Классный час "Счастье есть..."
методическая разработка (11 класс)
Методическая разработка классного часа в 9 -11 классе. Презентацию можно скачать по ссылке (https://disk.yandex.ru/i/2iNOgLzo9FQ_WQ)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
stsenariy_klassnogo_chasa.docx | 531.74 КБ |
Предварительный просмотр:
МАОУ «Гимназия №12 имени Г.Р. Державина»
Классный час на тему:
"Счастье есть - его не может не быть!"
Разработал: учитель английского языка
Бакуменко Вера Николаевна
Тамбов 2020
Сценарий классного часа
Играет музыка «Счастье есть…»
На экране слайд с надписью «Счастье есть – его не может не быть…».
- Вступительное слово классного руководителя:
Действительно, «Счастье есть – его не может не быть…»….
Именно так, жизнеутверждающе, звучит тема нашего сегодняшнего классного часа.
Периодически мы с Вами отмечаем разные праздники: Новый год, День Святого Валентина, 23 февраля, 8 Марта.… На праздники у нас принято поздравлять друг друга, дарить подарки, говорить много тёплых, добрых и приятных слов. И чаще всего мы желаем друг другу счастья.
Но что же такое «счастье»???... Нечто непостижимое, какой-то далекий образ или все же нечто реальное, что-то, что совсем близко, что окружает нас каждый день, но в рутине жизни мы просто не замечаем этого? Какого человека можно назвать счастливым? Что нужно человеку для счастья? Умеем ли мы видеть и ценить наше счастье? Где искать это счастье? Ну и самое главное - умеем ли мы быть счастливыми? – На эти и другие вопросы мы и попытаемся сегодня ответить. Попробуем разобраться, существует ли так называемая «формула счастья».
- В чем же актуальность данных вопросов?
Знаете, при выборе темы для классного часа, я задумалась вот над чем:
- Ну, во-первых, вы сейчас на пороге школьной жизни, и перед вами стоит множество задач (диплом, выбор дальнейшего места учебы и поступление туда, выбор и поиск работы, многие посещают подготовительные курсы и готовятся к написанию ЕГЭ и т.д). И такое количество задач приводит к понижению у многих учеников положительного психоэмоционального фона, многие ощущают на себе влияние стрессовых ситуаций.
- Во-вторых, я, к сожалению, заметила, что многие просто не умеют радоваться. Порой посмотришь на вас – и ужасаешься. Всё у вас в чёрно-белом цвете, жизнь не удалась, все, что окружает в данный момент, - это не то, когда же будет лучше и т.д. И когда я объявила тему классного часа, помните, один из вас заявил, да какое счастье? – счастья нет! …И окончательно убедило меня в том, что провести классный час именно на эту тему просто необходимо, дабы доказать обратное!
- Основная часть.
3.1. Эпиграфом к данной теме я не случайно выбрала следующее изречение Анто́на Семёновича Мака́ренко — советского педагога и писателя. А. С. Макаренко считает:
«Счастливым человеком нельзя быть по случаю, выиграть, как в рулетку, - счастливым человеком нужно уметь быть.» (слайд 3)
Прокомментируйте, пожалуйста, как Вы понимаете это высказывание. Команды высказывают своё мнение.
Действительно, можно и нужно учиться быть счастливым. Начнём прямо сейчас.
3.2. Тренинг «Поделись улыбкою своей и она к тебе не раз ещё вернется».
Итак, счастье – это эмоциональное состояние (эмоция), при котором человек испытывает внутреннюю удовлетворённость условиями своего существования. (слайд 4)
Самый простой способ притянуть положительную эмоцию – улыбка! (слайд 5«улыбашки»).
Многие, к сожалению, улыбаются очень редко, а некоторые, и вовсе разучились это делать. Иногда нужно просто заставлять себя. В связи с этим предлагаю вам прямо сейчас провести своеобразный тренинг, чтобы пребывать в позитивном состоянии, по меньшей мере, до конца классного часа.
Итак, тренинг «Поделись улыбкою своей и она к тебе не раз ещё вернется».
Ученики по кругу делятся теплом своей улыбки, передавая из рук в руки «СМАЙЛИК» (шарик с улыбкой), при этом играет песня «Улыбашки».
3.3. Презентация классного руководителя
Каждый человек на нашей планете стремиться обрести счастье. Недаром огромное количество литературных произведений, песен, фильмов посвящены поиску счастья.
- Всем известно, например, произведение «Приключения Буратино», где герои яростно пытались заполучить «золотой ключик», с помощью которого они надеялись открыть потайную дверь и найти за ней своё счастье. (слайд 6 или ролик)
- Или, например, всем известен современный мультфильм «Ледниковый период», где белка пыталась изо всех сил заполучить свой злополучный орех, в котором она видела своё счастье. (слайд 6 или ролик)
- Также и люди в повседневной жизни постоянно за чем-нибудь гонятся. И часто в этой карусели они пробегают мимо чего-то очень важного. (видеоролик о суете, слайд 7)
- Нас засасывают бесконечные домашние хлопоты и повседневные заботы. Мы взрослые тоже тратим уйму времени на различного рода совещания, переговоры, встречи, круглые столы, конференции…. Напряженные сессии вынуждают ваш мозг работать в бешеном темпе… Ежедневная рутина часто загоняет нас в тупик, мы чувствуем, что находимся в состоянии постоянного стресса, а порой – погружаемся в уныние… И пребывая в этом унынии, мы убеждаем себя , что жизнь станет лучше когда-нибудь потом, когда мы, например, закончим учиться, найдем работу… Потом мы расстраиваемся, что у нас нет машины, потом квартиры… Потом люди женятся, выходят замуж, заводят ребенка, потом второго и т.д. Потом им начинает казаться, что жизнь станет лучше, когда будет более красивая машина и более просторная квартира или когда их дети вырастут и т.д.
Вы заметили, что во всех этих предложениях фигурирует слово «потом». То есть постоянно нам кажется, что сейчас мы как будто не живем по-настоящему, а «пишем черновик», а настоящая счастливая жизнь будет потом - на другом этапе…когда возьмем отпуск, когда выйдем на пенсию… Но так ли это? Можно ли отложить счастливые моменты жизни? Можно ли вернуться к ним потом? Отмотать плёнку назад? Или переснять как неудавшийся кадр? (Учащиеся высказывают своё мнение)
4. А счастье – в чём? «Домик счастья».
Счастье можно и нужно находить в разном. И каждый, как мы выяснили, видит его по-своему. Обратимся, например, к фрагменту из фильма «Доживем до понедельника». Просмотр видеоролика. (слайд 8)
Как мы увидели, для героя данного фильма счастье – «это когда тебя понимают»…
А как и в чем вы видите своё счастье? Сейчас я попрошу вас изобразить на листе бумаги своё счастье в виде любого образа, предмета или явления. То есть сделать рисунки – ассоциации. (дети рисуют в классе что для них счастье или можно попросить их сделать это заранее, на подготовительном этапе работы)
А теперь давайте посмотрим какое совершенно разное и многоликое счастье у вас получилось. (дети презентуют и комментируют свои рисунки)
«Николай Иванович. Полезным тут ничем нельзя быть другим. Зло слишком застарело. Полезным можно быть только себе, чтобы видеть то, на чем мы строим свое счастье. Вот семья: пять детей, жена брюхатая и больной муж, и есть нечего, кроме картофеля, и сейчас решается вопрос, быть ли сытым будущий год, или нет. И помочь нельзя. Чем помочь? Я найму ей работника. А кто работник? Такой же бросающий свое хозяйство от пьянства, нужды. (Толстой Л. Н., И свет во тьме светит, 1900)
А вот стихи современного писателя о счастье:
Построй сам своё счастье
(Сергей Кирпиков, 25.08.2017г.)
Мы о будущем мечтаем
Всё сильнее день за днём.
Жизнь, как сказку представляем,
От судьбы подарков ждём.
Ждём удачи, процветания,
Чтобы жить, как в сладких снах.
Не имея понимания,
То, что в жизни всё не так.
Процветание приходит
Только к тем, кто не ленив,
К тем, кто счастье сам построит,
Кто не глуп и терпелив.
А глупцам с их точкой зрения
Счастье в жизни не видать.
Низкий уровень мышления
Им всегда будет мешать.
И подобное мышление
Жить спокойно не даёт,
Лишь тревоги и волнения
За собой всегда влечёт.
Глупо злиться бесконечно,
Обвиняя всех подряд.
Ваши беды быстротечны,
В них никто не виноват.
Поднимись хоть на ступеньку,
Своим мыслям дай обзор.
Чтоб расширить потихоньку
Нужных знаний кругозор.
И тогда найдёшь подсказку
И построишь счастье сам.
Жизнь пойдёт, как в снах, как в сказках,
Излучая чудеса.
Так что же значит «строить счастье»? Чем отличаются и что общего в этих столь близких и столь далёких друг от друга по времени произведениях? (Обсуждение, дискуссия)
А теперь я хочу предложить вам попытаться хотя бы символически «построить своё счастье». У вас на столах лежат бумажные листы с различными надписями, например, такие… Внимание на экран. (На экране слайд 9, презентующий разные добродетели. В христианстве существует два списка добродетелей. Может они помогут вам в строительстве ваших домов.
Первый просто перечисляет их:
- Благоразумие (лат. Prudentia)
- Мужество (лат. Fortitudo)
- Справедливость (лат. Justitia)
- Умеренность (лат. Temperantia)
- Вера (лат. Fides)
- Надежда (лат. Spes)
- Любовь (лат. Caritas)
Второй же исходит из противопоставления грехам:
- Целомудрие (лат. Castitas)
- Умеренность (лат. Temperantia)
- Любовь (лат. Caritas)
- Усердие (лат. Industria)
- Терпение (лат. Patientia)
- Доброта (лат. Humanitas)
- Смирение (лат. Humilitas)
Итак, из набора предложенных надписей вам, посовещавшись, нужно за 2-3 минуты выбрать 6 самых, на Ваш взгляд, необходимых и важных для построения так называемого «дома счастья». Посмотрите, пожалуйста, на экран. Вот, приблизительно таким образом… (слайд 10 с «домиком»). То есть, эти надписи являются для вашего «домика» своеобразными кирпичиками, необходимыми для его построения. Итак, какие секреты есть у счастья, что же нам нужно, чтобы быть счастливыми? начинайте… (Пока учащиеся строят свои дома, на экране все остальные могут увидеть слайды с рисунками счастья, если они были подготовлены заранее, или вывесить их на доску, если дети рисовали в классе. Группы работают. На экране в это время презентация рисунков под песню В. Мясникова «Счастье». (3 мин)
Итак, ваши «дома счастья» готовы. Но озвучите вы их в конце классного часа. И у вас будет в конце возможность поменять свои кирпичики, если вы поменяете своё мнение.
5. Высказывания о счастье.
На протяжении столетий тема поиска счастья волновала и продолжает волновать людей. Неспроста существуют тысячи изречений различных философов, писателей, ученых и других пытливых умов на эту тему. Вам тоже, насколько вы помните, было дано задание отыскать различные изречения о счастье и выбрать из них 5 наиболее близких для вас. Сейчас у нас будет обмен мнениями. Каждая из групп по очереди будет озвучивать реплики, а другая группа должна будет высказать своё понимание и может быть попытаться догадаться кому принадлежат эти слова. Итак, начнём.
Команды обмениваются своими репликами (в качестве примера ниже приводятся реплики, которые уже были использованы на проведённом классном часе)
1 команда
- «Большинство людей счастливы настолько, насколько они решили быть счастливыми». (политик и госуд. Деятель Авраам Линкольн)
- «Когда одна дверь счастья закрывается, открывается другая; но мы часто не замечаем ее, уставившись взглядом в закрытую дверь». (Писательница Хелен Келлер)
- «Заботясь о счастье других, мы находим свое собственное». (древнегреческий философ Платон)
- «Счастлив тот человек, внутри которого весь мир, — ему не может чего-либо не хватать». (еврейский царь и мудрец Соломон)
- «Место для счастья – здесь». (военный деятель и юрист Роберт Ингерсолл)
2 команда
- «У счастья нет завтрашнего дня, у него нет и вчерашнего, оно не помнит прошедшего, не думает о будущем, у него есть настоящее, - и то не день, а мгновение». (Иван Сергеевич Тургенев)
- «Чем больше люди завидуют чужому счастью, тем меньше места у них остается на свое». (Михаил Викторович Ба́бич — российский государственный деятель)
- «Счастье – это бабочка, которую никак не поймаешь. Но как только ты перестаешь за ней гоняться, она сама садится к тебе на шею». (автор неизвестен)
- «Большое препятствие для счастья – это ожидание слишком большого счастья». (франц. ученый Фонтенель)
- Не гоняйся за счастьем: оно всегда находится в тебе самом. (древнегр философ Пифагор)
6. Игра «Ищем позитив…» или «Стакан наполовину полон».
так, мы уже сегодня говорили, что счастье — это положительные эмоции. Чем чаще человек испытывает их, тем меньше нервного напряжения возникает в его организме, а значит, тем он здоровее и счастливее. Но иногда люди, к сожалению, не способны замечать позитивные моменты. И даже в одной и той же ситуации, где одни люди видят плюсы, другие видят минусы. И люди настолько привыкают видеть эти минусы, что уже начинают делать это целенаправленно и изначально видят негатив во многих жизненных ситуациях. А это – естественно, серьезное препятствие, чтобы почувствовать себя счастливыми. А ведь иногда случаются ситуации в вашей жизни, когда неудача стала причиной или неким толчком на пути к успеху. Поэтому будем учиться видеть позитив. В связи с этим я предлагаю вам небольшую игру под названием «Ищем позитив…» или «Стакан наполовину полон». Её суть в следующем – нужно закончить фразу, которая, на первый взгляд, описывает некую не очень положительную ситуацию. Свой вариант каждая из команд даёт по очереди. Задача – не повторяться.
Итак, закончите фразы так, чтобы найти в конкретном моменте позитивную эмоцию, счастье:
- В комнате прохладно, но зато... (так легче думается).
- С утра не кончается дождь, но мне кажется это замечательным, потому что... (в такой день хорошо сочиняются стихи).
- К уроку мне надо прочитать огромный рассказ, но это хорошо тем... (что я узнаю много нового).
- Как мало времени осталось до экзаменов, но зато... .
- Каждый день я вынужден ходить в школу, но…
- У меня сломался телефон, но зато это повод, чтобы…
- Сегодня нам поставили дополнительный урок физкультуры, но это хорошо тем...
- У нас сегодня в квартире целый вечер не было электричества, но зато…
- В автобусе я немного задумался и уехал дальше, чем нужно, на две остановки, но…
Итак, ребята, спасибо, за ваши позитивные ответы. Как мы успели понять, что в каждой ситуации можно и нужно искать позитивные моменты. Каждая ситуация в нашей жизни – это возможность что-то понять, узнать, быть может пересмотреть свое отношение к происходящему.
Взглянуть на ситуацию с другой стороны. Порой даже одни и те же слова, одни и те же фразы при совершенно другой интерпретации приобретают кардинально противоположное значение. В качестве примера давайте с Вами посмотрим видеоролик под названием «Я - часть потерянного поколения», который очень показательно демонстрирует, как меняется вообще смысл происходящего вокруг в зависимости от нашего с вами к этому отношения.
Вывод: мы сами распоряжаемся счастьем своим, потому что наше счастье – в наших руках.
Творческий продукт «Счастье для нас – это…»
В конце классного часа дети могут корректировать и презентовать свои «дома счастья». Классный руководитель комментирует, добавляет свои мысли и делает акцент на том, что необходимым компонентом всех «домиков» является любовь. Любовь бывает разная…. Потому что только любящий человек может испытывать счастье сам и дарить счастье другим. Одно из наиболее важных проявлений любви – это любовь к мамам, детям...
Примеры работ:
- «Птица счастья».
Ученикам предлагается на большом гелиевом шаре, который использовался в начале урока, маркерами написать свои добрые пожелания, который будет символизировать «Птицу счастья», а затем дети отпустят её в небо. Играет песня «Птица счастья».
- Заключительный этап.
Слово «счастье» своим появлением обязано хлебу. Дело в том, что в глубокой древности, когда кто-то рождался в семье, по обычаю пекли хлеб. В дом приглашали гостей и хлеб делили на части. Новорожденному тоже выделяли свою долю, часть. Считалось, что с этого момента он живет «с частью» жизненных благ. Так произошло слово «счастье».
Я надеюсь, что и вы сегодня свой «кусочек» счастья, свою часть получили у нас на классном часе.
Песня «Мы желаем счастья Вам…»
Используемые информационные источники
1.Воспитание школьников. N°2, 6 М.: Министерство образования РФ, 1998.
2. Дейл Карнеги «Как перестать беспокоиться и начать жить»- М.-1998, «как быть счастливым в семье» М.-1998
3. Кон И.С. Этический словарь. М.: Просвещение, 1989.
4. Кудряшов А.Ф. Лучшие психологические тесты для профотбора и профориентации. М.: Просвещение, 2000.
5. Леви В.Л. Познай себя. М.: Семья и школа, 1993.
6. Леви В.Л. Искусство быть собой. М.: Знание, 1991.
7. Щуркова Н.Е. Собрание пестрых дел. М.: Знание, 1999.
8.http://aforizmi-i-citati.ru/o-schaste/1700-vyskazyvaniya-filosofov-o-schaste.html – Философы о счастье
9. https://nsportal.ru/shkola/klassnoe-rukovodstvo
- Социальная сеть работников образования
10. https://.ru/files/klassnyi-chas-razmyshlieniie-o-schast-ie.html
- Сайт для педагогов
13.https://www.youtube.com/watch?v=ZuIqxituiB4
- Социальный ролик «Я – часть затерянного поколения»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Классный час "Есть ли герои в наше время?"
Материал подобран неоднозначный . Он вызвал интерес моих воспитанников: состоялась бурная дискуссия....
Презентация к классному часу "Есть такая профессия -ученик"
Красочная презентация к классному часу "Есть такая профессия -ученик!"...
Классный час "Есть такая героическая и отважная профессия - пожарный!"
Сценарий проведения классного часа "Есть такая героическая и отважная профессия пожарный"...
классный час: "Есть такая профессия - Родину защищать"
Данное мероприятие было проведено в ходе месячника по патриотическому воспитанию. Цель классного часа- создание условий для формирования чувства патиотизма, активной жизненной позиции, осознания необх...
Классный час "Есть ли будущее у российской семьи?"
Данный классный час проводился в 10 классе и ориентирован как проблемный диспут больше на старшеклассников...
Классное руководство. Классный час "Есть ли герои у нашего времени?"
Разработка классного часа. Источники: журналы "ПЕдсовет", Интернет(презентация)....
Тема классного часа "Есть ли герои у нашего времени?"
За всю свою жизнь можно не совершить большого и бросающегося в глаза подвига, но можно и нужно продолжать делать добрые дела.-А что можно сделать? – спросите вы.Многое.- Не стоит искать больших ...