Развитие самостоятельности
материал

Женспаева  Ляйсан Курбангалиевна

Воспитательная работа в классе по развитию самостоятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opyt.docx43.47 КБ

Предварительный просмотр:

Воспитание  самостоятельности

Коллеги, работая в школе я заметила, что современные дети все меньше и меньше проявляют самостоятельность. Когда я взяла 5 класс, я  убедилась в этом на практике. И я задалась вопросом  Что же такое самостоятельность?

Самостоятельность -это прежде всего личностные свойства человека, которые не закладываются при рождении, а развиваются со временем. И так важно научить ребенка быть самостоятельным. Это является одной из важных задач не только родителей, но и классного руководителя. Самостоятельность в современном мире востребована:

-быстро меняются условия жизни и нужно уметь приспосабливаться к ним;

-во всех сферах деятельности более востребованы люди,умеющие действовать без подсказки.

Самостоятельность- это обобщенное свойство человека, которое проявляется в инициативности, критичности, саморегуляции, чувстве личной ответственности за себя и свою деятельность, в умении ставить перед собой определенные цели и добиваться их.

Самостоятельность состоит из :

Активность

Инициатива

Целеустремленность

Осознанность действии

Настойчивость в достижении результата

Независимость от взрослого

Стремление к поиску адекватных средств самовыражения

Исходя из вышесказанного, сформулировала цель воспитательной работы с классом: создание условий для позитивного общения учащихся в классе, для проявления инициативы, ответственности, самостоятельности, для разностороннего развития личности.

Из цели вытекают задачи:

  • Формирование социальной активности.
  • развитие нравственной, волевой и эстетической сферы личности;
  • Развитие индивидуальных способностей;
  • Создание благоприятных условий для развития личности обучающихся;
  • Диагностика, регулирование и коррекция личностного развития учащихся

Самостоятельны ли мои ученики? Могут ли они решить свои школьные проблемы?

В 5 классе я считаю, что это связано с тем, что в младшей школе у них был один учитель по всем предметам и занимались они в одном кабинете. В среднем же звене много учителей предметников, много кабинетов и разные требования у учителей. И в классе появились организационные проблемы, которых раньше не было. Связующим звеном между учителями и учащимися является классный руководитель. Результаты диагностики, мнения родителей и замечания учителей натолкнули меня к работе в данном направлении.

Несамостоятельность также связана с тем, что многие современные дети гиперопекаемы своими родителями. Родители из добрых побуждений сами выбирают в какую секцию будет ходить ребенок, какую одежду будет носить. Иногда случается ребенок элементарно не может отличить добро от зла. Практика показывает, что у многих подростков самостоятельность не сформирована. И только когда дети становятся старше,  родители начинают задумываться, почему их ребёнок не самостоятелен.

Самостоятельность необходимо формировать по мере взросления ребёнка и на каждом возрастном этапе имеются свои особенности. Воспитание самостоятельности одна из задач школы.

 При  решений любой педагогической задачи классный руководитель опирается на следующие нормативные документы, которые предоставлены на слайде.

1.Всеобщая декларация прав человека.

2.Декларация прав ребенка.

3. Закон РФ «Об образовании».  от 21.07.2012;

4. Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России;

6. Концепция общенациональной системы выявления и развития молодых талантов

Одним из главных документов для решения этой конкретной проблемы я считаю «Успех каждого ребенка».  Обращаясь к Федеральному собранию  (01.12.2016 г.), В.В. Путин отмечал: «Каждый ребенок одарен, раскрыть его способности – наша задача. В этом  - успех России».

Таким образом одной из задач классного руководителя воспитание успешного человека. А успешный человек - самостоятельный.

Чтобы воспитать самостоятельных учеников мы в течении всего учебного года взаимодействуем с различными организациями. 

  • ДШИ и ДЮСШ
  • Маякским ДК :«Зажги свою звезду», «Битва хоров», концерты и разные мероприятия, приуроченные к важным историческим датам и др.
  • Сельской библиотекой: «Профессия - пожарный», «Арктика», «Моя малая Родина», «Моя мама лучшая на свете», «100 лет Комсомолу!» и т.д.
  • Брединским краеведческим музеем: «История чемодана», «Иголочка», «Афганский дневник», выставки оружия времен войны и др.
  • ООО «Брединский совхоз»
  • Организация экскурсий (ЧПАТО):  Магнитогорский Цирк, Кинотеатр «Современник», Аквапарк,  музей-заповедник  Аркаим, Лимонарий п. Наровчатка.

Кроме того, развить самостоятельность помогают

  • Участие детей в конкурсах, смотрах различного уровня;
  • Организация школьных мероприятий;
  • Кружки различной направленности, спортивные секции
  • Защиты проектных работ
  • Вовлечение учащихся в коллективные творческие дела
  • Вовлечение учащихся в органы школьного управления

С первого года работы были выбраны органы самоуправления, которые с каждым годом справляются лучше и лучше. Основа его организации – разработанная система поручений, благодаря которой каждый ученик в соответствии со своими индивидуальными особенностями может избрать и выполнить какую-либо деятельность, полезную для него, класса, школы. В организации классного самоуправления принимают участие не только ученики класса и классный руководитель, но и их помощники: родители.

С 6 класса ученикам было доверено ответственное задание целую неделю дежурить по школе. И если в 6 классе они не до конца понимали, в чем их задача (порой сами нарушали порядок). То в 7-8 классах они относятся более серьезно.

 

С течением времени дети стали взрослее, и начали больше проявлять самостоятельность и инициативность. Если раньше классный час готовила я сама, то сейчас ученики активно помогают мне: готовят сообщения, учат стихи, помогают с оформлением, подбирают сценарий и распределяют роли.

Участвуют в подготовке общешкольных мероприятий. А именно «Осенние посиделки», школьный конкурс «Ученик года», «Новогодний узор», «А ну-ка, парни!» Наш класс в этом году украшал школу к Новому Году. Ребятам очень понравилось. Они были горды, что им поручили такое ответственное задание.

70 % класса посещают кружки и секции по интересам. Это помогает развивать их способности. Без уважительной причины секции стараются не пропускать. А это говорит о их ответственности.

Также дети с удовольствием участвуют в различных акциях. Например «Блокадный хлеб», «Помоги ветерану», «Бархатный снег» и др.

Эта работа продолжается и будет продолжаться до окончания школы. Надеюсь результат будет расти из года в год.

Исходя из темы моей воспитательной работы, я использую следующие формы и методы воспитания: классные часы, беседы, дискуссии,соревнования, игры, праздники, коллективные творческие дела, игровые и конкурсные программы, викторины, выставки,экскурсии.

Для изучения результатов воспитательного воздействия использую следующие методики: мониторинг, диагностика, анкетирование. Периодическая диагностика и оценка качества воспитания учащихся позволяет повысить его эффективность, вовремя исправить допущенные ошибки, скорректировать недочеты. Для измерения уровня нравственности я использовала методику Н.П. Капустина.

Диагностика проводилась один раз в год. На основе результатов проведенной диагностики были составлены диаграммы, наглядно демонстрирующие  улучшение результатов после проведенных мероприятий.

Анализ результатов изучения уровня нравственности по методике Н.П.Капустина 

Подавляющая часть учащихся имеет высокий и  средний уровни воспитанности. Для них свойственна самостоятельность, проявление самоорганизации и саморегуляции, присутствует  общественная и гражданская позиция. А ребята с низким уровнем нравственности сейчас в 8 кл. отсутствуют.

Следующий слайд, который вы видите, это

Анализ результатов изучения уровня самостоятельности по анкете «Способны ли вы решать свои проблемы?»

На диаграмме видно, что учащиеся с низким уровнем самостоятельности уменьшаются, а с высоким уровнем увеличиваются. Это означает, что большинство  учащихся  способны решать свои проблемы самостоятельно, умеют верно оценивать их и принимать адекватное решение .

Довольна ли я своей проделанной работой? Отвечу, да. На сегодняшний день дети  активнее проявляют инициативу, дают оценку своим поступкам, ответственнее относятся к порученному делу, учатся ставить перед собой реальные цели.

Вся  работа, которая ведется в нашем классе,  направлена на то, чтобы ребята больше взаимодействовали друг с другом, умели прийти на помощь в трудную минуту, уважали старших, были толерантны к окружающим,  добры, справедливы. Знали и уважали традиции своей семьи, своего народа, Родины. Заботились о своем здоровье, занимались спортом. Чтобы они были готовы принимать решения и отвечать за свои поступки.

В заключении своего выступления хотела бы рассказать притчу «Урок бабочки».

Притча «Урок бабочки».

Однажды в коконе появилась маленькая щель, случайно проходивший мимо человек долгие часы стоял и наблюдал, как через эту маленькую щель пытается выйти бабочка. Прошло много времени, бабочка как будто оставила свои усилия, а щель оставалась такой же маленькой. Казалось, бабочка сделала все, что могла, и что ни на что другое у нее не было больше сил.
Тогда человек решил помочь бабочке, он взял перочинный ножик и разрезал кокон. Бабочка тотчас вышла. Но ее тельце было слабым и немощным, ее крылья были прозрачными и едва двигались. Человек продолжал наблюдать, думая, что вот-вот крылья бабочки расправятся и окрепнут и она улетит. Ничего не случилось! Остаток жизни бабочка волочила по земле свое слабое тельце, свои не расправленные крылья. Она так и не смогла летать. А все потому, что человек, желая ей помочь, не понимал того, что усилие, чтобы выйти через узкую щель кокона, необходимо приложить бабочке, тогда жидкость из тела перейдёт в крылья и  бабочка сможет летать. Жизнь заставляла бабочку с трудом покидать эту оболочку, чтобы она могла расти и развиваться.

Тогда мораль этой притчи я поняла однобоко: каждая жизненная трудность посылается нам для того, чтобы сделать нас сильнее. Сегодня же, с высоты своего «воспитательского» опыта, я понимаю другую мораль этой притчи: Не навреди! Важно было дать бабочке освободиться из кокона естественно, ценой собственных усилий, набраться сил, расправить крылья и … полететь!

Так же и в воспитании детей. Если делать за ребенка его работу, то можно лишить его духовного развития. И,  чтобы он не был похож на ту бабочку … с дряхлым телом и без крыльев, ребенок должен научиться сам прикладывать усилия, так необходимые в борьбе с жизненными трудностями.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие самостоятельного и сознательного отношения к занятиям физической культуры

      В работе подробно изложены основные приемы работы учителя по развитию физкультурной познавательной деятельности школьников: инструктивная направленность урока, индиви...

Статья «Развитие самостоятельности детей младшего школьного возраста в дополнительном образовании»

Статья  педагога дополнительно\го образования Центра  детского (юношеского)  Технического творчества Московского района Санкт-Петербурга    «Развитие самостоятельности детей м...

Самостоятельная работа как средство развития самостоятельности учащихся на уроках математики.

Основой учебного процесса является оптимальное управление деятельностью учащихся, а поэтому их самостоятельная деятельность повышает эффективность обучения лишь в том случае, когда учителем пров...

Влияние самостоятельной работы по биологии на качество знаний и развитие самостоятельности учащихся.

Влияние самостоятельной работы по биологии на качество знаний и развитие самостоятельности учащихся....