"Мы - дети природы"
проект (6 класс)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_mydetiprirody.docx | 30.57 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
основная общеобразовательная школа с. Старые Турдаки
Социальный проект по нравственно - экологическому воспитанию
«Мы – дети природы»
Автор: Стружкина О.Н.,
учитель и классный руководитель
МБОУ ООШ с. Ст.Турдаки
Городищенского района, Пензенской области
2019 г.
"Опыт показывает, что добрые чувства
должны уходить своими корнями в детство,
а человечность, доброта, ласка,
доброжелательность рождается
в труде, заботах, волнениях
о красоте окружающего мира".
Сухомлинский В. А.
Актуальность проекта.
Проблема взаимосвязей человека с природой не нова. Однако на данное время, экологическая проблема взаимодействия человека с окружающей средой стала очень острой и принимает все большие масштабы. Нашу планету могут спасти только действия человека, которые происходят на основе глубокого понимания законов, явлений природы, осознание того, что человек является лишь частью окружающего мира. Это значит, что эта проблема встает не только как проблема сохранения Земли от загрязнения и других негативных явлений, а также и от деятельности человека. Она вырастает в проблему предотвращения стихийного влияния человека на природу, в сознательном, целенаправленном, планомерном взаимодействии с ней.
Все мы – дети природы, и никогда человек не потеряет связи с ней.
Но на современном этапе вопросы традиционного взаимодействия человека и природы выросли в глобальную экологическую проблему. В условиях надвигающейся экологической катастрофы громадное значение приобретает экологическое воспитание как составная часть нравственного воспитания человека.
Нравственное воспитание – это процесс, направленный на целостное формирование и развитие личности ребенка; оно предполагает становление отношений ребенка к Родине, к труду, к своим обязанностям, к обществу, к окружающей среде, к самому себе.
В отношении между людьми всегда высоко ценились нравственные чувства, такие моральные качества как доброта, милосердие, терпимость, порядочность, вежливость, умение правильно вести себя в обществе, семье, быту, в коллективе. Это и многое другое входит в содержание нравственной культуры. Она не передается по наследству, не возникает сама по себе, а требует специального нравственного воспитания. Формирование нравственной культуры неизбежно соприкасается с экологическим воспитанием личности.
Экологическое образование и воспитание - целенаправленный непрерывный процесс обучения и развития личности, направленный на формирование системы научных и практических знаний и умений, ценностных ориентаций, поведения и деятельности, обеспечивающих ответственное отношение к окружающей социально-природной среде и здоровью; единство экологического сознания и поведения, гармоничного с природой.
Школа призвана воспитывать школьников в духе любви к родной природе, охраны окружающей среды. Задача учителя и классного руководителя - сформировать мышление и экологическую культуру каждого ученика, научить молодое поколение жить по законам природы, добиться, чтобы чувство личной ответственности за все живое на Земле, забота о сохранении природы стали чертами характера каждого человека.
В. А. Сухомлинский утверждал, что сама по себе природа не развивает и не воспитывает. Оставив ребенка наедине с ней, только надеяться, что он под влиянием окружающей среды станет умным, глубоко моральным, непримиримым к злу. Только активное взаимодействие с природой способно воспитывать лучшие человеческие качества.
Экологическое воспитание предполагает:
-воспитание гуманного отношения к природе (нравственное воспитание);
-формирование системы экологических знаний и представлений (интеллектуальное развитие);
- развитие эстетических чувств (умения увидеть и прочувствовать красоту природы, восхититься ею, желания сохранить её);
-участие детей в посильной для них деятельности по уходу за растениями и животными, по охране и защите природы;
- участие детей в проектной деятельности экологической направленности.
Экологическое образование и воспитание становится стержнем современного образования и служит ключом к перестройке его современных систем и общества в целом. Чтобы избежать неблагоприятного влияния на природу, чтобы не делать экологических ошибок, не создавать ситуаций, опасных для здоровья и жизни, современный человек должен обладать элементарными экологическими знаниями и новым экологическим типом мышления. Все мы - дети природы. И с малых лет человек должен познать её и непременно учиться любить, оберегать, разумно пользоваться, быть действительно созидающей, а не губительной частью мира. Дети – пытливые исследователи окружающего мира. Раскрывая «тайны» природы, ребёнок развивается, учится сопереживать.
Цель проекта:
воспитание у подрастающего поколения экологически-целесообразного поведения как показателя духовного развития личности; формирование потребности в здоровом образе жизни; формирование нравственно-здоровой, духовно богатой личности школьника.
Задачи проекта:
-формировать представление о природе как среде жизнедеятельности человека;
-развивать эмоционально-нравственное отношение к окружающей среде;
-воспитывать эстетическое отношение к окружающей среде, умение вести себя в соответствии с общепринятыми нормами;
-формировать собственную я – позицию учащихся к проблеме сохранения и защиты окружающей среды;
-воспитывать у учащихся активную жизненную позицию;
-воспитывать у учащихся любовь к своему родному городу и краю, как к малой Родине;
-способствовать получению и расширению знаний учащихся о России: её истории, традициях, культуре;
-развивать духовный мир школьника, его творческое мышление, способности и задатки.
Система работы по нравственно-экологическому воспитанию осуществляется через использование активных методов и методических приёмов:
-стимулирование учащихся к постоянному пополнению знаний об окружающей среде (беседы, доклады учащихся, презентации, викторины, КВН, праздники);
-развитие творческого мышления, умения предвидеть последствия природообразующей деятельности человека (беседа, наблюдения, опыт);
-развитие исследовательских навыков, умений, принятие экологически целесообразных решений (защита проектов, исследовательских работ, проблемный подход в процессе обучения – воспитания, тренинги);
-вовлечение учащихся в практическую деятельность по решению проблем окружающей среды, укрепления здоровья (организация экологических троп, проведение Уроков здоровья, Школы безопасности, беседы, конференции, праздники).
Этапы реализации проекта.
1 этап. Начальный этап.
Сентябрь-октябрь 2019 г.
Создание рабочей группы.
Проведение исследования в целях подтверждения актуальности социального проекта и выбора основных направлений деятельности.
Определение направлений деятельности, уточнение цели, исходного положения.
- этап. Планирование деятельности по выполнению проекта.
Октябрь-ноябрь 2019 г.
Определение целевой аудитории и последовательность работы по различным направлениям проекта.
Распределение обязанностей и поручений среди участников группы.
Разработка плана социально-значимых мероприятий.
3 этап. Реализация проекта.
Ноябрь 2019 г. – май 2022 г.
Реализация плана работы, проекта по нравственно-экологическому воспитанию «Мы - дети природы».
Вовлечение учащихся в практическую природоохранную деятельность.
Проектная экологическая деятельность
4 этап. Подведение итогов
Июнь – август 2022 г.
Анализ реализации проекта.
Внесение коррективов в проект с учетом полученной обратной связи.
Оценка перспектив развития данного проекта.
Ожидаемый результат.
Проект «Мы – дети Природы» поможет формировать у детей умение наблюдать и исследовать окружающий мир, и, самое главное, жить в гармонии с собой и Природой.
Учащиеся будут иметь:
-первоначальный опыт эстетического, эмоционально - нравственного отношения к природе;
-первоначальный опыт участия в природоохранной деятельности в школе, на пришкольном участке, по месту жительства;
-личный опыт участия в экологических инициативах, проектах.
Дети научатся:
-слушать, слышать и понимать себя и другого;
-быть внимательными к самому себе и окружающим;
-осознавать себя как уникальное творение природы;
-осмысливать и оценивать свои поступки и поступки другого;
-понимать своё собственное эмоциональное состояние и настроение другого;
-уметь находить выход в нестандартных ситуациях;
-совершенствовать себя физически и умственно.
Содержание проекта.
Проект «Мы – дети природы» осуществляется по следующим направлениям:
1. экология природы;
2. экология здоровья;
3.экология души.
Экология природы.
Природа – это наш родной край, земля, которая нас вырастила и кормит, земля, преобразованная нашим трудом. Природа лежит в основе детского мышления, чувств, творчества. «Я вижу, - писал В.А.Сухомлинский, - воспитательный смысл в том, чтобы ребёнок видел, понимал, ощущал, переживал, постигал, как большую тайну, пробуждение жизни в природе».
Сама природа не воспитывает, воспитывает только активное взаимодействие с ней. Если ребёнок внимателен к окружающему миру природы, эмоционально реагирует на ситуации, связанные с ним, если у него есть интерес и желание участвовать в экологической деятельности - это и есть ростки личности будущего Гражданина, разумного хозяина своего города, страны, планеты. Природа – великий учитель!
Основные направления работы:
-организация и проведение мероприятий экологической направленности;
-участие в акциях «Чистый берег», «Чистое село», «Живи, родник», «Покорми птиц», «Батарейки, сдавайтесь!», «Сдай макулатуру – спаси дерево»;
- участие в проекте «Скажем мусору нет!».
Экология здоровья.
Для полноценного нравственно-экологического развития учащихся необходимо бережное отношение к самому себе, к своему здоровью, внутреннему состоянию, т.е. совершенствование своего “я”.
Только здоровый ребёнок может успешно учиться, продуктивно проводить свой досуг, стать в полной мере творцом своей судьбы. Надо, чтобы уже с раннего возраста ребёнок учился любви к себе, к людям, жизни. Только человек, живущий в гармонии с собой и с миром, будет действительно здоров.
Основные направления работы:
- информационные акции на родительских собраниях;
- разработка банка интерактивных бесед с обучающимися начальной школы о правильном питании;
- разработка и распространение листовок о вреде курения и алкогольной продукции.
Экология души.
Нравственное воспитание – целенаправленный двухсторонний процесс формирования морального сознания, развития нравственных чувств и выработки навыков и привычек нравственного поведения. Поведение нравственно, если человек взвешивает, продумывает свои действия, поступает со знанием дела, выбирая верный путь решения стоящей перед ним проблемы. Ребёнку надо с детских лет внушать, что любить природу - значит творить добро, и заставить его задуматься, что можно сделать, что надо сделать, чтобы наша земля стала краше, зеленей и богаче.
Основные направления работы:
- организация сбора одежды, игрушек, книг для малоимущих семей;
-организация и проведение внеклассных мероприятий «Нравственный театр»;
- проведение тренингов «Дерево решения».
Дорожная карта проекта «Мы - дети природы»
№п/п | Мероприятия | Дата |
2019 – 2020 учебный год | ||
1 | Акция «Чистый берег», очистка берега реки | Сентябрь |
2 | Участие во всероссийском уроке «Разделяй с нами» | Сентябрь |
3 | Организация субботников на территории школы и села | Октябрь, Апрель, |
4 | Организация и проведение экологических субботников | В теч. года |
5 | Дни здоровья | В теч. года |
6 | Акция «О спорт! Ты – мир!» | В теч. года |
7 | Участие в акции «Сдай макулатуру – спаси дерево» | Сентябрь |
8 | Участие в конкурсе «Час экологии и энергосбережения» | Ноябрь |
9 | Гигиена. Акция в столовой школы. «Мой руки перед едой!» | Декабрь |
10 | Участие в акции «Покормите птиц зимой» | Январь |
11 | Участие в эколого-просветительском уроке «Зеленая волна» | Февраль |
12 | Выпуск буклетов о вреде курения | Март |
13 | Участие во всероссийском экологическом уроке «Сохранение редких видов животных и растений» | Март |
14 | Участие в районном конкурсе «Зеленая планета-2020» | Март |
15 | Участие в конкурсе рисунков «Экологические знаки в лесу» | Апрель |
16 | Акция «А мы из Пензы. Наследники победителей» | Май |
17 | Акция «Георгиевская ленточка» | Май |
2020-2021 учебный год | ||
1 | Акция «Чистый берег», очистка берега реки | Сентябрь |
2 | Организация и проведение экологических субботников | В теч. года |
3 | Дни здоровья | В теч. года |
4 | Участие в акции «Батарейки,сдавайтесь» | Сентябрь |
5 | Участие в областной экологической викторине «Нащ дом – Земля» | Октябрь |
6 | Участие в акции «Живи, родник» | Ноябрь |
7 | Участие в акции «Эколята - молодые защитники природы» | Ноябрь |
8 | Выпуск буклетов «Береги воду!» | Декабрь |
9 | Участие в акции «Кормушка для пичужки» | Январь |
10 | Участие в областной викторине «Люблю тебя, мой Сурский край» | Февраль |
11 | Организация выставки «Красная книга пензенской области» | Февраль |
12 | Участие в акции «Подари книгу» | Февраль |
13 | Выпуск буклетов о вреде спайсов | Март |
14 | Работа над экологическим проектом «Скажем мусору нет!» | Март |
15 | Конкурс рисунков «Сохраним первоцветы!» | Апрель |
16 | Акция «Георгиевская ленточка» | Май |
Литература.
Грехова Л.И. «В союзе с природой» (методическое пособие)//ЦГЛ, Москва – Ставрополь, 2002 г.
Литвинова Л.С., Жиренко О. Е. «Нравственно-экологическое воспитание школьников», Москва 2005 г.
Левитман М.Х. «Экология – предмет: интересно или нет?»// С. – Петербург 1998 г.
Потапова Л.М. «Детям о природе. Экология в играх»// «Академия развития» - Ярославль, 2002 г.
Щербакова Ю.В., Козлова И.С. «Занимательная биология»//Глобус- Москва, 2008 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПРОГРАММА ДИАГНОСТИКИ воспитанников, обучающихся по программе дополнительного образования детей «ЮНЫЕ ЗНАТОКИ ПРИРОДЫ» (срок реализации – 2 года)
предварительная диагностика– оценить начальный уровень экологических знаний воспитанников кружка «ЮНЫЕ ЗНАТОКИ ПРИРОДЫ»;Текущая диагностика– оценить качество усвоения воспитанниками экологически...
Конспект занятия из блока «Мир природы» На тему: «Дары природы». Веточка рябины. (для детей 5-6 лет)
Данное тематическое занятие «Веточка рябины» - одно из блока «Мир природы». Проводится с детьми 4-5 лет первого года обучения.На занятии применяются несколько приёмов рисования: примакиван...
Интегрированное воспитательное мероприятие д/о «Наш дом – природа» и театра кукол. Экологическая викторина – сказка про корову, шмелей, детей, клевер и кота Ваську."
Представленное мероприятие интегрированное, проводилось педагогами и учащимися двух объединений "Наш дом - природа" и театра кукол.Цели: Расширить представление детей о взаимосвязи живых существ в при...
урок внеклассного чтения «Мы дети одной матери — Природы!» (по рассказам Э. Сетона-Томпсона о природе)
Данный материал предлагается для проведения урока внеклассного чтения в 5 - 6 классах. Рассказы Э.Сетона-Томпсона обычно н...
Кружок английского языка в 3 г. классе по книге С.Н. Каргиновой «Мы — дети природы». 2012 г.
Кружок англ.языка...
Особое место в дошкольных учреждениях занимает ознакомление детей с художественной литературой. Художественная книга для ребенка - это могучее средство всестороннего воспитания: она способствует развитию у детей любви к Родине, к родной природе, воспитыва
Цель: Познакомить родителей с различными способами закрепления речевых навыков у детей в домашних условиях....