"Копилка доброты" (рабочая программа по внеурочке).
рабочая программа (5 класс)
Вопрос духовно-нравственного воспитания детей является одной из ключевых проблем современного общества. Характерными причинами сложной ситуации явились: отсутствие чётких положительных жизненных ориентиров для молодого поколения, спад культурно-досуговой деятельности с детьми и молодежью; отсутствие патриотического воспитания и некоторые другие.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kopilka_dobroty_rabochaya_programma_po_vneurochke.doc | 75 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа
по внеурочной деятельности
(духовно – нравственное направление)
«Копилка доброты» в 5 классе
Количество часов в неделю – 1
Количество часов в год - 35
Пояснительная записка
Вопрос духовно-нравственного воспитания детей является одной из ключевых проблем современного общества. Характерными причинами сложной ситуации явились: отсутствие чётких положительных жизненных ориентиров для молодого поколения, спад культурно-досуговой деятельности с детьми и молодежью; отсутствие патриотического воспитания и некоторые другие. На фоне пропаганды средствами массовой информации жестокости и насилия, рекламы алкогольной продукции и табачных изделий ситуация ещё более осложняется: представления детей о главных человеческих духовных ценностях вытесняются материальными, формируются вредные привычки у детей среднего школьного возраста. Перед семьёй, общеобразовательной школой стоит задача воспитания ответственного гражданина, способного самостоятельно оценивать происходящее и строить свою деятельность в соответствии с интересами окружающих его людей. Решение этой задачи связано с формированием устойчивых духовно-нравственных свойств и качеств личности школьника.
.Цель занятий по внеурочной деятельности: обеспечить системный подход к созданию условий для становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России.
Задачи:
— формировать основы гражданской идентичности: чувства сопричастности и гордости за свою Родину, уважения к истории и культуре народа;
— воспитывать в каждом ученике трудолюбие, уважение к правам и свободам человека, любовь к окружающей природе, Родине, семье;
— воспитывать нравственные качества личности ребёнка,
— способствовать освоению ребёнком основных социальных ролей, моральных и этических норм;
— приобщать детей к культурным традициям своего народа, общечеловеческим ценностям в условиях многонационального государства.
Ценностные установки духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся.
Духовно-нравственное воспитание – это педагогически организованный процесс, в котором учащимся передаются духовно-нравственные нормы жизни, создаются условия для усвоения и принятия обучающимися базовых национальных ценностей, для освоения системы общечеловеческих, культурных, духовных и нравственных ценностей многонационального народа Российской Федерации.
Духовно-нравственное развитие детей осуществляется в процессе социализации, последовательного расширения и укрепления ценностно-смысловой сферы личности, формирования способности человека оценивать и сознательно выстраивать на основе традиционных моральных норм и нравственных идеалов отношения к себе, другим людям, обществу, государству, Отечеству, миру в целом.
Ценностные установки духовно-нравственного развития и воспитания учащихся согласуются с традиционными источниками нравственности.
Основные ценности содержания образования, формируемые на ступени основного образования, – это:
Ценность мира – 1) как общего дома для всех жителей Земли;
2) как мирового сообщества, представленного разными национальностями;
3) как принципа жизни на Земле.
Ценность человеческой жизни – как возможность проявлять, реализовывать человечность, положительные качества и добродетели, все ценности.
Ценность любви к Родине, народу – как проявления духовной зрелости человека, выражающемся в осознанном желании служить Отечеству.
Дар слова – как возможность получать знания, общаться
Ценность природы - осознание себя частью природного мира. Бережное отношение к природе как к среде обитания и выживания человека, как к источнику для переживания чувства красоты, гармонии, её совершенства.
Ценность семьи как общности родных и близких людей, в которой передаются язык, культурные традиции своего народа, осуществляется взаимопомощь и взаимоподдержка.
Ценность добра – как проявление высшей человеческой способности – любви, сострадания и милосердия.
Ценность познания мира – ценность научного знания, разума, осуществление стремления человека к постижению истины.
Ценность красоты как совершенства, гармонии, приведения в соответствие с идеалом, стремление к нему – «красота спасёт мир».
Ценность труда и творчества — как стремления к созидательной деятельности, нацеленной на создание условий для реализации остальных ценностей.
Ценность свободы выбора – как возможность совершать суждения и поступки в рамках норм, правил, законов общества.
Ценностные ориентиры духовно-нравственного развития и воспитания определяются требованиями ФГОС и общим представлением о современном выпускнике школы.
Основные направления духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся
Духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся строится на основании базовых национальных ценностей по следующим направлениям:
1. Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека. Ценности: любовь к России, своему народу, своему краю, служение Отечеству; ценность свободы выбора и признание закона и правопорядка, ценность мира в многонациональном государстве, толерантность, как социальная форма гражданского общества.
2. Воспитание нравственных чувств и этического сознания. Ценности: ценность человеческой жизни, смысл жизни; ценность мира - как принципа жизни, ценность добра, справедливости, милосердия, чести, достоинства; свобода совести и вероисповедания; толерантность, представление о вере, духовной культуре и светской этике.
3. Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни. Ценности: ценность труда и творчества; ценность познания мира; ценность таких качеств личности как целеустремленность и настойчивость, бережливость.
4. Формирование ценностного отношения к семье, здоровью и здоровому образу жизни. Ценности: ценность семьи, уважение родителей, забота о старших и младших; ценность здоровья (физического, нравственного и социально-психологического), стремление к здоровому образу жизни.
5. Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание). Ценности: планета Земля – общий дом для всех жителей Земли; ценность природы, родной земли, родной природы, заповедной природы; ответственность человека за окружающую среду.
6. Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание). Ценности: дар слова, ценность красоты в различных её проявлениях, ценность труда – как условия достижения мастерства, ценность творчества.
Приоритетным направлением программы является воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека.
Календарно – тематическое планирование занятий
по внеурочной деятельности в 5 классе
( духовно – нравственное направление)
№ п/п | Название тем мероприятий | Кол-во часов | Дата план-я | Дата факт. |
1. | «Семья и семейные ценности» | 1 | ||
2. | «Семья и семейные ценности» | 1 | ||
3. | Как вести себя в столовой, коридоре, на улице | 1 | ||
4. | День пожилого человека | 1 | ||
5. | «Учимся сотрудничать» | 1 | ||
6. | «Мы школьники, а это значит…» | 1 | ||
7. | День матери. Создание поздравительной открытки | 1 | ||
8. | «Лучшей маме на свете!» Открытое мероприятие с приглашением мам. | 1 | ||
9. | Мой самый лучший край! | 1 | ||
10. | Без друзей на свете трудно жить. | 1 | ||
11. | О милосердии | 1 | ||
12. | О сострадании и | 1 | ||
13. | Учимся быть культурными | 1 | ||
Этические нормы поведения | 1 | |||
14. | Урок толерантности | 1 | ||
15. | Привычки – хорошие и плохие | 1 | ||
16. | По каким критериям судят о воспитанности человека | 1 | ||
17. | Я глазами других | 1 | ||
18. | Мой внутренний мир | 1 | ||
19. | Аукцион достоинств | 1 | ||
20. | Ссоры. Как правильно общаться. | 1 | ||
21. | Как правильно просить и отказывать. | 1 | ||
22. | «Не говори «да», если хочешь сказать «нет»». | 1 | ||
23. | «Ежели вы вежливы…» | 1 | ||
24. | «Я становлюсь личностью.» | 1 | ||
25. | Уважение. | 1 | ||
26. | Открытое мероприятие «Турнир вежливости» | 1 | ||
27. | Мы все такие разные. | 1 | ||
28. | Прощение. Как научиться прощать. | 1 | ||
29. | От нравственного здоровья к физическому. | 1 | ||
30. | Спорт и здоровье. | 1 | ||
31 | «Украшаем тело. Хорошее ли дело?» | 1 | ||
32. | Я патриот! | 1 | ||
33. | Подготовка к экскурсии по родному городу. | 1 | ||
34. | Экскурсия « Мой родной город» | 1 | ||
35. | Заочное путешествие по Адыгее. | 1 |
Ожидаемые результаты реализации программы
По каждому из заявленных тем духовно-нравственного направления планируется достижение следующих результатов:
Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека:
- ценностное отношение к России, своему народу, своему краю, отечественному культурно-историческому наследию, государственной символике, законам Российской Федерации, русскому и родному языку, народным традициям, старшему поколению;
- элементарные представления о России как государстве и социальной структуре российского общества, наиболее значимых страницах истории страны, о традициях и культурном достоянии своего края, о примерах исполнения гражданского и патриотического долга;
- первоначальный опыт постижения ценностей гражданского общества, национальной истории и культуры;
- опыт ролевого взаимодействия, социальной и межкультурной коммуникации;
- начальные представления о правах и обязанностях человека, гражданина, семьянина, товарища.
Воспитание нравственных чувств и этического сознания:
- начальные представления о моральных нормах и правилах нравственного поведения, в том числе об этических нормах взаимоотношений в семье, между поколениями, этносами, носителями разных убеждений, представителями различных социальных групп;
- нравственно-этический опыт взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами;
- уважительное отношение к традиционным религиям;
- неравнодушие к жизненным проблемам других людей, сочувствие к человеку, находящемуся в трудной ситуации;
- первоначальный опыт участия в природоохранной деятельности ;
К результатам, не подлежащим итоговой оценке индивидуальных достижений учащихся 5 класса относятся:
- ценностные ориентации, которые отражают его индивидуально-личностные позиции (этические, эстетические, религиозные взгляды, политические предпочтения и др.);
- характеристика социальных чувств (патриотизм, толерантность, гуманизм и др.);
- индивидуальные личностные характеристики (доброта, дружелюбие, честность и т.п.).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по внеурочке
Примерная рабочая программа по внеурочной деятельности в 5 классе (патриотического или духовно-нравственного направления)...
рабочая программа по курсу"Занимательная лингвистика". Внеурочка 6класс
Внеурочка. Русский язык...
рабочая программа по внеурочке 5 класс
рабочая программа по внеурочке 5 класс...
Рабочая программа внеурочка 5 кл познавательная биология
рабочая программа внеурочка 5 кл познавательная биология...
Внеурочка, рабочая программа: «Комнатные растения в школе» 5-6 класс
Внеурочка, рабочая программа: «Комнатные растения в школе» 5-6 класс...
Рабочая программа по внеурочке 1-3 классы
Рабочая программа по внеурочке 1-3 классы...
Рабочая программа по внеурочке Краеведение
Рабочая программа по внеурочке Краеведение...