"Мэҥэ Кэскилэ"
рабочая программа (7 класс)

Винокурова Анастасия Ивановна

Рабочая программа ВУД "Мэҥэ Кэскилэ"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rp_mk_7b_vai.docx46.69 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ «Павловская СОШ» им.В.Н.Оконешникова

 МР «Мегино-Кангаласский улус

Рассмотрено

"Согласовано"

Утверждено приказом

на заседании М.О.

зам.директора по УВР

директора школы №

протокол № ______

__________Васильева А.В

от  31.08.2020

"____"__________2090г.

"____"__________2020г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

По внеурочной деятельности

«Мэҥэ Кэскилэ»

Винокуровой Анастасии Ивановны,

1 категория

7 «б»  КЛАСС

2020 г.

Пояснительная записка

1.1. Нормативная база

Рабочая программа “Мэҥэ Кэскилэ” для 7 класса составлена на основании требований следующих нормативно – правовых документов:

  1. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина.
  2. Концепция воспитания в МР «Мегино- Кангаласский улус».

1.2. Цели изучения курса

«Мэҥэ Кэскилэ» — добровольческая деятельность, которая  дает возможность ребенку активно включиться в социальные процессы, обрести цель в жизни, вселить в него уверенность в себе, в свое будущее, найти друзей – соратников, объединенных стремлением к социальному служению, умеющих работать творчески и качественно, доводить начатое до конца.

Главной целью программы «Мэҥэ Кэскилэ» является освоение школьниками системы ведущих ценностных ориентаций отечественной цивилизации, присоединение к смыслу родной культуры.

Данный курс направлен на развитие внутреннего, духовного мира ученика ради осознания себя деятельным субъектом сохранения и приумножения духовно – нравственного и социально — культурного опыта Отечества.

В плане личностного развития учащихся программа призвана определить собственное воззрение на служение Отечеству, воспитывать качества патриотизма, гражданственности, устойчивой и бескорыстной привязанности к Отечеству, малой Родине, семье и соотечественникам, формировать ориентацию школьников на базовые духовно – нравственные ценности и на этой основе способствовать формированию у учащихся собственной жизненной позиции.

В плане социализации учащихся программа ««Мэҥэ Кэскилэ»» призвана определять и развивать их ориентации в современной социокультурной среде, в отечественном духовном и культурном наследии, содействовать формированию их гражданской и культурной идентичности. Воспитывая в учащихся достойных представителей своей культуры, знающих, чувствующих и принимающих ее идеалы и ценности, курс в тоже время создает условия для формирования у учащихся навыков сотрудничества в современном полиэтническом и поликультурном социуме, стремления к социальной консолидации и стабильности российского общества.

В плане подготовки учащихся к профессиональной деятельности данная программа призвана привести их к пониманию духовно – нравственных смыслов важнейших видов человеческой деятельности (труда, предпринимательства, служения, творчества и др.), раcширить их культурологическую компетентность, формировать добросовестное отношение к труду.

Цели курса

Учебный курс «Мэҥэ Кэскилэ» (7 класс) – рассчитан на 34 часа (1 час  в неделю).

Главные цели курса:

Продолжение освоения социокультурного и духовно – нравственного контекста ведущих видов человеческой деятельности;

Воздействие на мотивацию выбора жизненного пути и будущей профессиональной

деятельности, основанную на понимании исторически сложившегося предназначения труда, служения и творчества;

Обогащение социального и нравственного опыта подростка множеством смыслов и

предназначений важнейших видов человеческой деятельности.

1.3. Научная основа курса.

Теоретические и методологические достижения наук, положенных в основу курса «Мэҥэ Кэскилэ», подчинены его воспитательным и образовательным целям. В итоге суть учебного содержания курса составили универсалии культуры – устойчивые идеалы, ценности и категории сознания и бытия, передаваемые из поколения в поколение и обеспечивающие устойчивость цивилизации и преемственность культуры.

Программу «Мэҥэ Кэскилэ» условно можно разделить на несколько смысловых рядов (содержательных линий):

1) Духовно-нравственное развитие:  «Уважаю исторические и духовные корни своего народа».

2) Приобщение детей к культурному наследию: «Ценю культурные ценности и идеалы народа».

3) Гражданское и патриотическое воспитание: «Горжусь земляками - героями».

4) Экологическое воспитание: «Берегу уникальную природу родного края».

5) Трудовое воспитание и профессиональное самоопределение: «Сохраняю и развиваю трудовые традиции».

6) Физическое развитие и культура здоровья: «Укрепляю своё здоровье, веду здоровый образ жизни».

В каждом активном занятии выделяются аспекты:

Содержательный – освоение социокультурных и духовных нравственных категорий;

Коммуникативный – развитие способности эффективного общения;

Управленческий – развитие управленческих способностей;

Психологический – формирование мотивации на работу в группе и совместное достижение значимых результатов;

Социокультурный — осознание смысла служения Отечеству.

Это позволяет выйти на новое понимание качества образования, включающего не только усвоение содержания, но и развитие духовности, коммуникативности и управленческих умений, а также мотивации к обучению и приобретению социокультурного опыта.

2.Общая характеристика предмета.

Программа «Мэҥэ Кэскилэ» представляет собой образовательно – воспитательную и дидактическую систему призванную формировать личность на основе духовно – нравственных и социокультурных российских традиций. Педагогическая основа курса во многом опирается на традиции русской педагогики, ведущей свое начало от школы К. Д. Ушинского. Психолого – педагогическая и методическая концепция программы учитывает достижения психологии, современные педагогические технологии и методики. Образовательный процесс направлен на становление личности при ее активном и осознанном собственном участии.

 3.Место курса в учебном плане.

Курс «Мэҥэ Кэскилэ» в образовательном процессе школы представлен в качестве отдельного учебного предмета учебного плана внеурочной деятельности в 7 классе.

Количество часов в неделю по учебному плану -1.

Учебных недель -34.

Общее количество часов -34.

4. Личностные, метапредметные и предметные результаты обучения

Обучение детей по программе курса должно быть направлено на достижение личностных,

метапредметных и предметных результатов освоения содержания.

Требования к личностным результатам:

формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину;

формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, воспитание доверия и уважения к истории и культуре всех народов;

развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе

представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;

развитие этических чувств как регуляторов морального поведения;

воспитание доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

развитие начальных форм регуляции своих эмоциональных состояний;

развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умений не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Требования к метапредметным результатам:

овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, а также находить средства её осуществления;

формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия в

соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; вносить соответствующие коррективы в их выполнение на основе оценки и с учётом характера ошибок; понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности;

адекватное использование речевых средств и средств информационно-коммуникационных технологий для решения различных коммуникативных и познавательных задач;

умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий;

овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

готовность слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования

различных точек зрения и права иметь свою собственную; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

определение общей цели и путей её достижения, умение договориться о распределении ролей в совместной деятельности;

адекватно оценивать поведение своё и окружающих.

Требования к предметным результатам:

знание, понимание и принятие обучающимися ценностей: Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие, как основы культурных традиций многонационального народа России;

знакомство с основами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в обществе;

формирование первоначальных представлений о светской этике, религиозной культуре и их роли в истории и современности России;

осознание ценности нравственности и духовности в человеческой жизни.

5. Ожидаемые результаты:

1. Проявление гражданских качеств воспитанниками через поступки и поведение в целом;

2. Знание истории родного наслега, услуги и края;

3. Ощущение себя равноправным членом коллектива класса и школы;

4. Мотивация обучающихся на успешное освоение знаний, умений и навыков;

5. Интеллектуальные умения, способствующие в дальнейшем адаптации учащихся к новым учебным предметам;

6. Раскрытие собственной индивидуальности через навыки группового взаимодействия;

7. Принятие культуры здорового образа жизни и умение действовать в нестандартных ситуациях;

8. Взаимосвязь и согласованные действия родителей, педагогов, обучающихся и классного

руководителя;

6. Учебно-тематический план

Год обучения: 2020-2021 (7 класс)

Наименование учебного курса: «Мэҥэ Кэскилэ»

Количество часов: 34 часа.

Содержание курса:

1) Духовно-нравственное развитие  «Уважаю исторические и духовные корни своего народа популяризация и пропаганда якутского языка,  культуры народа саха в полилингвальной и мультикультурной среде улуса; формирование осознанного и уважительного отношения к традиционным российским религиям и религиозным организациям, к вере и религиозным убеждениям; формирование отношения к семье как основе общества, уважительного отношения к родителям, осознанного, заботливого отношения к старшим и младшим, представления о семейных ценностях, гендерных семейных ролях и уважения к ним, подготовка к семейной жизни через включение в основную образовательную программу образовательных организаций курсов по гендерному принципу -

  • Осень- пора урожая. -1 ч.
  •  «Можно» и «нельзя» в жизни. Мир моих интересов – 1 ч.
  • Поисковая работа «Степанов Николай Иванович – Ноорой» – 1 ч.

2)  Гражданское и патриотическое воспитание «Горжусь земляками - героями»- формирование у детей уважения к своей семье, принятым в семье и обществе духовно-нравственным и социокультурным ценностям, гендерное воспитание, изучение родословной, формирование гордости за спопричастность к деяниям предков и современников и исторической ответственности за происходящее в обществе, формирование правовой культуры и законопослушности, воспитание уважения к государственной символике, ознакомление с историей и значением государственных символов Российской Федерации, Республики Саха(Якутия) и официальных символов Мегино-Кангаласского улуса,

  • День пожилого человека. Панорама добрых дел. -1 ч
  • Поисковая работа “Самсонов Гавриил Семенович” – 1  ч.
  • Беседа «Геральдика – наука о гербах. Символика России. Символы нашего края» – 1 ч.
  • Герои России. Есть такая профессия – Родину защищать.– 1 ч.
  • Права ребенка. Книга Ю. Яковлева «Ваши права, дети». Наше право и наш интерес. От вершины к корням. Из истории появления законов – 1 ч.
  • Основной закон жизни нашего государства. Деловая игра- 1 ч.
  • Победа  деда – моя победа. – 1 ч

3) Приобщение детей к культурному наследию «Ценю культурные ценности и идеалы народа»  – формирование отношения к искусству,  сохранение, изучение, распространение,  популяризация игры на хомусе и других национальных музыкальных инструментах, хороводного танца осуохай,  приобщение детей  к исполнительскому мастерству;

  • Конкурс «Хоһоон Хонуута” – 1 ч.
  • Поисковая работа «Ноев Валерий Власьевич», «Сосин Константин  Ильич» - 1  ч.
  • КТД «Встречаем Новый год» - Как встречают Новый год в разных странах. - 2 ч.
  • Масленица. Конкурс на лучший рецепт блинов – 2 ч.
  • Экскурсия в краеведческий  музей им. Р. Г.  Васильева Мегино - Кангаласского – 2 ч
  • КТД «Хомуска оонньооһун-норуот матыыптара» - 2 ч.

4) «Экологическое воспитание: «Берегу уникальную природу родного края» формирование гражданского отношения к планете Земля, становление и развитие у ребенка экологической культуры, бережного отношения к родной земле;

  • «Десант чистоты и порядка» -1 ч.  
  • Беседа «Мы в ответе за тех, кого приручили» – 1 ч.
  • Проект «Ландшафтный дизайн пришкольного участка» – 4 ч.

5) Трудовое воспитание и профессиональное самоопределение: «Сохраняю и развиваю трудовые традиции» - воспитание у детей уважения к труду, людям труда, трудовым достижениям и подвигам своих земляков; формирование у детей трудовых навыков в семье: умений и навыков самообслуживания, выполнения домашних обязанностей, потребности трудиться, добросовестного, ответственного и творческого отношения к разным видам трудовой деятельности;  развитие умения работать в коллективе, проявляя активность и ответственность, мобилизуя необходимые ресурсы; содействие профессиональному самоопределению.

  • Поисковая работа «Игнатьев Иннокентий Гаврилович», «Оконешников Василий Николаевич» - 1 ч.
  • Беседа «Склонности и интересы в профессиональном выборе»-1 ч.
  • Диагностика «Определение типа будущей профессии» (методика Е.А. Климова)-1 ч.

6) Физическое развитие и культура здоровья «Укрепляю своё здоровье, веду здоровый образ жизни» - формирование в детской среде системы мотивации к активному и здоровому образу жизни, занятиям спортом, развитие культуры здорового питания и трезвости, привитие культуры безопасной жизнедеятельности; организация просветительской работы с семьей по мотивации на физическое развитие, на занятие семейными видами спорта, организация и проведение массовых пропагандистских кампаний и спортивных мероприятий, создание социальной рекламы по пропаганде здорового образа жизни, физической культуры и спорта

  • Беседа «Правила жизни. Правила здорового человека»- 1 ч.
  • Поисковая работа «Назаров Илья Романович», «Матчитов Николай Николаевич» –– 1 ч.
  • Беседа  «Здоровье нации в наших руках» - 1ч
  • Поход «День здоровья» - 2 ч.

7. Универсальные учебные действия

Предметные результаты изучения темы:

Научатся:

формировать ответственное отношение к учению, готовность и способность к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к познанию;

выражать свои предпочтения и отрицания; выражать и аргументировать свое отношение к происходящим событиям вокруг;

понимать собственные действия, которые помогают быть успешными;

осваивать ценностные нормы общения, поведения и взаимоотношений;

осмысливать собственную систему взглядов, знаний, убеждений, жизненных принципов на основе общечеловеческих ценностей;

Получат возможность научиться:

планировать и жить по заданному плану, анализировать, что они делают и объяснять, почему для них это важно;

владеть понятиями норм общения, взаимодействия в команде, группе, классе, школе;

ценностям общения взаимодействия, принятым в современном обществе и анализировать собственные изменения, организовывать и проводить мероприятия, аргументировать свою точку зрения.

Регулятивные УУД:

принятие учебной цели;

выбор способов деятельности;

планирование организации контроля труда;

организация рабочего места;

выполнение правил гигиены

учебного труда.

Познавательные УУД:

сравнение;

анализ;

систематизация;

мыслительный эксперимент;

усвоение информации с помощью компьютера;

работа со справочной литературой;

работа с дополнительной литературой.

Коммуникативные УУД:

умение отвечать на вопросы, рассуждать, описывать явления, действия и т.п.

умение выделять главное из прочитанного;

слушать и слышать собеседника, учителя;

задавать вопросы на понимание, обобщение.

Личностные УУД:

самопознание;

самооценка;

личная ответственность;

адекватное реагирование на трудности.

Календарно-тематическое планирование занятий

в рамках внеурочной деятельности в 7 классе

по программе «Мэҥэ Кэскилэ»

п/п

Тема занятия

Форма проведения

занятия

Количество часов

Дата

проведения

1

Осень – пора урожая

КТД

1

04.09.20

2

Правила жизни. Правила здорового человека

Беседа

1

11.09.20

3

«Степанов Николай Иванович – Ноорой»

Поисковая работа. Проект

1

18.09.20

4

«Можно» и «нельзя» в жизни. Мир моих интересов

Тренинг общения

1

25.09.20

5

“Самсонов Гавриил Семенович” «Оконешников Василий Николаевич»

Поисковая работа

1  

02.10.20

6

«Хоһоон Хонуута”  

Конкурс на чтение стихов.

1

9. 10. 20

7

 «Здоровье нации в наших руках»

Беседа

1

16.10.20

8

День пожилого человека. Панорама добрых дел

Поздравление ветеранов, субботник

1

23.10.20

9

«Геральдика – наука о гербах. Символика России. Символы нашего края» –

Беседа

1

06.11.20

10

 «Назаров Илья Романович», «Матчитов Николай Николаевич»

Поисковая работа. Проект

1

13.11.20

11

Права ребенка. Книга Ю. Яковлева «Ваши права, дети». Наше право и наш интерес. От вершины к корням. Из истории появления законов.

Дискуссия, тренинг общения

1

20.11.20

12

«Ноев Валерий Власьевич», «Сосин Константин  Ильич»  

Поисковая работа. Проект

1  

27.11.20

13

Экскурсия в краеведческий  музей им. Р. Г.  Васильева Мегино - Кангаласского

Экскурсия

2

4.12.20

11.12.20

14

«Встречаем Новый год» - Как встречают Новый год в разных странах.

КТД

2

18.12.20

25.12.20

15

«Ландшафтный дизайн пришкольного участка»

Проект

2

15.01.21

22.01.21

16

«Хомуска оонньооһун-норуот матыыптара»  

КТД

2

29.01.21

5.02.21

17

Герои России. Есть такая профессия – Родину  защищать.

КТД

1

12.02.21

18

 «Игнатьев Иннокентий Гаврилович»

Поисковая работа. Проект

1

19.02.21

19

«Мы в ответе за тех, кого приручили»

Дискуссия

1

26.02.21

20

«Склонности и интересы в профессиональном выборе»

Беседа

1

5.03.21

21

 «Определение типа будущей профессии»

Диагностика

1

12.03.21

22

Масленица. Конкурс на лучший рецепт блинов

Праздник

2

19.03.21

26.03.21

23

«Ландшафтный дизайн пришкольного участка»

Проект

2

9.04.21

16.04.21

24

Основной закон жизни нашего государства.

Деловая игра

1

23.04.21

25

Победа  деда – моя победа.

Урок Мужества

1

07.05.21

26

 «Десант чистоты и порядка»

Уборка территории школы

1  

14.05.21

27

 «День здоровья»

Поход

2

21.05.21

28.05.21


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Ийэ тыл кэскилэ

статья о проблеме преподавания якутского языка в школе о перспективах родного языка...

Сценарий детского фестиваля "Дойдум кэскилэ-кэнчээри ыччатым"

Сценарий детского фестиваля "Дойдум кэскилэ-кэнчээри ыччатым"...