Кл. час по теме: "Профилактика самовольных уходов."
классный час (9 класс)

Шпакова Елена Александровна
Основные права и обязанности детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon profilaktika_samovolnyh_uhodov.doc111 КБ

Предварительный просмотр:

Профилактика самовольных уходов.

Основные права детей

1. Право на образование.

2. Право на охрану здоровья, право на пользование наиболее совершенными услугами системы здравоохранения и средствами лечения болезней, восстановления здоровья.

3. Право на отдых и досуг.

4. Право ребенка участвовать в играх и развлекательных мероприятиях, соответствующих его возрасту, свободно участвовать в культурной и творческой жизни и заниматься искусством.

5. Право свободно выражать свое мнение, включая право свободно искать, получать и передавать информацию и идею любого рода.

6. Право на свободу мысли, совести, религии.

7. Право на свободу ассоциаций и свободу мирных собраний.

8. Право на личную жизнь.

9. Право пользоваться благами социального обеспечения, включая социальное страхование.

10. Право на защиту от всех форм физического или психического насилия, оскорбления или злоупотребления, отсутствия заботы или небрежного обращения, грубого обращения или эксплуатации, включая сексуальные злоупотребления.

«Конвенция о правах ребенка»

Обязанности воспитанника

  • Выполнять Устав учреждения.
  • Добросовестно учиться, посещать все уроки, выполнять домашнее задание.
  • Бережно относиться к имуществу детского дома и школы.
  • Выполнять правила по охране труда, технике безопасности, санитарии и гигиены.
  • Уважать честь и достоинство других воспитанников и работников детского дома и школы.
  • Выполнять требования работников детского дома в части, отнесенной Уставом и правилами для воспитанников к их компетенции.
  • Не нарушать общественный порядок.
  • Не употреблять алкогольные, наркотические, психотропные и другие токсические вещества, приводящие к расстройству здоровья.
  • Не совершать самовольные уходы из детского дома и школы.
  • Не совершать противоправные действия: воровство, драки, нецензурные выражения, азартные игры и др.
  • Соблюдать правила проживания в детском доме, не нарушать режим дня.
  • Уважать честь и достоинство окружающих, не обижать младших, выполнять поручения педагогов.

Извлечения из Уголовного, Административного

и Гражданского кодексов РФ

Ст.87 УК РФ. Уголовная ответственность несовершеннолетних

1. Несовершеннолетними признаются лица, которым ко времени совершения преступления исполнилось четырнадцать, но не исполнилось восемнадцати лет.

2. Несовершеннолетним, совершившим преступления, может быть назначено наказание либо к ним могут быть применены принудительные меры воспитательного характера.

Ст.88 УК РФ. Виды наказаний, назначаемых несовершеннолетним.

1. Штраф (при наличии собственного заработка или имущества, от 10 до 500 минимальных размеров оплаты труда).

2. Лишение права заниматься определенной деятельностью.

3. Обязательные работы (от 40 до 160 часов в свободное от учебы, работы время).

4. Исправительные работы (до одного года).

5. Арест (достигшим 16 лет – от 1 до 4 месяцев).

6. Лишение свободы на определенный срок (до 10 лет).

Ст. 20 УК РФ. Возраст, с которого наступает уголовная ответственность.

1. Уголовной ответственности подлежит лицо, достигшее ко времени совершения преступления шестнадцатилетнего возраста.

2. Лица, достигшие ко времени совершения преступления четырнадцатилетнего возраста, подлежат ответственности за:

– убийство (статья 105 УК РФ) – наказание от 6 до 10 лет лишения свободы;

– умышленное причинение тяжкого вреда здоровью (статья 111 УК РФ) – от 2 до 10 лет;

– умышленное причинение средней тяжести вреда здоровью (статья 112 УК РФ) – от 3 до 5 лет лишения свободы;

– похищение человека (статья 126 УК РФ) – от 4 до 10 лет лишения свободы;

– изнасилование (статья 131 УК РФ) – от 3 до 10 лет лишения свободы;

– насильственные действия сексуального характера (статья 132 УК РФ) – от 3 до 10 лет;

– кража (статья 158 УК РФ) – от 3 до 10 лет;

– грабеж (статья 161 УК РФ) – от 4 до 10 лет;

– разбой (статья 162 УК РФ) – от 3 до 10 лет;

– вымогательство (статья 163 УК РФ) – от 3 до 10 лет;

– неправомерное завладение автомобилем или иным транспортным средством без цели хищения (статья 166 УК РФ) – от 3 до 10 лет;

– умышленное уничтожение или повреждение имущества при отягчающих обстоятельствах (часть вторая, статья 167 УК РФ) – от 2 до 5 лет лишения свободы;

– терроризм (статья 205 УК РФ) – от 5 до 10 лет;

– захват заложника (статья 206 УК РФ) – от 5 до 10 лет;

– заведомо ложное сообщение об акте терроризма (статья 207 УК РФ) – до 3 лет лишения свободы;

– хулиганство при отягчающих обстоятельствах (части вторая и третья статьи 213 УК РФ) – от 2 до 7 лет;

– вандализм (статья 214 УК РФ) – исправительные работы до 6 месяцев;

– хищение либо вымогательство оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств (статья 226 УК РФ) – от 3 до 10 лет лишения свободы;

– хищение либо вымогательство наркотических средств или психотропных веществ (статья 229 УК РФ) – от 3 до 10 лет;

– приведение в негодность транспортных средств или путей сообщения (статья 267 УК РФ) – от 4 до 10 лет лишения свободы.

3. Если несовершеннолетний достиг возраста, предусмотренного частями первой или второй настоящей статьи, но вследствие отставания в психическом развитии, не связанном с психическим расстройством, во время совершения общественно опасного деяния не мог в полной мере осознавать фактическую и общественную опасность своих действий (бездействия) либо руководить ими, он не подлежит уголовной ответственности.

Другие статьи УК РФ, по которым наиболее часто привлекаются несовершеннолетние.

Умышленное причинение легкого вреда здоровью (статья 115 УК РФ) – исправительные работы до 1 года.

Побои (статья 116 УК РФ) – исправительные работы до 6 месяцев.

Угроза убийством или причинение тяжкого вреда здоровью (статья 119 УК РФ) – лишение свободы до 2 лет.

Незаконные операции с оружием (статья 222 УК РФ) – лишение свободы от 2 до 8 лет.

Незаконные операции с наркотиками (статья 228 УК РФ) – от 3 до 10 лет.

Склонение к употреблению наркотиков (статья 230 УК РФ) – от 2 до 10 лет.

Ст. 90 УК РФ. Применение принудительных мер воспитательного воздействия.

1. Несовершеннолетний, впервые совершивший преступление небольшой или средней тяжести, может быть освобожден от уголовной ответственности, если будет признано, что его исправление может быть достигнуто путем применения принудительных мер воспитательного воздействия.

2. Несовершеннолетнему могут быть назначены следующие принудительные меры воспитательного воздействия:

– предупреждение;

– передача под надзор родителей или лиц, их заменяющих, либо специализированного государственного органа;

– возложение обязанности загладить причиненный вред;

– ограничение досуга и установление особых требований к поведению несовершеннолетнего.

3. Несовершеннолетнему может быть назначено одновременно несколько принудительных мер воспитательного воздействия.

4. В случае систематического неисполнения несовершеннолетним принудительной меры воспитательного воздействия, эта мера по представлению специализированного государственного органа отменяется, и материалы направляются для привлечения несовершеннолетнего к уголовной ответственности.

Статья 1074 ГК РФ. Ответственность за вред, причиненный несовершеннолетними в возрасте от четырнадцати

до восемнадцати лет.

1. Несовершеннолетние в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет самостоятельно несут ответственность за причиненный вред на общих основаниях.

2. В случае, когда у несовершеннолетних в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет нет доходов или иного имущества, достаточных для возмещения вреда, вред должен быть возмещен полностью или в недостающей части его родителями (усыновителями) или попечителем, если они не докажут, что вред возник не по их вине.

Если несовершеннолетний в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет, нуждающийся в попечении, находился в соответствующем воспитательном, лечебном учреждении, учреждении социальной защиты населения или другом аналогичном учреждении, которое в силу закона является его попечителем, это учреждение обязано возместить вред полностью или в недостающей части, если не докажет, что вред возник не по его вине.

3. Обязанность родителей (усыновителей), попечителя и соответствующего учреждения по возмещению вреда, причиненного несовершеннолетним в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет, прекращается по достижении причинившим вред совершеннолетия либо в случаях, когда у него до достижения совершеннолетия появились доходы или иное имущество, достаточные для возмещения вреда, либо когда он до достижения совершеннолетия приобрел дееспособность.

Административная ответственность

Ст.2.3. Возраст, по достижении которого наступает административная ответственность.

1. Административной ответственности подлежит лицо, достигшее к моменту совершения административного правонарушения шестнадцати лет.

2. С учетом конкретных обстоятельств дела и данных о лице, совершившем административное правонарушение в возрасте от шестнадцати до восемнадцати лет, комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав указанное лицо может быть освобождено от административной ответственности с применением к нему меры воздействия, предусмотренной федеральным законодательством о защите прав несовершеннолетних.

Ст. 6.8. Незаконное приобретение либо хранение наркотических средств или психотропных веществ, а также оборот их аналогов – 5 – 10 МОТ.

Примечание: лицо, добровольно сдавшее приобретенные без цели сбыта наркотические средства или психотропные вещества, а также их аналоги, освобождается от административной ответственности за данное административное правонарушение.

Ст. 6.9. Употребление наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача – 5 – 10 МОТ.

Примечание: лицо, добровольно обратившееся в лечебно-профилакти-ческое учреждение для лечения в связи с употреблением наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача, освобождается от административной ответственности.

Ст. 6.9. Вовлечение несовершеннолетнего в употребление спиртных напитков или одурманивающих веществ.

1.Вовлечение несовершеннолетнего в употребление спиртных напитков или одурманивающих веществ – 5 – 10 МОТ.

2. Те же действия, совершенные родителями или иными законными представителями несовершеннолетних, а также лицами, на которых возложены обязанности по обучению и воспитанию несовершеннолетних – 15 – 20 МОТ.

Ст.6.11. Занятие проституцией – 15 – 20 МОТ.

Ст. 7.17. Умышленное уничтожение или повреждение чужого имущества, если эти действия не повлекли причинение значительного ущерба – 3 – 5 МОТ.

Ст. 7.27. Мелкое хищение.

Мелкое хищение чужого имущества путем кражи, мошенничества, присвоения или растраты – возмещение до 3-кратной стоимости похищенного имущества, но не менее одного размера оплаты труда.

Примечание: хищение чужого имущества не превышает пяти минимальных размеров оплаты труда, установленных законодательством РФ.

Ст.19.1. Самоуправство, т.е. самовольное, вопреки установленному федеральным законом или иным нормативным правовым актом порядку, осуществление своего действительного или предполагаемого права, не причинившее существенного вреда гражданам или юридическим лицам, – 1 – 3 МОТ.

Ст. 19.13. Заведомо ложный вызов специализированных служб.

Заведомо ложный вызов пожарной охраны, милиции, скорой медицинской помощи или иных специализированных служб – 10 – 15 МОТ.

Ст. 19.17. Незаконное изъятие удостоверения личности гражданина (паспорта) или принятие удостоверения личности гражданина (паспорта) в залог.

1. Незаконное изъятие должностным лицом удостоверения личности гражданина (паспорта) – 1 – 3 МОТ.

2. Принятие удостоверения личности гражданина (паспорта) в залог – 1 МОТ.

Ст. 20.1 Мелкое хулиганство.

Мелкое хулиганство, то есть нецензурная брань в общественных местах, оскорбительное приставание к гражданам или другие действия, демонстративно нарушающие общественный порядок и спокойствие граждан, – 5 – 15 или административный арест до 15 суток.

Ст. 20.20. Распитие спиртных напитков.

1. Распитие алкогольной и спиртосодержащей продукции либо потребление наркотических средств или психотропных веществ в общественном месте, за исключением организаций торговли или общественного питания, в которых разрешена продажа алкогольной продукции в розлив, – 3 – 5 МОТ.

2. Потребление наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача либо потребление иных одурманивающих веществ на улицах, стадионах, в скверах, парках, в транспортном средстве общего пользования, в других общественных местах – 10 – 15 МОТ.

Ст. 20.21. Появление в общественных местах в состоянии алкогольного опьянения.

Появление на улицах, стадионах, в скверах, парках, в транспортном средстве общего пользования, в других общественных местах в состоянии опьянения, оскорбляющем человеческое достоинство и общественную нравственность, – 1 – 5 МОТ или арест на срок до 15 суток.

Ст.20.22. Появление в состоянии опьянения несовершеннолетних, а равно распитие ими алкогольной и спиртосодержащей продукции, потребление ими наркотических средств или психотропных веществ в общественных местах.

Появление в состоянии опьянения несовершеннолетних в возрасте до шестнадцати лет, а равно распитие ими алкогольной и спиртосодержащей продукции, потребление ими наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача, иных одурманивающих веществ на улицах, стадионах, в скверах, парках, в транспортном средстве общего пользования, в других общественных местах – штраф с родителей или иных законных представителей несовершеннолетних в размере 3 – 5 МОТ.

Опросник Айзенка(подростковый)

 Цель: Выявить особенности темперамента ребенка.

Инструкция: Вам предлагается ряд вопросов об особенностях Вашего пове-дения, если Вы отвечаете на вопрос утвердительно ("согласен"), то поставьте знак "+", если отрицательно ("несогласен"), то знак "-". Отвечайте на вопросы быстро, не раздумывая, так как важна первая реакция.

Текст опросника

1. Любишь ли ты шум и суету вокруг себя?

2. Часто ли ты нуждаешься в друзьях, которые могли бы тебя поддержать или утешить?

 3. Ты всегда находишь быстрый ответ, когда тебя о чем-нибудь спрашивают, если это не на уроке?

4. Бываешь ли ты иногда сердитым, раздражительным, злишься?

5. Часто ли у тебя меняется настроение?

 6. Тебе больше нравится быть одному, чем встречаться с другими ребятами?

7. Бывает ли так иногда, что тебе мешают уснуть разные мысли?

 8. Всегда ли ты делаешь так, как тебе говорят?

 9. Любишь ли ты подшутить над кем-нибудь?

10. Ты когда-нибудь чувствовал себя несчастным, хотя для этого не было настоящей причины?

11. Ты веселый человек?

12. Ты когда-нибудь нарушал правила поведения в школе?

13. Многое ли раздражает тебя?

14. Тебе нравится такая работа, где надо делать все быстро?

 15. Ты переживаешь из-за всяких страшных событий, которые чуть было не произошли, хотя все окончилось хорошо?

16. Тебе можно доверять любую тайну?

17. Можешь ли ты развеселить заскучавших ребят?

18. Бывает ли так иногда, что у тебя без всякой причины сильно бьется сердце?

19. Делаешь ли ты первый шаг для того, чтобы с кем-нибудь подружиться?

20. Ты когда-нибудь говорил неправду?

21. Сильно ли ты огорчаешься, если люди находят недостатки в работе, которую ты сделал?

 22. Любишь ли ты рассказывать смешные истории, шутить со своими друзьями?

 23. Часто ли ты чувствуешь себя усталым без всякой причины?

24. Ты всегда сначала делаешь уроки, а играешь уже потом?

25. Ты обычно весел и всем доволен?

26. Обидчив ли ты?

27. Любишь ли ты разговаривать и играть с другими ребятами?

28. Всегда ли ты выполняешь просьбы родных о помощи по хозяйству?

29. Бывает ли так, что у тебя иногда сильно кружится голова?

30. Любишь ли ты поставить кого-нибудь в неловкое положение, посмеяться над кемнибудь?

31. Ты часто чувствуешь, что тебе что-нибудь очень надоело?

32. Ты любишь иногда похвастаться?

33. Ты чаще всего молчишь в обществе других людей?

34. Ты иногда волнуешься так сильно, что тебе трудно усидеть на месте?

35. Ты быстро решаешься на что-нибудь?

36. Ты иногда шумишь в классе, когда нет учителя?

37. Тебе часто снятся страшные сны?

 38. Можешь ли ты забыть обо всем и от души повеселиться среди своих друзей, приятелей, подруг?

39. Тебя легко огорчить чем-нибудь?

40. Случалось ли тебе говорить плохо о ком-нибудь?

 41. Можешь ли ты назвать себя беспечным, беззаботным человеком?

42. Если тебе случится попасть в неловкое положение, ты потом долго переживаешь?

43. Ты любишь шумные и веселые игры?

44. Ты всегда ешь все, что тебе предлагают?

 45. Тебе трудно отказаться, если тебя о чем-нибудь просят?

46. Ты любишь часто ходить в гости?

47. Бывают ли такие моменты, что тебе не хочется жить?

48. Ты когда-нибудь был грубым с родителями?

49. Тебя считают веселым человеком?

 50. Ты часто отвлекаешься, когда делаешь уроки?

 51. Ты больше любишь сидеть в стороне и смотреть, чем самому принимать участие в общем веселье?

52. Тебе обычно бывает трудно уснуть из-за разных мыслей?

53. Ты обычно бываешь, уверен в том, что сможешь справиться с делом, которое тебе поручают?

54. Часто ли ты чувствуешь себя одиноким?

 55. Ты стесняешься первым заговаривать с незнакомыми людьми?

56. Часто ли ты решаешься на что-нибудь, когда уже поздно?

57. Когда кто-нибудь из ребят кричит на тебя, ты тоже кричишь в ответ?

58. Ты иногда чувствуешь себя особенно веселым или печальным без всякой причины?

59. Ты считаешь, что трудно получить настоящее удовольствие в гостях, на утреннике, на елке?

60. Тебе часто приходится волноваться из-за того, что ты сделал что-нибудь, не подумав?

Ключ 1. Экстраверсия-интроверсия: "да" ("+") 1, 3, 9, 11, 14, 17, 19, 22, 25, 27, 30, 35, 38, 41, 43, 46, 49, 53, 57. "нет" ("-") 6, 33, 51, 55, 59. 52

2.Нейротизм: "да" ("+") 2, 5, 7, 10, 13, 15, 18, 21, 23, 26, 29, 31, 34, 37, 39,42, 45, 47, 50, 52, 54, 56, 58, 60.

3. Показатель лжи: "да" ("+") 8, 16, 24, 28, 44. "нет" ("-") 4, 12, 20, 32, 36, 40, 48.

 Оценка результатов Оценочная таблица для шкалы экстра-интроверсии: Интроверсия значительная: 1-7. Интроверсия умеренная: 8-11. Экстраверсия умеренная: 12-18. Экстраверсия значительная: 19-24.

 Оценочная таблица для шкалы нейротизма: Эмоциональная устойчивость высокая: до 10. Эмоциональная устойчивость средняя: 11-14. Эмоциональная неустойчивость высокая: 15-18. Эмоциональная неустойчивость очень высокая: 19-24. По шкале лжи показатель в 4-5 баллов рассматривается как критический.

МЕТОДИКА "ЧЕЛОВЕК ПОД ДОЖДЕМ"

ОПИСАНИЕ Методика «Человек под дождем» ориентирована на диагностику силы Эго человека, его способности преодолевать неблагоприятные ситуации, противостоять им. Она позволяет также осуществить диагностику личностных резервов и особенностей защитных механизмов. Цель проективной методики «Человек под дождем»— диагностика особенностей совладания со сложными ситуациями, готовность человека справляться с трудностями, а также применяемые защитные механизмы. Тест был разработан двумя психологами — Е. Романовой и Т. Сытько. Сегодня его широко используют для того, чтобы узнать: 1. возможности человека к адаптации 2. устойчивость человека к воздействию разнообразных стрессовых ситуаций. Этот тест специально разработан для тех, кто не является специалистом в области проективных методик — его не нужно расшифровывать с помощью сложных формул. Этой методикой могут с успехом пользоваться врачи, педагоги, родители, а также все те, кто просто любит «тестировать» своих друзей.

Методика проведения исследования.

 На чистом листе бумаги формата А4, который вертикально ориентирован, испытуемому предлагается нарисовать человека, а потом, на другом таком же листе — человека под дождем. Сопоставление двух рисунков позволяет определить, как человек реагирует на стрессовые, неблагоприятные ситуации, что он чувствует при затруднениях. ИНСТРУКЦИИ Инструкция №1: «Пожалуйста, нарисуйте человека».

 Инструкция №2: «Нарисуйте человека под дождем».

ОБРАБОТКА При интерпретации рисунков рекомендуется руководствоваться следующими положениями. Когда рисунок готов, важно воспринять его целиком. Необходимо «войти» в рисунок и почувствовать, в каком настроении пребывает персонаж (радостном, ликующем, удрученном и т.д.), ощущает ли он себя беспомощным или, напротив, чувствует в себе внутренние ресурсы для борьбы с трудностями, а возможно, спокойно и адекватно воспринимает затруднения, считая их обычным жизненным явлением. Таким образом, важно отследить глобальное впечатление от рисунка. Это интуитивный процесс. Только после этого можно перейти к анализу всех специфических деталей с точки зрения логики, опираясь при этом на основные положения руководства по интерпретации.

РЕКОМЕНДАЦИИ В процессе тестирования важно наблюдать за ходом рисования и обращать внимание на все высказывания испытуемого. Для получения более достоверной информации необходимо провести дополнительное интервью с тестируемым.  

ИНТЕРПРЕТАЦИЯ

Экспозиция, положение на листе. В рисунке «Человек под дождем» по сравнению с рисунком «Человек», как правило, обнаруживаются существенные отличия. Важно посмотреть, как изменилась экспозиция. Так, например, если человек изображен уходящим, то это может быть связано с наличием тенденции к уходу от трудных жизненных ситуаций, избеганию неприятностей (особенно если фигура человека изображается как бы наблюдаемой с высоты птичьего полета). В случае смещения фигуры человека под дождем в верхнюю часть листа можно предположить склонность испытуемого к уходу от действительности, к потере опоры под ногами, а также наличие защитных механизмов по типу фантазирования, чрезмерного оптимизма, который часто не оправдан. Положение фигуры в профиль или спиной указывает на стремление отрешиться от мира, к самозащите. Изображение, помещенное внизу листа, может свидетельствовать о наличии депрессивных тенденций, чувстве незащищенности. В остальном при интерпретации следует опираться на методику «Человек». Например, изображение, смещенное влево, возможно, связано с наличием импульсивности в поведении, ориентацией на прошлое, в ряде случаев с зависимостью от матери. Изображение, смещенное вправо, указывает на наличие ориентации, на окружение и, возможно, зависимость от отца. Если рисунок расположен преимущественно в верхней части листа, это может означать, что у человека высокая самооценка, он недоволен своим положением в обществе, ему не хватает признания. Если при расположении в верхней части листа фигура очень маленькая, то человек считает себя своего рода непризнанным гением. Если рисунок располагается большей частью в нижней части листа, то у его автора может быть низкая самооценка, неуверенность в себе, подавленность, нерешительность, страхи, связанные с самопредъявлением, незаинтересованность в своем положении в обществе. Положение рисунка по горизонтальной оси (лево-право): — если рисунок расположен больше в левой части, человек больше опирается на прошлый опыт, склонен к самоанализу, нерешителен в действиях, пассивен; — если большая часть рисунка располагается в правой части листа, то перед нами человек действия, который реализует задуманное, активен и энергичен.

Трансформация фигуры. Увеличение размера фигуры иногда встречается у подростков, которых неприятности мобилизуют, делают более сильными и уверенными. Уменьшение фигуры имеет место тогда, когда испытуемый нуждается в защите и покровительстве, стремится перенести ответственность за собственную жизнь на других. Ребята, которые рисуют маленькие фигурки, обычно стесняются проявлять свои чувства и имеют тенденцию к сдержанности и некоторой заторможенности при взаимодействии с людьми. Они подвержены депрессивным состояниям в результате стресса. Изображение человека противоположного пола может указывать на определенный тип реагирования в сложной ситуации, «включение» поведенческих программ, 56 заимствованных у конкретных людей из ближайшего окружения (мам, бабушек). Изменение возраста указывает на самоощущение человека в ситуации жизненных неурядиц. Если в рисунке «Человека под дождем» при изображении фигуры пропускаются какие-либо части тела (ноги, руки, уши, глаза), то это указывает на специфику защитных механизмов и особенности проявлений Эго-реакций. Функция одежды — «формирование защиты от стихии». Обилие одежды указывает на потребность в дополнительной защите. Отсутствие одежды связано с игнорированием определенных стереотипов поведения, импульсивностью реагирования. Оценка характера линий. — легкие линии — недостаток энергии, скованность; — линии с нажимом — агрессивность, властность, настойчивость, тревожность; — неровный нажим — импульсивность, нестабильность, тревога.

Контуры фигуры. — неотрывные линии — изоляция; — разрыв контура — сфера конфликта; — много острых углов — агрессивность, плохая адаптация; — двойные линии — тревога, страх, подозрительность; — штриховка — зона тревожности.

Направление фигуры человека В проективной методике «Человек под дождем» немаловажно, как изображена фигура человека: — повернута влево — внимание сосредоточено на себе, своих мыслях, переживаниях в прошлом; — повернута вправо — автор рисунка устремлен в будущее, активен; — виден затылок, человек изображен спиной — проявление замкнутости, уход от решения конфликтов. Если человек изображен бегущим, автор рисунка хочет убежать от проблем. Шагающий человек означает хорошую адаптацию. Если человек на рисунке стоит неустойчиво, это может означать напряжение, отсутствие стержня, равновесия. Фигура из палочек указывает на негативизм, сопротивление методике. Чрезмерно детские, игровые рисунки говорят о потребности в одобрении. Рисунки-шаржи означают желание избежать оценочных суждений в свой адрес, переживание неполноценности, враждебности.

 Средства защиты от дождя. Зонт, головной убор, плащ и т.д. — это символы защитных механизмов, способов справляться с неприятностями. Зонт представляет собой символическое изображение психической защиты от неприятных внешних воздействий. С точки зрения трактовки образов зонт может рассматриваться как отображение связи с матерью и отцом, которые символически представлены в образе зонта: купол — материнское начало, а ручка — отцовское. Зонт может защищать или не защищать от непогоды, ограничивать поле зрения персонажа, а может и отсутствовать. Так, например, огромный зонт-гриб может свидетельствовать о сильной зависимости от матери, решающей все сложные ситуации за человека. Размер и расположение зонта по отношению к фигуре человека указывают на интенсивность действия механизмов психической защиты. Очень большой зонт означает созависимость с родителями, желание в трудной ситуации получит поддержку от авторитетных лиц. Отсутствие шляпы, зонта и других средств защиты говорит о плохой адаптированности и потребности в защите. Шляпа на голове — потребность в защите от вышестоящих.

 Тело. Голова — сфера интеллекта и контроля. Непропорционально большая голова говорит об убежденности испытуемого в значимости мышления. Маленькая голова — переживание интеллектуальной неадекватности, неполноценности.

 Шея — связь разума с чувствами. Чрезмерно крупная шея говорит о том, что рисующий сознает свои телесные импульсы и старается их контролировать. Длинная, тонкая шея означает торможение в осознавании своих телесных импульсов. Короткая толстая шея — уступки своим слабостям, желаниям. Шея перевязана платком — разрыв связи между разумом и чувствами.

Плечи — признак физической силы. Чем больше плечи, тем больше потребность во власти, признании. Плечи мелкие — ощущение собственной малоценности, ничтожности. Покатые плечи — уныние, отчаяние, чувство вины.

Туловище чрезмерно крупное — наличие неудовлетворенных потребностей, желаний. Тело квадратное — признак мужественности. Тело очень маленькое — чувство унижения, малоценности.

Лицо показывает отношение к миру, важно обратить внимание на выраженность тех или иных черт. Лицо подчеркнуто — сильная озабоченность отношениями с другими, своим внешним видом. Лицо спрятано под полями шляпы или закрыто зонтом или не прорисовано — стремление избегать неприятных воздействий.

 Глаза. Большие, заштрихованные глаза говорят о наличии страхов, желании контролировать внешнюю среду. Маленькие глаза-точки (палочки) — погруженность в себя, избегание визуальных стимулов.

Ресницы — кокетливость, демонстративность.

Большие уши — чувствительность к критике, заинтересованность в положительном мнении окружающих. Уши маленькие, отсутствие ушей — избегание критики, нежелание слушать о себе плохое.

Конечности, руки — символ межперсонального взаимодействия. Широко раскрытые руки, ладонями вперед говорят об открытости, стремлению к действиям. Если руки шире у запястий, чем у плечь, это говорит об импульсивности в действиях. Руки за спиной означают нежелание уступать, однако агрессия находится под контролем. Руки слишком длинные — большие амбиции. Руки напряжены и прижаты к телу — ригидность, неповоротливость, напряжение. Отсутствие рук — нежелание общаться, чувство собственной неадекватности. Пальцы на рисунке олицетворяют чувства, чаще всего агрессию. Большие пальцы, нарисованные отдельно, выражают вытесненную агрессивность.

Атрибуты дождя. Дождь — помеха, нежелательное воздействие, побуждающее человека закрыться, спрятаться. Характер его изображения связан с тем, как человеком воспринимается трудная ситуация: редкие капли — как временная, преодолимая; тяжелые, закрашенные капли или линии — тяжелая, постоянная. Необходимо определить, откуда дождь «приходит» (справа или слева от человека) и 58 какая часть фигуры подвергается воздействию в большей степени. Интерпретация проводится в соответствии с приписываемыми значениями правой и левой стороны листа или фигуры человека. По линиям, которыми изображен дождь, можно судить об отношении автора рисунка к окружающей среде. Уравновешенные, одинаковые штрихи, в одну сторону, говорят о сбалансированной окружающей среде. Беспорядочные штрихи — окружающая среда тревожная, нестабильная. Вертикальные штрихи говорят об упрямстве, решительности. Короткие, неровные штрихи по всему полю, и отсутствие всех защит указывает на тревогу и восприятие окружающей среды как враждебной. Тучи являются символом ожидания неприятностей. Важно обращать внимание на количество облаков, туч, их плотность, размер, расположение. В депрессивном состоянии изображаются тяжелые грозовые тучи, занимающие все небо. Лужи, грязь символически отражают последствия тревожной ситуации, те переживания, которые остаются после «дождя». Следует обратить внимание на манеру изображения луж (форму, глубину, брызги). Важно отметить, как расположены лужи относительно фигуры человека (находятся ли они перед или за фигурой, окружают человека со всех сторон или он сам стоит в луже). Лужи символизируют нерешенные проблемы. Нужно обратить внимание, слева или справа от персонажа находятся лужи: если слева, значит, человек видит проблемы в прошлом, если справа — предвидит их в будущем. Если человек стоит в луже, это может означать неудовлетворенность, потерю ориентиров.

 Дополнительные детали. Все дополнительные детали (дома, деревья, скамейки, машины) или предметы, которые человек держит в руках (сумочка, цветы, книги), рассматриваются как отражение потребности в дополнительной внешней опоре, в поддержке, в стремлении уйти от решения проблем путем переключения и замещающей деятельности. Более полная расшифровка деталей основывается на символическом значении представленных образов. Например, молния может символизировать начало нового цикла в развитии и драматические изменения в жизни человека. Радуга, нередко возникающая после грозы, предвещает появление солнца, символизирует мечту о несбыточном стремлении к совершенству. Дополнительные предметы, изображенные на рисунке (фонарь, солнце и т.д.), обычно символизируют значимых людей для автора рисунка.

Тенденции. Признаки эмоциональной холодности — схематичная фигура; лицо частично или полностью не прорисовано Признаки импульсивности — много движений у фигуры; взлохмаченные волосы; несогласованность направленности тела, рук и ног; недостаточность одежды Признаки конфликта в семье — ограничение пространства для фигуры; явное несоответствие качества рисунка другим; на лице прорисованы явно положительные эмоции. Признаки инфантильности — человек в сказочной или праздничной одежде; на лице выражение восторга; у фигуры отсутствует шея; рисунок переместился вверх по сравнению с другими; уменьшение возраста человека, по сравнению с другими рисунками; рисунок человека в виде ребенка. Признаки недоверия себе — нарисован мальчик; зонт над человеком держит кто-то или что-то; у одежды очень много застежек; человек уходит влево.

Искажение и пропуск деталей. Отсутствие существенных деталей может указывать на область конфликта и быть следствием вытеснения как защитного механизма психики. Так, например, отсутствие зонта в рисунке может свидетельствовать об отрицании поддержки со стороны родителей в трудной ситуации.

Цвет в рисунках. Рисунки можно выполнять простым карандашом. Тем не менее многие, предпочитают использование цветных карандашей. Следует помнить, что точная интерпретация цветового решения не может быть сделана, если у испытуемого нет всего набора цветных карандашей. Цвета могут символизировать определенные чувства, настроение и отношения человека. Они также могут отражать спектр различных реакций или областей конфликтов. Хорошо адаптированный и эмоционально не обделенный ребенок обычно использует от двух до пяти цветов. Семь-восемь цветов свидетельствуют о высокой лабильности. Использование одного цвета говорит о возможной боязни эмоционального возбуждения.

 Заключительный этап. Этот этап в интерпретации рисунка связан с интеграцией информации, полученной на первом и втором этапах. Здесь анализируется весь полученный материал, соотносится с результатами стандартных тестов и с информацией о человеке. По тому, как меняется персонаж от первого рисунка ко второму, можно сделать выводы об - отношении художника к жизненным трудностям, - о способах, которыми он эти трудности обычно преодолевает. Обычно картинки получаются настолько красноречивыми и символичными, что понять их и проинтерпретировать, способен даже неспециалист. Некоторые рисунки показывают — насколько не сформированы у тестируемого навыки конструктивного реагирования на стрессовые ситуации. Сравнивая два рисунка из серии, обратите внимание на следующие характерные изменения: * Как изменяется цвет (цвет фона, цвет человечка, в какой цвет окрашены дождевые капли); * Изменяется ли пол человека от рисунка к рисунку? Очень часто в таких сериях меняется пол человека. Это укажет нам на способ реагирования — по «женскому» или «мужскому» гендерному типу встречает человек трудности; * Изменяется ли возраст человечка? Соответствует ли примерный возраст человечка возрасту самого художника? Регресс в детство — покажет изображённый на картинке взрослого человека ребёнок. Если на картинке ребёнка или подростка изображён взрослый человек или старик — это расскажет о том, кому из старших родственников склонен подражать ребёнок, решая свои проблемы. * Изменяется ли размер фигуры? Очень миниатюрная фигура во второй картинке говорит о ранимости и низкой стрессоустойчивости, возможно о низкой самооценке. Очень большая фигура свидетельствует об активной жизненной позиции, агрессивности.

После рисования можно провести обсуждение. Примеры вопросов

 Расскажите об этом человеке: как он себя ощущает, чувствует? Kакое у него настроение? Что ему больше всего хочется сделать? Дождь пошёл неожиданно или по прогнозу? Человек был готов к тому, что пойдёт дождь или для него это неожиданность? Любите ли Вы дождь? Почему? В какой момент времени мы его застали? Если человеку под дождём дискомфортно (плохо), то чем ему можно помочь? Что сам человек может сделать, чтобы себе помочь, чтобы справится с дождём?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Памятка приёмным родителям для профилактики самовольных уходов детей из семьи

Журнал для заботливых родителей.http://www.za-partoi.ru/archive/Газета «Здоровье детей»http://zdd.1september.ru/Памятка Министерства образования Московской области...

Организация воспитательной работы в целях предотвращения самовольных уходов воспитанников структурного подразделения «Детский дом» при ГБОУ НПО ИСПЛ №116 СПб

Причины самовольных уходов несовершеннолетних воспитанников. Планирование работы по профилактике самовольных уходов несовершеннолетних....

Буклет "Самовольные уходы"

Самовольный уход – наиболее явное выражение потребности в автономии, это своеобразная форма протеста или обиды на педагогов, сверстников, родителей.  В буклете даны рекомендации педагогам по проф...

План работы по предупреждению самовольных уходов несовершеннолетних обучающихся, воспитанников

План совместной работы коррекционной школы VIII вида с ПДН  по предупреждению самовольных уходов  несовершеннолетних обучающихся, воспитанников...

Памятка действий для родителей по предупреждению самовольных уходов детей из дома.

Чтобы предупредить самовольные уходы детей из дома, родителям следует помнить о некоторых несложных действиях......

Статья на тему: "Профилактика вредных зависимостей, правонарушений, самовольных уходов воспитанников детских домов"

« Профилактика правонарушений и девиантного поведения, самовольных уходов воспитанников детских домов и школ, интернатов»....

Доклад и презентация на тему: "Профилактика самовольных уходов воспитанников из социальных учреждений"

Особенности детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеющих отягощающие факторы становления, наследственную патологию, многочисленные отклонения, заложенные еще в раннем возрасте, обу...