«Технологии формирования речевого ды-хания»
план-конспект

Попова Анна Сергеевна

Важнейшие условия правильной речи — это плав­ный длительный выдох, четкая и ненапряженная арти­куляция.

Поскольку дыхание, голосообразование и артикуля­ция — это единые взаимообусловленные процессы, тре­нировка речевого дыхания, улучшение голоса и уточне­ние артикуляции проводятся одновременно. Задания ус­ложняются постепенно: сначала тренировка длительного речевого выдоха проводится на отдельных звуках, по­том — словах, затем — на короткой фразе, при чтении стихов и т. д.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tehnologii_formirovaniya_rechevogo_dyhaniya_2019.doc59.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

          «Средняя общеобразовательная школа № 25»

 Г.о. Подольска Московской области

Технологии формирования речевого дыхания

                                                  Составитель: Попова А.С.

                                             Г.о. Подольск

                                             

                                              2019 г

            Технологии развития речевого дыхания и голоса

Важнейшие условия правильной речи — это плавный длительный выдох, четкая и ненапряженная артикуляция.

Поскольку дыхание, голосообразование и артикуляция — это единые взаимообусловленные процессы, тренировка речевого дыхания, улучшение голоса и уточнение артикуляции проводятся одновременно. Задания усложняются постепенно: сначала тренировка длительного речевого выдоха проводится на отдельных звуках, потом — словах, затем — на короткой фразе, при чтении стихов и т. д.

В каждом упражнении внимание детей направляется на спокойный, ненапряженный выдох, на длительность и громкость произносимых звуков.

Нормализации речевого дыхания и улучшению артикуляции в начальный период помогают «сценки без слов». В это время логопед показывает детям пример спокойной выразительной речи, поэтому на первых порах во время занятий больше говорит сам. В «сценках без слов» присутствуют элементы пантомимы, а речевой материал специально сведен к минимуму, чтобы дать основы техники речи и исключить неправильную речь. Во время этих «представлений» используются только междометия (А! Ах! Ох! и т. д.), звукоподражания, отдельные слова, имена людей, клички животных), позже — короткие предложения. Постепенно речевой материал усложняется: появляются короткие или длинные фразы, когда речь начинает улучшаться. Внимание начинающих артистов постоянно обращается на то, с какой интонацией следует произносить соответствующие слова, междометия, какими жестами и мимикой пользоваться. В ходе работы поощряются собственные фантазии детей, их умение подобрать новые жесты, интонацию и т. д.

При естественном дыхании его глубина и темп могут быть различны, и не следует регулировать их искусственно, иначе дыхание не будет естественным. Естественное дыхание — это дыхание покоя, оно должно быть протяжным, легким, медленным, спокойным, равномерным. В течение короткого времени добиться такого дыхания нельзя. Поэтому не следует стремиться к немедленным результатам и стараться применить для этого какие-то волевые усилия, управлять дыханием. Такие попытки могут привести к дискомфорту, одышке. Естественное дыхание должно происходить на естественной основе, при этом можно допускать лишь незначительные усилия, чтобы достичь пяти вышеназванных характеристик естественного дыхания, добиваясь его легкости на границе забытья и реальности.

Дыхание, как известно, заключается в вентилировании легких, в замене использованного воздуха свежим, богатым кислородом.

1. Для того чтобы научить ребенка полноценно дышать, у детей вызывают потребность в притоке большого количества кислорода и в удалении накопившейся углекислоты. Такая потребность возникает при большой затрате мышечной энергии, например, при беге, прыжках. Вот почему так полезны подвижные игры с бегом на свежем воздухе.

С дошкольного возраста надо приучать детей дышать через нос. Дыхание через нос возбуждает дыхательный центр, который расположен в продолговатом мозге, человек дышит глубже, чем через рот.

2.Дети дошкольного возраста имеют склонность задерживать дыхание при выполнении всякого непривычного движения, требующего от них некоторого усилия и напряжения.

Поэтому важно научить ребенка не задерживать дыхание при выполнении упражнений. Для этого гимнастические упражнения сопровождаются звуками или словами, соответствующими образу упражнения. Они произносятся в тот момент, когда надо сделать выдох, т. е. когда сужается грудная клетка. Вдох совпадает с моментом расширения грудной клетки и расслабления мышц брюшной полости. При боковом сгибании и поворотах туловища выдох совпадает с наклоном или поворотом туловища в одну сторону, а вдох — с поворотом или наклоном в другую, или с моментом выпрямления, если упражнения делаются с остановкой на моменте выпрямления. Звуки и слова также придают упражнениям эмоциональную окраску.

3.Важно научить детей экономно расходовать имеющийся в легких воздух, регулировать работу своих дыхательных мышц. Такое экономное расходование воздуха имеет большое значение при речи, и особенно при пении. Вдох делается очень быстро, а затем воздух задерживается в легких и постепенно выдыхается при произнесении звуков.

Некоторые упражнения можно проводить в двух темпах — медленном и быстром. При медленном темпе дети учатся экономно делать выдох, быстрый темп дается для повышения активности детей.

При медленном темпе выдох делается со звуками: тсс, шш, пф или сопровождается словом вниз. При быстром темпе на выдохе можно произносить слова: вперед, вправо и т. д. В имитационных упражнениях образ иногда подсказывает определенный темп движения— например, «согревание». В этом упражнении после нескольких быстрых обхватов плеч руки надо медленно опустить через стороны вниз, с продолжительным выдохом.

Для регулирования дыхания необходимо, чтобы темп движения соответствовал темпу детского дыхания. Взрослые должны учитывать, что у ребенка более быстрый темп дыхания, поэтому выполнение упражнений в замедленном темпе сбивает детей с естественного ритма дыхания.

В случае выраженной дизартрии работа над дыханием начинается с общедыхательных упражнений. Цель этих упражнений состоит в том, чтобы увеличить объем дыхания и нормализовать его ритм. Для закрепления удлиненного произвольного выдоха (через рот) необходимо опираться на кинестетические ощущения. Рекомендуется «видеть» и «слышать» свой вдох. При проведении дыхательной гимнастики нельзя переутомлять ребенка. Необходимо следить за тем, чтобы он не напрягал шею, плечи, не принимал неверную позу. Следует концентрировать внимание ребенка на ощущениях движения диафрагмы, межреберных мышц, продолжительности произвольного вдоха и выдоха. Нужно следить за плавностью и ритмичностью дыхательных движений. Дыхательная гимнастика должна проводиться до еды в хорошо проветренном помещении.

Для достижения этой цели выполняются следующие упражнения:

1.Ребенок лежит на спине, логопед сгибает ему ноги в коленных суставах и согнутыми ногами надавливает на подмышечные впадины. Эти движения производятся в нормальном дыхательном ритме под счет. Это способствует нормализации движений диафрагмы.

2.Ребенок сидит, перед его ноздрями создается веер воздуха. Под его влиянием усиливается глубина вдоха за счет включения в работу мышц диафрагмы.

После активной работы мышц диафрагмы проводится выработка оптимального типа физиологического дыхания. Формирование этого типа дыхания осуществляется по подражанию, в различных положениях — лежа, сидя, стоя.

Ребенок одну руку кладет на свою диафрагму, другую — на диафрагму логопеда. Логопед осуществляет вдох и выдох, включая в работу мышцы диафрагмы, ребенок, ощущая движения рукой, пытается дышать так же. Затем вызванные по подражанию движения диафрагмы закрепляются в различных дыхательных играх.

После закрепления диафрагмального дыхания проводится работа над длительным, плавным выдохом через рот, которая осуществляется:

  • без речевого сопровождения;
  • с речевым сопровождением.

Работа без речевого сопровождения проводится в виде различных дыхательных упражнений с использованием разнообразных пособий («загоним мяч в ворота», игры с «султанчиком», ватными шариками, снежинками, листиками, и т. д.), которые позволяют осуществить зрительный контроль за продолжительностью и силой выдоха через рот.

При проведении дыхательной гимнастики необходимо придерживаться следующих правил:

  • дыхательная гимнастика должна проводиться до еды, в хорошо проветренном помещении;
  • при выполнении дыхательных упражнений нельзя переутомлять ребенка (первый признак утомления — зевота — симптом кислородной недостаточности);
  • при выполнении дыхательных упражнений необходимо следить за позой ребенка (прямо, плечи расправлены, ноги, руки спокойны);
  • при выдохе ребенок не должен напрягать плечи, шею, поднимать плечи, надувать щеки; при выполнении дыхательных упражнений следует привлечь внимание ребенка к ощущениям движения диафрагмы;
  • дыхательные движения лучше производить плавно, под счет, музыку;
  • дидактический материал, используемый для дыхательных упражнений, должен быть легким — ватка, тонкая цветная бумага, воздушный шарик и т. д.; он должен располагаться обязательно на уровне рта.

Работа с речевым сопровождением проводится при произнесении различного по сложности речевого материала, на длительном плавном выдохе:

  • пение гласных на выдохе — «ниточка»;
  • произнесение сочетаний 2, 3, 4-х гласных на длительном, плавном выдохе (нужно следить, чтобы между гласными не делались паузы для дополнительного вдоха);
  • произнесение изолированных щелевых, глухих согласных (при вдохе — звук);
  • произнесение щелевых, глухих согласных с сочетанием гласных (са-со-су-сы; са-фа-ха-ша)
  • произнесение слов на плавном выдохе, сначала мало слоговых, затем многослоговых, сначала с ударением на 1-й слог, затем меняется ударение;
  • постоянное распространение фразы на длительном плавном выдохе (сделать вдох — затем «птицы» — «птицы летят» — «птицы летят в небе» — «птицы летят в небе на юг» и т. д.). Количество слов, произносимых ребенком на одном выдохе, определяется возрастом:

5 лет — 4—5 слов, не больше;

6 лет — 5-6 слов, не больше;

7  лет — 6-7 слов, не больше.

Можно рекомендовать следующий комплекс упражнений по развитию речевого дыхания.

1-е упражнение. Погладить нос (боковые части носа) от кончика к переносице — сделать вдох. На выдохе постучать ео крыльям носа указательными пальцами (5-6 раз).

2-е упражнение. Ребенок делает глубокий вдох и выдох двумя неравными порциями.

3-е упражнение. Ребенок делает глубокий медленный вдох через нос, затем задерживает дыхание и медленно выдыхает на счет до пяти.

4-е упражнение. Сделать по 8-10 вдохов и выдохов через правую ноздрю, затем — через левую, по очереди закрывая отдыхающую указательным пальцем.

5-еупражнение. Ребенок делает полный вдох, задерживает дыхание и делает долгий выдох.

6-е упражнение. На одном выдохе — усиление и ослабление звука (упражнение «Гудок» — гудок приближается и удаляется: м-м-м-М-М-М-м-м).

7-е упражнение. На одном выдохе — усиление и ослабление звука (упражнение «Вой ветра»: в-в-в-В-В-в-в).

8-е упражнение. Во время выдоха широко раскрыть рот и, насколько возможно, высунуть язык, стараясь кончиком его достать до подбородка. Беззвучно произнести звук [а-а-а-а] (5-6 раз).

9-е упражнение «Свеча». Ребенок делает ровный, медленный выдох — пламя свечи легло, и его надо удержать в этом положении воздушной струей.

10-еупражнение «Погаси свечу». Ребенок делает вдох, затем секундную задержку дыхания и несколько выдохов-толчков: фу-фу-фу.

11-е упражнение. Исходное положение — руки перед собой, вдох носом — руки разводятся в стороны, медленный выдох — руки сводятся так, чтобы встретились ладони.

12-е упражнение «Комар». Исходное положение — руки вперед, вдох — руки разводятся в стороны, выдох — руки медленно сходятся («не спугни комара»), выдох со звуком е-в-в-в, в конце — хлопок в ладоши («убили комара»).

13-е упражнение. На одном вдохе, выдыхая толчками, ребенок должен произнести 5, потом 6 (и так до 10) звуков [ф]: ф! ф! ф! ф! ф! Ладонь ребенка на животе контролирует подтягивание мышц живота при произнесении звуков.

14-е упражнение. Сделать вдох носом. На выдохе протяжно тянуть звук м-м-м, одновременно постукивая пальцами по крыльям носа.

15-е упражнение. Спокойный вдох через нос. На выдохе одновременно с постукиванием по крыльям носа произнести ба-бо-бу и г-м-м-м.

16-е упражнение. Быстро втянуть внутрь живота брюшные мышцы, одновременно сделав резкий выдох через нос (3-4 раз).

17-е упражнение. На одном вдохе, выдыхая толчками, ребенок должен произнести 3 (4, 5) пары звуков: в-ф! в-ф! в-ф! Ладонь ребенка на животе контролирует подтягивание мышц живота при произнесении звуков.

18-е упражнение. При вдохе оказывать сопротивление входящему воздуху, надавливая на крылья носа пальцами. Во время более продолжительного выдоха сопротивление должно быть переменным за счет постукивания по крыльям носа.

19-е упражнение. Ребенок делает глубокий вдох и выдох несколькими равными порциями.

Использованная литература:

Развивающие технологии в логопедии/ Акименко В.М, 2011.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технология формирования речевой компетентности обучающихся 11-х классов при подготовке к ЕГЭ

Материал презентации позволит организовать эффективную подготовку к ЕГЭ....

Формирование речевой компетенции учащихся на уроках английского языка через речевые клише.

Формирование коммуникативной компетенции-цель изучения ИЯ. Как можно сделать это проще и интереснее? Через джазовые чанты...

Формирование речевых компетенций на уроке иностранного языка посредством Интернет технологий

Использование ресурсов сети Интернет в обучении иностранным языкам, интеграция интернет средств в учебный процесс, позволяет более эффективно решать целый ряд дидактических задач:• формировать и...

Использование приёмов технологии РКМЧП как средства формирования речевой и коммуникативной компетентности

Качественный материал, в котором даётся психолого-педагогическое обоснование использования ТРКМЧП, показана базовая модель технологии, а также представлены  её основные методы и приёмы....

Занятие на тему: "Дискуссия как один из важнейших этапов формирования речевой компетенции и гражданской позиции. Речевое общение как взаимодействие между людьми посредством языка".

В ходе дискуссии (просмотра видеоролика "Учитель года", изучения мнения в чатах, произведениях литературы, СМИ), высказывания популярных авторитетных личностей) её участники пытаются выявить истину по...

Технология формирования креативной речевой компетенции

В работе, представленной Е.С.Романичевой, кандидатом пед.наук, предложен один из путей формирования креативной речевой компетенции школьников. Стратегии "от текста к тексту", "от слова ...