Классный час "Мама - ближе человека нет"
классный час (10 класс)
Данный классный час органично вписывается как в систему воспитательной работы, так и в систему уроков литературы и русского языка, поскольку главная цель моей учебно-воспитательной работы – воспитание духовности, то есть « человеческого в человеке» у учащихся.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kl_chas_ko_dnyu_materi.docx | 31.93 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ «Хиславичская СШ»
Классный час - мастерская
"Мама - ближе человека нет",
проведенный в 10 классе.
Классный руководитель:
В.П. Дорошева
Ноябрь 2015 г.
Классный час ко Дню матери 10 класс
Классный час в форме творческой мастерской ценностных ориентаций "Мама - ближе человека нет"
Описание материала: Данный классный час посвящен Дню Матери. На подготовительном этапе ребятами были написаны изложения с элементами сочинения. Учащиеся прослушали старинную горскую легенду и должны были ответить на один из предложенных вопросов: Какие чувства вы испытали, прослушав легенду? И второй вопрос : создание проблемной ситуации. Открывая двери своего дома, вы внимательно смотрите в глаза своей мамы. Ведь говорят, что глаза – зеркало души. Расскажите, какие глаза у ваших мам.
Мастерская нацелена в первую очередь на воспитание духовности у учащихся.
Форма мероприятия дает возможность раскрыться личности, получить опыт общения, проявить себя в творчестве, а содержание способствует поиску ответов на вопросы о взаимоотношениях с родителями, поскольку в подростковом периоде чаще всего наблюдаются конфликты между поколениями.
Данный классный час органично вписывается как в систему воспитательной работы, так и в систему уроков литературы и русского языка, поскольку главная цель моей учебно-воспитательной работы – воспитание духовности, то есть « человеческого в человеке» у учащихся.
Цель: способствовать воспитанию чувства любви, уважения и бережного отношения к матери.
Задачи:
- формировать умение работать в группе по осмыслению проблемы через сотворчество и коммуникацию;
- развивать умение самоанализа отношения к маме;
- способствовать выработке умения находить компромиссы в конфликтных ситуациях
Ход мастерской.
- Индуктор. (На данном этапе происходит и создание рабочих групп. Каждый ученик получает слово из пословицы. Задача – объединиться в группу, собрав пословицу.)
1)- На свете все найдешь, кроме отца и матери.
2)- Нет такого дружка, как родная матушка.
3)- Материнская молитва со дна моря вынимает.
4)- При солнце тепло, а при матери добро.
5)- У детины заболеет пальчик, а у матери сердце.
Каждая группа озвучивает свою пословицу.
Учитель:
- Что объединяет эти пословицы?
- Какой теме посвящена работа в мастерской?
- Как вы считаете, почему мы сегодня будем говорить о матери, ведь уже столько сказано и написано?
- Какова цель работы нашей мастерской?
Дорогие ребята! Уважаемые родители!
Как хорошо, что мы собрались с вами сегодня вместе. У вас, несомненно, много неотложных дел и забот, но забудьте о них на некоторое время и постарайтесь хорошо отдохнуть.
Сегодня мы проводим классный час на совершенно особую тему, мы сегодня будем говорить о самом дорогом человеке, который не только дал нам жизнь, но и всегда думает о нас, заботится, помогает, защищает, любит и надеется, что вы будете здоровые и счастливые. Конечно, вы уже догадались, о ком сегодня пойдет речь. В последнее воскресенье ноября в России отмечается День Матерей.
2. Информационный блок. Из истории праздника
Учащиеся заранее получили задание найти материал об истории этого праздника. Давайте их послушаем.
1 уч. По некоторым источникам, традиция празднования Дня матери берет начало еще в женских мистериях древнего Рима, предназначенных для почитания Великой Матери - богини, матери всех богов. Также известно, что в Англии XV века отмечалось так называемое "Материнское воскресенье" – четвертое воскресенье Великого поста, посвященное чествованию матерей по всей стране.
2 уч. В США День матери отметили впервые в 1872 году по инициативе Джулии Уард Хоу, но по смыслу, это был скорее День Мира. Собственно День матери отмечается в США с 1907 года ежегодно во второе воскресенье мая, а в 1914 г. Президент Вильсон сделал этот праздник официальным.
3 уч.: День матери отмечается в Австрии, как и во многих других странах, каждое второе воскресенье мая. Традиции празднования этого дня очень похожи на традиции 8 Марта в России. Обычно дети на этот праздник преподносят небольшие букетики весенних цветов. Этому празднику посвящаются многочисленные развлекательные мероприятия, кондитеры выпекают специальные торты, а в меню ресторанов появляются специальные кушанья.
4 уч.: Впервые день матери в Германии был отмечен в 1923 году, как национальный праздник отмечается с 1933 года.
Матерям дарят в этот день цветы, маленькие сувениры, приятные мелочи, неожиданные сюрпризы и горячие поцелуи. Хотя главный подарок – это внимание. Взрослые дети посещают дом родителей и тем самым говорят им: “Мы вас не забыли и за все будем Вам благодарны!”
5 уч.: В России выделять День матери стали сравнительно недавно. Хотя, по сути, это – праздник вечности: из поколения в поколение для каждого мама – главный человек. Становясь матерью, женщина открывает в себе лучшие качества: доброту, заботливость, любовь. В России этот праздник отмечают с 1998 года, когда вышел указ президента Российской Федерации Бориса Ельцина от 30 января 1998 года «В целях повышения социальной значимости материнства установить праздник – День матери и отмечать его в последнее воскресенье ноября.
Учитель: Мама- самое дорогое, что нам дано в жизни. Она всегда поддержит , когда трудно, утешит , когда мы плачем, порадуется за наши успехи. Какая она, мама?
(Звучит музыка) Попробуем составить собирательный образ мамы. Для этого каждая группа в этом свитке ответит на один вопрос: Что я больше всего люблю в своей маме? Какая она? Расскажите, пожалуйста , о своей маме. -) Зачитываются работы.
Стихотворение Корнеева Н.
:Любовь матери безгранична и бескорыстна. Мать готова пожертвовать собой ради ребенка, отдать сердце, силы, здоровье.
Создание проблемной ситуации
Открывая двери своего дома, вы внимательно смотрите в глаза своей мамы. Ведь говорят, что глаза – зеркало души. Расскажите, что вы увидели в их глазах?
И не узнаёте ли вы себя в таких ситуациях?(Даются проблемные ситуации) Время на обдумывание 2 минуты.
Ситуация 1. Вова сказал маме, что после уроков останется на репетицию спектакля. Но после репетиции он задержался: поиграл в футбол, поболтал с ребятами. Когда он пришёл домой, то увидел полные страха и отчаяния глаза мамы…
Как бы вы поступили на мамином месте? Кто прав ?
Ситуация 2.
Мама предупредила Наташу, что придёт с работы поздно, и попросила её всё прибрать в квартире, накормить ужином сестрёнку и спокойно с ней поиграть. Когда мама вошла в дом, там стоял тарарам: вещи были разбросаны, сестрёнка капризничала, а Наташа сердито на неё кричала.
Что в эту минуту могла переживать мама?
Ситуация 3.
Дина требовала, чтобы мама купила ей джинсы, потому что у всех есть , а неё нет. Мама объяснила, что она не может их купить, у неё нет сейчас денег. Но Дина продолжала требовать, плакала, кричала, что мама её не любит , не жалеет, потом оделась и ушла, хлопнув дверью.
Что в этот момент испытала мама?
4 группа. : Испытывая самые нежные чувства к маме, вы нередко ссоритесь с ней.
Почему так происходит ?
Продолжите предложение « Я иногда ссорюсь с мамой, потому что….»
«За что сердятся на вас ваши мамы?»
- Справедливо ли на вас сердятся ваши мамы?
Учитель. Смотрите , получается, что мамы сердятся за неряшливость, лень, грубость, несдержанность, нарушение обещания, неумение вести себя. Не кажется ли вам, что это гнев справедливый?
5 группа. Что можно посоветовать в этих ситуациях? Составьте добрый совет и поделитесь им с другими.
Так что же вы должны сделать, чтобы в маминых глазах чаще светилась радость?
Уч. Вы уже в том возрасте, когда можете понимать своих мам, стремиться больше знать о них, чтобы понимать лучше. Вы можете и помочь, и посочувствовать, и подарить им радость. Нужно только захотеть. А захотеть очень важно. Потому что мама – это человек, ближе которого нет, мама- это человек, на котором держится дом.
Стихотворение (Никулин А.)
Отшумит и умчится любая беда,
Как весенней порою грохочущий гром,
Если с вами она, если рядом всегда
Человек, на котором держится дом.
Может быть 33 ей или 73-
Сколько б ни было ей, возраст тут ни при чём:
В беспокойстве, в делах от зари до зари
Человек. на котором держится дом.
Очень редко, но всё же бывает больна,
И тогда всё вокруг кувырком, кверху дном.
Потому что она, потому что она –
Человек, на котором держится дом.
Чтобы было и в сердце и в доме светло,
На её доброту отвечайте добром.
Пусть всегда ощущает любовь и тепло
Человек, на котором держится дом. ( П. Градов)
Уч. М. Горький говорил: «Не будьте равнодушны, ибо равнодушие смертоносно для души человека. А ведь самое страшное равнодушие – это равнодушие к собственной матери.
Чтение легенды.
Был у матери единственный сын. Женился он на девушке невиданной красоты. Но сердце у девушки было недоброе, черное.
Привел сын молодую жену в дом. Невзлюбила она свекровь, сказала мужу:
- Пусть не ходит мать в хату, посели ее в сенях?
Поселил сын мать в сенях, запретил ходить в хату. Боялась мать показаться злой снохе на глаза. Но и этого показалось снохе мало. Говорит она мужу:
- Пересели мать в сарай!
Поселил сын мать в сарай.
Отдыхала однажды молодая красавица под цветущей яблоней и увидела, как мать вышла из сарая. Рассвирепела жена, прибежала к мужу:
- Если хочешь, чтобы я жила с тобой, убей мать, вынь из груди ее сердце и принеси мне.
Не дрогнуло сыновье сердце, околдовала его красота жены. Убил он мать, вынул из груди сердце, положил на кленовый лист – несет.
Трепещет материнское сердце. Споткнулся сын о камень, упал, ударился коленом, упало горячее материнское сердце на острый камень, окровавилось, встрепенулось и прошептало:
- сыночек мой родной, не больно ли ушиб колено? Присядь. Отдохни, потри ладонью ушибленное место. Зарыдал сын, схватил горячее материнское сердце ладонями, вложил сердце в растерзанную грудь, облил горячими слезами. Понял он, что никто не любил его так преданно и бескорыстно, как родная мать.
И столь огромной и неисчерпаемой была материнская любовь, столь глубоким и всесильным было желание материнского сердца видеть сына радостным и беззаботным, что ожило сердце, встала мать и прижала кудрявую голову сына к груди. Не мог возвратиться сын красавице-жене, постылой стала она ему. Не вернулась домой и мать. Пошли они вдвоем в степь и стали двумя курганами. И каждое утро восходящее солнце первым лучами озаряет вершины курганов…
Мама, мама! Прости меня. Потому что ты одна, только одна можешь меня прощать…(Олег Кошевой «Молодая гвардия)»
ПЕСНЯ Корнеева
Игровой блок.
Конкурс «МАМИНА РУКА»
Сколько добрых, ласковых слов сказано о маминых руках. Они
моют, готовят, стирают. Они ещё лечат, успокаивают, ласкают.
Смогут ли наши дети (мамы) узнать руки своих мам (детей)?
Задание – узнать мамину руку (руку ребёнка) на ощупь.
Конкурс «Узнай по плачу свою дочку или сына?
Уважаемые мамы, дети ваши выросли из пелёнок и ползунков, прошло то время, когда своим уа-уа они не давали вам спать, теперь и сами , случается, не уснете…
Позвольте вам напомнить то совсем не далёкое время. Ваши детки попытаются заплакать голосом младенца, а вы узнайте их по плачу.
Песня или Горецкая
Показ презентации
В чём счастье матери?
В чём счастье матери?(2 гр)
Счастье матери – это счастье ее детей. Потому она порой бывает строгой, взыскательной, ведь она понимает свою ответственность за сына или дочь, желает им добра, счастья. Мать – первый учитель и друг ребенка, причем самый близкий и верный. Не всегда мы ценим труд матери, воздаем ей должное, выражаем ей свои любовь и благодарность. А ведь ничто так не согревает душу, как добрые, ласковые слова дочери и сына.
Есть старая поговорка: «Мать носит дитя девять месяцев под сердцем и всю жизнь – у сердца». Помните всегда об этом, не обижайте своих мам, они не вечны, берегите их. Говорите теплые слова своим мамам, не только в день праздника, а постоянно. Заботьтесь о них, оберегая от волнения и бед.
Рефлексия
Полезен ли бы наш сегодняшний разговор?
Какие эмоции вызвал наш классный час? Какие впечатления?
О чём заставил задуматься ?
Стихотворение- наказ (Карагезова Л.)
Не обижайте матерей,
На матерей не обижайтесь.
Перед разлукой у дверей
Нежнее с ними попрощайтесь.
И уходить за поворот
Вы не спешите, не спешите,
И ей , стоящей у ворот,
Как можно дольше помашите.
Вздыхают матери в тиши,
В тиши ночей, в тиши тревожной.
Для них мы вечно малыши,
И с этим спорить невозможно .
Так будьте чуточку добрей,
Опекой их не раздражайтесь,
Не обижайте матерей,
На матерей не обижайтесь.
Они страдают от разлук,
И нам в дороге беспредельной
Без материнских добрых рук –
Как малыши без колыбельной.
Пишите письма им скорей
И слов высоких не стесняйтесь,
Не обижайте матерей,
На матерей не обижайтесь (В. Гин)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Классный час "Мама, милая мама моя"
Сценарий для проведения классного часа в 9 классе ко Дню матери....
Классный час "Мама, милая мама..."
Классный час "Мама, милая мама..." посвящен Международному женскому дню 8марта с целью воспитания у детей любви и уважения к своим мамам, бабушкам и , вообще, всем женщинам.Проводился в 10 классе....
Методическая разработка классного часа «Мама – ближе человека нет»
Методическая разработка содержит сценарий для проведения классного часа к Дню Матери в старших классах...
Роднее, чем мама , нет человека
Сценарий праздника ко дню матери в 7-8 классах...
Классный час "Мама, милая мама"
Классный час.Мама, милая мама.Цель: 1.Воспитывать любви к матери. 2.Связать личные чувства матери с произведением С.Есенин...
классный час "Мама-ближе человека нет"
Открытый классный час (духовно-нравственное воспитание)...
Методическая разработка классного часа «Мамы всякие важны, мамы всякие нужны»
Цель: поддержать бережное отношение к женщине – матери, укрепление устоев значимости семьи и роли матери – хозяйки, заступницы, хранительнице семейного очага....