознанию для 7 класса (учебник - Кравченко А.И.)...
конспект урока обществознания в 7 классе "Подросток в обществе риска"
Учителем представлен конспект урока обществознпния в 7 классе "Подросток в обществе риска". Тип урока: Изучение нового материала. Учитель предлагает информацию об опасностях, которые могут подстерегат...
Конспект урока "Подросок в обществе риска"
Конспект урока обществознания 7 класс "Подросок в обществе риска" составлен с использованием структур сингапурской системы обучения....
Подросток в обществе риска.
План-конспект урока по теме "Подросток в обществе риска" для 7 класса по учебнику Кравченко А.И., Певцова Е.А. Данный урок предполагает смешанные формы работы: в группах, фронтальный опрос,р...
Конспект урока по обществознанию на тему: "ПОДРОСТОК В ОБЩЕСТВЕ РИСКА" в 7 классе
Конспект урока на тему: "ПОДРОСТОК В ОБЩЕСТВЕ РИСКА"...
Классный час "Заседание круглого стола "Подросток в обществе риска"
Классный час посвящен проблемам курения, алкоголя, наркомании среди молодежи, влиянию шума, телевидения на психику подростков....