Описание опыта работы классного руководителя
статья

Шистерова Наталья Сергеевна

Главный результат своей работы я вижу во взаимовоспитании.   

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opisanie_opyta_raboty_klassnogo_rukovoditelya.docx393.63 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №1 г. Советский»

Описание опыта работы классного руководителя 11 «Б» класса

Шистеровой Натальи Сергеевны.

Г. Советский

2019г.

Когда-то давно, ещё в институте, мне на глаза попалась притча «Урок бабочки».

Однажды в коконе появилась маленькая щель, случайно проходивший мимо человек долгие часы стоял и наблюдал, как через эту маленькую щель пытается выйти бабочка. Прошло много времени, бабочка как будто оставила свои усилия, а щель оставалась такой же маленькой. Казалось, бабочка сделала все, что могла, и что ни на что другое у нее не было больше сил.
Тогда человек решил помочь бабочке, он взял перочинный ножик и разрезал кокон. Бабочка тотчас вышла. Но ее тельце было слабым и немощным, ее крылья были прозрачными и едва двигались. Человек продолжал наблюдать, думая, что вот-вот крылья бабочки расправятся и окрепнут и она улетит. Ничего не случилось! Остаток жизни бабочка волочила по земле свое слабое тельце, свои нерасправленные крылья. Она так и не смогла летать. А все потому, что человек, желая ей помочь, не понимал того, что усилие, чтобы выйти через узкую щель кокона, необходимо приложить бабочке, тогда жидкость из тела перейдёт в крылья и  бабочка сможет летать. Жизнь заставляла бабочку с трудом покидать эту оболочку, чтобы она могла расти и развиваться.

Тогда мораль этой притчи я поняла однобоко: каждая жизненная трудность посылается нам для того, чтобы сделать нас сильнее. Сегодня же, с высоты своего «воспитательского» опыта, я понимаю другую мораль этой притчи: Не навреди! Важно было дать бабочке освободиться из кокона естественно, ценой собственных усилий, набраться сил, расправить крылья и … полететь!

Так же и в воспитании детей. Если делать за ребенка его работу, то можно лишить его духовного развития. И,  чтобы он не был похож на ту бабочку … с дряхлым телом и без крыльев, ребенок должен научиться сам прикладывать усилия, так необходимые в борьбе с жизненными трудностями.

Не только истина притчи «Урок бабочки» легла в основу моей воспитательной системы, но и мораль ещё одной кладези мудрости «Всё в твоих руках».

Давным-давно в старинном городе жил Мастер, окружённый учениками. Самый способный из них однажды задумался: «А есть ли вопрос, на который наш Мастер не смог бы дать ответа?» 

Он пошёл на цветущий луг, поймал самую красивую бабочку и спрятал её между ладонями. Бабочка цеплялась лапками за его руки, и ученику было щекотно. 

Улыбаясь, он подошёл к Мастеру и спросил:

— Скажите, какая бабочка у меня в руках: живая или мёртвая?
Он крепко держал бабочку в сомкнутых ладонях и был готов в любое мгновение сжать их ради своей истины. Не глядя на руки ученика, Мастер ответил:

— Всё в твоих руках.

Постигнутые мной истины этих двух притч очень помогли мне в воспитательной работе классного руководителя. Сформированные принципы, такие как:

- не навреди;

- трансформация возможна только собственными усилиями;

- всему своё время;

- всё в твоих руках,

позволили мне выработать свою систему воспитания под названием «Пять качеств карандаша» или «Будь как карандаш». На первый взгляд, сравнение карандаша с человеком может показаться странным, но всё зависит от того, как смотреть на вещи.

Любой карандаш обладает пятью качествами, применимыми к человеку, который хочет прожить жизнь в ладу с собой и окружающими.

Во-первых: ты можешь быть очень одарённым (даже гением), но никогда не должен забывать о существовании Направляющей Руки.

Во-вторых: чтобы карандаш писал, его необходимо затачивать. Эта операция немного болезненна для него, но зато после этого карандаш пишет более тонко. Следовательно, нужно уметь терпеть боль и помнить, что терпение тебя облагораживает.

В-третьих: если пользоваться карандашом, всегда можно стереть ластиком то, что считаешь ошибочным. Поэтому исправлять себя — не всегда плохо. Часто это единственный способ удержаться на верном пути.

В-четвёртых: в карандаше значение имеет не дерево, из которого он сделан, и не его форма, а графит, находящийся внутри. Значит, всегда нужно думать о том, что происходит внутри тебя.

И наконец, в-пятых: карандаш всегда оставляет за собой след. Так же и ты оставляешь после себя следы своими поступками. Следовательно, нужно обдумывать каждый свой шаг.

Классным руководителем я являюсь на протяжении 25 лет (ровно столько, сколько составляет мой педагогический опыт). Своим сегодняшним 11-тиклассникам я твержу с пятого класса: «Будь как карандаш». Конечно, не у всех ребят получается вырабатывать у себя качества карандаша, поэтому моя задача как раз состоит в том, чтобы помочь им это сделать, сделать самим.

Из всех направлений в воспитательной работе классного руководителя мне ближе всего духовно-нравственное развитие, потому что духовность и нравственность являются, я считаю, важнейшими базисными характеристиками личности. Духовность определяет сознание человека, а нравственность – поведение людей по отношению друг к другу и обществу. В сочетании они составляют основу личности. Я убеждена в том, что именно духовно-нравственное воспитание может всесторонне раскрыть сущностные черты человека, так сказать, слепить его. Ни один человек не рождается с определённым уровнем духовности и нравственности, эти качества формируются постепенно, с детства. И в моих силах помочь детям понять и принять величайшие духовные ценности, развить основы нравственности. Я считаю, что нравственность должна стоять впереди и вести за собой интеллект. Актуальность проблемы духовно-нравственного воспитания для меня сегодня связана ещё и с тем, что в современном мире человек живет и развивается, окруженный множеством разнообразных источников сильного воздействия на него как позитивного, так и негативного характера; это, в первую очередь, средства массовой коммуникации и информации, неорганизованные события окружающей среды, которые ежедневно обрушиваются на неокрепший интеллект и чувства молодого человека, на его формирующуюся сферу нравственности. К сожалению, сегодня материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у подрастающего поколения искажены представления ο доброте, милосердии, великодушии, справедливости, толерантности, гражданственности и патриотизме. Молодежь отличает эмоциональная, волевая и духовная незрелость. Широкий размах приобрела ориентация молодежи на атрибуты массовой, в основном западной культуры за счет снижения истинных духовных, культурных, национальных ценностей, характерных для российского менталитета.

Размышления над нравственным обликом подрастающего поколения и уровнем его духовного развития привели меня к необходимости постановки таких целей духовно-нравственного воспитания, как:

- создание условий для свободного развития личности, самовыражения, самоутверждения, самореализации;

- формирование нравственных принципов (честности, порядочности, сострадания, терпимости, трудолюбия) и следование им в повседневной жизни;

- создание в классном коллективе атмосферы сотрудничества, толерантности и поддержки;

- формирование основы коммуникативной культуры учащихся;

- выполнение правил здорового и безопасного образа жизни для себя и окружающих;

- формирование патриотизма и гражданской позиции;

- реализация творческого потенциала через раскрытие творческих способностей;

- формирование эстетических потребностей, ценностей, чувств;

- формирование способности открыто выражать и отстаивать свою нравственную оправданную позицию, проявлять критичность к собственным  намерениям и поступкам;

- развитие трудолюбия, способности к преодолению трудностей, целеустремлённости и настойчивости в достижении результата.

Классный руководитель сегодня - это педагог-профессионал, являющийся для растущего человека духовным посредником, неравнодушным наблюдателем индивидуального развития школьника, помощником, консультантом в организации повседневной жизни и деятельности, создателем благоприятной развивающей микросреды и благоприятного морально-психологического климата в классе, координатором усилий педагогов, семьи, социума - всех воспитательных сил общества, влияющих на становление и развитие личности школьника.

В своей работе в качестве классного руководителя я стараюсь уделять внимание не только духовно-нравственному, но и эстетическому воспитанию. Актуальность нравственного и эстетического воспитания проявляется в том, какая личность сформируется, каким гражданином, человеком станет подросток.

В этом плане духовно-нравственное воспитание направлено на то, чтобы учащиеся поняли и восприняли существующий уровень представлений о добре, зле, чести, справедливости, долге. Эти представления, если они усвоены, регулируют поведение подростка, предостерегают от лжеценностей, действий, опасных и для него самого, и для общества. Если предполагаемые ценности усвоены, то они превращаются в убеждения, регулирующие индивидуальное поведение подростка. Такое поведение проявляется в нравственной воспитанности ученика, что находит отражение в его нравственных качествах. А проще всего сказать так: свою задачу в качестве классного руководителя  я вижу, прежде всего, в воспитании человека в человеке. На это направлена моя работа.

Предыдущий выпуск мне дался очень тяжело. Это был сложный класс. Сколько было проведено классных часов на тему нравственности, сколько индивидуальных бесед и с детьми, и с родителями – не перечесть. Мы ездили на экскурсии, ходили в походы, устраивали праздники, играли в КВН. Конечно, дисциплинированность и культурный уровень оставляли желать лучшего, но я всегда понимала важность подобных мероприятий, несмотря на сложность их проведения. Вообще, я считаю, что вода камень   всё-таки точит: точит-точит, сколько-нибудь да и сточит.

Я иногда думаю, а ведь мы – педагоги, классные руководители – как вода: в природе вода существует в твёрдом, жидком и парообразном состоянии, так и мы – тверды в своих принципах, иногда, когда не видим плоды своих усилий, закипаем и выпускаем пар, но чаще всего мы находимся в жидком состоянии, когда мы спокойны, прозрачны и мягки. Ещё одним свойством воды является наличие в ней 80 % кислорода, а кислород – это дыхание, а дыхание – это жизнь.

На сегодняшний день я являюсь классным руководителем 11 класса. Вот уже шесть с половиной лет я провожу в классе целенаправленную и систематическую работу по развитию у учащихся социальных качеств, востребованных в современном мире. Считаю, что в классе создан «здоровый» психологический микроклимат, способствующий плодотворному творческому сотрудничеству детей и классного руководителя.

Работая над формированием нравственных идеалов у учащихся и реализацией творческого потенциала, я провожу тематические классные часы, организую познавательные экскурсии, классные огоньки; на родительских собраниях стараюсь уделить время для беседы на нравственную тематику. Участие в общешкольных и муниципальных конкурсах, различных акциях и ежегодном митинге, посвящённом Дню Победы, - это не просто выполнение пунктов плана воспитательной работы, это то стачивание водой камня, про которое я говорила выше. И огромную поддержку во всех делах оказывают нам родители. Это тоже итог многолетней работы над формированием взаимопонимания. Родители с нами везде, готовы во всём поддержать, они часть нашего классного коллектива.

Дело в том, что мало выходит классов из начальной школы, готовых как один созидать, творить, рождать. Как правило, ребят надо подталкивать, иногда уговаривать, даже давать им всё готовое, чтобы им осталось только воплотить, но и тут бывают трудности.

     На классных часах, направленных на духовно-нравственное развитие, я стараюсь выделить главный вопрос – понимание смысла человеческой жизни. С этой целью привлекаю такой материал, как: видеоуроки, видеоролики соответствующей тематики, фрагменты художественных фильмов, поднимающих главные нравственные проблемы. Это помогает ребятам ответить на многие волнующие их вопросы, примерить на себя роль героев, увидеть свои недостатки и достоинства. Я заметила, что ребята с удовольствием смотрят фрагменты из старых советских фильмов на школьную тему: «Доживём до понедельника», «Чучело», «Розыгрыш», «Когда я стану великаном», «Вам и не снилось».  Серия таких мероприятий помогает расширить границы обычного классного часа. Это уже сотрудничество, обмен мнениями по волнующим нас вопросам. Результатом такой работы я считаю желание многих ребят после классного часа посмотреть эти умные, добрые, нравственно воспитывающие фильмы полностью дома. Очень интересно проходят классные часы с использованием притч. Ценность таких классных часов в том, что притчи имеют сильный эффект психологического воздействия, с помощью которого подростки осознают неприятие прежних способов поведения в проблемных ситуациях, делают установку на поиск новых, более правильных способов поведения. Не остаются в стороне и классические классные часы по духовно-нравственной тематике: «Стыд и совесть как побудители духовно-нравственного развития личности», «Добродетели: милосердие, совестливость, целомудрие», «Любовь – наивысшее состояние человеческой души», «Пороки современного общества», «Все люди разные, а права у всех одинаковые», «Гармония тела и души», «Моя семья – моя крепость», «Что такое призвание и как его найти», «Я – гражданин России», «Мы – за толерантность».

   В своей работе, прежде всего, я должна учитывать то, что мы живем в многонациональном государстве. В нашей школе обучаются дети разных национальностей, есть дети, воспитывающиеся в семьях с межнациональным браком. Насколько терпимо современные школьники относятся друг к другу и к представителям других национальностей? Умеют ли они «чувствовать рядом с собой человека», понимать его и принимать таким, каков он есть? Как воспитать толерантную личность в школе? Достижение поставленных целей невозможно без создания у детей позитивной установки на сотрудничество, обеспечения эмоционального комфорта, психологической защищенности ребенка, представления возможности апробировать приобретенные знания на уровне поведения в игровых и реальных ситуациях общения.

  Контингент моего классного коллектива неоднороден по социальному статусу, поэтому важнейшей задачей является формирование толерантного отношения ребенка к другим членам коллектива.

  Основным предметом, который отражает в современной школе содержание духовно-нравственного воспитания, является русская литература. Произведения классики имеют огромное воспитательное значение. Они дают юношеству нравственный идеал как жизненный ориентир. Они представляют образцы гуманного отношения к ближнему, бескорыстия и гражданственности. Наконец, они в целом создают высокое представление о ценности русской культуры: весь художественный мир человека -  живопись, архитектура, музыка - основан на литературе. Именно русская литература дает возможность сохранить в сознании юношества нравственные и художественные ценности, традиционно объединяющие общество. Так как я являюсь учителем русского языка и литературы, это позволяет решать мне задачи воспитания многопланово. Ежегодно мы проводим литературные гостиные, активно сотрудничаем с Центральной детской библиотекой, при любой возможности посещаем спектакли местного театра.

   Хочется также сказать несколько слов об поездках класса. С пятого класса ежегодно (иногда дважды) мы выезжаем на базы отдыха. Там действует особая атмосфера, ребята раскрываются, есть возможность пообщаться в свободной обстановке, поговорить по душам. Выезды на природу- любимая часть нашей совместной жизни и работы.

  Классные праздники, я считаю, являются немаловажным фактором в развитии духовно-нравственного воспитания. Я вспоминаю, как в 5-ом и 6-ом классах я сама разрабатывала сценарии классных вечеров, сама и с помощью родительского актива проводила эти мероприятия. Сколько было вложено фантазии, интересных придумок! И вот совместные праздники сплотили классный коллектив, сдружили ребят, разбудили их творческий потенциал: если во время проведения первых огоньков ребята просто воплощали идеи классного руководителя, то сценарии последних огоньков мы писали вместе. Наши классные огоньки, которые, кстати говоря, стали традицией, мы стараемся делать тематическими. Так, например, мы проводили «Хэллоуин», «Шляпную вечеринку», «А ну-ка, мальчики! А ну-ка, девочки!», «Новогодний бал-маскарад», «Я счастлив (-а), что я не…», «Вручение Оскара», «Перевёртыши». Мои ребята уже выпускники, но им всё равно нравится «отдыхать» именно в школе: собираться на классный праздникв своём кабинете, устраивать там чаепитие, конкурсы, дискотеку. Современная молодёжь в их возрасте предпочитает «отдыхать» в развлекательных центрах, в кафе-барах с анимацией, а я рада, что они тянутся к школе, значит, им здесь хорошо, и значит, моя работа не напрасна.

Особое место в развитии духовно-нравственного воспитания я отвожу нравственным беседам, как групповым, так и индивидуальным. Стараюсь, чтобы беседа не превращалась в лекцию, где учитель говорит, ученики слушают. Считаю, что лишь откровенно высказанные мнения и сомнения позволяют учителю направить беседу так, чтобы ребята сами пришли к правильному пониманию сущности обсуждаемого вопроса. Успех таких бесед зависит от того, насколько теплым будет характер беседы, раскроют ли в ней ученики свою душу, а также во многом от возникновения личностных доверительных отношений как между учителем и учениками, так и между учениками в коллективе. В ходе бесед на нравственные темы стараюсь смотреть на события или поступки глазами ребят, понимать их позицию и связанные с ней чувства, приводить яркие примеры, делать краткие убедительные замечания, не дать закрепиться неверным мыслям, помочь самостоятельно прийти к правильному выводу.

Нельзя игнорировать проблемы нравственности современной молодёжи и на родительских собраниях, ведь ребёнок чрезвычайно подражателен и усваивает те модели поведения, которые в нём закладывает его семья. Уровень нравственности родителей, их жизненные планы, идеалы, опыт социального общения имеют большое значение в формировании моральных качеств растущего человека. В связи с этим мною выбраны следующие темы родительских собраний: «Духовно-нравственное развитие личности в школе и семье», «Современные проблемы духовно-нравственного воспитания ребёнка в семье», «Семья – фундамент нравственности», «Нравственные приоритеты моей семьи». На родительских собраниях, так же, как и на классных часах, я частенько рассказываю притчи. Могу отметить, что родители с удовольствием принимают участие в обсуждении нравственных поучений, которые несут в себе эти короткие назидательные рассказы.

Главная проблема, с которой я столкнулась в своей воспитательной работе, это снижение восприимчивости к духовно-нравственному развитию по мере взросления учащихся. Если в 5-ом, 6-ом и даже 7-ом классах ребята с нетерпением ждали классных часов, готовились к ним, то, уже начиная с 8-го класса, актуальность классных часов стала заметно снижаться. Это обусловлено и быстрой утомляемостью детей, поэтому им трудно что-то воспринимать после уроков, как правило, седьмым часом; и занятостью во внешкольной досуговой сфере; и зависимостью от своих гаджетов, через которые они получают информацию, по их мнению, гораздо интереснее, чем на классном часе. Решение данной проблемы я вижу в следующем: классный час должен позиционироваться у детей как любой другой урок, важность которого для них очевидна, и ставиться в сетке расписания первым.

    При реализации любой воспитательной концепции очень важно видеть и знать ее результаты. Результативностью своей воспитательной работы считаю наличие первых мест в общешкольных и районных мероприятиях, максимальную сплочённость классного коллектива (о чём свидетельствуют поездки и классные праздники практически в полном составе), ежегодное участие в различных акциях. Но самая главная результативность – это та, которую я чувствую. Сегодня я с радостью отмечаю для себя, что моя воспитательная работа принесла свои плоды не только моим воспитанникам, но и мне самой: я стала проще, легче, терпимее, даже нежнее, научилась радоваться победам не внутри себя, а вместе с детьми. Поэтому главный результат своей работы я вижу во взаимовоспитании.   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Описание опыта работы классного руководителя на конкурс "Самый классный классный"

Описание опыта работы классного руководителя на конкурс "Самый классный классный" на тему:  « Духовно-нравственное воспитание учащихся класса казачьей направленности на основе отечественного...

Описание опыта работы классного руководителя.

Тема:«Эффективность воспитательной работы в аспекте коллективной творческой деятельности обучающихся как личностно ориентированной воспитательной технологии». ...

Описание опыта работы классного руководителя

Материал содержит накопленный за 3 года работы классным руководителем опыт работы с классным коллективом...

Описание опыта работы классного руководителя 9 «а» класса

1. Тема инновационного педагогического опыта«Профориентационная компетенция как одно из условий успешной социализации выпускника»2. Источник изменений (противоречия, новые средства обучения, нов...

Описание опыта работы классного руководителя 8"В" класса МОУ "СОШ имени А.П.Чехова" Кассай А.Ю.

Описание опыта работы классного  руководителя я проделала для участия в конкурсе "Самый классный классный" в 2015г. муниципальный тур. К описанию смотрите приложение и презентацию....

Приложение к описанию опыта работы классного руководителя 8 "В" класса МОУ "СОШ имени А.П.Чехова" Кассай А.Ю.

Презентацию закачать не могу, слишком объемная, но она созвучна с приложением, т.е. построена по такому же принципу....