Классный час "Культура общения"
методическая разработка (7, 8 класс)

Разработка классного часа для 7-8 классов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kultura_obshcheniya.docx31.46 КБ
Файл kultura_obshcheniya.pptx2.22 МБ

Предварительный просмотр:

Цель классного часа: Изучение правил эмоционально-доброжелательного общения с людьми, развитие потребности в общении.

Задачи:

  1. Изучение литературы по проблеме общения.
  2. Приобретение навыков самостоятельной познавательной деятельности.
  3. Освоение понятий общение, культура речи.
  4. Развитие творческих способностей и воображения, умения отражать свои впечатления в разных видах деятельности.

Проблема: В наше время многие подростки предпочитают живому общению общение «виртуальное», приобретают зависимость от социальных сетей, от компьютерных игр. Они даже не представляют, что реальное общение может сделать жизнь наполненной, интересной, увлекательной. Проблема неумения общаться со взрослыми и сверстниками стоит сегодня очень остро. Поэтому мы выбрали тему классного часа «Культура общения», надеясь помочь учащимся задуматься над этой проблемой.

Гипотеза: Овладение культурой общения делает жизнь человека ярче, интересней, даёт возможность приобрести новых друзей.

Актуальность выбранной темы: Общение с другими людьми является жизненно важной необходимостью для человека любого возраста, особенно оно важно в подростковом возрасте, когда происходит формирование личности человека. Неумение общаться, зажатость, неуверенность в себе часто становится бедой для ребёнка. Непонимание другого часто становится причиной недоверия, отчуждённости, враждебности. Поэтому необходимо развивать потребность ребят в общении и научить их «золотым правилам общения».

Вопросы, на которые мы найдём ответы в ходе изучения темы «Культура общения»:

Что такое общение?

Какова его роль в жизни человека?

Каковы «Золотые правила общения»?

Основное содержание:

В ходе проведения классного часа вы познакомитесь с новыми понятиями и узнаете, что потребность в общении, переходящая в потребность в понимании и одобрении, является одной из главных человеческих потребностей. Общение - источник радости и счастья (дружеское общение, общение с природой, общение с искусством).

1. Что такое общение? Общение – процесс взаимодействия между людьми, заключающийся в обмене информацией, в восприятии и понимании друг друга.

2. Какие бывают виды общения? Общение бывает вербальное (с помощью слов) и невербальное (мимика, жесты, телодвижения);

непосредственное (человек перед нами) и опосредованное (через интернет, книги, письма);

формальное (в школе, на работе) и неформальное (в кругу близких, друзей).

3.Какие бывают стили общения? Авторитарный, деловой, манипулятивный, примитивный, диалогический. Самый высший из них – общение - диалог, когда собеседники внимательны друг к другу и общаются доверительно, на равных.

4. Что такое «золотые правила общения»? Культура общения людей основана на соблюдении определённых правил, которые вырабатывались человечеством на протяжении многих веков. Эти правила называются этикетом. Этикет определяет формулы, технику общения в различных жизненных ситуациях (как спорить, не обижая и не унижая собеседника, как знакомиться и общаться и т.д.). Культурный, воспитанный человек не только владеет техникой общения, но и обладает такими качествами, как приветливость, добросердечие, учтивость, уважительное отношение к людям..

Общение – основное условие развития человека, важнейший фактор формирования личности, один из главных видов деятельности человека, устремлённый на познание и оценку самого себя через посредство других людей. Важную роль играет умение внешне выражать свои внутренние эмоции и правильно понимать эмоциональное состояние собеседника. Как бы ни менялся мир и наши взгляды, всегда будет актуальным основное правило общения между людьми – это уважение. Родственник, одноклассник, попутчик в поезде – не имеет значения, каждый человек достоин уважительного отношения. Постигнув эту истину, каждый получит шанс стать самой интересной личностью для других. Для полноценного общения мало иметь какие-то знания, информацию, много читать, важно уметь сообщить людям эти сведения. Необходимо обладать культурой речи (чёткость, логичность построения высказывания).

На тему правил общения написана масса книг, в которых можно найти рекомендации и советы на все случаи жизни. Из всей литературы мы выделим 10 самых важных правил, которые остаются важными и уместными уже многие годы, так сказать «золотые правила общения». К ним можно отнести следующее:

  1. Всегда улыбайтесь. Ваша улыбка и хорошее настроение вызовет позитивные эмоции и положительный настрой, располагая к себе собеседника.
  2. Будьте вежливы. И, не имеет значения, разговариваете ли вы с директором школы, учителем или одноклассником – хамство и фамильярность ещё никому не сослужили хорошую службу.
  3. Называйте собеседника по имени.
  4. Слушайте больше, чем говорите.

5. Будьте искренними и честными – это самые лучшие позиции в общении.

6. Думайте, прежде чем сказать.

7. Не перебивайте собеседника, давая ему возможность высказаться.

8. Избегайте высокомерного, пренебрежительного поведения по отношению к собеседнику. Старайтесь понять человека.

9. Придерживайтесь уверенного, но дружелюбного тона.

10. Уважайте точку зрения собеседника, даже если вы с ней не согласны.

Начните применять эти эффективные правила в своей жизни и увидите, как быстро начнёт меняться и расти ваше окружение. И, возможно, вы приобретёте не только уважение одноклассников, а и много новых и интересных друзей.

Существует и ещё одна сторона общения - это нецензурные выражения: мат

и брань. И в вашей среде это часто можно слышать. Что это значит? А это

значит проявление бескультурья, необразованности и слабости натуры. К

сожалению, это мы сейчас можем услышать с экранов наших телевизоров и,

когда слышишь это, чувствуешь себя, по меньшей мере, оскорблённым.

общения. Уверена, что многие согласятся с тем, что грубость речи может

отпугнуть собеседников, которые могли бы стать вашими верными друзьями.

И кто знает, оскорбив однажды в разговоре, вы можете потерять друга

навсегда

и брань. И в вашей среде это часто можно слышать. Что это значит? А это

значит проявление бескультурья, необразованности и слабости натуры. К

сожалению, это мы сейчас можем услышать с экранов наших телевизоров и,

когда слышишь это, чувствуешь себя, по меньшей мере, оскорблённым. 

и брань. И в вашей среде это часто можно слышать. Что это значит? А это

значит проявление бескультурья, необразованности и слабости натуры. К

сожалению, это мы сейчас можем услышать с экранов наших телевизоров и,

когда слышишь это, чувствуешь себя, по меньшей мере, оскорблённым. 

и брань. И в вашей среде это часто можно слышать. Что это значит? А это

значит проявление бескультурья, необразованности и слабости натуры. К

сожалению, это мы сейчас можем услышать с экранов наших телевизоров и,

когда слышишь это, чувствуешь себя, по меньшей мере, оскорблённым. 

и брань. И в вашей среде это часто можно слышать. Что это значит? А это значит проявление бескультурья, необразованности и слабости натуры. К сожалению, это мы сейчас можем услышать с экранов наших телевизоров и, когда слышишь это, чувствуешь себя, по меньшей мере, оскорблённым.

- Поэтому я прошу вас не употреблять эту лексику в процессе вашего общения. Уверена, что многие согласятся с тем, что грубость речи может отпугнуть собеседников, которые могли бы стать вашими верными друзьями. И кто знает, оскорбив однажды в разговоре, вы можете потерять друга навсегда.

Сегодня я Вам предлагаю провести игру на тему «Час общения». Ведь как сказал Д. Леббок «Для успеха в жизни, умение общаться с людьми гораздо важнее обладания талантом». Игра будет проходить в виде соревнования между двумя (тремя) командами Выступление команд будет оценивать жюри, в которое войдут по одному представителю от каждой команды и классный руководитель.

Представление жюри.

В обязанности жюри входит подсчет очков, комментирование выступлений команд и отслеживание времени, рассчитанного на подготовку в каждом конкурсе. Так же жюри следит за активностью и поведением болельщиков в ходе игры (см. Приложение1).

Результаты можно представлять после каждого конкурса, а можно представить общие результаты в конце игры.

Конкурс 1 «Презентация команды»

В течение 3-5 минут каждая команда должна выбрать себе название и девиз (не забываем, что тема сегодняшней игры – «Час общения»). Максимальная оценка за этот конкурс – 5 баллов.

Пока команды готовятся к выступлению предлагаю болельщикам поприветствовать друг друга (Игра «передать привет», см. Приложение 2)

Приветствие соперников

 Ведущий: Пока жюри подсчитывает первые результаты, предлагаю командам обменяться приветствиями. У меня в руках «говорящая палочка», каждый участник должен высказать свои добрые пожелания команде – сопернице или отдельным ее участникам. (Приветствие не оценивается).

Уважаемое жюри мы ждем вашего решения и первых баллов. Баллы записываются на доске.

Конкурс 2 «В мире эмоций»

Этот конкурс проводится в два этапа.

1. Приглашаются капитаны команд (капитаны вытягивают одну из карточек с названием чувства). Задача команды изобразить чувство с помощью мимики и жестов. Время – 3-5  минут. По истечении времени каждая команда показывает чувство. Максимальная оценка – 5 баллов.

Чувства:

- любовь                               - печаль

- гнев                                    - удовольствие

- восхищение                       - ненависть

2. Приглашаются капитаны команд (капитаны вытягивают одну из карточек с названием ситуации). Задача команды изобразить мимикой и жестами различные ситуации. Время на подготовку - 3-5  минут. Остальные пытаются угадать какую ситуацию показывает команда, либо ситуация называется и оценивается артистизм и сплоченность  команды.

Ситуации для показа:

- шторм  в море;

- встреча друзей;

- встреча врагов;

- ученик получил долгожданную пятерку за урок.

Игра “На одну букву”

1. Назвать качества воспитанного, вежливого человека на букву “С”: (скромность, совестливость, сострадание, и т. д.)

2. Назвать качества воспитанного, вежливого человека на букву “Д”: (достоинство, деликатность, доброта, дружба, доверие, душевность, доброжелательность)

14. Составить как можно больше слов из слова вежливость

Конкурс 3 «Забавные животные» (см. Приложение 3).

Каждая команда по очереди  будет находиться на этой сцене перед нами.  Один представитель из команды выходит к нам и выбирает одну из карточек, на которой задано название животного и именно его вам предстоит показать своим подопечным, но не называя его, а показывая (молча, не издавая звуков). Остальные участники команды пишут, что же это может быть.  Таким образом, члены жюри оценивают и то, насколько  творчески, выразительно было преподнесено понятие и  количество совпадений у  остальных членов команды. Уважаемые зрители и остальные участники, просим Вас  быть взаимно вежливыми и не выкрикивать свои варианты ответов. Жюри будет следить за поведением болельщиков и при необходимости вычитать штрафные баллы.

/Конкурс/ Оценивание творчества при изображении понятия в пределах 5-ти баллов.  

Пока наше строгое жюри подводит итоги, мы предлагаем болельщикам немного размяться. Игра со зрителями.

(игра «Комплимент другой команде», см. Приложение 2).

Конкурс 4 - «Народная мудрость в пословице» (см. Приложение 3).

Сейчас на сцену выходят  две команды, которым предстоит  выполнить задание коллективно. Каждая команда выбирает себе одну карточку, на которой написана пословица или поговорка, в течение 3 минут каждая команда обсуждает и готовит свой вариант  представления данной пословицы с помощью мимики и жестов, разговаривать в момент представления нельзя. Вы будете показывать пословицу команде, - сопернице. Если варианта ответа  у команды – партнера нет, то мы предлагаем назвать свой вариант болельщикам. Уважаемые члены жюри, вам предстоит оценить конкурс  по 5 баллам за каждую часть конкурса. 1 часть – артистизм команды, ее сплоченность и оригинальность в  преподнесении пословицы, 2 часть - баллы за угаданные пословицы.

/Конкурс/.

Пока наше жюри подводит промежуточные  итоги, мы предлагаем вам, зрителям, немного размяться.

Конкурс для  зрителей «Соображалки».

Приглашаются  ребята, желающие  поучаствовать в конкурсе, можно провести конкурс и со всем зрительным залом.

Ведущий: Я сейчас  буду загадывать вам загадки, а вы попробуете их  отгадать:

- В сенокос – горька,

А в мороз - сладка.

Что  это? /рябина/

- Бел как снег, в чести у всех.

Нравиться нам,

Но вреден зубам.

Что это? /сахар/

Это была разминка, а теперь задания потруднее, вы готовы?

- Собака легче, чем жук. Собака тяжелее, чем лошадь. Кто легче всех и кто тяжелее всех? /жук – тяжелый, лошадь – легкая./

- Вова, Лена и Саша сидели на скамейке. Саша сидел слева от  Вовы, а Лена сидела слева от Саши. В каком порядке сидели ребята? /Лена, Саша, Вова/.

И самая трудная, на внимание и смекалку: Чего нет ни в дыни, ни в тыкве, но есть в арбузах, помидорах, огурцах? /буква «Р»/.

Затем жюри оглашают промежуточные итоги.

Конкурс 6 «Артистический» (см. Приложение 4)

1. Каждая команда получает текст стихотворения Агнии Барто «В школу» или «Наша Таня громко плачет» и задание как нужно прочитать это стихотворение:

- как смешной анекдот;

- с позиции обвинения;

- вопросительно.

Время на подготовку – 3-5 минут. Максимальная оценка за артистичность и выразительность – 5 баллов.

2. «Инсценирование сказки» (на подготовку 7 мин.) без слов. Жюри оценивает сплоченность и артистизм команд. Максимальный балл – 5.

Пока команды готовятся к выступлению предлагаю зрителям сыграть в игру «Карлики и великаны» или  «Трям» (см. Приложение 2).

Наша игра подошла к завершению. Пока жюри подводит итоги, я предлагаю командам и болельщикам поиграть («Азбука добрых слов», см. Приложение 2).

Ведущий. Слово предоставляется жюри для подведения итогов.

Жюри объявляет общий итог игры, делится своими впечатлениями и вручает грамоты командам, а отдельным участникам команд – медали (или титулы):

- Самый веселый участник;

- Самый спокойный участник;

- Мы от тебя такого не ожидали;

- Надежда и опора команды;

Жюри отмечает грамотами и болельщиков:

- Самый активный болельщик;

- Самый шумный болельщик;

- Борец за справедливость.

Приложение 2

Игры для болельщиков

  1. «Комплимент»

Инструкция. Как часто мы с Вами говорим комплименты друг другу? Сейчас у нас будет возможность это сделать! Болельщики каждой команды будут по очереди говорить комплименты друг другу.

Если еще остается время можно провести анализ выполнения задания.

- Как Вы себя чувствовали, когда говорили комплименты сами?

- Как Вы себя чувствовали, когда Вам говорили комплимент?

  1. «Азбука добрых слов»

Необходимо по очереди болельщикам каждой команды называть «хорошие слова» на разные буквы алфавита (например, слова, характеризующие человека: внешний вид, характер, состояние и т.п.).

 3.  «Невербальный подарок соперникам»

Ведущий. В конце нашей игры я предлагаю болельщикам каждой команды подарить болельщикам другой необычный подарок на память. Об этом подарке не нужно рассказывать, надо продемонстрировать его без слов. Соперники  должны догадаться по жестам и мимике, что это за подарок.

 4. Сброс напряжения «Карлики и великаны»

Все стоят в кругу. На команду: «Великаны!» – все стоят, а на команду: «Карлики!» – нужно присесть.  Ведущий пытается запутать участников – приседает на команду «Великаны».

  1. Разминка. Игра «Трям»

Участники должны посчитать от 1 до 30, называя числа по кругу по очереди. При этом все числа, которые делятся на 3 или заканчиваются на 3, заменяются словом «трям». Если кто-то из участников ошибается или слишком долго не называет число – счет начинается снова с него (с цифры 1). Продолжается до тех пор, пока группа не досчитает до 30 без ошибок и заминок.

6. Снятие напряжение. «Передать привет»

Группа делится на несколько подгрупп, каждая из которых передает привет другим подгруппам от имени каких-либо животных (львы, змеи, обезьяны и т.д.).

7. Игра «Плот»

Мы отправляемся с вами в путешествие на плоту, каждый из нас берет на плот реальные вещи на определенную букву (например, на букву «н», «к», «я») по кругу. Периодически букву меняем, в словах не повторяться.

Приложение 3

Задания для команд

Конкурс 3 «Забавные животные»

Изобрази животное без слов с помощью мимики и жестов: КРОКОДИЛ, ЖИРАФ

Изобрази животное без слов с помощью мимики и жестов: ЛЕВ, ПИТОН

Изобрази животное без слов с помощью мимики и жестов: КЕНГУРУ, ШИМПАНЗЕ

Изобрази животное без слов с помощью мимики и жестов: СЛОН, МЫШЬ

Конкурс 4 «Народная мудрость в пословице»

ТИШЕ ЕДЕШЬ – ДАЛЬШЕ БУДЕШЬ

СЕМЕРО ОДНОГО НЕ ЖДУТ

СЕМЬ РАЗ ОТРЕЖЬ – ОДИН ОТРЕЖЬ

БЕЗ ТРУДА НЕ ВЫЛОВИШЬ РЫБКУ ИЗ ПРУДА

СКОЛЬКО ВОЛКА НЕ КОРМИ, ОН ВСЕ В ЛЕС СМОТРИТ

НЕ ИМЕЙ СТО РУБЛЕЙ. А ИМЕЙ СТО ДРУЗЕЙ.

Приложение 4

                                    Агния Барто

«В школу»       

Почему сегодня Петя

Просыпался десять раз?

Потому что он сегодня

Поступает в первый класс.

Он теперь не просто мальчик,

А теперь он новичок,

У него на новой куртке

Отложной воротничок

Он проснулся ночью темной,

Было только три часа.

Он ужасно испугался,

Что урок уж начался.

Он оделся в две минуты,

Со стола схватил пенал.

Папа бросился вдогонку,

У дверей его догнал.

За стеной соседи встали,

Электричество зажгли,

За стеной соседи встали,

А потом опять легли.

Разбудил он всю квартиру,

До утра заснуть не мог.

Даже бабушке приснилось,

Что она твердит урок.

                                    Агния Барто

«В школу»        

Почему сегодня Петя

Просыпался десять раз?

Потому что он сегодня

Поступает в первый класс.

Он теперь не просто мальчик,

А теперь он новичок,

У него на новой куртке

Отложной воротничок

Он проснулся ночью темной,

Было только три часа.

Он ужасно испугался,

Что урок уж начался.

Он оделся в две минуты,

Со стола схватил пенал.

Папа бросился вдогонку,

У дверей его догнал.

За стеной соседи встали,

Электричество зажгли,

За стеной соседи встали,

А потом опять легли.

Разбудил он всю квартиру,

До утра заснуть не мог.

Даже бабушке приснилось,

Что она твердит урок.

                                           Агния Барто 

«Наша Таня громко плачет»      

Наша Таня громко плачет,

Уронила в речку мячик,

Тише, Танечка не плачь,

Не утонет в речке мяч.

                                           Агния Барто 

«Наша Таня громко плачет»      

Наша Таня громко плачет,

Уронила в речку мячик,

Тише, Танечка не плачь,

Не утонет в речке мяч.

Конкурс «Инсценирование сказки» Вам нужно инсценировать сказку «ТЕРЕМОК». Показать Вы ее должны с помощью движений, жестов, мимики, без слов. Желательно, чтобы была задействована вся команда.

Конкурс «Инсценирование сказки» Вам нужно инсценировать сказку «КОЛОБОК». Показать Вы ее должны с помощью движений, жестов, мимики, без слов. Желательно, чтобы была задействована вся команда.

И в вашей среде это часто можно слышать. Что это значит? А это

значит проявление бескультурья, необразованности и слабости натуры. К

сожалению, это мы сейчас можем услышать с экранов наших телевизоров и,

когда слышишь это, чувствуешь себя, по меньшей мере, оскорблённым. 

общения. Уверена, что многие согласятся с тем, что грубость речи может

отпугнуть собеседников, которые могли бы стать вашими верными друзьями.

И кто знает, оскорбив однажды в разговоре,


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Тема : Культура общения

Слайд 2

Для успеха в жизни умение обращаться с людьми гораздо важнее обладания талантом Д. Леббок Ничего не обходится нам так дёшево и не ценится так дорого, как вежливость. М.Сервантес

Слайд 3

ОБЩЕНИЕ Сложный, многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями в совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание другого человека;

Слайд 4

Вербальное Невербальное Непосредственное опосредованное Формальное неформальное Виды общения

Слайд 5

СРЕДСТВА ОБЩЕНИЯ НЕРЕЧЕВЫЕ: ПОЗА ЖЕСТЫ МИМИКА ВЗГЛЯД РЕЧЕВЫЕ: РЕЧЬ ИНТОНАЦИЯ ТЕМП РЕЧИ ТЕМБР ГОЛОСА

Слайд 7

Коммуникабельность - способность человека к коммуникации, установлению контактов и связей. Коммуникабельность – готовность и умение легко устанавливать, поддерживать и сохранять позитивные контакты в общении и взаимодействии с окружающими.

Слайд 8

Преимущества коммуникабельности Коммуникабельность открывает путь к достижению успеха.

Слайд 9

Коммуникабельность даёт освобождение – от замкнутости, комплексов, непонятости .

Слайд 10

Коммуникабельность даёт независимость – от обстоятельств; в любых обстоятельствах коммуникабельный человек сумеет достичь понимания с окружающими.

Слайд 11

Коммуникабельность даёт радость – от общения с самыми разными людьми.

Слайд 12

Коммуникабельность даёт возможности – и для самореализации, и для поиска поддержки извне.

Слайд 13

Коммуникабельность помогает адаптации – в социуме.

Слайд 14

Как достичь коммуникабельности Семейное воспитание. Родители, радушно принимающие гостей, показывающие детям пример дружелюбия и открытости – таким образом воспитывают в в детях коммуникабельность.

Слайд 15

Интерес к людям. Только искренне интересуясь окружающими, стараясь понять их желания, надежды, страхи – возможно развить в себе коммуникабельность.

Слайд 16

Общение. Общаясь с разными людьми, человек «тренирует» свою коммуникабельность.

Слайд 17

Расширение кругозора. Чтение, образование – все, что расширяет кругозор, - придает человеку уверенности и, как следствие, помогает развитию коммуникабельности.

Слайд 18

Правила речевого поведения для слушающего Внимательно слушай собеседника, не перебивай его. Уважительно, доброжелательно, терпеливо относись к говорящему. Ставь в центр внимания говорящего и его интересы. Вовремя оценивай речь собеседника.

Слайд 19

Словарь «волшебных слов» Приветствие : Добрый день. Доброе утро. Добрый вечер. Здравствуйте. Приветствую вас. Привет, я рад тебя видеть! Сколько лет, сколько зим! Прощание : До свидания. До скорого свидания. Пока! Увидимся. Просьба : Прошу тебя (вас), … Пожалуйста. Будь добр, … Будьте так любезны, … Если тебе не трудно, … Если можешь, … Благодарность : Спасибо! Благодарю! Большое спасибо! Извинение: Извините. Простите, пожалуйста. Вежливый отказ : Я бы с удовольствием, но… Я бы охотно, но… Я бы с радостью, но… Мне бы очень хотелось , но… Жаль, но…

Слайд 21

Мат – не наш формат

Слайд 22

Начнём с определений. Так что же такое «мат»? МАТ – неприличная, оскорбительная брань, сквернословие. СКВЕРНА - мерзость, гадость, пакость, все гнусное, противное, отвратительное, непотребное, что мерзит плотски и духовно; нечистота, грязь и гниль, тление, мертвечина, извержения, кал; смрад, вонь; непотребство, разврат, нравственное растление, всё богопротивное. (Толковый словарь Даля) Владимир Иванович Даль

Слайд 23

Какие цели мы преследуем, прибегая к сквернословию Говорящий, используя в адрес собеседника нецензурные выражения, стремится в грубой, хамской и циничной форме унизить и оскорбить его.

Слайд 24

Великие люди о сквернословии Из привычки сквернословить развивается и склонность к совершению дурных поступков. (Аристотель) Стрелы пронзают плоть, а злые слова — душу . ( Грасиан-и-Моралес )

Слайд 25

Великие люди о сквернословии Речь - это показатель ума. (Сенека) Сквернословие есть яд, умерщвляющий душу. (Святитель Тихон Задонский )

Слайд 26

Языческие истоки сквернословия В древней Руси мат являлся ни чем иным, как заклинанием, формулой против нечистой силы. Через матерную брань люди вступали в общение с нечистой силой, как бы настраиваясь на их волну, призывая их в свою жизнь . Наши предки, исповедавшие язычество, верили, что трехэтажные конструкции из неприличных слов ограждают от нечистой силы, которая по природе своей очень стеснительна и слов таких стыдится.

Слайд 27

Легенды и поверия славян Среди легенд о происхождении матерщины есть одна, записанная на Смоленщине. В ней говорится о человеке, которого попутал дьявол. Человек этот убил отца своего и женился на своей матери. С тех пор и пошла у нас матерная брань. У русских славян считалось грехом бранить детей, ибо на том свете они отвернутся от своих родителей. Ребёнка, которого обругали “чёрным” словом с упоминанием чёрта, дьявола, ведьмы, демона могли унести по поверью злые силы. Нельзя было браниться в доме при иконах, при печке (по поверью этого не выносил домовой). Боясь лешего, не бранились в лесу. Это же относилось к полю, реке и озеру – ведь у каждого из них был свой хозяин(покровитель). Провинившимся он насылал болезни и немощи. В дом, где бранятся, проникают бесы, а вот ангелы покидают такое жилище.

Слайд 28

«Поле брани» - что это? Где же человеку можно было выругаться, выплеснуть из себя всю злость? Оставалось одно место - поле. У восточных славян, как и у других народов, в языческие времена существовал культ плодородия, вера в мистический брак земли и неба. С помощью матерной брани земледелец-славянин отпугивал нечистую силу. Он произносил их рядом со своим полем. Это обозначало: здесь есть уже нечистая сила, отправляйся, нечистый, дальше, прочь от моего участка. Отсюда и выражение «поле брани». Не зная происхождения этой фразы, многие думают, что это поле битвы. Однако значение фразы другое - это поле матерной ругани.

Слайд 29

Медицинские исследования о вреде сквернословия Способствует снижению интеллекта; приводит к раннему старению и преждевременной смерти; учёные пришли к выводу, что ДНК специально приспособлены к восприятию речевых колебаний; любое произнесенное слово – это не что иное, как волновая генетическая программа, которая меняет вашу жизнь; иногда слово срабатывает, вызывая рак или , наоборот, устраняя болезнь; влияет на молекулы наследственности ДНК, способствуя различным заболеваниям и ускоряя старение организма; вызывает мутагенный эффект, подобный тому, что даёт радиоактивное облучение мощностью в тысячи рентген.

Слайд 30

Что о сквернословии говорят психологи Провоцирует преступления, создавая иллюзию вседозволенности, обворовывает нас духовно, унижает и оскорбляет нас, но и впитывая в себя словесную грязь, калечит людские судьбы. Помимо этого, психологи замечают, что употребление мата формируют зависимость, сходную с алкогольной, никотиновой, наркотической. В этом процессе наблюдаются такие 3 стадии. Первая стадия, когда человек впервые слышит нецензурное слово, он испытывает стыд, отвращение, брезгливость ;

Слайд 31

Что о сквернословии говорят психологи Вторая стадия, когда человек впервые употребляет такое скверное слово - для разрядки, ради напускной удали, или, чтобы казаться своим в компании, где все ругаются. Третья стадия, человек привыкает к этим словам, ему уже не стыдно употреблять их. В дальнейшем человек уже использует эти слова, не замечая этого. Еще позже - он уже вообще не может изъясняться без мата, забывает другие слова. Часто такой человек, попадая в «приличное общество», старается больше молчать, чтобы ненароком не сказать грубого слова. В медицине известны случаи, когда человек утрачивает речь, но сохраняет способность сквернословить. Нам всем следует понимать опасность тотального распространения сквернословия, которое в последнее время принимает угрожающий характер.

Слайд 32

Печальные последствия Матерная брань – это язык бесов. Матерящийся человек окружает себя сонмом нечистой силы, бесовщины. Поведение его зачастую может стать бесноватым. Матерщина – вредная привычка. Это грех, а «творя грех, ты раб есть греха». Бросить ругаться не легче, чем бросить курить. Матерная лексика культурно обедняет человека. Если убрать из языка сквернослова все матерные слова, сразу станет видно, насколько беден его словарный запас. При этом разговор оставляет в душе всегда тягостное впечатление, так как любое матерное выражение несёт в себе эмоциональный оттенок жестокости, пошлости, цинизма и хамства. Употребляя скверные слова, матерщинник часто подсознательно хочет заглушить голос совести, стыд, чтобы дальше уже было легче совершить постыдные поступки. Мат оскверняет человека, убивает его душу. В компании матерящихся людей возникает ложный стыд сказать искреннее, доброе слово.

Слайд 33

Как избавиться от сквернословия? Давайте всегда будем помнить: «Моя речь — это мое достоинство. Настоящий контроль — это контроль изнутри ».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час "Общение - искусство"

Внеклассное групповое занятиедля учащихся 8 классов развивает коммуникативную компетентность учащихся, ребята учатся  не только эмоционально и грамотно говорить, но и отстаивать собственное мнени...

классный час общение

классный час общение для 10 класса....

Классный час "Общение в жизни человека"

Классный час с ипользованием активных форм работы....

Классное собрание "Общение родителей с ребёнком"

Общение родителей с ребенком - материал для родительского собрания...

Классный час."Общения. Правила общения"

для классных руководителей...

Классный час «Общение: Онлайн или…?»

Классный час «Общение: Онлайн или…?»...

Конкурсный классный час "Общение"

Конкурсный классный час "Общение"...