Программа "Здоровая школа"
рабочая программа (5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класс)
Современное состояние общества, высочайшие темпы его развития предъявляют все новые, более высокие требования к человеку и его здоровью. Актуальность темы здорового образа жизни подтверждают статистические данные: физиологически здоровыми рождаются не более 14% детей; 25-35 % детей, пришедших в 1-ый клacc, имеют физические недостатки или хронические заболевания; 9- 10 % выпускников школ можно считать здоровыми.
Освобождение системы образования от жестких рамок привычных стереотипов и норм, появление новых степеней свободы у образовательных организаций дали поразительный толчок творчеству. Но вместе с ним возросла учебная нагрузка обучающихся. Чтобы решить это противоречие, нужна программная скоординированная работа всех участников учебно-воспитательного процесса, опирающаяся на научно-обоснованные решения и рекомендации.
Отчетливо осознавая невозможность решения проблемы в одиночку, школа всемерно стремится к тесным связям с семьей, общественностью, организационными структурами и старается всесторонне обеспечивать преемственную связь между программами
начальной и средней школы. Учебные программы этих школ предоставляют обучающимся все возможности получения знаний, постижения жизни, приобретения жизненных умений и навыков, соответствовать потребностям школьников и стимулировать их к дальнейшему приобретению знаний.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_zdorovaya_shkola.doc | 359.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ ГИМНАЗИЯ ГОРОДА СЫЗРАНИ ГОРОДСКОГО ОКРУГА СЫЗРАНЬ САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ
Автор: Рябышева Татьяна Владимировна,
учитель математики
г. Сызрань 2015 г.
Содержание
Паспорт Программы 3-4
Целевая программа " Здоровая школа"
1. Введение. 5
2. Основание для разработки Программы. 5-7
3. Цели и задачи Программы. 8
4. Основные направления реализации Программы. 8
5. Формы и методы реализации Программы. 8
6. Оздоровительная модель ГБОУ гимназии г. Сызрани. 9
7 . План реализации программы «Здоровая школа» 9-13
8.Формы и методы здоровье сберегающих технологий,
применяемых в общеобразовательной организации. 13-14
9. Организация работы по формирование культуры здоровья
обучающихся, на различных этапах обучения. 15-16
10. Деятельность по совершенствованию медицинского
обслуживания обучающихся. 16-18
11. Ожидаемые результаты. 19
Приложения 19-21
1. Сквозные тематические классные часы
2. Тематика вопросов на родительских собраниях
Паспорт программы
Наименование программы | Программа «Здоровье» ГБОУ гимназии г. Сызрани |
Нормативно-правовая база | -Конституция РФ; -Декларация прав ребенка; -закон РФ ''Об образовании в РФ"; -санитарные нормы и правила, утвержденные совместным постановлением Министерства образования РФ и Госсанэпиднадзора; -ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» -ФЦП "Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2006 - 2015 годы" |
Заказчик программы | Администрация школы |
Разработчик программы | Рябышева Т.В., зам. директора по УВР |
Сроки реализации программы | 2015-2018 гг. |
Цель программы | Создание благоприятных условий для сохранения, укрепления физического, психического здоровья обучающихся, для формирования потребности в здоровом образе жизни. |
Задачи программы | 1.Организация и проведение мероприятий по охране и укреплению здоровья обучающихся и учителей. 2. Интеграция образовательного и оздоровительного процессов. 3. Обеспечение непрерывного образования педагогов и учащейся молодёжи по вопросам формирования культуры здоровья. 4. Мониторинг здоровья. |
Основные направления программы | Учебно-воспитательная работа - научно обоснованная и строго регламентированная. Диагностическая работа - комплекс мероприятий, направленных на отслеживание параметров здоровья, как обучающихся, так и учителей; изучение подвижности адаптационных перестроек и работоспособности под действием природных и социальных факторов среды обитания. Профилактическая и коррекционная работа - предупреждение и своевременное выявление отклонений в развитии и состоянии здоровья воспитанников, а при наличии каких - либо недугов - профилактика обострений и прогрессирования болезненного процесса. Научно - методическая и опытно - экспериментальная работа скорейшее внедрение результатов научных достижений в плане сохранения и укрепления здоровья в практику образования, разработка новых авторских учебных программ, методик и методов обучения, а также их экспериментальное внедрение в учебный процесс. Информационно - просветительская работа - пропаганда здорового образа жизни, наглядная агитация, консультации по всем валеологическим вопросам, включая такие формы работы, как индивидуальная, групповая, коллективная. |
Ожидаемый результат | -Снижение числа уроков пропущенных по болезни. -Снижение числа рецидивов хронических заболеваний у обучающихся и педагогов; -Снижение заболеваемости школьников ОРЗ; -Снижение количества психоэмоциональных расстройств; -Повышение уровня физической подготовки школьников; -Улучшение успеваемости по физической культуре; -Увеличение количества учеников с положительной самооценкой; -Повышение уровня знаний по вопросам здоровья и его сохранения; -Улучшение качества питания в школьной столовой; -Осознанное отношение детей и их родителей к состоянию здоровья, как основному фактору успеха на последующих этапах жизни; -Увеличение числа школьников в спортивных секциях; -Повышение профессиональной компетенции и заинтересованности педагогов в сохранении и укреплении здоровья. |
Участники реализации программы | Педагоги, родители и обучающиеся |
«Здоровье-это искусство,
а искусству надо учиться…»
Целевая программа " Здоровая школа"
1. Введение.
Современное состояние общества, высочайшие темпы его развития предъявляют все новые, более высокие требования к человеку и его здоровью. Актуальность темы здорового образа жизни подтверждают статистические данные: физиологически здоровыми рождаются не более 14% детей; 25-35 % детей, пришедших в 1-ый клacc, имеют физические недостатки или хронические заболевания; 9- 10 % выпускников школ можно считать здоровыми.
Освобождение системы образования от жестких рамок привычных стереотипов и норм, появление новых степеней свободы у образовательных организаций дали поразительный толчок творчеству. Но вместе с ним возросла учебная нагрузка обучающихся. Чтобы решить это противоречие, нужна программная скоординированная работа всех участников учебно-воспитательного процесса, опирающаяся на научно-обоснованные решения и рекомендации.
Отчетливо осознавая невозможность решения проблемы в одиночку, школа всемерно стремится к тесным связям с семьей, общественностью, организационными структурами и старается всесторонне обеспечивать преемственную связь между программами
начальной и средней школы. Учебные программы этих школ предоставляют обучающимся все возможности получения знаний, постижения жизни, приобретения жизненных умений и навыков, соответствовать потребностям школьников и стимулировать их к дальнейшему приобретению знаний.
2. Основание для разработки Программы
Известно, что растущий организм ребёнка в силу особенностей своего развития особо чувствителен к воздействию факторов внешней среды, а также дефициту питательных веществ и микроэлементов.
Безусловно, на состояние здоровья детей оказывают существенное влияние такие факторы как неблагоприятные социальные и экологические условия. Одновременно с негативным воздействием экологических и экономических кризисов на детей оказывают негативное воздействие множество факторов риска, имеющих место в общеобразовательных учреждениях. Они в период обучения приводят к постепенному ухудшению здоровья детей и подростков.
К проблемам школы, связанным с заботой о здоровье учащихся, можно отнести:
- учебные перегрузки обучающихся, приводящие их к состоянию переутомления;
- «школьные стрессы»;
- распространение в среде обучающихся вредных привычек;
- неправильная организации физической активности учеников;
- питание школьников во время их пребывания в общеобразовательной организации;
- низкий уровень культуры здоровья обучающихся, недостаток знаний по вопросам здоровья;
- необходимость сотрудничества с родителями по вопросам сохранения и укрепления здоровья их детей;
Мониторинг здоровья обучающихся.
Заболевания, выявленные при медицинских осмотрах учащихся
Наименование болезней | 2012 | 2013 | 2014 |
Всего учащихся | 967 | 1012 | 997 |
На диспансерном учете состоят | 125 | 190 | 158 |
Впервые взято на диспансерный учет | 15 | 20 | 21 |
Понижение остроты зрения | 175 | 171 | 117 |
Болезни нервной системы | 92 | 79 | 69 |
Болезни органов дыхания | 87 | 81 | 95 |
Болезни органов пищеварения | 67 | 59 | 36 |
Болезни мочеполовой системы | 67 | 67 | 30 |
Заболевания мышечной системы | 193 | 157 | 176 |
Нарушение осанки | 43 | 39 | 31 |
Данные таблицы показывают, что на диспансерном учёте состоят 158 обучающихся, что составляет 15,8%.
Наиболее распространенные заболевания среди учащихся гимназии: понижение остроты зрения, болезни органов дыхания и заболевания мышечной системы. Кроме этого, увеличилось число учащихся, впервые поставленных на диспансерный учет по различным заболеваниям.
Из диаграммы видно, что прослеживается тенденция к снижению количества учащихся с заболеваниями желудочно-кишечного тракта, сколиоза, нервной системы, мочеполовой системы, с понижением остроты зрения. Увеличилось количество учащихся с болезнями органов дыхания и мышечной системы.
Распределение обучающихся по группам здоровья по результатам комплексной оценки состояния здоровья
Группа здоровья | 2012 год | 2013 год | 2014год |
I | 67 | 54 | 56 |
II | 762 | 826 | 820 |
III | 132 | 129 | 117 |
IV | 6 | 3 | 4 |
Распределение учащихся по группам физического воспитания
Физкультурные группы | 2012 год | 2013 год | 2014 год |
Основная | 675 | 688 | 693 |
Подготовительная | 248 | 268 | 242 |
Специальная | 39 | 51 | 28 |
Освобождены | 5 | 5 | 6 |
По результатам мониторинга можно сделать следующие выводы:
- Количество учащихся с 1 группой здоровья (абсолютно здоровые) за последние два года имеет незначительную динамику.
- Количество учащихся со 2 группой здоровья (незначительные отклонения в здоровье) увеличилось на 0,2 %, с 3 группой здоровья (хронические заболевания) идет уменьшение на 1 %. Динамика в группах здоровья за последние три года незначительна.
- Произошло незначительное увеличение количества детей, освобожденных от занятий физической культурой с 0,5% (2013 год) до 0,6 % (2014 год).
Сведения об организации горячего питания
Горячее питание детей во время пребывания в школе является одним из важных условий поддержания их здоровья. Хорошая организация школьного питания ведёт к улучшению показателей уровня здоровья детей, учитывая, что в школе они проводят большую часть своего времени. Поэтому, питание является одним из важнейших факторов, определяющих здоровье подрастающего поколения.
2011-2012 уч. год | 2012-2013 уч. год | 2013-2014 уч. год | ||||||
Всего учащихся | Из них питаются | % охвата | Всего учащихся | Из них питаются | % охвата | Всего учащихся | Из них питаются | % охвата |
943 | 695 | 74 | 962 | 750 | 78 | 1002 | 780 | 78 |
Данные таблицы показывают, что 780 учащихся ГБОУ гимназии г. Сызрани охвачены горячим питанием, что составляет 78%.
3. Цели и задачи Программы
Цель программы:
Создание благоприятных условий для сохранения, укрепления физического, психического здоровья обучающихся, для формирования потребности в здоровом образе жизни.
Задачи программы:
1.Организация и проведение мероприятий по охране и укреплению здоровья обучающихся и учителей.
2. Интеграция образовательного и оздоровительного процессов.
3. Обеспечение непрерывного образования педагогов и учащейся молодёжи по вопросам формирования культуры здоровья.
4. Мониторинг здоровья.
- Основные направления реализации Программы
Учебно - воспитательная работа - научно обоснованная и строго регламентированная.
Диагностическая работа - комплекс мероприятий, направленных на отслеживание параметров здоровья, как обучающихся, так и учителей; изучение подвижности адаптационных перестроек и работоспособности под действием природных и социальных факторов среды обитания.
Профилактическая и коррекционная работа - предупреждение и своевременное выявление отклонений в развитии и состоянии здоровья воспитанников, а при наличии каких - либо недугов - профилактика обострений и прогрессирования болезненного процесса.
Научно - методическая и опытно - экспериментальная работа - скорейшее
внедрение результатов научных достижений в плане сохранения и укрепления
здоровья в практику образования, разработка новых авторских учебных
программ, методик и методов обучения, а также их экспериментальное внедрение в учебный процесс.
Информационно - просветительская работа - пропаганда здорового образа жизни, наглядная агитация, консультации по всем валеологическим вопросам, включая такие формы работы, как индивидуальная, групповая, коллективная.
5. Формы и методы реализации Программы
- Исследование и оценка состояния образовательной среды и состояния здоровья обучающихся. Медицинское обслуживание и профилактика заболеваний.
- Мониторинг психофизического здоровья обучающихся.
- Контроль за соблюдением санитарно - гигиенического режима, организация учебного процесса.
- Организация и контроль обеспечения сбалансированного питания обучающихся.
- Физическое воспитание, организация активно - двигательного досуга.
- Профилактика травматизма.
- Формирование здорового образа жизни и профилактика вредных привычек.
6. Оздоровительная модель ГБОУ гимназии г. Сызрани
7. Взаимодействие школьной программы «Здоровая школа»
с социальной средой
8. План реализации программы «Здоровая школа»
№ п/п | Направление | Сроки | Ответственный |
I. Исследование и оценка состояния образовательной среды и состояния здоровья обучающихся. Медицинское обслуживание и профилактика заболеваний. | |||
1 | Систематическое проведение динамических наблюдений за здоровьем и физическим развитием детей с целью определения группы занятий физической культурой | В течение учебного года | Школьная медсестра, зам директора по УВР |
2 | Ежегодный профилактический осмотр учащихся узкими специалистами – медиками. | Весь период | Школьная медсестра |
3 | Оформление листа – здоровья в школьном журнале. | сентябрь | Школьная медсестра |
4 | Обследование детей, поступающих в школу. Выделение учащихся группы «риска» и больных учащихся. | Весь период | Администрация гимназии, школьная медсестра |
5 | Создание банка данных о состоянии здоровья обучающихся | ежегодно | Школьная медсестра |
6 | Осуществление контроля за предписанием врачей (листа здоровья). | Весь период | Школьная медсестра |
7 | Врачебно-педагогические наблюдения за уроками для проверки организации и методики проведения занятий и их содержания. | В течение учебного года | Зам директора по УВР |
8 | Санитарно-гигиенические наблюдения за местами и условиями проведения занятий (контроль за проветриванием, влажной уборкой школьных помещений, освещением и расстановкой мебели). | В течение учебного года | Зам директора по УВР, зам директора по АХЧ |
9 | Контроль за организацией питания обучающихся в школьной столовой. | В течение учебного года | Школьная медсестра, зам директора по УВР |
10 | Анализ случаев травматизма в школе | В течение учебного года | Школьная медсестра, зам директора по УВР |
11 | Проведение прививок. | Осенне-зимний период | Школьная медсестра |
II. Мониторинг психофизического здоровья обучающихся | |||
1 | Тестирование в рамках комплексной программы оценки психофизического состояния и функционирования возможностей организма человека | В течение года | Учитель физкультуры Зам директора по УВР |
2 | Психологический мониторинг здоровья учащихся: -тест на адаптацию в начальной школе, средней школе; -тест на тревожность | Сентябрь Март | Зам. директора по УВР |
III. Контроль за соблюдением санитарно - гигиенического режима, организация учебного процесса | |||
1 | Организация режима работы школы согласно СанПиН 2.4.2. 1178-02. | сентябрь | Зам директора по УВР |
2 | Организация индивидуального обучения на дому с больными детьми, на основании справки ВКК. | Весь период | Зам директора по УВР |
3 | Организация и проведение контроля за выполнением санитарных норм и правил, а также ТБ в образовательном учреждении. | Весь период | Администрация гимназии, школьная медсестра |
4 | Организация часа активных движений (динамические паузы) в начальной школе. | В течение учебного года | Учителя начальных классов |
5 | Организация динамических перемен, физкультминуток на уроках, способствующих эмоциональной разгрузке и повышению двигательной активности. | В течение учебного года | Зам директора по УВР |
6 | Проводить диагностические исследования:
| В течение учебного года | Зам директора по УВР |
7 | Контроль за соблюдением санитарно-гигиенических норм организации УВП, нормирования учебной нагрузки и профилактики утомления учащихся. | В течение учебного года | Зам директора по УВР |
8 | Разработка и реализация обучающих программ по формированию культуры здоровья и профилактике вредных привычек. | В течение учебного года | Учитель биологии |
9 | Использование методов и методик обучения, адекватных возрастным возможностям и особенностям обучающихсяя. | В течение учебного года | Учителя-предметники |
10 | Строгое соблюдение всех требований к использованию технических средств в обучении (компьютер, аудиовизуальные средства). | В течение учебного года | Зам директора по УВР |
11 | Рациональная и соответствующая требованиям организация уроков физической культурой и занятий активно-двигательного характера в начальной школе. | В течение учебного года | Зам директора по УВР |
12 | Индивидуализация обучения (учет индивидуальных особенностей развития учащихся). | В течение учебного года | Учителя-предметники |
13 | Проведение уроков здоровья. | В течение учебного года | Учителя начальных классов |
14 | Проведение специальной гимнастики на осанку для учащихся на уроках. | В течение учебного года | Учителя-предметники |
15 | Проведение на уроках специальной гимнастики для глаз. Обязательно для всех учащихся (1-11 кл). | В течение учебного года | Учителя-предметники |
IV. Организация и контроль обеспечения сбалансированного питания обучающихся | |||
1 | Организация горячего питания в школе для всех обучающихся | Весь период | Зам. директора по УВР |
2 | Осуществление контроля за организацией приема пищи и качеством её приготовления | Весь период | Школьная медсестра зам директора по УВР |
3 | Организовать работу бракеражной комиссии | Весь период | Зам. директора по УВР |
V. Физическое воспитание, организация активно - двигательного досуга | |||
1 | Внедрение в образовательный процесс малых форм физического воспитания (физкультурные паузы, динамические перемены), а также часов здоровья. | В течение учебного года | Учитель физической культуры, учителя |
2 | Регулярное проведение: - Дней спорта; - Дней здоровья; - Спортивных соревнований; - Недели физкультуры и спорта; - Олимпиад по различным видам спорта; - походов | Весь период, 1 раз в четверть | Учителя физической культуры, зам директора по УВР |
3 | Расширение сети спортивных секций | Весь период | Зам. директора по УВР |
4 | Проведение конкурса на самый спортивный класс. | Ежегодно, май | Учителя физической культуры |
5 | Регулярное проведение спортивных соревнований и праздников на всех ступенях обучения. | Весь период | Учителя физической культуры |
6 | Создать условия для организации летней занятости обучающихся, обеспечить максимальный охват детей и подростков различными видами и формами летнего труда и отдыха | ежегодно | Зам директора по УВР |
7 | Организовать систематический контроль за процессом физического воспитания, эффективным использованием имеющейся базы. | ежегодно | Зам директора по УВР |
VI. Профилактика травматизма | |||
1 | Планирование работы с детьми по охране труда в соответствии с приказом Министерства образования РФ | Весь период | Администрация |
2 | Проводить проверку состояния ТБ в кабинетах, мастерских, спортзале, гардеробе, лабораториях, столовой. | Весь период | Зам директора по УВР, зам директора по АХЧ |
3 | Проводить плановую эвакуацию учащихся и сотрудников из здания школы не реже 2 раз в учебном году | Весь период | Администрация |
4 | Осуществлять контроль за соблюдением правил ТБ на уроках физкультуры, технологии, информатики, при проведении лабораторных и практических работ на уроках физики, химии, биологии, при проведении кружковой работы, внеклассных мероприятий, летнего труда и отдыха учащихся. | Весь период | Зам директора по УВР |
5 | Осуществлять контроль за дежурством по школе. | Весь период | Зам директора по УВР |
6 | Проведение месячников по правилам дорожного движения «Безопасность детей» | 2 раза в учебном году | Зам директора по УВР |
7 | Постоянное обновление стенда «Дорожная азбука» | ежегодно | Зам директора по УВР |
8 | Проведение внеклассных мероприятий по правилам дорожного движения | Сентябрь, май Октябрь, апрель | Зам директора по УВР |
9 | Проведение классных часов, бесед. Участие в районных конкурсах. | Весь период | Кл. руководители, зам директора по УВР |
10 | Организация курса ПДД по программе внеклассной работы с 1 по 11 класс | Весь период | Классные руководители |
11 | Организация совместной работы с ОГИБДД МУ МВД России «Сызранское» по изучению правил дорожного движения | Весь период | Зам директора по УВР |
VII. Формирование здорового образа жизни и профилактика вредных привычек. | |||
1 | Привлечь обучающихся к занятиям в объединениях спортивно-оздоровительной направленности как в школе, так и вне её. | В течение учебного года | Кл руководители, Учителя физической культуры |
2 | Проведение анкетирования среди обучающихся «Отношение детей к своему здоровью и ЗОЖ» | октябрь | Зам. директора по УВР |
3 | Участие в акции «Молодежь за здоровый образ жизни». | Ноябрь, декабрь | Кл руководители Зам директора по УВР |
4 | Проведение лекций по профилактике наркомании с участием представителей медучреждений, центра «Семья» | В течение учебного года | Зам. директора по УВР |
5 | Выпуск санбюллетеней «Профилактика гриппа», «Азбука здоровья» | В течение учебного года | Совет обучающихся |
6 | Театрализованная беседа «О вреде курения» в рамках акции «Начни с себя» | ноябрь | Совет обучающихся |
7 | Совещание классных руководителей «Основные формы работы по профилактике здорового образа жизни». | Октябрь, март | Зам. директора по УВР |
8 | Проведение совместно с родительской общественностью и мед. работниками мероприятий по пропаганде здорового образа жизни, включающие проведение классных часов, викторин, лекций, спортивных соревнований (приложение 1,2,3) | В течение учебного года | Кл руководители, зам директора по УВР |
9 | Привлечение подростков группы «риска» к участию в подготовке и проведения мероприятий спортивно-развлекательного и общественно-значимого характера. | В течение года | зам директора по УВР, классные руководители |
10 | Классные часы, коррекционно-развивающие занятия, с участием педагога-психолога центра «Семья», направленные на отработку конструктивного поведения, преодоления стрессовых ситуаций. | В течение учебного года | Кл. руководители |
11 | Участие в спартакиадах и спортивных мероприятиях. | В течение учебного года | Учителя физической культуры |
12 | Конкурс агитбригад «Мы за здоровый образ жизни!» | Март | Зам. директора по УВР, классные руководители |
9. Формы и методы здоровьесберегающих технологий, применяемых в общеобразовательной организации.
Школьные факторы риска | Способы устранения факторов риска | Формы здоровьесберегающей работы | Методы и организационные подходы |
Неудовлетворительное состояние внутришкольной среды | Административный контроль за соблюдением требований СанПиН | Мониторинг состояния, содержания помещений школы | Дополнительное привлечение (общественных) инвестиций |
Нерациональная организация учебного процесса и режима учебной нагрузки |
|
|
|
Низкая двигательная активность (гиподинамия) |
|
|
|
Неадекватные возможностям учащихся методы обучения, недифференцированный уровень требований |
|
обучения.
|
|
Стрессовые психолого-педагогические факторы (дезадаптация, дидактогения) |
|
|
|
Временные или стойкие нарушения здоровья учащихся |
|
ческие процедуры |
|
Отсутствие культуры здоровья |
|
|
ная система обучения
|
10. Организация работы по формированию культуры здоровья обучающихся на различных этапах обучения
10.1. Методическое, педагогическое и диагностическое сопровождение оздоровительной работы с обучающимися:
- Система оздоровительной работы ГБОУ гимназии г. Сызрани;
- Работа по пропаганде ЗОЖ (приложение 6);
- Формы и методы здоровьесберегающих технологий, применяемых в общеобразовательной организации;
- Паспорт здоровья школьников 1-4 классы;
- Методическая папка «Физминутки на уроках начальной школы», «Пальчиковая гимнастика», «Комплекс корригирующей гимнастики для глаз»;
- Схема анализа урока для учителя и заместителя директора с учетом здоровьесберегающих технологий;
- Памятки для учащихся и родителей по здоровьесберегающим технологиям (приложение);
- Анкеты для родителей и учащихся (приложение);
- В течение года проводятся диагностические исследования:
- Дозировка домашнего задания
- Здоровье учеников в режиме дня школы
- Нормализация учебной нагрузки
- Ведется контроль за:
- Соблюдением санитарно-гигиенических норм организации УВП, нормирования учебной нагрузки и профилактики утомления учащихся.
- Разработка и реализация обучающих программ по формированию культуры здоровья и профилактике вредных привычек.
- Использование методов и методик обучения, адекватных возрастным возможностям и особенностям учащихся.
- Строгое соблюдение всех требований к использованию технических средств в обучении (компьютер, аудиовизуальные средства).
- Рациональная и соответствующая требованиям организация уроков физической культурой и занятий активно-двигательного характера в начальной школе.
- Индивидуализация обучения (учет индивидуальных особенностей развития учащихся).
- Проведение уроков здоровья.
- Проведение специальной гимнастики на осанку для учащихся на уроках.
- Проведение на уроках специальной гимнастики для глаз. Обязательно для всех учащихся (1-11 кл.) проводятся ежедневные влажные уборки с применением моющих средств. Уборка в классах проходит после окончания уроков;
10.2. В рамках формирования культуры питания в школе проводятся мероприятия:
- Конкурсная программа «Овощной бал»
- Выставка книг в библиотеке «Разговор о правильном питании»
- Классные часы: Режим питания
- Классные часы: Что надо есть, если хочешь стать сильным?
- Родительские собрания по классам тема: «Питание - идеальное и реальное»
- Беседы по классам по теме: Гигиена питания. Профилактика желудочно-кишечных заболеваний.
- Выпуск санбюллетеня «Приятного аппетита!»
- Беседа: Сколько нужно пищи и какой.
- Уроки здоровья: «Продукты разные нужны, продукты разные важны».
- Праздник «Кулинарное путешествие» (кухни разных народов)
- Уроки здоровья: «Овощи и фрукты – витаминные продукты»
- Деятельность по совершенствованию медицинского обслуживания обучающихся
Медицинское обслуживание обучающихся в гимназии обеспечивается медицинским персоналом, который закрепляется за гимназией органами здравоохранения. Гимназия выделила помещения и оборудовала 2 кабинета с соответствующими условиями для работы медицинского персонала. Медицинский кабинет лицензирован. Медицинское сопровождение участников образовательного процесса осуществляет врач-педиатр и фельдшер.
|
|
В течение года у медицинского работника находится на контроле соблюдение санитарно - гигиенического режима, организация противоэпидемического и учебного режимов:
- Организация режима работы школы согласно СанПиН 2.4.2. 1178-02.
- Организация индивидуального обучения на дому с больными детьми, на основании справки ВКК.
- Организация и проведение контроля за выполнением санитарных норм и правил, а также ТБ в образовательной организации.
- Организация динамических пауз, физкультминуток на уроках, способствующих эмоциональной разгрузке и повышению двигательной активности.
- Санитарно-гигиенические наблюдения за местами и условиями проведения занятий (контроль за проветриванием, влажной уборкой школьных помещений, освещением и расстановкой мебели).
- Контроль за организацией питания учащихся в школьной столовой.
- Иммунизация учащихся и педагогов.
В течение учебного года проводятся исследования и оценка состояния образовательной среды и состояния здоровья обучающихсяя, медицинское обслуживание и профилактика заболеваний:
- Систематическое проведение динамических наблюдений за здоровьем и физическим развитием детей с целью определения группы занятий физической культурой
- Ежегодный профилактический осмотр учащихся узкими специалистами – медиками.
- Оформление листа – здоровья в школьном журнале.
- Обследование детей, поступающих в школу. Выделение учащихся группы «риска» и больных учащихся.
- Создание банка данных о состоянии здоровья обучающихся
- Осуществление контроля за предписанием врачей (листа здоровья).
- Врачебно-педагогические наблюдения за уроками для проверки организации и методики проведения занятий и их содержания.
- Анализ случаев травматизма в школе
- Выпуск санбюллетеней.
В течение года в рамках создание благоприятных условий для сохранения, укрепления физического, психического здоровья учащихся, для формирования потребности в здоровом образе жизни, в ходе реализации программы «Здоровая школа» совместно с медицинским работником проводится работа:
- по профилактике иммунизации:
- Беседы в 5-7 классах «Для чего необходимо делать прививки»;
- Тематические лекции в 9-11 классах «Живая крепость иммунитет»;
- Конкурс рисунков в 1-4 классах «Я прививок не боюсь»;
- Выпуск санбюллетеня «Каждый ребенок имеет право на защиту от болезней»;
- Классные часы в 8 классах «Что в жизни зависит от меня?»;
- лечебно-оздоровительная с обучающимися:
- Анализ углубленного осмотра учащихся. Своевременно брать на «Д» учет учащихся с выявленной патологией.
- Своевременное (т.е. в срок указанный в информационном листе направление «Д» больных на прием к узким специалистам и участковому врачу).
- Выявление ЧДБ учащихся и направление на обследование (выявление часто обращающихся с жалобами учащихся и направление их на обследование)
- Проводится «Д» наблюдение за детьми, перенесшими острые инфекционные (болезни) заболевания (гепатит, менингит и т.д.).
- Наблюдение и контроль за правильным рассаживанием учащихся, за правильным распределением уроков (в целях профилактики н.о., понижения зрения и утомляемости уч-ся).
- Совместно с администрацией и завхозом разработан и ведется график сан. эпид. режима в школе:
- Время проведения влажной уборки классов
- Время сквозного проветривания классов
- Санитарного состояния спортзала - проветривание, влажная уборка
- Своевременная обработка дезинфицирующими средствами санитарных узлов (особенно при карантинном режиме)
- Ежедневно проверять санитарное состояние пищеблока, т.е. соблюдение воздушного и температурного режима.
- Проводятся лекции, беседы с уч-ся и родителями по профилактике инфекционных венерических и желудочно-кишечных заболеваний.
- Осуществляется тщательный контроль за организацией питания, хранения продуктов, их реализация, ведением документации.
- санитарно-просветительская работа:
- Проведение ежемесячных бесед с техническим персоналом о санитарно эпидемиологическом режиме в школе.
- Проведение лекции для учащихся:
- В осенне-зимний период «Профилактика ОРВИ», выпустить санбюллетень (Профилактика инфекционных заболеваний (сентябрь)).
- Постоянные беседы с учащимися по профилактике туберкулеза и других инфекционных заболеваний.
- В марте месяце проводятся лекции с учащимися о вредных привычках.
- Проводятся в апреле месяце лекции «СПИД- болезнь века».
- Выпуск санбюллетений:
- «Как не заболеть гриппом» (февраль)
- туберкулез набирает силу распространения (апрель)
Для обучения родителей проводятся родительский лекторий и общешкольные родительские собрания:
- «Адаптационный период при переходе в основную школу и пути его преодоления»
- «Адаптационный период. Особенности подготовки домашнего задания»
- «О состоянии преступности, правонарушениях, проявление экстремизма и национализма среди подростков»
- «Формирование здорового образа жизни ребенка»
- «Формирование здорового образа жизни. Роль семьи в профилактике вредных привычек, девиантного поведения и правонарушений»
- Общешкольное родительское собрание в 5-11 классах «Иммунопрофилактика инфекционных заболеваний».
11. Ожидаемые результаты
- Снижение числа уроков пропущенных по болезни.
- Снижение числа рецидивов хронических заболеваний у обучающихся и педагогов;
- Снижение заболеваемости школьников ОРЗ;
- Снижение количества психоэмоциональных расстройств;
- Повышение уровня физической подготовки школьников;
- Улучшение успеваемости по физической культуре;
- Увеличение количества учеников с положительной самооценкой;
- Повышение уровня знаний по вопросам здоровья и его сохранения;
- Улучшение качества питания в школьной столовой;
- Осознанное отношение детей и их родителей к состоянию здоровья, как основному фактору успеха на последующих этапах жизни;
- Увеличение числа школьников в спортивных секциях;
- Повышение профессиональной компетенции и заинтересованности педагогов в сохранении и укреплении здоровья.
Приложение №1
Сквозная тематика классных часов.
Класс | Соматическое здоровье | Физическое здоровье | Психологическое здоровье | Нравственное здоровье |
1 - 4 | -Знакомство с организмом человека. -Чистота – залог здоровья. -Расту здоровым. -Кто нас лечит. -Как уберечь себя от травм. -Цвета светофора. -Огонь – это опасно. -Гигиена девочек. -Гигиена мальчиков. -Уход за одеждой. -Культура поведения во время болезни. -Культура питания. | -Подвижные игры. -Закаливание организма. -Работа школьных секций. -Спортивные соревнования. -Весёлые старты. | -Психодиагностика. -Ужасные привычки в школе и дома. -Что прячется в капле никотина. | -Слово о маме. -Дом, в котором я живу. -Братья наши меньшие. -Моя Родина. -Цветик-семицветик |
5 - 7 | -Царство зелёного змея. -Культура личной гигиены. -Спецкурс «Полезные привычки». -ЮИД академия. -Лекторий ДЮП. -Культура личной гигиены. -Культура учебного труда. -Оказание первой помощи. - Кока-кола и чупа-чупс: вредны ли они. | -Старты надежд. -Работа школьных секций. -Спортивные соревнования. -«Зарница» | -Психодиагностика. -Обучение психологической гимнастике. -Как жить не ссорясь. -Тренинги «Я люблю своё тело» | -В ладу с самим собой. -Мечтательность, страх, испуг. -Под крышей дома своего. -Вместе весело шагать. -Драться или не драться: разговор по душам. -Папы, мамы, бабушки и дедушки: вместе лучше. -В природном царстве. -Место, где я живу. |
8 - 11 | -Размышления о наркомании. -СПИД- это реальность или миф. -Уберечь от дурмана. -Школьнику о вреде алкоголя и курения. -Пьянство и закон. -Гигиена юноши и девушки -Культура физического здоровья. -Гигиена рабочего места. -Организация труда. -Азбука половой жизни. -У порога семейной жизни. -Ромео и Джульетта в школе: проблемы взаимоотношений. | -Работа школьных секций. -Спортивные соревнования. -Соревнования допризывников. -Физ. тестирование. | -Психодиагностика. -Тренинги «Умей сказать нет». -Встреча с доктором Споком. | -Спешите делать добро. -Давайте говорить друг другу комплименты. -Любовь за любовь: красота родной земли. -Как быть красивой. -Свет мой, зеркальце, скажи. -Блистающий мир. -Первое свидание. |
Приложение № 2
Тематика родительских собраний и других мероприятий для родителей по проблеме формирования здорового образа жизни (с привлечением медицинских работников):
1. «Здоровье ребенка в руках взрослых»,
2. «Здоровая семья: нравственные аспекты»,
3. «На контроле здоровье детей»,
4. «Режим труда и учебы»,
5. «Физическое воспитание детей в семье»,
6. «Алкоголизм, семья, дети»,
7. «Пагубное влияние курения табака на здоровье человека»,
8. «Предупреждение нервных и сердечных заболеваний в годы юности»,
9. «Вредные привычки у детей»,
10. «Подготовка к экзаменам. Как противостоять стрессу»,
11. «Вопросы, которые нас волнуют»,
12. «Эти трудные подростки»,
13. «Взрослые проблемы наших детей»,
14. «Физическое развитие ребенка и пути его совершенствования»,
15. «Курение и статистика»,
16. «Синдром приобретенного иммунодефицита (СПИД) – реальность или миф»,
17. «Наркотики в зеркале статистики»,
18. «Социальный вред алкоголизма»,
19. «Психология курения»,
20. «Нецензурная брань – это тоже болезнь».
21. Наблюдения родителями режимных моментов в детском саду, содержащих в себе оздоровительный эффект.
22. Обучение родителей оздоровительным технологиям.
23. Родительские мини-клубы по совместному обсуждению проблем здоровья в семье, детском саду и школе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Инновационный проект « Школа здоровья, школа успеха, школа радости»
Успешность усвоения знаний в школе во многом зависит от здоровья ребенка. В свою очередь условия и режим обучения способны повлиять на развитие ряда заболеваний. В настоящее время весьма т...
сценарий Юбилея школы Сценарий юбилея школы "Наше продолжение" Автор сценария и ведущая - учитель музыки АОУ школы №9 г. Долгопрудный ТЕПЛЫХ ТАТЬЯНА НИКОЛАЕВНА
В концерте участвуют учителя, выпускники и учащиеся. Это совместное творчество....
Модель образовательного пространства начальной школы МБОУ «Выльгортская средняя общеобразовательная школа №2» «Школа полного дня»
Модель образовательного пространства начальной школыМОУ «Выльгортская средняя общеобразовательная школа№2»разработана в соответствии с целью современного начального образования – Создание услови...
Развитие учительского потенциала в проекте «школа СОК «Камчия»- школа будущего, школа успеха»
В статье содержится описание опыта формирования педагогического коллектива, развития его потенциала в процессе реализации проекта "Наша новая школа- школа будущего" в СОК "Камчия" (Болгария).htt...
Современная школа - школа для всех. Инновационная деятельность учителя специальной (коррекционной) школы.
Современная школа - современный учитель. Инклюзивное образование, принципы инклюзии. Инновационная деятельность в специальной школе....
ДИСТАНЦИОННЫЙ КУРС "ИСТОРИЯ МУЗЫКИ"для Центров детского творчества,Школ искусств, Музыкальных школ,и Средних образовательных школ
Дистанционный курс по предмету "История музыки" разработан специально для учащихся различных возрастных групп детей от 9 до 13 лет и предназначен в основном для самостоятельного изучения и самоо...