Правила работы с "трудными детьми"
консультация
Рекомендации классным руководителям.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rekomendatsii_klassnym_rukovoditelyam_v_rabote_s.docx | 18.78 КБ |
Предварительный просмотр:
Рекомендации классным руководителям в работе с "трудными" подростками
Особенности подросткового периода развития:
- ребенок стремится приобрести личную свободу и независимость;
- примеряет на себя различные интересы и жизненные цели;
- вступает в первые романтические отношения;
- привыкает ощущать себя в роли взрослого человека.
Общаясь с подростком, помните:
- беседу с подростком нужно начинать с дружеского тона;
- в процессе общения с подростком проявляйте к нему искренний интерес;
- лучшим словом, располагающим подростка к общению, является его имя;
- диалог с подростком надо начинать с тех вопросов, мнения по которым совпадают;
- в процессе общения старайтесь вести диалог на равных;
- старайтесь инициативу общения держать в своих руках;
- умейте смотреть на вещи глазами подростка.
Работая с «трудным» подростком, нужно:
- Ясно сформулировать взрослеющему человеку его права и обязанности, ограничить круг видов деятельности (которые ему разрешены и доступны) и ответственность за них. Настаивать на соблюдении принятых «правил игры», самим соблюдать их в тех случаях, когда другой стороне этого не удается. Быть терпеливым и помнить, чтобы избавиться от нежелательных привычек, нужны долгие месяцы.
- В конфликтных ситуациях не стараться одержать победу любой ценой – мы тоже имеем право менять взгляды, мы не гарантированы от ошибок, кое в чем можем и уступить.
- Действовать только тактическим маневром и никогда – прямой атакой. Выслушивать все, не реагируя тотчас же, и только потом, выбрав подходящий момент, без раздражения высказать свое мнение, вносящее поправки в услышанное. Вскрывать причины неправильных взглядов подростка, показывать, в чем ошибочность его рассуждений, и таким путем развивать и направлять его мыслительный процесс, обеспечивая необходимыми источниками.
- Быть самокритичными, принципиальными, стараться настолько укрепить доверие молодого человека, чтобы он делился с нами своими возможными неприятностями.
- Не ставить на подростке крест, ведь его обостренное самолюбие и социальная поза возникли именно вследствие предыдущих социальных сбоев, которые постоянно напоминают о себе и подпитывают нежелательное поведение.
- Не пытаться загнать подростка в угол, поставить в затруднительное положение. Не прибегать к физическому наказанию
- Требуя что-то от подростка, нельзя торговаться
- Стараться соблюдать принцип А.С. Макаренко: чем больше мы уважаем человека, тем выше наши требования к нему.
- Уметь смеяться. Раскрывать подросткам особенности их личности и приемлемые для них черты нашей личности.
- В личных беседах усиливать целенаправленную жизненную ориентацию подростков и развивать их идеал Я.
Способы реагирования на нарушение дисциплины.
Типы поведения учащихся, его характеристика | Психологические причины поведения | Возможные пути педагогического воздействия | |
Поведение, направленное на привлечение внимания | Активное: отвлекает внимание учителя и класса | Неумение просить внимания при переживании дефицита внимания к себе. | Минимизация внимания (игнорирование демонстративного поведения). Разрешающее поведение (к выходке может присоединиться весь класс в пределах «разрешённой квоты»). Подчёркивание успехов, внимание за хорошее поведение. Отвлечение ученика (смена вида деятельности). |
Пассивное: чрезмерно медленный темп работы, демонстративная медлительность | |||
Властолюбивое поведение | Активное: вспышки негодования, конфронтация, нагнетание напряжённости | Эмансипация, мода на «сильную личность» в неадекватных проявлениях | Акцентирование на поступках, а не на личности учащихся. Поддержание благоприятного эмоционального фона, избегание напряжённости ( не повышать голос, не высмеивать ученика, не сравнивать его с другими, не ставить ниже себя в правах). Отсроченное обсуждение проступков. Демонстрация модели неагрессивного поведения. |
Пассивное: Тихое непослушание | |||
Мстительное поведение | Активное: физические или психологические акты насилия (порча мебели, оскорбления) | Стереотип силового разрешения конфликтов | Акцентирование внимания на поступках, а не на личности учащихся. Поддержание благоприятного эмоционального фона, избегание напряжённости (не повышать голос, не высмеивать ученика, не сравнивать его с другими, не ставить ниже себя в правах). Отсроченное обсуждение поступков. Демонстрация модели неагрессивного поведения. |
Пассивное: | |||
Поведение, направленное на избегание неудач | Активное: вспышки негодования в ситуации реальной или потенциальной неудачи | Необоснованные ожидания взрослых, конкурирующий стиль взаимодействия | Представление дополнительной помощи в обучении (ученики-репетиторы, игровые методы обучения, дополнительные занятия). Предоставление возможности позитивно рассказать о себе. Подчёркивание достижений, напоминания о прошлых успехах. Материализация достижений (аплодисментами, условными знаками, отметками в «Классном уголке» и др). |
Пассивное: Откладывание «на потом», уверенность в отсутствии способностей и/или возможностей.
|
Подготовила учитель истории , социальный педагог Бойко Н.Д.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Правила работы с тревожными детьми
Шпаргалка для учителя...
4.2. Работа с детьми из социально неблагополучных семей, детьми, попавшими в трудные жизненные ситуации, детьми из семей мигрантов, детьми с девиантным поведением (далее-сложные дети)
Справка, копии дипломов...
Парциальная образовательная программа «Правила поведения на дороге» для работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья
Программа ПДД...
Система работы струдными
Работа с трудными...
Правила работы с детьми с СДВГ
Причины, статистика, особенности детей с синдромом дефицита внимания, гиперактивностью....
Раздел 2.4. Организация работы с детьми с особыми потребностями в образовании, детьми с ОВЗ, детьми- сиротами, детьми, находящимися в трудной жизненной ситуации
Организация работы с детьми с особыми потребностями в образовании, детьми с ОВЗ, детьми- сиротами, детьми, находящимися в трудной жизненной ситуации...
Работа с детьми "группы риска": «Без прав не бывает обязанностей, без обязанностей не бывает прав!»
В 1959 г. Генеральная Ассамблея ООН провозгласила Декларацию прав ребенка. В ней утверждается, что некоторые права человека имеют непосредственное отношение к детям, которые нуждаются в особых заботе ...