Педагогическая концепция Герой нашего времени
статья
Предварительный просмотр:
Педагогическая концепция
Герой нашего времени.
Наши дети – это наша старость
Правильное воспитание – это наша
Счастливая старость, плохое воспитание –
Это наше будущее горе, это наши слезы,
Это наша вина перед другими людьми,
Перед всей страной.
А.С. Макаренко.
Я иду по аллее, заполненной розовой весенней дымкой. Позади институт, 5 лет нелегкой, но самой незабываемой жизни, радость которой всего лишь миг. Я иду неторопливо, прощаясь с каждым листом на березе, вспоминая самые яркие моменты в жизни, понимая, что все это скоро станет таким далеким, что новая встреча будет совсем иной. Но вдруг неожиданно встает вопрос: что ждет меня впереди ? Проходит какое-то время, вернее пролетает – последние летние каникулы. Передо мной взрослая жизнь, где нужно будет решать самые важные проблемы.
И вот я открываю новый для меня в мире уголок. Но найду ли я там место? Проходит день, другой. Мысли вертятся вокруг меня, не дают покоя. Мне предстоит трудная задача. Смогу ли я? Пока не знаю. Меня ждет школа. Для каждого человека существует своя школа. Но в моей жизни появилась еще одна. Я обрела профессию учитель, думаю, одну из самых важных. И теперь мне предстоит воспитывать и учить детей. С нетерпением жду того момента, когда увижу свой первый в жизни класс, который никогда невозможно будет забыть, который будет самым дорогим.
Я вхожу в класс и наконец вижу их всех – целых 28 мальчишек и девчонок. По телу пробегает дрожь. Нет, мне не страшно, просто я не могу поверить, что это мой самый первый класс. Какой-то промежуток времени мы смотрим друг на друга, общаемся взглядами. Появляется новая мысль. А примут ли они меня в свой маленький мирок, окутанный жемчужной беззаботностью? Проходит еще какое-то время, за окнами шепчутся снежинки. У них своя жизнь. А в нашем мирке – своя. У нас бывает все: праздники, веселье, смех, недоразумения, прощения. Мы стараемся понимать друг друга, потому что мы – одно целое, одна семья. Мы постигаем границы разума и света, стремимся стать достойными людьми, чтобы в будущем построить свой мир.
Я понимаю, что люблю этих детей и благодарна им за то, что они приняли меня в свой мирок, где я тоже его частичка.
XXI век обусловлен нестабильной экономической ситуацией в стране, что сказывается на малой ячейке общества – семье. Родители, исполняя свой материальный долг, в большинстве случаев забывают про свою основную обязанность – воспитание ребенка, возлагая всю ответственность на школу, в частности на классного руководителя. Молодой специалист, придя в школу, задается вопросом: что значит воспитывать? Наверное, вырастить, дав образование, человека с большой буквы. Нам доверили детей. С чего же начать воспитание? Еще А.С. Макаренко писал: « Не думайте, что вы воспитываете ребенка только тогда, когда с ним разговариваете или поучаете его. Вы воспитываете его в каждый момент жизни, даже тогда, когда вас нет». Читая труды Макаренко, Ушинского, Сухомлинского, я начала задумываться о воспитании и создала свою, пусть пока несовершенную , концепцию воспитания. Чтобы процесс развития проходил успешно, я в пятом классе изучила личность каждого ученика, его физическое, психическое состояние, семью, индивидуальные особенности и способности; ознакомилась с традициями, установленными в классе в период обучения в начальной школе, все это я фиксировала в дневниках наблюдения.
Таким образом, своей целью я поставила – воспитание человека, приспособленного к новым современным условиям, который мог бы взять на себя ответственность не только за свои поступки, но и за происходящее вокруг.
Для достижения цели мои задачи были направлены на:
в 5 – 6 классах - выявление природных задатков, развитие творческого потенциала каждого ученика; формирование общечеловеческих норм гражданской морали, культуры общения; развитие способности к объективной самооценке и саморегуляции в поведении, воспитании чувства собственного достоинства, способности к социальной адаптации.
В 7 классе- воспитание уважения к закону, развитие гражданской ответственности к общественным ценностям – сохранение окружающей среды, природы.
В 8 – 9 классах- формирование самосознания и ценности человеческой жизни, определения смысла жизни и профессиональной подготовки.
В 10 – 11 классах- воспитание положительного отношения к труду, развитие потребности в творческом труде, честности и ответственности в деловых отношениях, экономической грамотности и предприимчивости; воспитание и развитие потребности в здоровом образе жизни, умения быть хорошим семьянином.
Начальным условием было создание в классе атмосферы доброжелательности и взаимного доверия, любви и уважения. Моя система воспитания начинается с того, что я сначала четко представляю себе, чего я хочу добиться на данном этапе времени, какими хочу увидеть их в конце года и даже на выпускном вечере. Вместе с детьми и родителями планируем, осуществляем, анализируем, подводим итоги. Поэтому ко всем делам в классе привлекаю родителей, учителей – предметников, старшеклассников, участников ВОВ, библиотекарей, социального педагога и психолога. В целом воспитательная работа многоплановая и разносторонняя: это и экскурсии в картинную галерею, посещение музея, проведение соревнований, конкурсов, викторин, познавательных игр, участие в традиционных мероприятиях школы.
Во времена нашего детства мы не страдали от безделья и всегда были чем-то заняты. Нашими друзьями были сверстники, а не телевизор. Поэтому я свою концепцию строю на задействование моих детей в различных кружках и секциях, где они узнают себя не только как соседа по парте, а открывают в друг друге нового человека.
Так как одной из задач моей концепции являлось развитие самооценки и культуры общения, эти качества я развиваю через работу кружка путем создания Я- позиции в драматическом кружке и танцевальном, которые я веду сама с 5 класса. И к началу 6 класса я составила такую модель, где работа моих кружков позволяет воспитать в детях такие качества как: Я-коллектив, Я-эстет, Я-талант, Я-способность через драматический кружок и Я-движение, Я-энергия, Я-грация и Я-открытие через танцевальный кружок. ( Модель 1)
Начав работу в АСШ, я познакомилась с технологией творческого развития и уроками нравологии, целью которых является нравственное воспитание личности, что переплетается с моей концепцией, и я решила использовать эту технологию в своей работе. Таким образом, я пришла к следующей модели, позволяющая воспитать в детях следующие качества. (Модель 2)
Наше прогрессивное общество нуждается в личностях, готовых взять на себя ответственность за все в любой момент. Поэтому возникла потребность в организации самоуправления, где учащиеся участвуют в выполнении всех дел, присущих именно их возрасту. Помимо этого, коллективной оценке подлежат все без исключения вопросы жизни класса и школы. Внедряя самоуправление, я воспитываю важные качества. (Модель 3).
Рассмотрев данные модели моей педагогической концепции, мы видим, что каждому времени необходим свой герой, который будет обладать вышеперечисленными качествами, необходимыми во взрослой жизни: (Модель 4)
Таким образом, моя цель на данный момент воспитать такого человека, за которого мне не будет стыдно, которым я и общество будет гордиться.
Каждое утро, идя в школу, я с радостью жду встреч с моими шестиклассниками. И когда они здороваются, улыбаются, торопятся рассказать о том, что было без меня, хотят поделиться всем новым, что у них появилось, что их озадачило, значит, я выбрала правильно свою профессию, значит, Я-учитель.
Учитель русского языка и литературы МОБУ СОШ села Амзя Рамазанова А.Р.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок в 9 классе по произведению М.Ю.Лермонтова "Герой нашего времени". Анализ и содержание повести "Тамань". Работа над образом Печорина. Лаконизм, выразительность прозы Лермонтова.
изложенный материал урока может использоваться на уроках литературы в 9 классе по программе Т.Курдюмовой, В.Коровиной, В.Полухиной....
Презентация к уроку литературы по темк "Композиция романа М.Ю.Лермонтова "Герой нашего времени"
Вопрос о композиции литературного произведения сложен для восприятия учащихся. Презентация помогает систематизировать материал и подвести итог работе над анализом произведения....
Материалы к трём урокам литературы на темы: «Герой мятущейся души…» (по роману М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени»); «Детали будут тут нелишни…» ( по роману В.Набокова «Машенька»); «О чём поёт эпохи муза…» (по лирике А. Блока)
В методическую копилку учителей словесности предлагаю материалы к трём урокам литературы на темы: «Герой мятущейся души…» (по роману М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени»); «Детали будут тут нел...
РОМАН М.Ю. ЛЕРМОНТОВА «ГЕРОЙ НАШЕГО ВРЕМЕНИ». НАШИ РАЗМЫШЛЕНИЯ
Статья посвящена анализу романа М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени». В рамках проведения юбилейных мероприятий к тексту произведения пришлось обращаться снова и снова. Данный материал составляют во...
Исследовательская работа «Герой нашего времени» - «грустная дума о нашем времени»
Выяснить, что позволилоВ.Г. Белинскому назвать романМ.Ю. Лермонтова «грустной думой о нашем времени»...
Конспект урока литературы в 9 классе по роману М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени» «Печально я гляжу на наше поколенье!»
Анализ главы «Бэла»Цель урока:1. Вместе с учащимися рассмотреть характер и поступки героев в повести.2.Развивать умение находить в тексте материал о герое3.Заинтересовать обучающихся лично...
Обобщающий урок по роману М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени» в 9 В классе по теме: «Печорин – герой своего времени?»
Обобщающий урок по роману М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени» в 9 В классе по теме: «Печорин – герой своего времени?»...