Воспитательная программа
рабочая программа (9 класс)

Мусатова Светлана Сергеевна
Программа воспитания

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_vospitaniya_3.doc301 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №3»

г. Печора

«Утверждаю»

Директор школы

________ Э.Н.Копыльцова

             «____»___________ 2015 года

Программа воспитания

«Мы - россияне»

Срок реализации:2015-2020гг.

Классный руководитель: Мусатова С.С.

              Печора

2015

Пояснительная записка

Программа воспитании составлена в соответствии с :

- Конституция Российской Федерации

- Всеобщая декларация прав человека;

- Конвенция о правах ребенка;

- Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 12 декабря 2012 года;

- Федеральный Закон от 29.12.2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

- ФГОС ООО;

- Концепция долгосрочного социально-экономического развития до 2020 года, раздел III «Образование»;

- общешкольная программа воспитания и социализации. 

Актуальность программы:

От правильного воспитания детей

зависит благосостояние всего народа.

Дж. Локк

Вопросы образования, развития и воспитания подрастающего поколения всегда являлись одними из самых актуальных и приоритетных в любом обществе и в любую эпоху. А так как этот процесс начинается с самого раннего возраста, то основная ответственность за его успешную реализацию возлагается на школу, учителя, классного руководителя.

«Каждый миг жизни дает нам шанс быть достойным человеком, предоставляет нам выбор в пользу достойной либо недостойной жизни. И мы используем или отторгаем этот шанс. И мы совершаем ежечасно выбор, за который потом получаем от жизни плату сполна либо расплачиваемся за необдуманный шаг» (Франк Е. «Человек в поисках смысла»). Выбор за детей мы сделать не можем, но научить их делать выбор осмысленно, предвидя возможные последствия, в наших силах.

Каждый ребёнок уникален и неповторим, и задача педагогов состоит, прежде всего в том, чтобы, применив все свои знания, проявив такт и терпение, сориентировать маленького человека на то, что действительно ценно и значимо в жизни, что позволит ему стать полноценной личностью, а главное, индивидуальностью.

Но процесс воспитания не может быть эффективным, если он заключается только в передаче учителем опыта предыдущих поколений. Эта деятельность должна предусматривать совместное, равноправное, активное взаимодействие и учащихся, и классного руководителя.

Согласно требованиям процесс взаимодействия школы и детей должен быть направлен на «воспитание, социализацию и духовно-нравственное развитие обучающихся, их самоидентификацию и гражданское становление».

Таким образом, современные тенденции в образовании подчёркивают актуальность создания системы воспитательной работы в классе, направленной на решение наиболее важных педагогических проблем и позволяющей целенаправленно, обоснованно и максимально эффективно использовать способности и возможности каждого ребёнка для его всестороннего развития. Это требует поиска новых методических направлений и форм организации воспитательного процесса, что и определяют роль, функции, цели, задачи и содержание деятельности классного руководителя.

Программой предусмотрены различные формы работы, обусловленные особенностями ее реализации. Это - классные часы, беседы, диспуты, клубные часы, конференции, викторины, конкурсы, КТД.

Необходимым условием успешной реализации данной программы является привлечение родителей к более тесному сотрудничеству с классными руководителям и школой. Это осуществляется за счёт привлечения родителей к организации и активному участию в классных мероприятиях, организации общественно значимой деятельности родителей и обучающихся, проведения совместных встреч детей и родителей, вечеров отдыха, праздников.

Цель программы:

сформировать сплочённый коллектив, способствующий духовно-нравственному становлению толерантной личности и активной гражданской позиции школьников на основе общечеловеческих ценностей и культурно-исторических традиций страны.

Задачи воспитательной деятельности:

 - Формирование у учащихся межличностных отношений, гражданско-патриотического сознания, навыков самообразования и разностороннее развитие их творческих способностей;

 - Воспитание толерантности, чувства уважения друг к другу, взаимопомощи и взаимопонимания;
- Создание условий для физического, интеллектуального, нравственного, духовного и эстетического развития детей;

- Создание психологически комфортной обстановки в классе;

- Повышение социальной активности учащихся, их самостоятельности и ответственности в организации жизни детского коллектива;

- Воспитание общей культуры школьников через приобщение к культуре, обычаям и традициям страны.

Таким образом, цель программы воспитания направлена на создание модели выпускника школы.

Модель выпускника:

  • подросток, освоивший общеобразовательную программу;
  • подросток, который приобрел необходимые знания и навыки жизни в обществе, профессиональной среде, владеющий навыками коммуникации;
  • подросток с устойчивой потребностью в самореализации и самовоспитании;
  • подросток, знающий свои гражданские права и умеющий их реализовывать;
  • подросток, умеющий уважать свое и чужое достоинство;
  • подросток, обладающий запасом духовных и нравственных качеств, таких как: великодушие, порядочность, честность, милосердие, сострадание, готовность прийти на помощь другим людям;
  • подросток, любящий свою семью.

Принципы реализации программы.

Принцип общественной направленности – школа не может являться самостоятельным механизмом, изолированным от общества. Деятельность педагога должна соответствовать задачам воспитания подрастающего поколения в интеграции с государственной стратегией воспитания и направлена на формирование социально необходимого типа личности.

Принцип гуманистической направленности – уважительное  отношение к ребёнку, к его мнению, позиции; соблюдение прав и свобод школьников; ненасильственного формирования требуемых качеств.

Принцип природосообразности и учёта возрастных особенностей– осуществление процесса воспитания в соответствии с потребностями ребенка, его возрастом, особенностями психики и физиологии;

Принцип ориентации на ценностное отношение – постоянство профессионального внимания педагога на разворачивающиеся в действиях, эмоциональных реакциях, словах и интонационной окраске отношения воспитанника к социально-культурным ценностям: человеку, природе, обществу, труду, познанию и ценностным основам жизни, достойной человека, — добру, истине, красоте.

Принцип субъектности – максимальное содействие развитию способности ребенка осознавать свое "Я" в связях с другими людьми и миром в его разнообразии, осмысливать свои действия, предвидеть их последствия как для других, так и для собственной судьбы, оценивать себя как носителя знаний, отношений, а также свой выбор, производимый ежечасно.

Принцип социального взаимодействия – придать воспитанию диалогический характер; способствовать сотрудничеству всех участников воспитательного процесса; создание условий для профессионального самоопределения школьников, формирования навыков общения в социуме.

Принцип систематичности, последовательности и непрерывности – соблюдение преемственности в приобретении и закреплении знаний, умений и навыков; опора на жизненный опыт детей; формированию основ научного мировоззрения, высоких моральных качеств, навыков и привычек поведения.

Принцип сотрудничества – воспитание взаимной ответственности участников педагогического процесса, на сопереживание, на взаимопомощь в процессе преодоления трудностей; развитие потребности школьников в соучастии и содействии.

Принцип успешности – в процессе коллективной творческой деятельности развиваются индивидуальные особенности учащихся, ребенок выявляет свои способности, узнает о «сильных» сторонах своей личности; создание ситуации «успеха» в разных видах деятельности способствует формированию позитивной «Я - концепции» личности учащегося, стимулируется стремление ребёнка к самосовершенствованию.

Реализация данных принципов базируется на использовании следующих подходов в процессе воспитания:

Личностно – ориентированный подход – учет личностных качеств, характеристик и возможностей каждого ребёнка; видение, принятие личности школьника; создание условий для разностороннего развития и индивидуальности учащегося.

Деятельностный подход – с помощью игровой, трудовой, творческой и досуговой деятельности дети овладевают определёнными способами и моделями поведения в процессе общения и взаимодействия, соответствующего общечеловеческим ценностям и нормам.

Компетентностный подход – формировании у учащихся компетенций, обеспечивающих им возможность успешной социализации; учащиеся должны обладать качествами, способствующими выполнению ими в будущем многообразных видов социально-профессиональной деятельности, что обуславливают формирование компетентной личности в современном мире.

Комплексный подход – необходимо, чтобы воспитательная среда была как можно более разнообразной и вариативной, что предполагает воспитание и развитие актуальных качеств личности ребёнка в различных направлениях.

Законы жизни классного коллектива.

  • Закон уважения: Уважай людей, и тогда люди будут уважать тебя.
  • Закон дружбы: В жизни происходят события, которые тяжело пережить одному. Тогда на помощь приходит друг.
  • Закон храбрости: Будь храбрым и не бойся препятствий.
  • Закон любви: Люби своих друзей, Родину и всё то, что тебя окружает.
  • Закон доброты: Доброта – это сила. Не бойся быть сильным: дари людям добро.
  • Закон трудолюбия: Труд сделал из обезьяны человека. Трудись, чтобы не вернуться назад!
  • Закон дисциплины: Дисциплинированному человеку не страшны трудности и препятствия.
  • Закон милосердия: Рядом с тобой может оказаться человек, которому нужна помощь. Помоги!!!
  • Закон правды: Правда нужна не только тебе, но и окружающим.

Будь правдив.

  • Закон памяти: Народ, забывший свою историю, умрёт.

Помни о своей истории и о своём народе.

  • Закон старости: Помни– старость уважается у всех народов.

Будь цивилизованным.

  • Закон свободы: Будь свободным и отстаивай свою свободу.

Не забывай о свободе других.

 

Программа реализуется по следующим направлениям:

  1. Я - гражданин. (Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека.)
  2. Я - человек. (Воспитание нравственных чувств и этического сознания.)
  3. Я и труд. (Воспитание трудолюбия, творческого отношения к образованию, труду и жизни, подготовка к сознательному выбору профессии).
  4. Я и здоровье. (Воспитание ответственности за свою жизнь и жизнь окружающих)
  5. Я и природа. (Воспитание экологической культуры, умения и желания любоваться природой, охранять её и защищать)
  6. Я и культура. (Воспитание нравственных чувств, убеждений, этического сознания)

По каждому направлению разработана цель, задачи, система базовых ценностей, особенности организации содержания. В каждом направлении приведены виды деятельности и формы занятий с учащимися, определены условия совместной деятельности с семьями учащихся, с общественными учреждениями по развитию и воспитанию учащихся, обозначены планируемые результаты.

Данная программа содержит теоретические положения и методические рекомендации по организации целостного пространства воспитания учащихся и является документом, определяющим воспитательную деятельность класса.

Основные направления воспитательной деятельности

и формы занятий с учащимися.

  1. Направление «Я – гражданин».

Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека.

Задачи:

Получение знаний

  • о политическом устройстве Российского государства, его институтах, их роли в жизни общества, о его важнейших законах;
  • о символах государства – Флаге, Гербе России, Республики Коми;
  • об институтах гражданского общества, о возможностях участия граждан в общественном управлении;
  • о правах и обязанностях гражданина России;
  • о правах и обязанностях, регламентированных Уставом школы, Правилами поведения школьников;
  • интерес к общественным явлениям, понимание активной роли человека в обществе;
  • ценностного отношения к своему национальному языку и культуре, как государственному, языку межнационального общения;
  • о народах России, об их общей исторической судьбе, о единстве народов нашей страны;
  • о национальных героях и важнейших событиях истории России, и ее народах;
  • интерес к государственным праздникам и важнейшим событиям в жизни России, Республики Коми;
  • стремление активно участвовать в делах класса, школы, семьи, малой Родины, своей страны;
  • любовь к образовательному учреждению, родному поселку, народу России;
  • уважение к защитникам Отечества;
  • умение отвечать за свои поступки;
  • негативное отношение к нарушениям порядка в классе, дома, на улице, к невыполнению человеком своих обязанностей.

Ценности: любовь к России, своему народу, своему краю; служение Отечеству; правовое государство, гражданское общество; закон и правопорядок; поликультурный мир; свобода личная и национальная; доверие к людям, институтам государства и гражданского общества.

Основные направления работы

Воспитательные задачи

Мероприятия

  • воспитание чувства патриотизма, сопричастности к героической истории Российского государства;
  • формирование у подрастающего поколения верности Родине, готовности служению Отечеству и его вооруженной защите;
  • формирование гражданского отношения к Отечеству;
  • воспитание верности духовным традициям России;
  • развитие общественной активности, воспитание сознательного отношения к народному достоянию, уважения к национальным традициям.
  • День города;
  • День народного единства;
  • Участие во Всероссийской акции «Я – гражданин России»;
  • Участие в муниципальных мероприятиях, посвящённых Дню Защитника Отечества;
  • Школьный конкурс военно-патриотической песни «О подвигах, о доблести, о славе»;
  • Уроки мужества;
  • Акции «Георгиевская лента», «Бессмертный полк»;
  • День космонавтики;
  • День школы;
  • Акция «Поздравь ветерана» (поздравление ветеранов Великой Отечественной войны и труда);
  •  «Вахта Памяти»;
  • День России;
  • Интеллектуальные игры;
  • Участие в школьных и городских конкурсах краеведческой направленности.

Совместная деятельность семьи и школы:

- организация встреч учащихся с родителями-военнослужащими;

- посещение семей, в которых есть (или были) ветераны войны;

- привлечение родителей к подготовке и проведению праздников, мероприятий;

- изучение семейных традиций;

- организация и проведение семейных встреч, конкурсов и викторин;

- организация совместных экскурсий в музеи;

- совместные проекты.

Планируемые результаты:

В школе создана система гражданско-патриотического и правового воспитания, способствующая осознанию детьми их принадлежности к судьбе своего Отечества, ответственных за себя и окружающую действительность, готовых и способных строить жизнь, достойную современного человека.

В школе формируется личность, которая:

-знает символику, историю и героическое прошлое страны и родного города;

-уважительно относится к традициям, культурным ценностям и наследию своей Родины;

-знает свои права и обязанности;

-чувствует гражданскую ответственности за сложившуюся ситуацию, и готов изменить ее;

-способен осуществить самостоятельный выбор, адекватно действовать в этой ситуации и нести ответственность за полученный результат;

-осознание возможности, достоинства и недостатков собственной личности;

- определяет свои профессиональные интересы.

  1. Направление «Я – человек».

 Воспитание нравственных чувств и этического сознания.

Задачи:

Получение знаний

- о базовых национальных российских ценностях;

- различия хороших и плохих поступков;

- о правилах поведения в школе, дома, на улице, в общественных местах, на природе;

- о религиозной картине мира, роли традиционных религий в развитии Российского государства, в истории и культуре нашей страны;

- уважительного отношения к родителям, старшим, доброжелательное отношение к сверстникам и младшим;

- установления дружеских взаимоотношений в коллективе, основанных на взаимопомощи и взаимной поддержке;

- бережного, гуманного отношения ко всему живому;

- правил этики, культуры речи;

- стремление избегать плохих поступков, умение признаться в плохом поступке и проанализировать его;

- представления о возможном негативном влиянии на морально-психологическое состояние человека;

- отрицательное отношение к аморальным поступкам, грубости, оскорбительным словам и действиям.

Ценности: нравственный выбор; жизнь и смысл жизни; справедливость; милосердие; честь, достоинство; свобода совести и вероисповедания; толерантность, представление о вере, духовной культуре и светской этике.

Основные направления работы

Воспитательные задачи

Мероприятия

  • формирование духовно-нравственных ориентиров;
  • формирование гражданского отношения к себе;
  • воспитание сознательной дисциплины и культуры поведения, ответственности и исполнительности;
  • формирование потребности самообразования, самовоспитания своих морально-волевых качеств;
  • развитие самосовершенствования личности.
  • День Знаний;
  • День пожилого человека;
  • День Учителя;
  • День Матери;
  • Последний звонок;
  • Акция «Подари улыбку детям»;
  • Благотворительная акция «Дети – детям»; «День книгодарения»
  • «Новогодний праздник»;
  • Мероприятия ко Дню Защитника Отечества;
  • Праздничные мероприятия, посвященные 8 Марта;
  • Беседы с обучающимися по правилам поведения в общественных местах и т.д.;
  • Вовлечение обучающихся в детские объединения, секции, клубы по интересам.

Совместная деятельность семьи и школы:

  • оформление информационных стендов;
  • тематические общешкольные, классные родительские собрания;
  • организация субботников на пришкольном участке;
  • организация и проведение совместных праздников, посещение библиотек и музеев;
  • сотрудничество с дополнительным образованием.
  • участие родителей в конкурсах, акциях, проводимых в школе и на уровне города;
  • индивидуальные консультации (психологическая, логопедическая, педагогическая и медицинская помощь);
  • изучение мотивов и потребностей родителей.

Пути реализации направления «Я – человек»

1. Включение воспитательных задач в урочную деятельность.

2. Взаимодействие с музеями города, общественными организациями.

3. Сотрудничество с библиотеками и музеем.

4. Сотрудничество с дополнительного образования.

  1. Направление «Я и труд»

 Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни.

Задачи:

Получение знаний

  • о нравственных основах учебы, ведущей роли образования, труда и значении творчества в жизни человека и общества;
  • уважение к труду и творчеству старших и сверстников;
  • об основных профессиях;
  • ценностного отношения к учебе как виду творческой деятельности;
  • элементарные представления о роли знаний, науки, современного производства в жизни человека и общества;
  • навыки коллективной работы, в том числе при разработке и реализации учебных и учебно-трудовых проектов;
  • умение проявлять дисциплинированность, последовательность и настойчивость в выполнении учебных и учебно-трудовых заданий;
  • бережное отношение к результатам своего труда, труда других людей, к имуществу, учебникам, личным вещам;
  • отрицательное отношение к лени и небрежности в труде и учебе, небережливому отношению к результатам труда людей.

Ценности: уважение к труду; творчество и созидание; стремление к познанию и истине; целеустремленность и настойчивость; бережливость.

Основные направления работы

Воспитательные задачи

Мероприятия

  • формирование у учащихся осознания принадлежности к коллективу лицея;
  • стремление к сочетанию личных и общественных интересов, к созданию атмосферы подлинного товарищества и дружбы в коллективе;
  • воспитание сознательного отношения к учебе, труду;
  • развитие познавательной активности, участия в лицейских мероприятиях;
  • формирование готовности лицеистов к сознательному выбору профессии.
  • Посвящение в первоклассники и пятиклассники;
  • Акция «Оставим елочку в лесу»;
  • Организация ежедневного дежурства по классу;
  • Организация дежурства по школе;
  • Акция «Чистый город, чистая школа»
  • Профориентационные экскурсии на предприятия;
  • Выставки декоративно-прикладного творчества;
  • Конкурсные, познавательно развлекательные, сюжетно-ролевые и коллективно-творческие мероприятия;
  • Вовлечение обучающихся в детские объединения, секции, кружки.

Совместная педагогическая деятельность семьи и школы:

  • участие родителей в школьных ярмарках;
  • участие родителей в субботниках по благоустройству территории школы;
  • организация экскурсий на производственные предприятия с привлечением родителей;
  • совместные проекты с родителями;
  • организация встреч-бесед с родителями – людьми различных профессий, прославившихся своим трудом, его результатами;
  • участие в коллективно-творческих делах по подготовке трудовых праздников.

Пути реализации направления «Я и труд»

1.Включение воспитательных задач в урочную деятельность.

2.Взаимодействие общественными организациям, предприятиями.

3. Взаимодействие с Центром занятости населения г. Печора.

4. Сотрудничество с профессиональными учебными заведениями города Печоры.

Планируемые результаты:

  • ценностное отношение к труду и творчеству, человеку труда, трудовым достижениям России и человечества, трудолюбие;
  • ценностное и творческое отношение к учебному труду;
  • знания о различных профессиях;
  • навыки трудового творческого сотрудничества со сверстниками, взрослыми;
  • осознание приоритета нравственных основ труда, творчества, создания нового;
  • опыт участия в различных видах общественно полезной и личностно значимой деятельности;
  • потребности и умения выражать себя в различных доступных и наиболее привлекательных для ребенка видах творческой деятельности;
  • мотивация к самореализации в социальном творчестве, познавательной и практической, общественно полезной деятельности.

  1. Направление «Я и здоровье»

Формирование ценностного отношения к семье, здоровью и здоровому образу жизни.

Цель: Формирование у детей и их родителей ответственного отношения к здоровому образу жизни, сохранение и укрепление здоровья детей, пропаганда физической культуры, спорта, туризма в семье.

Задачи:

Получение знаний

  • о здоровом образе жизни и опасностях, угрожающих здоровью людей;
  • овладение комплексами упражнений, разнообразными навыками двигательной активности, спортивных игр, а также понимание их смысла, значения для укрепления здоровья;
  • понимание устройства человеческого организма, способы сбережения здоровья;
  • влияние слова на физическое и психологическое состояние человека («слово может убить, слово может спасти»);
  • получение опыта укрепления и сбережения здоровья в процессе учебной работы;
  • осмысленное чередование умственной и физической активности в процессе учебы;
  • регулярность безопасных физических упражнений, игр на уроках физической культуры, на перемене;
  • опыт ограждения своего здоровья и здоровья близких людей от вредных факторов окружающей среды;
  • составление и следование здоровьесберегающему режиму дня – учебы, труда и отдыха;
  • отказ от вредящих здоровью продуктов питания, стремление следовать экологически безопасным правилам в питании, ознакомление с ними своих близких;

Ценности: уважение родителей; забота о старших и младших; здоровье физическое и стремление к здоровому образу жизни, здоровье нравственное и социально-психологическое.

Основные направления работы

Воспитательные задачи

Мероприятия

  • создание условий для сохранения физического, психического, духовного и нравственного здоровья обучающихся;
  • воспитание негативного отношения к вредным привычкам;
  • пропаганда физической культуры и здорового образа жизни.
  • Проведение физкультурной зарядки на уроках;
  • День Здоровья;
  • Система профилактических мер по ПДД и ОБЖ;
  • Участие в городских и школьных спортивных мероприятиях
  • Акция «Мы выбираем жизнь!»
  • Спортивные мероприятия;
  • Беседы врачей с учащимися «Здоровый образ жизни», «Профилактика простудных заболеваний»;
  • Участие в массовых мероприятиях «День защиты детей»;
  • Акция «Внимание – дети!» по профилактике дорожно-транспортного травматизма;
  • Мероприятия, посвященные Всемирному дню борьбы со СПИДом;
  • Проведение диспансеризации;
  • Акция «Запишись в спортивную школу»-вовлечение обучающихся в детские объединения, секции, клубы по интересам.

Совместная деятельность семьи и школы:

  • родительские собрания по профилактике табакокурения, наркомании, сквернословия, детского дорожно-транспортного травматизма;
  • беседы по темам:

1. информационной безопасности и духовного здоровья детей;

  1. укрепления детско-родительских отношений, профилактики внутрисемейных конфликтов, создание безопасной и благоприятной обстановки в семье;
  2. безопасности детей в лесу, на водоемах и т.д.;

- консультации психолога, учителя физической культуры по вопросам здоровьесбережения учащихся;

- распространение буклетов для родителей по вопросам наркопрофилактики «Это необходимо знать»;

- совместный праздник для детей и родителей «Мама, папа, я – спортивная семья»;

- совместные праздники «День Здоровья»

Пути реализации направления «Я и здоровье»

1. Включение воспитательных задач в урочную деятельность.

2. Взаимодействие со спортивными секциями города.

3. Взаимодействие с медицинскими организациями города, общественными организациями.

4. Взаимодействие с ГИБДД, МЧС И т.д.

Планируемые результаты:

В школе создана предметно-развивающая среда, способствующая повышению уровня физического, психического и социального здоровья обучающихся; соблюдается оптимальный режим учебного труда и активного отдыха детей. Дети, родители и педагоги осознанно относятся к своему здоровью как основному фактору успеха на последующих этапах жизни в современном гражданском обществе.

Формируемые компетенции:

  • ценностное отношение к своему здоровью, здоровью близких и окружающих людей;
  • знания о взаимной обусловленности физического, нравственного, психологического, психического и социально-психологического здоровья человека, о важности морали и нравственности в сохранении здоровья человека;
  • личный опыт здоровьесберегающей деятельности;
  • знания о роли физической культуры и спорта для здоровья человека, его образования, труда и творчества;
  • знания о возможном негативном влиянии компьютерных игр, телевидения, рекламы на здоровье человека.

  1. Направление «Я и природа»

 Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде.

Задачи:

  • развитие интереса к природе, природным явлениям и формам жизни, понимание активной роли человека в природе;
  • ценностное отношение к природе и всем формам жизни;
  • элементарный опыт природоохранительной деятельности;
  • бережное отношение к растениям и животным.

Ценности: родная земля; заповедная природа; планета Земля; экологическое сознание.

Основные направления работы

Воспитательные задачи

Мероприятия

  • воспитание понимания взаимосвязей между человеком, обществом, природой;
  • воспитание гуманистического отношения к людям;
  • формирование эстетического отношения учащихся к окружающей среде и труду как источнику радости и творчества людей;
  • воспитание экологической грамотности;
  • формирование экологического мировоззрения.
  • Тематические классные часы, посвященные проблемам экологии;
  • Участие в экологических акциях;
  • Организация и проведение походов;
  • Участие в экологических конкурсах;
  • День птиц;
  • Участие в школьных, городских конкурсах проектно-исследовательских работ по экологии;
  • Конкурсы «Мир заповедной природы», «Зеркало природы»;
  • Акция «Чистый город, чистая школа»

Совместная педагогическая деятельность семьи и школы:

  • тематические классные родительские собрания;
  • совместные проекты с родителями;
  • участие родителей в акциях по экологическому воспитанию;
  • привлечение родителей для совместной работы во внеурочное время.

Пути реализации направления «Я и природа»

1. Включение воспитательных задач в урочную деятельность

2. Организация и проведение походов

3. Проектно-исследовательская деятельность по экологии

4. Участие в экологических конкурсах

5. Сотрудничество экологическими организациями города.

Планируемые результаты:

  • ценностное отношение к природе;
  • опыт эстетического, эмоционально-нравственного отношения к природе;
  • знания о традициях нравственно-этического отношения к природе в культуре народов России, нормах экологической этики;
  • опыт участия в экологических инициативах, проектах.

  1. Направление «Я и культура»

Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях.

Задачи:

Получение знаний

  • о душевной и физической красоте человека;
  • формирование эстетических идеалов, чувства прекрасного; умение видеть красоту природы, труда и творчества;
  • интерес к чтению, произведениям искусства, детским спектаклям, концертам, выставкам, музыке;
  • интерес к занятиям художественным творчеством;
  • стремление к опрятному внешнему виду;
  • отрицательное отношение к некрасивым поступкам и неряшливости.

Ценности: красота; гармония; духовный мир человека; эстетическое развитие.

Основные направления работы

Воспитательные задачи

Мероприятия

  • раскрытие духовных основ отечественной культуры;
  • воспитание у школьников чувства прекрасного, развитие творческого мышления, художественных способностей, формирование эстетических вкусов, идеалов;
  • формирование понимания значимости искусства в жизни каждого гражданина;
  • формирование культуры общения, поведения, эстетического участия в мероприятиях.
  • День знаний;
  • Выполнение творческих заданий по разным предметам;
  • Посещение учреждений культуры;
  • Последний звонок;
  • Организация экскурсий по городу;
  • Участие в творческих конкурсах, проектах, выставках декоративно-прикладного творчества;
  • Совместные мероприятия с библиотекой.

Совместная деятельность семьи и школы:

  • участие в коллективно-творческих делах;
  • совместные проекты;
  • привлечение родителей к подготовке и проведению праздников, мероприятий;
  • организация и проведение семейных встреч, конкурсов и викторин;
  • совместные посещения с родителями театров, музеев;
  • участие родителей в конкурсах, акциях, проводимых в школе;
  • участие в художественном оформлении классов.

Пути реализации направления «Я и культура»

1. Включение воспитательных задач в урочную деятельность

2. Выставки декоративно-прикладного творчества

3. Работа детских кружков

4. Организация и проведение экскурсий

5. Сотрудничество с учреждениями культуры, искусств.

Планируемые результаты:

  • умения видеть красоту в окружающем мире;
  • умения видеть красоту в поведении, поступках людей;
  • знания об эстетических и художественных ценностях отечественной культуры;
  • опыт эмоционального постижения народного творчества, этнокультурных традиций, фольклора народов России, Коми Республики;
  • опыт эстетических переживаний, наблюдений эстетических объектов в природе и социуме, эстетического отношения к окружающему миру и самому себе;
  • опыт самореализации в различных видах творческой деятельности, формирование потребности и умения выражать себя в доступных видах творчества;

Сотрудничество учителей и родителей

в организации воспитательной работы в классе

Действия

Предполагаемый результат

1. Работа родительского комитета.

2. Создание инициативной группы родителей.

3. Поиск родителей – спонсоров классных праздников.

4. Помощь родителей в приучении детей к выполнению режима дня и правил для учащихся.

5. Оформление классных альбомов «наши родители»

6. Посещение членами родительских комитетов «проблемных семей».

Создание единого воспитательного пространства «родители – дети – учителя». Создание условий для развития родительских организаций.

Работа с проблемными семьями

Действия

Предполагаемый результат

Работа классного руководителя:

1. Регулярное посещение проблемных семей.

2. Индивидуальные беседы с родителями.

3. Проведение малых педсоветов.

4. Составление индивидуальных программ воспитания.

5. Ведение ежегодного учета пропусков занятий учащихся, способных прогуливать уроки без уважительной причины.

Оказание помощи проблемным семьям, устранение злоупотреблений со стороны недобросовестных родителей, уменьшение количества проблемных семей

Работа с семьями опекаемых детей:

1. Регулярное посещение семей опекаемых детей.

2. Контроль за их регулярным питанием в школьной столовой.

3. Индивидуальное собеседование с опекунами.

4. Оказание помощи в организации летнего отдыхаю

5. Своевременное выявление детей, проживающих с родственниками при неоформленном опекунстве.

Составление банка данных, составление актов контрольного обследования два раза в год, своевременная помощь семьям в различных ситуациях.

Действия

Предполагаемый результат

Работа с многодетными семьями:

1. Контроль за постановкой детей из таких семей на бесплатное льготное питание в школьной столовой.

2. Проведение праздников для многодетных семей и превращение таких праздников в одну из традиций школы.

Составление банка данных. Оказание своевременной помощи особо нуждающимся детям из многодетных семей.

Совместная работа с педагогом-психологом школы

Мероприятия

Сроки

Диагностические методики по адаптации первоклассников

Сентябрь – ноябрь, ежегодно

Индивидуальные консультации учащихся и их родителей по итогам тестирования

В течение года

Консультирование, диагностика детей по запросам родителей.

Октябрь, май ежегодно

Проведение диагностики ЦТО, эмоционального состояния детей

Ежегодно; декабрь

Коррекционно-развивающие занятия (по рекомендации ПМПК)

Ежегодно; октябрь - апрель, 1 раз в неделю

Заседание ПМПК

Ежегодно: 1 раз в месяц

Родительский всеобуч «Трудности адаптации», «Куда обратиться за помощью, если есть проблемы»

Сентябрь, март, ежегодно

Просмотр детей на ПМПК

Ежегодно, декабрь – февраль

Работа с одарёнными детьми


Отличительным критерием одаренности ребенка, при наличии у него высокой восприимчивости к учению и творческих проявлений, является ярко выраженная, доминирующая познавательная потребность, которая отличается активностью, потребностью в самом процессе умственной деятельности и удовольствия от умственного труда. 

Условно можно выделить следующие категории одаренных детей:

1. Дети с необыкновенно высокими общими интеллектуальными способностями.

2. Дети с признаками специальной умственной одаренности в определенной области наук и конкретными академическими способностями.

3. Дети с высокими творческими (художественными) способностями.

4. Дети с высокими лидерскими (руководящими) способностями.

5. Обучающиеся, не достигающие по каким-либо причинам успехов в учении, но обладающие яркой познавательной активностью, оригинальностью мышления и психического склада.

Формы работы с одарёнными обучающимися:

  • групповые занятия с одаренными учащимися;
  • предметные кружки (проектная деятельность);
  • кружки по интересам (спортивные секции, кружки художественно-эстетического направления)
  • конкурсы (рисунков, стихов, сочинений, поделок и т. д.)
  • участие в олимпиадах (школьных, муниципальных)
  • работа по индивидуальным планам
  • интеллектуальные марафоны (ежегодно)
  • научно-практические конференции (ежегодно)
  • участие в российских и международных конкурсах для учащихся

Классное самоуправление

Школа – это дом, в котором каждый открывает свои способности, таланты, обретает друзей. Это мастерская культуры умственной, коммуникативной, эмоциональной и этической деятельности, это заведение, воспитывающее настоящего гражданина. Исключительную роль в формировании подрастающего человека играет школьный коллектив. Именно он является основной социальной средой, в которой воспитываются способности личности. В школьном коллективе с его многогранными отношениями, благодаря общей деятельности его членов, обеспечивается всестороннее развитие личности, надлежащая подготовка учащихся к труду, к активному участию в общественной жизни, к защите Родины. Для создания благоприятного климата в коллективе необходимо помочь детям осознать свои ценности и установить свои приоритеты, стать более терпимыми и внимательными, испытывать меньше страхов, стрессов и чувствовать себя менее одинокими. Необходимо вовлекать школьников в общественно-полезные дела, спортивные соревнования, различные конкурсы, трудовые десанты. И эти мероприятия должны стать ступеньками в духовном, познавательном развитии и воспитании ребят. Также необходимо верное педагогическое руководство их отношениями, создание условий для взаимного общения, развития и укрепления лучших черт характера, чувства коллективизма. Без создания и воспитания коллектива педагог бессилен, т.к. он один не в состоянии организовать постоянное влияние на личность каждого учащегося. 

 Большую роль играет самоуправление в классе. С развитием коллектива совершенствуется и самоуправление. Поиск и разработка оптимальной модели самоуправления в классе всегда является делом трудным, особенно в начальной школе. Это связано и с возрастными психологическими особенностями младших школьников, и с отсутствием опыта у родителей по взаимодействию со школой. В 2015 – 2016 учебном году в нашем классном коллективе самоуправление должно стать отправной точкой для развития коллектива. Всегда трудно найти варианты по выбору актива класса. Уже на протяжении двух лет в актив класса входят все ребята, каждый имеет своё поручение и за что-то отвечает. Командир класса выбирается анонимным голосованием, а остальные должности обучающиеся выбирают по своему желанию. Главное в деле самоуправления – правильно направлять ребят и поддерживать их начинания; меньше критики и больше интересных и полезных советов. В начале учебного года проходит анкетирование ребят по теме «Чем я могу помочь своему классному коллективу» и каждый обучающийся определяется со своим выбором. (Приложения 1, 2, 3).

Предполагаемый результат и критерии оценки программы

1. Положительное отношение родителей к школе, престижность ее восприятия.

Высокая степень удовлетворенности родителей результатами работы школы.

Отсутствие жалоб и конфликтов между семьей и школой.

Анкетирование

Собеседование с родителями.

Решение родительских собраний.

2.Уважительное отношение к ребенку, как к личности, гордость и радость за его достижения в саморазвитии.

Отсутствие конфликтов и насилия в семье.

Анализ семейных традиций.

Выступление родителей на конференциях.

Рисунки и конкурсы сочинений учащихся, посвященных семье.

Анкетирование учащихся.

3. Повышение общекультурного уровня детей и взрослых.

Взаимопонимание и поддержка родителями занятий детей в учебной и досуговой деятельности.

Активное участие родителей в различных совместных формах жизнедеятельности.

Анкетирование, охват, отзывы.

Этапы реализации Программы

  • I этап – подготовительный (2015/2016 гг.)

Аналитико-диагностическая деятельность. Поиск и коррекция инновационных технологий, форм, методов и способов воспитания с учетом личностно значимой модели образования. Изучение современных технологий новаторов, обобщение их педагогического опыта. Определение стратегии и тактики деятельности.

  • II этап – практический (2016/2019 гг.)

Апробация и использование в учебно-воспитательном процессе личностно-ориентированных технологий, приемов, методов воспитания школьников, социальной и психолого-педагогической поддержки личности ребенка в процессе развития и раскрытия его индивидуальных особенностей.

  • III этап – обобщающий (2019/2020 гг.)

Обработка и интерпретация данных за период реализации программы. Соотношение результатов реализации программы с поставленными целью и задачами. Определение перспектив и путей дальнейшего формирования воспитательной системы.

Циклограмма работы классного руководителя.

Ежедневно

  1. Работа с опоздавшими, выяснение причин отсутствия учащихся.
  2. Контроль за дежурством в кабинете.
  3. Индивидуальная работа с учащимися.
  4. Проверка готовности к учебному процессу.

Еженедельно

1.        Проверка дневников учащихся.

2.        Работа с учителями-предметниками (по необходимости).

3.        Работа с родителями (по ситуации).

4.        Посещение учащихся на дому (по необходимости).

5.        Проведений мероприятий в классе (по плану).

Каждый месяц

1.        Консультации у школьного психолога.

2.        Встреча с родительским активом.

3.        Коррекция плана воспитательной работы.

Один раз в четверть

1.        Оформление классного журнала по итогам четверти.

2.        Проведение родительского собрания.

3.        Статистические данные по классу.

4.        Анализ выполнения плана за четверть.

Один раз в год

1.        Оформление личных дел учащихся.

2.        Анализ и составление плана работы класса.

3.        Проведение открытого мероприятия.

4.        Статистические данные по классу.

Критерии, показатели эффективности деятельности по психолого-педагогической поддержке социализации учащихся

Эффективность психолого-педагогической поддержки социализации учащихся может быть определена по сумме критериев, каждый из которых фиксирует ту или иную важную сторону этого процесса.

   Одним из ключевых следует считать степень развитости речевого общения подростков, что предполагает: наличие большого запаса слов, образность и правильность речи; логичность построения и изложения высказывания; точное восприятие устного слова и точную передачу идей партнеров своими словами; умение выделять из услышанного существо дела; корректно ставить вопросы; краткость и точность формулировок ответов на вопросы партнеров.

Другим не менее важным показателем эффективности психолого-педагогических усилий воспитателей выступает степень развитости у учащихся способности к конструктивному и продуктивному сотрудничеству в достижении общей цели. Сам выбор форм, в которых осуществляется трудовое взаимодействие подростков в той или иной коллективной деятельности (учебной, творческой, исследовательской и др.), есть исключительно чуткий критерий для оценки результатов социализации.

В современном российском обществе, как и во всех обществах, переживающих период быстрого и резкого социального расслоения, усиления миграционных процессов и роста криминалитета, подростково-молодежная среда демонстрирует рост интолерантности, ксенофобии и агрессивности, а с другой стороны – социального равнодушия к происходящему. Эффективная социализация помогает юному гражданину осознать себя как социально ответственной личности с отчетливой общественной позицией. Отсюда – такой комплексный критерий, как толерантность подросткового сообщества, культуросообразность его развития. Понятно, что комплексность этого критерия предопределена разнообразием тех площадок диалога, на которых формируется толерантность и которые сами нуждаются в целенаправленной психолого-педагогической поддержке.

Критерий – включенность подростков в процесс самообразования и наличие системы мер по психолого-педагогической поддержке и стимулированию этого процесса со стороны образовательного учреждения. 

Критерием является степень развитости следующих направлений деятельности:

  • совместной распределенной учебной деятельности в личностно ориентированных формах (включающих возможность самостоятельного планирования и целеполагания, возможность проявить свою индивидуальность, выполнять «взрослые» функции – контроля, оценки, дидактической организации материала и пр.);
  • совместной распределенной проектной деятельности, ориентированной на получение социально значимого продукта;
  • исследовательской деятельности в ее разных формах, в том числе осмысленное экспериментирование с природными объектами, социальное экспериментирование, направленное на выстраивание отношений с окружающими людьми, тактики собственного поведения;
  • творческой деятельности (художественной, технической и др. видах деятельности);
  • спортивной деятельности, направленной на построение образа себя, позитивное самоизменение.


Литература

1. Амонашвили Ш.А. «Личностно-гуманная основа педагогического

Процесса». - М., -1990г.

2. Дереклеева Н.И. «Азбука классного руководителя». - М.: 5 за знания, 2009. - 432с.

3. Иванов Д.А., Митрофанов К.Г., Соколова О.В. «Компетентностный подход в образовании. Проблемы, понятия, инструментарий». - Учебно-методическое пособие. – М.: АПК и ПРО, 2003. – 101 с.

4. Резапкина Г.В. «Классные часы. Беседы о самоопределении» : Книга для классных руководителей 5-9 классов. – М.: Образовательно-издательский центр «Академия»: ОАО «Московские учебники», 2011. – 192с.

5. Селиванова Н. «Эффективные способы решения современных проблем воспитания» // Учитель, № 6 – 2005. – С. 39-43

6. Педагогика. Учебное пособие для студентов педагогических вузов и колледжей./ Под редакцией П.И. Пидкасистого. - М.: Педагогическое сообщество России, 1998г.- 640с.

7. «Журнал классного руководителя»/ сост. Л.В. Голубева. - Волгоград: Учитель, 2007. - 109с.

8. Журнал «Справочник классного руководителя» №4, 2010. - П.С. Кудешов Долгосрочная воспитательная программа класса.

http://mon.gov.ru/

http://pedagogik.mgou.ru/

http://standart.edu.ru/

http://www.ug.ru

 

Приложение 1.

Структура самоуправления в классном коллективе.

Поручения

Обязанности

Ответственные

Староста

организует работу всех служб

Ответственный за дежурство по классу

назначает дежурных, ведет график дежурства, следит за выполнением их работы

Ответственный за дежурство по школе

составляет график дежурства, распределяет на посты, следит за работой

Медицинская служба класса

фиксирует пропуски занятий, сдает мед. справки в медпункт, обеспечивает д/з тех, кто болеет

Библиотечная служба класса

поиск информации в библиотеке, интернете необходимых материалов для подготовки сценариев классных дел

.

Корреспондентская служба (редколлегия) 

выпуск классных газет, участие в разработке сценариев, организация конкурсов, праздников

Репортерская служба класса

подготовка фотосюжетов, презентаций

Хозяйственная служба класса

организация ген. уборки класса, ремонт мебели и т.д.

Служба озеленения

забота о растениях (полив, пересадка и т.д.)

Служба сохранения здоровья (физорг)

подготовка команды класса для участия в физкультурных состязаниях, организация посещения спортивных мероприятий

Сценарная группа

подготовка сценария и проведение праздников

Учебный сектор

проверка дневников, сообщение об олимпиадах, научных конференциях и т.д.

        В Совет учащихся школы входят:

Приложение 2.

Девиз и эмблема класса.

Приложение 4.

Структура самоуправления в классе -МИГи (малая инициативная группа).

Каждый сектор выполняет определённые функции и отвечает за организацию полезных дел в классном коллективе.

Высший орган - Классное собрание. В его работе участвуют все учащиеся класса и классный руководитель, а в случае рассмотрения особо важных вопросов могут привлекаться и родители обучающихся. Ведет классное собрание  классный руководитель. Он подготавливает вопросы для обсуждения и выносит их на Совет класса. Между собраниями работу организует и контролирует Совет класса, который собирается один раз в неделю. В него входят руководители секторов ученического самоуправления. Командир класса выбирается путем тайного голосования. Решение считается принятым, если за него проголосовало более половины участников. Командир класса совместно с классным руководителем составляет план работы на четверть (на основе предложений обучающихся); формирует коллективы для подготовки и проведения классных мероприятий; контролирует выполнение поручений. 

Распределение общественных поручений происходит на первом же в учебном году классном собрании обучающихся. Предварительно составляются списки поручений и предлагается каждому написать свою фамилию напротив выбранной должности. Поручения можно менять каждую учебную четверть, чтобы каждый обучающийся мог попробовать себя в различных ролях. 

 

Классный коллектив осуществляет свое представительство в органах школьного самоуправления, в частности ряд обучающихся класса входят в Совет командиров школы, и принимает активное участие в проведении школьных мероприятий. 

Схема подготовки к мероприятиям: общешкольным и внутриклассным

 

 

   

Bнедрение ученического самоуправления позволяет решать проблемы личностного самоопределения, формирования навыков здорового образа жизни, социальной адаптации школьников. Кроме того, деятельность органов классного самоуправления существенно облегчает работу классного руководителя. 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Воспитательная программа в 6-м классе

В воспитательной программе класса представлены цели и задачи воспитательной работы в этом году, характеристика класса, работа по секторам, планируемые мероприятия....

Воспитательная программа для учащихся старшего звена «НОВОЕ ПОКОЛЕНИЕ» Разработчик программы: Жилина Галина Нигметовна, учитель МБОУ «Карагачская СОШ»

Цель программы: оказание помощи старшеклассникам в личностном и профессиональном самоопределении, создание условий для разностороннего развития личности на основе усвоения общечеловеческих ценностейОс...

Воспитательная программа "Становление личности" составлена для воспитательной работы в ТО "Умелые ручки"

Воспитание - процесс, начинающийся с раннего детства, когда в душу ребенка закладываются основные жизненные принципы, помогающие ему статьЧеловеком с большой буквы, занять достойное место в жизни, осо...

рабочая программа воспитательной программы "Милосердие"

Представленная рабочая программа составленая для работы школьного общества "Милосеррдие"...

Воспитательные программы, план воспитательной работы

Предлагаю материалы, которые Вам пригодятся в работе. ...

Воспитательная программа «Моделирование оптимальной воспитательной системы учреждения дополнительного образования»

Программа  «Моделирование оптимальной воспитательной системы учреждения дополнительного образования» Советского районного Центра развития творчества детей и юношества «Созвездие» на 2014/2019 год...

Реализация модуля «Уроки семьи» воспитательной программы «Моя программа жизни» для 11 класса

 В основе  модуля «Уроки семьи» лежит  системно-деятельностный подход, направленный на формирование у старшеклассников семейных духовно-нравственных ценностей. Это по...