Классный час в 8 классе «В мире есть место доброте»
методическая разработка (8 класс)
Классный час
в 8 классе
«В мире есть место доброте»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kl_chas_v_mire_est_mesto_dobrote.doc | 80 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ «Таксимовская средняя общеобразовательная школа»
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
Классный час
в 8 классе
«В мире есть место доброте»
Год кино
(по фильму Ролана Быкова «Чучело»
Подготовила и провела
Рундина Елена Михайловна
«Поступай с другими так, как хотел бы, чтобы поступали с тобой»
- «золотое» правило нравственности.
Цель:
Воспитание духовной культуры, основ нравственности; создание условий для формирования принципов доброго отношения друг к другу и негативного отношения к проявлениям агрессии.
Задачи:
- проанализировать фильм Р.Быкова «Чучело» по произведению В.Железникова:
- на примерах поступков героев фильма дать понятие нравственности и безнравственности;
- научить аргументированно высказывать свое мнение и отстаивать свою точку зрения
- Вступительное слово учителя:
(музыка «романтик»)
- Мир — это вселенная. Мир- это наша Земля. Это наша страна. Наш поселок. Наша школа. Мир - это каждый из вас. Как разнообразен мир вокруг нас! Как интересен и противоречив он! Как разнообразен мир внутри каждого из нас! Так на чём же держится мир? Сегодня наш разговор пойдёт о том, зачем человек приходит в мир, для каких дел, что он может сотворить, какую память о себе оставить.
Многие взрослые считают, что детство – это самая безоблачная, беззаботная пора. Согласны ли вы с этим? Не совсем… Именно в детстве мы впервые сталкиваемся с болью, жестокостью, равнодушием.
Я бы хотела продемонстрировать вам отрывок из произведения, а какого, вы догадайтесь сами.
(Настя – монолог)
- Скажите, ребята, кого мы сейчас увидели? В какой момент? Почему Лена Бессольцева так себя ведет?
2. Беседа по вопросам
1. Видели ли вы фильм «Чучело» или только читали произведение? Этот фильм снял известный режиссер Ролан Быков, в главной роли Кристина Орбакайте.
2. Какие чувства вызвал у вас фильм «Чучело»? Встречались ли вы с жестокостью подростков в реальной жизни?
3. Можно ли оставлять безнаказанным предательство?
3. Есть ли в вашем классе сильная личность?
В повести «Чучело» есть такие слова: «Можно презреть, наказать, помочь, но мучить нехорошо, стыдно. Это ожесточает человека. Надо быть милосердным». Как вы понимаете смысл слова «милосердие»? (Милосердие – это готовность помочь из чувства сострадания, гуманность, человечность.)
- Скажите, а что такое добро, доброта? (Добро – это всё то, что морально ценно, что способствует благополучию человека, общества в целом. Доброта – это отзывчивость, внимание к людям, щедрость, готовность поступиться своими интересами ради других, бескорыстие.)
- Подберите антонимы к этим словам. (Добро – зло, доброта – злоба, добрый – злой. Милосердный – жестокий. Человечный – бесчеловечный. Гуманный – жестокий).
- Почему мы сейчас вспомнили именно об этих словах? (Ученики отвечают.)
4.Как бы вы повели себя в конфликтных ситуациях, изображённых в фильме «Чучело»?
Итак, выделим главные проблемы, поставленные в фильме: противостояние добра и зла, гуманное отношение к людям и антигуманное, бесчеловечность; жестокость подростков; предательство.
5. Что такое агрессия? (Из словаря Ожегова: Агрессия – это любая форма поведения, нацеленного на оскорбление и причинение вреда другому живому существу). Кто в фильме ведет себя агрессивно?
6.Имеет ли место агрессивное поведение в вашем классе? (чаще- словесная агрессия).
- Викторина «Как не позволить себя обидеть»
Давайте подумаем, каких принципов должен придерживаться человек, чтобы не стать жертвой агрессии?
1. Не бойся агрессора, держись уверенно.
2. Постарайся сохранять спокойствие.
3. Не груби в ответ и не дерись.
4. Используй (выбери) правильные стратегии поведения:
- твердо и уверенно скажи, что тебе не нравится такое обращение;
- пошути в ответ;
- спокойно уйди (не убегай);
- обратись за помощью к друзьям или старшим, если не сможешь справиться сам.
4. Обсуждение проявления агрессии в фильме «Чучело»
Фильм «Чучело» снят Роланом Быковым по одноименной повести Владимира Железникова. Главную роль в фильме сыграла Кристина Орбакайте.
Итак, главная героиня, Лена Бессольцева попадает в новую школу. Но класс сразу же не принимает наивную, добродушную, честную девочку. Лена подвергается жестокому байкоту со стороны одноклассников. Она принимает на себя чужую вину. Более того, она будет вынуждена уехать из города.
Просмотр эпизода из фильма с поджогом чучела.
Вы посмотрели самый жестокий эпизод фильма. Девочку оскорбили, унизили и «сожгли». И ни один одноклассник не заступился за нее. Даже тот, кого она считала лучшим другом. Как чувствовала себя Лена в этот момент?
- Что вы можете сказать о поступке Лены Бессольцевой? (Милая, добрая Ленка взяла чужую вину на себя, и класс считает предателем именно её, а не Димку Сомова.)
Перед вами ваши ровесники. Их зовут Железная Кнопка, Рыжий, Попик, Лохматый, Димка Сомов. Почему у многих ребят нет имён, а только клички? (Так принято у детей и подростков. Режиссёр хотел показать, как человек невольно начинает соответствовать своей кличке. Железная Кнопка – бессердечная, безжалостная – железная. Попик - это маленький человек, и его обладатель чувствует себя рабом. Рыжий – непохожий на других внешне, и из-за этого над ним все смеются.)
- А вы награждаете прозвищами друг друга?
- Есть ли вина Димы Сомова в том, что он рассказал учителю о походе класса в кино?
- Как ведёт себя Димка? Считаете ли вы его предателем? (Трусость рождает подлость).
- А какой становится Ленка? (Она перестала бояться, стала сильная.)
- Что такое унижение? (Унижение – это то, что оскорбляет достоинство человека).
Знаменитый философ Цицерон сказал: «Величайшее поощрение преступления – безнаказанность». Можно ли оставлять безнаказанным предательство? (Ответы учащихся).
- Как расценивать отказ Лены от бойкота Димке? Права ли она?
- Что определяет коллектив, в чём его сила?
- Как вы относитесь к проблеме лидерства в классе? В чём опасность лидерства шести человек в классе, где училась Лена?
- Почему, по-вашему, класс так жестоко вёл себя с Леной? В чём вы видите причину этой жестокости и при каких условиях её можно было бы не допустить?
- Что значит «сильная личность»? Есть ли в нашем классе по-настоящему сильная личность?
- Почему Ленка в глазах ребят – «чучело», а для дедушки - «красавица», «чудный человек»?
- В чём сходство Лены с Машкой с картины её прадедушки? Почему оно так радовало Николая Николаевича? (Машка была очень похожа на Ленку: голова на тонкой шейке, ранний цветок. Вся незащищённая, но какая-то светлая и открытая).
- В чём истинная красота человека? (В добром, милосердном отношении к людям, в добрых делах и поступках человека, в готовности прийти на помощь.)
- Как вы считаете, может ли драма, пережитая Леной, заставить задуматься о том, что такое истинные ценности, научить различать их?
- В чем Дима Сомов поступил неправильно?
- Как бы вы поступили на месте Лены Бессольцевой? А на месте Димы Сомова?
- Как должен был бы поступить Сомов? Если бы он признался, то агрессия класса была бы направлена на него! Как быть?
- Может быть, детям нужна была бы помощь со стороны взрослых?
- Что заставило ребят задуматься в конце фильма?
- Не встретили ли вы в фильме благородных людей?
5. Творческий проект – размышление «Моё отношение к увиденному»
(Группам раздаются листы. Ученики работают под фонограмму песни «Прекрасное далеко». Каждая группа рисует добрый поступок или составляет определённый свод правил Доброты.)
Ребята, я хочу подарить вам на память книгу «Золотые правила доброты. Сюда вы можете вносить список своих добрых дел. Здесь же будут ваши добрые правила, которые вы сегодня написали. Сохраните эту книгу до 11 класса
6. Рефлексия:
- Что запомнилось из нашего разговора больше всего?
- Могли ли такие честные и чистые люди, как Бессольцевы изменить одноклассников?
Как вы думаете, что могут сделать ребята, чтобы улучшить взаимоотношения в классе?
- организовать совместный праздник;
- не дразниться, не драться;
- извиниться за неправильное поведение;
- войти в положение другого человека и не обижать его;
- объяснить, почему ты не доволен кем-то;
- попросить прощения у тех, кого обижал;
- быть дружными, держаться вместе;
- помогать друг-другу;
7. Заключительное слово учителя:
Фильм «Чучело» поучителен и интересен и в наши дни.
Режиссёру удалось правдиво, без прикрас показать драму девочки-подростка, чтобы у нас с вами вызвать протест против жестокости, чтобы каждый из нас попробовал встать на место Лены и проникнуться презрением к предательству.
Главное в этом фильме – противостояние ценностей истинных и мнимых, красоты духовной и внешней. И одним из таких вечных нравственных качеств является доброта. Известная русская писательница Мария Прилежаева писала: «Человек рождается для добрых дел и носителями добрых дел являются дети». Надо постараться сохранить и развить в себе это качество, без которого никак не прожить на свете.
Спешите делать добрые дела. А зависть – «ты её убей в зародыше», «злость – беги от чувства злого». Вспомните, как мудро сказала поэтесса, давая совет сыну и всем–всем нам.
песня«Настоящий друг».
8. Подведение итогов
- Какое чувство вы испытываете сейчас?
- Было ли, на ваш взгляд, в сегодняшнем классном часе для вас полезное, нужное?
- О чем наш классный час?
- Что вам запомнилось больше всего?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Классный час. В жизни всегда есть место подвигу (5-7 классы)
Классный час "В жизни всегда есть место подвигу", посвященный Дню Героя России, для 5-7 классов...
Классный̆ час «В жизни всегда есть место подвигу»
Классный час для учащихся 5 класса...
В жизни есть место доброте и милосердию.
Воспитательное занятие о добрых поступках и милосердии....
Классный час "В жизни всегда есть место подвигу?"
Классный час "В жизни всегда есть место подвигу?"...
Самоанализ классного часа "В мире есть место доброте"
Самоанализ классного часа "В мире есть место доброте"...
Классный час "В жизни всегда есть место подвигу"
Классный час "В жизни всегда есть место подвигу"...
Классный час "В жизни всегда есть место подвигу"
Разработка классного часа...