Классный час «Окунемся в прошлое»
классный час (6 класс)

Глущенко Марина Владимировна

Классный час  «Окунемся в прошлое»

 

           Цель: расширить знания о Сталинградской битве и её значении в ходе Великой Отечественной войны, о героическом прошлом защитников Сталинграда.

     Задачи:

- обучающая: - пополнить знания учащихся об исторических событиях победы в Великой Отечественной Войне;

- показать героизм и мужество защитников Сталинграда;

- развивающая: - развивать навыки групповой работы, аргументировать свою позицию;

- развивать познавательные интересы в разных областях знаний (математика, история, география);

- воспитательная: воспитывать чувство патриотизма, любви к Родине, уважения к ветеранам и памяти о великой победе;

-формировать чувство гордости за свою страну на примере героических поступков людей в военное время.

Оборудование: компьютер, мультимедиа проектор, экран, раздаточный материал, презентация, видеозапись, аудиозаписи.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Конспект27.15 КБ
Файл презентация1.43 МБ

Предварительный просмотр:

Классный час  «Окунемся в прошлое»

           Цель: расширить знания о Сталинградской битве и её значении в ходе Великой Отечественной войны, о героическом прошлом защитников Сталинграда.

     Задачи:

- обучающая: - пополнить знания учащихся об исторических событиях победы в Великой Отечественной Войне;

- показать героизм и мужество защитников Сталинграда;

- развивающая: - развивать навыки групповой работы, аргументировать свою позицию;

- развивать познавательные интересы в разных областях знаний (математика, история, география);

- воспитательная: воспитывать чувство патриотизма, любви к Родине, уважения к ветеранам и памяти о великой победе;

-формировать чувство гордости за свою страну на примере героических поступков людей в военное время.

Оборудование: компьютер, мультимедиа проектор, экран, раздаточный материал, презентация, видеозапись, аудиозаписи.

Введение.

- Добрый день, ребята! Давайте посмотрим небольшое видео. (просмотр видеозаписи про Сталинград). Скажите, о чем это видео? Какая тема нашего классного часа? (Учащиеся высказывают свои предположения).

- Совершенно верно, совсем недавно, 2 февраля, вся страна отмечала день разгрома немецких войск в Сталинградском сражении.  Сегодняшний классный час мы посвящаем этой великой Победе и тем, кто отдал свою жизнь за то, чтобы жили мы с вами.

- Как вы думаете, о какой войне мы будем сегодня говорить? (О ВОВ) Да, мы будем говорить о Великой Отечественной войне, самой жестокой и кровавой.

- Ребята, назовите мне дату начала и окончания войны? (1941-1945)

-Как вы понимаете слова «Великая Отечественная война»?

(Когда граждане одной страны встают на защиту своего Отечества)

Против кого воевал наш великий народ? (против фашисткой Германии)

 Ребята, посмотрите на эти ужасные картины войны.

- Какие ассоциации возникают у вас со словом «война»? (смерть , голод, разруха, кровь, пожары, жертвы, боль, страх, горе, оружие )

-  Со словом «мир»? (победа, улыбка, милосердие, жизнь, освобождение, добро, солнце)

-На доске две ладони  - Красная ладонь обозначает «Войну», а зеленая – «Мир»..Давайте поместим в зеленую ладонь, слова, связанные со словом «Мир».

На красной ладони размещаем слова, которые ассоциируются со словом  «Война». (смерть , голод, разруха, кровь, пожары, жертвы, боль, страх, горе, оружие).

- Почему же не уместились на красной ладони слова, которые ассоциируются  со словом война?  (Этих слов, к сожалению, гораздо больше. Почему? Немыслимо перечислить все то, что приносит человечеству война).

- Трудно, наверное, найти  место  на  Земле, где бы  не слышали  о  героическом  городе  на  Волге. А  осенью  1942  года  слова  «Сталинград», «Сталинградская  битва»  не  сходили  с  уст  народов  всей  планеты.  К событиям,  развернувшимся  на  берегах  Волги,  было  приковано  внимание  сотен  миллионов  людей   Земли. Здесь, в  величайшей  битве  второй  мировой  войны,  решалась  судьба  нашего  государства. Трудно приходилось нашим защитникам в те годы. Давайте переместимся в прошлое, пройдем небольшие испытания и узнаем, насколько тяжело приходилось нашим землякам. За каждое выполненное задание мы откроем по одной букве в слове на доске. (Слово прикреплено на доску).

Разделимся на 2 команды.

Задание 1. Итак, первое задание будем следующим. Каждая команда получает ребус, который нам нужно расшифровать. (200 дней, 2 недели)

Гитлер  планировал  овладеть  городом за 2  недели,  но  Сталинградская битва длилась 200 дней и ночей (17 июля 1942 г. – 2 февраля 1943 г.) 

Мы успешно справились с первым заданием. И открываем  первую букву слова: «П».

Подвиг Защитников Сталинграда известен всему миру. Именно здесь решались дальнейшие судьбы планеты. Захват Сталинграда был очень важен Гитлеру по нескольким причинам. Это был главный индустриальный город на берегах Волги. Захват Сталинграда обеспечил бы безопасность на левом фланге немецких армий, наступающих на Кавказ. Наконец, сам факт, что город носил имя Сталина — главного врага Гитлера, делал захват города выигрышным идеологическим ходом.

Задание 2. Теперь вы должны прочитать отрывок из стихотворения волгоградского поэта Льва Кривошеенко.

Высота…  Но все-таки сначала

эти цифры, а потом слова,

ведь в военных сводках означала

очень много «Высота 102».

Высота… Всего-всего сто метров,

Или двести медленных шагов…

Где-то здесь, в ее безмолвных недрах,

Столько успокоено врагов…

Все сомкнулось здесь, на белом свете,

и о том задумалась Москва.

В генеральном штабе на планшете

означалась «Высота 102»…
Скажите о какой высоте идет речь? Именно из-за ее географического положения битва за нее была самой кровопролитной за всю историю войн. Она возвышается над всей местностью и позволяет контролировать не только город, но и переправу через Волгу и Заволжье. (Мамаев Курган).

Молодцы, легко справились с этим заданием. Открываем вторую букву нашего слова: «О».

Задание 3. «Партизанский отряд». От каждой команды мне потребуется командир, медсестра и радист. Ваша задача добраться в ваш лагерь с ценной информацией через заминированное поле ночью, то есть ваши глаза буут завязаны. Ваша команда будет вам в этом помогать, указывая маршрут передвижения. 1 хлопок – шаг вправо, 2 хлопка – шаг влево, звук «Пи-Пи-Пи», означает, что вы перед миной. Задача ясна. (Выполнение задания).

Теперь скажите легко ли было нашим бойцам ночами пробираться в свой лагерь, не зная где находятся мины?

Открываем 3-ю букву: «Б».

Когда советские войска

Обороняли Сталинград

И не было единого бойца,

Который был к войне той равнодушен.        

Стояли насмерть наши деды

За град, за Волгу, за Победу!

И кровь тогда лилась рекой:

Солдаты шли на бой святой!

Проходят десятилетия. Сменяются поколения. Сравнялись и заросли травой окопы, но в человеческой памяти это останется навсегда. Ведь сколько человеческих жизней унесла эта жестокая война! Недаром  после войны по всей Европе поднялись тысячи памятников, посвященные победителям фашизма.

Ребята, а какие памятники вы знаете в городе Волгограде?

Задание  4. Сейчас каждая команда получит уравнения, и таблицу с расшифровкой каждой цифры. Затем мы повторим или узнаем что-то новое о памятниках, которые посвящены Родине, защитникам Отечества в Волгограде. (памятник Михаилу Паникахе, «Соединение фронтов», дом Павлова, «Мирным жителям Сталинграда»)

Михаил Паникаха огненным факелом поднялся против танка 22 октября 1942 года. Он выскочил из окопа с двумя бутылками горючей жидкости. Пулеметной очередью одна бутылка была разбита. Объятый пламенем боец вскочил на танк и запустил вторую бутылку в люк машины. Танк загорелся и взорвался.Этот подвиг совершен севернее центра города.

На южных подступах к Сталинграду происходили события, которые увековечены памятником «Соединение фронтов».Утро 19 ноября 1942 года. Снегопад и плотный туман затрудняли действие войск. Авиация не могла подняться в воздух. Но войска готовы к решительным действиям. Гром орудий возвестил о начале нового периода войны. Войска Сталинградского фронта начали боевые действия по окружению гитлеровских оккупантов.

 23 ноября 1942 года. Юго-западный и Сталинградский фронты при активной поддержке Донского фронта, наступая в районе Калача, встретились. В котле оказались 22 отборные дивизии и 160 элитных подразделений гитлеровских войск. Кольцо окружения врага в междуречье Волги и Дона надежно сомкнулось.

В условиях городского сражения иногда даже отдельные дома становились долговременными опорными пунктами.
Знаменитый «дом Павлова» на оперативной карте немецкого командующего Сталинградской группировкой Паулюса был обозначен как крепость.
Штурмовая группа из 31 солдата под командованием сержанта Якова Павлова захватила 4-этажный жилой дом и удерживала его 58 дней, пока советские войска не перешли в контратаку.Потери гитлеровцев, пытавшихся занять «дом Павлова», превысили их потери при взятии Парижа. На торцевой стене дома расположена сейчас мемориальная стена-памятник.

Памятник «Мирным жителям Сталинграда». Он поставлен через полвека после Великой битвы в центре города, на берегу Волги. Посмотрите на памятник. Огромные языки пламени почти поглотили женщину. Она держит на руках ребенка. Мать должна его спасти. Потому что это не только ее будущее, но и будущее всей страны.

Молодны, справились с заданием. Открываем следующую букву: «Е»

Задание 5. Попробуем себя в роли снайперов. Перед вами 2 ведерка, и у каждого из вас мяч. Вам необходимо попасть мячом в ведерко. Не торопитесь, цельтесь метко. Пока вы выполняете это задание, я вам расскажу о герое Василии Григорьевиче Зайцеве. Самый известный  снайпер Сталинграда, в середине января 1943 года  уничтожил  242 немецких солдата и офицера, в том числе руководителя берлинской снайперской школы майора Конингса. Он обучал снайперскому делу бойцов в командиров, подготовил 28 снайперов.

Скажите, как вам роль снайпера? Легко все получилось?

Открываем букву: «Д».

Задание 6.

Открываем последнюю букву «А». Ребята, посмотрите, какое слово у нас получилось? (ПОБЕДА). Звучат слова Левитана.

Героев  наградили  орденами, медалями, званиями, в  их  честь  назвали  улицы,  площади, корабли… Нужно  ли  это  мертвым? Нет.  Это  нужно  живым.  Для чего? Чтобы  не  забывали. Почтим их минутой памяти. (Звучит метроном)

Чтоб снова на земной планете

Не повторилось той войны

Нам нужно, чтобы наши дети

Об этом помнили,  как мы

Я не напрасно беспокоюсь,

Чтоб не забылась та война:

Ведь эта память – наша совесть.

Она, как сила, нам нужна.        

  - Ребята, о чем мы должны с вами постоянно помнить? ( Помнить о том, как страшна война, помнить и чтить имена героев, благодаря которым мы сейчас живем, помнить ошибки прошлого, чтобы не совершать их в будущем).

 Вывод

  Мы с вами должны беречь мир и жить честным трудом. Все подвиги, как боевые, так и трудовые, совершались для того, чтобы люди жили в мире, дети были счастливы, а их детство наполнено радостью.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

Сталинградская битва: 17.07.1942- 02.02.1943

Слайд 4

Мамаев курган Высота… Всего-всего сто метров , Или двести медленных шагов… Где-то здесь, в ее безмолвных недрах, Столько успокоено врагов…

Слайд 5

Зайцев Василий Григорьевич

Слайд 6

Дом Павлова

Слайд 7

Старая мельница

Слайд 8

-. .. ---- .- - -. ..-. -. .- - -. . . - -.. !

Слайд 9

«Ни шагу назад !»

Слайд 10

Матвей Мефодьевич Путилов

Слайд 12

Жизнь! Мы славим величье её. Жить – вот благо и счастье людское! За него. За счастье твоё и моё Свои жизни отдали герои…


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час "Путешествие в прошлое.Великий математик-Пифагор Самосский"

Конспект классного часа для 5 класса коррекционной школы VIII вида"...

Классный час "Помня о прошлом, веря в настоящее, строим историю будущего"

Классный час для учащихся 5 классов. Цель: воспитание патриотических качеств, любви и уважения к родной стране, малой родине, воспитание гражданственности, патриотизма, понимания учащимися их личной о...

Документальный очерк"Окунаясь в прошлое веков"

Мне,как человеку, родившемуся. живущему и работающему на Ямале, дорога история моего края и в то же время интересно ещё не изученное. поэтому и появился этот очерк...

Открытый классный час "Путешествие в прошлое"

Классный час по поликультурному развитию личности....

Классный час "Путешествие в прошлое родного языка"

Цель:Проследить основные этапы развития родного языка,формировать у учащихся представление о языке как национально-культурном феномене, воспитывать чувство гордости за русский язык и его в...

Классный час "Театр – пережиток прошлого или…?" 9 класс

Цели:- ознакомление с театром, воспитание, проявление интереса к данному виду деятельности;- расширение кругозора, углубление их знаний в области литературы и искусства- стимулировать развитие творчес...

Конкурсная работа. Классный час " Не зная прошлого, невозможно понять подлинный смысл настоящего и цели будущего"

Цель: воспитание сознательной любви к Родине, уважения к историческому прошлому своего народа, воспитание чувства патриотизма и преданности Отечеству Задачи: • активизировать учащихся, заострить вни...