"Мэҥэ Кэскилэ"
рабочая программа (7 класс)
Предварительный просмотр:
МБОУ «Павловская СОШ» им.В.Н.Оконешникова
МР «Мегино-Кангаласский улус
Рассмотрено | "Согласовано" | Утверждено приказом |
на заседании М.О. | зам.директора по УВР | директора школы № |
протокол № ______ | __________Васильева А.В | от 31.08.2020 |
"____"__________2090г. | "____"__________2020г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
По внеурочной деятельности
«Мэҥэ Кэскилэ»
Винокуровой Анастасии Ивановны,
1 категория
7 «б» КЛАСС
2020 г.
Пояснительная записка
1.1. Нормативная база
Рабочая программа “Мэҥэ Кэскилэ” для 7 класса составлена на основании требований следующих нормативно – правовых документов:
- Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина.
- Концепция воспитания в МР «Мегино- Кангаласский улус».
1.2. Цели изучения курса
«Мэҥэ Кэскилэ» — добровольческая деятельность, которая дает возможность ребенку активно включиться в социальные процессы, обрести цель в жизни, вселить в него уверенность в себе, в свое будущее, найти друзей – соратников, объединенных стремлением к социальному служению, умеющих работать творчески и качественно, доводить начатое до конца.
Главной целью программы «Мэҥэ Кэскилэ» является освоение школьниками системы ведущих ценностных ориентаций отечественной цивилизации, присоединение к смыслу родной культуры.
Данный курс направлен на развитие внутреннего, духовного мира ученика ради осознания себя деятельным субъектом сохранения и приумножения духовно – нравственного и социально — культурного опыта Отечества.
В плане личностного развития учащихся программа призвана определить собственное воззрение на служение Отечеству, воспитывать качества патриотизма, гражданственности, устойчивой и бескорыстной привязанности к Отечеству, малой Родине, семье и соотечественникам, формировать ориентацию школьников на базовые духовно – нравственные ценности и на этой основе способствовать формированию у учащихся собственной жизненной позиции.
В плане социализации учащихся программа ««Мэҥэ Кэскилэ»» призвана определять и развивать их ориентации в современной социокультурной среде, в отечественном духовном и культурном наследии, содействовать формированию их гражданской и культурной идентичности. Воспитывая в учащихся достойных представителей своей культуры, знающих, чувствующих и принимающих ее идеалы и ценности, курс в тоже время создает условия для формирования у учащихся навыков сотрудничества в современном полиэтническом и поликультурном социуме, стремления к социальной консолидации и стабильности российского общества.
В плане подготовки учащихся к профессиональной деятельности данная программа призвана привести их к пониманию духовно – нравственных смыслов важнейших видов человеческой деятельности (труда, предпринимательства, служения, творчества и др.), раcширить их культурологическую компетентность, формировать добросовестное отношение к труду.
Цели курса
Учебный курс «Мэҥэ Кэскилэ» (7 класс) – рассчитан на 34 часа (1 час в неделю).
Главные цели курса:
∙ Продолжение освоения социокультурного и духовно – нравственного контекста ведущих видов человеческой деятельности;
∙ Воздействие на мотивацию выбора жизненного пути и будущей профессиональной
деятельности, основанную на понимании исторически сложившегося предназначения труда, служения и творчества;
∙ Обогащение социального и нравственного опыта подростка множеством смыслов и
предназначений важнейших видов человеческой деятельности.
1.3. Научная основа курса.
Теоретические и методологические достижения наук, положенных в основу курса «Мэҥэ Кэскилэ», подчинены его воспитательным и образовательным целям. В итоге суть учебного содержания курса составили универсалии культуры – устойчивые идеалы, ценности и категории сознания и бытия, передаваемые из поколения в поколение и обеспечивающие устойчивость цивилизации и преемственность культуры.
Программу «Мэҥэ Кэскилэ» условно можно разделить на несколько смысловых рядов (содержательных линий):
1) Духовно-нравственное развитие: «Уважаю исторические и духовные корни своего народа».
2) Приобщение детей к культурному наследию: «Ценю культурные ценности и идеалы народа».
3) Гражданское и патриотическое воспитание: «Горжусь земляками - героями».
4) Экологическое воспитание: «Берегу уникальную природу родного края».
5) Трудовое воспитание и профессиональное самоопределение: «Сохраняю и развиваю трудовые традиции».
6) Физическое развитие и культура здоровья: «Укрепляю своё здоровье, веду здоровый образ жизни».
В каждом активном занятии выделяются аспекты:
∙ Содержательный – освоение социокультурных и духовных нравственных категорий;
∙ Коммуникативный – развитие способности эффективного общения;
∙ Управленческий – развитие управленческих способностей;
∙ Психологический – формирование мотивации на работу в группе и совместное достижение значимых результатов;
∙ Социокультурный — осознание смысла служения Отечеству.
Это позволяет выйти на новое понимание качества образования, включающего не только усвоение содержания, но и развитие духовности, коммуникативности и управленческих умений, а также мотивации к обучению и приобретению социокультурного опыта.
2.Общая характеристика предмета.
Программа «Мэҥэ Кэскилэ» представляет собой образовательно – воспитательную и дидактическую систему призванную формировать личность на основе духовно – нравственных и социокультурных российских традиций. Педагогическая основа курса во многом опирается на традиции русской педагогики, ведущей свое начало от школы К. Д. Ушинского. Психолого – педагогическая и методическая концепция программы учитывает достижения психологии, современные педагогические технологии и методики. Образовательный процесс направлен на становление личности при ее активном и осознанном собственном участии.
3.Место курса в учебном плане.
Курс «Мэҥэ Кэскилэ» в образовательном процессе школы представлен в качестве отдельного учебного предмета учебного плана внеурочной деятельности в 7 классе.
Количество часов в неделю по учебному плану -1.
Учебных недель -34.
Общее количество часов -34.
4. Личностные, метапредметные и предметные результаты обучения
Обучение детей по программе курса должно быть направлено на достижение личностных,
метапредметных и предметных результатов освоения содержания.
Требования к личностным результатам:
∙ формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину;
∙ формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, воспитание доверия и уважения к истории и культуре всех народов;
∙ развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе
представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
∙ развитие этических чувств как регуляторов морального поведения;
∙ воспитание доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
∙ развитие начальных форм регуляции своих эмоциональных состояний;
∙ развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умений не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
∙ наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Требования к метапредметным результатам:
∙ овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, а также находить средства её осуществления;
∙ формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия в
соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; вносить соответствующие коррективы в их выполнение на основе оценки и с учётом характера ошибок; понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности;
∙ адекватное использование речевых средств и средств информационно-коммуникационных технологий для решения различных коммуникативных и познавательных задач;
∙ умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий;
∙ овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
∙ готовность слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования
различных точек зрения и права иметь свою собственную; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
∙ определение общей цели и путей её достижения, умение договориться о распределении ролей в совместной деятельности;
∙ адекватно оценивать поведение своё и окружающих.
Требования к предметным результатам:
∙ знание, понимание и принятие обучающимися ценностей: Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие, как основы культурных традиций многонационального народа России;
∙ знакомство с основами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в обществе;
∙ формирование первоначальных представлений о светской этике, религиозной культуре и их роли в истории и современности России;
∙ осознание ценности нравственности и духовности в человеческой жизни.
5. Ожидаемые результаты:
1. Проявление гражданских качеств воспитанниками через поступки и поведение в целом;
2. Знание истории родного наслега, услуги и края;
3. Ощущение себя равноправным членом коллектива класса и школы;
4. Мотивация обучающихся на успешное освоение знаний, умений и навыков;
5. Интеллектуальные умения, способствующие в дальнейшем адаптации учащихся к новым учебным предметам;
6. Раскрытие собственной индивидуальности через навыки группового взаимодействия;
7. Принятие культуры здорового образа жизни и умение действовать в нестандартных ситуациях;
8. Взаимосвязь и согласованные действия родителей, педагогов, обучающихся и классного
руководителя;
6. Учебно-тематический план
Год обучения: 2020-2021 (7 класс)
Наименование учебного курса: «Мэҥэ Кэскилэ»
Количество часов: 34 часа.
Содержание курса:
1) Духовно-нравственное развитие «Уважаю исторические и духовные корни своего народа – популяризация и пропаганда якутского языка, культуры народа саха в полилингвальной и мультикультурной среде улуса; формирование осознанного и уважительного отношения к традиционным российским религиям и религиозным организациям, к вере и религиозным убеждениям; формирование отношения к семье как основе общества, уважительного отношения к родителям, осознанного, заботливого отношения к старшим и младшим, представления о семейных ценностях, гендерных семейных ролях и уважения к ним, подготовка к семейной жизни через включение в основную образовательную программу образовательных организаций курсов по гендерному принципу -
- Осень- пора урожая. -1 ч.
- «Можно» и «нельзя» в жизни. Мир моих интересов – 1 ч.
- Поисковая работа «Степанов Николай Иванович – Ноорой» – 1 ч.
2) Гражданское и патриотическое воспитание «Горжусь земляками - героями»- формирование у детей уважения к своей семье, принятым в семье и обществе духовно-нравственным и социокультурным ценностям, гендерное воспитание, изучение родословной, формирование гордости за спопричастность к деяниям предков и современников и исторической ответственности за происходящее в обществе, формирование правовой культуры и законопослушности, воспитание уважения к государственной символике, ознакомление с историей и значением государственных символов Российской Федерации, Республики Саха(Якутия) и официальных символов Мегино-Кангаласского улуса,
- День пожилого человека. Панорама добрых дел. -1 ч
- Поисковая работа “Самсонов Гавриил Семенович” – 1 ч.
- Беседа «Геральдика – наука о гербах. Символика России. Символы нашего края» – 1 ч.
- Герои России. Есть такая профессия – Родину защищать.– 1 ч.
- Права ребенка. Книга Ю. Яковлева «Ваши права, дети». Наше право и наш интерес. От вершины к корням. Из истории появления законов – 1 ч.
- Основной закон жизни нашего государства. Деловая игра- 1 ч.
- Победа деда – моя победа. – 1 ч
3) Приобщение детей к культурному наследию «Ценю культурные ценности и идеалы народа» – формирование отношения к искусству, сохранение, изучение, распространение, популяризация игры на хомусе и других национальных музыкальных инструментах, хороводного танца осуохай, приобщение детей к исполнительскому мастерству;
- Конкурс «Хоһоон Хонуута” – 1 ч.
- Поисковая работа «Ноев Валерий Власьевич», «Сосин Константин Ильич» - 1 ч.
- КТД «Встречаем Новый год» - Как встречают Новый год в разных странах. - 2 ч.
- Масленица. Конкурс на лучший рецепт блинов – 2 ч.
- Экскурсия в краеведческий музей им. Р. Г. Васильева Мегино - Кангаласского – 2 ч
- КТД «Хомуска оонньооһун-норуот матыыптара» - 2 ч.
4) «Экологическое воспитание: «Берегу уникальную природу родного края» – формирование гражданского отношения к планете Земля, становление и развитие у ребенка экологической культуры, бережного отношения к родной земле;
- «Десант чистоты и порядка» -1 ч.
- Беседа «Мы в ответе за тех, кого приручили» – 1 ч.
- Проект «Ландшафтный дизайн пришкольного участка» – 4 ч.
5) Трудовое воспитание и профессиональное самоопределение: «Сохраняю и развиваю трудовые традиции» - воспитание у детей уважения к труду, людям труда, трудовым достижениям и подвигам своих земляков; формирование у детей трудовых навыков в семье: умений и навыков самообслуживания, выполнения домашних обязанностей, потребности трудиться, добросовестного, ответственного и творческого отношения к разным видам трудовой деятельности; развитие умения работать в коллективе, проявляя активность и ответственность, мобилизуя необходимые ресурсы; содействие профессиональному самоопределению.
- Поисковая работа «Игнатьев Иннокентий Гаврилович», «Оконешников Василий Николаевич» - 1 ч.
- Беседа «Склонности и интересы в профессиональном выборе»-1 ч.
- Диагностика «Определение типа будущей профессии» (методика Е.А. Климова)-1 ч.
6) Физическое развитие и культура здоровья «Укрепляю своё здоровье, веду здоровый образ жизни» - формирование в детской среде системы мотивации к активному и здоровому образу жизни, занятиям спортом, развитие культуры здорового питания и трезвости, привитие культуры безопасной жизнедеятельности; организация просветительской работы с семьей по мотивации на физическое развитие, на занятие семейными видами спорта, организация и проведение массовых пропагандистских кампаний и спортивных мероприятий, создание социальной рекламы по пропаганде здорового образа жизни, физической культуры и спорта
- Беседа «Правила жизни. Правила здорового человека»- 1 ч.
- Поисковая работа «Назаров Илья Романович», «Матчитов Николай Николаевич» –– 1 ч.
- Беседа «Здоровье нации в наших руках» - 1ч
- Поход «День здоровья» - 2 ч.
7. Универсальные учебные действия
Предметные результаты изучения темы:
Научатся:
∙ формировать ответственное отношение к учению, готовность и способность к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к познанию;
∙ выражать свои предпочтения и отрицания; выражать и аргументировать свое отношение к происходящим событиям вокруг;
∙ понимать собственные действия, которые помогают быть успешными;
∙ осваивать ценностные нормы общения, поведения и взаимоотношений;
∙ осмысливать собственную систему взглядов, знаний, убеждений, жизненных принципов на основе общечеловеческих ценностей;
Получат возможность научиться:
∙ планировать и жить по заданному плану, анализировать, что они делают и объяснять, почему для них это важно;
∙ владеть понятиями норм общения, взаимодействия в команде, группе, классе, школе;
∙ ценностям общения взаимодействия, принятым в современном обществе и анализировать собственные изменения, организовывать и проводить мероприятия, аргументировать свою точку зрения.
Регулятивные УУД:
∙ принятие учебной цели;
∙ выбор способов деятельности;
∙ планирование организации контроля труда;
∙ организация рабочего места;
∙ выполнение правил гигиены
учебного труда.
Познавательные УУД:
∙ сравнение;
∙ анализ;
∙ систематизация;
∙ мыслительный эксперимент;
∙ усвоение информации с помощью компьютера;
∙ работа со справочной литературой;
∙ работа с дополнительной литературой.
Коммуникативные УУД:
∙ умение отвечать на вопросы, рассуждать, описывать явления, действия и т.п.
∙ умение выделять главное из прочитанного;
∙ слушать и слышать собеседника, учителя;
∙ задавать вопросы на понимание, обобщение.
Личностные УУД:
∙ самопознание;
∙ самооценка;
∙ личная ответственность;
∙ адекватное реагирование на трудности.
Календарно-тематическое планирование занятий
в рамках внеурочной деятельности в 7 классе
по программе «Мэҥэ Кэскилэ»
п/п | Тема занятия | Форма проведения занятия | Количество часов | Дата проведения |
1 | Осень – пора урожая | КТД | 1 | 04.09.20 |
2 | Правила жизни. Правила здорового человека | Беседа | 1 | 11.09.20 |
3 | «Степанов Николай Иванович – Ноорой» | Поисковая работа. Проект | 1 | 18.09.20 |
4 | «Можно» и «нельзя» в жизни. Мир моих интересов | Тренинг общения | 1 | 25.09.20 |
5 | “Самсонов Гавриил Семенович” «Оконешников Василий Николаевич» | Поисковая работа | 1 | 02.10.20 |
6 | «Хоһоон Хонуута” | Конкурс на чтение стихов. | 1 | 9. 10. 20 |
7 | «Здоровье нации в наших руках» | Беседа | 1 | 16.10.20 |
8 | День пожилого человека. Панорама добрых дел | Поздравление ветеранов, субботник | 1 | 23.10.20 |
9 | «Геральдика – наука о гербах. Символика России. Символы нашего края» – | Беседа | 1 | 06.11.20 |
10 | «Назаров Илья Романович», «Матчитов Николай Николаевич» | Поисковая работа. Проект | 1 | 13.11.20 |
11 | Права ребенка. Книга Ю. Яковлева «Ваши права, дети». Наше право и наш интерес. От вершины к корням. Из истории появления законов. | Дискуссия, тренинг общения | 1 | 20.11.20 |
12 | «Ноев Валерий Власьевич», «Сосин Константин Ильич» | Поисковая работа. Проект | 1 | 27.11.20 |
13 | Экскурсия в краеведческий музей им. Р. Г. Васильева Мегино - Кангаласского | Экскурсия | 2 | 4.12.20 11.12.20 |
14 | «Встречаем Новый год» - Как встречают Новый год в разных странах. | КТД | 2 | 18.12.20 25.12.20 |
15 | «Ландшафтный дизайн пришкольного участка» | Проект | 2 | 15.01.21 22.01.21 |
16 | «Хомуска оонньооһун-норуот матыыптара» | КТД | 2 | 29.01.21 5.02.21 |
17 | Герои России. Есть такая профессия – Родину защищать. | КТД | 1 | 12.02.21 |
18 | «Игнатьев Иннокентий Гаврилович» | Поисковая работа. Проект | 1 | 19.02.21 |
19 | «Мы в ответе за тех, кого приручили» | Дискуссия | 1 | 26.02.21 |
20 | «Склонности и интересы в профессиональном выборе» | Беседа | 1 | 5.03.21 |
21 | «Определение типа будущей профессии» | Диагностика | 1 | 12.03.21 |
22 | Масленица. Конкурс на лучший рецепт блинов | Праздник | 2 | 19.03.21 26.03.21 |
23 | «Ландшафтный дизайн пришкольного участка» | Проект | 2 | 9.04.21 16.04.21 |
24 | Основной закон жизни нашего государства. | Деловая игра | 1 | 23.04.21 |
25 | Победа деда – моя победа. | Урок Мужества | 1 | 07.05.21 |
26 | «Десант чистоты и порядка» | Уборка территории школы | 1 | 14.05.21 |
27 | «День здоровья» | Поход | 2 | 21.05.21 28.05.21 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Ийэ тыл кэскилэ
статья о проблеме преподавания якутского языка в школе о перспективах родного языка...
Сценарий детского фестиваля "Дойдум кэскилэ-кэнчээри ыччатым"
Сценарий детского фестиваля "Дойдум кэскилэ-кэнчээри ыччатым"...