Внеклассное мероприятие к дню семьи "Брат ты мне или не брат?"
план-конспект

Кулигина Ольга Владимировна

Данное мероприятие призвано способствовать развитию дружных взаимоотношений в семье между братьями и сестрами. Дает  учащимся представление о братьях и сестрах в семье, как о людях, которые любят друг друга, заботятся друг о друге, помогают в трудной ситуации.

Пробуждает желание жить в гармоничной, дружной  семье. Доводит  до сознания детей, что братья и сестры – это самые близкие люди для человека.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл brat_ty_ine_ili_ne_brat_razrabotka.docx79.58 КБ

Предварительный просмотр:

Классный час «Брат ты мне или не брат»?

      Цели:

1. Дать  учащимся представление о братьях и сестрах в семье, как о людях, которые любят друг друга, заботятся друг о друге, помогают в трудной ситуации.

2. Пробудить желание жить в гармоничной, дружной  семье.

3. Довести до сознания детей, что братья и сестры – это самые близкие люди для человека.

      Задачи:

1. Формировать у учащихся представление о семье как одной из главной ценностей человека, убеждение о важности дружеских взаимоотношений в семье между братьями и сестрами, их важной роли в жизни человека.   

2. Воспитывать уважение к семейным традициям, воспитание у учащихся чувства любви и уважения к своим братьям и сестрам, гордости за них.

3. Прививать потребность уважительных отношений в семье между братьями и сестрами.
4. Показать детям значимость дружеских отношений в семье. 

5. Способствовать сплочению и развитию классного коллектива.

6. Формирование духовных и нравственных качеств, мировоззрения обучающихся, их гражданского, сознательного и бережного отношения к семейным ценностям.

      Развивающие: развивать устную речь, мышление, внимание, память; расширять кругозор, обогащать словарный запас; 

      Воспитательные: способствовать воспитанию интереса к теме, дружеских взаимоотношений, взаимопонимания, умения работать парами и группами; адекватно оценивать результат своей работы; 

      Здоровьесберегающие: создание комфортной и доверительной атмосферы в классе, сохранение здоровья детей путем чередования различных видов деятельности и отдыха.

      Целевая аудитория: обучающиеся 10-11 го классов и 7 класса

      Методы: проблемно-поисковый 

      Формы организации познавательной деятельности:  групповая.

      Оборудование: видеопроектор, презентация, ручки, листы бумаги.

Ход занятия:

      Группа учащихся старшего и среднего школьного возраста делится на две команды, которым дается соответствующее название «Старшие» и «Младшие».

Вступительное слово:

      Тема нашей встречи «Брат ты мне или не брат»? Как часто эти слова мы произносим, когда желаем получить помощь или поддержку от родного человека. И не только между братьями может произойти подобный диалог, сестры тоже делятся «по - братски», «братаются».

Братская любовь – это «Наиболее „фундаментальный“ вид любви, составляющий основу всех её типов, — это братская любовь» . Под ней разумеется ответственность, забота, «уважение, обстоятельное знание другого человеческого существа, желание продлить его жизнь. Об этом виде любви идет речь в Библии, когда говорится: „Возлюби ближнего своего, как самого себя“. Братская любовь — это любовь ко всем человеческим существам; её характеризует полное отсутствие предпочтения. Если я развил в себе способность любви, я не могу не любить своих братьев».  

По - братски и все само решилось, по – братски - все сразу разрешилось.

      Наши родители мечтают о том, чтобы их дети не ссорились и стали лучшей поддержкой друг другу в жизни. И все дети хотят, чтобы брат или сестра был единомышленником и самым верным другом. Однако ссоры детей в семье, их ревность к родителям, конкуренция между собой, есть, наверное, в каждом доме, где больше одного ребенка. Когда эти ссоры происходят в детстве – это нормально. Но когда взрослые братья и сестры непримиримые враги – предают друг друга, завидуют. Это уже страшно.

      Где истоки вражды взрослых братьев и сестер? В детстве? Да!

      Сегодня мы с вами проиграем несколько ситуаций, которые может быть не дадут рецепта на будущее, но заставят задуматься над проблемой.

      Начнем с притчи, которую вам необходимо завершить самим.

Зачем нужен брат? 
      Больше всего на свете младший брат любил старшего. Однажды собрался старший брат в соседний город по делам. Идти нужно было три дня, поэтому брат запасся всем необходимым.
— Возьми меня с собой, я тебе в пути пригожусь, — стал просить младший брат.
— Нет, дорога опасная, а ты еще мал, — отказался старший брат. 
— Мудрые говорят: «Гол тот, у кого сзади нет брата». Возьми его, — попросила мать.
— Чем мне может помочь маленький мальчик? — усмехнулся старший брат.
     Встал старший брат на рассвете и отправился в путь. Не заметил он, что младший за ним увязался. Так целый день они и шли. Вечером устроился старший брат на ночлег, костер развел, ужин сварил в котелке. У младшего уже давно живот сводило от голода. Только он хотел из кустов выйти и во всем признаться,

      Задание командам: - Завершите эту мудрую притчу…

Команды сочиняют окончание притчи.

      А закончилась эта добрая притча на самом деле так:

……как появились двое разбойников. Связали они старшего брата, вещи его забрали и приготовились съесть его ужин. Младший брат был в отчаянье. Тут он вспомнил, что старший брат научил его подражать голосам зверей и птиц. Набрал младший брат воздуха и зарычал тигром. Так зарычал, что у разбойников кровь в жилах застыла от страха. Бросились они бежать без оглядки и вещи побросали. Вышел младший брат из кустов, а старший в страхе закричал:
— Беги, брат, спасайся. Пусть лучше тигр меня растерзает.
Засмеялся младший брат, развязал старшего и рассказал обо всем. После ужина старший брат заботливо уложил младшего спать, укрыл его плащом и сказал: «Гол тот, у кого сзади нет брата».

      Еще одна поучительная добрая притча про родных братьев, которую расскажет один из наших учеников. (Опережающее задание старшекласснику)

Притча о двух братьях.

      Жили-были два брата, один из них был холостым, а другой имел семью. У братьев была ферма, щедрая земля которой дарила им богатый урожай зерна. Собранный урожай братья поровну делили между собой.

     Поначалу все шло хорошо. Но затем женатый брат стал просыпаться среди ночи и думать: «Нет, это несправедливо. Брат не имеет семьи, и при этом получает половину урожая. У меня жена и пятеро детей, у меня будет поддержка в старости. Но кто позаботится о брате, когда он состарится? Ему нужно зарабатывать больше, чем он зарабатывает сейчас, я думаю, что он нуждается в деньгах больше меня».

С такими мыслями он вставал ночью, незаметно пробирался в амбар брата и высыпал туда мешок зерна.

      Холостяка тоже начали посещать подобные мысли. Иногда он просыпался по ночам и размышлял: «Нет, это совершенно несправедливо. У моего брата есть жена и пятеро ребятишек, а он получает только половину урожая. У меня же семьи нет. Разве справедливо, что мой бедный брат, чья нужда больше моей, получает столько же, сколько и я?» Затем он вставал, пробирался к амбару брата и высыпал туда мешок зерна.

Однажды они проснулись в одно и то же время, пошли каждый к амбару брата с мешком за спиной и столкнулись друг с другом!

      Об этой истории стало известно много лет спустя, когда братьев уже не было в живых. Так вот, когда горожане решили построить храм, они выбрали то место, где встретились братья, потому что не могли представить себе места более святого, чем это.

Энтони де Мелло

      Почему эта история взаимоотношений двух братьев так проникла в сердца жителей, что они построили храм?

      А может потому, что таких примеров мало в жизни и построенный храм должен напоминать всем ныне живущим, что они родные, что жить нужно в любви и согласии.

      Раздать разрезанные открытки, сложив которые определится пара братьев. Им необходимо разыграть ситуацию:

1. Старший брат просит младшего вымыть посуду вне очереди.

2. Младший брат мешает старшему, он хочет играть с ним, но тот делает уроки.

3. Вам необходимо навести порядок к приходу родителей, но младший раскидал игрушки и одежду и не собирается их убирать.

4. Вы пришли из школы и видите…. Ваш ноутбук в руках младшего брата.

      Задание командам: А теперь я вам предлагаю сочинить надпись на футболку, которую вы купили в подарок брату.

Например:

-Брат – это брат!

- Так выглядит самый лучший на свете брат!

      Следующий тип семейных взаимоотношений – это отношения между сестрами:

И этот тип взаимоотношений в семье мы так же начнем рассматривать на примере притчи, которую вы завершите сами:

      Притча «Самая высокая цена».

      Продавец стоял за прилавком своей лавки и рассеяно смотрел на улицу. К витрине лавки подошла маленькая девочка и буквально прилипла к ней носом, рассматривая всякие диковинки. Ее лицо сияло, она явно нашла то, что давно искала.

      Малышка вошла в магазин и попросила показать ей бусы из голубой бирюзы. - Я искала подарок для сестры, эти бусы – именно то, что надо.

- Заверните их пожалуйста, – сказала девочка.

Хозяин удивленно и недоверчиво посмотрел на девочку:

- А есть ли у тебя деньги?

Малышка вытащила из кармана платочек и без тени сомнений высыпала на прилавок пригоршню мелочи.

- Этого хватит?

Там было всего несколько мелких монет. Но девочка с гордостью продолжала:

-  Знаете, я хочу подарить это своей старшей сестре. С тех пор как умерла наша мама, сестра заботится о нас, а на себя у нее не остается времени. Сегодня день ее рождения, и я уверена, что она будет счастлива получить такие бусы, они очень подойдут под цвет ее глаз.

Мужчина взял бусы, пошел вглубь магазина, принес футляр, положил туда бирюзу, обернул синей лентой и завязал бантик.

- Держи! — сказал он девочке.

-  И неси осторожно!

Задание командам: Завершите эту мудрую притчу:(Команды предлагают варианты окончания притчи)

А закончилась эта добрая притча на самом деле так:

       Девчушка выбежала счастливая и вприпрыжку понеслась к дому. Рабочий день подходил к концу, когда порог того же магазина переступила молодая девушка. Она положила на прилавок знакомый продавцу футляр и отдельно оберточную бумагу с развязанным бантом.

-  Эти бусы были куплены здесь? Сколько они стоили?

-  А! -  воскликнул хозяин. -  Стоимость любого изделия в моем магазине  - это всегда конфиденциальный договор между мной и клиентом. Девушка возразила: -  Но у моей сестры было только несколько монет. Бусы из настоящей бирюзы, так ведь? Они должны стоить очень дорого. Это нам не по карману!

     Мужчина взял футляр, аккуратно и заботливо упаковал его, вручил девушке и сказал:

-  Она заплатила самую высокую цену. Больше, чем мог заплатить любой взрослый: она отдала всё, что имела.

      Тишина заполнила маленький магазинчик, и две слезинки покатились по щекам девушки, сжимающей в дрожащей руке небольшой сверток…

      Очень часто младшие брат или сестра дают нам в жизни пример бескорыстия и любви к родному человеку.

      Учиться у них этому никогда не поздно. Пускай же эта притча станет вашим ориентиром на долгом жизненном пути.

Мудрые мысли о взаимоотношениях сестер в семье:

      Нет в семье соперничества более острого, чем между сестренками, и нет дружбы более прочной, чем дружба между взрослыми сестрами.

 - Маргарет Мид.

      Как хорошо, что по известному мне адресу живет человек, которому можно позвонить в любой момент и на вопрос «Ты меня любишь?» услышать «Конечно, сестренка!».

      Чему часто учит старшая сестра младшую?

      А младшая чему-нибудь может научить старшую?

      Задание командам: Придумайте надпись на кружку, которую вы купили в подарок своей сестре:

Раздать разрезанные открытки, сложив которые определится пара сестер. Им необходимо прочитать стихотворение  по строкам:

Связь между нами годам не подвластна,
Держимся вместе с тобой не напрасно -
С первой минуты мы связаны кровью;
Связь с каждым днём обрастает любовью!

Клетки одной мы с тобой половинки,
Знаем друг друга до каждой слезинки!
Чувствуем сердцем друг друга дыханье -
Слышим друг друга мы сквозь расстоянья!

Пусть намного старше ты, это не беда!
Остаешься лучшей, в мире, для меня!
Нет тебя роднее, ближе нет тебя,
Ты моя частичка, ты моя семья!

       И, наконец, третья ситуация – «Брат и сестра»:

       Однажды маленькая девочка спросила старшего брата: «Что такое любовь?» Он ответил: «Это когда ты каждый день воруешь у меня из портфеля шоколад, а я продолжаю класть его в одно и то же место».

      Вы согласны с братом? Он святой! Как чаще всего поступают братья в подобных ситуациях?

      Предлагаю вам озвучить видео историю взаимоотношений брата и сестры.

Шуточный видеоролик:

      Раздать разрезанные открытки, сложив которые определится пара – брат и сестра. Им так же необходимо с выражением прочитать стихотворение  по строкам:

В мире удачи, надежды и зла
Созданы мы, как одно, не делясь:
Брат и сестра – две руки, два крыла,
Солнце и небо, вода и земля!

Мы все обиды друг другу простим,
Беды разделим с тобой пополам.
Брат и сестра... Всё сумеем снести,
Всё, что судьба нам с тобою дала!

Я – это ты, ты – это я.
Мы – две мечты, мы – два ручья,
Целое в вечной вселенной!
Ты – это я, я – это ты,
Как два ручья, как две мечты, -
Вместе: Жизни одно направленье.

       Педагог: Родители часто говорят нам о том, что главный наш долг на земле по отношению к самим себе - это исполнить данное нам предназначение, найти свой путь, самореализоваться, стать лучше, чем мы есть. Но разве только это важно в жизни? Разве без помощи своих родных братьев и сестер нам не проще найти свой жизненный путь? Ведь только они искренне предупредят нас об ошибках и дадут мудрый совет.

       Я предлагаю вам написать заповеди для семьи, где есть братья и сестры. Вернее вам предстоит дополнить уже имеющиеся заповеди смыслами  братства.
• свято храни честь своей семьи;
• люби свою семью и делай её лучше;
• будь внимательным и чутким, всегда готовым прийти на помощь членам своей семьи;
• подари родителям радость;
• умей найти и выполнить дело на пользу и радость членам своей семьи;
• жизнь-это дорога, полная испытаний, будь готов с честью пройти их.

      В подтверждение составленных вами заповедей еще одна мудрая притча:

Сестры (притча)

      Молодая жена сидела на диване жарким душным днем и пила холодный чай, навещая свою маму. Ведя разговор о жизни, об ответственности и обязательствах взрослой жизни, мама позванивала кубиками льда в своем стакане в раздумии и обратила ясный и твердый взгляд на дочь.. «Не забывай о своих сестрах,» посоветовала она, кружа чайные листья на дне стакана. «С возрастом они будут становиться все важнее в твоей жизни. Как бы ты ни любила мужа, как бы ты ни любила детей, которые, наверняка родятся у тебя, сестры все равно будут тебе нужны. Не забывай иногда ходить с ними куда-то и делать с ними вместе что-нибудь..» «Помни, что «сестры» означает ВСЕ женщины … твои подруги, дочери, а также все родственницы. Тебе нужны будут другие женщины. Женщинам они всегда нужны.»

 «Какой забавный совет!» подумала молодая женщина. Разве я не вышла только что замуж? Разве я не вступила в мир супружеских пар? Теперь я замужняя женщина, в конце концов! Взрослая! Без сомнения, мой муж и наша новая семья будут всем, что мне нужно и ради чего стоит жить на свете!»

Но она послушалась маму. Она не теряла связи с сестрами, и каждый год прибавляла число подруг.

Шли годы, она постепенно поняла, что мама действительно знала, о чем говорила. По мере того, как время и природа брали свое, сестры оставались опорой ее жизни. …. Время проходит. Жизнь течет. Расстояния разделяют. Дети вырастают. Работы сменяются. Любовь тает. Коллеги забывают о тех, кто им помог и поддержал. Карьеры заканчиваются. НО…

Сестры всегда с нами, независимо от времени и расстояний, разделяющих нас. Сестра никогда не бывает слишком далеко, чтобы обратиться к ней за помощью. Если приходится в жизни пройти по долине одиночества, сестры и братья  в вашей жизни будут как круг по краям этой долины, окружать вас, болея за вас или молясь за вас, вступаясь за вас, и ожидая вас с распростертыми руками, когда долина одиночества будет пройдена вами. Временами, они будут даже нарушать правила и идти рядом с вами … Или придут и вынесут вас на руках из этой долины. 

Итог:

- И в заключении хочу всем пожелать:

Семейная радость

Счастливые лица!

Желаю всем семьям

Любовью светиться!

Пусть в семьях весёлый

Звучит детский смех,

Добрый и радостный

Праздник для всех!

Любовь процветает

Кругом по Земле!..

Мир вашему дому

И вашей семье! 

Источники: 

https://svitmam.ua/user/alinabasyuk/posts/94187

http://creu.ru/pritcha-o-sestrinskoj-lyubvi-i-vy-sochajshej-plate-31341/

https://azbyka.ru/deti/semejnye-zapovedi-lopatina-skrebtsova

https://pritchi.ru/id_6791

http://www.stihi.ru/2012/05/24/3785

http://www.sotsstatus.ru/

http://sbornik-mudrosti.ru/

https://www.youtube.com/watch?v=nXOf-JBEeJ0

https://dic.academic.ru/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в страну иностранных слов"

Цель данного мероприятия в занимательной форме  показать разные уровни функционирования русского языка: как одного из мировых языков, как языка народов, населяющих Россию, как государственн...

Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в страну иностранных слов"

Цель данного мероприятия в занимательной форме  показать разные уровни функционирования русского языка: как одного из мировых языков, как языка народов, населяющих Россию, как государственн...

Методическая разработка уроков и внеклассного мероприятия «Проектная деятельность учащихся на уроках развития речи и внеклассном мероприятии по теме «Русские народные промыслы»

Проектная деятельность – один из лучших способов для совмещения современных информационных технологий, личностно-ориентированного обучения и самостоятельной работы учащихся. Главное – продумать ...

Методические разработки внеклассных мероприятий по физической культуре и спорту. Методические разработки внеклассных мероприятий по физической культуре и спорту.

Аннотацияк учебно-методическим  разработкам внеклассных мероприятий  по физической культуре с использованием нестандартного оборудования. 1....

Методическая разработка внеклассного мероприятия по математике «Что такое коррупция». (8-9 классы) Внеклассное мероприятие по математике «Что такое коррупция»

Данная методическая разработка внеклассного мероприятия   «Что такое коррупция?»  составлена и применялась как внеклассное мероприятие по дисциплине “Математика»   для обучающ...

Внеклассное мероприятие, посвященное 23 февраля (военно-спортивный праздник). Внеклассное мероприятие, посвященное 23 февраля (военно-спортивный праздник). Внеклассное мероприятие, посвященное 23 февраля (военно-спортивный праздник).

-соединить спортивно-оздоровительную работу с патриотическим воспитанием   школьников   -развивать у детей мотивацию к занятию спортом   - формирование спортивных к...