Глядя на мир нельзя не удивляться...
классный час (5 класс)
Классный час в 5 классе. Красота природы в разных видах искусства.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytyy_kl._chas.doc | 65.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка
классного часа в 5 классе
на тему:
“Глядя на мир, нельзя не удивляться… ”
Подготовила кл. рук. 5 И класса Лютова Т. Э.
Тема классного часа: Глядя на мир, нельзя не удивляться...
Цели внеклассного мероприятия:
- развить у обучающихся чувство прекрасного;
- вызвать любовь и интерес к родной природе;
- развить способность чувствовать красоту и гармонию и эстетически оценивать её.
- познакомить учащихся с представителями родной литературы, музыки и живописи, вызвать интерес к родной культуре;
- организовать коллективный культурный досуг.
Оформление: слайдовая презентация с репродукциями картин и фотографиями по заданной теме, портретами поэтов; видеоролик «Пыть-Ях зимой»; отрывок из музыкального произведения Г. Свиридова “Метель”; стихотворения по теме.
Эпиграф к уроку:
Здесь мало увидеть, здесь нужно всмотреться,
Чтоб ясной любовью, наполнилось сердце.
Чтоб вдруг отразили прозрачные воды
Всю прелесть застенчивой русской природы.
(учитель зачитывает отрывок из стихотворения Николая Рыленкова, взятый в качестве эпиграфа)
Ход внеклассного мероприятия:
I. Приветствие, тема классного часа (СЛАЙД 1), цели классного часа, погружение):
Добрый день, ребята. Сегодня на нашем классном часе мы поговорим на очень интересную тему, мы погорим сегодня о зиме.
На первый взгляд, вам может показаться выбор темы странным – ну чего мы не знаем о зиме? Снег, холодно, морозы, лыжи, коньки… Но сегодня мы с вами познаем зиму с разных сторон, увидим, насколько она разнообразна и какими способами можно её выразить, совершим путешествие в зимнюю сказку. А совершать наши открытия мы будем в компании живописи, литературы и музыки.
II. Зима в картинах русских живописцев:
Наша первая остановка – Станция Художников.
Ребята, представьте, что вас однажды попросят описать русскую зиму гостю из далекой страны, где нет такого времени года. Какую картину вы нарисовали бы? (следуют ответы учащихся).
А как вы думаете, художники изображали зиму в своих работах? Конечно, да. А знаете ли вы каких-нибудь русских художников, кто занимался этой темой? К сожалению, очень мало мы знаем о живописи…
Обратите внимание на доску. Здесь представлены репродукции знаменитых художников: В. Юров “Зимняя сказка” (СЛАЙД 2), И. Шишкин “Зима в лесу” (СЛАЙД 3), А. Саврасов “Зима” (СЛАЙД 4), “Зимний пейзаж” (СЛАЙД 5), И. Разживин “Иней” (СЛАЙД 6), М. Володин “Зима” (СЛАЙД 7), М. Иваненко “Зима в тиши дерев” (СЛАЙД 8).
Знакомы вам эти картины? А какая картина вам нравится больше всего? Почему? (обсуждаем предпочтения учащихся). А сами вы когда-нибудь пробовали нарисовать зиму или хотя бы сфотографировать? Я вам признаюсь, что мне очень нравится фотографировать зиму и хотелось показывать несколько удачных кадров. Когда смотришь такие фотографии, так и хочется воскликнуть: “Остановись мгновение, ты прекрасно!!!” Не так ли? А часто ли мы ребята в повседневной жизни останавливаемся, чтобы полюбоваться чем-то? Вечно куда-то спешим, торопимся, а ведь красота вокруг нас, надо лишь только уметь видеть её, чувствовать и созерцать. (Слайды 9-20) А теперь, я хочу, чтобы вы посмотрели, как прекрасен зимой город, в котором мы живём (ВИДЕОРОЛИК)
III. Зима в русской литературе
Наша вторая остановка – Станция Литераторов.
Ребята, а как вы думаете, можно ли описать картину зимы в литературе? Ответ – однозначно да! Припомните ли вы какие-нибудь знаменитые строки из стихотворений о зиме? Ребята цитируют четверостишья. (Если им ничего не удается вспомнить, то учитель подсказывает, дает намеки). Примерами могут служить такие стихотворения, как “Зимнее утро” А.С. Пушкина, (СЛАЙД 21) “Белая береза” С. Есенина, “Пороша” С. Есенина (СЛАЙД 22). (Выразительное чтение наизусть, подготовленных учащихся). Стихотворения о зиме поэтов ХМАО зачитывает сам учитель.
Ребята, а когда вы читаете стихотворение, у вас в воображении рисуется картина происходящего? А за счет чего это достигается? Конечно, за счет слов, образов. Какие художественные средства используют поэты, чтобы описать зиму? (Средства выразительности, тропы.)
Но не только поэты и писатели описывали зимнюю природу так красиво. Вы тоже постарались, выполняя домашнее задание.
Мне хочется зачитать отрывки из ваших работ. (Отрывки из сочинений учащихся.)
IV. Зима в музыке
Наконец, наша третья остановка – Станция Музыкантов.
Ребята, мы с вами увидели зиму, прочитали о зиме. А как вы думаете, можно ли зиму услышать? Давайте попробуем. Сейчас вы прослушаете отрывок из музыкального произведения Г. Свиридова “Метель”, тема Зимней дороги. Но сначала я вам прочитаю отрывок из повести А.С. Пушкина “Метель” (ведь многие композиторы обращались к литературе в поисках тем), описание зимней дороги, а затем мы послушаем музыку.
Учитель читает описание зимней дороги, затем учащиеся слушают музыкальный отрывок.
На дворе была метель; ветер выл, ставни тряслись и стучали….
Метель не утихала; ветер дул навстречу…
Но едва Владимир выехал за околицу в поле, как поднялся ветер и сделалась такая метель, что он ничего не взвидел. В одну минуту дорогу занесло; окрестность исчезла во мгле мутной и желтоватой, сквозь которую летели белые хлопья снегу; небо слилося с землею. Владимир очутился в поле и напрасно хотел снова попасть на дорогу; лошадь ступала наудачу и поминутно то взъезжала на сугроб, то проваливалась в яму; сани поминутно опрокидывались. Владимир старался только не потерять настоящего направления. Но ему казалось, что уже прошло более получаса, а он не доезжал еще до Жадринской рощи. Прошло еще около десяти минут; рощи все было не видать. Владимир ехал полем, пересеченным глубокими оврагами. Метель не утихала, небо не прояснялось. Лошадь начинала уставать, а с него пот катился градом, несмотря на то, что он поминутно был по пояс в снегу.
Учащиеся слушают отрывок из музыкального произведения Г. Свиридова “Метель”, тема Зимней дороги (СЛАЙД 23).
Удалось вам понять и расслышать все то, о чем говорилось в повести? Что именно вы услышали? Какие эмоции и чувства вызвала у вас эта музыка? (Следуют ответы учащихся). Захотелось ли вам послушать все произведение Георгия Свиридова?
V. Подведение итого):
Наше путешествие в зимнюю сказку подошло к концу. Сегодня нам удалось увидеть, услышать, представить зиму и прочитать о ней. Мы убедились, что зима – очень разнообразная тема и её можно выразить различными средствами.
А давайте, вы попробуете себя в роли поэтов!? (Класс делится на группы по 4-5 человек). Вам необходимо дополнить недостающие строки стихотворения.
КАРТОЧКА (для работы в группах)
………………………………………………….………..белым бела: ……………………………………………….……………….пришла. ………………………………………………..………..…..снежинки ………………………………………………….……..….как пушинки. …………………………………………………………………во дворе …………………………………………………………..………в серебре. …………………………………………………………………..дед Мороз ………………………………………………………………….нанёс. |
Вся земля белым бела,
Это к нам зима пришла.
И холодные снежинки
Пролетают как пушинки.
И деревья во дворе
Засверкали в серебре,
И на стёклах дед Мороз
Свой узор уже нанёс.
(Каждая группа получает карточку) На работу в группах отводится 5-7 минут, затем учащиеся зачитывают свои стихотворения.
Что нового вы узнали сегодня? Что вас больше всего удивило и поразило? Что больше всего понравилось?
Надеюсь, что вам понравилось это путешествие и вы получили удовольствие от знакомства с новыми именами в живописи, литературе и музыке.
Стихотворения к классному часу
Мороз и солнце; день чудесный!
Еще ты дремлешь, друг прелестный -
Пора, красавица, проснись:
Открой сомкнуты негой взоры
Навстречу северной Авроры,
Звездою севера явись!
Вечор, ты помнишь, вьюга злилась,
На мутном небе мгла носилась;
Луна, как бледное пятно,
Сквозь тучи мрачные желтела,
И ты печальная сидела —
А нынче..... погляди в окно:
Под голубыми небесами
Великолепными коврами,
Блестя на солнце, снег лежит;
Прозрачный лес один чернеет,
И ель сквозь иней зеленеет,
И речка подо льдом блестит.
Вся комната янтарным блеском
Озарена. Веселым треском
Трещит затопленная печь.
Приятно думать у лежанки.
Но знаешь: не велеть ли в санки
Кобылку бурую запречь?
Скользя по утреннему снегу,
Друг милый, предадимся бегу
Нетерпеливого коня
И навестим поля пустые,
Леса, недавно столь густые,
И берег, милый для меня. (А. С. Пушкин)
ЗИМНИЙ ВЕЧЕР
Буря мглою небо кроет,
Вихри снежные крутя;
То, как зверь, она завоет,
То заплачет, как дитя,
То по кровле обветшалой
Вдруг соломой зашумит,
То, как путник запоздалый,
К нам в окошко застучит.
Наша ветхая лачужка
И печальна и темна.
Что же ты, моя старушка,
Приумолкла у окна?
Или бури завываньем
Ты, мой друг, утомлена,
Или дремлешь под жужжаньем
Своего веретена?
Выпьем, добрая подружка
Бедной юности моей,
Выпьем с горя; где же кружка?
Сердцу будет веселей.
Спой мне песню, как синица
Тихо за морем жила;
Спой мне песню, как девица
За водой поутру шла.
Буря мглою небо кроет,
Вихри снежные крутя;
То, как зверь, она завоет,
То заплачет, как дитя.
Выпьем, добрая подружка
Бедной юности моей,
Выпьем с горя; где же кружка?
Сердцу будет веселей. (Пушкин А. С.
)
Берёза
Белая берёза
Под моим окном
Принакрылась снегом,
Точно серебром.
На пушистых ветках
Снежною каймой
Распустились кисти
Белой бахромой.
И стоит берёза
В сонной тишине,
И горят снежинки
В золотом огне.
А заря, лениво
Обходя кругом,
Обсыпает ветки
Новым серебром.
С. Есенин
‹1913›
ПОРОША
Еду. Тихо. Слышны звоны
Под копытом на снегу.
Только серые вороны
Расшумелись на лугу.
Заколдован невидимкой,
Дремлет лес под сказку сна.
Словно белою косынкой
Повязалася сосна.
Понагнулась, как старушка,
Оперлася на клюку,
А под самою макушкой
Долбит дятел на суку.
Скачет конь, простору много.
Валит снег и стелет шаль.
Бесконечная дорога
Убегает лентой вдаль.
С. Есенин
Данилин О.
Земля моей надежды и любви
И снова нас тянет в метели,
Поближе к полярному кругу,
И птицы сюда прилетели
С далекого теплого юга.
Что их тянет в края,
Где промерзла земля,
Где рассветы багровы, как кровь.
Лишь тайга и вода,
Но веками сюда
Прилетают они вновь и вновь.
На снегу мы следы оставляем,
Что как море, раскинулся вширь.
Кто хоть раз на Югре побывает –
Тот поймет, что такое Сибирь.
Ну как, скажи, тебя мне не любить, земля югорская, седая?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
А мамины глаза всегда глядят с волнением за нами.
Семейный капустник, сценарий которого можно использовать на день матери или 8 марта.Задачи: формировать у ребят уважительное отношение к своему дому, семье, матери и культуру взаимоотношений родителей...
Главный герой повести "Тарас Бульба" - выразитель чувств и взглядов "трудного бренного времени" глядов
Данный урок - один из бинарных уроков, ппроводимых совместно с учителем истории...
"Услышь меня из глубины времен, Ты мой родной, мой легендарный прадед! И с высоты на мир спасённый глядя, Найди себя среди других имён." Навстречу празднику " 70- летие Победы". Мини-спектакль по мотивам Б.Васильева " А зори здесь тихие".
Проведение мероприятий к 70-летию Победы в Великой Отечественной войне. В подготовке и проведении участвовали ученики 5-11 классов ЧУ СОШ "Вита", г. Москва, ул. Крылатские Холм...
Методическая разработка внеклассного мероприятия "А мамины глаза всегда глядят с волнением за нами"
Задачи: формировать у ребят уважительное отношение к своему дому, семье, матери и культуру взаимоотношений родителей и детей; способствовать сближению взрослых и детей, формированию положительных эмоц...
Родительское собрание 6 класс по теме «А мамины глаза всегда глядят с волнением за нами" (Ода маме)
Не мало написано ласковых словО мамочках наших, родных и прекрасных.Они, словно феи из сказочных снов,Несут в нашу жизнь нескончаемый праздник....
Гляди в оба, да не разбей лоба (чтение + ПДД)
Интегрированный урок (чтение + ПДД ) занял 2 место на областном уровне в конкурсе разработок интегрированных уроков. Видео-презентация находится в далеле "ВИДЕО" на моей страничке....
Нельзя забыть, нельзя простить…
сочинение о зверствах фашизма...