Профилактическая работа
статья (6 класс)

Апарова Лидия Николаевна

Моя статья по профилактике

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_na_pedagogicheskom_sovete.docx24.14 КБ

Предварительный просмотр:

Выступление на педагогическом совете

«Профилактическая работа в 6 классе»

Подготовила: Апарова Л.Н.

        Проблема профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в нашем обществе особенно остра. Причины дезадаптации несовершеннолетних, имеющих стойкое нарушение познавательной деятельности, объясняются, прежде всего, особенностями их психофизического развития: недоразвитием мыслительных процессов, неспособностью критического осмысливания своих поступков, преобладанием физиологических потребностей над нравственными. Все эти недостатки усугубляются внешними факторами и воздействиями. К сожалению, факторов, негативно влияющих на развитие и поведение детей и подростков, как внешних, так и внутренних, много. Актуальным и тревожным остается рост числа семей и детей, находящихся в социально-опасном положении. Все это и много другое в комплексе составляют как причины, так и условия совершения подростками правонарушений. Устранение таких причин и условий - является немаловажной составляющей профилактики правонарушений несовершеннолетних.

        Работа по профилактике правонарушений и преступлений среди несовершеннолетних носит систематический характер, включает несколько компонентов и начинается с изучения каждого обучающегося и его семьи.

     Поскольку педагогический диагноз должен быть симметричным, то есть включать в себя как определение отклонений от нормы, так и положительные черты личности, на которые можно опереться при коррекционной работе, то чрезвычайно важными являются сведения о направленности интересов ребенка, например:

- проявляет интерес к деятельности: физический, умственный труд, творчество;                                                                                                                                               - какие имеет увлечения, наклонности: художественные, информационно-технические, музыкальные,  спортивные, общественно-политические и другие;                                                                                                                                                    - как проводит свободное время (предпочитает сидеть дома, много гуляет и т.д.);                                                                                                                                                                       - каковы читательские интересы, какие любит фильмы, музыкальные группы, кому подражает, кто является идеалом для подражания.

          В начале каждого учебного года создаётся банк данных учащихся, выявляются трудные дети. Моя работа началась со знакомства с классом, с составления социального паспорта класса. В классе обучается всего 9 учащихся (2 девочки и 7 мальчиков). Многодетных -3,не полные семьи-2. «Трудные учащиеся»-3. Среди них есть учащиеся, которые стоят на учёте ВШУ (-----------------) и ПДН (-----------------).                                                                   К «трудным» обычно относят тех детей, которые характеризуются определёнными отклонениями в нравственном развитии, наличием закреплённых отрицательных форм поведения, недисциплинированность. Трудные дети плохо учатся, редко и небрежно выполняют домашние задания, часто пропускают школу. Плохо ведут себя на уроках, часто дерутся. Их воспитанием в семье обычно занимаются мало. Растут они сами по себе. Агрессивны, озлоблены, практически знакомы с теневыми сторонами жизни. Рано начинают курить, употреблять спиртные напитки.

      Каждый обучающийся моего класса имеет общественное поручение. Ежедневно проводим классные пятиминутки после уроков, где каждый ответственный рассказывает о посещаемости в классе, успеваемости, о поведении на уроках, совместно обсуждаем возникшие конфликты, ищем пути решения. Также рассматриваем ситуации успеха, у кого что получилось, кому что удалось. Пытаемся анализировать свои результаты.

      Одним из важнейших направлений профилактической школьной  деятельности является выявление, постановка на внутри школьный контроль обучающихся с асоциальным поведением  и разработка для них индивидуальной воспитательно-образовательной программы.

14 августа 2020 года ученик моего класса совершил административное правонарушение и был поставлен на учет ПДН. Уже с 1 сентября ученик поставлен на внутри школьный учет. Так же 3 октября за нарушение дисциплины на учёт поставлен -------------.  В связи с этим приходится уделять этим ученикам особое внимание, держа их под постоянным контролем. На этих учащихся ведется «Дневник индивидуальной работы», контроль за учебой, выполнением домашнего задания, контроль поведения в школе и на улице. Веду беседу с ними практически каждый день.

           Важным компонентом в системе профилактике правонарушений и преступлений среди несовершеннолетних является ликвидация пробелов в знаниях учащихся. Если учащийся по каким-либо причинам не усвоил часть учебной программы, у него появляется психологический дискомфорт, от того, что он не усваивает дальнейший материал, ощущает себя ненужным на уроке, ему скучно, и он ищет понимание у «друзей с улицы». В связи с этим  ежедневно осуществляю контроль успеваемости. Посещаю уроки, а также обсуждаю с учителями - предметниками поведение, работу на уроке учащихся, требующих к себе повышенного внимания и контроля. Это позволяет своевременно принять меры к ликвидации пробелов в знаниях путем проведения дополнительных занятий и индивидуальной работы с такими учащимися, снять «синдром неудачника.

           Следующим важным звеном в воспитательной и учебной работе, обеспечивающим успешную профилактику правонарушений является контроль посещаемости занятий. Необходимо учитывать, что у ученика, прогулявшего хотя бы один день занятий, если не принять к нему своевременных мер, появляется чувство безнаказанности, которое подтолкнет его на повторные прогулы. Такого подростка легко вовлечь в противоправную и преступную деятельность.

Поэтому, веду контроль посещаемости уроков, учет пропуска учащимися занятий по уважительной или без уважительной причины. В случае пропуска занятий учеником выясняю у родителей причину отсутствия. Пока в классе нет пропусков без уважительной причины.

          Организация досуга и свободного времени учащихся, широкое вовлечение учащихся, особенно детей из «группы риска», в занятия спортом, кружковую работу, привлечение к участию в конкурсах, школьных мероприятиях - важнейшее направление воспитательной деятельности.

Если говорить коротко «Ребёнок должен быть занят, чтобы не было времени страдать ерундой». Система дополнительного образования нашей школы, проведение запланированных мероприятий в основном решают проблему занятости школьников во внеучебное время. Во внеурочное время ученики посещают спортивную секцию «Борьба». В классе они отвечают за поведение. Считаю, что данное поручение дисциплинирует их, т.к. они должны контролировать не только себя, но и других.

          Пропаганда здорового образа жизни – следующее звено воспитательной работы классного руководителя. Моя задача в данном направлении, формирование привычки к ЗОЖ, заинтересовать учащихся разнообразными увлечениями. Важно показать ребятам, что в реальной жизни есть очень много увлекательного и интересного. Наиболее приемлемые формы работы - беседы, «классный видеочас» с просмотром и обсуждением видеороликов, уроки здоровья, часы размышлений и др. После этого я подвожу  итоги, предоставив возможность активности детей в обсуждении и свободного высказывания своих мнений.
Стараюсь, чтобы пропаганда здорового образа жизни не была навязчивой, начинаю с неформальных бесед, стараюсь узнать привычки, наклонности учеников. В одной из таких бесед выяснилось, что в нашем классе есть ученик – курильщик. К сожалению, проводимая работа (беседы, убеждения, разговор с родителями) пока не привела к должному результату.

       Правовое воспитание. Как известно, незнание не освобождает от ответственности, поэтому пропаганда правовых знаний – необходимое звено в профилактике асоциального поведения. В связи с постановкой на ВШУ учет обучающегося нашего класса, а также наличием детей из «группы риска» в плане воспитательной работы еженедельно проводились беседы и классные часы по правовому воспитанию.

За первую четверть в рамках профилактики правонарушений в классе проведены следующие классные часы:

  • «Правила поведения учащихся в школе и на улице»;
  • «Правонарушение, преступление и подросток»;
  • «Права, обязанности и ответственность ребенка»;
  • «А что за это будет?»;
  • «Мы в ответе за свои поступки»;
  • «Конфликт и пути его решения»;
  • «Подросток и закон»;
  • «Могу ли я сказать НЕТ!»

       Организуя с обучающимися разъяснительную работу о видах ответственности за те или иные противоправные поступки, стараюсь опираться на реальные факты, делая упор на статьи закона. Надеюсь, это помогает ребятам осознать, что всегда присутствуют ответственность и неминуемое наказание за любой совершенный поступок.

        Неотъемлемая часть работы классного руководителя по предупреждению правонарушений – это взаимодействие с родителями обучающихся. Классный руководитель должен обладать большой педагогической «гибкостью» в работе с семьей, тем более, что работаем мы с различными категориями семей. Я поддерживаю постоянную связь с родителями, не только, когда ребенок в школе, но и во время каникул.

Самая большая проблема в работе с родителями – это собрать всех одновременно, т.к. большинство семей работают посменно. Поэтому достаточно сложно организовать совместные мероприятия по пропаганде педагогических знаний, повышения педагогической культуры родителей. В основном, общение проходит индивидуально с каждым родителем по мере необходимости, либо с помощью современных средств связи.

      Я посещала семьи на дому с целью контроля над условиями их семейного воспитания, подготовкой к урокам, организацией свободного времени, занятостью в каникулярное время, знакомилась с жилищными условиями учащихся. В домашней обстановке беседовала с родителями, взрослыми членами семьи, составляла акты обследования жилищных условий, выясняла положение ребенка в семье, его взаимоотношения с родителями. 

        Неоднократно вызывала в школу родителей Данила и Богдана. После беседы с родителями Богдан немного контролирует своё поведение, но этого хватает только на 3 дня. Беседы с Хисамовым Данилом не дают положительных результатов.

        Для методического обеспечения организации профилактики среди учащихся, состоящих на учете, раздала  памятки и буклеты для детей и родителей.  Для детей:

  • Последствия употребления ПАВ для организма подростка.
  • Административная и уголовная ответственность несовершеннолетних.

Для родителей:

  • Проблемы подросткового возраста.
  • Почему дети дерутся?
  • Рекомендации родителям по профилактике вредных привычек.

         Таким образом, профилактическая работа с обучающимися – процесс сложный, многоаспектный, продолжительный по времени. Надо отметить, что в организации профилактической работы наряду с классным руководителем особо важным является убеждение всего педагогического коллектива, работа психолога и инспектора. Только совместные усилия будут способствовать успеху в этом направлении.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Из опыта работы социального педагога МОУ «Краснооктябрьская СОШ» по организации профилактической работы по предупреждению пропусков занятий без уважительной причины.

       Наша МОУ «Краснооктябрьская СОШ», как и любая современная школа, часто  сталкивается с рядом проблем, которые приходится своевременно решать. ...

Доклад «Разнообразие форм и методов работы с учащимися «группы риска», «трудными» и неблагополучными семьями как одно из эффективных направлений профилактической работы»

Изменение социально-экономических и политических условий в современном обществе разрушило основы прежней системы воспитания и образования молодого поколения, ухудшило положение детей и возможности гос...

ТВОРЧЕСКАЯ РАБОТА "Оптимизация детско-родительских отношений в профилактической работе группы дошкольного возраста "Смешарики""

Цельработы: оптимизация детско-родительских отношений в профилактической работеОбъектом исследования являются детско – родительски  отношения .Предмет - влияние детско-родительских отн...

"Пожарная профилактическая работа с учащимися в системе дополнительного образования" - опыт работы

Аннотация    Представлен опыт пожарной профилактической работы с учащимися в системе дополнительного образования в объединении «Юные пожарные» МБОУ СОШ №10 Абинского района.Мир, в котор...

Формирование социально-правовых навыков обучающихся, воспитанников через организацию профилактической работы в образовательной организации ( опыт работы социального педагога).

в данной работе представлен опыт работы социального педагога в школе посёлка городского типа, с указанием основных наиболее эффективных методов профилактической работы с детьми "группы социально...

Профилактические мероприятия: Безопасное колесо, Муниципальный конкурс «Лучшая организация антинаркотической профилактической работы в образовательных учреждениях МО ГО «Охинский» 2021 год

Муниципальный конкурс «Лучшая организация антинаркотической профилактической работы в образовательных учреждениях МО ГО «Охинский»В современном обществе широко обсуждается тема подро...