Программа воспитания и социализации обучающихся на ступени основного общего образования
рабочая программа (9 класс)
Актуальность моей воспитательной работы «Путь к успеху» заключается в том, что ребенок должен научиться самостоятельно строить свою жизнь, нести ответственность за нее. Он должен быть уверен в себе, активен, не бояться трудностей, терпимым к другим людям, уметь принимать решения. Внедрение данной воспитательной программы даёт возможность постоянного творческого обновления, развития личности, её совершенствование, возможность обеспечить подростку понимание самого себя, будет способствовать выполнению его социальной роли в учебной, трудовой, общественной деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Путь к успеху | 29.42 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа
воспитания и социализации обучающихся на ступени основного общего образования
9 класс «Путь к успеху»
Актуальность программы
Анализ воспитательного процесса в среде современных подростков позволяет выявить основную проблему ребёнка - это социализация, трудности с тем, чтобы занять своё место в обществе. Подросток не всегда видит свои перспективы, плохо представляет собственные возможности, редко пробует себя в разных видах деятельности. Такая ситуация приводит к тому, что, взрослея, школьники не имеют активной позиции.
Актуальность моей воспитательной работы «Путь к успеху» заключается в том, что ребенок должен научиться самостоятельно строить свою жизнь, нести ответственность за нее. Он должен быть уверен в себе, активен, не бояться трудностей, терпимым к другим людям, уметь принимать решения. Внедрение данной воспитательной программы даёт возможность постоянного творческого обновления, развития личности, её совершенствование, возможность обеспечить подростку понимание самого себя, будет способствовать выполнению его социальной роли в учебной, трудовой, общественной деятельности.
Социализация в классном сообществе обусловлена и некоторыми особенностями моего класса:
- В классе обучаются совместно школьники, воспитывающиеся в разных семьях по социальному положению, что осложняет организацию воспитательного процесса в классе. (Социальный портрет класса позволяет констатировать наличие семей группы риска, что, безусловно, не способствует развитию классного коллектива и учащихся.)
- Сельская школа, где не так много разных досуговых центров для социально-полезной деятельности (кроме ИК СК села).
Поэтому встречаются некоторые трудности с решением данной проблемы.
Программа рассчитана на пять лет и предполагает участие учащихся 5-9 классов.
Цель воспитательной программы: создание единого воспитательного пространства для полноценного развития каждого обучающегося класса, способного к постоянному совершенствованию в социальной, правовой, коммуникативной и информационной сферах деятельности, пропагандирующего здоровый образ жизни и способного к осознанному самоопределению.
Задачи:
- Воспитать гражданина своей страны.
- Создать условия для воспитания у обучающихся лидерских качеств и развивать у них творческие способности.
- Создать условия для эффективного проведения свободного времени школьников.
Основные направления:
1. Военно – патриотическое
2. Интеллектуально – познавательное
3. Духовно – нравственное
4. Правовое
5. Художественно – эстетическое
6. Спортивно – оздоровительное
7. Информационно – коммуникативное
Этапы реализации воспитательной программы
1 этап – Организационный, проективный «Я и мы»
(5 класс, 2009-2010 учебный год)
На этом этапе дети учатся воспринимать себя как часть коллектива, а не как нечто отдельное, и измерять свой успех успехом коллектива. Сплоченный дружный коллектив формируется в повседневной непрерывной работе с каждым ребенком, в деятельности классных творческих групп, где каждый не на словах, а на деле познает, что такое ответственность, сплоченность, взаимопомощь
Цель: создание условий для формирования активной инициативной личности в коллективе.
Задачи:
1. Изучение личностных качеств учащихся, круг интересов и увлечений;
2. Формирование дружного сплоченного коллектива;
3. Создание комфортного морально-психологического климата;
4. Развитие коммуникативных способностей;
5. Умение оценивать свои поступки и поступки товарищей;
Ожидаемый результат:
Здесь я должна получить коллектив, в котором дружеские отношения, благоприятная обстановка, с духовно-нравственными ценностями.
2 этап - Деятельностный: «Проектируем будущее – проектируем успех»
(6-9 классы, 2010-2011 учебный год)
Работа в классе направлена на формирование активной гражданской позиции каждого ученика. Через социальную проектную деятельность формируется личность с активной жизненной позицией, со знанием гражданских, правовых норм. Формируется способность к осмыслению жизни вообще и собственной деятельности, умение выдвигать проблемы и намечать пути их решения.
Цель: создание условий для развития индивидуальных лидерских качеств, необходимых для лучшей адаптации учащихся в обществе, их социализации и личностного развития.
Задачи:
1. Формирование знаний и умений основ организаторской деятельности;
2. Готовность участвовать в различных проектах; конкурсах;
Ожидаемые результаты:
-сформированы активные гражданские позиции;
- высокая творческая атмосфера в классном коллективе;
-осознание своей причастности к преобразованию социальной среды.
Этот этап предусматривает реализацию следующих направлений деятельности.
1 БЛОК - усвоение системы знаний, ценностей, норм, установок, образцов поведения, характерных для социально-активной личности.
Основными формами работы нашего класса являются: участие в соревнованиях, конкурсах; творческий отчёт класса с участием родителей; часы общения, диспуты, дискуссии, "круглые столы"; экскурсии, походы; участие в подготовке тематического классного часа; участие в школьных коллективных творческих делах.
2 БЛОК - взаимодействие с семьёй.(Обе стороны заинтересованы в развитии ребенка)
Взаимодействие классного коллектива с родителями заключается в том, что обе стороны должны быть заинтересованы в изучении ребенка, раскрытии и развитии в нем лучших качеств, необходимых для самоопределения и самореализации. В основе такого взаимодействия лежат принципы взаимного уважения и доверия, взаимной поддержки и помощи.
Формы работы с родителями(Я применяю в своей работе такие формы…)
- анкетирование; беседы; консультации; родительские собрания; посещение семьи; классные мероприятия; совместные экскурсии;
Направление нацелено на вовлечение родителей в совместную деятельность, ориентированную на создание единого воспитательного пространства, активную социализацию обучающихся.
Вовлечение родителей в жизнедеятельность класса привело к следующим результатам деятельности:
1) возрастание заинтересованности родителей во взаимодействии с классным коллективом, и школой;
2) преодоление противоречий между семьёй и школой путём вовлечения родителей в совместную деятельность.
3 БЛОК - работа классного самоуправления.
Считаю, что в режиме самоуправления формируется сотрудничество, общение, взаимопомощь, волонтерская работа.
За слабоуспевающими подростками закреплены ребята, которые способны оказать им реальную помощь.
4 БЛОК - духовно-нравственное развитие.
В своей воспитательной деятельности стараюсь развивать у детей такие качества, как дисциплинированность, организованность, стойкость, мужественность, честность, благородство, толерантность, креативность, автономность, чтобы мои воспитанники выросли настоящими людьми. Ребёнок учится спрашивать с самого себя, тем самым, формируя голос внутреннего "Я".
5 БЛОК - спортивно- оздоровительная направленность. Главным считаю использование педагогических технологий и методических приёмов для демонстрации обучающимся значимости их физического и психического здоровья, для будущего самоутверждения. Существенным является то, что ребята понимают важность здорового образа жизни и ответственность перед собой и своим будущим. Акцент ставлю на примеры спортивных семей класса, где родители прививают ребятам основы ЗОЖ, занимают активную жизненную позицию.
Вместе с классным коллективом выступаем в разработке и участии школьных Дней здоровья. (День борьбы со Спидом, разработали сценарии к мероприятию, готовили вопросы к викторине, выпустили стенгазету, участвовали в конкурсе рисунков; заняли 2 место среди 9-11 кл; учас.в конкурсе «Нет наркотикам»,в Респуб. конкурсе рисунков ;районный конкурс волонтеров за здоровый образ жизни «БРИЗ», диплом за участие )
6 БЛОК- работа в НОУ(научное общество учащихся) «Эрудит». Посещение факультатив, пишут исследовательские работы, участвуют на школьных и районных конференциях.(2011-12-7кл- 2 место, 2012-13 -8кл– 1 место, 2013-2014-9кл-3 место по школе).
3 этап – «Окно в мир»
(9 -10 классы, 2013 – 2015 учебный год)
Современное общество нуждается в высокообразованных, инициативных и предприимчивых молодых людях, способных творчески реформировать наше общество, увеличить интеллектуальный потенциал страны, восстановить русскую духовную культуру. Поэтому выпускники должны быть подготовлены к новым общественным отношениям, социально защищены, должны быть нравственно стойкими, социально закаленными, чтобы противостоять всякого рода соблазнам; должны быть подготовлены к встрече с трудностями в условиях конкурентной деятельности; быть здоровыми физически и психологически. И главное, ученики должны быть способны к саморазвитию, к непрерывному совершенствованию и самоуправлению.
Цель: создание условий для самосовершенствования и самореализации с целью более объективной оценки себя как личности.
Задачи:
Формирование активной жизненной позиции;
Участие в школьном самоуправлении;
Осуществление профессионального самоопределения;
Сотрудничество с социальными объединениями;
Формирование сознательного уважительного отношения к нормам и правилам общественной жизни; формирование культуры безопасного поведения.
Ожидаемый результат: участие обучающихся в школьном самоуправлении, со сформированной социальной направленностью личности.
В рамках развития государственно-общественного управления образовательными учреждениями в нашем классном и школьном сообществе происходит налаживание связей с социальными партнёрами, с представителями общественности.
Для более продуктивного процесса воспитания сформирована команда класса - добровольное и неформальное объединение учащихся. Формами педагогического взаимодействия являются "круглые столы"; совместные консультации для родителей, беседы, встречи, а содержанием - ситуативное реагирование.
На данном этапе учащиеся активно участвуют в школьном самоуправлении, проводят Дни дублера, тематические вечера, дежурства по школе.
4 этап - аналитический (11 класс)
Этап включает в себя: анализ и обработка данных; соотношение результатов с целью и задачами; корректировка воспитательной системы, критериев оценки результативности данной системы.
Механизм реализации программы
Реализация программы воспитания обеспечивается обучающимися и их родителями (законными представителями)
Для оценки эффективности и результативности решения задач предлагается система целевых индикаторов (показателей), характеризующих ход реализации программы
Предполагаемые результаты
Включение каждого члена классного сообщества в предложенную воспитательную систему приведёт к повышению значимости воспитания социально активной личности.
Создание общих смысловых доминант воспитательного пространства будет соответствовать нравственно-гуманистической парадигме образования.
В качестве предполагаемого результата выделяю формирование обучающегося как самостоятельной, развитой личности. Такой подросток способен успешно адаптироваться в динамичном, быстро меняющемся социуме. Эта личность будет обладать чертами лидера, уметь выражать себя, будет способна принимать ответственность за свои поступки, научится организовывать себя и других, принимать решения.
Список использованных источников и литературы
Булгакова, О.М. Справочник классного руководителя. / О.М. Булгакова, // 2007г. -№4, с.31-36.
Волкова, Н.И. Детское движение: проблемы, ориентиры, действия. / Н.И. Волкова, И.А.Евланова, В.А.Петрова. // Серия Рост. – 2002. - №14.
Гусакова, Т.М. Концепция развития воспитания в системе образования Республики Марий Эл на 2012 – 2020 годы. / Т.М. Гусакова, О.Е. Баланчук, В.А. Красильникова. – Йошкар-Ола: ГОУ ДПО (ПК) С «Марийский институт образования»., 2011.-35с.
Караковский, В.А. Воспитание? Воспитание... Воспитание! Теория и практика школьных воспитательных систем. / В.А. Караковский, Л.И., Новикова, Н.Л. Селиванова. - М.: Новая школа, 1996.
Как вести за собой. Большая книга Вожатого / под ред. Л.И. Маленковой. – М.: Пед. общество России, 2004.- 608с.
Маслова, Н.Ф. Развитие и социализация ребенка в различных культурно - образовательных средах. / Н.Ф. Маслова. - Орел: Изд-во городского социально-образовательного Центра, 1994.
Лидерство как фактор функционирования группы [Электронный ресурс] .- Режим доступа: lider21vek.narod.ru›CCY/6.htm. - Загл. с экрана.
Приложение
Воспитательная система класса
Реализация направлений программы
ОУ по духовно-нравствен-ному развитию «Помоги себе сам»
Реализация направлений программы ОУ
«Школа – территория здоровья»
Взаимодействие с семьёй
Деятельность классного руководителя по усвоению системы знаний, ценностей, норм, установок, образцов поведения, характерных для социально-активной личности
Социальное партнёрство
Приложение
Развитие социального партнёрства классного коллектива
Социальные партнёры | Формы взаимодействия |
Сельская администрация | Участие в проведении праздников села, мероприятия по экологическому состоянию улиц своего села, микрорайона. |
ГИБДД | Работа обучающихся класса в отряде ЮДП, совместные конкурсы, смотры, рейды по соблюдению правил дорожного движения. |
НОУ «Эрудит» | Совместная деятельность с НОУ по исследовательским работам |
СК, библиотека | Участие в мероприятиях, акциях. Оказание помощи, проведение концертных и программ-поздравлений. |
ДЮСШ | Участие в соревнованиях. |
ДО | Участие в соревнованиях, фестивалях, конкурсах Работа в кружках, секциях. Проведение совместных мероприятий. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа воспитания и социализации обучающихся на ступени основного общего образования
Данная программа составлена на 5 лет, рассчитана на обучающихся среднего звена. ...
Программа воспитания и социализации обучающихся на ступени основного общего образования
Программа воспитания и социализации обучающихся на ступени основного общего образования МКОУ-Теренгульская СОШ (далее Программа) разработана в соответствии с Конституцией РФ, ст. 28, ст. 29 (о с...
Программа воспитания и социализации, обучающихся на ступени основного общего образования
Программа воспитания и социализации обучающихся на ступени основного общего образования МОУ «ООШ №8» (далее Программа) разработана в соответствии с Конституцией РФ, ст. 28, ст. 29 (о свободе совести и...
Программа воспитания и социализации обучающихся на ступень основного общего образования "Стать Человеком"
Настоящая Программа воспитания и социализации обучающихся на ступень общего образования разработана в соответствии с требованиями ФГОС и Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности...
Программа воспитания и социализации обучающихся на ступени основного общего образования
Программа разработа для осуществления деятельности социального педагога школы, включает в себя различные разделы - деятельность, результативность, мониторинг и др.,...
ПРОГРАММА воспитания и социализации обучающихся на ступени основного общего образования
Целью воспитания и социализации учащихся на ступени основного общего образования является социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, творческого, компетентного граж...
Программа воспитания и социализации обучающихся на ступени основного общего образования
Программа воспитания и социализации обучающихся на ступени основного общего образования...