Воспитательная концепция
статья
Предварительный просмотр:
Администрация МО «Еравнинский район»
Отдел образования
МБОУ «Сосново-Озерская средняя общеобразовательная школа №2»
Концепция воспитательной системы
«Мир, в котором мы живем»
Классный руководитель 6 «а» класса:
Цырендоржиева Наталия Николаевна
2019-2020гг
Концепция воспитательной системы «Мир, в котором мы живем»
«Жизнь для меня не тающая свеча.
Это что-то вроде чудесного факела,
который попал мне в руки на мгновение,
и я хочу заставить его пылать как можно ярче,
прежде чем передать грядущим поколениям».
Б. Шоу
Воспитание – категория вечная. Всё лучшее в человеке даётся воспитанием, и все плохое дается тоже воспитанием. Решающую роль в воспитании сегодняшних школьников могут сыграть не новейшие изобретения, не новые формы, а всемерное возрождение подлинно народных начал во взаимном контакте детей и взрослых, младших и старших, знакомых и незнакомых.
Мы понимаем, что в настоящее время важно организовать жизнь классного коллектива так, чтобы каждый в реальной естественной ситуации являлся сознательным субъектом нравственной практики. Ребят учит сама жизнь, дети сами способны психологически заражать друг друга и хорошим, и плохим.
Цветок растет сам. Его не надо тянуть за верхушку. Ему нужно создавать условия, удовлетворяя его внутренние нужды и запросы. И тогда растение будет здоровым, как ему предписано природой.
Ребенок – росток человеческий. В нем изначально заложено неуемное стремление к развитию. Ребенок должен утвердить свое уникальное «я», выявить свое неповторимое предназначение. А цель педагога помочь ему в этом.
Приступая к работе в должности классного руководителя, педагог должен четко представлять себе целевые ориентиры. В своей деятельности классного руководителя я опираюсь на Воспитательную концепцию школы «Системное построение процесса воспитания», которая основана на концепции В.А. Караковского. Воспитательная концепция класса «Мир, в котором мы живем» основана на концепции О.С.Газмана «Педагогическая поддержка ребенка и процесса его развития», концепцию личностно-ориентированной системы деятельности классного руководителя, где главной целью является развитие образованной, нравственной личности, способной к самопознанию, саморазвитию и самовыражению.
Программа разработана в соответствии с Законом РФ "Об образовании", ФГОС, Концепцией духовно-нравственного воспитания и развития гражданина России и Примерной программы воспитания и социализации обучающихся на ступени основной школы. Программа ориентирована на реализацию стратегически единой для всех образовательных учреждений страны цели образовательной деятельности – Национальный воспитательный идеал. Предусматривает обязательную организацию воспитательного процесса по всем рекомендуемым содержательным направлениям воспитательной деятельности с опорой на базовые национальные ценности.
Формирование у растущего человека целостного восприятия окружающего мира, чувства сопричастности к его судьбам, умение ценить и любить всё, что окружает ребёнка в настоящем, определяют для меня содержание воспитания в классе, обращённое в будущее.
Мой взгляд на воспитательный процесс сегодня заключается в следующем:
Поворот к личностно – ориентированному воспитанию уже не тенденция, а реалия современной школы.
Сотворчество детей и взрослых и связанное с этим общение являются главными механизмами становления ребёнка в процессе социализации и воспитания.
Предоставление ребёнку возможности пробовать учиться на собственных ошибках, выбирать, предвидя последствия своего выбора, созидать на пользу себе и обществу.
Воспитание на современном этапе не может быть успешным без личного примера воспитателя, без его готовности любить и принимать каждого ребёнка таким, каким его создала природа, умеющего деликатно вносить некоторые необходимые коррективы в ходе процесса воспитания.
Исходя из вышеизложенного, я определила для себя следующие цели и задачи воспитания:
Цель: Воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России, готового к осознанному профессиональному выбору.
Задачи воспитания:
- Формирование базовых национальных ценностей у учащихся;
- Формирование социально активной личности, способной к принятию самостоятельных решений, к смене социальных и экономических ролей в условиях постоянно меняющегося общества.
- Формирование мотивации к активному и ответственному участию в общественной жизни социума, на основе социального проектирования.
- Создание условий для укрепления здоровья учащихся, профилактики ЗОЖ.
- Развитие системы детского самоуправления.
- Сотрудничество с родительской общественностью.
Механизмы воспитания
Главным постулатом данной концепции выступает тезис о том, что воспитание есть не что иное, как помощь школьнику в его саморазвитии. «Воспитание, — по глубокому убеждению Олега Семеновича, — без желания самого ребенка совершенствовать себя невозможно». Педагог может и должен оказать поддержку ребенку в решении его проблем по укреплению здоровья, формированию нравственности, развитию способностей — умственных, трудовых, художественных, коммуникативных, являющихся, в свою очередь, базой для становления способности к самоопределению, самореализации, самоорганизации и самореабилитации.
Механизм технологии педагогической поддержки ребенка в решении жизненно важных проблем складывается из взаимосвязанных действий школьника и педагога, выполняемых ими на следующих пяти этапах:
I этап (диагностический) – фиксация факта, сигнала проблемности, диагностика предполагаемой проблемы, установление контакта с ребёнком, вербализация постановки проблемы (проговаривание её с самим школьником), совместная оценка проблемы с точки значимости её для ребёнка;
II этап (поисковый) – организация совместно с ребёнком поиска причин возникновения проблемы (трудности), взгляд на ситуацию со стороны (приём «глазами ребёнка»);
III этап (договорный) – проектирование действий педагога и ребёнка (разделение функций и ответственности по решению проблемы), налаживание договорных отношений и заключение договора в любой форме;
IV этап (деятельностный) – действует сам ребёнок и действует педагог (одобрение действий ребёнка, стимулирование его инициативы и действий, координация деятельности специалистов в школе и за её пределами, безотлагательная помощь школьнику);
V этап (рефлексивный) – совместное с ребёнком обсуждение успехов и неудач предыдущих этапов деятельности, констатация факта разрешимости проблемы или переформулирование затруднения, осмысления ребёнком и педагогом нового опыта.
Основные направления воспитательной работы
Я начала работу с новым коллективом еще до того, как перешли дети в 5 класс. В ходе многочисленных бесед с их первым учителем я старалась узнать как можно больше об особенностях детского коллектива, о сотрудничестве родителей со школой, о традициях, которые были заложены в начальной школе.
Следующим подготовительным этапом моей работы стало общение со школьным психологом, потому что он проводит большую работу с учащимися в начальном звене и его диагностика развития классного коллектива, его видение взаимоотношений между детьми оказывают неоценимую помощь в организации работы с классом. Именно школьный психолог помог мне определить проблемные моменты в развитии классного коллектива и отдельных учащихся, познакомил с возрастными особенностями и изменениями в развитии учащихся.
Еще одним направлением моей работы является сотрудничество с социальным педагогом, который непосредственно занимается изучением проблемных детей и их семей, знакомит меня с результатами собеседований, с индивидуальными коррекционными программами отдельных учащихся.
Планируя воспитательную работу с классным коллективом, я определила те приоритетные направления воспитательной работы, которые будут особенно важными в моей работе с детьми. Сотрудничество со школьным психологом и социальным педагогом дает возможность определить те проблемы, которые необходимо решить в текущем учебном году, и те, над которыми необходимо продолжить работу в дальнейшем.
Для проведения более целенаправленной работы по оказанию помощи детям в их развитии и саморазвитии разработаны и осуществляются пять целевых программ: «Здоровье», «Моя семья», «Учение», «Досуг и культура», «Мое отечество».
Целевая программа «Здоровье». Здоровье – необходимое условие для гармоничного развития личности. И если недостаток образования можно восполнить, то подорванное здоровье восстановить значительно труднее, а нарушенное в детском возрасте - зачастую уже и невозможно.
Цель программы: способствовать становлению и укреплению у школьников физического, духовного, нравственного и экологического здоровья.
Направления воспитания | Задачи воспитания | Виды и формы воспитательных мероприятий |
Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни. | - сформировать элементарные представления о единстве и взаимовлиянии различных видов здоровья человека: физического, нравственного, социально-психологического; о влиянии нравственности человека на состояние его здоровья и здоровья окружающих его людей; - сформировать понимание важности физической культуры и спорта для здоровья человека, его образования, труда и творчества; - развивать интерес к прогулкам на природе, подвижным играм, участию в спортивных соревнованиях; - сформировать первоначальные представления об оздоровительном влиянии природы на человека; - сформировать первоначальные представления о возможном негативном влиянии компьютерных игр, телевидения, рекламы на здоровье человека; - формировать потребность в соблюдении правил личной гигиены, режима дня, здорового питания. | - беседа, просмотр учебных фильмов (урочная, внеурочная, внешкольная); - встречи со спортсменами, тренерами, представителями профессий (внеурочная, внешкольная); - прогулки на природе для укрепления своего здоровья (урочная, внеурочная, внешкольная); - урок физической культуры (урочная); - спортивные секции (внеурочная, внешкольная); - подвижные игры (урочная, внеурочная, внешкольная); - туристические походы (внеурочная, внешкольная); - спортивные соревнования (внешкольная); - игровые и тренинговые программы в системе взаимодействия образовательных и медицинских учреждений (внешкольная); -экскурсии, прогулки, туристические походы и путешествия по родному краю, экологические акции, десанты, коллективные природоохранные проекты (внеурочная, внешкольная); |
Целевая программа «Моя семья».
Семья – главный фактор воспитания семьянина. Учащиеся должны знать свои семейные традиции, уметь любить и беречь своих близких. А как сделать так, чтобы ребенок понимал близких и родных ему людей, и сам был понят, чтобы ему доверяли и он доверял другим? В этом поможет направление «Моя семья».
Цель программы: формировать у школьников понятия сущности социальных ролей, умение понимать и правильно разрешать возникающие семейные трудности, воспитывать семьянина, любящего своих родителей и родственников.
Направления воспитания | Задачи воспитания | Виды и формы воспитательных мероприятий |
Подготовка к выполнению основных социальных ролей: дочери, сына, брата, сестры, матери, отца.
| - укрепление отношения к семье как основе российского общества; - формирование представлений о значении семьи для устойчивого и успешного развития человека; - укрепление у обучающегося уважительного отношения к родителям, осознанного, заботливого отношения к старшим и младшим; - усвоение таких нравственных ценностей семейной жизни как любовь, забота о любимом человеке, продолжение рода, духовная и эмоциональная близость членов семьи, взаимопомощь и др.; - формирование начального опыта заботы о социально-психологическом благополучии своей семьи; | -Тематические классные часы «Что значит быть хорошим сыном, хорошей дочерью», «Умей беречь честь бабушки и дедушки и добрую память о них», «Забота о родителях – дело совести каждого», «Жизнь близких как забота моего я», «Семья – малая церковь» и другие, -Создание рукописной книги «Мои истоки» , -Встречи с интересными людьми: «История глазами моих родственников», «Национальные традиции в моей семье», «Моя родословная», -Общешкольный конкурс на лучшую работу «Моя родословная», -Родительский лекторий: «Сказка как средство нравственного воспитания детей младшего школьного возраста», «Мой сложный ребенок, мой ученик», «Правила теплой руки», «Кто стоит на капитанском мостике семейного корабля», «Роль родителей в этнокультурном образовании учащихся», «Единство семьи и школы в создании воспитательного пространства», -Праздник, посвященный «Дню матери» -Конкурс «Папа, мама, я – спортивная семья» -Конкурс Папа, мама, я – читающая семья» -Конкурс «Папа, мама, я – поющая семья» |
Целевая программа «Учение и труд». Программа направлена на формирование у школьников положительного отношения к себе, чувства изначальной ценности как индивидуальности, уверенности в своих способностях.
Цель программы: Осознание ребенком необходимости учения для будущего личностного самоутверждения и адаптации в окружающем мире.
Направления воспитания | Задачи воспитания | Виды и формы воспитательных мероприятий |
Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни. | - сформировать первоначальные представления о нравственных основах учебы, ведущей роли образования, труда и значении творчества в жизни человека и общества; - воспитывать уважение к труду и творчеству старших и сверстников; - сформировать элементарные представления о профессиях; - сформировать первоначальные навыки коллективной работы; - развивать умение проявлять дисциплинированность, последовательность и настойчивость в выполнении учебных и учебно-трудовых заданий; - формировать бережное отношение к результатам своего труда, труда других людей, к школьному имуществу, учебникам, личным вещам. | - экскурсии на производственные предприятия, встречи с представителями разных профессий (урочная, внеурочная, внешкольная), - беседа (урочная, внеурочная, внешкольная). - презентации «Труд наших родных», сюжетно-ролевые экономические игры (урочная, внеурочная, внешкольная); - праздники труда, ярмарки, город мастеров (внеурочная, внешкольная); - конкурсы (урочная, внеурочная, внешкольная); - организации работы детских фирм (внеурочная, внешкольная); - работа творческих и учебно-производственных мастерских, трудовые акции (внеурочная, внешкольная). |
Целевая программа «Досуг и культура».
Цель: Наполнить работу учащихся интересной, разнообразной творческой деятельностью, развивающей индивидуальные качества личности.
Направления воспитания | Задачи воспитания | Виды и формы воспитательных мероприятий |
Формирование ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание). | - сформировать представления об эстетических идеалах и ценностях; - сформировать представления о душевной и физической красоте человека; -сформировать эстетические идеалы, развивать чувства прекрасного; умение видеть красоту природы, труда и творчества; - развивать интерес к чтению, произведениям искусства, детским спектаклям, концертам, выставкам, музыке; - развивать интерес к занятиям художественным творчеством; - развивать стремление к опрятному внешнему виду; | - предметные уроки (урочная); - беседа, просмотр учебных фильмов (урочная, внеурочная, внешкольная); -экскурсии, посещение музеев, выставок (внеурочная, внешкольная); - посещение конкурсов и фестивалей исполнителей народной музыки, художественных мастерских, ярмарок, фестивалей народного творчества, тематических выставок (внеурочная, внешкольная); - проведение выставок семейного художественного творчества, музыкальных вечеров (внеурочная, внешкольная) - участие в художественном оформлении помещений (внеурочная, внешкольная). |
Целевая программа «Мое отечество». Программа призвана воспитать у учащихся готовность к защите своей Родины, гордость и любовь к своему краю, уважение к истории и жителям.
Цель программы: Создание условий для социальной адаптации учащихся через приобщение к историческому опыту своего народа.
Направления воспитания | Задачи воспитания | Виды и формы воспитательных мероприятий |
Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека. | - сформировать элементарные представления о политическом устройстве Российского государства, его символах и институтах, их роли в жизни общества, о его важнейших законах; - сформировать элементарные представления об институтах гражданского общества и общественном управлении; о правах и обязанностях гражданина России; - развивать интерес к общественным явлениям, понимание активной роли человека в обществе; - сформировать уважительное отношение к русскому языку, к своему национальному языку и культуре; - сформировать начальные представления о народах России, об их общей исторической судьбе, о единстве народов нашей страны; - сформировать элементарные представления о национальных героях и важнейших событиях истории России и её народов; - мотивировать стремление активно участвовать в делах класса, школы, семьи, своего села, города; - воспитывать уважение к защитникам Родины; - развивать умение отвечать за свои поступки. | - беседа, экскурсия (урочная, внеурочная, внешкольная); - классный час (внеурочная); - туристическая деятельность, краеведческая работа (внеурочная, внешкольная); - просмотр кинофильмов (урочная, внеурочная, внешкольная); - путешествия по историческим и памятным местам (внеурочная, внешкольная); - сюжетно-ролевые игры гражданского и историко-патриотического содержания (урочная, внеурочная, внешкольная); - творческие конкурсы, фестивали, праздники,спортивные соревнования (урочная, внеурочная, внешкольная); - изучение вариативных учебных дисциплин; - участие в социальных проектах и мероприятиях (внеурочная, внешкольная); - встречи с ветеранами и военнослужащими (урочная, внеурочная, внешкольная) |
Ожидаемый результат воспитательной концепции «Мир, в котором мы живем»
Активная и свободная личность, способная самостоятельно действовать с учетом индивидуальных способностей и собственных интересов, готовая к творческой деятельности, заботящаяся о своем здоровье, психическом равновесии, с развитым чувством собственного достоинства, способная сочувствовать как людям вообще, так и конкретным людям, среди которых живет.
Воспитание может показаться делом легким и понятным всем, кроме тех, кто этим занимается. Нельзя не согласиться, что «воспитание детей – рекордно сложное занятие, самое запутанное из всех видов творчества. Это творение живых характеров, создание необыкновенно сложных микромиров, а для такого творчества нужна и глубокая интуиция, и глубокие знания. К воспитанию детей стоило бы относиться как к самой важной из всех земных профессий…» Нам доверено, действительно ни много ни мало – будущее нашей Родины.
Организуя воспитательную работу в своем классе, я стараюсь придерживаться правил, которые разработал О.С.Газман для педагогов:
1. Ребенок не может быть средством в достижении педагогических целей.
2. Самореализация педагога – в творческой самореализации ребенка.
3. Всегда принимай ребенка таким, какой он есть, в его постоянном изменении.
4. Все трудности неприятия преодолевай нравственными средствами.
5. Не унижай достоинства своей личности и личности ребенка.
6. Дети – носители грядущей культуры. Соизмеряй свою культуру с культурой растущего поколения. Воспитание – диалог культур.
7. Не сравнивай никого ни с кем, сравнивать можно результаты действий.
8. Доверяя – не проверяй!
9. Признавай право на ошибку и не суди за нее.
10. Умей признавать свою ошибку.
11. Защищая ребенка, учи его защищаться.
В.А.Сухомлинский писал: «Воспитывает каждая минута жизни, каждый уголок земли, каждый человек, с которым личность соприкасается подчас как бы случайно, мимоходом. Осмысливать многогранные воздействия окружающего мира – в этом как раз и заключается организующая воспитательная роль школы, педагога».
Мой 6 «А» - это мой класс, моя гордость, мои переживания и мои радости! С каждым днем они становятся старше, узнают что-то новое, стараются прожить день достойно.
Я очень хочу, чтобы то взаимопонимание, которое существует между нами сейчас, никогда не исчезло. Чтобы взаимная поддержка все больше перерастала в уверенность, что здесь все свои, что вместе мы – сила, которой все по плечу и которой не страшны никакие преграды!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Воспитательная концепция "Дорога к самому себе"
Непросто вырастить и воспитать ребенка, но еще сложнее помочь ему стать самим собой. Основной целью концепции является воспитание индивидуальности, т.е.помощь ребенку в поиске нравственных ф...
Воспитательная концепция "Мы - родственники по детству"
Воспитательная концепция "Мы-родственники по детству". Интересная концепция, реализованная на практике....
Презентация воспитательной концепции "Мы - родственники по детству"
Реализованная на практике воспитательная концепция. Оригинальная, авторская презентация....
Воспитательная концепция "Вместе мы сила"
Перед современной школой стоит актуальная задача перехода от состояния сосуществования с родительской общественностью к сотрудничеству и партнерству. При этом следует...
Воспитательная концепция "Есть корабль, где все капитаны"
Воспитательная концепция "Есть корабль, где все капитаны"...
Моя воспитательная концепция
Выступление на конкурсе в стихах...
Воспитательная концепция "Гармония"
«Из всех наук, которые должен знать человек, главнейшая есть наука о том, как жить, делая как можно меньше зла и как можно больше добра».Л.Н. Толстой...