Классный час
классный час (9 класс)

МЫ - граждане Рссийской Федерации

Скачать:


Предварительный просмотр:

МБОУ «Хиславичская СШ»

Методическая разработка классного часа по теме:

««Мы - граждане Российской Федерации»

9 «А» класса

Учитель: Будакова Е.Ф.

Тема классного часа: «Мы - граждане Российской Федерации»

«Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан!»

Н.А. Некрасов

Цели: формировать у школьников российской гражданской идентичности посредством изучения Основного Закона страны.

Задачи

  • формирование представлений у обучающихся о юридическом и духовно-нравственном смысле понятия «гражданин»,
  • содействовать обучающимся в понимании важности знания основного закона страны, прав и обязанностей граждан Российской Федерации;

  • формирование у учащихся гражданских качеств личности, любви и уважения к своему Отечеству;
  • воспитывать культуру речевого общения.
  • развивать коммуникативные навыки в ходе групповой работы;
  •  развивать активность и самостоятельность учащихся; расширение кругозора учащихся;

Планируемые результаты:

Личностные: 

 осознание себя гражданином России и ценной частью многоликого мира в том числе;  воспитание патриотизма, совершенствование духовно-нравственных качеств личности, , развитие морального сознания.

Метапредметные:

познавательные: развитие мотивов и интересов познавательной деятельности, выполнение учебно-познавательных действий, осуществление для решения воспитательных задач операции анализа, синтеза, обобщение, выводы;

коммуникативные: участие в диалоге с учителем, другими одноклассниками, формулирование собственных мыслей, высказывание и обоснование своей точки зрения, построение монологических высказываний;

регулятивные: принятие воспитательной задачи.

Предметные: формирование умений воспринимать, анализировать, критически оценивать и интерпретировать увиденное, услышанное.

Форма классного часа: беседа с элементами дискуссии.

Оборудование занятия: мультимедийное оборудование, презентация к уроку ,  сообщения обучающихся.

Технологическая карта мероприятия

Краткое описание этапов мероприятия

Действия ученика

Действия учителя

УУД

Мотивация к учебной деятельности:

- создание условий для возникновения у учащихся внутренней потребности включения во внеучебную деятельность;

- устанавливаются тематически рамки мероприятия

Ответы на вопросы учителя

Работа над определением понятия

Обмен мнениями:

В каких случаях мы слышим слово “гражданин”?

Кого можно назвать настоящим сыном своего Отечества?

Побуждение к диалогу

Прочитайте тему классного часа «Мы – граждане России »

( 1 слайд)

Давайте поразмышляем о том, кто такой гражданин, что значит для каждого человека Отечество, Родина, Россия; какие качества личности отличают настоящего гражданина своего Отечества. Т.е. ответим на вопрос «Что значит быть гражданином?».

Каждый из нас, живущих в обществе играет определённую роль, а может и несколько ролей. Кто-то рабочий, кто-то учитель, продавец, водитель, ученик, сын, дочь, брат и т. д.И вместе с тем все выполняют самую главную роль – являются гражданами своей страны. Мы с вами - граждане великой России! (слайд 1)

Личностные:

- самоопределение

- смыслообразование

Познавательные

-целеполагание

Коммуникативные

- планирование сотрудничества с учителем и сверками

Реализации спланированной деятельности:

- актуализация изученных способов действий;

- актуализация соответствующих мыслительных операций и познавательных процессов;

- мотивация учащихся к действию и его самостоятельное осуществление

Слушают учителя и смотрят презентацию.

Отвечают на вопросы, обмениваются мнениями с учителем, одноклассниками.

Учащиеся рассказывают историю конституции;  о символах нашей страны, задают вопросы.

Беседа по вопросам, разбор ситуаций по презентации «МЫ и ЗАКОН»

Ребята, понятие “ гражданин”имеет юридическое и нравственное толкование.(Слайд 2)

В юридическом смысле “гражданин”- это человек, который обладает правами, свободами, несет определенные обязанности в обществе. Эти права и обязанности определяются в первую очередь Основным законом нашего государства - Конституцией Российской Федерации.

Какие важнейшие права вы можете назвать? ( Слайд 3)

Что относится к основным обязанностям гражданина России? (Слайд 4)

А можно ли вас назвать гражданами России?

Знакомство с законом о гражданстве. (Слайд 5)

В законе говориться: (ст.9,12) Если ребенок родился у родителей, являющихся гражданами РФ, он становится гражданином РФ независимо от того места, где он появился на свет.

По общему правилу гражданство детей, не достигших 14 лет, следует гражданству родителей, т.е. при изменении гражданства родителей изменится и гражданство детей. А вот у несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет при изменении гражданства необходимо спрашивать их согласие.

А теперь попытаемся понять, в чем духовно-нравственный смысл понятия “гражданин”?

Для российского общества всегда было важно не столько юридическое определение  «гражданин”, сколько его духовно- нравственный смысл.  Для россиянина понятие гражданственности тесно связано с понятием патриотизма, любви к Родине, ответственности, неравнодушного отношения к судьбе Отчизны.

На протяжении тысячелетней истории нашей страны большинство людей, проживающих в ней, гордились своей принадлежностью к России, её истокам, корням, а в  годы суровых испытаний, не задумываясь, отдавали свои жизни за Родину. Может быть, поэтому так трудно понять иностранцам “загадочную русскую душу”.

Примеров высокой гражданственности немало и в наши дни, когда Россия переживает не самые легкие времена и многие с пренебрежением, высокомерием, равнодушием относятся к Отечеству.

Ребята, подумайте, а как можно воспитать в себе качества настоящего гражданина?

( Соблюдать законы, быть честными, трудолюбивыми, целеустремленными,  уважать права других людей, быть добрым, нести ответственность за свои поступки и т.д.)

Как называется основной закон государства?

Конституция - это основной закон государства, определяющий его общественное и государственное устройство, порядок и принципы образования представительных органов власти, избирательную систему, основные права и обязанности граждан.
Всем известно, что знать Конституцию должны все люди: и маленькие, и большие.

Скажите, а зачем нужны законы?
Без закона не будет порядка, без закона каждый будет творить, что ему хочется, а люди разные, и это может привести к катастрофам. В Конституции перечислены основные права и обязанности человека и гражданина, то есть, сказано, что можно делать человеку и гражданину Российской Федерации, а что — нельзя. Всего в Конституции записано 58 различных прав.

Что вы помните из истории о Конституции?

Давайте поговорим о наших обязанностях и правонарушениях, совершаемых подростками.

Личностные:

- следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям

Познавательные:

- извлечение необходимой информации из текстов;

- осознанное и произвольное построение речевого высказывания;

- анализ, обобщение, аналогия, классификация;

- определение основной и второстепенной информации;

- установление причинно-следственных связей;

- выполнение действий по алгоритму

Коммуникативные

- выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью;

- адекватное использование речевых средств для решения коммуникационных задач;

- формулирование своего мнения

Рягулятивные:

- волевая саморегуляция в ситуации затруднения

Рефлексия внеучебной деятельности:

- организуется рефлексия и самооценка

- фиксируется степень соответствия целей мероприятия и результатов

- намечаются дальнейшие цели

Учащиеся парами или индивидуально составляют синквейн;

Читают составленные

синквейны

Учитель предлагает составить синквейн

  • Закон. Право.
  • Ответственность.
  • Конституция.
  • Правонарушения. Наказание.

Личностные:

- следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям

Коммуникативные:

- достижение договорённостей и согласование общего решения

- выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью

- формулирование и аргументация своего мнения, учёт разных мнений

Познавательные:

- контроль и оценка процесса и результатов деятельности


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий конкурса классных воспитателей "Мой классный самый классный"

В нашей школе существует институт классных воспитателей. Поэтому в своей деятельности стараюсь тесно взаимодействовать с ними. Зачастую ребята видят только одну из сторон личности классного воспитател...

Материал в помощь классному руководителю для подготовки классного часа, для оформления классного уголка на тему "Верь в себя"

Материал в помощь классному руководителю для подготовки классного часа, для оформления классного уголка на тему "Верь в себя"...

Сценарий выступления на районном конкурсе классных руководителей "Самый классный классный"

Презентация классного руководителя, включающая в себя самопрезентацию и выступление учащихся класса, поставлена в форме литературно-музыкального шоу....

Описание опыта работы классного руководителя на конкурс "Самый классный классный"

Описание опыта работы классного руководителя на конкурс "Самый классный классный" на тему:  « Духовно-нравственное воспитание учащихся класса казачьей направленности на основе отечественного...

Сценарий классного часа на конкурс "Самый классный классный"

Сценарий классного часа на конкурс "Самый классный классный" на тему: "Заходите до нашей хаты"...

Визитка на участие в городском конкурсе классных руководителей и классных коллективов обучающихся "Самый классный класс".

Визитка на участие в городском конкурсе классных руководителей и классных коллективов обучающихся "Самый классный класс"....

Сценарий финала районного конкурса для классных руководителей "Самый классный классный".

Есть особая категория педагогов, которые о своих учениках и воспитанниках говорят "это мои дети". Эти педагоги - классные руководители!...