Сценарий родительского собрания
материал
Данная разработка позволяет грамотно определить актуальность проблемы ПДД для родителей, настраивает их на восприятие материала, вовлекает аудиторию в работу. Ценность разработки и в том, что привлекаются разные специалисты (инспектор ГИБДД, психолог, педагог), которые рассматривают дорожные ситуации и роль родителей в обучении детей правилам дорожного движения с разных позиций. Достоинством работы является привлечение видеоматериалов городских СМИ по дорожно-транспортным происшествиям, что актуализирует материал, показывая значимость темы для каждого родителя, находкой является и интервьюирование учащихся, которое выявляет неуверенность в знаниях ПДД.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dorozhnaya_pedagogika.docx | 29.91 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Анжеро-Судженского городского округа
«Основная общеобразовательная школа № 20»
Устный журнал «Дорожная педагогика»
(сценарий родительского собрания)
Авторы: Бикбаева Л.А.,
учитель русского языка и литературы
Чуринец А.Г.,
учитель русского языка и литературы
Анжеро-Судженск
2012
Пояснительная записка
Тема организации работы по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма остаётся одной из самых актуальных в наши дни. Это подтверждается печальной статистикой ГИБДД. Так, согласно данным ГУ МВД по Московской области, в 2012 году в России произошло более 16,2 тысячи ДТП с участием детей, в которых погибли 749 несовершеннолетних.[1]
По данным ГИБДД Кузбасса за период январь-сентябрь 2012 года в Кемеровской области произошло 97 ДТП с участием детей, причём Анжеро-Судженск занимает 4 место в списке по количеству ДТП с участием детей (5 случаев)[2]. Поэтому одной из важных составляющих частей воспитательного процесса в школе является работа по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма.
Существуют разнообразные формы работы с детьми по данному вопросу, но, на наш взгляд, культура поведения на дороге, прежде всего, должна закладываться в семье. Но, к сожалению, родители зачастую изучение правил дорожного движения проводят на уровне беседы, когда можно переходить дорогу, а более старшим детям в лучшем случае напоминают о необходимости быть осторожнее на дороге.
Социологический опрос, проведённый среди родительской общественности нашей школы, показал, что родители практически не владеют методами обучения детей правилам дорожного движения, не знают психологических особенностей поведения детей и подростков на дороге, считают, что в нашем городе на дорогах безопасно и что с их ребёнком ничего не произойдёт. Такая безграмотность родителей – залог безграмотного поведения детей на дороге.
Поэтому составляя сценарий родительского собрания, мы поставили перед собой цель – обучение родителей методам и формам работы с детьми по изучению правил дорожного движения; составление психологического портрета подростка, находящегося на проезжей части.
Задачи:
- раскрыть актуальность проблемы через статистику ДТП с участием детей в России, Кемеровской области, Анжеро-Судженске;
- показать родителям необходимость целенаправленной систематической работы в семье по изучение ПДД;
- повышать педагогическую грамотность родителей с помощью специалистов (психолога, педагога, инспектора ГИББД).
Форма родительского собрания: устный журнал.
Выбор данной формы обусловлен тем, что она позволяет представить разноплановый материал в одном классном собрании и отражать целый комплекс самых разнообразных вопросов.
Ход родительского собрания
- Страница 1 «Дорожная азбука» (Слайд 2)
- Игра с родителями «Знаете ли вы…» (Слайды 3-15)
- Презентация «Наши дети о правилах дорожного движения» (Слайды 16-17)
- Страница 2 «Мнение специалиста» (Слайд 18)
- Выступление инспектора ГИБДД [3]
(Материал из выступлений сотрудников ГИБДД)
Ребенок, придя в школу, уже имеет огромный опыт путешествий по улицам и дорогам, в том числе и сотни, тысячи переходов через проезжую часть — самостоятельных и вместе с родителями. У него уже сложились определенные навыки «дорожно-транспортного» поведения — и правильные, и неправильные. Последних, к сожалению, больше. Это и перебегание через дорогу — вместо того, чтобы переходить спокойным шагом, наблюдая за движением справа и слева. Это и постоянный переход улицы по кратчайшему пути — наискосок. Но самое страшное — масса навыков благополучного, до поры до времени, выход из-за стоящих машин, кустов, заборов, деревьев, из-за углов домов, из арок и т.п. Учить ребенка безопасному поведению нужно как можно раньше, буквально с первых шагов за ручку по улице. И главенствующую роль в этом играет семья. Прежде всего — потому, что модель грамотного, безопасного поведения на улице и дороге ребенок усваивает в дошкольном возрасте, когда рядом с ним самые близкие люди. Но практика показывает, что и сами родители часто не знают элементарных правил дорожной безопасности. А если и знают, то почему-то не считают нужным их соблюдать, видимо, полагая, что несчастные случаи на дороге могут произойти с кем угодно, но только не с ними. А дети — лишь копируют поведение взрослых. Мама может много раз сказать своему ребенку «не ходи на красный», но если она сама бежит через дорогу, невзирая на сигналы светофора, — ребенок будет поступать точно так же.
Поэтому, первое, что необходимо раз и навсегда запомнить, это то, что дети нарушают Правила дорожного движения по примеру взрослых. Чаще всего юные участники дорожного движения просто повторяют то, что делали старшие в похожих условиях.
Итак, чтобы дети не оказались участниками дорожно-транспортного происшествия необходимо сделать следующее:
1. Объясните своему ребенку, что для пешеходов существуют специальные места перехода дороги — пешеходные переходы и перекрестки со светофорным регулированием. Переход дороги в этих местах более безопасен. Понаблюдайте за работой светофоров, за движением транспорта и действиями пешеходов. Обязательно приводите детям примеры того, как делать нельзя и тогда Ваш ребенок будет понимать последствия и не совершит ошибки (Слайд 19).
2. Обязательно научите ребенка, как переходить дорогу в местах отсутствия пешеходных переходов и светофорных объектов — будь то дворовая территория или любая другая дорога.
- Прежде всего, нужно остановиться и обратить внимание на дорогу;
- Посмотреть налево — поскольку, при правосторонней организации движения, машины идущие с левой стороны всегда будут ближе;
- Посмотреть направо — это нужно для того, чтобы перейти дорогу без остановки на середине проезжей части;
- Снова посмотреть налево;
- В обязательном порядке необходимо послушать, не едут ли машины с включенным сигналом сирены — эти машины пользуются преимуществом и переход дороги при движении таких машин запрещен.
Только после того, когда выполнены все действия и ребенок убедился, что на дороге нет приближающихся автомашин, можно начинать переход проезжей части дороги (Слайд 19).
3. Никогда не ведите ребенка по краю тротуара — со стороны проезжей части должен находится взрослый (Слайд 20).
4. Если на Ваших глазах ребенок пытается перейти дорогу в месте, где нет ни пешеходного перехода, ни перекрестка со светофором помогите ему сделать это правильно. Не проходите мимо, когда дети нарушают Правила дорожного движения, обязательно остановите их. Кто знает, быть может, именно от Ваших действий в этот момент зависит его дальнейшая судьба.
5. Позаботьтесь, чтобы на одежде ребенка были световозвращающие элементы. В период наступления сумерек, в темное время суток, при отсутствии уличного освещения водителю достаточно трудно заметить на дороге пешеходов. Светоотражающие элементы позволяют сделать человека заметнее в несколько раз: без него в свете ближних фар пешеход виден с 30-50 метров, а при наличии световозвращателя — уже с 300-400 метров (слайд 21).
6. При перевозке детей на автомашине используйте ремни безопасности и специальные детские удерживающие устройства (Слайд 22).
7. И, конечно же, сами взрослые должны всегда соблюдать Правила дорожного движения, поскольку в первую очередь все дети копируют манеру поведения взрослых (Слайд 23).
Проводит опрос родителей «Ловушка» (слайды 24-30)
- Выступление педагога-психолога[4]
Причиной дорожно-транспортных происшествий чаще всего являются сами дети. Приводит к этому незнание элементарных основ правил дорожного движения, безучастное отношение взрослых к поведению детей на проезжей части. Предоставленные самим себе, дети, особенно младшего возраста, мало считаются с реальными опасностями на дороге. Объясняется это тем, что они не умеют ещё в должной степени управлять своим поведением. Они не в состоянии правильно определить расстояние до приближающейся машины и её скорость, и переоценивают собственные возможности, считают себя быстрыми и ловкими. У них ещё не выработалась способность предвидеть возможность возникновения опасности в быстро меняющейся дорожной обстановке. Поэтому они безмятежно выбегают на дорогу перед остановившейся машиной и внезапно появляются на пути у другой. Они считают вполне естественным выехать на проезжую часть на детском велосипеде или затеять здесь весёлую игру.
Избежать этих опасностей можно лишь путём соответствующего воспитания и обучения ребёнка. Важно знать, что могут сами дети:
Начиная с 3-4 лет: (Слайд 32)
- ребёнок может отличить движущуюся машину от стоящей на месте. О тормозном пути он ещё представления не имеет. Он уверен, что машина может остановиться мгновенно.
Начиная с 6 лет: (Слайд 33)
- ребёнок всё ещё имеет довольно ограниченный угол зрения: боковым зрением он видит примерно две трети того, что видят взрослые;
- большинство детей не сумеют определить, что движется быстрее: велосипед или спортивная машина;
- они ещё не умеют правильно распределять внимание и отделять существенное от незначительного - мяч, катящийся по проезжей части, может занять всё их внимание.
Начиная с 7 лет: (Слайд 34)
- дети могут более уверенно отличить правую сторону дороги от левой.
Начиная с 8 лет:
- дети уже могут реагировать мгновенно, то есть тут же останавливаться на оклик;
- они уже наполовину опытные пешеходы;
- они развивают основные навыки езды на велосипеде. Теперь они постепенно учатся объезжать препятствия, делать крутые повороты;
- они могут определить, откуда доносится шум;
- они учатся понимать связь между величиной предмета, его удалённостью и временем;
- они усваивают, что автомобиль кажется тем больше, чем ближе он находится;
- они могут отказываться от начатого действия, то есть, ступив на проезжую часть, вновь вернуться на тротуар;
- но они по прежнему не могут распознавать чреватые опасностью ситуации.
Важно, чтобы родители были примером для детей в соблюдении правил дорожного движения:
- Не спешите, переходите дорогу размеренным шагом.
- Выходя на проезжую часть дороги, прекратите разговаривать — ребёнок должен привыкнуть, что при переходе дороги нужно сосредоточиться.
- Не переходите дорогу на красный или жёлтый сигнал светофора.
- Переходите дорогу только в местах, обозначенных дорожным знаком «Пешеходный переход».
- Из автобуса, троллейбуса, трамвая, такси выходите первыми. В противном случае ребёнок может упасть или побежать на проезжую часть дороги.
- Привлекайте ребёнка к участию в ваших наблюдениях за обстановкой на дороге: показывайте ему те машины, которые готовятся поворачивать, едут с большой скоростью и т.д.
- Не выходите с ребёнком из-за машины, кустов, не осмотрев предварительно дороги, — это типичная ошибка, и нельзя допускать, чтобы дети её повторяли.
- Не разрешайте детям играть вблизи дорог и на проезжей части улицы.
Соблюдать правило необходимо и в автомобиле:
Здесь перед вами открывается обширное поле деятельности, так как примерно каждый третий ребёнок, ставший жертвой дорожно-транспортного происшествия, находился в качестве пассажира в автомобиле. Это доказывает, как важно соблюдать следующие правила:
- Пристёгиваться ремнями необходимо абсолютно всем! В том числе и в чужом автомобиле, и при езде на короткие расстояния. Если это правило автоматически выполняется взрослыми, то оно легко войдёт у ребёнка в постоянную привычку.
- Если это возможно, дети должны занимать самые безопасные места в автомобиле: середину или правую часть заднего сиденья, так как с него можно безопасно выйти прямо на тротуар.
- Как водитель или пассажир вы тоже постоянно являете пример для подражания. Не будьте агрессивны по отношению к другим участникам движения, не обрушивайте на них поток проклятий. Вместо этого объясните конкретно, в чём их ошибка. Используйте различные ситуации для объяснения правил дорожного движения, спокойно признавайте и свои собственные ошибки.
-Во время длительных поездок почаще останавливайтесь. Детям необходимо двигаться. Поэтому они будут стараться освободиться от ремней или измотают вам все нервы.
- Прибегайте к альтернативным способам передвижения: автобус, железная дорога, велосипед или ходьба пешком.
Спасибо за внимание! Я думаю, что эти простые советы помогут вам правильно воспитать своих детей
3.Выступление педагога (слайды 35-37)
Изучение правил дорожного движения не должно превращаться для ребёнка в тяжёлую обязанность, не стоит запугивать детей страшными историями о трагедиях на дороге, ваша основная цель – научить ребёнка спокойно и грамотно оценивать ситуацию на дороге, быстро принимать правильные решения.
Для обучения правилам дорожного движения необходимо использовать разные формы и методы обучения, соответствующие возрасту детей. Для детей дошкольного и младшего школьного возраста целесообразно использовать следующие методы:
- игра;
- рисование;
- составление сказок.
Для детей среднего школьного возраста, эффективными будут такие методы, как:
- составление схем маршрутов безопасного движения;
- совместные прогулки, уроки на дороге;
- работа в Интернете;
- решение различных задач.
Если вашему ребёнку уже 15-17 лет, это не значит, что говорить о правилах не надо. В этом возрасте наиболее приемлемой формой обучения правилам станет совместная пешеходная или автомобильная прогулка, в ходе которой вы вместе с ребёнком повторите правила дорожного движения.
Страница 3 «Обратная связь»
Рефлексия
(Для проведения рефлексии каждому родителю раздается три круга: красного, желтого и зеленого цветов. Зеленый – информация полезна и интересна, желтый – остались вопросы, красный –ничего нового не узнал)
– Уважаемые родители, мы просим оценить пользу нашего журнала. Если информация, полученная вами сегодня, поможет вам научить вашего ребенка безопасности на дороге, просим зажечь на нашем светофоре зеленый свет. Если у вас остались вопросы – зажгите желтый, информация для вас бесполезна – красный.
Литература.
1.Справочник классного руководителя: внеклассная работа в школе по изучению Правил дорожного движения/В.Е. Амелина, О.Л. Фастова.-2-е изд., испр.-М.:Глобус,2006.-264с.
2. Официальный сайт управы района Хорошево-Мневники города Москвы [Электронный ресурс] // URL: http: //www.horoshevo-mnevniki.ru
3.Мамочка от беременности до школы [Электронный ресурс] // URL: http: // www.mamochka.kz
[1] РИА Новости http://ria.ru/incidents/20121026/906988503.html#ixzz2FDM2DX4t
[2] http://www.gaikuzbass.ru/8015.htm
[3] По материалам выступлений начальника штаба ОБ ДПС ГИБДД УВД по СЗАО ГУ МВД России по г. Москве майора полиции Александра Саенко и заместителя командира ОБ ДПС ГИБДД УВД по СЗАО ГУ МВД России по г. Москве майора полиции Леонид Дельникова.
[4] Справочник классного руководителя:внеклассная работа в школе по изучению Правил дорожного движения/В.Е. Амелина, О.Л. Фастова.-2-е изд., испр.-М.:Глобус,2006.-264с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сценарий родительского собрания.
1.Родительское собрание Тема: Как взаимодействовать с ребенком в конфликтной ситуации. ...
Сценарий родительского собрания
Полный сценарий проведения родительского собрсния: "О трудностях в учении, или чтобы ребенок учился"...
Сценарий родительского собрания "Папа, мама, я - здоровая семья"
Сценарий родительского собрания "Папа, мама, я - здоровая семья"...
Сценарий родительского собрания по профориентации
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКАСценарий родительского собрания «Мир профессий, или какую дверь открыть?» « Кем ты хочешь быть, когда вырастешь?»- пожалуй, этот вопрос входит...
Сценарий родительского собрания "Мы растим счастливого ребенка"
Сценарийродительского собрания по теме: «Мы растим счастливого ребенка: от самопознания к самореализации» Цель: определить критерии родительского отношения к проблеме становления личности ребенка...
Работа классного руководителя. Сценарий родительского собрания "У каждого ребенка должна быть семья".Сценарий классного часа и тетрализованного представления "Сказка ложь, да в ней намёк..." (5 класс).
Родительское собрание "У каждого ребёнка должна быть семья" о гармонизации детско-родительских отношений.Сценарий классного часа "Сказка ложь, да в ней намек..." о развитии общечеловеческих ценн...
Сценарий родительского собрания Семья — моя радость (родительское собрание совместно с детьми)
Сценарий родительского собрания,проводимого совместно с детьми 7-я — моя радостьЦель: раскрытие важности семьи для становления человека;способствовать сближению и взаимопониманию между...