Воспитательная концепция "Гармония"
материал на тему
«Из всех наук, которые должен знать человек, главнейшая есть наука о том, как жить, делая как можно меньше зла и как можно больше добра».
Л.Н. Толстой
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vospitatelnaya_kontseptsiya_garmoniya.docx | 21.38 КБ |
Предварительный просмотр:
Воспитательная концепция
«Гармония»
Фадеева Елена Анатольевна,
учитель математики
МБОУ «Лицей №1» п.Тюльган
I квалификационной категории
1. Актуальность проблемы.
«Кто успевает в науках, но отстаёт в добрых нравах, тот больше отстаёт, чем успевает».
Я.А. Коменский
«Из всех наук, которые должен знать человек, главнейшая есть наука о том, как жить, делая как можно меньше зла и как можно больше добра».
Л.Н. Толстой
Во все века люди высоко ценили духовно-нравственную воспитанность. Глубокие социально-экономические преобразования, происходящие в современном обществе, заставляют размышлять о будущем России, о ее будущем. Поэтому актуальность проблемы воспитания школьников связана, по крайней мере, с четырьмя положениями:
Во-первых, наше общество нуждается в подготовке широко образованных, высоконравственных людей, обладающих не только знаниями, но и прекрасными чертами личности.
Во-вторых, в современном мире маленький человек живет и развивается, окруженный множеством разнообразных источников сильного воздействия на него как позитивного, так и негативного характера, которые (источники) ежедневно обрушиваются на неокрепший интеллект и чувства ребенка, на еще только формирующуюся сферу нравственности.
В-третьих, само по себе образование не гарантирует высокого уровня духовно-нравственной воспитанности, ибо воспитанность – это качество личности, определяющее в повседневном поведении человека его отношение к другим людям на основе уважения и доброжелательности к каждому человеку.
В-четвертых, вооружение нравственными знаниями важно и потому, что они не только информируют школьника о нормах поведения, утверждаемых в современном обществе, но и дают представления о последствиях нарушения норм или последствиях данного поступка для окружающих людей.
Перед общеобразовательной школой ставится задача подготовки ответственного гражданина, способного самостоятельно оценивать происходящее и строить свою деятельность в соответствии с интересами окружающих его людей. Решение этой задачи связано с формированием устойчивых духовно-нравственных свойств личности школьника.
Новый ФГОС возвращает в школу принципы государственного воспитания. В стандарте предлагается не учебный план, а образовательный план школы (обучение + воспитание). Базисный образовательный план (БОП) включает в себя программы воспитания и социализации, которые пронизывают всю учебную, внеучебную, внешкольную деятельность. Теперь формируется не учебный план и план воспитательных мероприятий после основных уроков, а серьезный учебно-воспитательный, то есть образовательный, план.
Должна быть создана система внеучебной деятельности, поддерживающая процесс обучения.
2. Цели и задачи.
Цель – воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России.
Задачи:
- формирование способности к духовному развитию, реализации творческого потенциала в учебно-игровой, предметно-продуктивной, социально ориентированной деятельности на основе нравственных установок и моральных норм, непрерывного образования, самовоспитания и универсально духовно-нравственной компетенции – «становиться лучше»;
- формирование нравственного смысла учения;
- развитие доброжелательности и эмоциональной отзывчивости, понимания и сопереживания другим людям;
- формирование толерантности и основ культуры межэтнического общения, уважения к языку, культурным, религиозным традициям, истории и образу жизни представителей народов России.
- формирование уважительного отношения к родителям, осознанного и заботливого отношения к старшим и младшим;
- формирование представления о семейных ценностях и уважения к ним.
Реализация этих задач возможна в условиях целостности образовательного процесса, при максимальном использовании средств урочной и внеурочной деятельности через следующие виды внеучебной деятельности:
- Игровая деятельность;
- Познавательная деятельность;
- Проблемно-ценностное общение;
- Досугово-развлекательная деятельность (досуговое общение);
- Художественное творчество;
- Социальное творчество (социально значимая волонтерская деятельность);
- Трудовая (производственная) деятельность;
- Спортивно-оздоровительная деятельность;
- Туристско-краеведческая деятельность.
Необходимым условием формирования нравственной сферы ребенка становится организация совместной деятельности детей, способствующая развитию общения и взаимоотношений детей друг с другом, в процессе которых ребенок усваивает социально-исторический опыт, получает представления о другом человеке и о самом себе, о своих возможностях и способностях.
Воспитательный процесс планируется и строится во взаимосвязи духовного и светского направлений, а внеклассная деятельность является логическим продолжением начатой на уроке работы. Ведущим направлением является духовное воспитание, причем при разработке планов, содержания воспитательной работы учитывается возраст учащихся, прослеживается последовательность в развитии личности ребенка.
В своей работе я придерживаюсь следующих принципов:
- любви и уважения заслуживают все;
- попробуй заинтересовать;
- дай простор для творчества;
- будь терпелив и заботлив;
- окажи всем помощь и педагогическую поддержку.
3. Ожидаемые результаты.
Первый уровень результатов – приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, об устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни.
Я знаю:
- Кем быть;
- Как себя вести;
- Как общаться;
- Чего хочу;
- Всё.
Второй уровень результатов – получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом.
Я умею
- Отстаивать свое мнение;
- Делать выбор;
- Делать выводы;
- Принимать нестандартные решения;
- Брать на себя ответственность.
Третий уровень результатов – получение школьником опыта самостоятельного общественного действия.
Я могу
- Продолжить образование;
- Самореализоваться творчески;
- Быть человеком и гражданином;
- Быть самодостаточной личностью.
4. Формы и способы организации работы.
Функции классного руководителя:
- Изучение ценностей и жизненных ориентиров учащихся.
- Изучение традиций, обычаев, культуры народов, религий, семьи, школы.
- Разработка программы воспитательной работы.
- Ведение классных часов, игр, тренингов, тематических мероприятий, направленных на воспитание социально-активной личности с активной гражданской позицией.
Организация воспитательной работы в классе включает в себя следующие уровни взаимодействия:
А. Работа с коллективом воспитанников.
Б. Индивидуальная работа с воспитанниками.
В. Работа с родителями:
- собрание родителей;
- родительский комитет;
- индивидуальная работа с родителями.
Г. Работа с коллективом педагогов, работающих в классе.
Д. Работа с социально-психологической службой лицея.
Формы работы с коллективом воспитанников:
- классные часы нравственного, патриотического, интеллектуального, творческого содержания;
- проведение совместных праздников (родители, педагоги, учащиеся);
- просмотр и создание видеофильмов, использование аудиозаписей и мультимедийной продукции;
- экскурсии по поселку, району, области;
- участие в акциях благотворительной направленности;
- тематические вечера эстетической направленности (живопись, музыка, поэзия);
- организация выставок (совместная деятельность детей и родителей);
- проведение «круглых столов», дебатов, дискуссий, деловых и ролевых игр.
Формы индивидуальной работы с учащимися:
- беседы;
- контроль успеваемости и посещаемости уроков;
- вовлечение в коллективные дела класса и лицея.
Формы работы с родителями:
- организационные и тематические родительские собрания;
- лекторий для родителей;
- День открытых дверей;
- проведение совместных мероприятий (выставки, конкурсы);
- анкетирование и тестирование родителей;
- индивидуальные консультации специалистов: (социального педагога, психолога);
- совместные с родителями праздники, именины детей.
Формы работы с педагогами, работающими в классе:
- беседы;
- консультации для классного руководителя и родителей;
- посещение занятий;
- проведение совместных классных часов.
Формы работы с психологом лицея:
- диагностика и анкетирование;
- индивидуальные консультации.
Формы работы с заместителем директора по ВР лицея:
- разработка нетрадиционных форм воспитания;
- организация и проведение деловых игр;
- разработка методики диагностики уровня воспитанности и уровня развития коллектива по духовно-нравственному воспитанию.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Роль федеральной воспитательно – образовательной программы «Я – гражданин России» в воспитательной системе класса
Доклад о системе работы по пособию «Я — гражданин России»,созданного под руководством Я.В. Соколова на примере организации внеурочной деятельности: проведения классных часов, внеклассных мероприятиях,...
Доклад заместителя директора по воспитательной работе Рябовой М.В. «Использование информационно-коммуникативных технологий в воспитательном процессе».
Доклад заместителя директора по воспитательной работе на семинаре заместителей директоров по воспитательной работе по теме "Использование информационно-куммуникативных технологий в воспитательном проц...
Эссе «Воспитательно – математические этюды, или как мой любимый предмет помогает мне в личной жизни и в воспитательной работе с классом»
Я не претендую на новизну приёмов, которые представлю сегодня. Многие из них хорошо известны, так как эти приёмы – моё творчество и ваше - моих заочно уважаемых коллег, учителей разного возраста...
Педагогический совет «Учебно-воспитательный процесс как система взаимодействия всех участников образовательного процесса. Новые воспитательные технологии».
Современной школе нужен педагог с позицией воспитателя. Сформировать её — это сформировать потребность в личностном саморазвитии, веру в возможности каждого ученика,...
Воспитательное занятие Моя родина – Республика Саха (Якутия) Воспитательное занятие Моя родина – Республика Саха (Якутия)
1) формировать понятие о любви к родине как одной из главных нравственных ценностей;2) развивать мышление, коммуникативные качества личности;3) воспитывать патриотические чувства к родному краю....
Доклад на заседании МО заместителей директоров по воспитательной работе Ельниковского муниципального района "Реализация различных направлений воспитательной работы с учащимися через деятельность пионерской организации"
Доклад "Реализация различных направлений воспитательной работы с учащимися через деятельность пионерской организации"...
Воспитательная система школы «Школа – воспитательный центр»
Цель воспитательной системы: создание условий на всех ступенях школьного образования для развития, саморазвития и самореализации личности ученика – нравственно и физически здоровой, гуманной, ду...