Классный час "Слово"
классный час (8 класс)

Кривошей Лариса Викторовна

Классный час "Слово"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon klassnyy_chas_slovo.doc44 КБ

Предварительный просмотр:

УСТНЫЙ ЖУРНАЛ

«СЛОВО»

ЦЕЛЬ: профилактика  распространения сквернословия в молодежной среде

ЗАДАЧИ:  

  • определить, что включает понятие «ненормативная лексика»;
  • изучить психологическую и педагогическую литературу по данному вопросу;
  • определить мотивы использования  бранных слов;
  • выяснить влияние сквернословия на развитие ребенка.

ОБОРУДОВАНИЕ:

ХОД МЕРОПРИЯТИЯ:

1.Огр.момент:

2. Сообщение темы классного часа.

-Наша встреча  посвящена  одной из важных и в то же время трудных тем.  

Сегодня мы будем говорить о нашей речи, самом удивительном и прекрасном

из всего, что было создано человеком.

Я люблю свой родной язык

Он понятен для всех, он певуч.

Он как русский народ многолик,

Как держава наша могуч.

 -Ежедневно мы пользуемся печатным словом, читая книги, статьи.  Еще чаще мы пользуемся устной речью: от колыбели, до последнего вздоха…   Ребенок учится понимать и произносить слова значительно раньше, чем ходить, и с речью он не расстается на протяжении всей жизни.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                          

-О богатстве русского языка можно судить по толковым словарям. Словарь  современного литературного русского языка Академии наук состоит из 17 томов, в них насчитывается 120 тысяч 480 слов. Если мы обратимся к творчеству нашего великого русского поэта А.С.Пушкина, то пушкиноведы подсчитали, что поэтом было использовано 21 тысяча 290 слов. А по социологическим исследованиям словарь современного русского языка состоит из 5-8 тысяч слов.  Какие безграничные возможности есть у современного человека для обогащения своего запаса слов!

1. ИГРА «СОБЕРИ ПОСЛОВИЦУ»

Каждой команде выдаются рассыпанные пословицы. Нужно из слов и словосочетаний собрать пословицу, наклеить ее на лист, обсудить в группе, в чем заключается смысл этой пословицы, а затем всем рассказать ваше общее мнение.

Доброе слово человеку, что дождь в засуху.

Жизнь дана на добрые дела.

Доброе слово и железные ворота открывает.

Ласковое слово, что солнышко в ненастье.

Добро сделанное втайне, оплатится явно.

 «Нам не нужно тысячи слов. Чтобы  друг друга понять…»

В языкознании нет до сих пор точного определения понятия СЛЕНГА.  Это слово имеет 2 значения:

1-речь социально или профессионально обособленной группы.

2-вариант разговорной речи, не совпадающий с нормой литературного языка.

Сегодня сленг заполняет разговорный словарь ученика наравне с матерными словами.

Многие слова приходят из других языков:

ВАУ – удивление, восторг, изумление (англ.)

СОУ-СОУ – так себе

ЧУВАК – парень (цыганское)

Интересно послушать слова, употребляемые вами, дорогие учащиеся. О значении этих слов можно только догадываться.

(Учащиеся просматривают эпизод    Ералаша)

2. ИГРА «Переводчики»

-Ребята, перед вами  текст из сюжета, в котором использованы сленговые слова. Пожалуйста,  замените их  на  литературные.

Мы переходим к следующей страничке нашего журнала, которая так и называется:  «СЛОВО ЛЕЧИТ,  СЛОВО РАНИТ».

Одно, два оскорбления – и целый день может быть безнадежно испорчен, несмотря на то,  что вы стройны как лань, умеете петь и танцевать. Но когда вас прилюдно обижают, а готового ответа на оскорбление не находиться, самооценка стремительно падает. Так давайте подготовимся к возможной ситуации заранее. Прежде всего ответим на вопрос: почему люди оскорбляют друг друга?

Грубияны нередко сами страдали или страдают от того же. Чтобы подняться в собственных глазах, они попирают личность окружающих.

Представьте этих людей маленькими детьми, пожалейте их беспомощность…

Наверно, в детстве этих людей «не долюбили». А теперь они настолько не уверенны в себе,  что снижают самооценку у окружающих доступными для них методами.

 Открываем следующую страничку нашего  журнала.  

Она называется:   «ИНТЕРЕСНО, ЧТО….»

  1. Заблуждением является общепринятое мнение о том,  что мат – это славянская традиция. Сквернословие на Руси примерно до середины ХIХ века не только не было распространено  даже в деревне, но и являлось уголовно наказуемым. Существовало представление, что матерная брань наказывается стихийными бедствиями, несчастьями и болезнями. Еще при царях Михаиле Федоровиче и Алексее Михайловиче за сквернословие наказывали розгами на улицах. По Соборному уложению за использование непотребных слов налагалось жестокое наказание — вплоть до смертной казни. Нелишне будет вспомнить, что за нецензурную брань в общественном месте даже по Уголовному кодексу СССР полагалось 15 суток ареста.

Последняя страница нашего журнала «Законодательная»

Ст.130 «Оскорбление» УК РФ гласит:

 «1. Оскорбление, то есть унижение чести и достоинства другого лица, выраженное в неприличной форме, – наказывается штрафом в размере до ста минимальных  размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период одного месяц, либо обязательными работами на срок до ста двадцати часов, либо исправительными работами на срок до шести месяцев.

2.оскорбление, содержащееся в публичном выступлении, публично демонстрирующемуся произведении или средствах массовой информации, - наказывается штрафом в размере до двухсот минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного до двух месяцев, либо обязательными работами на срок до ста восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок до одного года».

      Ст. 20,  ч.1 «Кодекса РФ об административных правонарушениях» предусматривает следующее наказание за нецензурную брань в общественных  местах: штраф в размере от пяти до пятнадцати минимальных размеров оплаты труда или административный  арест на срок до пятнадцати суток.

Выводы:

Вывод 1. Использование ненормативной лексики навязывается средой, в которой ты общаешься.

Вывод 2.   Когда хочется быть сильным и крутым, тем, кого все замечают – мат выбирается как самый оптимальный вариант для привлечения внимания.

 Вывод 3. Можно найти сотни оправданий использованию брани. Но человек матерящийся демонстрирует неуважение к окружающим.

В заключение нашего журнала хотела бы предложить советы, для тех, кто хочет «излечиться от этой вредной привычки»

ПОДАРИТЬ ПАМЯТКИ.

Рефлексия:

-Наше настроение прекрасное! (делаем вывод о состоянии группы)

 

Я хочу закончить нашу встречу словами поэта  Матусовского:

Есть слова пострашнее, чем порох,
Чем снаряд над окопными рвами.
Я советую людям при ссорах
Осторожнее быть со словами.
Мир устроен на этой основе,
И достаточно, в общем, серьёзно:
О любом опрометчивом слове,
Пожалеете рано иль поздно
Вы к словам проявляйте терпение,
Не берите в расчёт кривотолков.
Ведь от них остаются раненья,
Как от мелких, но острых осколков.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий конкурса классных воспитателей "Мой классный самый классный"

В нашей школе существует институт классных воспитателей. Поэтому в своей деятельности стараюсь тесно взаимодействовать с ними. Зачастую ребята видят только одну из сторон личности классного воспитател...

Материал в помощь классному руководителю для подготовки классного часа, для оформления классного уголка на тему "Верь в себя"

Материал в помощь классному руководителю для подготовки классного часа, для оформления классного уголка на тему "Верь в себя"...

Сценарий выступления на районном конкурсе классных руководителей "Самый классный классный"

Презентация классного руководителя, включающая в себя самопрезентацию и выступление учащихся класса, поставлена в форме литературно-музыкального шоу....

Описание опыта работы классного руководителя на конкурс "Самый классный классный"

Описание опыта работы классного руководителя на конкурс "Самый классный классный" на тему:  « Духовно-нравственное воспитание учащихся класса казачьей направленности на основе отечественного...

Сценарий классного часа на конкурс "Самый классный классный"

Сценарий классного часа на конкурс "Самый классный классный" на тему: "Заходите до нашей хаты"...

Визитка на участие в городском конкурсе классных руководителей и классных коллективов обучающихся "Самый классный класс".

Визитка на участие в городском конкурсе классных руководителей и классных коллективов обучающихся "Самый классный класс"....

Сценарий финала районного конкурса для классных руководителей "Самый классный классный".

Есть особая категория педагогов, которые о своих учениках и воспитанниках говорят "это мои дети". Эти педагоги - классные руководители!...