Воспитательная программа.
рабочая программа (7 класс)
Воспитательная программа классного руководителя 7-8 класса.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vospitatelnaya_programma_lemega_t.v.docx | 55.64 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Школа № 20»
Программа воспитательной работы
Классного руководителя (7-8 классы)
«Новое поколение»
Разработала:
Классный руководитель 7 Б класса
МБОУ «Школа № 20»
Лемега Таисия Владимировна
Г. Рязань
2020 год
Содержание
- Паспорт программы ………………………………………………………3
- Пояснительная записка……………………………………………………5
- Содержание программы……………………………...……………………8
- Взаимодействия и формы работы………………………………………...12
- Критерии и способы изучения эффективности реализации программы воспитания…………………………………………………………………14
- Приложение………………………………………………………………...15
- Паспорт программы
Наименование программы: Программа воспитательной работы классного руководителя (7-8 классы) «Новое поколение».
Нормативно - правовое обеспечение Программы
- Конвенция о правах ребенка;
- Конституция Российской Федерации;
- Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. №273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Федеральные государственные образовательные стандарты нового поколения (ФГОС);
- Гигиенические требования к условиям обучения школьников в современных образовательных учреждениях различного вида (Сан ПиН 2.4.2.1178-02).
- ФГОС, утвержденный приказом МО и науки РФ от 17.12.10. №1897
Заказчик, координатор: Администрация МБОУ «Школа № 20», заместитель директора по воспитательной работе
Разработчик программы: Лемега Т.В.
Исполнители: классный руководитель, обучающиеся, родители
Цель: создать условия для формирования свободной талантливой личности, обогащенной знаниями, способной к самоопределению, саморазвитию и самореализации
Задачи:
- Изучить психолого-педагогические особенности личности ребенка.
- Формировать представления об индивидуальности и особенностях своего «Я».
- создать благоприятные условия для развития личности обучающихся, свободного и полного раскрытия их способностей;
- воспитывать гражданско- патриотическое и духовно-нравственное сознание на основе сохранения культурно- исторического наследия, отечественных традиций;
- Формировать навыки коллективной творческой деятельности;
- Формировать половое самосознания и здоровый образ жизни;
- создать условия для участия семей обучающихся в воспитательном процессе класса, повышения активности родительского сообщества, привлечь родительскую общественность к участию в соуправлении класса и школы.
Сроки реализации:
Программа рассчитана на среднесрочную перспективу - 2020-2022 гг. реализуется в три этапа:
1. 2020 – 2021 уч. год – 7 класс
2. 2021 - 2022 уч. год – 8 класс
Ожидаемые результаты:
1-й этап – обучающийся знает, понимает и ценит общественную жизнь; повышение социальной активности учащихся, утверждение социального оптимизма, проявление социальной инициативы, формирование социально значимых компетенций.
2-й этап – обучающийся самостоятельно действует в общественной жизни. Высокий уровень воспитанности личности, выявляемый на основе определенного набора качеств, соответствующих социальным требованиям. Положительная динамика личностного роста обучающихся, отсутствие правонарушений, активное участие в проектных, исследовательских работах различного уровня, действующих программах воспитания. Деятельность системы детского самоуправления. Активная позиция родителей в воспитании и социализации обучающихся.
Система контроля: общее руководство программой осуществляет заместитель директора школы по воспитательной работе.
Основание и порядок корректировки Программы: ежегодно уточняются: перечень мероприятий и целевые показатели, затраты по основным мероприятиям, состав исполнителей.
- Пояснительная записка
«Воспитание детей - рискованное дело, ибо в случае удачи последняя
приобретена ценою большого труда и заботы,
В случае же неудачи – горе несравнимо ни с каким другим».
Демокрит
С переходом в 7 класс ученики переходят и в новый возрастной период – младшие подростки. С этим переходом многое поменяется: образ мысли, стиль жизни, расставление приоритетов, поведенческие модели, взаимоотношения с окружающими и конечно взгляд на собственно «Я». Практически никогда переход "младший школьник - подросток” проходит плавно. Не всегда дети младшего подросткового возраста могут сформулировать свои претензии окружающему миру, свои желания. Насколько плавно и гармонично будет проходит этот переход, зависит от учителя и от классного руководителя в первую очередь, учитывая на сколько тесно его общение с классным коллективом. Как правило, общественная оценка классного коллектива значит для подростка больше, чем мнение учителей или родителей, и он обычно очень чутко реагирует на воздействие коллектива товарищей. Приобретенный опыт коллективных взаимоотношений прямо сказывается на развитии его личности, а значит предъявление требований через коллектив – один из путей формирования личности подростка.
В этом возрасте создаются неплохие условия для формирования организаторских способностей, деловитости, предприимчивости и других полезных личностных качеств, связанных с взаимоотношениями людей, в том числе умения налаживать деловые контакты, договориться о совместных делах, распределять между собой обязанности и т.д. Подобные личностные качества могут развиваться практически во всех сферах деятельности, в которые вовлечен подросток и которые могут быть организованы на групповой основе: учение, труд, игра.
Изучении представления родителей и учащихся, в отношении модели выпускников показало, что многие ученики видят себя с достаточно высоким уровнем развития культуры и интеллекта, с богатым внутренним миром, с достаточным уровнем знаний, умений и навыков, необходимых в профессиональном ориентировании, выборе дальнейшего пути с целью получения профессионального образования, отвечающего всем требованиям современной жизни. То есть обучающиеся и их родителя видят целью современного образования не только знания, умения и навыки, и активный запас ключевых компетенций, необходимых для жизни в современном обществе, самореализация и успешная социальная адаптация выпускников. Узнав, что ценит школьник, а что осуждает, какие цели перед собой ставит, как относится к другим и к себе, руководствуется ли своими ценностями в поведении, можно узнать, какой человек перед нами, каков его нравственный потенциал. А это значит, что открывается возможность представить себе не только настоящее, но и будущее воспитанника, программу его жизнедеятельности, направленность его личности.
Опыт работы классным руководителем подсказывает мне необходимость ежегодный план воспитательной работы, составляемый классным руководителем, заменить расширенным аналогом, охватывающим два года обучения: 7 и 8 классы. Данная воспитательная программа может меняться и дополняться в соответствии с общешкольным планом воспитательной работы, но основные положения остаются незыблемыми при достижении поставленных целей воспитательной работы.
Программа воспитательной системы, суть её сводится к предоставлению возможности учащимся и целым коллективам выбрать сферы, приложить силы и добиться успеха, реализовав свои потенциалы. Данная воспитательная программа является перспективной и рассчитана на 2 года: 7 и 8 классы.
Цель: создать условия для формирования свободной талантливой личности, обогащенной знаниями, способной к самоопределению, саморазвитию и самореализации
Задачи:
- Изучить психолого-педагогические особенности личности ребенка.
- Формировать представления об индивидуальности и особенностях своего «Я».
- создать благоприятные условия для развития личности обучающихся, свободного и полного раскрытия их способностей;
- воспитывать гражданско- патриотическое и духовно-нравственное сознание на основе сохранения культурно- исторического наследия, отечественных традиций;
- Формировать навыки коллективной творческой деятельности;
- Формировать половое самосознания и здоровый образ жизни;
- создать условия для участия семей обучающихся в воспитательном процессе класса, повышения активности родительского сообщества, привлечь родительскую общественность к участию в соуправлении класса и школы.
Программа осуществляется:
- через ведение аналитической и диагностической деятельности (анкетирование, собеседование, тестирование, наблюдение, опросники, социологические исследования);
- через методическое обеспечение (семинары, курсы, учёбы, консультации, педсоветы, мастер-классы);
- через систему дополнительного образования;
- через систему КТД и традиционных дел ОУ;
- в ходе организации образовательного процесса, а также во внеурочное и внешкольное время;
- в ходе взаимодействия со школьными социологическими службами (социальный педагог, психолог, библиотекарь, организаторы детского досуга);
- через систему взаимодействия, сотрудничества с культурного и образовательного учреждения города (школы, музеи, библиотеки, ЦДТ, ДК)
Методы:
- научно-исследовательский;
- метод проектов;
- коммуникативная методика;
- личностно-ориентированный метод;
- наглядно-иллюстративный метод;
- репродуктивный метод;
- метод критического мышления.
Формы работы:
- классный час, беседа, обсуждение, консультации, презентации,
- тренинги, занятия;
- конкурсы, викторины, игры, праздники, мероприятия, походы (туристические, культурологические), представления, выступления, балы, карнавалы, фестивали;
- встречи с интересными людьми, игры по интересам;
Принципы построения воспитательной работы:
- Принцип открытости
- Принцип привлекательности будущего дела
- Принцип деятельности
- Принцип свободы участия
- Принцип обратной связи
- Принцип сотворчества
- Принцип успешности
- Содержание программы
Воспитательная программа реализуется в следующих направлениях:
- Гражданско-патриотическое.
- Духовно-нравственное воспитание.
- Воспитание положительного отношения к труду и творчеству.
- Интеллектуальное воспитание.
- Здоровьесберегающее воспитание.
- Воспитание семейных ценностей.
Эти направление были определены в следующие блоки:
- Я -патриот
- Я – культурный человек
- Я – будущий профессионал
- Я за ЗОЖ
- Я и семья
Я - патриот
«Если крикнет рать святая: «Брось ты Русь! Живи в раю!»
Я скажу: «Не надо рая, дайте Родину мою!»
С. Есенин
Содержание программы охватывает проблемы патриотического и гражданского воспитания. Воспитание нового поколения российских граждан невозможно без формирования у подростков патриотического сознания, чувства любви и долга к своему Отечеству. Любовь к Родине, патриотизм, нравственное отношение к окружающему начинается с любви к близким, к дому, к школе, своему городу, родному краю. Программа направлена на формирование ценностных представлений о любви к России, народам Российской Федерации, к своей малой родине; усвоение ценности и содержания таких понятий как «служение Отечеству», «правовая система и правовое государство», «гражданское общество», об этических категориях «свобода и ответственность», о мировоззренческих понятиях «честь», «совесть», «долг», «справедливость» «доверие» и др.; развитие компетенции и ценностных представлений о верховенстве закона и потребности в правопорядке, общественном согласии и межкультурном взаимодействии.
План мероприятий:
Планируемые мероприятия | Срок реализации |
День Знаний | сентябрь |
Проведение дней памяти по жертвам терроризма в Беслане | сентябрь |
Смотр строя, речевки и песни | февраль |
Поздравление и оказание помощи ветеранам ВО войны | май |
Смотр военно-патриотической песни | май |
участие в митинге, посвященном Дню Победы | май |
Участие в Акции «Бессмертный полк». | май |
Экскурсии в школьный музей и музеи города | в течение учебного года |
открытые уроки и классные часы по гражданско–патриотической тематике | в течение учебного года |
Участие в школьный, муниципальных и Российских тематических конкурсах, викторинах, квестах | в течение учебного года |
разработка и участие в тематических классных часах и мероприятиях | в течение учебного года |
участие в мероприятии «Пост №1 | по графику |
Я – культурный человек
«Культурный человек – это человек, ориентированный на высокие нравственные ценности, стремящийся питать душу
возвышенным и прекрасным».
А. Моруа
Моральное воспитание — формирование сознания, нравственных чувств и навыков нравственного поведения; формирование у обучающихся ценностных представлений о морали, об основных понятиях этики (добро и зло, истина и ложь, смысл и ценность жизни, справедливость, милосердие, проблема нравственного выбора, достоинство, любовь и др.); этическое воспитание - формирование правил хорошего тона, культуры поведения и отношений; формирование чувства собственного национального достоинства и уважения к другим нациям и народам; политическое воспитание - формирование политического сознания. В свою очередь, каждое из этих направлений включает: формирование духовных начал человека, его стремления к познанию себя и своего места на земле, в космосе; нравственное просвещение в вопросах морали, этики, политики (мораль представляет собой совокупность правил, норм поведения людей, их обязанности по отношению к себе, другим людям, обществу; критерии различения зла и добра, хорошего и плохого, достойного и позорного); развитие механизмов нравственного самовоспитания, саморегуляции поведения; воспитание чувства личной ответственности за свои поступки и деятельности; формирование не только взглядов и отношений, но и убеждений человека, требующих реализации в поведении и поступках.
План мероприятий:
Планируемые мероприятия | Срок реализации |
Родительские собрания, классные часы по тематике духовно- нравственного воспитания | В течение года |
Беседы с учащимися на тему «Толерантное поведение и духовно-нравственное воспитание» | В течение года |
Участие в конкурсах, мероприятиях, викторинах, квестах и т.д. различного уровня | В течение года |
Я – будущий профессионал
«Нет неувлекательных специальностей.
Есть лишь пассивные люди,
не способные увлечься тем, что перед ними.»
Берг А.
Освоение учащимися труда, как образа жизни, их мотивы, цели и ценности труда вообще, мотивы выбора профессии, наличие у учащихся интересов и сочетание труда с его материальным вознаграждением. Ученики будут ознакомлены: с профессиями, существующими на современном рынке труда, с такими понятиями как: профориентация, профессия, специальность. Формирование дополнительных условий для психологической и практической готовности обучающегося к труду и осознанному выбору профессии, профессиональное образование, адекватное потребностям рынкам труда. формирование лидерских качеств и развитие организаторских способностей, умения работать в коллективе, воспитание ответственного отношения к осуществляемой трудовой и творческой деятельности.
План мероприятий:
Планируемые мероприятия | Срок реализации |
Субботники на территории школы | По графику (осень, весна, лето) |
Встречи и беседы с выпускниками школы, знакомство с биографиями выпускников, показавших достойные примеры высокого профессионализма, творческого отношения к труду и жизни | В течение года |
Ярмарка профессий | По года графику |
Дежурство по классу и школе | В течение года по графику |
Посещение занятий кружков | В течение года |
Организация работы классного самоуправления | В течение года |
Тематические классные часы | В течение года |
Участие в профориентационных тестированиях | В течение года |
Я за ЗОЖ
«Единственная красота, которую я знаю, — это здоровье».
Генрих Гейне
Жизнь как ценность. Умение ценить жизнь и здоровье свою и окружающих. Болезни и здоровье. Здоровый образ жизни. Основы гигиены. Профилактика заболеваний. Травмы - их причины, профилактика. Первая помощь. Вредные привычки: курение, алкоголь, наркотики: как победить пристрастие к ним. Формирование у обучающихся культуры здорового образа жизни, ценностных представлений о физическом здоровье, о ценности духовного и нравственного здоровья. Спорт и правильное питание.
План мероприятий:
Планируемые мероприятия | Срок реализации |
Спортивные соревнования, легкоатлетические эстафеты различного уровня | В течение года |
Беседы с фельдшером | В течение года |
Олимпиады, спартакиады, акции | В течение года |
Посещение спортивных секций | В течение года |
Тематические классные часы | В течение года |
Походы | В течение года |
Я и семья
«Благоразумие отца есть самое действенное
наставление для детей».
Демокрит
Что такое семья и для чего она создается. Поколение, потомки, предки. История семьи. Генеалогическое дерево. Моя родословная. Кто такие родственники. Кем родственники приходятся мне и моим родителям. Семейный этикет. Бюджет семьи. Материальное положение семьи. Профессии. Все работы хороши – выбирай на вкус. Семейные обязанности. Семейные традиции. На чем держится семья. Герб семьи. Легко ли жить без родителей.
План мероприятий:
Планируемые мероприятия | Срок реализации |
День матери | ноябрь |
8 марта и 23 февраля | Февраль, март |
Тематические классные часы | В течение года |
Выставки и конкурсы различного уровня | В течение года |
Совместные родительские собрания, вечера, праздники | В течение года |
- Взаимодействия и формы работы
- Работа классного руководителя
Разработка общих педагогических требований и подходов к детям в учебно-воспитательном процессе на основе целей школы; представление интересов своих учеников в педагогическом совете; привлечение учителей к работе с родителями; установление взаимодействия между педагогическими работниками и обучающимися; изучение индивидуальных особенностей обучающихся и динамики их развития; определение состояния и перспектив развития коллектива класса. Включение школьников своего класса в систему внеклассной работы: разнообразные предметные кружки, факультативы, выпуск предметных газет, совместная организация и участие в предметных неделях, тематических вечерах и других мероприятиях; организация воспитательной работы с обучающимися через проведение «малых педсоветов», педагогических консилиумов, тематических и других мероприятий; контроль за успеваемостью каждого обучающегося; контроль за посещаемостью учебных занятий обучающимися.
- Взаимодействие с заместителем директора
по воспитательной работе
Привлечение к работе с классом представителей культуры, спорта, общественность и др.; организация внеучебной, внешкольной работы классного коллектива, досуговых и каникулярных мероприятий.
- Взаимодействие с библиотекарем
Изучение отношения учащихся к чтению; способствование формированию культуры чтения, отношения к нравственным идеалам, этическим нормам поведения, осознания собственной индивидуальности через освоение классической и современной литературы; сотрудничество с семьей, учителями-предметниками, изучение отношения самого ученика к чтению, консультирование и помощь в выборе книг; расширение круга чтения учеников.
- Взаимодействие с медицинским работником
Изучение особенности развития детей; выяснение наследственных и хронических заболеваний детей; ведение работы по профилактике заболеваний; проведение бесед о личной гигиене человека, по половому воспитанию, о вреде курения, алкоголизма, наркомании
- Взаимодействие с родителями
Обеспечение связи школы с семьей; изучение семейной ситуации и условий воспитания ребенка в семье; сотрудничество с семьей в интересах ребенка; формирование общих подходов к воспитанию; организация работы по повышению педагогической и психологической культуры родителей; совместное изучение личности ребенка, его психофизиологических особенностей; организация помощи в обучении, физическом и духовном развитии; создание благоприятного климата в семье; психологический и эмоциональный комфорт ребенка в школе и за ее пределами; проведение тематических родительских собраний (1 раз в четверть); работа родительского комитета; совместные мероприятия с родителями; изучение материально-бытовых условий, психологического климата в семье, требований родителей к обучению и воспитанию в школе и дома, их видение перспектив развития ребенка; оказание помощи в воспитании; индивидуальная и групповая работа с родителями, тематическое консультирование; привлечение родителей класса к организации интересной, насыщенной внеурочной деятельности обучающихся; защита интересов и прав ребенка в общественных организациях и государственных судебных органах.
- Критерии и способы изучения эффективности реализации программы воспитания
Критерии | Методика изучения |
Личность учащегося как главный показатель эффективности процесса воспитания. | 1.Методика определения модели выпускника. 2.Методика выявления готовности школьников к выбору профессии. 3.Методика М.Рокича «Уровень ценностных ориентаций». 4.Опросник субъективного отношения ученика к деятельности, самому себе и к окружающим. |
Удовлетворённость учащихся и родителей жизнедеятельностью в классе и в школе. | Методика Е.Н. Степанова Методика изучения удовлетворенности учащихся школьной жизнью (разработана А.А. Андреевым) |
Детский коллектив как условие развития личности школьников. | 1.Методика изучения уровня развития детского коллектива «Какой у нас коллектив» А.Н.Лутошкина. 2.Методика Фридмана «Наши отношения». 3.Методика определения уровня развития ученического самоуправления М.И.Рожкова. 4. Методика «Атмосфера в классе». 5. Методика Е.Н.Степанова. |
Социальная активность, потребность в достижениях | 1. участие учащихся в олимпиадах, конкурсах и пр. 2. внеучебная деятельность 3. занятость учащихся в кружках, секциях 4. участие в школьных мероприятиях 5. мониторинг участия в классных и общешкольных мероприятиях |
- Приложение
Изучение удовлетворённости родителей работой образовательного учреждения (методика Е. Н. Степанова)
Цель: выявить уровень удовлетворенности родителей работой образовательного учреждения и его педагогического коллектива.
Ход тестирования:
На родительском собрании предлагается родителям внимательно прочитать перечисленные ниже утверждения и оценить степень согласия с ними. Для этого родителю необходимо обвести ниже каждого выражения одну цифру, которая означает ответ, соответствующий его точке зрения.
Цифры означают следующие ответы:
4 – совершенно согласен;
3 – согласен;
2 – трудно сказать;
1 – не согласен;
0 – совершенно не согласен.
1. Коллектив, в котором учится наш ребенок, можно назвать дружным. – 4 – 3 – 2 – 1 – 0
2. В среде своих одноклассников наш ребенок чувствует себя комфортно. – 4 – 3 – 2 – 1 – 0
3.Педагоги проявляют доброжелательное отношение к нашему ребенку. – 4 – 3 – 2 – 1 – 0
4. Мы испытываем чувство взаимопонимания в контактах с администрацией и педагогами нашего ребенка. – 4 – 3 – 2 – 1 – 0
5. В классе, где учится наш ребенок, хороший классный руководитель. – 4 – 3 – 2 – 1 – 0
6. Педагоги справедливо оценивают достижения в учебе нашего ребенка. – 4 – 3 – 2 – 1 – 0
7. Наш ребенок не перегружен учебными занятиями и домашними заданиями. – 4 – 3 – 2 – 1 – 0
8.Учителя учитывают индивидуальные особенности нашего ребенка. – 4 – 3 – 2 – 1 – 0
9.В учебном заведении проводятся мероприятия, которые полезны и интересны нашему ребенку. – 4 – 3 – 2 – 1 – 0
10.В учебном заведении работают различные кружки, клубы, секции, где может заниматься наш ребенок. – 4 – 3 – 2 – 1 – 0
11.Педагоги дают нашему ребенку глубокие и прочные знания. – 4 – 3 – 2 – 1 – 0
12.В учебном заведении заботятся о физическом развитии и здоровье нашего ребенка. – 4 – 3 – 2 – 1 – 0
13.Учебное заведение способствует формированию достойного поведения нашего ребенка. – 4 – 3 – 2 – 1 – 0
14.Администрация и педагоги создают условия для проявления и развития способностей нашего ребенка. – 4 – 3 – 2 – 1 – 0
15.Учебное заведение по-настоящему готовит нашего ребенка к самостоятельной жизни. – 4 – 3 – 2 – 1 – 0
ОБРАБОТКА РЕЗУЛЬТАТОВ ТЕСТА
Удовлетворенность родителей работой учебного заведения (У) определяется как частное, полученное от деления общей суммы баллов всех ответов родителей на общее количество ответов.
Если коэффициент У равен 3 или больше этого числа, это свидетельствует о высоком уровне удовлетворенности; если он равен или больше 2, но не меньше 3, то можно констатировать средний уровень удовлетворенности; если же коэффициент У меньше 2, это является показателем низкого уровня удовлетворенности родителей деятельностью образовательного учреждения.
Результаты анкетирования
Анкетирование родителей показало, что коэффициент У равен больше 3 – это свидетельствует о высоком уровне удовлетворенности жизнедеятельностью детей в классе и работой образовательного учреждения.
Методика изучения удовлетворенности учащихся школьной жизнью
(разработана А.А. Андреевым)
Цель: определить степень удовлетворенности учащихся школьной жизнью.
Процедура проведения.
Учащимся предлагается прочитать (прослушать)
утверждения и оценить степень согласия с их содержанием по следующей шкале:
4 - совершенно согласен;
3 - скорее, согласен;
2 - трудно сказать;
1 - скорее, не согласен;
0 - совершенно не согласен.
Утверждения
1. Я иду в школу с радостью.
2. В школе у меня обычно хорошее настроение.
3. В нашем классе хороший классный руководитель.
4. К нашим школьным учителям можно обратиться за советом и помощью в трудной
жизненной ситуации.
5. У меня есть любимый учитель.
6. В классе я могу всегда свободно высказать свое мнение.
7. Я считаю, что в нашей школе созданы все условия для развития моих
способностей.
8. У меня есть любимые школьные предметы.
9. Я считаю, что школа по-настоящему готовит меня к самостоятельной жизни.
10. На летних каникулах я скучаю по школе.
Обработка полученных данных.
Показателем удовлетворенности учащегося
школьной жизнью (У) является частное от деления суммы баллов, полученной путем
сложения оценок по всем ответам, на общее количество ответов (на 10). Если У больше 3,
то можно констатировать о высокой степени удовлетворенности, если же У больше 2, но
меньше 3 или У меньше 2, то это, соответственно, свидетельствует о средней и низкой
степени удовлетворенности учащегося школьной жизнью.
Методика «Наши отношения» (составлена Фридман Л.М.)
Цель: выявить степень удовлетворённости учащихся различными сторонами жизни коллектива.
Ход проведения. Школьнику предлагается ознакомиться с двумя блоками утверждений (каждый блок состоит из шести предложений).
В каждом блоке учащийся отмечает только одно утверждение, которое больше всего совпадает с его мнением.
I блок: Изучение взаимоприемлемости друг друга (или конфликтности)
II блок: Изучение состояния взаимопомощи (или её отсутствие)
Сводный оценочный лист _______класса
Учащихся в классе –
I блок: Изучение взаимоприемлемости друг друга (или конфликтности) | II блок: Изучение состояния взаимопомощи (или её отсутствие) | ||||
1. | Наш класс очень дружный и сплочённый. |
| 1. | В нашем классе принято помогать без напоминания |
|
2. | Наш класс дружный. |
| 2. | В нашем классе помощь оказывается только своим друзьям. |
|
3. | В нашем классе нет ссор, но каждый существует сам по себе. |
| 3. | В нашем классе помогают только тогда, когда об этом просит сам ученик. |
|
4. | В нашем классе иногда бывают ссоры, но конфликтным наш класс назвать нельзя. |
| 4. | В нашем классе помощь оказывается только тогда, когда требует учитель. |
|
5. | Наш класс недружный, часто возникают ссоры. |
| 5. | В нашем классе не принято помогать друг другу. |
|
6. | Наш класс очень недружный. Трудно учиться в таком классе. |
| 6. | В нашем классе отказываются помогать друг другу. |
|
Обработка результатов: подсчитывается общее количество учащихся по каждому утверждению, в последней строке записываются утверждения выбранные большинством учащихся. Те суждения, которые отмечены большинством учащихся, свидетельствуют об определенных взаимоотношениях в коллективе. В то же время мнение конкретного ученика показывает, как ощущает он себя в системе этих отношений.
Методика "Определение уровня развития самоуправления в ученическом коллективе" (по М.И. Рожкову)
Цель: определить уровень развития ученического самоуправления
Возраст: 11- 16 лет
Инструкция: Дорогой друг! Оцени предлагаемые 24 высказывания. Для ответов используй следующие оценки: 4 - "да"; 3 – «скорее да, чем нет»; 2 - "трудно сказать"; 1 - "скорее нет, чем да"; 0 - "нет".
Текст анкеты
1. Считаю для себя важным заниматься, чтобы коллектив моего класса работал лучше; 2. Вношу предложения по совершенствованию работы класса;
3. Самостоятельно организую отдельные мероприятия в классе;
4. Участвую в подведении итогов работы класса, в определении ближайших задач;
5. Считаю, что класс способен к дружным самостоятельным действиям.
6. У нас в классе обязанности четко и равномерно распределяются между учащимися.
7. Выбранный актив в нашем классе пользуется авторитетом среди всех членов коллектива.
8. Считаю, что актив в нашем классе хорошо и самостоятельно справляется со своими обязанностями.
9. Считаю, что учащиеся нашего класса добросовестно относятся к выполнению своих общественных обязанностей.
10. Своевременно и точно выполняю решения, принятые собранием или активом класса.
11. Стремлюсь приложить все усилия, чтобы задачи, поставленные перед коллективом, были выполнены.
12. Готов ответить за результаты своей работы и за результаты работы своих товарищей.
13. Мы хорошо представляем себе задачи, которые стоят перед коллективом школы.
14. Учащиеся моего класса часто участвуют в opraнизации разнообразных мероприятий всего коллектива школы.
15. Мы стремимся помочь представителям коллектива в органах самоуправления всего коллектива школы в решении задач, стоящих перед ними.
16. Мои товарищи и я регулярно участвуем в обсуждении проблем, стоящих перед коллективом школы.
17. Мы стремимся к тому, чтобы сотрудничать в решении задач, стоящих перед всем коллективом, с другими классами и объединениями.
18. Удовлетворен отношением моих товарищей к другим классам.
19. Мы стремимся помочь другим коллективам, младшим в разрешении трудностей, возникающих перед ними.
20. Считаю, что учащиеся, избранные в органы самоуправления школы, пользуются заслуженным авторитетом.
21. Учащиеся моего класса добросовестно относятся выполнению поручений органов ученического самоуправления всего коллектива.
22. Мы стремимся к тому, чтобы коллектив школы достиг более высоких результатов.
23. Готов отстаивать интересы всего коллектива школы в других коллективах и общественных организациях.
24. Осознаю свою ответственность за результаты работы всего школьного коллектива.
Ответы оформляйте в следующем виде (пример) 1 -3; 2-0; 3 - 1 и т.д.
Обработка и интерпретация данных
При обработке результатов 24 высказывания разбиваются на шесть групп:
1 группа - 1, 2, 3, 4 высказывания (включенность учащихся в самоуправленческую деятельность);
2 группа - 5. 6, 7, 8 высказывания (организованность классного коллектива);
3 группа - 9, 10, 11, 12 высказывания (ответственность членов первичного коллектива за его дела);
4 группа - 13,14, 15, 16 высказывания (включенность класса в дела общешкольного коллектива);
5 группа - 17, 18, 19, 20 высказывания (отношения класса с другими классами);
6 группа - 21, 22, 23, 24 высказывания (ответственность учащихся класса за дела общешкольного коллектива).
По каждой группе подсчитывается сумма баллов, выставленных всеми участниками опроса. Затем она делится на число участников опроса и на 16 (максимальное количество баллов, которое может указать респондент по каждой группе).
Уровень развития самоуправления определятся по следующей шкале:
- если результат < 0.5 балла - низкий уровень;
- если результат >0.5, но < 0.8 - средний уровень;
- если результат > 0,8 - высокий уровень.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Воспитательная программа в 6-м классе
В воспитательной программе класса представлены цели и задачи воспитательной работы в этом году, характеристика класса, работа по секторам, планируемые мероприятия....
Воспитательная программа для учащихся старшего звена «НОВОЕ ПОКОЛЕНИЕ» Разработчик программы: Жилина Галина Нигметовна, учитель МБОУ «Карагачская СОШ»
Цель программы: оказание помощи старшеклассникам в личностном и профессиональном самоопределении, создание условий для разностороннего развития личности на основе усвоения общечеловеческих ценностейОс...
Воспитательная программа "Становление личности" составлена для воспитательной работы в ТО "Умелые ручки"
Воспитание - процесс, начинающийся с раннего детства, когда в душу ребенка закладываются основные жизненные принципы, помогающие ему статьЧеловеком с большой буквы, занять достойное место в жизни, осо...
рабочая программа воспитательной программы "Милосердие"
Представленная рабочая программа составленая для работы школьного общества "Милосеррдие"...
Воспитательные программы, план воспитательной работы
Предлагаю материалы, которые Вам пригодятся в работе. ...
Воспитательная программа «Моделирование оптимальной воспитательной системы учреждения дополнительного образования»
Программа «Моделирование оптимальной воспитательной системы учреждения дополнительного образования» Советского районного Центра развития творчества детей и юношества «Созвездие» на 2014/2019 год...
Реализация модуля «Уроки семьи» воспитательной программы «Моя программа жизни» для 11 класса
В основе модуля «Уроки семьи» лежит системно-деятельностный подход, направленный на формирование у старшеклассников семейных духовно-нравственных ценностей. Это по...