Конспект урока по обществознанию на тему: "ПОДРОСТОК В ОБЩЕСТВЕ РИСКА" в 7 классе
план-конспект урока по обществознанию (7 класс) по теме
Конспект урока на тему: "ПОДРОСТОК В ОБЩЕСТВЕ РИСКА"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologicheskaya_karta_uroka_po_obshchestvoznaniyu_v_7_klasse.docx | 34.18 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: ПОДРОСТОК В ОБЩЕСТВЕ РИСКА.
Тип урока: комбинированный (нестандартный)
Вид урока: анализ («погружение»)
Цель урока:
- формирование адекватных жизненных ценностей, серьёзного отношения к источникам риска в обществе, создание условий для преодоления рискованных ситуаций;
- формирование у учащихся навыков самостоятельно принимать решения, навыка критического анализа сложных ситуаций; умение работать в группе, выражать свои собственные взгляды, аргументировать, вести дискуссию;
- воспитывать социальную ответственность, правовое самосознание, отработка эффективных стратегий принятия решений на практике.
Задачи:
- Образовательная: выяснить причины рискованного поведения подростка; познакомиться с источниками риска в жизни современных подростков.
- Воспитательная: воспитывать ответственное отношение учащихся к своему здоровью, самостоятельность, критичность.
- Развивающая: развивать навыки работы в группах, умение аргументировать свой ответ, продолжать развивать умение сравнивать и делать выводы.
Образовательные ресурсы:
- Обществознание. 7 класс: учебник для общеобразовательных учреждений, под ред. А.И. Кравченко, Е.А.Певцова. Издательство: «Русское слово»;
- Презентация «Подросток в обществе риска»;
- Рабочий лист для индивидуальной работы;
- Набор карточек с текстами для парной, групповой работы;
- Листы бумаги А4, фломастеры , компьютер, проектор, экран.
Методы и формы обучения: Методы: проблемно-поисковый, практический, Формы: индивидуальная, групповая, фронтальная
Основные понятия: подросток, общество, риск.
Планируемые результаты:
Личностные УУД
Научатся: понимать, что подросток принадлежит обществу, живет и развивается в нем, подвергается риску в повседневной жизни.
Получат возможность научиться: определять источники риска, понимать опасность, анализировать свои поступки, чувства, состояния, приобретаемый опыт; работать в группах и парах.
Познавательные: выявляют особенности и признаки объектов;приводят примеры в качестве доказательства выдвигаемых положений.
Коммуникативные: взаимодействуют в ходе групповой работы, ведут диалог, участвуют в дискуссии;принимают другое мнение и позицию, допускают существование различных точек зрения.
Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала; принимают и сохраняют учебную задачу.
СТРУКТУРА И ХОД УРОКА
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учеников |
1.Оргмомент. Актуализация знаний. | Слайд 1 Послушайте древнюю притчу. Юноша пришел к мудрецу с просьбой принять его в ученики. - Умеешь ли ты лгать? - спросил мудрец. - Конечно, нет! - А воровать? - Нет. - А убивать? - Нет. - Так иди и познай все это, - воскликнул мудрец, - а познав, не делай! Вопросы к классу: - О чем эта притча? - В чем ее смысл? - Какое отношение она имеет к уроку? И еще скажите, что является предметом нашего изучения на уроках обществознания в 7 классе? На дворе XXI век Итак, сегодня на уроке речь пойдет об опасностях, которые сопровождают нашу жизнь, а так как мы изучаем жизнь подростков, то и будем говорить о тех опасностях, которые угрожают подросткам. Слайд 2 Тема нашего урока «Подросток в обществе риска». | Подросток и все, что его окружает. Запись на РЛ |
Целеполагание | Слайд 3.Подумайте, какие задачи вы бы хотели разрешить на уроке? Исходя из этого сформулируем цель урока. Формировать адекватные жизненные ценности и ответственное отношение к своему здоровью. Слайд4 План урока: 1. Важные закономерности. 2. Подросток и взрослый. 3. Подросток и ситуация риска. | Узнать что такое риск. Кто подвергается большему риску – взрослые или дети. Что является источниками риска. Как можно избежать основных опасностей. |
1.Важные закономерности 2. Подросток и взрослый | Скажите, как вы понимаете, что такое риск? Слово «риск» в переводе с итальянского означает «утес», «скала», а это возможная опасность, поэтому сейчас это слово и означает возможную опасность. Слайд 5 Задание: Как вы считаете, легко ли быть молодым? Слайд 6 Подведем итоги… Итак, мы выяснили, что подростку живется не так уж беззаботно, как себе представляют некоторые взрослые. А можно ли избежать некоторых ошибок и, тем самым, облегчить себе жизнь? Попробуем поразмышлять на эту тему. Слайд 7 Ученые пришли к выводу, что в современном обществе подросток находится в большей опасности, чем его одногодки в предшествующие эпохи. ПОЧЕМУ? Учебник стр. 142 Слайд 9 Подведем итоги… Таким образом, мы установили две важные закономерности: Современный подросток встречается с большим числом рисков, чем его предшественники На детей и подростков выпадает большая доля опасностей, чем на взрослых. Слайд 10 Почему же на детей выпадает большая часть опасностей, чем на взрослых? Ведь родители стараются вас опекать, лелеять и холить? Чем взрослые отличаются от подростков? Найдите ответ на этот вопрос в учебнике на стр. 142, 3,4 абз. Слайд 11 Слайд 12 Подведем итоги… Следовательно, мир взрослых и мир подростков отличается друг от друга. Однако в жизни мы видим, как молодые люди, не осознавая этого, пытаются слепо копировать взрослый образ жизни, естественно, попадая в ситуации риска. Задание: приведите примеры подобного поведения: раннее употребление алкоголя и наркотиков; ранее приобщение к курению; раннее начало половой жизни Слайд 13 Подумайте… Как вы думаете, решает ли подобное поведение все проблемы подростка? К чему это может привести? Слайд 14 Задание: Разбившись на группы, обдумайте ответ на вопрос: Что, с вашей точки зрения, может еще спровоцировать тяжелое положение человека в социуме Вывод: подростка окружают многочисленные и чаще всего неожиданные для него риски. | Возможная опасность. Ответы учащихся. Слайд 8 Развитие современных технологий Сверхскоростные магистрали Ядерные электростанции Техногенные катастрофы Неблагополучная экология Рост преступности Распространение наркомании Субъективные факторы Поведение подростка Неуправляемое Импульсивное Слайд 11 Возможные версии: Физические данные: рост, физическая сила Умственные способности Отношение к опасностям и риску Объем знаний Опыт Умение принимать правильные решения в сложных ситуациях Стремление брать на себя дополнительную ответственность Наличие проверенных друзей, готовых прийти на помощь в трудную минуту Сложившаяся система ценностей и норм поведения Ребенок не умеет отстаивать свои права Читают и отвечают. Слайд 15 Возможные версии ответов: Неблагополучная обстановка в семье Неблагополучное соседство и общественная необустроенность Переводы и частые переезды Доступность наркотиков и алкоголя Семейная предрасположенность Неумелость и непоследовательность воспитания Неуспеваемость и нежелание учиться Общение с употребляющими алкоголь и наркотики сверстниками Положительное отношение к алкоголю и наркотикам |
Работа в группах. Подросток и ситуации риска | Слайд 16 В подростковом возрасте человек проходит трудный путь –познания мира, –формирования личности, –постоянно сталкивается с внешними и внутренними препятствиями, –борется с ограничениями со стороны взрослых, –борется с собственной беспомощностью, –стремится выразить себя и свои чувства. Таким образом, чтобы чувствовать себя уверенно, необходимо проводить большую внутреннюю работу над собой. А для этого надо научиться избегать факторы риска, которые оказывают отрицательное воздействие на формирование личности. Попробуем взглянуть врагу в лицо, или подумаем каким опасностям подвергается подросток! (работаем с учебниками стр. 143-145) и быстро записываем источники риска в Р.Л. Проверяем. Молодцы! Слайд 17 А сейчас поработаем в группах. 1 группа работает с фактором риска «Шум». 2 группа работает с фактором риска «Опасность городских дорог и движения на них». 3 группа работает с фактором риска «Телепросмотры и Интернет» 4 группа работает с фактором риска «Раннее сексуальное развитие детей». 5 группа работает с фактором риска «Алкоголь, наркотики, табак». Группы должны выполнить следующие задания: - проанализируйте отрицательное воздействие данного фактора на подростка; - приведите примеры, подтверждающие данный вывод; - спрогнозируйте последствия данного фактора риска; Работайте с учебником и доп. материалом. 5 мин. Поработали , а сейчас отдохнем Слайд 18 Физкультминутка | Заполняют схему на РЛ Наркомания, курение, компьютерная зависимость, алкоголизм и т.д. Работают в группах, фиксируют на листах ситуации, когда подростки подвергаются риску и намечают последствия данного фактора опасности опасности. |
Физкультминутка Закройте глаза и прикройте их ладонями. Представьте лист белой бумаги и попытайтесь мысленно написать на нем тушью свое имя, четко представляя себе каждую букву в отдельности. В конце записи поставьте точку. Теперь забудьте о буквах и вспоминайте только точку. Она должна казаться вам двигающейся из стороны в сторону короткими, медленными и легкими покачиваниями. Представили себя птицей. Своими большими крыльями делаем взмах, задерживаем руки над головой , делаем глубокий вдох, опускаем руки вниз – делаем выдох. | ||
Слайд19 Фактор риска: ШУМ Слайд 20 Фактор риска: Городское движение на дорогах Слайд 21 Фактор риска: Телепередачи, Интернет Слайд 22 Фактор риска: РАННЕЕ СЕКСУАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ Слайд 23 Факторы риска: вредные привычки АЛКОГОЛЬ, НАРКОТИКИ, ТАБАК | Выступления учащихся по своей теме. | |
3.Итог. | Слайд 24 Подведение итогов Почему современное общество можно назвать обществом риска? - Какие правила, с вашей точки зрения, необходимо соблюдать, чтобы избежать подстерегающие вас опасности? | Делают выводы |
Рефлексия | 1. Синквейн индивидуально и по группам | Запись в РЛ |
Заполнение листов оценивания, выставление оценок учителем. | Заполняют «Лист самооценки» | |
Домашнее задание | Слайд 25 §20. Выучить § 20 и выполнить дифференцированные задания: 1 уровень: перечислите и охарактеризуйте факторы риска для молодежи в нашем обществе. 2 уровень: подберите примеры, используя ресурсы Интернета, подтверждающие, что наше общество можно назвать обществом риска. 3 уровень: напишите ответ автору письма «Полихимические сны» Ирине Вернанской |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект урока по обществознанию "Социальные нормы и отклоняющееся поведение" в 10 классе
Урок обществознания представлен с использованием интерактивных технологий для учащихся 10 класса....
Конспект урока по обществознанию: "Семья- ячейка общества" (6 класс).
Урок разработан на основе учебника Боголюбова Л.Н. для 6 класса. Урок составлен с использованием технологии развития критического мышления....
Конспект урока по обществознанию "Человек и общество". 11 класс.
Данная разработка поможет учителю систематизировать полученные учениками знания.Подготовиться к сдаче зачета, ЕГЭ....
Конспект урока по обществознанию Голосование, выборы, референдум в демократическом обществе 9 класс
Конспект урока по обществознанию Голосование, выборы, референдум в демократическом обществе 9 класс...
Конспект урока по обществознанию с применением ИКТ "Деньги, их функции" (7 класс)
Открытый урок по обществознанию с применением ИКТ: «Деньги, их функции» класс 7Цель: формировать представления учащихся о причинах возникновения денег; подвести к выводу об исторической необходимости ...
План конспект урока по обществознанию "Конституция РФ.Основы конституционного строя РФ" 9 класс.
План конспект урока может использоваться в курсе "Обществознания" 9 класс, в рамках темы "Конституция Российской Федерации. Основы конституционного строя РФ". Материал позволяет сформировать представл...
Конспект урока по обществознанию в 10 классе по теме "Роль экономики в жизни общества"
Цели урока.· знать: понятия экономики как науки, хозяйства и сферы общественной жизни, структуру экономики, ее основные институты;·...