Становление личности школьника через развитие ученического самоуправления.
презентация к уроку
За годы работы классным руководителем пришло понимание, что набором воспитательных мероприятий многого не добьешься. Нужна воспитательная система класса, обеспечивающая создание максимально благоприятных условий для развития личности ребенка, учитывающая интересы, способности, потребности учащихся, их возможности и творческий потенциал.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vospitatelnaya_kontseptsiya_klassa_.pptx | 2.94 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Воспитание - это многократное питание души и духа посредством взаимодействия, взаимоуважения, взаимопонимания, взаимоподдержки , взаимопринятия классного руководителя и ученика. Н.И. Лобачевский
Самоуправление Самоуправление в классном коллективе – специфическая организация коллективной деятельности, целью которой является саморазвитие личности. Пять лет назад я стала классным руководителем 5 «Б» класса. Своеобразие классной воспитательной системы во многом обусловлено индивидуальными и групповыми особенностями учащихся класса, в котором она создается. Поэтому мне, как классному руководителю, необходимо было увидеть и понять специфические черты классного сообщества, определить уровень развития каждого ученика.
В каждом ребенке, прежде всего, пытаюсь увидеть личность, и уже исходя из этого, устанавливаю контакты с учениками. Моя задача, чтобы ребенок раскрыл свой внутренний мир. Такой стиль общения дает возможность для изучения личности, а следовательно, и для выявления ее наклонностей и потенциальных возможностей. Мои ученики свободно высказывают свои мысли, они чувствуют мою поддержку, не ощущают страха и одиночества, чувствуют доверие к себе и уважение к своей личности.
За годы работы классным руководителем пришло понимание, что набором воспитательных мероприятий многого не добьешься. Нужна воспитательная система класса, обеспечивающая создание максимально благоприятных условий для развития личности ребенка, учитывающая интересы, способности, потребности учащихся, их возможности и творческий потенциал.
По мере изучения я поняла, что многие мои подопечные с удовольствием участвуют в классных и школьных мероприятиях, активны в планировании воспитательной работы класса. В формирующемся коллективе наметились ярко выраженные лидеры. Но меня настораживало то, что некоторые ученики во всех классных делах остаются лишь сторонними наблюдателями, а то и вообще отказываются участвовать в мероприятиях. Исходя из этого, я решила вовлечь пассивную часть своих учеников в жизнь класса. Постепенно у этих детей стали загораться глазки, когда им поручалось то или иное дело, сначала небольшое, а потом более значимое.
Цели воспитательной системы Опираясь на вышесказанное, я определила цели своей воспитательной системы: Организовать жизнь детского коллектива так, чтобы она являлась средой личностного становления каждого ребенка; создать условия, где могут проявляться новые качества в личности ребенка; саморазвитие, самовоспитание и самореализация учащихся через самоуправление. Чтобы данные цели превратились в жизнь, необходимо решить задачи: развить ученическое самоуправление; создать психологическую комфортность в ученическом коллективе; формировать общественное мнение по важнейшим вопросам жизни класса и человеческих отношений; главный принцип работы ученического самоуправления: «Сами решили - сами сделали!»
Содержание воспитательного процесса Содержание воспитательного процесса можно представить в виде такой схемы (переход к следующему этапу проводится после обязательного диагностирования и анализа результатов предыдущего): 5 кл . I 6 кл . II 7 кл . III 8 кл . IV 9 кл . V 10 кл . VI 11 кл . VII
Содержание воспитательного процесса I этап Самореализация Всестороннее изучение детей. Психолог. Диагностика учеников класса. Методический поиск классного руководителя. Формирование органов самоуправления. II этап Самоорганизация Создание в классе коллектива детей, педагогов и родителей. Обобщение опыта работы и выработка Концепции воспитательной работы с классом. Формирование и диагностика коллектива учеников. III этап Самоопределение, т. е. формирование интеллектуальной инициативы Включение личности и коллектива в социально значимую деятельность по интересам и освоение личностью других областей приложения творческих способностей. IV этап Самоутверждение Использование интегрированного курса по нескольким направлениям: общая культура, здоровье, решение социальных проблем с участием учащихся. Коррекция межличностных отношений. V этап Самореабилитация Осуществление корректирования индивидуального самовоспитания учащихся и укрепление чувства неповторимости, оригинальности ума каждого учащегося, т.е. уникального склада ума. VI этап Самоанализ и саморегуляция Работа над формированием умения произвольно управлять интеллектуальной деятельностью, целенаправленно строить процесс воспитания. VII этап Самоусовершенствование Социализация и профопределение личности. Обеспечение возможности принятия эффективных решений в любых (в том числе и в экстремальных) условиях, т.е. формирование интеллектуальной компетенции.
Модель выпускника в контексте программы построения и развития ученического самоуправления Нравственен. Способен к личностному самоуправлению. Способен самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозировать их возможные последствия. Способен пользоваться своими правами, защищать их и выполнять гражданские обязанности. Ставит общественно полезные цели. Сочетает свои интересы с делами общественно полезной направленности. Способен к сотрудничеству. Отличается инициативностью, мобильностью, конструктивностью. Обладает организаторскими способностями. Способен к социализации в условиях гражданского общества. Обладает развитым чувством ответственности за судьбу своей страны.
Начиная работу над воспитательной системой класса, я точно знала, что деятельность личности по добросовестному выполнению поручений формирует добросовестность к порученному делу. Выполнение общественных поручений, при которых ученик сам находит и использует некоторые способы его осуществления, формирует навык самоконтроля и требовательности к себе. Ученик может сам выбрать себе дело и определить пути его выполнения. Этим характеризуется творческое отношение личности к конкретному делу. Органы самоуправления в классе избираются под каждый вид деятельности так, чтобы все учащиеся входили в тот или иной орган. Каждый сектор выбирает из своего состава председателя. Из председателей составляется совет класса. Все члены совета по очереди исполняют роль старосты. У каждого члена классных органов самоуправления есть свои обязанности. Совет класса готовит информацию и предложения в вышестоящие органы самоуправления – совет старшеклассников.
Классное самоуправление помогает найти сферы личностно - и общественно-полезной деятельности детей, определить круг их обязанностей, укрепляет сферу дружеских отношений, передает опыт демократических отношений: личной ответственности, стремление к согласию, свободы мнения, сменяемости позиций (руководитель-исполнитель), помогает учитывать мнения каждого, помогает учащимся вырабатывать навыки самостоятельной работы.
Таким образом, смысл ученического самоуправления заключается не в управлении одних детей другими, а в обучении всех детей управлять собой, своей жизнью в коллективе.
Ключевыми понятиями , характеризующими сущность воспитательной системы класса, являются: индивидуальность, самостоятельность, доброта, творчество, активность, коллектив .
Приоритетным видом деятельности в воспитательной системе является коллективная творческая деятельность. Основу этой деятельности составляет коллективное (совместное) творческое дело (КТД). Что же является надежным результатом творческих дел? Это позитивная активность школьников, причем не зрительская, а деятельностная , сопровождающаяся в той или иной мере чувством коллективного авторства (не нам сделали, устроили, провели, а мы решили, провели, сделали). Нельзя обойти вниманием тот факт, что одним из наиболее ярких проявлений системы являются соуправление и самоуправление.
Самоуправление. Здесь главное – не органы самоуправления, а деятельность, направленная на совершенствование жизни коллектива. В данном случае я использую метод чередования организационных поручений. Сущность метода заключается в создании гибких, мобильных, часто обновляющихся по составу органов самоуправления с целью обучить всех участников коллективной деятельности организаторскому мастерству. Органы самоуправления создаются для проведения конкретного дела. Как только оно заканчивается, подводим итог, органы самоуправления считаются распущенными. На следующее дело вновь создаются органы самоуправления, в них входят другие участники. Соуправление . Школьники выполняют в классе различные поручения. Они чувствуют себя значимыми, нужными, ждут возможности проявить себя. В начале учебного года проводятся классные собрания, которые были посвящены: выбору актива класса ; созданию законов класса; распределению поручений; Совместно с ребятами разработаны правила жизни в коллективе.
Наши классные традиции 1. Каждому – поручение. 2 .Дежурства по классу – не просто обязанность. 3. Единый классный час – совместное творческое дело. 4. Генеральная уборка раз в четверть - совместное трудовое дело. 5. Поддерживать тех, кто нуждается в помощи. 6. Поездки, экскурсии. 7. Дни коллективного отдыха родителей и детей. 8. Выпуски стенгазет, кроссвордов и шарад к предметным неделям. 9. Награждение победителей в классном конкурсе « Ученик и ученица года»
РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ Динамика изменения статуса учащихся
Комфортность учащихся
Заключение Итог моей пятилетней работы с классом - это портфолио , где представлены грамоты, дипломы, благодарственные письма моим ученикам за их активную работу в школьных, городских спортивных и творческих мероприятиях. Я проследила историю этих наград и с удовлетворением отметила, что из 29 учащихся класса все 29 человек внесли вклад в эту работу, никто не остался в стороне.
Спасибо за внимание! Презентацию подготовила: классный руководитель 9 «Б» класса, руководитель МО классных руководителей Костина Лилия Сергеевна
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Управление исследовательской деятельностью и роль НОУ в становлении личности школьника Презентация к выступлению "Управление исследовательской деятельностью и роль НОУ в становлении личности школьника"
Вступление и п резентация к выступлению на семинаре заместителей директоров по учебной работе и руководителей районных методических обединений, 2011 г....
Формирование социально активной личности школьника через развитие его индивидуальности.
Результаты и эффективность воспитания ребенка в условиях социального обновления общества определяются не столько тем, как оно обеспечивает усвоение и воспроизводство человеком культурных ценност...
Становление нравственно-ценностных ориентаций школьников через развитие интереса к народной культуре, интеграцию содержания и социального взаимодействия.
Статья раскрывает актуальность духовно-нравственного воспитания в современном обществе. Результативность работы по данному направлению не всегда отражает позитивные моменты, так как затруднена диагн...
Развитие ученическое самоуправление через комплексно - целевую программу Сотвори себя сам
Творческий отчет на тему "Развитие ученическое самоуправление через комплексно - целевую программу Сотвори себя сам"...
Статья: роль патриотического воспитания в развитиии и становлении личности школьника
Статья о важной составляющей процесса обучения, воспитания и развития, о роли патриотического воспитания личности....
Разработка семинара заместителей директоров на тему "Развитие ученического самоуправления через проектную деятельность в условиях сельской школы"
В разработке :1. Доклад заместителя директора по ВР2. Визитная карточка музея школы3. Визитная карточка ШУС "Земляне"4. Проектная деятельность в начальной школе...
Программа социализации обучающихся через деятельность ученического самоуправления «Из школы в жизнь».
Программа социализации обучающихся через деятельность ученического самоуправления «Из школы в жизнь»....