Классный час "Безопасность в сети интернет"_7 класс
статья (7 класс)
Часто дети из-за незнания встречаются с опасностью во всемирной паутине. Представленные понятия и определения позволят избежать многие негативные ситуации.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
klassnyy_chas_bezopasnost_v_seti_internet.doc | 71.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ШКОЛА ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ ГОРОДСКОГО ОКРУГА КЛИН»
__________________________________________________________________________________________
141607, Московская обл., г. Клин, ул. Трудовая, д.18 8 (496)249-00-55; 8(496)247-68-02
Классный час:
«Всероссийский урок безопасности школьников в сети интернет»
6 класс
Учитель: Зайцева Рита Викторовна
07.11.2018г.
Классы – 6
Дата: 07.11.2018г.
Тема: «Всероссийский урок безопасности школьников в сети интернет»
Цель: сформировать у обучающихся представление об опасностях, подстерегающих в сети интернет
Задачи:
1.Акцентировать внимание учащихся на необходимости проявления бдительности с целью профилактики информационной грамотности.
2. Содействовать формированию знаний и умений при посещении общедоступных сайтов.
3. Ознакомить учащихся с основными правилами поведения в сети интернет.
Оборудование: проектор, презентация.
Ход классного часа.
1. Вступительная беседа.
Интернет – это безграничный мир информации, который дает широкие возможности для общения, обучения, организации работы и отдыха. Ежедневно мы выходим в сеть — делаем покупки, общаемся с друзьями, работаем — и даже не задумываемся о том, что подвергаем свой компьютер и мобильные устройства большому риску. Документы, семейный фотоархив, рабочая переписка — всё это может исчезнуть в один момент из-за атаки очередного вируса. Сегодня мы поговорим об основных видах интернет-угроз и о том, какие правила необходимо соблюдать, чтобы оградить свой компьютер от вредоносных программ.
2. Определение понятий
ВИРУСНАЯ АТАКА
Самая распространённая интернет-угроза — это атака вирусов. Из-за неё можно потерять информацию, которую вы годами собирали на компьютере.
К вредоносным программам относятся вирусы, черви, троянские программы.
Вирус – разновидность компьютерной программы, отличительной особенностью которой является способность к размножению и незаметному для пользователя внедрению в файлы, загрузочные секторы дисков и документы. Название «вирус» по отношению к компьютерным программам пришло из биологии именно по признаку способности к саморазмножению. Лежащий в виде зараженного файла на диске вирус не опасен до тех пор, пока его не открыть или не запустить. Он начинает действовать только тогда, когда пользователь его активирует. Вирусы разработаны, чтобы копировать себя, заражая компьютеры, при этом обычно они уничтожают файлы.
Черви – это разновидность вирусов. Они полностью оправдывают свое название, поскольку распространяются путем «переползания» из устройства в устройство. Так же, как и вирусы, они представляют собой саморазмножающиеся программы, но в отличие от вирусов, червю не нужна помощь пользователя, чтобы распространиться. Он сам находит лазейку.
Троянские программы – вредоносные программы, которые целенаправленно внедряются злоумышленниками для сбора информации, ее разрушения или модификации, нарушения работоспособности компьютера или использования его ресурсов в неблаговидных целях. Внешне троянские программы выглядят как легальные программные продукты и не вызывают подозрений. В отличие от вирусов, они полностью готовы к выполнению своих функций. На это и делается расчет злоумышленников: их задача – сделать такую программу, которую пользователи не побоятся запускать и использовать.
Злоумышленники могут заражать компьютер, чтобы сделать его частью ботнета – сети из зараженных устройств, расположенных по всему миру. Крупные ботнеты могут включать в себя десятки и сотни тысяч компьютеров. Пользователи часто даже не догадываются, что их компьютеры заражены вредоносными программами и используются злоумышленниками. Ботнеты создаются путем рассылки разными способами вредоносных программ, а зараженные машины в дальнейшем регулярно получают команды от администратора ботнета, так что оказывается возможным организовать согласованные действия компьютеров-ботов по атаке других устройств и ресурсов.
Чтобы избежать проникновения вирусов на устройство:
- Следите за регулярным обновлением операционной системы. Если этого не происходит, вирусам легче найти уязвимые места и проникнуть в компьютер.
- Пользуйтесь антивирусными программами. Они устранят многие угрозы, подскажут, можно ли посещать неизвестный вам сайт, проверят файлы, скачиваемые из интернета.
- Старайтесь не сообщать даже близким друзьям пароли от личного кабинета, банковских карт, социальных сетей, от рабочей и личной почты.
Спам и фишинг
Спам – массовая рассылка рекламных сообщений, проводящаяся без согласия получателя. В потоке спама невозможно разобраться. Кроме того, просматривать вложения, прикрепленные к таким письмам, опасно, многие из них содержат вредоносный код.
Во время фишинговых атак на вашу почту приходит рассылка от ресурсов, маскирующихся под популярные сервисы (например, банковские). Мошенники от имени знакомых вам компаний запрашивают конфиденциальную информацию (номера и пин-коды кредитных карт, пароли от почты, сервисов, предоставляющих государственные услуги). Текст письма обычно провокационный и призывает пользователя к мгновенному ответу. Даже если информация кажется вам надёжной, лучше всего позвонить в официальную службу поддержки организации, от имени которой пришло письмо.
ФИШИНГ
Фишинг является наиболее популярным способом атаки на пользователей и одним из методов социальной инженерии. Он представляет собой особый вид Интернет-мошенничества. Цель фишинга – получение доступа к конфиденциальным данным, таким как адрес, телефон, номера кредитных карт, логины и пароли, путем использования поддельных веб-страниц. Часто фишинговая атака происходит следующим образом: на электронную почту приходит письмо с просьбой войти в систему Интернет-банкинга от имени якобы сотрудника банка. Письмо содержит ссылку на ложный сайт, который трудно отличить от настоящего. Пользователь вводит личные данные на поддельном сайте, а злоумышленник перехватывает их. Завладев персональными данными, он может, например, получить кредит на имя пользователя, вывести деньги с его счета и расплатиться его кредитными картами, снять деньги с его счетов или создать копию пластиковой карты и с ее помощью снять деньги в любом месте мира.
Чтобы избежать спама и фишинговых атак:
- Старайтесь не оставлять адрес почты на сайтах общего доступа (соцсети, форумы, в комментариях).
- Используйте несколько почтовых ящиков для разных целей.
- Никогда не отвечайте на спам. После вашего отказа от рассылки письма могут пойти с новой силой.
Кибер-буллинг
Кибер-буллинг (cyber-bullying), подростковый виртуальный террор, получил свое название от английского слова bull — бык, с родственными значениями: агрессивно нападать, задирать, придираться, провоцировать, донимать, терроризировать, травить. В молодежном сленге является глагол аналогичного происхождения — быковать.
Итак, кибер-буллинг — это нападения с целью нанесения психологического вреда, которые осуществляются через электронную почту, сервисы мгновенных сообщений, в чатах, социальных сетях, на web-сайтах, а также посредством мобильной связи. Такое многократно повторяемое агрессивное поведение имеет целью навредить человеку. Кибер-буллинг включает целый спектр форм поведения, на минимальном полюсе которого — шутки, которые не воспринимаются всерьез, на радикальном же — психологический виртуальный террор, который наносит непоправимый вред, приводит к суицидам и смерти. Есть также понятие буллицида — гибели жертвы вследствие буллинга.
Использование современных коммуникационных технологий для травли
Технологии | Позитивное использование | Возможные злоупотребления |
Мобильные телефоны | 1. Возможность отправки сообщений формата SMS и MMS 2. Съемка и публикация в сети Интернет фото- и видеоматериалов 3. Использование доступных приложений мобильного телефона (игры, прослушивание музыки, заметки) 4. Доступ к сети Интернет, использование поисковых серверов и отправка электронных писем 5. Возможность использования ребёнком мобильного телефона в случае чрезвычайной ситуации | 1.Систематически осуществлять анонимные звонки и отправлять оскорбляющего или угрожающего рода сообщения 2. Съемка компрометирующих фото- и видеоматериалов, публикация их в сети Интернет |
Чат | 1. Люди со всего мира могут обсуждать общие темы в группах. 2. Хорошая возможность для знакомства с другими людьми | 1. Отправлять анонимные угрозы или оскорбления. 2. Создание групп, в которых намеренно игнорируются определенные люди. 3. Выстраивание фальшивых дружеских или родственных отношений (чтобы узнать личную, интимную информацию). Возможные последствия: распространение слухов, психологический террор. |
1.Электронные письма, картинки, сведения быстро и эффективно отправлять в любую точку мира. | 1. Рассылать злые и негативные сообщения. 2. Рассылать непристойные материалы (видео, картинки или компьютерные вирусы). 3. Взлом другого аккаунта, для использования личного E-Mail для рассылки различной информации или для его удаления. | |
Веб-камера | 1. Делать фото и снимать видео. 2. Видеть другого человека на экране и вести с ним диалог. 3. Проводить видеоконференции. | 1. Снимать и рассылать непристойные фото и видео. 2. Убеждать или принуждать молодых людей к непристойным действиям. 3. Публиковать в Интернете личные фото и видео материалы после расставания, чтобы опозорить бывшего парня/девушку. |
Социальные сети | 1. Вступать в контакты с друзьями, знакомится с новыми людьми, назначать встречи. 2. Возможность креативно проявлять себя в Интернете, например, публиковать свои музыкальные сочинения. 3. Создавать свой личный профиль и свою домашнюю страницу, редактировать её содержание. | 1. Писать обидные комментарии к фотографиям, к видео, на стене пользователя, в сообществах. 2. Распространять непристойное видео и фото. 3. Взлом чужого аккаунта, редактирование его с целью очернить другого человека (например, рассылка сообщений с этого аккаунта, дополнение лживой информации). 4. Намеренное создание группы, для выражения ненависти и травли определенного человека. 5. Создание фальшивого профиля для третирования другого человека. |
Система управления обучением | 1. Помощь для самостоятельного обучения. 2. Предоставление учебных материалов, домашних заданий, рефератов. | 1. Писать непристойные новости. |
Игровые порталы, виртуальные миры | 1. Во время онлайн-игр общаться с игроками всего мира (письменно и устно). 2. Виртуальные миры позволяют пользователям создавать свои аватары, которые репрезентируют их авторов другим пользователям в виртуальном мире. | 1. Опытные игроки заведомо выбирают себе слабых соперников и убивают их персонажей. 2. Намеренное удаление игрока из группы или игровых событий. |
Если ты оказался заложником кибер-буллинга, знай - ты не один.
1. Не спеши выбрасывать свой негатив в кибер-пространство. Посоветуйся со взрослыми, прежде чем отвечать на агрессивные сообщения. Прежде чем писать и отправлять сообщения, следует успокоиться, утолить злость, обиду, гнев.
2. Создавай собственную онлайн-репутацию, не покупайся на иллюзию анонимности. Хотя кибер-пространство и предоставляет дополнительные возможности почувствовать свободу и раскованность благодаря анонимности, ТЫ должен знать, что существуют способы узнать, кто стоит за определенным никнеймом. И если некорректные действия в виртуальном пространстве приводят к реальному вреду, все тайное становится явным. Интернет фиксирует историю, которая состоит из публичных действий участников и определяет онлайн-репутацию каждого — накопленный образ личности в глазах других участников. Запятнать эту репутацию легко, исправить — трудно.
3. Храни подтверждения фактов нападений. Если Тебя очень расстроило сообщение, картинка, видео и т.д., следует немедленно обратиться к родителям или учителям за советом, сохранить или распечатать страницу самостоятельно, чтобы посоветоваться со взрослыми в удобное время.
4. Игнорируй единичный негатив. Одноразовые оскорбительные сообщения лучше игнорировать — часто кибер-буллинг вследствие такого поведения останавливается на начальной стадии. Опытные участники интернет-дискуссий придерживаются правила: «Лучший способ борьбы с неадекватами — игнор».
5. Если ты стал очевидцем кибер-буллинга, правильным поведением будет: а) выступить против агрессора, дать ему понять, что его действия оцениваются негативно, б) поддержать жертву — лично или в публичном виртуальном пространстве предоставить ей эмоциональную поддержку, в) сообщить взрослым о факте некорректного поведения в кибер-пространстве.
6. Блокируй агрессоров. В программах обмена мгновенными сообщениями есть возможность блокировки сообщений с определенных адресов. Пауза в общении часто отбивает у агрессора желание продолжать травлю.
7. Не стоит игнорировать агрессивные сообщения, если письма неизвестного вам отправителя систематически содержат угрозы, в этом случае следует скопировать эти сообщения и обратиться к правоохранителям. Если оскорбительная информация размещена на сайте, следует сделать запрос к администратору для ее удаления.
3. Итог классного часа.
Ведущий: - Ребята, мы поговорили об основных видах интернет-угроз и о том, какие правила необходимо соблюдать, чтобы оградить себя и свой компьютер от вредоносных программ и травли в интернете. Эти знания позволят вам правильно использовать компьютер.
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка урока информатики по теме "Поиск информации в сети Интернет", 9 класс - 2008 г.
Вашему вниманию представлен фрагмент урока информатики: конспект урока на 20 минут, презентация и практическая работа на закрепление....
Глобальная компьютерная сеть Интернет (7 класс)
Конспект урока информатики и ИКТ в 7 классе с использованием технологии РКМ на тему «Глобальная компьютерная сеть Интернет»...
Классный час 5 класс Безопасность сети Интернет
Классный час 5 класс на тему "Безопасность сети Интернет"...
Глобальная компьютерная сеть Интернет. 8 класс. Информатика и ИКТ. Тест
Тест для текущего контроля учащихся 8 класса по предмету "Информатика и ИКТ" в рамках изучения темы "Глобальная компьютерная сеть интернет"....
Классный час безопасность сети интернет
Классный час «Защита персональных дынных и личной информации в сети Интернет». 11 класс. Ход урока:- Сегодня реальность во многом заменяется виртуальным миром. Мы знакомимс...
Конспект урока "Поиск информации в сети Интернет", 9 класс
Цель урока: формирование знаний, умений и навыков обучающихся осуществлять поиск информации в сети Интернет. Тип урока: комбинированный...
Классный час «Опасности сети Интернет»
Цель: Актуализация знаний детей и подростков о различных Интернет-опасностях, предупреждение формирования Интернет-зависимости у детей и подростков.Задачи:1. Уточнить представления детей и подростков ...